И с этих пор начала я испытывать великое утешение, хотя от созерцания страстей Его испытывала печаль» 157 . «И кровь Его казалась мне такою красною и текущею из ран, как будто только сейчас начала изливаться она из открытых ран. Явственно было тогда в связках благословенного тела такое разъединение связи и единства в связках всех членов тела, происшедшее от свирепого и жестокого растяжения на древе креста девственных членов, что жилы и связки между костями, казалось, совсем растянулись и отступили от должной гармонии всего тела. Однако на коже не было заметно разрушения единства тела. И при виде жестокого разрешения связей тела и растяжения членов его, отчего все жилы казались растянутыми и разъединенными, а кости могли быть сосчитанными, боль сильнее пронзала меня, чем при виде открытых ран. И вид так распятого тела благого и возлюбленного Иисуса, истинно, вызывал такое сострадание, что не только внутреннее мое, но и все кости и связки мои, как казалось, чувствовали новую боль и вызывали новые стенания и ужасное чувство страдания в пронзенных так духе и теле» 158 . «Однажды взирала я на крест с Распятием на нем и, когда взирала я на Распятого телесными очами, вдруг зажглась душа моя такою пламенною любовью, что даже члены моего тела чувствовали ее с великою радостью и наслаждением. Видела же я и чувствовала, что Христос обнимает душу мою рукою, которая пригвождена была ко кресту, и радовалась я величайшею радостью… И иногда от теснейшего этого объятия кажется душе, что входит она в бок Христов» 159 . Интенсивность такого рода созерцаний такова, что, например, мистический собеседник Анджелы говорит ей: «Был Я с апостолами и видели они Меня очами телесными, но не чувствовали Меня так, как чувствуешь ты» 160 . Сама же Анджела столь живо переживает картины Страстей, проходящие перед ее глазами, что убеждена, что даже Дева Мария, стоявшая у креста своего Сына, не могла бы рассказать о них подробнее Анджелы 161 . Православный мистик преподобный Симеон Новый Богослов так описывает путь такого рода медитаций и их итог: «Он возводит к небу руки, глаза и ум, воображает в уме своем Божественные совещания, небесные блага, чины святых ангелов, селения святых, короче, собирает в воображении своем все, что слышал в Божественном Писании, рассматривает это во время молитвы и всем этим возбуждает душу свою к Божественному желанию и любви, иногда проливает слезы и плачет.

http://azbyka.ru/tradiciya-dogmat-obryad

Против входа в кафедральный собор стоит крещальная церковь . Она построена в шестом веке христианском в виде восьмиугольника и посвящена св. Иоанну Предтече, патрону Флоренции. С той поры до 1229 г. в ней находилась епископская кафедра, а в этот год кафедральное достоинство присвоено было соседней Репаратской церкви, из которой и купель перенесена была в церковь Предтеченскую. В сей последней церкви весьма великолепна входная медная дверь, да так великолепна, что, по словам Микель Анджела, достойна быть дверью рая. Ее изготовил Лоренцо Гиберти в годы 1424–1447. А навешана она была в 1452 г. Я залюбовался ею. На ширинках ее видны десять выпуклых изображений: 1.творение мира, 2.грехопадение и рядом первые работы Адама и Евы, Каин и Авель, 3.Ноево жертвоприношение и опьянение, 4.Авраамово гостеприимство и жертвоприношение Исаака, 5.ловитва Исава и благословение Иакова, 6.Иосиф и его братья, 7.Моисей на Синае и израильтяне, 8.приступ Иисуса Навина к Иерихону, 9.Давид с отрубленной им головой Голиафа и 10.