Томск. Иоанно-Предтеченский Томский женский монастырь. Церковь Иннокентия, епископа Иркутского. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Иннокентьевская церковь Предтеченского монастыря в Томске. Архитекторы: 1861-1865 гг. - Ашемур А.А., 1861 г. - Македонский А.К. Кирпичная церковь, построенная в 1861-1865 гг. на средства томского купца Я.И. Петрова на монастырском кладбище. Однокупольная постройка в формах эклектики с трехъярусной колокольней под шпилем, выстроенная по образцу церкви в Колывани. Закрыта в 1929 г., сломана в 1951 г. http://svyatayarus.su/church/detail/51727/ Первоначальный проект храма был составлен томским губернским и епархиальным архитектором Андреем Константиновичем Македонским. Затем проект был переделан помощником архитектора Альфредом Александровичем Ашемуром: заказчик захотел увидеть постройку более изящной и вместительной. На продольной оси (запад- восток) храма последовательно расположены колокольня, трапезная и основной объем с апсидой. Центральный двусветный объем был перекрыт шлемовидным куполом на круглом барабане, завершенным в свою очередь узкой длинной шеей с луковкой. Купол окружали четыре главки также в форме луковиц. Изящная восьмигранная колокольня завершалась шлемовидным куполом с высоким шпилем. Нарядность постройки подчеркивали полукруглое завершение оконных проемов храма, яруса звона колокольни и арочное же оформление портала (главного входа в храм). Церковь построена в 1861–1865 годах на средства купца Якова Ивановича Петрова.Первоначально она задумывалась как приходская, но затем жертвователь передал храм возникшей женской общине, которая впоследствии была преобразована в монастырь. В храме имелись иконостас деревянный, крашеный под малахит с золоченой резьбой и резными царскими вратами, иконы, писанные масляными красками на досках (до 50 штук), в алтаре запрестольные икона Божией Матери и Крест под серебряной ризой и иконы масляные на досках (20 штук) и настенные росписи (масло), заклиросная икона в киоте святого Иоанна Златоуста и огромная икона «Нерукотворный образ». На колокольне Иннокентьевской церкви имелось восемь колоколов (из церковной описи 1925 г.).

http://sobory.ru/article/?object=34860

Простое же и скромное впечатление производил князь Гавриил Константинович. Очень высокий ростом, как все Константиновичи, некрасивый, но с добрым лицом, он пользовался симпатиями и ничем не проявлял своего династического происхождения. Был очень прост. Усердный богомолец, он посещал храм, где был митрополит Евлогий. Но сестра его жены, бывшей балерины, весьма симпатичная женщина (тоже, кажется, бывшая балерина, по мужу Ч.) посещала нашу патриаршую церковь в Париже. Отсюда можно сделать предположение, что и родственник ее - князь - не был против лояльного направления Матери-Церкви. Еще мне пришлось познакомиться с князем Андреем Владимировичем и его женой, бывшей балериной Кшесинской, а потом и с сыном их. И они были просты и тоже не величались династией. Она занималась балетным преподаванием и выглядела значительно моложе своих лет. Был однажды с архиепископом Владимиром у княгини Милицы Николаевны, жены Петра Николаевича, дочери князя Николая Черногорского. Она очень пополнела и угощала нас чаем, была весьма тактична и сдержанна. Я неумело напомнил о ее бывшем духовнике, архимандрите Феофане, имя которого было связано с Гр. Распутиным и первым его знакомством с династией именно через Милицу Николаевну. Но она дала мне понять, что ей нежелательно трогать старые больные раны. Слышал и знал о переписке княгини Ольги Александровны с Н. Н. Эта будто верила в жизнь бывшего царя. Была талантливой акварельной художницей. Еще слышал о княгине Татьяне Константиновне, сестре Гавриила. Она жила с детьми