Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДЖЕЛА ИЗ ФОЛИНЬО [Ангелина; итал. Angela da Foligno] (ок. 1248, Фолиньо, Умбрия - 4.01. 1309), блж. католич. Церкви (пам. католич. 4 янв.), визионерка. До своего «обращения» имела семью, детей. Потеряв близких, она, по ее собственным словам, получила «от их смерти великое утешение, хотя немного и сожалела о них», это дало ей возможность оставить мир, вступив в францисканский орден (ок. 1290). Ее духовным отцом стал брат Арнальдо, принадлежавший, как и она, к радикальному крылу францисканцев - спиритуалам . Он записал ее откровения, назвав кн. «Явление даров Всевышнего, ниспосланное в духе блж. Матери Анджеле из Фолиньо». В этой книге изложены основы системы мистического знания А. из Ф., что выгодно отличает ее от совр. ей мистиков. В мистическом опыте А. из Ф. можно выделить неск. основных моментов: пассивное созерцание душой Бога, отношение к миру как к неизбежному злу, противопоставляемому безграничному благу Божества и отношение к церковным таинствам как к объединяющей всех божественной силе. Для А. из Ф. характерно общее для всех мистиков восприятие души как «пассивной супруги» Господа, к-рая лишь ожидает Его явления. В процессе созерцания Бога А. из Ф. выделяет 3 основных этапа: а) созерцание лика Христа как Божественного воплощения (низшая ступень); б) видение Бога во мраке, дабы яснее было, что «превосходит он всяческое благо и что выше он всего мыслимого»; в) «безобразное и невыразимое словами» наблюдение Св. Троицы и себя в центре нее - это более совершенный этап единения воль и преображения душ, о к-ром ранее писал Бернард Клервоский и к-рое наиболее полно раскрыто в трудах И. Экхарта . Авторитет А. из Ф. был весьма велик среди спиритуалов, а одним из ее учеников и последователей считается мистик Убертино да Касале . В совр. историографии францисканского ордена А. из Ф. признается одной из величайших мистиков католич. Церкви. Канонизирована в 1701 г. Соч.: Откровения блж. Анджелы/Пер., вступ. ст. Л. П. Карсавина. М., 1918. К., 19962. Омск, 19973; Angela, of Foligno. Complete Works/Trad. by P. Lachance. N. Y., 1993; Angela of Foligno " s Memorial/Trad. by J. Cirignano. Woodbridge, 1999.

http://pravenc.ru/text/115140.html

Поскольку спасение человека обусловлено не просто ортодоксальностью его веры, но и правильностью состояния его души, в истории Церкви наряду с борьбой за истину веры идет не менее серьезная и острая борьба за истину жизни. Защита принципов духовной жизни является одним из самых серьезных и тонких направлений в А. Возникало оно постепенно, но особенное развитие стало получать в результате схоластической направленности богословия в Зап. Церкви и его отрыва от святоотеческого опыта. В. Н. Лосский отмечает: «Нужно было произойти какому-то рассечению между личным опытом и общей верой, между личностной жизнью и жизнью Церкви, чтобы духовная жизнь и догмат, мистика и богословие стали двумя различными сферами, чтобы души, не находя достаточной пищи в богословских «Суммах», с жадностью искали рассказов об индивидуальном мистическом опыте...» ( Лосский В. Очерк мистического богословия. С. 16). Прекрасный знаток духовной лит-ры Востока и Запада свт. Игнатий (Брянчанинов) († 1867) указывает и на конкретные временные координаты возникновения ложного направления в недрах Зап. Церкви: «Преподобный Венедикт [† 544], святой папа Григорий Двоеслов [† 604] еще согласны с аскетическими наставниками Востока; но уже Бернард Клервоский (XII в.) отличается от них резкою чертою; позднейшие уклонились еще более». Он так оценивает их мистический опыт: «Они тотчас влекутся и влекут читателей своих к высотам, недоступным для новоначального, заносятся и заносят. Разгоряченная... мечтательность заменяет у них все духовное, о котором они не имеют ни малейшего понятия. Эта мечтательность признана ими благодатию» (Соч.: В 5 т. СПб., 1905. Т. 4. С. 498). Разрыв единой вселенской духовной традиции привел к появлению мн. и нередко далеко уходящих от Церкви аскетов-мистиков и мистических течений. Иоанн Скот Эриугена (ок. † 877), аббат Иоахим Флорский († 1202), Франциск Ассизский († 1226), блж. Анджела из Фолиньо († 1309), Майстер Экхарт († 1328), Екатерина Сиенская († 1380) и др. оказали большое влияние на последующее, вплоть до наст. времени, развитие как церковно-католич., так и внецерковного мистицизма. Борьба за чистоту и трезвенность духовной жизни, полемика с различными мистическими направлениями, уводящими от Христа, является одной из ярких страниц А.