Савская царица у Соломона. Крещальная церковь, о которой идет речь, походит на римский Пантеон. Купол ее огромен и весь покрыт мозаическими изображениями в 1270 году. Привезли их тосканские художники Тафи и Аполлоний . В самом небе купола изображен Спаситель, сидящий на четверти радуги; руки Его простерты в обе стороны; на них и на стопах Его видны гвоздинные язвы; у ног Его представлено воскресение мертвых. Весь купол разделен для мозаик на пять поясов, окружающих его. В первом, верхнем поясе изображены девять чинов ангельских, во втором, под ними, творение мира и рай, в третьем – Авраам, Исаак, Иаков с душами в лоне их, пророки, апостолы и ад с его отделениями, в четвертом и пятом – Иоаким и Анна, житие Предтечи, Благовещение и события в земной жизни Спасителя. Из всех этих мозаик лучше сохранились те, кои помещены на правой стороне Иисуса Христа. Ниже купола устроен ход вокруг всей крещальни. Тут, над аркадными окнами (три окна на каждой части восьмиугольника), кои разделены пилястрами, – в кружках и квадратах изображены: св. Амвросий, св. Григорий Богослов и другие святые.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Бернардина Люини – Иродиада со служанкой, принимающая голову св. Иоанна Крестителя из рук палача. Головы ее и его весьма выразительны. Отделка или отживка этой картины произведена кистью тонкой. В этой же картинной галерее хранится множество драгоценных сосудов разной величины, сделанных из ляпис-лазури, из горного кристалла, оникса и из других дорогих камней. Я залюбовался особенно маленькой собачкой из цельной жемчужины на покрышке кристальной вазы. Многоугольная усыпальница герцогов тосканских облицована разноцветными мраморами. В ней, кроме саркофагов из красного гранита, замечательны свежевки Петра Бенвенути, который умер недавно. Из них отменно хороши: Распятие с багровым цветом померкшего солнца. Страшный Суд. В верхней части этой картины сидит Спаситель полуобнаженный. За Ним видно белое знамение Его, как Сына человеческого, т.е. крест. Около Него Богоматерь и святые умоляют Его помиловать грешников. Но Он неумолим. Ниже, направо, души восходят на небо во свете на облаках. Одну из них ангелы увлекают от границы ада: мысль утешительная, ибо есть души, кои очень мало грешны и мало праведны. Налево помещено множество душ во мраке и изображен архангел Михаил, поражающий диаволов пламенным мечем. На грешниках и бесах и особенно на женщине, летящей в ад плашмя чревом, видны черви, змеи. Смежно с этой картиной написаны создание Адама и Евы, грехопадение, убиение Авеля, жертвоприношение Ноя и проч. Ковчег виден на Арарате. В малой капелле герцогской усыпальницы приглянулись мне мраморные статуи Микель Анджела, представляющие День и Ночь. День не кончен. А свой день я закончил внезапным пением: «Дерзайте убо, дерзайте людие Божии, ибо Той победит враги, яко Всесилен». Пророчественна эта внезапность? Мы победим?.. 23, пятница. Художественный город Флоренция! Есть на что посмотреть здесь, есть чем полюбоваться и душевно насладиться. Настоящий день посвящен был мною обозрению картинной галереи Питти, Академии художеств и церкви св. Креста, – Santa Croce, в монастыре францисканском. В этих трех местах я был не один: со мною находилась путевая книжка моя, в которой записывалось все достойное внимания и памятования.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

архидиакона Лаврентия и св. Стефана, написанное Даддием в 1350 г. Лицо Лаврентия благообразно. Мучители хотят переворотить его, когда он сказал им: assum est, verte, т.е. испеклось тело, повороти его. На средине этой картины много воздуха, что придает ей вид казистый. В церкви Св. Креста я видел надгробный памятник Софии, графини Замойской. Она лежит. Голова ее приподнята, кажется, вот пробудится и встанет. Драпировка одежды на ней сделана весьма искусно, как будто сшита наилучшей швеей. 