Закрыть К 90-летию со дня учреждения звания Героя Советского Союза 15.04.2024 17 Фото: предоставлено Музеем Победы Во вторник, 16 апреля, Музей Победы приглашает на онлайн-программу, которую приурочил к 90-летию со дня учреждения звания Героя Советского Союза. Интернет-пользователей ждут электронная выставка о летчиках, первых удостоенных этого высокого звания, тематический кинопоказ и виртуальная экскурсия. Программа будет доступна на сайте культурной площадки, сообщает пресс-служба Музея. «Герой Советского Союза – высшая степень отличия в СССР, которой удостаивали за совершение подвига или выдающиеся заслуги во время боевых действий, а также и в мирное время. Звание Героя Советского Союза было учреждено 16 апреля 1934 года. Всего этим званием были удостоены около 13 тысяч человек. Последний раз это звание присвоили 24 декабря 1991 года. С 20 марта 1992 года за особые заслуги перед государством и народом присваивается аналогичное звание Героя Российской Федерации», – рассказали в Музее Победы. Электронная выставка Музея Победы «Герои-Победители» расскажет о прославленных полярных лётчиках, которые впервые были удостоены звания Герой Советского Союза. Это Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Ливаневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнев, Михаил Водопьянов, Иван Доронин. Интернет-пользователи узнают историю беспрецедентной спасательной акции, проведенной в Арктике отважными летчиками. Экипаж и участники экспедиции парохода «Челюскин», потерпевшего крушение в северных водах, на два месяца оказались в ледяном плену. Но, благодаря усилиям советских авиаторов и экипажа парохода, все 104 человека были спасены. Виртуальные посетители узнают о ходе спасательной операции, о том, какой резонанс она получила за рубежом. В онлайн-выставку вошли около 100 уникальных материалов – фотографии, карты, документы, плакаты. Экспозиция подготовлена Музеем Победы совместно с историком авиации Андреем Симоновым и правнучкой Михаила Водопьянова Светланой Болдыревой. Онлайн-кинотеатр Музея Победы приглашает на просмотр документального фильма о полководце, четырежды удостоенного звания Героя Советского Союза. Историческая кинохроника «Георгий Константинович Жуков» РИА «Армия России» знакомит с биографией прославленного маршала.

http://ruskline.ru/politnews/2024/04/15/...

Призванный князем Андреем Димитриевичем Можайским, которому принадлежало и Белоозеро, Ферапонт основал в Можайске новый монастырь Лужецкий, в котором и скончался архимандритом своей обители [ 12 ]. Много и других лиц подвизались в Симоновом монастыре под руководством архимандрита Феодора. Строгое общежитие, установленное в Симоновом монастыре, служило образцом для других общежительных монастырей, основатели которых прежде жили в монастыре или посещали его. По окончании трудов по делам русской митрополии, архиепископ Феодор прибыль в Ростов и, поклонившись иконе Богоматери и мощам святителя Леонтия, занялся усердно новым пастырским служением. В мире и любви пребывал он с ростовским княжеским семейством и руководил его по пути благочестия. У сына тогдашнего ростовского князя Александра Константиновича Иоанна заболели глаза и он потерял зрение. Отец обратился к святителю Феодору и просил помолиться за больного. Феодор направил князей к мощам святого Леонтия в ростовскую соборную церковь, и, по совершении молебствия, больной князь исцелился и прозрел. Впоследствии, уже после кончины святителя Феодора, наученный сим пастырем, князь Иоанн, когда снова впал в очную болезнь, опять обращался с горячею молитвою к чудотворцу Леонтию и опять получил исцеление [ 13 ]. Архиепископ Феодор оставил также по себе память основанием в Ростове Рождественского девичьего монастыря, существующего и в настоящее время. О святителе Феодоре известно также, что он, будучи настоятелем Симонова монастыря, занимался иконописью и украсил своего письма иконами различные московские церкви [ 14 ]. Из всех Ростовских святителей Феодор первый поставлен был в сан архиепископа, каковой сан на Руси дотоле принадлежал только владыке древнего Новгорода Великого. Недолго святитель Феодор управлял Ростовскою паствою. Блаженная кончина его последовала 28 ноября 1395 года. Мощи его почивают под спудом в Ростовском Успенском соборе в юго-западном углу. Над ним устроена богато украшенная гробница под золотою сению [ 15 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

