Впервые мы видим Иоанна на берегу Иордана, когда он был учеником и последователем Иоанна Крестителя ( Ин. 1:36, 37 ). Иоанн Креститель был проповедником правды ( Мф. 3:15 ), а потому учение его привлекло к себе немедленно чистую душу Иоанна, будущего Богослова. Но здесь на Иордане является Тот, которому, по выражению Крестителя, он недостоин развязать ремень обуви ( Ин. 1:28 ); Креститель указывает на Него и говорит: «се Агнец Божий, который берет на Себя грех мира»... Он есть крестящий Духом Святым... Сей есть Сын Божий ( Ин. 1:29, 33, 34 ). Тогда Андрей и с ним Иоанн идут за Господом ( Ин. 1:37, 40 ). Здесь кстати заметить, что призвание на служение Симона и Андрея, Иакова и Иоанна, записанное в трех первых Евангелиях ( Мф. 4:18–22 ; Мк. 1:16–20 ; Лк. 5:4, 10 ), есть событие несколько позднейшее. Впервые эти Апостолы узнали Господа на Иордане, а на озере Генисаретском они получили уже повеление следовать за Ним. В тот же день, когда Иоанн с Андреем впервые видят Господа, они принимаются в то убежище, где пребывал около Иордана Господь, и впервые беседуют с Ним и слышат благодатные слова из уст Его. Мы не знаем однако, сопровождают ли они Господа до Галилеи, куда Господь идет, возвращаясь из пустыни, где был искушен, мимо того места, где крестил Иоанн. Об этом ничего не сказано в первой главе Ев. от Иоанна. Но в главе 2указание, что Господь в Кане Галилейской был зван на брак «с учениками», как бы указывает, что путь от Иордана к Кане Господь совершил, сопутствуемый теми, которые удостоились узнать Его на Иордане. Но потом, по всей вероятности, Господь приказал им отправиться по домам и приняться за обычные занятия впредь до их призвания. Поэтому следующее известие об Иоанне мы встречаем в Евангелии от Матфея ( Матф. 4:18–22 и парал.) когда он с братом и отцом, как и Андрей и Симон, занимаются рыболовством и когда по слову Господа они оставляют все и делаются «ловцами человеков». Евангелия и первых трех Евангелистов и самого Иоанна выясняют нам совершенно огненную, верующую, любящую и иногда увлекающуюся натуру Евангелиста Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

При игумене-же Кассиане был, вероятно, приобретен и двор на Вологде 964 (а быть может и на Белоозере 965 , и состоялся обмен земель между старцем Игнатьем (по поручении игумена Кассиана) и «Троицким» игуменом Михаилом (т. е. игуменом Троицкого Устьшехонского монастыря). Взамен «Темешинского (или Темушинского) наволока да Олинской пожни на усть Бородавы», Кириллов монастырь получил «наволок Юрьевской на Шексне против пожни» 966 . Таким образом в игуменство Кассиана к монастырской вотчине были присоединены: на Белоозере – 7 деревень, 21 пустошь, 8 пожней, 1 починок, 1 наволок и 1 землица; на Вологде – 1 село, 19 пустошей, 2 пожни и 1 починок, и дворы: на Москве, в Дмитрове и на Вологде (и, быть может, на Белоозере). В течение однолетнего игуменства Филофея было сделано лишь одно приобретение в Белозерском княжестве, где от князя Михаила Андреевича был получен в виде вклада «на Ковже на Коневском» – наволок в 400 копен сена 967 . При следующем игумене Игнатье (1471–1475) Вологодские владения монастыря увеличились пожнею «на 200 копен», приданною князем Андреем Васильевичем к пустошам Карачевским 968 , по реке Порозобице (на север от Кубенского озера). На Белоозере же в собственность монастыря поступили: Карголомская деревня Сырнево, пожертвованная князем Иваном Федоровичем Карголомским 969 , пустошь Фаустовская и «поженки» при ней, пожертвованные Василием Алексеевым сыном Горбова (в межах с князем Иваном Карголомским и с Ферапонтовскими старцами 970 , земли кирилловского старца Авраамия (в миру – Афанасия Данилова сына Внукова) на «усть Вашкийцы», где стояла « церковь Живоначальная Троица, да деревня Соврасовская, да Гридкина деревня