24, суббота. Флорентинские фрески были последние картины, которыми я вдоволь налюбовался, не имея времени посетить другие города Италии, Сиену, Болонию, где есть что посмотреть. Горячо люблю я живопись, но пламенно люблю и старинные рукописи. Известно было мне, что их много в здешней Лаврентианской библиотеке, и я сегодня провел в ней несколько часов. А на пути туда видел двух благородных женщин, белых как снег, с золотистыми волосами и очень хороших собой, и понял, почему флорентинские старые живописцы, включительно с Рафаэля, рисовали таких женщин и девиц. Они видели пред собой образцы. Лаврентианская библиотека основана была по плану Микель Анджела в 1524 г. и окончена зодчим Вазари в 1571 г.; рукописями же снабжена тосканскими герцогами Козимом Старшим и Лаврентием Магнифико. Всех рукописей тут на разных языках 7000. Но из них я видел лишь немногие, именно: Деяния и послания апостольские на греческом языке, с толкованиями на краях. Они написаны на пергаменте в X веке четко и красиво. Подписной иоты нет. Евангелие на латинском языке, XVI века, с красными надстрочными знаками для пения его в церкви и с миниатюрами. Нехороша картинка свидания Елисаветы и Марии. Евангелистарий с 37-ю миниатюрами 1466 года. Антифонарий с миниатюрами Франческа Антонио. Missale с миниатюрами. Этот служебник написан в 1493 г. латинскими готическими буквами. Хорошо в нем нарисовано Распятие Христово in folio. Богоматерь и Иоанн Богослов плачут. Видны слезы их. Lactantii opera. Edit. in folio. 1468 anno. Praefatio J.Argyropuli Byzantii in libros Aristotelis с двумя портретами Медичисов.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

На следующий день, в понедельник 10-го ноября, привезли гроб в Св.-Николаевский собор (Монреаль) и поставили в правый придел. Панихиду отслужили перед открытым гробом, но скрытым под пластиковым мешком братом Иосифом. На следующий день увезли брата Иосифа в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилль. Там гроб был поставлен в середине храма, служились панихиды и читалась всю ночь псалтирь. В своем свидетельстве «К годовщине кончины хранителя Иверской Мироточивой Иконы», о. Виктор Потапов описывает, как в ту ночь пластиковый мешок был открыт, и все смогли видеть следы пыток и отсутствие разложения в 13-й день после смерти. В среду 12-го было отпевание и погребение. У присутствующих совместно пережитое останется навсегда в памяти: умилительное, торжественное и благодатное отпевание и захоронение избранника Божией Матери, хранителя Мироточивой Чудотворной Иверской Монреальской Ее Иконы. От имени Дома Иконы раздавались в конце отпевания иконки Божьей Матери и некролог. Много дивных непосредственных выражений смятения, почитания и любви вызвало это трагическое событие. На отпевании в Джорданвилле были произнесены две прочувствованные проповеди: владыки архиепископа Лавра и протопресвитера Валерия Лукьянова. Присутствующий на отпевании инок Всеволод, встретивший брата Иосифа уже в гробу, был вдохновлен происходящим и описал свои впечатления в свидетельстве «Преображенное страдание или разговор с убиенным братом Иосифом». В храме также находилась погруженная в глубокое горе сестра бр. Иосифа, Анджела, единственная представительница его семьи, которую мы смогли предупредить о случившемся и пригласить в Монреаль, откуда поехали на отпевание в Джорданвилль. Все глубоко сочувствовали ее горю и очень переживали, что не могли выразить соболезнование его матери и всей его семье. В то же время протоиерей Вениамин Жуков сказал о брате Иосифе задушевное слово на заупокойной литургти в Париже (свидетельство: «Памяти брата Иосифа»). Несколько позже стал изливаться целый поток самых трогательных воспоминаний. Большая часть этого материала помещена в разделе свидетельства Отметим трогательные статьи на французском языке, переведенные на русский, в свидетельствах: «Иосиф Муньос-Кортес – монах-мученик» Жана Бесса и «Воспоминания о Святом Новомученике» Клода Лопеза. Последний также написал «Акафист Святому Новомученику Иосифу» и «Службу отцу нашему монаху-мученику Иосифу».