Как бы то ни было, здесь важно отметить один чрезвычайно существенный момент, на который наглядно указывает статья немецкой исследовательницы Марианны Данкварт «Конфессиональная музыка?» 8 . Содержание статьи призвано пояснить заключающий ее название вопросительный знак. Как пишет Данкварт, Тридентский собор среди прочего пытался регламентировать и музыкальную сторону богослужения. Он, в частности, указывал, что «в многоголосных композициях текст должен быть ясно понятен, что не позволяется прибегать ни к вокальной, ни к органной светской музыке, что основой даже многоголосных композиций должен быть одноголосный грегорианский хорал» 9 . По-своему заботились о церковной музыке и протестанты. Они также требовали от нее понятности и простоты, но за мелодический образец предлагали брать напевы Лютера. Казалось, разграничительная черта была проведена со всей определенностью, однако, продолжает автор статьи, эти пожелания натолкнулись на общеевропейские тенденции развития музыки, равно присущие как католической, так и протестантской среде. И дело не только в том, что все заботились о понятности текста и доступности мелодического языка, но что композиторы и по ту и по другую сторону пользовались наработками одной и той же школы (связанной с именем Жоскена Дюпре) и зачастую даже использовали один и тот же мелодический материал 10 . Эта так убедительно продемонстрированная автором статьи «неудача» конфессионализации показывает, что последняя не может объяснить всех явлений жизни. Можно было бы привести и другие примеры того, что принадлежащие к разным конфессиям авторы в поисках ответа на насущные вопросы христианской жизни обращались тогда к одним общим источникам. Классический образчик в этом отношении – Иоганн Арндт, в своем «Истинном христианстве» активно прибегавший не только к Таулеру и Валентину Вайгелю, но и к Фоме Кемпийскому, Бонавентуре и Анжеле де Фолиньо 11 . Однако наиболее значительным и имеющим самые отдаленные последствия в том числе и для русской традиции фактом богословской жизни XVII в. было возникновение и активное развитие «надконфессионального» августинизма, нашедшего себе сторонников по разные стороны «баррикад». Для простого объяснения этого факта следует напомнить только о том значении, которое имели когда-то для западной традиции (в отличие от Востока) пелагианские споры, несомненно предвосхитившие (также надконфессиональный) антропоцентризм Нового времени. Судя по всему, именно вследствие этого оказался так востребован в XVII в. и главный борец с пелагианством – блаженный Августин .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