http://pravenc.ru/text/75696.html

Однако более поздние упоминания о том, что Ж. д " А. «была пастушкой», скорее всего являются вымышленными: эти легенды выстроены по аналогии с рассказами о ветхозаветных героях-пастухах (Иакове, Моисее, Давиде), к-рые были избраны Господом для великих свершений. Согласно показаниям односельчан, собранным в ходе процесса по реабилитации Ж. д " А. в 1455-1456 гг., ее особая набожность проявилась очень рано. Уже в детстве она старалась присутствовать на каждой церковной службе, совершала паломничества в расположенную близ родной деревни часовню Богоматери (Нотр-Дам-де-Бермон), часто исповедовалась. В Домреми Ж. д " А. слышала голоса арх. Михаила, святых Екатерины и Маргариты (предположительно великомучениц Екатерины Александрийской и Маргариты Иерусалимской ), к-рые призвали ее оставить семью, отправиться к франц. королю и помочь ему освободить страну от англ. захватчиков. Со слов Ж. д " А. современники рассказывали, что святые стали являться девушке весной 1425 г., когда ей было ок. 13 лет. Согласно материалам судебного процесса 1431 г., тогда же она дала обет безбрачия. Видения Ж. д " А. долгое время оставались историографической проблемой. Мн. атеистически настроенные исследователи пытались объяснить данный феномен психическими отклонениями, состоянием истерии. Ее поведение, однако, полностью укладывалось в традиции средневек. католич. визионерства, в подавляющем большинстве это было свойственно женщинам (см., напр., статьи Анджела из Фолиньо , Биргитта Шведская , Екатерина Сиенская ). Важным отличием видений Ж. д " А. был военно-политический характер предсказаний, а также желание лично их исполнить. Жанна- пастушка. Миниатюра из материалов обвинительного процесса. Кон. XV в. Жанна- пастушка. Миниатюра из материалов обвинительного процесса. Кон. XV в. В янв. 1429 г. Ж. д " А. смогла встретиться с капитаном крепости Вокулёр, расположенной недалеко от Домреми, Робером Бодрикуром и убедить его в необходимости отправить ее в Шинон к франц. дофину Карлу (буд. кор. Карл VII).

http://pravenc.ru/text/182197.html

В период с 1917 по 1922 г. (до высылки) вышла серия статей и монографий К. в изданиях не узконаучного, но общего характера. Из числа статей выделяется цикл, написанный для «Ежемесячного журнала» (Журнал для Всех), редактируемого и издаваемого В. С. Миролюбовым: «О Любви и Браке» (1917), «Анджела из Фолиньо и ее откровения» (1917). Сотрудничество К. с Миролюбовым было продолжено в ж. «Артельное дело» (1921), где в небольшой ст. «Федор Михайлович Достоевский (30 окт. 1821 - 28 янв. 1881)» он отчетливо сформулировал идеи и поставил вопросы, ставшие для него центральными в эмиграции. Это проблема личности и, шире, проблема специфического «карсавинского» персонализма: «…любить несчастных не так еще трудно, любовь Достоевского знает большее: любить человека в самом его падении, улавливая свет в душе такого «насекомого», как Федор Павлович Карамазов, постигая смертный ужас равнодушно и холодно кончающего с собой Свидригайлова или бессильного при всей своей воле и всем своем уме Ставрогина. У Достоевского есть своя святыня, безусловно и непререкаемо ценная,- человеческая личность, индивидуальность. Ее красоту внутреннюю и правду, ее неповторимое значение он всегда сумеет оценить своею любовью, как бы она ни падала» (С. 2). Здесь же поднимается славянофильская проблема, к-рая позднее перерастет в евразийскую проблематику (см. Евразийство ): «Русскому народу и предстоит в полноте выразить христианский общественный идеал в противоположность противоречивому внутренно романскому и католическому идеалу земного атеистического блаженства. И во главе братского единения всех членов славянской семьи народов русские положат начало христианской жизни на земле» (С. 3). Наконец, тема цели, смысла и конца истории: «...в каком отношении стоит земная цель и земной христианский идеал к жизни бессмертной? Как в общественном идеале Достоевского решаются поднятые им же проклятые вопросы..? И как, принимая жизнь, не принять зла; если же надо принять зло, то как это сделать? - Мы сами должны искать ответов на эти вопросы» (С. 4). За 4 с небольшим года К. написал ряд работ: «Католичество», «Культура средних веков» (1918), «Saligia» (1919), «Введение в историю: Теория истории» (1920), «Noctes Petropolitanae» (1922), «Восток, Запад и русская идея» (1922). Среди др. произведений 1922 г. выделяются статьи в ж. «Мысль» (Пг.): «О свободе», «О добре и зле»; работа «Достоевский и католичество»; псевдогностические сочинения: «Глубины сатанинские (Офиты и Василид)», «София земная и горняя».