NN Лукьяновна, за князем Иваном Алексеевичем Воротынским Иван Игнатьевич Григорий Игнатьевич Василий Иванович Никита Константинович, боярин Фёдор Леонтьевич Афанасий Яковлевич Родион Матвеевич, боярин † 1687; женат: 1) на Марфе Семёновне NN; 2) на Марие Ивановне Салтыковой † 1681 (все дети от 2-го брака) Иван Матвеевич, боярин Яков Михайлович Пётр Михайлович Григорий Михайлович Иван Михайлович Андрей Иванович Иван Иванович Фёдор Иванович Иван Иванович Тимофей Иванович Афанасий Ильич КОЛЕНО VIII: Богдан Иванович Тихон Никитич, боярин и сенатор, рождение 1649 † 1719 Леонтий Афанасьевич Иван Родонович, рождение 1665 † 14 августа 1722; женат на Наталие Львовне Вельяминовой-Зерновой, рождение 1674 † 1733 Дарья Родионовна † 1720, за князем Фёдором Ивановичем Троекуровым † 1693 Дмитрий Яковлевич, окольничий Иван Иванович Василий Фёдорович, окольничий Богдан Афанасьевич КОЛЕНО IX: Фёдор Богданович Иван Богданович Иван Тихонович, полковник Елена Тихоновна † 1706, за князем Иваном Ивановичем Куракиным Михайло Иванович Николай Иванович , генерал-майор и гвардии майор, рождение 23 апреля 1706 † 5 мая 1745; женат на княжне Наталие Алексеевне Шаховской, (овдовев, вышла за Фёдора Богдановича Пассека) Василий Иванович, сенатор и Святого Александра Невского кавалер, рождение 2 марта 1707 † 15 декабря 1782; женат на Анастасие Никитишне Шереметевой, рождённой Миклашевской, рождение 4 марта 1729 † 6 сентября 1785 Пётр Иванович, генерал-аншеф и Святого Александра Невского кавалер, рождение 24 мая 1711 † 5 сентября 1771; женат на Наталие Петровне Яковлевой † 1758 Марфа Ивановна, рождение 1698 † 1781, за вице-канцлером и генерал-адмиралом графом Андреем Ивановичем Остерманом † 1747 Прасковья Ивановна, за действительным тайным советником князем Иваном Андреевичем Щербатовым КОЛЕНО X: София Ивановна † 1739, за адмиралом князем Борисом Васильевичем Голицыным Иван Николаевич, полковник † 12 ноября 1802, последний в роде Стрешневых Иван Петрович Елисавета Петровна, рождение 21 февраля 1751 † 4 декабря 1837, за генерал-аншефом Фёдором Ивановичем Глебовым † 1799

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СУЗДАЛЬСКИЙ ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Суздальский Покровский монастырь В 1364 году святым благоверным князем Андреем Константиновичем Суздальско-Нижегородским в Суздале на правом берегу небольшой реки Каменки был выстроен Покровский девичий монастырь. Он стал одним из многих обителей, основанных на Руси в эпоху духовного расцвета, связанного с именем преподобного Сергия. Большое значение в становлении Покровского монастыря имел «собеседник и спостник» великого Радонежского игумена преподобный Евфимий Суздальский . Благодаря его отеческим наставлениям и высокому примеру жизни Покровская обитель скоро стала известна строгой жизнью своих монахинь. Сохранились пророческие слова, сказанные о ней преподобным Евфимием: «В грядущии дни, по нашем к Богу отшествии, распространится обитель Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Покрова, и будет славной во все концы земли Русской». Временем духовного процветания стал для Покровского монастыря XVI век. В тот период здесь подвизалась преподобная София Суздальская , в миру великая княгиня московская Соломония Сабурова. Ее святое житие привлекло в монастырь многих представительниц княжеских и боярских родов, на эту обитель обратили тогда внимание и царственные самодержцы. Со времени пребывания преподобной Софии Покровский монастырь в Суздале вплоть до XVIII века будет местом пострижения, монашеского подвига и упокоения многих именитых особ, в числе которых супруга Ивана Грозного царица Анна, супруга Василия Шуйского царица Екатерина, супруга Петра I Евдокия Федоровна Лопухина и другие. Около 1509 года монастырь посетил великий князь московский Василий III . Он сделал сюда дорогие вклады, а в 1510 году начал в монастыре большое каменное строительство. К 1515 году были выстроены надвратная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и колокольня с храмом Происхождения Древ Креста Господня. Каменное строительство продолжалось в монастыре и в середине XVI века. При игумении Василисе была выстроена теплая Зачатьевская церковь.

