В отличие от Киева, где княжеские монастыри были местом захоронения членов княжеских семей и потомков их основателей, в Северо-Восточной Руси такая практика не утвердилась и большая часть потомков Юрия Долгорукого была похоронена в созданном Андреем Боголюбским Успенском соборе и городских церквах, построенных ими. Особое положение имел с самого начала владимирский Княгинин монастырь, основанный Всеволодом Юрьевичем для его жены Марии, осетинки по происхождению, родившей ему 12 детей, за что он получил прозвище «Большое гнездо». Монастырь Успения Богородицы был заложен в 1200 г. , через два года после рождения младшего сына, и должен был, вероятно, стать местом, где княгине предстояло жить в роли вдовы, после смерти Всеволода. Но она постриглась и переселилась в него еще при нем, за 18 дней почувствовав приближение смерти . Этот монастырь стал усыпальницей княгинь — в нем еще при жизни Марии были похоронены ее сестра, бывшая замужем за новгородским князем Ярославом Владимировичем, и дочь , а затем вторая жена Всеволода, жена и дочь его внука Александра Невского и жена правнука Андрея Александровича (последняя умерла после 1304 г.). Собор Княгинина монастыря не служил всегда только этому монастырю, в 20-е годы XIII в. он получает более широкое значение: в 1227 г., как считает Воронин, именно в нем венчался девятнадцатилетний ростовский князь Василько Константинович, внук Всеволода , а в 1230 г. в нем были положены мощи и установлен культ убитого волжскими болгарами христианина Авраамия Болгарского , важный в связи с внешнеполитическими и идеологическими задачами Владимирского княжества. Княжеские женские монастыри известны также в Полоцке. Старший Спасский монастырь был основан вдовой князя Романа Всеславича после 1116 г., в нем затем постриглась и княжна Предслава-Ефросиния Ростиславна, внучка Всеслава Полоцкого. Другой женский Спасский монастырь, по Житию Ефросиний, был основан ею самой в Сельце, полученном ею от епископа до 1128 г. Вслед за Ефросинией в этом монастыре постриглись ее сестры Гордислава-Евдокия и Звенислава-Евпраксия .

http://sedmitza.ru/lib/text/438150/

Иосифа. В 3-е воскресенье по Пасхе совершается крестный ход вокруг мон. При мон. школа, рукодельная мастерская и больница. Николаевский , зашт., в г. Переяславле. Основан в XIV в. св. Димитрием Прилуцким (см. 11 фев.). Разоренный поляками в нач. XVII в., он вскоре восстановлен был схимонахом Дионисием († 1645 г.). Сначала он был мужским: в 1898 г. обращен в женский. Николо-Волосов ,. общ., в 17 в. от г. Владимира, при дер. Велисовой. Упоминается в XV в. В пол. XVIII в. был упразднен; в 1775 г. восстановлен; с 1877 г. был приписан к Боголюбову мон. Он был мужским, но в 1909 г. обращен в женский. Святоезерский Спасо-Преображенский Сенегский , общ., в 60 в. от г. Гороховца, в 10 в. от с. Нижнего Ландеха, при Святом озере. Основан в конце XIV в. и был мужским; в 1768 г. после пожара был упразднен; в 1860 г. здесь учрежден женский мон. Ему принадлежит часовня во имя св. Николая чудотворца в с. Нижнем Ландехе, с находящимися в ней местночтимой иконой св. Николая чудотворца и древним крестом. Солбинская-Николаевская пуст., общ., в 40 в. от г. Переяславля, на бер. р. Солбы. Существовала в XVI в.; в XVII в. разорена