http://pravenc.ru/text/Карсавин.html

Ангелус Силезиус (в миру Иоганн Шеффлер) (1624—1677), немецкий поэт-мистик, священник, член ордена миноритов. Родился в протестантской семье, в 1653 принял католичество. Один из самых одаренных поэтов контрреформации, автор более 200 духовных стихотворений, в основном собранных в книгу философских изречений в стихах «Херувимский странник» (1675). Андерхилл, Эвелин (1875—1941), английская религиозная писательница. В 1907 после пережитого ею обращения, начала изучать феномен мистической духовности. Первым литературным опытом А. стало признанное классическим исследование по мистицизму (Mysticism, 1911). Среди более поздних работ наиболее известна книга о богослужении (Worship, 1936). Анджела де Фолиньо (ок. 1248—1309), блаженная, визионер. Родилась и прожила всю жизнь в умбрийском городе Фолиньо. После смерти мужа обратилась к жизни в нищете и молитве и стала членом третьего францисканского ордена. Имела многочисленные видения, в особенности Страстей Христовых. По настоянию духовника запечатлела свой мистический опыт в книге Liber Visionum et Instructionum («Книга видений и наставлений»). Причислена к лику блаженных папой Uhhokehmueм XII в 1693. Память 4 января. Андрей Критский (ок. 660 — ок. 740), прп., византийский проповедник и церковный поэт, создатель и мастер нового жанра гимнографии — канона. Уроженец Дамаска, был монахом в Иерусалиме, дьяконом в Константинополе, окончил жизнь архиепископом города Гортины на Крите. Наиболее известное его произведение — «Великий канон», состоящий из четырех канонов по 9 песней, в которых мотив личного покаяния сопоставлен со всей ветхо- и новозаветной историей. Память 4 июля. Андрей Рублев (ок. 1360—1370 — ок. 1430), прп., русский иконописец. Память 4 июля. Антоний Великий (251—356), прп., христианский аскет, основатель монашества, один из первых пустынножителей Фиваиды (Египет). В 18 лет, услышав призыв Христа раздать все и следовать за Ним (Мф 19:21), раздал имущество и удалился от мира. Около 20 лет провел в уединении, затем основал монашескую общину и через несколько лет вновь удалился в пустыню, но выходил в мир для защиты православия от арианства. Имел множество учеников. Его аскетические наставления вошли в «Добротолюбие». Житие А. В., составленное свт. Афанасием Великим (см.) оказало огромное влияние на всю дальнейшую историю монашества и на развитие христианской литературы. Память 17 января.