на нове и с пожнями и с лесы» (у реке Мунге на восточном берегу Белого озера), «да у Белоозера Князьская пожня» 971 , «Копановские пожни» у Шексны «и с островом» (вклад Ивана Григорьевича Монастырева 972 , деревня Ильинская, «да сельцо Сороцынское» «да к той-же деревне пожня за Шексною против мостища» (вклад Ивана Александрова сына Давидовича Кнутова 973 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Но совершается это в одном лишь этом монастыре – возле места чудовищного преступления. А – в остальных, которым несть числа на территории Российской Федерации? Осенью 2009 года я участвовала в паломнической поездке Пермь – Чердынь –Ныроб. Ехали к трагическому месту – земляной яме, где в 1602 году, по велению Бориса Годунова, был замучен и убит один из первых Романовых – Михаил Никитич. В Никольском храме Ныроба ежегодно совершается посвящённая этому событию Божественная литургия. Путь нескорый, и на половине его, в Чердыни, паломники обычно останавливаются. В день, отведённый на передышку, состоялась представительная конференция. За почётным столом сидели представители духовенства, в зале – краеведы, учёные, библиотекари, жители селения. На мой вопрос, обращённый к иерархам, - о канонизации ВСЕХ Алапаевских мучеников последовал встречный. «А что, мол, вы знаете о чудотворениях их останков? Ведь коли нет чудотворений, так и прославлять оных мучеников не положено». Слушала уважаемый синклит и думала, что тема «председательствующим» глубоко безразлична. Иначе они знали бы и о нетлении тел, и о незабудке во гробе князя Игоря, и о чудесном избавлении от неотвратимых, казалось бы, опасностей в их посмертном пути… Сегодня могла бы добавить, что в 2014 году, в феврале, замироточила икона КНЯЗЯ ПАЛЕЯ, выполненная по моей просьбе Андреем Авдеевым в технике горячей эмали. Продвинулось ли с упомянутых мною пор дело о канонизации всех Алапаевских мучеников? Продвинулось. В обратную сторону. Два года назад я получила письмо от некоей матушки Евстафии, причастной к Епархиальной комиссии по канонизации, созданной в Екатеринбурге в 1995 году «на базе церковно-исторического кабинета Ново-Тихвинского женского монастыря». В письме содержалась просьба – переслать Комиссии мою книгу «Августейший поэт» (изд. «Вече», М. 2013г.), в которой содержались сведения о праведной жизни и трагической смерти сыновей Великого князя Константина Константиновича – князей Иоанна, Игоря, Константина, и там же – была публикация другой моей книги: «Князь Владимир Палей из рода Романовых. Поэт. Мученик. Святой. Жизнь и житие». Книгу незамедлительно переслала.

http://ruskline.ru/analitika/2017/11/28/...

VIII) Константин II Борисович, третий сын Бориса-Ярослава Васильковича, князя Ростовского, и княгини Марии Ярославны Муромской, родился 30 июля 1255 года, женат был два раза. Первая жена его, неизвестная по имени 7 , померла в 1299 году; от нее были дети: Александр князь Угличский, Василий (род. в 1291 году, † около 1316 г.) и, кажется, дочь (в 1297 году вышедшая в замужество за Юрия III Даниловича, Великого Князя Московского с 1319 г. по 1322 г.) 8 ;вторая жена его из Орды, дочь какого то «Кутлукорткы»; с 1286 г. князь Ростовский; в 1293 г. князь Угличский; а в 1294 г. снова князь Ростовский; † в Орде в 1307 году IX) Александр II Константинович, первый сын Константина II Борисовича, князя Ростовского и Угличского и княгини, неизвестной по имени, родился в 1286 году; с 1294 года князь Угличский; в 1302 году вступил в брак с княжною неизвестного имени 9 и имел сына Юрия; с 1307 г. князь Ростовский, † неизвестно когда 10 . X) Юрий I Александрович, единственный сын Александра Константиновича, князя Угличского, и княгини неизвестного имени; родился в 1303 году; князь Угличский, а с 1316 г. вместе и Ростовский;† 30 мая 1320 г.; потомства не