поляками; в 1711 г. возобновлена. В 1903 г. из мужской обращена в женскую. Здесь находится древняя весьма чтимая икона св. Николая чудотворца. Суздальский-Покровский , 1 кл., в г. Суздале. Основан в 1364 г. кн. Андреем Константиновичем Суздальским. В Покровском соборе покоится заключенная в мон. после развода царица Соломония, в иночестве София, первая супруга вел. кн. Василия Иоанновича. В ризнице сохраняются древние вещи, жертвованные Иоанном Грозным и другими лицами. При мон. богадельня для престарелых и больных монахинь. Суздальский-Ризположенский , 2 кл., в г. Суздале. Существует с 1207 г. Здесь почивают в соборном храме мощи св. кн. Евфросинии (см. 25 сент.). При мон. школа. К нему приписан Суздальский-Васильевский , зашт., в г. Суздале. Упоминается в XIII в.; был мужским; в 1899 г. обращен в женский. Соборный храм мон. во имя св. Василия Великого построен в 1669 г.; здесь находится замечательный серебряно-вызолоченный напрестольный крест, устроенный в 1673 г. Близ собора находится гробница блаженной Евдокии, юродствовавшей Христа ради в г. Суздале 50 л. и скончавшейся 22 дек. 1776 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Закрыть itemscope itemtype="" > Политическое завещание генерала М.К.Дитерихса 23.03.2004 895 Время на чтение 42 минут От редакции: Сегодня мы публикуем уникальный документ. Это собственноручное письмо генерал-лейтенанта Михаила Константиновича Дитерихса неизвестному адресату от 6 мая 1924 г., которое по справедливости может быть названо политическим завещанием этого выдающегося военного и государственного деятеля Царской России. Михаил Константинович Дитерихс не нуждается в особенном представлении православному читателю. Имя человека, возглавлявшего расследование обстоятельств злодейского убийства Святых Царственных Мучеников в Екатеринбурге, последнего вождя белого движения, провозгласившего на последней пяди русской земли во Владивостоке восстановление исторической монархической власти в России, известно всем православным русским людям. Но это письмо Дитерихса, написанное в эмиграции и обращенное фактически к нам, современным русским монархистам, доселе не публиковалось и потому представляет для нас особенный интерес. Письмо взято нами из книги " Генерал Дитерихс " , которая выйдет в свет в апреле текущего года в серии " Белые воины " . Серия издается стараниями московского православного общественного деятеля Александра Николаевича Алекаева, в этой серии уже были изданы книги о генералах С.Л. Маркове и В.О. Каппеле. Редактором и составителем книги о Дитерихсе является главный редактор альманаха " Белая Гвардия " , кандидат исторических наук Василий Цветков, биографическую статью которого о генерале РЛ также публикует сегодня. Ему удалось собрать немало других уникальных документов и фотоматериалов, в том числе из личного архива генерала Дитерихса, любезно предоставленных одним из его наследников генерала Андреем Анатольевичем Васильевым, проживающим ныне в Дании. Книга выйдет в Москве в издательстве " Посев " . Воистину Воскресе. Здесь с наступлением весны снова зашевелились разные организации и зазвенели в ушах различные слухи, толки, пересуды и сенсации, как это бывало каждый год.

http://ruskline.ru/analitika/2004/03/23/...