http://predanie.ru/book/70302-trudy-1/

обозрение. СПб., 1909. Т. 15. Отд. 1. С. 1-21; Римская церковь и папство до половины II века//ЖМНП. Н. с. 1910. Т. 30. 11. С. 73-97; Магнаты конца Римской империи: Быт и религия//К 25-летию учено-пед. деятельности Ивана Михайловича Гревса, 1884-1909: Сб. ст. его учеников. СПб., 1911. С. 1-62; Монашество в средние века. СПб., 1912. М., 1992, 2012; То же//Символ. 1991. 25. С. 34-155; Очерки религиозной жизни в Италии в XII-XIII вв. СПб., 1912; Мистика и ее значение в религиозности средневековья//ВЕ. 1913. 8. С. 118-135; То же//Малые сочинения. 1994. С. 9-23; Вальденсы до 1218 года: (Развитие организации иерархического принципа в секте по новым исследованиям и источникам)//Ист. обозрение. 1914. Т. 19. C. 109-173; Символизм мышления и идея миропорядка в средние века//Науч. ист. журнал/Ред.: Н. И. Кареев. СПб., 1914. Т. 1. Вып. 2. 2. C. 10-28; То же//Российская ист. мысль: Из эпистолярного наследия Л. П. Карсавина: Письма И. М. Гревсу. М., 1994. С. 148-172; Основы средневек. религиозности в XII-XIII вв., преимущественно в Италии. Пг., 1915; То же//Сочинения. СПб., 1997. Т. 2; Италия и тройственное согласие [союз]//Россия и ее союзники в борьбе за цивилизацию. М., Т. 1. Вып. 2. С. 153-162; То же//Европа и война: Россия и ее союзники в борьбе за цивилизацию. М., 1917. Т. 2. Вып. 3. С. 163-172; Мистика во фландрской агиографии XIII в.//ЖМНП. Н. с. 1916. Т. 65. 9. Отд. 2. С. 1-24; Ответ Д. Н. Егорову//Ист. известия. М., 1916. 3/4. С. 139-146; Анджела из Фолиньо и ее откровения//Ежемесячный журнал. Пг., 1917. 2/3. С. 152-163; 4/5/6. С. 153-164; О Любви и Браке//Там же. 1. С. 120-129; Католичество. Пг., 1918. Brux., 1974; Культура средних веков. Пг., 1918. К., 1995. М., 2003; Откровения блаж. Анжелы/Пер., вступ. ст.: Л. П. Карсавин. М., 1918. К., 1996 (переизд.: Католичество; Откровения блаж. Анжелы. Томск, 1997); Saligia, или Весьма краткое и душеполезное размышление о Боге, мире, человеке, зле и семи смертных грехах. Пг., 1919. P., 1978; То же//Малые сочинения. 1994. С. 24-57; Введение в историю: Теория истории.

http://pravenc.ru/text/Карсавин.html

Первая, мне кажется, начинается со святого Бернара Клервоского, и в этой стадии все внимание обращено не на Воплотившееся Слово в целом, а прежде всего и отдельно на Его человечество, с тем чтобы путем духовного восхождения подняться к божеству Христа. Позже то, что для Бернара было стадией развития, для других, не достигших его уровня, стало пределом их опыта. С Гертрудой Великой в начале XIII beka появляется благочестие, с одной стороны, эмоциональное, с другой — спекулятивное, и мы находим у нее ряд высказываний, из которых видно, насколько она сосредоточена на сердце Иисуса, на теле Христа, на Святых Дарах. И, наконец, следует целая школа, сложная, богатая примерами святых (и мужчин, и женщин), полностью сосредоточенных на проблеме тела и своих реакций на тело Христа. Я хотел бы привести достаточно яркий пример, но таких примеров (я чуть не сказал: один ужаснее другого) огромное количество. «Однажды я была восхищена в духе, — говорит святая Анджела де Фолиньо, — образ Человека-Бога предстал передо мной снова в момент Его снятия со Креста, кровь только что пролилась, была свежей, красной, текла из открытых ран, только что вышла из тела, и тогда в суставах я увидела такую муку, я увидела такое напряжение жил и кости, настолько смещенными усилиями палачей, что меч пронзил меня насквозь, и когда я вспоминаю боли, испытанные в жизни, я не нахожу ничего равного этой боли». Другая цитата, столь же реалистичная, принадлежит той же святой: «Когда я стояла в молитве, Христос явился мне и дал мне более глубокое знание о Себе. Я не спала, Он позвал меня и велел приложить мои губы к ране в боку, и мне показалось, что я приникла губами и пила кровь, и поняла, что омыта в этой еще теплой крови». Можно было бы привести бесчисленные примеры этого жестокого, волнующего или даже ужасного реализма у других представителей той же эпохи. Теперь, мне кажется, пора заканчивать доклад. Если от изобразительных стигматов, о которых я говорил, мы обратимся к другим, упомянутым мной, например кровавому поту и слезам, мы увидим, что это область, известная не только мистикам, но и обычному наблюдателю.