1423 Bolton B. Lo spirito di riforma nel Medioevo. Napoli, 1983. P. 38−44. О современной духовности см.: Goffi T. La spiritualità contemporanea, XX secolo. Bologna, 1987. (Storia della spiritualità; Vol. 8) (об общине Спелло: р. 65, 71:99). Он размышляет об актуальности отшельнической жизни, «знака истории и традиции, создавших просвещение и культуру, которые не спутаешь ни с одной другой (...) настоящую симфонию различий, разыгранных по нотам глубоко слаженной и пластичной партитуры». Bargellini E. Il significato dell ‘eremo nella vita contemporanea//Eremi e romitori tra Umbria e Marche, без указания страницы. 1424 Отсылка к одному из самых распространённых текстов в монашеских и общинных книгохранилищах Средних веков: Gregorii Magni. Dialogi libri IV. Roma, 1924. 1425 Замечательны житийные произведения Лодовико Якобилли (1598, Рим – 1664, Фолиньо). Его главный труд в трёх томах озаглавлен: Vite de’ santi e beati dell‘Umbria e di quelli i corpi de’ quali riposano in essa provincia, con le vite di molti servi di Dio dell ‘Istessa descritte dal sig. Lodovico lacobilli da Foligno, protonotario apostolico. Tomo Primo, Foligno, Agostino Alterii, 1647 p]; Tomo Secondo, Foligno, Agostino Alterii, 1656 (LIV) p]; Tomo Terzo, Foligno, heredi dAgostino Alterii, 1661 (8) 548 p . За соответствующей библиографией позволю себе отослать к статье: Sensi M. Il trattato del terz’ordine di s. Francesco di Lodovico lacobilli//Santi e santità nel movimento penitenziale francescano dal Duecento al Cinquecento: Atti del Convegno di studi francescani, Assisi 11−12 febbraio 1998/A cura di L. Temperini. Roma, 1998. P. 87−141. (Analecta TOR; Vol. 29). 1426 См.: Paoli E. Agiografia e stratégie politico-religiose: Alcuni esempi da Gregorio Magno al Concilio di Trento. Spoleto, 1997. (Biblioteca del «Centra per il collegamento degli Studi Medievali e Umanistici in Umbria»; Vol. 19), в частности: I santi siri dell ‘Umbria e della Sabina. P. 3−50. О восточной стороне: De Ghantuz Cubbe M. Una leggenda in alcuni santi monaci siriaci emigrati in Umbria nel VI secolo segnalata dallo storico maronita Duwanghi//Studi sull’oriente cristiano/Accademia Anglica-Costantiniana di Lettere Arti e Scienze. Roma, 1998//Vol. 2, N 1. P. 5−40; Studi sull’oriente cristiano. Roma, 1998. Vol. 2, 2. P. 5−30, где показано, как Стефан Ад-Дувайи (Stefano Ad-Duwayhi; 1630−1704), историк и патриарх-маронит, зависит от Лодовико Якобилли († 1664).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В его изложении Бруно является таким, каким он и был – полным неясностей и противоречий: противоречий, по мнению Карсавина, неизбежных и объясняемых им тем, что Бруно не в силах осознать своей основной философской интуиции, не в силах, стало быть, сделать того, что удалось Николаю Кузанскому " . То, с какой энергичностью Карсавин пишет о двойной истине, с полной очевидностью убеждает, что он раскрывает не только философию Ноланца, но и свое миропонимание, свой способ мысли: " Практика двойной истины и провозглашение ее теории объясняются вовсе не историческими условиями, не деспотией религиозной веры – деспотия " научной веры " не легче! Не потребностями свободной мысли, еще менее – лукавою увертливостью авверроистов. Теория двойной истины в последнем счете коренится в неизбывной потребности человеческого познания, для которого необходимы и путь разлагающего, отрицающего и ограничивающего разума (рассудка), и путь " умствующей " веры или целостной религиозной интуиции " 15. Анатолий Анатольевич Ванеев после освобождения из заключения. г.Инта, 1953 год. Фото из личного архива семьи Ванеевых любезно предоставлено сыном Анатолия Анатольевича – Львом. Именно в книге о Бруно, разъясняя обоснованность теории двойной истины и признавая связь мистики с религиозной и всей жизнью индивидуума, Лев Карсавин заявил о необходимости познания " некоторого разрыва " в едином бытии, уточненным и переименованным позже в " прерыв " . Но что такое единое бытие, как не любимое многими почтенными русскими философами всеединство? Семен Людвигович Франк был одним из немногих, кто решился на его критику, указав на " надтреснутость " всеединства. У Карсавина с его прерывом оно и вовсе до конца разломилось, чтобы оформиться затем у Анатолия Анатольевича Ванеева " в любимое выражение " Непрерывность через Прерыв " 16. Мистика вошла в миропонимание Льва Платоновича через погружение в средневековую религиозность Италии, через откровения Гуго Сен-Викторского и Блаженной Анджелы из Фолиньо и др.