в Швейцарии и занималась фермой; доила коров, разводила огород, вела свое хозяйство одна, без прислуги. Однажды посетил ее митрополит Евлогий. Он рассказал, что после обеда маленькие дети ее начали чисто вылизывать тарелки. Удивленный, он спросил: зачем они делают это? " Мамочке будет потом легче мыть посуду " , - просто объяснили они. Доходили слухи и о князе Кирилле Владимировиче, который сначала объявил себя, как старший в роде Романовых, блюстителем императорского дома и кандидатом на русский престол, а впоследствии заявил и о своем императорстве. Но это произвело среди массы эмиграции впечатление пустого выстрела. Не только в России, но даже и среди заграницы никто этим не загорелся. Даже Карловацкий Синод не осмелился стать открыто на его сторону, продолжая считать его лишь великим князем. Но защитникам его императорства не запрещалось служить молебны о нем как императоре. За него целиком стала младоросская партия. Правые не очень любили князя Кирилла, вспоминая тот факт, когда он во главе морского экипажа с красным знаменем и бантом приветствовал революционную Думу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В ней 3 церкви; 1) Во имя Казанской Богородицы; 2) во имя Покрова Пресвятой Богородицы; 3) во имя Всех Святых. Покровский мужеский, заштатный, при загородном доме Астраханского Архиерея, при реке Луковке, расстоянием от Астрахани в 7 верстах. В нем Соборная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с двумя приделами; состоит под начальством Игумена. Покровский девичий, 3-го класса, в Воронеже; построен в 1623 году. В нем церковь Соборная во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя Смоленские Божией Матери. Покровский Ладинский женский, заштатный, Полтавской Епархии, при речке Ладинке. В нем Соборная церковь каменная во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский мужеский, заштатный, Рязанской Епархии, близ города Данкова. В нем церковь Соборная во имя Покрова Богородицы; колокольня, кельи и ограда каменные. Покровский мужеский, заштатный, в Москве, у Семеновской заставы; построен по Указу Царя Алексея Михайловича в 1655 году. В нем 2 церкви: 1) Во имя Всех Святых; 2) во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделами: во имя Святых Апостол Петра и Павла и во имя Святого Николая Чудотворца. Покровский мужеский, 3-го класса, степенью 16, Казанской Епархии, в Губернском городе Симбирске. В нем находится духовное училище. Состоит под управлением Архимандрита. Покровский Суздальский девичий, 1-го класса, степенью 5-й, Владимирской Епархии, в городе Суздале; построен в 1364 году Кн. Андреем Константиновичем Суздальским. В нем церковь каменная, построена тогда же, во имя Покрова Пресвятой Богородицы; монастырь сей достоин примечания как по древности своей, огромности и крепости здания, так и по богатству и великолепию находящейся в нем ризницы. Покровский мужеский, 3-го класса, Ярославской Епархии, в 3 верстах от города Углича, на берегу реки Волги; построен в 1492 году, потом по разорении его в 1609 году Поляками, возобновлен обывателями города Углича. В нем: 1) Церковь Соборная во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в которой почивают Св. мощи Преподобного Паисия, основателя сея обители, преставившегося в 1506 году июня 6 дня, с приделами во имя Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Ин.1:43 . Во утрий-же восхоте изыти в Галилею: и обрете Филиппа, и глагола ему: гряди по мне. Ин.1:44 . Бе же Филипп от Вифсаиды, от града Андреева и Петрова. Мы упоминали выше, что Господь пребывал где-то по близости от Иордана на пути от Вифавара в Галилею. Вифавар лежал обонпол Иордана, т. е. в части Палестины, называвшейся Переей. По всей вероятности однако путь от Вифавара