http://drevo-info.ru/articles/12083.html

Иногда употреблял оружие, иногда родственные связи, покупку, убеждения. Он требовал, чтобы и остальные князья его слушались. С татарами же умел мирно ладить и этим доставил успокоение измученной Русской земле. «С тех пор, как сел он на Великое Княжение, – говорит летописец, – бысть тишина велика по всей русской земле на сорок лет и престаша татарове воевати Русскую землю». Иоанна в его деятельности поддерживал преемник св. Петра – св. митрополит Феогност. Когда бывший Великий Князь Александр Тверской отказал в повиновении Иоанну и укрылся в Пскове, митрополит Феогност отлучил псковитян от Церкви, чем заставил Александра покориться. Перед смертью Иоанн Калита разделил своё княжество трём своим сыновьям, город же Москву завещал им всем. После его смерти хан утвердил в Великом Княжении его старшего сына Симеона (1341 г.). Симеон не только продолжал объединение Русской земли вокруг Москвы, но и весьма властно обращался с остальными князьями, которые прозвали его за это Гордым. С братьями своими, Иоанном и Андреем, он заключил договор, скреплённый крестным целованием на гробе отца, о том, чтобы действовать им во всём сообща и заодно. Братья обещались держать Симеона «в отца вместо», а он – советоваться с ними в важных делах. В этом договоре в первый раз удельные князья, обращаясь к Великому Князю, называют его: «Господин Великий Князь». В 1353 году от моровой язвы скончались Великий Князь Симеон и младший брат Андрей. Удел Андрея перешел к его маленькому сыну Владимиру, среднему брату Иоанну, соединившему, таким образом, в своих руках две трети Московского Княжества и получившему от хана ярлык на Великое Княжение. Представитель старшей линии, князь Константин Васильевич Суздальский, пытался было сам сделаться Великим Князем, но безуспешно. Иоанн Иоаннович был Великим Князем в течение шести лет, заслужив наименование Кроткий. Умирая, он оставил двух сыновей, из коих старшему Димитрию было девять лет, и которые наследовали его удел. Старший из Суздальских князей, Андрей Константинович не захотел искать Великого Княжения: он видел, что на Руси устанавливается уже новый порядок, и идти против него считал лишь тратой времени и средств.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Борьба княжеств Сев.-Вост. Руси с Мамаевой Ордой длилась с переменным успехом начиная с 1374 г., когда «князю великому Дмитрию Московьскому бышеть розмирие с Тотары и с Мамаем» (ПСРЛ. 2000. Т. 15. Вып. 1. Стб. 106). По-видимому, решение об открытой вооруженной борьбе против правителей «Мамаевой Орды», их союзников и об отказе в уплате им всех видов дани было принято русскими князьями во время княжеского съезда в Переяславле Залесском, куда «отъвсюду съехашася князи и бояре, и бысть радость велика в граде» (Там же. Стб. 108). Помимо вел. кн. Димитрия Иоанновича и его семьи (во время съезда 26 нояб. 1374 родился кн. Георгий (Юрий) Димитриевич , крещенный прп. Сергием Радонежским) в город приехал Нижегородско-Суздальский вел. кн. Димитрий (Фома) Константинович с братьями и сыновьями, среди др. князей могли быть Белозерский кн. Федор Романович, Ярославский вел. кн. Василий Васильевич с братьями, ростовские князья во главе с кн. Андреем Федоровичем. Многие из этих князей в кон. авг.- нач. сент. 1375 г. приняли участие в общерус. походе на сторонника «Мамаевой Орды» блгв. вел. кн. Тверского Михаила Александровича , к-рый после осады Твери был вынужден капитулировать и заключить новый, невыгодный для себя договор с Москвой. Прп. Сергий Радонежский встречает Московского вел. кн. св. Димитрия после победы над Мамаем и служит заупокойную литургию по всем убиенным на Куликовом поле. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21/М. 8663. Л. 245) Прп. Сергий Радонежский встречает Московского вел. кн. св. Димитрия после победы над Мамаем и служит заупокойную литургию по всем убиенным на Куликовом поле. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21/М. 8663. Л. 245) Дальнейшее противостояние с «Мамаевой Ордой» включало поход на Волжскую Булгарию в 1376/77 г., сражения на р. Пьяне в 1377 г., в к-ром рус. войска потерпели поражение, и на р. Воже 11 авг. 1378 г. и др. По обоснованной гипотезе В. А. Кучкина , перед битвой на Воже, когда московские войска с союзниками одержали победу над ордынским эмиром Бегичем, Димитрий Иоаннович получил благословение на это сражение от прп. Сергия Радонежского во время поездки в Троицкий мон-рь (см. ст. Троице-Сергиева лавра ).