http://religare.ru/2_106212.html

Итак, истинная вера, а стало быть, и истинное христианство сказываются в страдательном последовании Христу, в подражании кресту Его, чем достигается очищение от привязанности к миру и страстей. Тогда душу озаряет благодатный свет, «тогда все, делаемое человеком не есть уже его, но Божие дело в нас» 231 . Невзирая на широкую известность Арндта в России в XVIII – первой половине XIX века, на русском языке не существует ни одного серьезного исследования о нем (или уж хотя бы о его влиянии на русскую традицию). Напротив того, на Западе «по Арндту» написаны сотни работ и считается твердо установленным, что «четыре книги Истинного христианства во многом представляют из себя компиляцию» 232 из сочинений Таулера, Фомы Кемпийского, Валентина Вайгеля и итальянской монахини Анжелы де Фолиньо 233 . Тот факт, что двое из упомянутых авторов являются католиками, еще при жизни Арндта послужил поводом к его обвинению в папизме. Кроме того, он был также обвинен в синергизме и майоризме 234 , и эти два пункта с точки зрения православной свидетельствуют скорее в пользу Арндта, чем против него. Сам же его труд на Западе сегодня считают реакцией на выдвинутый «твердыми» лютеранами в полемике с гуманистами 235 тезис о «единодействовании» (Alleinwirksamkeit) Божества, когда «Лютер был понят так, что целью спасающего действия Бога является от Него Одного зависящее оправдание, что оправдание сущностно состоит в прощении грехов, что вера есть по преимуществу вера в милующего Бога и что Божественная сила Слова и Таинств есть единственное Богом избранное средство для личного прощения, которое совершается без человеческого участия» 236 . От мирян это учение требовало, собственно, только правоверия, что вполне устраивало их. Вера и благочестие невольно утратили необходимую внутреннюю связь друг с другом, и упадок народной нравственности стал неизбежностью в условиях, когда «все этические призывы, звучащие с церковных кафедр, или направленные в эту сторону усилия духовников оспаривались и объявлялись еретическими» 237 . Арндт одним из первых в традиции осознал, что «чистое учение» есть лишь средство к богоугодной жизни, в которой раскрывается образ Божий так, как он явлен человеку Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Бланш. Вам не стыдно так говорить, когда наша преподобная матушка... Сестра Констанция. Ах, сестра моя, чтобы спасти жизнь нашей матушки, я бы охотно отдала свою жалкую жизнь, да, да, поверьте, я бы ее отдала... Но в пятьдесят девять лет давно уже время умирать, разве не так? Бланш. Вы никогда не боялись смерти? Сестра Констанция. Наверно, нет... Да, может быть... Очень давно, когда я не знала, что это такое. Бланш. А потом... Сестра Констанция. Боже, сестра Бланш, жизнь казалась мне такой интересной! Я себе говорила, что смерть, должно быть, так же интересна... Бланш. А теперь? Сестра Констанция. О! Теперь я уже не знаю, что думаю о смер­ти, но жизнь мне по-прежнему кажется интересной. Я стараюсь как можно лучше делать то, что мне велят, но мне это интересно... Что ж, надо ли осуждать меня за то, что мне весело служить Господу? Можно очень серьезно делать то, что тебя забавляет, дети нам это доказывают каждый день... Точно так же можно делать весело скучные вещи... Бланш (резко). Вы не боитесь, что Богу надоест такое веселье и что настанет день, когда Он вам скажет, как святой Анджеле из Фолиньо: «Я возлюбил тебя не затем, чтобы ты смеялась»? Сестра Констанция смотрит на нее с изумлением, ее детские черты искажены гримасой боли. Наконец она произносит. Сестра Констанция. Простите меня, сестра Бланш. Я не могу избавиться от мысли, что вы нарочно сделали мне больно. Молчание. Бланш. Что ж, вы не ошиблись... Это потому, что я вам по­завидовала. Сестра Констанция. Вы мне завидуете! О, вот самые удивитель­ные слова, какие я только слышала в жизни! Вы мне завидуете, а ведь меня надо бы высечь за то, что я так легкомысленно говорила о смерти нашей преподобной матушки... Смерть матери настоятельницы — это очень се­рьезная вещь... Мне не доводилось видеть, как умирают серьезные люди. Мой дядя, герцог де Лорж, умер в восемьдесят лет. Это все-таки была не настоящая смерть, это была красивая церемония, и все. Два моих старших брата погибли на войне, мой кузен де Люан — на оленьей охоте в нашем дампьерском лесу, а другой кузен, Жокур, по прозвищу Лунный Свет, утонул в Миссисипи во время американской войны... Все они умерли играючи, если можно так выразиться. У людей знатных всегда было так. То место, что мы занимаем в мире, нам дали не наши титулы и не изъеденные крысами пергаменты, а люди, для которых смерть была просто такой же игрой, как другие игры... О сестра Бланш, я так глупо говорила сегодня. Поэтому явите милость, помогите мне загладить мою вину. Давайте ста­нем на колени и предложим наши две маленькие жизни в обмен на жизнь Ее Преподобия.

http://predanie.ru/book/118632-dialogi-k...

По преданию, на месте погребения К. и А. находится ц. Санта-Мария-ин-Кампис в г. Фолиньо. Храм, о существовании которого известно с XII в., расположен на территории рим. пригородного некрополя. В церкви находился саркофаг VI-VII вв., в к-ром предположительно хранились мощи мучеников. Впосл. саркофаг был помещен в археологический музей, расположенный в Палаццо-Тринчи, где в 1944 г. был уничтожен во время бомбардировки. Согласно Л. Якобилли, на месте погребения мучеников находилось аббатство Сассовиво, основанное ок. 1080 г. блж. Майнардом. По благословению св. Бонфилия, еп. Фолиньо (до 1072-1110), монастырская церковь была освящена во имя Св. Троицы, святых К. и А. и в честь Св. Креста, в храм были перенесены мощи обоих мучеников. По сведениям Якобилли, в 1555 г. мощи К. и А. после освидетельствования были помещены в главном алтаре церкви, при этом была обнаружена древняя рукопись сказания о мучениках ( Iacobilli. 1628. P. 383). Яннинг опубликовал повесть о перенесении мощей А. в мон-рь Берчето (BHL, N 19), датировав это событие 850 г. Согласно повести, мощи мученика были подарены епископом Фолиньо аббату Тиберию, их перенесение в Берчето сопровождалось множеством чудес. В наст. время реликварий с мощами А. и св. Модерамна хранится в главном алтаре собора Сан-Модеранно в сел. Берчето. По свидетельству Ф. Феррари, в XVII в. мощи К. и А. почитались в Сполето, в ц. св. Григория (вероятно, в ц. Сан-Грегорио-Маджоре - Ferrarius. 1613. P. 766). Ист.: BHL, N 19, 1620-1622; Tractatus praeliminaris de sanctis duodecim sociis//ActaSS. Iul. T. 1. P. 1-72; MartRom. Comment. P. 575-576. Лит.: Ferrarius Ph. Catalogus Sanctorum Italiae. Mediolani, 1613. P. 766; Iacobilli L. Vite de " santi e beati di Foligno. Foligno, 1628. P. 373-384; Dufourcq A. Étude sur les Gesta martyrum romains. P., 1907. T. 3: Le mouvement légendaire grégorien. P. 66-81; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 254-255, 449, 483; Lanzoni. Diocesi. P. 407, 427-434, 442, 447; Antonelli G.