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Как это бывает в кошмарах, мать зовет его к себе, но герой не может приблизиться к ней, потому что пространство, разделяющее их, — семь шагов, — непреодолимо, как будто экран отделяет мир ребенка от измерения, к которому принадлежит женщина. Во второй строфе описывается решающий момент разлуки, а в третьей — сон, в котором смерть представлена образом белой больницы. В «поводящей крыльями белой сестрице» и в дважды повторяющемся образе матери, улетающей прочь, присутствует намек на ангелов . В полутьме церкви, на стенах которой отражаются колебания воды, движимой падающим дождем, происходит решающее схождение героя в глубину своего внутреннего мира, подготовленное встречей с девочкой, которая застенчиво заглядывает сквозь проход в стене, а затем садится наверху напротив героя. Горчаков, голосом и взглядом, затуманенными водкой, обращает к ней, но, в большей степени, к себе внешне бессвязный монолог, в котором он выражает сомнения, еще волнующие его: понимание бесполезности для внутреннего благополучия красивых и роскошных предметов и особенно возвращение к предложению, которое в глубине души он для себя еще не принял. Анекдот про мужчину, который с огромным трудом вытаскивает из болота человека и слышит от обидевшегося спасенного: «Дурак, я там живу!» — кажется насмешкой над верой Доменико, стремящегося спасти мир. Тем не менее ответы девочки и второе стихотворение Арсения Тарковского вновь приводят Горчакова к пути, намеченному встречей с его новым и теперь уже единственным другом. «Тебя как зовут?» — «Анджела». — «Ты довольна?» — «Чем?» — «Жизнью». — «Жизнью — да». Традиционно ангел — это посланник, вестник, приходящий из высшего измерения. Ангел из камня, расположенный у входа в церковь и уже наполовину погребенный под водой и растительностью, кажется, потерял свою функцию. Улетающая прочь мать и медсестра с крыльями из стихотворения Я в детстве заболел— это явные образы смерти. В полуразрушенной церкви Горчаков находит маленького живого ангела, верующего в жизнь. Девочка наделена наивным удивлением, радостью, нетронутой верой ребенка, не отягощенного жизненным опытом. За ее короткими, простыми словами следует стихотворение Меркнет зрение, читаемое голосом за кадром. Это — духовное завещание поэта, который завершил свой жизненный путь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

Ангелики св. Павла в 30-х гг. XVI в. появились в Милане как часть религ. движения, к-рое в дальнейшем послужило созданию ордена варнавитов. Первоначально ангелики существовали как орг-ция благочестивых женщин-мирянок при муж. ордене. Мужчины и женщины, в т. ч. и миряне, активно участвовали в жизни общины, занимаясь благотворительной деятельностью; сестры-ангелики оказывали помощь тем падшим женщинам, к-рые стремились к покаянию. Лидерами жен. части движения были Лудовика Торелли, гр. Гуасталлы, и Вирджиния Негри (монашеское имя - Паола Антония), чей духовный авторитет внутри общего движения признавали и мужчины-клирики (в 1536 ее деятельность внимательно изучила инквизиция, но ничего предосудительного обнаружено не было). Ангелики и варнавиты совместно обсуждали духовные дела, участвовали в покаянных процессиях. С оформлением самостоятельных жен. и муж. орденов монахини-ангелики были подчинены правилу затвора; им пришлось прекратить социальное служение. Об-во смиренных сестер св. Урсулы (см. Урсулинки ) основала в Брешиа в 1535 г. францисканка-терциарка католич. св. Анджела Меричи, вокруг к-рой объединилась небольшая община женщин. Они вместе молились, помогали больным и девочкам-сиротам, занимались религ. образованием девочек. Первые урсулинки происходили из городской среды; они приносили лишь обет целомудрия и иногда даже жили дома, в кругу семьи. Такая гибкая организация напоминала общежития бегинок (бегинажи) в Сев. Европе. Активная публичная деятельность урсулинок получила широкое распространение в североитал. городах и привлекла внимание церковных