в Галилею пролегал не за Иорданскою стороною, а по правой стороне реки по Самарии. Когда Евангелие говорит, что Господу угодно было «изыти в Галилею», то надо разуметь, что Господь хочет возвратиться в пределы области именуемой Галилеей 132 , а предел сей пролегал по долине Ездрелонской приблизительно на полградуса (около 50-ти верст) севернее Вифавара. Господь не встречает случайно Филиппа, а находит его. «Господь Сам избирает учеников» ( Ин. 15:16 ) «Отец дал их Сыну» ( Ин. 17:6 ). Где Господь находит Филиппа, мы не знаем; может быть даже в пределах уже Галилеи, куда шел Господь с Андреем и Симоном и Иоанном и, может быть, Иаковом. Мы также не знаем, кто был Филипп по происхождению, но нельзя не заметить, что имя его несомненно греческое 133 . Мы однако увидим ниже, что некоторые лица, как например Нафанаил, называются по своим прозвищам, а не именами своими. По поводу Вифсаиды, родины Филиппа и родины Петра и Андрея, надо указать, что было две Вифсаиды: одна Галилейская, о которой здесь речь, и другая Вифсаида Юлия на границе Галилеи и Переи (точнее Гаулана) к северу от озера Галилейского или Тивериадского. Последняя Вифсаида, Bethsaida Julia, стала городом лишь при тетрархе Филиппе, как указывает Флавий Иосиф (Antiq. Lib. 18, сар. 3). Эта последняя Вифсаида названа Юлией тетрархом Филиппом в честь дочери Августа. Она по-видимому не лежала около самого берега, хотя название Бетсаида означает «дом рыбы». Чудо умножения Господом хлебов и рыбы совершено близь этой второй Вифсаиды Юлии 134 . Вифсаида же Галилейская, «град Андреев и Петров от него же бе и Филипп», находилась на западном берегу озера вблизи Капернаума. Несомненно, что этот «дом рыбы» был древнейшим из двух одноименных поселений и назван Вифсаидой потому, что все население его занималось рыболовством.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Призванный князем Андреем Димитриевичем Можайским, которому принадлежало и Белоозеро, Ферапонт основал в Можайске новый монастырь Лужецкий, в котором и скончался архимандритом своей обители . Много и других лиц подвизались в Симоновом монастыре под руководством архимандрита Феодора. Строгое общежитие, установленное в Симоновом монастыре, служило образцом для других общежительных монастырей, основатели которых прежде жили в монастыре или посещали его. По окончании трудов по делам русской митрополии, архиепископ Феодор прибыль в Ростов и, поклонившись иконе Богоматери и мощам святителя Леонтия, занялся усердно новым пастырским служением. В мире и любви пребывал он с ростовским княжеским семейством и руководил его по пути благочестия. У сына тогдашнего ростовского князя Александра Константиновича Иоанна заболели глаза и он потерял зрение. Отец обратился к святителю Феодору и просил помолиться за больного. Феодор направил князей к мощам святого Леонтия в ростовскую соборную церковь, и, по совершении молебствия, больной князь исцелился и прозрел. Впоследствии, уже после кончины святителя Феодора, наученный сим пастырем, князь Иоанн, когда снова впал в очную болезнь, опять обращался с горячею молитвою к чудотворцу Леонтию и опять получил исцеление Архиепископ Феодор оставил также по себе память основанием в Ростове Рождественского девичьего монастыря, существующего и в настоящее время. О святителе Феодоре известно также, что он, будучи настоятелем Симонова монастыря, занимался иконописью и украсил своего письма иконами различные московские церкви Из всех Ростовских святителей Феодор первый поставлен был в сан архиепископа, каковой сан на Руси дотоле принадлежал только владыке древнего Новгорода Великого. Недолго святитель Феодор управлял Ростовскою паствою. Блаженная кончина его последовала 28 ноября 1395 года. Мощи его почивают под