http://pravenc.ru/text/2462231.html

ЛУКИАНОВА, пуст. муж. отстоящая от уездного города Александрова в 10, а от Переславля-Залеского в 25 верстах. Она основана в 1594 году, и была сначала известна под названием Богородицкой по церкви Рождества Богоматери, которая построена деревянная священником Григорием, по благословению патриарха Иова. Впоследствии времени церковь эта и обитель перенесены на нынешнее место, на урочище, называемое исстари Псковитиново Раменье. После разорения в XVII веке поляками, монастырь возобновлен, в 1640 году, строителем иеромонахом Лукианом, почему обитель с тех пор и стала именоваться Лукиановой. – Ныне здесь три церкви: 1) соб. Рождества Богородицы, существовавшая сначала, как выше сказано, с 1594 деревянная, вместо коей, в 1648 году, по желанию вкладчиков, Александра Феодорова Баркова и Тимофея Николаева, сооружена такая же вновь; а нынешняя каменная построена в 1707 году, по благословению Блюстителя Патриаршего Престола, митрополита Стефана Яворского . 2) Великомученицы Екатерины, теплая; построена в 1713 году. 3) Больничная, Богоявления Господня, с приделом Феодора Стратилата, существует с 1680 года. Все здания этой обители, также и ограда с башнями, каменные. В день Рождества Богородицы, 8 сентября, бывает при обители ярмарка. ПОКРОВСКИЙ, женский 1 класса, в уездном городе Суздале. Основан в 1364 году В. К. Нижегородским и Суздальским, Андреем Константиновичем. Здешняя соб. церковь , Покрова Богородицы, построена в одно время с монастырем. В ней показывают гробницу первой супруги В. К. Василия Иоанновича, княгини Соломонии (в иночестве Софии) Юрьевны, урожденной Сабуровой, местно-чтимой за богоугодную жизнь, которая 17 лет пребыла здесь в подвигах иночества и скончалась 16 декабря 1542 года. Тут же, как некоторые летописцы утверждают, схоронена пятая супруга царя Иоанна Васильевича, Анна, из фамилии Васильчиковых. – Здесь в обители, жили: царица Мария (в иноч. Елена), супруга царя Василия Иоанновича Шуйского, и царица Евдокия, первая супруга Петра Великого, которая с 1698 содержалась в заточении и пострижена в иночество; а потом, за участие в деле сына ее, царевича Алексия Петровича, переведена в старую Ладогу, потом в Шлиссельбургскую крепость, откуда возвращена в Москву внуком ее, императором Петром II.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Особенно выдающееся собрание «помянных» икон было в ризнице Покровского женского монастыря в Суздале. Как известно, монастырь этот, основанный еще в XIV в. князем Андреем Константиновичем, братом князя Дмитрия Суздальского, по прозванию Ноготь, по благословению прп. Евфимия Суздальского стал княжеским монастырем, в котором принимали, по обычаю, иночество перед смертью женщины из княжеского рода, а также и усыпальницей рода князей Суздальских и их потомков – Ногтевых, Татевых, Горбатых, Сицких, Бельских, Нагих и др. Описи Покровского Суздальского монастыря, как древнейшие от 1597г., так и позднейшие от 1651г., перечисляют десятки икон Божией Матери: местные, моленные, все украшенные золоченой басмой, сканными венцами, жемчужными ряснами, подвесками, цатами, пеленами и пр.; все эти иконы Пречистой Богородицы были оставляемы княжнами и княгинями или их родными на память и поминание после их смерти в монастыре. Часть этих икон, сохранившаяся в ризнице, была поднесена обителью в 1913г. императору Николаю II во время его пребывания в Суздале и передана в Русский музей. Оклад иконы «Богоматерь всех скорбящих Радость». 1825г. Музей икон в Реклингхаузене. Германия Для понимания иконы важно поставить вопрос о типах иконных украшений, или «иконном уборе», игравшем в лучшую пору иконописи особо важную роль. Прежде всего, надо отличать подуборную икону от живописной, как выражаются иконописцы: так, например, бледный палевый фон икон конца XIV в. и начала XV в., сам подражая матовой позолоте, назначался собственно под золоченную и «сканную» басму, тогда как темно-зеленая «земля» или фон и такая же «опушка» дорогих работ Прокопия Чирина были рассчитаны на серебряную, золоченую ризу и такой же оклад, под которым неудобно было делать светлые фоны. Мало того: все знатоки иконной старины хорошо знали, как выигрывают тонкие письма XVI в. в крохотных образках Богоматери «Умиления» или Смоленской Одигитрии, когда эти иконы сохранили еще полные свои уборы, и сканные венцы с яхонтами и изумрудами, и сканные позолоченные поля, и драгоценные оклады, и даже покрывающие их жемчужные «рясны» и «обнизи», и «саженье».