властей. Постепенно благочестивых женщин вынудили подчиниться правилам, напр. с 1540 г. урсулинки стали носить монашеские облачения. В 1566 г. урсулинки начали свою деятельность в Милане, где им покровительствовал архиеп. Карло Борромео . Он поручил ордену катехизацию девочек в своем диоцезе, однако настоял на том, чтобы в соответствии с решениями Тридентского Собора урсулинки жили только в конвентах и соблюдали правило затвора (в 1582 утверждено папой Римским Григорием XIII (1572-1585)). Школы для девочек стали организовывать при конвентах урсулинок. С кон. XVI в. общины урсулинок действовали в Авиньоне (как жен. ветвь конгрегации Христианского учения) и во Французском королевстве. В отличие от итальянских французские урсулинки происходили в основном из знатных семей и пользовались покровительством королевского двора. Урсулинки соблюдали правило затвора, вели созерцательный образ жизни, но при этом содержали школы, где девочки получали бесплатное (прежде всего религиозное) образование. В XVIII в. во Франции насчитывалось ок. 12 тыс. урсулинок, орден содержал 320 школ (см.: Bireley. 1999. Р. 204).

http://pravenc.ru/text/2057152.html

Тем, кто хочет сбросить мормонов со счетов как мало влиятельную в США силу, не худо было бы вспомнить, что среди знаменитостей, перечисленных в справочнике «Кто есть кто в Америке», мормоны имеют больше последователей, чем любая другая религия. То же относится к почетным научным обществам в нашей стране. Лидеры-мормоны имеют влияние почти на всех ступеньках американской власти. Самый видный из них – бывший секретарь по сельскому хозяйству Ездра Тафт Бенсон, один из Двенадцати апостолов, возглавляющих церковь мормонов. Секретарь-казначей Дэвид Кеннеди (использующий служащих своего кабинета как полномочный представитель церкви), государственные казначеи Анджела Бьюкенэн и Айви Бейкер Прист, секретарь по образованию Террел Белл, бывший губернатор Мичигана Джордж Ромни, морской представитель С. Экклс, три посла Соединенных Штатов в Скандинавии, дюжина американских сенаторов, не говоря уже о прочих, рассеивают сомнения во влиятельности этой организации. Мормоны действительно являются немалой политической и общественной силой, с которой необходимо считаться. Церковная организация Организационное и общее управление церковью мормонов осуществляет комитет «Общих властей». Во главе его стоит Первое президентство, состоящее из 88-летнего «пророка» Спенсера В. Кимбалла (ныне его сменил Гордон Б. Хинкли – Прим. пер.) и двух помощников. Президентству помогает Совет двенадцати апостолов. Первый кворум семидесяти и его президентство, а также «Руководящий епископат» и Патриарх Церкви. Вся власть находится в руках священства мормонов, которое разделяется на Аароново (младших) и Мелхиседеково (старших) и куда входит по существу каждый активный мормон мужского пола в возрасте старше двенадцати лет. Административно церковь мормонов состоит из территорий, разделяющихся на приходы и колы, причем в последние входит приблизительно от пятисот до тысячи человек. Во главе каждого прихода стоит епископ (bishop) и два его помощника. Приходы объединяются в колы, над каждым колом несет попечение президент кола и два его помощника, которым, в свою очередь, помогают двенадцать высших служителей, составляющие «высший совет кола».