5 (272). Ивана Богослова Костелникова монастырь из за Михайловских ворот 5 дв. л. 631 об. 23 (273). Толвицкого мон. девича 20 пол 3 дв. и с пустым двором. 19 (274). Рожественского Майского мон. Изборского уезду 19 дв. Крыпицкого мон. рыбных ловцов 23 дв. 2 (281). Святобогородицкого мон. з за псковья 2 двора вопче треть мон. по третям. Никольского Гдовского мон. 85 дворов. Крыпецкого мон. 30 дв. 60 (283). Ивановского девича мон. з Завеличья 58 дв. 38 (287). Воскресенского девичья мон. с Тадища 38 дворов. 39 (292). Вознесенского Старого девича мон. 36 дв. 37 (290). Вознесенского Нового девича мон. 7 дв. л. 632. 22 (286). Ильинского девича мон. з Запсковья 21 дв. 26 (284). Ильинского девича мон. з Завеличья 26 дв. 7 (285). Благовещенского девича мон. с Песков 7 дв. 23 (288). Успенского девича мон. с Полонища 18 дворов. 14 (294). Пятницкого девича мон. из Бродов 13 дв. 14 (296). Михаила Архангела девича мон. ис Песок из Запетровских ворот 14 дв. 8 (293). Зачатцкого девича мон. 6 дв. 7 (289). Якиминского девича мон. с Полонища 6 дворов. 4 (291). Варварвинского девича мон. из Запетровских ворот 3 дв. Рожественского девича мон. с ызборка с посаду и крылошанских 17 дворов. л. 632 об. Да за бояры и за околничими и за думными дворяны и за думными дьяки. л. 633. За бояры: л. 633 об. За Никитою Ивановичем Романовым 7689 дворов. л. 634. л. 634 об. л. 635. За князем Никитою Ивановичем Одоевским 1934 дв. с полудвором. За князем Иваном Ивановичем Пронским 226 дворов без трети. л. 635 об. 3а окольничими: За князем Андреем Федоровичем Литвиновым Мосальским 387 дв. л. 636. л. 636 об. л. 637. За казначеем за Богданом Миничем Дубровским 20 дв. с полу двором. За думными дворяны: л. 637. об. За думными дьяки: Приложение второе Краткое житие 1050 преп. Кирилла Извлечено из рукописи Кир. библ. 142–1219, в полдесть, на 276 листах, пис. полууставом, почерком инока Гурия Тушина (см. л. 1 и 265–274), жившего в конце XV и начале XVI века, см. ниже в главе IV и VI-oй). В XVI веке то житие вошло и в состав рукописных прологов (см. Рукоп. Соф. библ. 1353 и друг. л.112–115).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В феврале и марте 1577 года игумен Козма купил три участка в Умбе: у Василия Иларионова, сына Кисляка, Умской волости, «пол лука да треть лука Умских угодей промеж волощаны Умбляны в реке в Умбе, в тоне, и в заборе, и в морских тонях в рыбных ловлях» и проч. за «полчетвертатцеть», т. е. за 35 рублей московских 1194 . 13-го февраля у Ивана, Фефилатьева сына, Умблянина, там-же была куплена четверть лука угодья его за 10 рублей 1195 , а 1-го марта у Саввы, Федорова сына Водникова, и его пасынка Фомы, Спиридонова сына, – четверть лука в той-же местности («владения за морем») в Умбской волости за 11 рублей московских 1196 . По челобитью игумена Козмы 1197 , 2-го апреля 1577 (85) года царь Иван Васильевич дал взамен взятых у Кириллова монастыря под ямские слободы («в Белозерском уезде») деревень (Березниково и Конаново 1198 ) сельцо Куность Покровское в Белозерском уезде (из оброчных черных волостей), в котором было «пол осмы выти» (с мельницею) и которое прежде платило оброку и пошлин 25 рублей 17 алтын пол 4 деньги 1199 . По «отписке» от 8 мая 1577 года здесь числилось: сельцо Куность с церковью «Покров Пречистые да придел Архистратига Михаила» и с 10 дворами (в том числе – 2 двора пустых боярских и 3 двора пустых крестьянских), мельница под селом, деревня Пашковская, дер. Трофимовская, дер. Марково, пустошь Ламакорье (?Ламаркое??), починок Поехаловской. Пашни в них было 40 чети в поле, а в дву потому-ж; сена 245 копен; лесу не пашенного черного болота – на 4 версты «от Кириллова монастыря от Лоски земли до Бело-озера вниз по реке по Куносте, а от села до Солмаского рубежа на 3 версты, а до Маюск до Черного ручья 1 1 / 2 версты» 1200 . 3-го апреля 1577 (7085) года от царя были переданы в вотчину монастыря деревни сельца Никольского: Кнутово, Кудиново и Пирогово, которые были в вотчине за Семеном и Нечаем Васильевыми детьми Ергольского и за Андреем Ивановым, сыном Бурухина 1201 (и которыми после них без царского указа владел Иван Головленков). По книгам письма и дозору Дмитрия Ростопчина да подьячего Григория Чиркова от 7081 и 82 годов, в тех деревнях пашни пахотные и перелогу было 38 четвертей в поле, а в дву потому-ж, сена 55 копен, лесу пашенного 12 десятин 1202 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