http://pravenc.ru/text/1681159.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМИНИК [лат. Dominicus] (951 - 22.01.1031), прп. (пам. зап. 22 янв., в Соре также 22 авг.), основатель мон-ря в г. Сора (совр. обл. Лацио, Италия), деятель монашеского возрождения в Италии кон. X - нач. XI в. 1-е Житие Д. написано учеником преподобного Иоанном. Позднее диак. Альберих из мон-ря Монте-Кассино (впосл. кардинал; † 1088) составил 2-е Житие преподобного. Альберих почерпнул сведения о Д. от близких к преподобному людей, в т. ч. от Иоанна, а также из 1-го Жития. Одним из его источников были рассказы мон. Гильдебранда (впосл. папа Римский Григорий VII ). Людовико Якобили, составивший в нач. XVII в. итал. Житие Д., основывался на сочинениях Иоанна и Альбериха, а также, возможно, на несохранившихся источниках. Существует также средневек. сборник посмертных чудес Д. (BHL, N 2242). Д. род. в г. Фолиньо (совр. обл. Умбрия) в семье знатного (illustris) человека по имени Иоанн и его жены Ампы. В детстве преподобный был отдан на воспитание в мон-рь св. Сильвестра в Фолиньо, где получил церковное образование. Покинув Фолиньо, Д. поселился в мон-ре Санта-Мария ди Пьетрадемоне и принял монашеский постриг от настоятеля Донноса (Нонноса), затем был рукоположен во пресвитера. Желая вести жизнь отшельника, Д. с благословения настоятеля удалился на некую гору, где поселился в уединении. Вскоре убежище преподобного было обнаружено местными крестьянами, к-рые отнеслись к подвижнику с почтением и стали доставлять ему все необходимое для жизни. Молва о Д. распространилась по округе, и к преподобному стали собираться люди, ищущие его духовного руководства. Местный маркграф Губерт упросил Д. основать в его владениях, в Скандрилье, мон-рь в честь Спасителя. Однако после устроения мон-ря Д. не пожелал остаться в нем и поставил во главе братии мон. Констанция. Взяв с собой ученика Иоанна, преподобный удалился в горы Пици. По просьбе местного сеньора, графа Сульмонского, Д. основал новый мон-рь св.