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Приемля плоть, католичество на практике резче обособляется от вожделения, чем допускающее в больших пределах брак священников православие или протестантство. Плотская жизнь должна быть в подчинении у жизни духовной. Можно указать в католической богословской и, особенно, мистической литературе и на дальнейшее расширение понятия единства во Христе. Легенды рассказывают нам о любви святых к животным, о рыбках, которые сосали опущенные в воду пальцы святой, о птичках, слушавших проповедь , о льве, исцеленном от занозы св. Иеронимом. Мистики восхищаются бесконечною красою Божьего мира, прислушиваются к гимнам в честь Бога, распеваемым птичками «в капеллах зеленых дерев». И за этим восхищением скрыто нечто большее, чем умиление перед мудростью Творца: в нем чувствуется религиозно-эмоциональное приятие мира. Францисканка XIII века св. Анджела любит всякую тварь Божию, даже лягушек и жаб. Св. Франциск старается не попирать ногами пролитую сестру водицу и сочиняет хвалы Господу за брата солнце, за сестру луну, за «светлые прекрасные звезды» и за сильного и бурного брата огня. Своими таинствами и священнодействиями (sacramentalia) католичество приобщает к церкви и плоды земные, и хлебные злаки, и дела рук человеческих. Католический культ сосредоточивает в себе все земное и человеческое. Все вовлекается в него и озаряется им. Земная жизнь освящается и приемлется во всех своих проявлениях, насыщается святостью и красотой. Однако, не следует преувеличивать роли космоса в католичестве. Католичество прежде всего религия человеческая, антропоцентрическая. Космическое единство гораздо ярче и полнее выражено восточным христианством, впитавшим в себя настроения Востока и эллинский дух. В католичестве на первом месте стоит царь природы – человек. Человек сотворен ради Бога, а мир ради человека, в человеке же тело – ради души. Мир занимает положение служебное. Он питает и поддерживает человека. Он – средство к познанию Бога, т.е. к осуществлению религиозной цели человека. Поэтому для католичества характернее ограничение единства во Христе единством спасенного человечества, царствующего над миром.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Затем, непременный элемент опыта Терезы, как и Игнатия Лойолы, блаж. Анджелы и других западных " святых " , разумеется - видения Христа и предшествующий этому весьма специфический зов Его: " Душу зовет Возлюбленный таким пронзительным свистом, что нельзя этого не услышать. Этот зов действует на душу так, что она изнемогает от желания, но не знает, о чем просить, потому что с нею Бог, а большего счастия могла ли бы она пожелать? " " Странно, - замечает Мережковский, - что в голову ей не приходит свист древнего змия " . Наконец, высшая ступень экстаза Терезы - соединение со Христом. " В этом несказанно-блаженном соединении души с Богом и тело немного участвует " , - признается Тереза, и тотчас прибавляет, чтобы не солгать себе и другим: " Нет, тело в этом очень много участвует " 19. " Чувствует себя душа упоительно раненой, но не знает кем (!) и начинает жаловаться, как влюбленная " . Смерть кажется душе в такие минуты упоительным восторгом в объятиях Возлюбленного. " Я хотела бы растерзать сердце мое на части, - восклицает Тереза, - чтобы только сказать, как мука эта сладостна " 20. Абсолютно аналогичный опыт находим и в видениях блаж. Анджелы. Дух Святой является ей и нашептывает такие слова: " Дочь Моя сладостная Мне, дочь Моя храм Мой, дочь Моя услаждение Мое, люби Меня, ибо очень люблю Я тебя, много больше, чем ты любишь Меня " 22. Святая находится в сладкой истоме, не может найти себе места от любовных томлений. Крест Христов представляется ей брачным ложем. Она сама через это входит в Бога: " И виделось мне, что нахожусь я в середине Троицы... " 23. Не будем утомлять читателя подробностями, представляющими благодатный материал для психоаналитического исследования. Анджела просит Христа показать ей хоть одну часть тела, распятого на Кресте, и Он показывает ей свою... шею. " Тотчас же прежняя печаль моя превратилась в такую радость и столь отличную от других радостей (это точно! - В.С.), что ничего и не видела и не чувствовала, кроме этого. (Еще бы! - В.С.). Красота же шеи Его была такова, что невыразимо это.

http://ruskline.ru/analitika/2009/02/03/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010