оставил. После смерти князя Юрия Александровича Угличское княжество перешло во владение Ростовских князей: Феодора и Константина Васильевичей. XI) Феодор Васильевич, старший сын Ростовского князя Василия Константиновича († около 1316 г.) и княгини неизвестного имени, родоначальник старшей линии князей Ростовских, родился около 1310 года; с 30 мая 1320 г. князь Ростовский Сретенской стороны и вместе князь Угличский; в 1326 г. женился на княжне Марии († 21 ноября 1355 г.), имел от нее сына Андрея; † 28 марта 1331 года. XII) Константин Васильевич, младший сын Ростовского князя Василия Константиновича и княгини неизвестного имени; родоначальник младшей линии князей Ростовских; род. около 1312 года; с 30 мая 1320 года князь Ростовский Борисоглебской стороны Ростова и вместе князь Угличский; в 1328 году женился на княжне Марии Иоанновне (дочери Великого Князя Московского Иоанна Даниловича Калиты, умершей 2 июня 1365 г.) и имел от нее детей: Иоанна, Глеба, Василия, Александра, Владимира, Агафию (была второю супругою Волынского князя Любарта – Василия Гедеминовича), Марию (была в замужестве за Андреем Ивановичем, князем Боровским) и Василису (бывшую в замужестве за Димитрием Константиновичем, князем Суздальским; она в монашестве носила имя Ирины и была матерью жены Великого Князя Димитрия Донского); в 1360 году полный князь Ростовский до 1364 г.; в сем же году выехал из Ростова в Устюг; † от моровой язвы, свирепствовавшей в 1365 г. в Твери и Ростове и погребен в Ростовском Успенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закладка прп. Евфимием Суздальским храма и обители в честь Преображения Господня. Роспись трапезной части Вознесенского собора Печерского мон-ря в Н. Новгороде. 2003 г. Закладка прп. Евфимием Суздальским храма и обители в честь Преображения Господня. Роспись трапезной части Вознесенского собора Печерского мон-ря в Н. Новгороде. 2003 г. Др. крайняя дата (1363/64) связана с сюжетом пространной редакции Жития об основании настоятелем Е. м. прп. Евфимием и кн. Андреем Константиновичем († 1365) суздальского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря . Настоятельницей последнего стала племянница матери прп. Евфимия, старица суздальского во имя мч. Александра Перского мон-ря . Согласно Житию прп. Евфимия, еп. Суздальский Иоанн при большом стечении народа благословил и освятил на высоком берегу р. Каменки место будущей обители и поставил крест. Кн. Борис ископал ров в основание монастырского храма. Преподобный обтесал 3 камня и заложил себе гроб у сев. церковных врат, у жертвенника, в знак своего желания неисходно подвизаться в мон-ре. Вскоре была возведена 1-я монастырская ц. в честь Преображения Господня. По окончании строительства храма еп. Иоанн рукоположил инока Евфимия во диакона, затем во иерея и архимандрита. Основатель ввел в монастыре общежительный устав, иноки не имели личного имущества, не могли выходить из своих келий, кроме посещения церковной службы и «великыа нужа». Прп. Евфимий целый год носил лишь жесткий овчинный тулуп, зимой терпя стужу, а летом - зной, принимал и кормил странников, т. к. Е. м. стоял «на распутиях мнозих», прощал долги, выкупал несостоятельных должников «и от насилия от злых судеи бедою одержимых токмо словом своим избавляя». Прп. Евфимий был погребен близ Преображенского собора обители зимой 1404/05 г. Имя прп. Евфимия появилось в наименовании монастыря не позднее 30-40-х гг. XV в. Вероятно, в 1514 г. при копании рвов для возведения нового Преображенского собора был обретен гроб с нетленными мощами основателя (пространная редакция Жития прп. Евфимия ошибочно датирует это событие 1507 или 1508 (РГБ. Троиц. 696. Л. 39 об.; 337. Л. 532)). После окончания строительства собора ок. 1517-1518 гг. мощи прп. Евфимия были положены в раку, поставленную в храме.