К 1905 году строительство храма было почти завершено. Расписать храм в 1908 году княгиня предложила своему близкому другу Н.К. Рериху. Тогда же пришло решение посвятить храм Святому Духу. «Я только забросила слово, а он откликнулся. Слово это - храм… - вспоминала в Париже в 1920-е годы М.К. Тенишева. - Только с ним, если Господь приведёт, доделаю его. Он человек, живущий духом, Господней искры избранник, через него скажется Божья правда. Храм достроится во имя Духа Святого. Дух Святой - сила Божественной духовной радости, тайною мощью связующая и всеобъемлющая бытие… Какая задача для художника! Какое большое поле для воображения! Сколько можно приложить к Духову храму творчества! Мы поняли друг друга, Николай Константинович влюбился в мою идею, Духа Святого уразумел. Аминь. Всю дорогу от Москвы до Талашкина мы горячо беседовали, уносясь планами и мыслью в беспредельное. Святые минуты, благодатные…» Об этой встрече с Марией Клавдиевной свои воспоминания в 1928 году, в год смерти княгини, оставил и Николай Константинович: «Мы решили назвать этот храм - Храмом Духа. Причем центральное место в нём должно было занимать изображение Матери Мира. Та совместная работа, которая связывала нас и раньше, ещё более кристаллизовалась на общих помыслах о храме. Все мысли о синтезе всех иконографических представлений доставляли Марии Клавдиевне живейшую радость. Много должно было быть сделано в храме, о чём знали мы лишь из внутренних бесед». Результатом «внутренних бесед» Марии Клавдиевны и Николая Константиновича, духовно близких друг другу творцов России, стало создание нового православного храма - Храма во имя Святого Духа. Издревле на Руси существовала традиция строить храмы, посвященные Сошествию Святого Духа, в которых воспевались события, описанные в Деяниях апостолов: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». Существовала веками разработанная иконография, изображающая апостолов или Богоматерь с апостолами, на которых нисходят языки пламени. Особенностью храма во Флёнове является то, что он посвящён не Сошествию, а самому Святому Духу. Есть все основания утверждать, что храм во Флёнове стал первым и на Руси, и в России, имеющим подобное посвящение.

http://sobory.ru/article/?object=03165

10 . Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным как мы! и ты стал подобен нам! 11 .В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви – покров твой. Бессильные тени, образы 728 когда-то полных силы и злобы людей, встречают сверженного представителя насилия восклицаниями ужаса и удивления. Мы говорили, что под этой таинственной личностью мы разумеем и злобную силу и совокупность произведенного ею зла впродолжение многих поколений и веков. Следующее восклицание теней о гордыне, сверженной во ад, еще яснее рисует сатану, отца гордости и лжи, хотя оно может относиться и к каждому из царей, властвовавших в Ассирии и Вавилоне. „В преисподнюю свержена гордыня твоя, со всем шумом твоим“, восклицают тени, очерчивая этим словом всю историю и деятельность Месопотамских царств. Черви, служащие подстилкой и покровом, суть символы, наглядно указующие на ничтожество могилы, из которой заимствованы эти образы. Самое слабое и презренное животное сильнее того, который наводил ужас на человечество. 12 .Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. 13 . А говорил в сердце своем: „взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов на краю севера; 14 . взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему“. Можно заметить, как во всем этом пророчестве, начиная с 4-го стиха, пророк переходит от царя Вавилонского к типическому царю гордыни-сатане, и наконец кратко касается того таинственного момента, когда он пал, сверженный с неба. Первое восклицание пророка: „как упал ты с неба?“ не может относиться ни к кому, кроме сатаны, который здесь назван „денницей“, „сыном зари“ 729 , в воспоминание той славы, которой он пользовался и которую утратил. С неба свергнут и упал только возмутившийся ангел, о котором Господь Иисус Христос сказал: „Я видел сатану, спадшего с неба как молнию“ ( Лк. 10:18 ). Но пророк Исаия видит только мгновенно этот таинственный момент; видение об падшем ангеле во времена, недоступные уму человеческому, исчезает: вслед за сим пророк говорит о земных человеческих событиях и явлениях, но с явным указанием, что тайным двигателем преступлений и гордыни царей Месопотамских был тот, „который упал с неба“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