Сергия Пр. Ферапонт Белозерский (1426), ушедший с Кириллом, подвизавшийся на Белом озере не вдали от него. Им тоже основан там монастырь. Позднее, по просьбе кн. Андрея Можайского, он под Можайском построил Лужецкую обитель и почил в ней архимандритом. Ферапонтов монастырь знаменит иконной росписью Дионисия. В ту же эпоху созданы были и другие известные монастыри. Из Нижнего-Новгорода воссиял святостью Дионисий Суздальский , подвизавшийся в пещере на берегу Волги, около 1330 г. устроивший там Печерский монастырь. Учениками его были Пр. Евфимий Суздальский (1404), осн. Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале, и Пр. Макарий Желтоводский или Унженский (1444), с 12 лет подвизавшийся у св. Дионисия и основавший три обители в Костромских пределах. В Москве, наряду с упоминавшимися Чудовым, Вознесенским, Сретенским монастырями, основаны были семь новых монастырей. В Ростове новыми монастырями были: Григориевский или св. Григория Богослова , где принял пострижение св. Стефан, просветитель Перми; Зачатиевский Иаковлев, основанный ок. 1389 г. св. епископом Иаковом, и Рождественско Богородицкий, основание которого приписывается первому ростовскому архиепископу св. Феодору (1389–94). В Тверском княжестве воздвигнуты 11 новых монастырей, в Нижнем-Новгороде и его окрестностях четыре, вблизи Рязани два. В Костроме во второй половине XIV века крестившийся татарский князь Чет построил Ипатиевский монастырь. В Костромском крае возникло еще девять монастырей. В Суздали Спасо-Евфимиев мон. построен был в 1352 г., по просьбе кн. Бориса Константиновича, Пр. Евфимием; женский Покровский мон. сооружен в 1364 г. кн. Андреем Константиновичем. В Новгородской области местные летописи упоминают о прежних монастырях, из коих особенно известны Юрьевский, Антониев и Хутынский. В Новгороде и вблизи его св. архиепископ Моисей основал с 1335 по 1357 г. пять монастырей. Архиепископ Иоанн в 1407 г. два. Святитель Евфимий в 1432 г. монастырь 12-ти Апостолов. Упоминаются еще семь новых обителей. В числе новых обителей, основанных монашествующими, более всех известен Вознесенский Савво-Вишерский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Был назначен благочинным 2-й бригады Кавалерийского запаса 27 мая 1903 года и 57-й резервной пехотной бригады 21 января 1904 года. Иерей Василий был вдов, детей не имел. Проживал в наёмной квартире. «В походах и делах противу неприятеля не находился». В том же 1904 году 57-я резервная пехотная бригада (новое наименование 60-й) переводится к новому месту дислокации, а церковь становится приходской. Иерей Василий Константинович Борисоглебский постановлением Духовного правления при Протопресвитере военного и морского духовенства от 30 октября 1904 года оставлен на службе при сей же церкви. О главной святыне саратовского Свято-Троицкого кафедрального собора Протоиерей Михаил Беликов, преподаватель СПДС Главной святыней Троицкого собора на протяжении вот уже двух веков был и остаётся древний образ Спаса Нерукотворного, находящийся в настоящее время в нижней Успенской церкви и хранящийся в киоте у правого клироса. Никаких документальных сведений о написании этого образа, о его появлении и обстоятельствах пребывания в Саратове мы, к сожалению, не имеем. Существует сказание о том, «кем написана, откуда, когда и кем принесена в Саратов эта икона» 433 , записанное В.П. Соколовым в его книге «Саратовский Троицкий (старый) собор». Вот оно: «Эта икона представляет собою один из многочисленных снимков образа нерукотвореннаго Спаса, написанного на стене Троицкого собора в Сергиевой Лавре знаменитым чернецом-иконописцем Андреем Рублёвым († около 1450 г.), расписавшим лаврский собор... снимок этот сделан был по заказу стрельцов, которые привезли его с собою в левобережный Саратов, куда они посланы были „ради службы государевы“. Здесь, на месте нового местожительства своего они построили деревянный на каменном фундаменте храм во имя нерукотвореннаго Спаса и привезённый с собой из Москвы образ поставили в этом храме за престолом, у горнего места; затем, когда левобережный Саратов был перенесён на правый берег, стрельцы взяли образ с собою в „новый город“, где они также построили деревянный храм во имя св. Троицы, в котором и поместили свою святыню; когда же этот храм сгорел и решено