спудом в Ростовском Успенском соборе в юго-западном углу. Над ним устроена богато украшенная гробница под золотою сению Память святого мученика Иринарха Святой Иринарх происходил из города Севастии В юном возрасте он был палачом при мучениях святых мучеников. Во время истязания правителем Максимианом, при Диоклитиане, святых семи жен, Иринарх был просвещен благодатью Божиею: видя жен, мучимых ради Христа и посрамляющих мучителя, он дерзновенно исповедал Христа и назвал себя христианином. Тогда, по повелению правителя, он был ввержен в болото, откуда вышел невредимым, и затем в огненную печь, но и она не причинила ему никакого вреда. После этого его усекли мечем, в 303 году.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Особого внимания заслуживает красочное оформление книги: это иллюстрации, выполненные художником Андреем Мазиным, качественные репродукции известных картин и икон святого Сергия, а также оформленные, как старинные грамоты, вставки с краткой исторической справкой. Житие в отличие от исторической повести и любого другого художественного произведения рассказывает не о том, что случилось, а о том, что происходит снова и снова в момент чтения. Житие письменно, как икона визуально, утверждает духовную близость святого. Известный писатель Борис Зайцев создал особый вариант жития — житие в художественном осмыслении. Жизнеописание преподобного Сергия включено в сборник «Река времен». Борис Константинович перелагает те же факты, что были приведены и Епифанием Премудрым, и игуменом Никоном — жизнеописателями преподобного Сергия, но, пропуская через сердце, опытно переживая смысл этих фактов, он достигает в своей книге масштабных обобщений. Его емкие выводы по значению сконцентрированного в них смысла равны полноценному произведению. Так Б.Зайцев представляет себе облик святого Сергия: «Как удивительно естественно и незаметно все в нем! Отделяют пятьсот лет. О, если бы его увидеть, слышать. Думается, он ничем бы сразу и не поразил. Негромкий голос, тихие движения, лицо покойное, святого плотника великорусского. Такой он даже на иконе — через всю ея условность — образ невидного и обаятельного в задушевности своей пейзажа русского, русской души. В нем наши ржи и васильки, березы и зеркальность вод, ласточки и кресты и не сравнимое ни с чем благоухание России. Все — возведенное к предельной легкости, чистоте». Удивителен сам слог Бориса Зайцева, вот как пишет он о даре чудотворения, которого сподобился преподобный Сергий в зрелые годы: «Чудо есть праздник, зажигающий будни, ответ на любовь. Чудо — победа сверхалгебры, сверхгеометрии над алгеброй и геометрией школы. Вхождение чудесного в будни наши не говорит о том, что законы буден ложны. Они лишь — не единственны. То, что называем мы «чудесным» — совершенно «естественно» для мира высшего, чудесно же лишь для нас, живущих в буднях и считающих, что, кроме буден, ничего и нет. Для моллюска чудом было бы услышать музыку Бетховена…» Метафорический ряд естественно, не принуждая вводит читателя в атмосферу божественного, чудесного. Подвиги Преподобного осмысляются как ответ на любовь Христа.

http://pravmir.ru/malenkim-i-vzroslyim-o...

Сергий, Игумен пустынной Троицкой обители, был вызван из глубины лесов и послан объявить Владетелю Нижегородскому, чтобы он ехал судиться с братом к Димитрию Иоанновичу. Борис, утвержденный между тем на престоле Ханскою грамотою, ответствовал, что Князей судит Бог . Исполняя данное ему от Митрополита повеление, Сергий затворил все церкви в Нижнем; но и сия духовная казнь не имела действия. Надлежало привести в движение сильную рать Московскую: Димитрий Суздальский предводительствовал ею. Тогда Борис увидел необходимость повиноваться: выехал навстречу к брату, уступил