http://pravenc.ru/text/178838.html

К XI в. относятся также два реформаторских монашеских движения, начавшихся в Фолиньо. Первое из них – конгрегация Сассовиво, знаменитая ромуальдинская обитель, основанная около 1080 г. Майнардом, отшельником-монахом, по всей вероятности, уроженцем Штирии. Это было объединение, насчитывавшее до сотни общежительных монастырей, разбросанных по Умбрии, Лацио и Марке и занимавшихся благотворительностью и помощью больным. Объединению способствовали графы Уппелло или Фолиньо, т. е. папский престол 1445 . Другая реформа была предпринята св. Домиником (1031), монахом обители св. Сильвестра, связанной с монашеством Вальнерии, откуда, впрочем, святой ушёл, странствовал по Сабине между Абруцци и Лацио, чередуя отшельничество с реформаторской проповедью и основанием монастырей отшельнической направленности, которых оказалось около дюжины 1446 . Роль св. Доминика, странствующего проповедника, как в своё время уточнил Г.Э. Дж. Коудри 1447 (Herbert Edward John Cowdrey) и недавно, хотя и с оговорками, Жан-Мари Сантер (Sensterre), заключалась в поднятии уровня современников-христиан из народностей, с которыми общался святой. Кроме того, помимо создания образца святости для всех христиан на собственном примере жизни, во время столкновения священства с царством он также внёс весомый вклад в дело поборников григорианской реформы 1448 . Хроника Монтекассино, цитадели итальянского монашеского общежительства, впрочем, упоминает св. Доминика не как отшельника, но как «multorum fondator cenobiorum» («многих обителей основателя»), не в последнюю очередь потому, что два монастыря, основанные святым, в 1067 и 1069 гг. перешли к Монтекассино 1449 . Один из них – это монастырь Св. Петра в Авеллане, где между 1040 и 1050 гг. умер св. Амик, удалившийся туда после долгого периода независимого отшельничества, и препровождённый в пещеру св. Михаила на границе Абруццо и Марке 1450 . Отшельники Апокалипсиса Эту пещеру, пещеру святого Ангела (S. Angelo de Criptis), где св. Амик жил то один, то в обществе одного из своих учеников, определяет не агиограф второй половины XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Событие было признано «чудом», при поручительстве церковных властей с образа были сделаны гравюры и медали. С тех пор туда усилилось паломничество во время двух праздников архангела. См.: Faloci Pulignani M. Foligno e la Madonna. Foligno, 2006. P. 124−132 (там же перепечатана статья: La Madonna del Riparo//Gazzetta di Foligno VI. 41 (10.10.1891). P. 2). 1478 Iacobilli L. Vite de’ santi e beati dell’Umbria. Vol. 3. P. 359; Lugano P. Delle chiese della citta e diocesi di Foligno nel secolo XIII, secondo una sentenza del 1239 e la’Libra’ del 1295 con una introduzione documenmama sulla storia del cristianesimo in Umbria. Roma, 1907. P. 51 s (уже опубликовано частями здесь: Bollettino della Regia Deputazione di Storia Patria per l’Umbria. 1904. Vol. 10. P. 435−477). В то же время Дорио вспоминает, как графы Уппелло «вплоть до 1298 года владели церковью Св. Ангела в Пещерах над Скандоларо и деревнею в Фолиньо и представили в настоятели её брата Гвальтера, родственника их, монаха из Сассовиво, приора Св. Спасителя из Аквапагана и элемозинария папы Бонифация VIII». В 1341 г. скит-святилище и «ius praesentandi et eligendi priorem» («право представлять и избирать настоятелей») перешло к фамилии Конти из Фолиньо, имевшей «в гербе белого льва на одной лапе, вправо повёрнутого в червлёном поле, который лапой кинжал в воздухе ловит». См.: Dorio D. Istoria della famiglia Trinci. Foligno, 1648. P. 75−77. В 1683 г. по смерти Криспольды Конти, вышедшей замуж в дом Марчелли, права перешли к этой семье. Затем со смертью в 1807 г. последней наследницы (Лавинии Марчелли, вышедшей замуж в дом Ронкалли-Бенедетти) права перешли к графской фамилии Ронкалли-Бенедетти. Между тем, после дона Антонио Паолуччи, назначенного настоятелем скита-святилища в 1773 г., других настоятелей не было. В настоящее время церковью владеет фамилия Федеричи, проживающая в Канчелларе, которая и занимается управлением святилища и богослужениями в нём. См.: Faloci Pulignani M. Foligno e la Madonna. P. 124 s; кроме того, отсылаю к своим работам: Serai M.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

составление и перевод А.А. Бурова Святой Фелициан, епископ Фолиньо, мученик († 250, память 24 января, 20 марта – перенесение мощей) Родившийся около 158 года Фелициан был четвёртым епископом в Фолиньо (Foligno) в Италии. Он, ученик папы Римского Элевтерия, одно время был единственным епископом в Северной Италии. Фелициан получил паллиум от папы Римского Виктора I в знак своего служения, и был первым епископом, удостоившимся этой чести. Известен тем, что рукоположил во священника св. Валентина Тернийского (Valentin of Terni). После пятидесяти лет епископского служения он был схвачен и подвергнут пыткам. От тяжести побоев Фелициан скончался по дороге в Рим к месту казни. Добрая женщина по имени Мессалина, посещавшая его в тюрьме и обратившись ко Господу, также была умучена. На месте его кончины была построена часовня, впоследствии заменённая на церковь . 4 октября 970 года мощи святого были перенесены в Мец. Часть мощей была перенесена в Минден, что в Германии. Мощи были возвращены в Фолиньо в 1673 и 1674 годах. Фелициана изображают как старца с ранами на руках и ногах, или с крюком и клещами. Имеется пассия, составленная в VI веке, согласно которой он был умучен при Декие. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010