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Здесь же, в Симоновом монастыре, при архимандрите Феодоре, принял пострижение молодой Волоколамский дворянин Феодор Поскочин, названный в иночестве Ферапонтом. Подобно Кириллу, он прославился своим подвижничеством и был известен Сергию Радонежскому. Вместе с своим другом Кириллом он удалился в Белозерский край и основал там монастырь, который стал известен под именем Ферапонтова. Призванный князем Андреем Димитриевичем Можайским, которому принадлежало и Белоозеро, Ферапонт основал в Можайске новый монастырь Лужецкий, в котором и скончался архимандритом своей обители 7814 . Много и других лиц подвизались в Симоновом монастыре под руководством архимандрита Феодора. Строгое общежитие, установленное в Симоновом монастыре, служило образцом для других общежительных монастырей, основатели которых прежде жили в монастыре или посещали его. По окончании трудов по делам русской митрополии, архиепископ Феодор прибыл в Ростов и, поклонившись иконе Богоматери и мощам святителя Леонтия, занялся усердно новым пастырским служением. В мире и любви пребывал он с ростовским княжеским семейством и руководил его по пути благочестия. У сына тогдашнего ростовского князя Александра Константиновича Иоанна заболели глаза и он потерял зрение. Отец обратился к святителю Феодору и просил помолиться за больного. Феодор направил князей к мощам святого Леонтия в ростовскую соборную церковь , и, по совершении молебствия, больной князь исцелился и прозрел. Впоследствии, уже после кончины святителя Феодора, наученный сим пастырем, князь Иоанн, когда снова впал в очную болезнь, опять обращался с горячею молитвою к чудотворцу Леонтию и опять получил исцеление 7815 . Архиепископ Феодор оставил также по себе память основанием в Ростове Рождественского девичьего монастыря, существующего и в настоящее время. О святителе Феодоре известно также, что он, будучи настоятелем Симонова монастыря, занимался иконописью и украсил своего письма иконами различные московские церкви 7816 . Из всех Ростовских святителей Феодор первый поставлен был в сан архиепископа, каковой сан на Руси дотоле принадлежал только владыке древнего Новгорода Великого. Недолго святитель Феодор управлял Ростовскою паствою. Блаженная кончина его последовала 28 ноября 1395 года. Мощи его почивают под спудом в Ростовском Успенском соборе в юго-западном углу. Над ним устроена богато украшенная гробница под золотою сению 7817 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Указ Московскому духовно-цензурному комитету был послан 31 марта 1892 года за 1367 274 . Автор указан на обложке изданного акафиста, где напечатано следующее объяснение: «Составлен Харьковской губернии Змиевского уезда села Высочиновки помещиком, губернским секретарем Андреем Феодоровичем Ковалевским 1883 года 13 июня для Корнилиева Комельского монастыря и молитвенного поминовения в нем потрудившегося раба Божия Андрея и усопших родителей его Феодора и Александры». 108 Акафист Пресвятой Богородице ради чудотворного Ее образа «Нечаянная Радость» В феврале 1891 года священник Московской Благовещенской, на Житном дворе в Кремле, церкви Николай Константинович Лебедев представил в Московский духовно-цензурный комитет составленные им службы и акафист Божией Матери в честь иконы Ее, именуемой «Нечаянная Радость», с просьбой разрешить их напечатание. Московский духовно-цензурный комитет по рассмотрении их нашел, что «как служба, так и акафист проникнуты благоговейными чувствами, исполнены назидания для молящихся и вполне верны историческому сказанию об иконе, именуемой «Нечаянная Радость», и церковно-богослужебным прославлениям Богоматери. Внешняя форма службы и акафиста соблюдена в точности согласно принятой Православной Церковью; язык правильный, церковнославянский, за исключением немногих слов, кои исправлены». Акафист был представлен на благоусмотрение Святейшего Синода при донесении комитета от 21 марта 1891 года за 580. Святейший Синод поручил рассмотреть акафист митрополиту Киевскому Иоанникию. Высокопреосвященный Иоанникий 15 марта 1893 года за 904 доносил Святейшему Синоду, что он не находит препятствий к напечатанию рукописи. 9/16 апреля 1893 года за 796 Святейший Синод определил: «Представленную Московским духовно-цензурным комитетом рукопись – служба и акафист Пресвятой Богородице ради чудотворного Ее образа «Нечаянная Радость» – разрешить к напечатанию». Указ Московскому духовно-цензурному комитету был послан 19 апреля 1893 года за 1576 275 . 109 Акафист свв. мученицам Вере, Надежде и Любови и матери их Софии

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010