http://pravenc.ru/text/187637.html

Долгое время бытовала традиция приписывать честь устроения Спасо-Преображенского собора святому князю Роману Угличскому, сыну Владимира Константиновича, " омолаживавшая " собор примерно на полвека. Но произросла она скорее из почтительного отношения угличан к князю Роману, а не из каких-то серьёзных исторических фактов. Каменная история Преображенского собора начинается при князе Андрее Васильевиче Большом (1446-1493), известном также под именем Андрея Горяя. Брат великого князя Московского Ивана III, он за тридцать лет своего княжения отстроил Углич так, что хоть бы и любому столичному городу Европы впору. Помимо каменного Спасо-Преображенского собора, в Угличе появились каменный княжеский дворец, " казённые и судебные палаты " , " боярские и прочие " дома, Паисиев Покровский монастырь на противоположном берегу Волги. Увы, к настоящему времени от строений князя Андрея осталась лишь одна каменная палата. Что же касается Преображенского собора, выстроенного Андреем за несколько лет до его опалы и гибели в московской темнице, то он пережил своего зиждателя на двести лет. Согласно описаниям, храм был четырёхстолпным, на подклете, с двумя приделами и одной главкой. С трёх сторон его окружала галерея. Позаботился князь Андрей и о его внутреннем благолепии, снабдив церковь иконами и заказав расписать фресками. На рубеже XVI-XVII веков собор стал невольным свидетелем драматических событий Смуты. В 1591 году в нём погребли царевича Димитрия (затем, в 1606 году, его останки с большой торжественностью перенесли в Москву), а в 1611 году в соборе - как и в каменных палатах по соседству - надеялись найти убежище от поляков жители Углича. Но дверные засовы не составили серьёзного препятствия для захватчиков: они перебили всех от мала до велика - так что кровь, по свидетельству современников, " переливалась через порог " , - а сам собор подожгли изнутри. После ухода поляков угличане восстановили Преображенский собор, заново украсив его росписями и иконами. Но стены его, растрескавшиеся от огня, уже являли собой слишком ненадёжную опору для сводов, и в последние годы XVII века горожане во главе с митрополитом Ростовским обратились к царю за разрешением построить новый соборный храм.

http://sobory.ru/article/?object=01005

Иван Григорьевич Ладыгин Семён Григорьевич Ладыгин Фёдор Игнатьевич Алексий Игнатьевич, боярин Андрей Игнатьевич Вдадимир Фомич Семён Александрович Синий-лютый, родоначальник угасшей фамилии Синих Тимофей Александрович Синий Борис Александрович Синий Игнатий Александрович Синий Иван Александрович Синий-горбатый Иван Фёдорович Дюткин Андрей Борисович бобрыня Иван Иванович Кошкин, боярин Фёдор Иванович брех Яков Иванович казак Захарий Иванович Кошкин Иван Фёдорович Голтяев Гавриил Фёдорович Голтяев Андрей Фёдорович Голтяев, боярин Мария Фёдоровна Голтяева, за удельным князем Ярославом Владимировичем Боровским Иван Александрович Беззубцев Григорий Александрович Беззубцев Константин Александрович Беззубцев КОЛЕНО V: Андрей Семёнович Ладыгин, родоначальник старшей ветви Ладыгиных Иван Семёнович Ладыгин-коновница, родоначальник Коновницыных Данило Семёнович Ладыгин, родоначальник второй ветви Ладыгиных Василий Семёнович Ладыгин, родоначальник третией ветви Ладыгиных Александр Семёнович Ладыгин, родоначальник младшей ветви Ладыгиных Андрей Алексеевич Булгак Тимофеевич Синий Дмитрий Тимофеевич Синий-Хирон Андрей Борисович Синий-кокор, родоначальник Кокоревых Игнатий Борисович Синий, родоначальник угасшей фамилии Образцовых Иван Борисович Синий-пешек Данило Игнатьевич Синий-чечётка Иван Игнатьевич Синий-шишка Фёдор Игнатьевич Синий-строй Фёдор Иванович Дюткин-неплюй, родоначальник Неплюевых Фёдор Андреевич боборыка, родоначальник Бабарыкиных Василий Андреевич мокрый NN Ивановна, за Тимофеем Собакиным NN Ивановна, за Григорием Козловым-Морозовым Василий Фёдорович Брехов, убит в сражении с Татарами под селом Лысковым NN Яковлевна, за Андреем Плещеевым NN Яковлевна, за князем Фёдором Ярославским-Ушатым Яков Захарьевич, боярин, родоначальник фамилии Яковлевых-Захарьиных, угасшей в шестнадцатом веке Юрий Захарьевич, боярин (он был дедом Царицы Анастасии Романовны, и прадедом патриарха Филарета Никитича) Василий Захарьевич Ляцкий Иван Иванович Беззубцев-зубатый Фёдор Константинович Беззубцев