10 . десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу. „В уши мои сказал Господь“; подобное же выражение см. у Иезекииля IX, 5. Предсказываемое опустошение и опустение домов совершилось в Иудее при нашествии Сеннахерима, который однако не мог взять Иерусалима; Иерусалим же был опустошен уже при Навуходоносоре Вавилонском. Бедствия за отступничество народа были предсказаны Моисеем; об опустошении домов см. Лев. 26:31 ; о том, что земля не будет давать плодов своих см.: Втор. 28:38–39 . Слово участок обозначает меру земли, которую может вспахать человек в один день 395 . Десять участков составляют две десятины виноградников, которые будут давать только один бат вина, т. е. около трех ведер. Гомер, мера сыпучих тел, заключал в себе 10 ефа 396 : поэтому пророк говорит, что поле возвратит только одну десятую часть семян. Ср. Втор. 28:38–39 . 11 . Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; 12 . и цитра и гусли, и тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. 13 . За то народ Мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. Одним из преобладающих пороков народа было пьянство 397 , со всеми последствиями этого порока 398 . Под именем „сикеры“ разумеется всякий хмельный, отуманивающий напиток, но более легкий, чем вино 399 . С раннего утра ищут разнузданные пьяницы утолить жажду более легкими хмельными напитками, чтобы к вечеру придти от крепкого вина опять в то состояние, ниже скотского, о котором говорит Исаия XXVIII, 7. Обличение это имеет не только прямое, но и косвенное значение, причисляя к нравственному пьянству безумную гордость, опьянение самонадеянности, как в пророчестве об Ефремлянах 400 . Понятно, что порок пьянства подкапывает не только благосостояние народа, но и его духовные способности и силы. „Пробудитесь пьяницы и рыдайте все пьющие вино“, восклицал пророк Иоиль ( Иоил. 1:5 ), грозя Израилю нашествием народа сильного, посланного на него за его беззакония.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

10 . И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу, 11 . по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его, 12 . и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля 705 . 373 (Ст. 1). Вообще все относят первый стих не к речи Второзакония, а ко всему Пятикнижию, так как во первых местность, которую описывает первый стих есть вся пустыня странствования, а во вторых место произнесения собственно Второзакония определяется положительно пятым стихом: за Иорданом в земле Моавитской начал изъяснять Моисей и проч. Поэтому, кажется, правильно разуметь, что первый стих связывает Второзаконие со всеми предыдущими книгами Моисея, и разумеет именно их, говоря о словах, которые произносил Моисей: за Иорданом (т. е. не переходя еще Иордан в землю обетованную), в пустыне. После этого общего определения, обозначаются несколькими пунктами пределы странствования, во время которого как разумеем мы, говорил Моисей СЛОВА записанные в предыдущих книгах. Так понимало это место и раввинское предание, которое связывало с каждым из упомянутых в 1-м стихе мест одно из преступлений народных, к которым и относились слова укоризны произносимые Моисеем. Поэтому к самая книга Второзакония называется иногда у раввинистов книгою укоризн (сефер токакхоф). Определение географических названий, в 1 ст. упомянутых, довольно трудно и основывается лишь на догадках. Под именем Суф многие разумеют Чермное море (море тростниковое), как оно называется и в книге Исхода, и думают, что оно обозначено как один из крайних пределов странствования. Так понимали это место LXX, и так переводит его наша славянская Библия. Хотя некоторые видят в Суфе указание на ту местность в верховьях Арнона, которая упомянута в Числ: XXI, 15 под именем Вагеб в Суфе, т. е. в тростниках, но мы держимся вышеуказанного мнения опираясь притом на перевод семидесяти, Фаран есть, несомненно, пустыня Фаран или пустыня Ти, которая простирается от юга Палестины до Синайского полуострова, а Тофел отождествляют все комментаторы с Туфиле Робинзона и Тафиле Буркгардта.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