ему Нижний и согласился взять один Городец; а Великий Князь, благодеянием привязав к себе Димитрия Константиновича, женился после на его дочери, Евдокии: свадьбу праздновали в Коломне со всеми пышными обрядами тогдашнего времени. Сие происшествие случилось в год ужасный для Москвы. Язва, описанная нами в княжение Симеоново, вторично посетила Россию. Во Пскове она возобновилась через 8 лет (и Князь Изборский, Евстафий, с двумя сыновьями был ее жертвою); а в 1364 году купцы и путешественники завезли оную из Бездежа в Нижний Новгород, в Коломну, в Переславль, где умирало в день от 20 до 100 человек. Летописцы говорят о свойстве и признаках болезни таким образом: «Вдруг ударит как ножом в сердце, в лопатку или между плечами; огонь пылает внутри; кровь течет горлом; выступает сильный пот и начинается дрожь. У других делаются железы, на шее, бедре, под скулою, пазухою или за лопаткою. Следствие одно: смерть неизбежная, скорая, но мучительная. Не успевали хоронить тел; едва десять здоровых приходилось на сто больных; несчастные издыхали без всякой помощи. В одну могилу зарывали семь, восемь и более трупов. Многие домы совсем опустели; в иных осталось по одному младенцу». В 1365 году зараза открылась в Ростове, Твери, Торжке: в первом городе скончались в одно время Князь Константин Васильевич, его супруга, Епископ Петр, а во втором вдовствующая Княгиня Александра Михайловича с тремя сыновьями, Всеволодом Холмским, Андреем, Владимиром, – их жены, также супруга и сын Константина Михайловича, Симеон, множество Вельмож и купцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

В исторической лит-ре многократно встречается, но никем из авторов не аргументируется нижняя граница возможного основания Зачатиевского мон-ря - 1355 г. Этот год действительно может быть выведен из летописных сведений, согласно к-рым кнг. Василиса род. в 1331 г., в 12-летнем возрасте (т. е. в 1343) вышла замуж за кн. Андрея Константиновича (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 132-133; Т. 18. С. 125-126; Присёлков. 1950. С. 414-415; Карамзин. ИГР. Т. 5. С. 225-226). Следов., к 1355 г., достигнув 24 лет, она могла выступить в качестве ктитора иноческой обители. Предположительно в 1-й пол. XVII в. на основе текста Степенной книги создана Пространная редакция Жития кнг. Вассы (в иночестве Феодоры) (см.: Романова. 2005. С. 608), в к-рой говорится об основании обители княгиней: «...и советова с мужем своим со князем Андреем Констянтиновичем, и своею казною созда в вотчине своей в Нижнем Новеграде вне града на брезе Волги, на устье Оки монастырь женскии и церковь камену в нем согради во имя Зачатия святыя Анны егда зачат святую Богородицу, и книгами и ризами и всякою церковною лепотою украси дивно зело и полезно слышати, и инокинь собра и келии согради и удовли их всякими потребами неоскудно» (Там же. С. 612). Мон-рь действительно находился близ устья р. Оки, на Нижнем посаде, «вне града», т. е. за кремлевской стеной, ок. Зачатиевской башни (Писцовая и переписная книги. 2011. Стб. 9). Но указание на строительство каменного монастырского храма в сер. XIV в. не содержится в более ранних источниках и противоречит описанию мон-ря 1621-1622 гг.: «...а на монастыре церковь Покрова Святые Богородицы да предел преподобнаго Михаила Малеина древяна клетцки, с трапезою». Кроме того, в мон-ре имелись колокольница, ограда со св. воротами и 36 келий (Там же. Стб. 40, 42). Каменная Зачатиевская ц. в этом источнике нач. 20-х гг. XVII в. еще не упоминается. К нач. XVII в. Зачатиевский мон-рь изобиловал «всякою церковною лепотою». В писцовой книге 1621-1622 гг. перечисляются 37 икон, из которых 21 или писана на золоте, или имела серебряные позолоченные оклады, венцы и привески-цаты.