было заменить его каменным в то же наименование, стрельцы перенесли сохранённую ими от пожара святыню в деревянную, современную построению города часовню, находившуюся за городом, за московскими воротами, там, где теперь Киновийская церковь ; наконец, после построения в 1695 г. каменного собора, образ нерукотвореннаго Спаса перенесён был из часовни в собор, где находится и по настоящее время» 434 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По описи 1741 года центральная глава пятиглавого собора «опаяна жестью, на ней крест железный золочен, четыре главы ошиты черепицею муравленою, кресты железные... На церкви крыша деревянная». В 1789 году тесовая кровля была заменена железной. Рядом с папертью выстроена колокольня, в которой находится усыпальница Иова. Успенский собор привлек к себе внимание историков архитектуры еще до революции, однако более полно он был исследован в 1920-х годах московским искусствоведом А.И. Некрасовым. После войны пострадавший в военное лихолетье храм вновь изучили и обмерили, а в 1960-х - 1970-х годах на основе этих материалов памятник был отреставрирован под руководством М.Б. Чернышева, и Успенскому собору в значительной мере были возвращены первоначальные формы. Описание храма в книге И. Крылова " Старица и её достопримечательности " 1914 года: Храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, самый древний в монастыре, построен Старицким князем Андреем Ивановичем в 1530 году, по образцу храма, стоящаго на Синайской горе. Храм весь сооружен из белаго тесанаго камня с пятью большими Главами; внутри храма, трехъярусный, византийскаго стиля иконостас, писанный в позднейшее время. Внизу храма находится подвальное помещение, из котораго в древности существовалъ подземный ход под Волгу, с выходом в городской Борисоглебский Собор, стоявший против монастыря на старом городище. Ход этот в настоящее время засыпан. У алтаря Успенской церкви, с левой стороны храма, была гробница над могилою князя Василия Константиновича Пронскаго, которая находится под полом того же храма около свечного ящика. Источник: сайт Православные Храмы Тверской Земли Как писал, опираясь на хранившиеся в монастыре документы, в конце XIX столетия настоятель Успенской обители игумен Арсений (Завьялов): " В начале XII столетия, именно в 1110 году, пришли на урочище Старый бор два инока из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним " . Постепенно вокруг них собралась братия, явившаяся тем зерном, из которого выросла впоследствии обширная обитель. В 1160-х годах, когда обителью управлял инок Феодорит, в монастыре был построен храм, освящённый в честь Успения Пресвятой Богородицы. " Самая церковь, - отмечает отец Арсений, - без сомнения, была деревянная. Храм предположено было создать во имя Успения Пречистыя, т. е. в то самое наименование, которое носила и носит доныне соборная церковь Киево-Печёрской Лавры " . На освящении собора присутствовал почётный гость - князь Андрей Боголюбский. О нём знали, что он " любил церкви украшати, монастыри созидати, кормилец бе чернецем и черницам и убогим " . После постройки Успенского собора обитель начала стремительно возвышаться. Вскоре ею уже управляли не простые иноки, а игумены. Число братии во второй половине XIII века возросло до полутора сотен человек. Однако расцвет продолжался недолго.

http://sobory.ru/article/?object=05517

Пришедшие в Иерусалим Эллины не решаются предстать пред лице Господа, не испросив на то предварительно Его позволения. Но и Филипп не осмеливается говорить об этом Господу, не посоветовавшись с первозванным Апостолом Андреем, который может быть был и старший летами среди учеников Господа 1227 . Но и оба Апостола вместе не смеют дать грекам позволения приблизиться к Господу, доколе Сам Господь, сего не разрешит. Указывая на это обстоятельство, Иоанн Златоуст в беседе 66 на Иоанна объясняет это тем, что Господь, в начале проповеди посылая учеников Своих, заповедовал им: «на путь язык не идите» 1228 ; посему они не были уверены, что Господь позволит язычникам предстать пред Себя, и ждут от Него решения сего вопроса. Но уже исполнилось слово: «во своя прииде и свои его не прияша» 1229 . Наступило время, когда «владыка дому рек: изыди на пути и халуги... да наполнится дом Мой» 1230 , ибо «брак убо готов