10 . Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтоб она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – 11 . так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. И Епископ Петр (стр. 231 ч. II) указывает, что в 11 стихе говорится о слове Евангельском, а по мнению блаж. Иеронима, приводимому в толк. Спб. Дух. Акад. (стр. 848), под Словом Господним разумеется и самое Ипостасное Слово, которое „совершило дело, которое Отец поручил Ему“ (Господу нашему Иисусу Христу, см. Ин. 17:4 ). В этом смысле мы и понимаем стихи 10 – 11 в совокупности с предыдущими стихами. Ср. о хлебе жизни, Ин. 6:33 ; о схождении с небесе Ин. 6:38–40 ; об исполнении воли Отца Ин. 6и Мф. 26:39,42 . 12 . Итак вы выйдете с весельем и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам. 13 . Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое. Заметим, что в гл. 48-ой ст. 20-й Исаия, говоря о будущей радости Израиля, еще указывает на исход из Вавилона, но по мере просветления и вознесения пророческой мысли, событие прообразовательное принимает более возвышенный характер, и в главе 52 ст. 11–12, говоря также об исходе „людей, которых Господь спасает“, пророк не говорит уже о Вавилоне, а о другом таинственном событии. (Ср. наши зам. на 52 главу). Веселье природы, как бы одушевленной человеческим разумом, и поющей и плещущей руками, имеет особое таинственное значение. В гл. 44 (см. стихи 22–24), говоря о ликовании глубины земли, гор, лесов, он указует причины тому: „изглажу беззакония твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя“.... „искупил Господь Иакова.... Так говорит Господь, искупивший тебя.... Я Господь, Который сотворил все“. Ликование природы, по прекрасному замечанию Шмидера (in loco Seite 117) связуется с искуплением человека, ибо после греха „терны и волчцы стала произращать земля человеку“ (Быт. 3с прим. в Св. Лет.); но творение Божие получает прежнюю красоту и славу с просветлением и очищением духа человеческого. Эту же мысль и выражает ст. 13-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

10 . Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. Господь Иисус пришел „отдать душу Свою для искупления многих“ ( Мф. 20:28 ). Совершилось это руками беззаконных“, но „по определенному совету и предведению Божию“ ( Деян. 2:23 ); ибо „Бог, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил“ ( Деян. 3:18 ). Господь приносит Себя как жертву повинности 1659 или умилостивления, ибо и ветхий завет в кн. Левит указывал, что согрешивший должен бы был умереть, а закалаемая жертва убивалась как бы взамен настоящего преступника 1660 . Но когда жертвоприношения, (утратившие всякое внутреннее значение среди Иудеев, как мы знаем это из первой главы Исаии), были отринуты Господом, и когда все человечество должно было погибнуть, тогда по величию любви Владыка мира посылает Сына Божия, Который воспринимает тело и душу человеческую, чтобы страдать (Пс. 39и Евр. 10:5–7 ) и принести „жертву умилостивления“, о которой провидит Исаия. Потомство, которое увидит Агнец Божий, есть потомство духовное, то, о котором Евангелист Иоанн ( Ин. 1:12–13 ) говорит: „елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его: иже не от крови.... но от Бога родишася“ 1661 . Потомству этому Бог дарует долговечность, ибо такова воля Господня, совершенная рукою Его („Отрока Господня“), „дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь. вечную“ ( Ин. 3:15 ). 11 . На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Прежде всего обратим внимание на то, что „Праведник“ (что можно только сказать о человеке) радуется о „подвиге души Своей“. Итак, не смотря на эпитеты божественные, даваемые Еммануилу 1662 , и божественные Его действия, Он есть полный и совершенный человек с душею и телом. Душа Его человеческая радуется совершенному Им во плоти подвигу, ибо „Божество бесстрастно“, как замечает Афанасий Великий 1663 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