http://pravenc.ru/text/2565212.html

Кроткий Иоанн уклонился от войны с Олегом, довольный освобождением своего Наместника, и терпеливо сносил ослушание Новогородцев, не хотевших быть ему подчиненными, до самого того времени, как Суздальский Князь, Константин Васильевич, ими любимый, скончался: тогда, уже не видя достойного соперника для Великого Князя, они приняли Наместников Иоанновых; а Чанибек утвердил Нижний, Городец и Суздаль за сыном Константиновым, Андреем: ибо самое ближайшее право наследственное для Владетелей Российских не имело силы без Ханского согласия. Так Иоанн Феодорович Стародубский по кончине старшего брата, Димитрия, ждал целый год грамоты Чанибековой, без коей он не мог назваться Князем сего Удела. гг.] Время Государей тихих редко бывает спокойно: ибо мягкосердечие их имеет вид слабости, благоприятной для внешних врагов и мятежников внутренних. Ольгерд, выдав дочь свою за Бориса Константиновича Суздальского, брата Андреева, и женив племянника, Димитрия Кориядовича, на дочери Великого Князя, старался, несмотря на то, более и более стеснять Россию. Смоленск и Брянск уже давно зависели некоторым образом от Литовского Княжения, как союзник слабый обыкновенно зависит от сильного: еще не довольный сим правом, Ольгерд хотел совершенно овладеть ими и взял в плен юного Князя Иоанна Васильевича, коего отец получил тогда от Хана грамоту на Удел Брянский. Василий скоро умер, и сей несчастный город, быв долгое время жертвою мятежного безначалия, наконец (в 1356 году) поддался Литве. Чтобы открыть себе путь к Тверскому и Московскому Княжению, Ольгерд занял было своим войском и городок Ржев; но Тверитяне и жители Можайска, встревоженные столь опасным намерением, спешили вооружиться и выгнали оттуда Литовцев. С другой стороны Андрей Ольгердович, Князь Полоцкий, все еще злобствовал на Псковитян, называя их вероломными изменниками: они также мстили ему за разбой разбоями в его области, предводимые мужественным Евстафием Изборским. Внутри России Муром, Тверь и Новгород страдали от междоусобия. Мы упоминали о Князе Юрии Ярославиче Муромском: родственник его Феодор Глебович, собрав многочисленную толпу людей (в 1355 году), изгнал Юрия, обольстив Бояр и вместе с знатнейшими из них поехал искать милости Ханской. Князь Юрий чрез неделю возвратился в Муром, взял остальных Бояр и также отправился к Чанибеку. В Орде был торжественный суд между ими. Феодор превозмог: Хан отдал ему не только Княжение, но и самого Юрия, скоро умершего в несчастии. Сим первым и последним раздором Князей Муромских заключилась их краткая история; род оных исчез, и столица, как увидим, присоединилась к Великому Княжению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

видимо, и заимствована мастером, Грубоватая техника кладки звонницы из крупного кирпича очень близка кладке надвратной Благовещенской церкви. Весьма вероятно, что строителями обоих зданий были местные суздальские зодчие, может быть, недавние плотники, учившиеся кирпичной стройке и внесшие в свои сооружения дух и навыки деревянной архитектуры. Таким образом, над созданием архитектурного ансамбля монастыря XVI века работало несколько мастеров или строительных артелей. Одними построен собор, другими — трапезная церковь, третьими — надвратный храм и часозвоня при трапезной. По книге Н.Н. Воронина «Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польский. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли» Суздальский-Покровский монастырь, 1 класса, в городе Суздале. Основан в 1364 году князем Андреем Константиновичем Суздальским. В Покровском соборе покоится заключенная в монастырь после развода царица Соломония, в иночестве София, первая супруга великого князя Василия Иоановича. В ризнице сохраняются древние вещи, жертвованные Иоанном Грозным и другими лицами. При монастыре богадельня для престарелых и больных монахинь. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Покровский монастырь был основан в 1364 г. на низком берегу Каменки, и со смотровой площадки возле Спасо-Евфимьева монастыря виден как на ладони. По легенде, он был основан во исполнение обета Андрея Константиновича, князя суздальского и нижегородского. Первые его строения и стены были деревянными, и от них ничего не сохранилось. В XV веке мимо стен небольшого в то время монастыря прошла одна из основных дорог, ведущая из Суздаля в Москву. В XVI веке князь Василий III жертвует монастырю большие суммы; на эти средства строятся сохранившиеся и поныне Покровский собор, Святые врата с церковью и колокольня. Вероятно, тогда же были построены кельи и ограда, которая не сохранилась. Существующая в наши дни ограда была построена в XVII веке. Во времена Василия III монастырь переживает наибольший подъем. Великий князь не напрасно оказывал ему такую поддержку: в 1525 г.

http://sobory.ru/article/?object=00192

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010