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Иногда употреблял оружие, иногда родственные связи, покупку, убеждения. Он требовал, чтобы и остальные князья его слушались. С татарами же умел мирно ладить и этим доставил успокоение измученной Русской земле. «С тех пор как сел он на Великое княжение, – говорит летописец, – быть тишина велика по всей Русской земле на сорок лет и престаша тзтарове воевати Русскую землю». Иоанна в его деятельности поддерживал преемник св. Петра – св. митрополит Феогност. Когда бывший Великий князь Александр Тверской отказал в повиновении Иоанну и укрылся в Пскове, митрополит Феогност отлучил псковитян от Церкви, чем заставил Александра покориться. Перед смертью Иоанн Калита разделил свое княжество трем своим сыновьям, город же Москву завещал им всем. После его смерти хан утвердил в Великом княжении его старшего сына Симеона (1341 г.). Симеон не только продолжал соединение Русской земли вокруг Москвы, но и весьма властно обращался с остальными князьями, которые прозвали его за это Гордым. С братьями своими, Иоанном и Андреем, он заключил договор, скрепленный крестным целованием на гробе отца, о том, чтобы действовать им во всем сообща и заодно. Братья обещались держать Симеона «в отца вместо», а он – советоваться с ними в важных делах. В этом договоре в первый раз удельные князья, обращаясь к Великому князю, называют его: «Господин Великий князь». В 1353 году от моровой язвы скончались Великий князь Симеон и его младший брат Андрей. Удел Андрея перешел к его маленькому сыну Владимиру, среднему брату Иоанну, соединившему, таким образом, в своих руках две трети Московского княжества и получившего от хана ярлык на Великое княжение. Представитель старшей линии князь Константин Васильевич Суздальский пытался было сам сделаться Великим князем, но безуспешно. Иоанн Иоаннович был Великим князем в течение шести лет, заслужив наименование Кроткий. Умирая, он оставил двух сыновей, из коих старшему Димитрию было девять лет, и которые наследовали его удел. Старший из Суздальских князей, Андрей Константинович не захотел искать Великого княжения: он видел, что на Руси устанавливается уже новый порядок, и идти против него считал лишь тратой времени и средств.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Очевидно, что при разгроме, Витовтом, княжения Смоленского, князья Смоленские лишились всех своих бумаг и актов, а при тогдашнем незнании истории и при совершенном, в то время, отсутствии всякого понятия о критике исторической, составители родословцев перемешали часто встречаемые, в летописях Смоленских, имена Глеба, Юрия, Фёдора и Святослава, и оттого вышли приведённые нами несообразности. К счастию, в числе бумаг, подаренных мне покойным другом моим Павлом Фёдоровичем Карабановым, находится выписка из древнего родословца, принадлежавшего, в XVI веке, боярину князю Дмитрию Ивановичу Хворостинину, а в первых годах нынешнего века графу Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину, и погибшего, вместе с большею частию библиотеки графа, в Московском пожаре 1812 года. Павел Фёдорович Карабанов был родственником графа Мусина-Пушкина: списанная им, с Хворостининского родословца, поколенная роспись князей Смоленских, по сличении её с годами летописей, вполне удовлетворяет всем требованиям критики исторической, и потому мы ей следовали. отцовский ОТ РЮРИКА КОЛЕНО IX: Князь Ростислав-Михаил Мстиславович Смоленский, внук Мономахов (см. статью о князьяхъ Друцких) † 1166 КОЛЕНО XIX: Князь