10 . Ныне Я восстану, говорить Господь, ныне подымусь, ныне вознесусь. 11 . Вы беременны сеном, разродитесь соломою; дыхание ваше – огонь, который пожрет вас. 12 . И будут народы, как горящая известь, как срубленный терновник, будут сожжены в огне. 13 . Слушайте, дальние, что сделаю Я; и вы, ближние, познайте могущество Мое. Восстает Господь, говоря языком человеческим, когда проявляет Свою волю и Свое могущество, не предоставляя одному человеку или народу исполнить свою злую волю 1124 . Это великие минуты в жизни человечества: мы напоминаем, что произносимое пророчество было так сказать накануне замены семито-кушитских цивилизаций новым более чистым влиянием на весь тогдашний мир Яфетидов. Пророчество ст. 10 – 13 обращено „к ближним и к дальним“, т. е. и к народу обетования, и к Египту, и Ассирии, и Вавилонии, и к тем племенам на дальнем востоке, которые скоро имели быть призваны к владычеству над культурным миром. Имя Господне должно быть прославлено по всей земле, чтобы все человечество могло участвовать в призыве Божией любви к высшему духовному развитию. Слова стиха 11-го могут быть применены в частности и в ближайшем будущем к Ассуру, который чреват сеном, родит солому: но они относятся ко всякой человеческой личности (собирательной как к народу, или единой, как к царю),-которая наполнена самоуверенными планами, которым никогда не осуществиться, потому что человек забыл, что он „человек, а не Бог“ ( Ис. 31:3 ; ср. Ис. 10:13–19 ). Подобное выражение как в ст. 11 мы встречаем в Пс. 7:15–16 , о всяком нечестивце, „который чреват был злобою, родил ложь, рыл яму и сам упал в нее“. Стихи 11 и 12 заключают в себе очень глубокую мысль: „дыхание ваше огонь, который пожрет вас...“ и будут народы, как горящая известь... как терновник....“ Это пророчество напоминает слова Ис. 1:31 : „сильный будет отрепьем и дело его искрою, и будут гореть...“ И в том и в другом случае пророчества указывают, что сам человек или народ собирает около себя или сам превращается в горючий материал, который воспламеняется от пламени своего дыхания или от искры, произведенной его же преступным деянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

10 . Отвеща Иисус и рече ей: аще бы ведала еси дар Божий, и кто есть глаголяй ти, даждь ми пити: ты бы просила у него и дал бы ти воду живу. Вода живая, струящаяся из недр земли, или брызжущая из скалы, как на горе Хориве по особому повелению Божию 407 , была всегда земной эмблемой животворящего Духа Божия: «отступающие от Меня, глаголет Господь 408 , будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой». «Из Иерусалима, пророчествовал Захария 409 , живые воды потекут». Теми же словами «воды живые» обещал Господь Духа Святого верующим в Него 410 . К этому живоносному началу относятся и первые слова Господа Самарянке: «если бы ты ведала дар Божий». Господь, отвечая на вопрос женщины, выражающей свое удивление, что Иудей обращается к ней с просьбой, – указывает ей, что она не только не знает живительного дара Божия, возрождающего человека и утоляющего его духовную жажду, – но даже не знает, кто говорит с ней. Самарянка сначала думала видеть обыкновенного Иудея с мелким узким национальным взглядом, а пред нею был источник благодати, взывавший ко всем племенам и народам «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет» 411 . Уже то, что жена Самарянка удостоилась стоять пред Мессией и говорить с Ним, – был великий дар Божий, последствия этой беседы неизмеримы для Самарян, для учеников Господа, для всех верующих, раскрывая глубины Божия милосердия и любви и указывая единение всех людей в общей вере во Иисуса Христа, который есть Источник вечной жизни. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин. 17:3 ). 11 . Глагола ему жена: Господи, ни почерпала имаши и студенец есть глубок: откуда убо имаши воду живу? 12 . Еда ты болий еси отца нашего Иакова, иже даде нам студенец сей и той из него пил, и сынове его, и скоти его? Самарянка начинает уже догадываться, что она стоит перед кем-то великим: но понятия ее смутны: она не может отрешиться от земного и старается только уяснить себе, как может говорящий с нею добыть воды, струящейся на дне глубокого колодца. «Кто ты? говорит она; по виду ты только утомленный и томимый жаждою путник, а по словам твоим ты больше отца нашего Иакова, который устроил этот колодезь для семьи своей и рода своего, но который для добывания воды нуждался в «почерпале» и не мог достать воды необычайными и сверхъестественными средствами». Тогда Господь (в следующих стихах) переносит душу женщины в мир доселе ей неведомый духовный, нравственный; восстановляет в душе ее нравственную правду, нарушенную ею в ее жизни, и раскрывает перед ее душою богатства милосердия Божия, зовущего весь мир ко спасению и счастию.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010