есть, звании же не Быша достойни» 1231 . Посему, хотя это прямо не указано в Евангелии от Иоанна, – но из следующих слов Господа можно уразуметь, что пришедшие Эллины были допущены к Господу и слышали словеса благодати, исходящие изо уст Его 1232 . Ин.12:23 . Иисус же отвеща има, глаголя: прииде час, да прославится Сын человеческий: Ин.12:24 . Аминь, аминь глаголю вам, аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит: Господь избирает эту минуту, когда земная слава Чудотворца достигает своего апогея, чтобы напомнить ученикам, что скорбь и страдания и смерть увенчают эту славу и соделают ее вечною. «Прииде час, да прославится Сын человеческий», глаголет Он. Народ иерусалимский встретил Его на спуске горы Елеонской как царя своего; язычники с запада приходят поклониться тому по-видимому, который по древнему пророчеству Сивиллы, известному во всем языческом мире, должен был водворить последний век всеобщего счастия и мира 1233 ; а Господь воспоминает о Своих, необходимых для всего человечества, страданиях. В главе Ин. 11мы читаем, что перед смертию и воскресением Лазаря Господь говорил: «сия болезнь несть к смерти, но о славе Божии, да прославится Сын Божий ея ради». Здесь мы читаем: «прииде час, да прославится Сын человеческий». В первом событии прославлялась творческая сила Божия, явленная во второй Ипостаси Святыя Троицы, в Сыне; в настоящую минуту Господь глаголет о Сыне человеческом, о Боге, взявшем на Себя смиренный образ человеческий, да подъемлет на рамена Свои грехи человеческие, имея испить чашу смерти человеческой. И Иоанн Златоуст в 66 беседе на Иоанна говорит: « " прииде час» означает, что время уже идти на страдание, так как все уже исполнилось», и страданием должен был прославиться Сын человеческий, вознося и прославляя в теле Своем бренную плоть человеческую и соделывая человека, не в духе только, но и во плоти способным наследовать царствие Божие и именоваться по усыновлению чадом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Особенность обители этой составляет то, что, по завещанию прп. Евфросинии, в монастырь ее принимаются исключительно только девицы. Для замужних она устроила близ Ризположенского монастыря Троицкую обитель, которая существовала более 500 лет и в конце XVIII столетия была упразднена. При Ризположенском монастыре существует школа для девочек. Управляет обителью игуменья. Суздальский Покровский монастырь. Необщежительный Покровский монастырь находится в самом Суздале. Расположена обитель на берегу р. Каменки. Основан этот монастырь кн. Андреем Константиновичем в 1864 г. В бытность свою на Волге этот князь спасся от угрожавшей ему опасности погибнуть, и вот, в благодарность за свое избавлено от смерти, он просил в 1364 г. епископа Иоанна устроить обитель, а также и прп. Евфимия, жившего в Спасском монастыре, помочь ему в этом деле. Преподобный сам выбрал удобное место для построения обители против своего монастыря на другой стороне реки. Когда была устроена обитель, епископ Иоанн назначил настоятельницею его мать Св. Евфимия, которая до этого временя подвизалась в Суздальском Александровском монастыре. В Покровской обители три каменных храма: церковь в честь Покрова Богородицы, другая церковь Зачатиевская и третья – на святых вратах – Благовещенская. В Покровском храме под спудом почивают мощи княгини Соломонии (в схиме Софии). При монастыре существуют богадельня для престарелых и больных инокинь. Управляет обителью игуменья. Юрьевский Петропавловский монастырь близ Юрьева. Сначала эта обитель находилась внутри города Юрьева, при приходской Введенской церкви. Основан был монастырь на этом месте в половине XVII века и именовался Введенским. В 1871 году обитель эта была совершенно опустошена пожаром. И через три года при бесприходной загородной церкви Свв. апп. Петра и Павла в Юрьеве снова возник женский монастырь, названный Петропавловским. В обители этой два храма: холодный, в честь апостолов Петра и Павла, и теплый, во имя Успения Божией Матери. Обе эти церкви созданы в половине XIX столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Тут же Наумов в отписке 7 октября требует прислать к нему 4-х человек слуг с подводами и с кандалами и железами для отсылки к царю колодника Савки Рувинина (?), приведенного к нему с Вологды, где он пойман