Святослав Ростиславович Новгородски † 1170 Князь Рюрик-Василий Ростиславович † 1215 Князь Роман Ростиславович Смоленск † 1180; женат на княжне Марие Святославовне Черниговской Князь Давыд Ростиславович Смоленский † 1197 Князь Мстислав Ростиславович Храбрый † 1180 Княжна Агафия Ростиславовна, за князем Олегом Святославовичем Черниговским КОЛЕНО XI: Князь Ростислав-Михаил Рюрикович † 1248; женат на княжне Верхуславе-Анастасие Всеволодовне Суздальской, дочери Великого Князя Всеволода Юрьевича Князь Владимир-Дмитрий Рюрикович Княжна Всеслава Рюриковна, за князем Ярославом Глебовичем Рязанским Княжна Предслава Рюриковна Князь Ярополк Романович Князь Мстислав-Борис Романович, убит 1224 года в битве с татарами на Калке Князь Изяслав Давыдович Князь Мстислав-Фёдор Давыдович † 1230 Князь Константин Давыдович Князь Давыд Мстиславович † 1226 Князь Владимир Мстиславович Князь Мстислав Мстиславович, князь Новгородский † 1228 КОЛЕНО XII: Княжна Смарагда-Евфросиния Ростиславовна Князь Ростислав Владимирович Князь Андрей Владимирович Долгая Рука, князь Вяземский, убит в 1224 году, в битве с татарами на Калке; родоначальник князей Вяземских Князь Святослав Мстиславович Князь Всеволод Мстиславович Князь Ростислав-Борис Мстиславович Князь Андрей Мстиславович 1245 Князь Ростислав Мстиславович Смоленский Князь Юрий Константинович Фоминский и Березуйский Князь Ярослав Владимирович Князь Василий Мстиславович Княжна Ростислава Мстиславовна, за Великим Князем Ярославом Всеволодовичем Княжна Анна Мстиславовна, за Даниилом Романовичем, Королём Галицким и Русским Княжна Елена Мстиславовна, за Королевичем Венгерским Андреем КОЛЕНО XIII: Святый Чудотворец Князь Феодор Ростиславович Смоленский † 1299; женат 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Источник: В.Я. Либсон «По берегам Истры и ее притоков», М., 1974 Село Никольское, в котором возвышается удивительной красоты храм во имя святителя Николая Чудотворца, очень древнее. Согласно меновой грамоте 1496 года, в то время уже существовал населённый пункт с названием Никольское. Были по-соседству и Никольский бор и Никольское болотце. Вполне логично утверждать, что своё название село получило от Никольского храма, который к концу XV века здесь уже существовал. К сожалению, документов, подтверждающих это событие, не сохранилось. В начале XVI века Никольское было переименовано в Хлуднево, названное так по фамилии владельца - Тимофея Константиновича Хлуднева. После строительства новой церкви Рождества Богородицы один из алтарей, по обычаю, был посвящён святому, в честь которого освящена предыдущая церковь, то есть святителю Николаю Мирликийскому. Известно, что в начале XVII столетия, во время Смуты, храм сгорел, но вскоре был восстановлен. Документ 1624 года сообщает, что " за Дементием, да за Матвеем, да за Андреем, да за Яковым Васильевым, детьми Кафтерева в поместье село Хлуднево, а в нем церковь Рождества Пречистыя Богородицы, да придел великого Чудотворца Николы, деревяна, клетцки " . В XVII веке село вновь переименовывается: теперь оно стало называться Никольское-Сверчково. В Сверчкове родились выдающиеся русские зодчие: Яков Бухвостов и Трофим Игнатьев, известный как строитель Иосифо-Волоколомаского монастыря. Известно, что Бухвостов был крепостным крестьянином у окольничьего боярина Михаила Юрьевича Татищева, у которого был на оброке и работал по подрядным договорам ориентировочно с 1681 года. В то время, как мы видим, появляется фигура нового собственника села из рода Татищевых, которые и были владельцами этого населённого пункта последующие два столетия. Кирпичную же церковь во имя святителя Николая Чудотворца выстроил в своём имении, уже другой владелец - генерал-полицмейстер Петербурга, Алексей Данилович Татищев (1697-1760). Его тщанием каменный храм строился в период с 1738 по 1758 гг.

http://sobory.ru/article/?object=01034

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010