с письмом в великом Государевом деле. В отписке 21 октября он же требует к себе монастырских людей на Государев караул 10 человек и 5 человек для посылки (по ?) оговорных людей в Крестный монастырь, так как Московские стрельцы и слуги Ферапонтова монастыря разосланы для сыску оговорных людей в разные города и со стрелецким головою Андреем Веригиным, приезжавшим в Ферапонтов монастырь для Государевых страшных и великих дел, который взял под себя и, между прочим, под старца, что повез с собою к Москве 96 лошадей монастырских, кроме ямских. Он же, между прочим, уведомляет, что старец Никон запирается в получении присылок из Кириллова монастыря, и потому велит посылать с вещами людей грамотных, которые бы могли при отдаче прикладывать руки. Отписка его же, в которой пишет, что бывший Новоспасский Архимандрит Иосиф, находившийся при старце Никоне, сказал за собою Государево великое и страшное дело и оговорил черного дьякона Ферапонта, который был на Вологде у Симона Архиепископа, и которого посылает в Кириллов монастырь на сбережение. Он же требует к себе подьячего для письма и уведомляет, что келарь Ферапонтова монастыря вышел из его повиновения и в пьяном виде собрав товарищей, разбил Государев караул и сотника со стрельцами побил на голову. Также извещает, что Московских стрельцов в Ферапонтов монастырь прибавлено: Скл. 68. На документе В: С 3-го сентября 7177/1669 года по 14 июня 7178/1670 года. Отписка из Кириллова монастыря в монастырь Ферапонтов и из Ферапонтова в Кириллов. Первые от Архимандрита Никиты дворянину Стефану Наумову начальнику стрелецкого караула в Ферапонтов монастырь по делу Государеву, при которых присылаются туда на домашний обиход старца Никона, бывшего патриарха, по его требованию и царскому указу разные вещи, как то: свечи, ладан, вино, одежда, обувь, мастеровые люди, портные, сапожники, печники и проч., также железо свицкое, разные съестные припасы, семена овощные и проч., также на содержание его, Наумова и стрельцов жалованье, состоящее большею частью в съестных припасах – хлеб, говядина и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Беседа их настолько многогранна и интересна, что читатель, взявший в руки альманах, с удовольствием прочитает её до конца и захочет перечитывать вновь. В беседе упоминаются имена Распутина, Белова, Бурляева и многих других замечательных людей России. " Россия, - сказал Крупин, - страна, вписанная в Вечность. А мы - сыны России... Для русских Истина - Христос, другой не будет отныне и довеку, пока до этой истины мы не поднялись, будем копошиться в своих правдах " . Здесь напечатаны и отдельные рассказы Галины Крупиной: " Любовь спасающая " и " Встреча со сбывшейся мечтой " . Восемь страниц в альманахе предоставлены румынскому православному богослову Думитру Станилоэ. Его работа " Святоотеческое наследие " достойна не только прочтения, но и внимательного изучения. Интересны и поучительны беседы члена Союза литераторов России Андрея Сигутина с иереем Георгием Казанцевым о покаянии; с кандидатом богословия протоиереем Димитрием Моисеевым о православии и власти; с отцом Андреем Лобашинским о присутствии Божием; с казачьим атаманом Игорем Константиновичем Лизуновым о пути к Богу через ратоборство. Все интервью чётко вписываются в общую идею: " Человечество освятилось Богом " . Мы должны приложить усилия, чтобы воспользоваться даром Божьим - спасением, которое есть освобождение от духовного недуга, исцеление и преображение. Цель спасения - приближение и соединение человека с Богом, с Христом. Беседы Андрея Сигутина с разными священниками помогают читателю постичь глубину истин Православия, понять и полюбить его, открыть для себя спасительное предназначение многих Таинств. В альманахе также достойно представлены краеведческие художественные очерки Аллы Тагиевой: " Исторические реликвии Свято-Пафнутьева Боровского монастыря " , " 551 год прошёл с той поры, когда в глухом лесу на берегу быстрой холодной речушки Истерьмы основан монастырь " ; очерк " Княжий дар - колокольня " рассказывает, что " древнерусские храмы колоколен не имели... Колокольню подрядились вознести артельные люди из Малоярославца... Деньги дал князь К.О.Щербатов " .

http://ruskline.ru/analitika/2008/06/10/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010