http://predanie.ru/book/70302-trudy-1/

И, наконец, стигматам предшествует несколько явлений, которые важно отметить. Я только что сказал, что появление их бывает внезапным, но ему предшествует период, который некоторые ученые называют инкубационным, или периодом медитации. В это время кроме уже упомянутой боли наблюдаются частые экстазы, бесовские явления: внешние, материальные нападения или внутренние искушения примерно в половине известных случаев, а еще чаще – параличи и судороги. И, наконец, в значительном ряде случаев – и некоторые из них широко известны – наблюдается то, что ученые называют inedit, то есть человек живет несмотря на то, что не принимает никакой пищи или получает только причастие, то есть гостию 48 . Анджела де Фолиньо жила так в течение двенадцати лет, Екатерина Сиенская – восемь лет, без потери веса и без недомоганий – в той мере, в какой это можно было наблюдать в некоторых современных случаях, например Катарины Эмерик, Терезы Нейман и других. Интересная сторона вопроса, вероятно, недостаточно исследованная, так как наблюдать ее не так просто, – это среда, в которой живет стигматизованный. По-видимому, необходима среда, способная пробудить и поддерживать определенную форму благочестия – благочестия, которое было бы чувствительным, эмоциональным. Такое специфическое благочестие, свойственное стигматизованным мистикам, может культивироваться либо по аналогии, либо по контрасту. Это может быть особо чувствительная и эмоциональная среда, которая разовьет те же характерные свойства у данного молодого монаха или молодой женщины, но это также может быть особенно жесткая и холодная среда, которая вызовет бурную ответную реакцию. Постоянный характер и значительность проявлений соматической, то есть телесной, неуравновешенности справедливо побуждает к изучению стигматических явлений с точки зрения психофизиологической. Но является ли такое побуждение, естественное со стороны ученого, биолога, врача, допустимым с точки зрения веры? Факты свидетельствуют, что в Западной Церкви такие исследования допустимы и практиковались.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

И, наконец, стигматам предшествует несколько явлений, которые важно отметить. Я только что сказал, что появление их бывает внезапным, но ему предшествует период, который некоторые ученые называют инкубационным, или периодом медитации. В это время кроме уже упомянутой боли наблюдаются частые экстазы, бесовские явления: внешние, материальные нападения или внутренние искушения примерно в половине известных случаев, а еще чаще — параличи и судороги. И, наконец, в значительном ряде случаев — и некоторые из них широко известны — наблюдается то, что ученые называют inédit, то есть человек живет несмотря на то, что не принимает никакой пищи или получает только причастие, то есть гостию . Анджела де Фолиньо жила так в течение двенадцати лет, Екатерина Сиенская — восемь лет, без потери веса и без недомоганий — в той мере, в какой это можно было наблюдать в некоторых современных случаях, например Катарины Эмерик, Терезы Нейман и других. Интересная сторона вопроса, вероятно, недостаточно исследованная, так как наблюдать ее не так просто, — это среда, в которой живет стигматизованный. По-видимому, необходима среда, способная пробудить и поддерживать определенную форму благочестия — благочестия, которое было бы чувствительным, эмоциональным. Такое специфическое благочестие, свойственное стигматизованным мистикам, может культивироваться либо по аналогии, либо по контрасту. Это может быть особо чувствительная и эмоциональная среда, которая разовьет те же характерные свойства у данного молодого монаха или молодой женщины, но это также может быть особенно жесткая и холодная среда, которая вызовет бурную ответную реакцию. Постоянный характер и значительность проявлений соматической, то есть телесной, неуравновешенности справедливо побуждает к изучению стигматических явлений с точки зрения психофизиологической. Но является ли такое побуждение, естественное со стороны ученого, биолога, врача, допустимым с точки зрения веры? Факты свидетельствуют, что в Западной Церкви такие исследования допустимы и практиковались.

http://predanie.ru/book/70302-trudy-1/

Мольтман считает Бердяева и Мережковского ведущими в русской религиозной философии проповедниками учения о «божественной трагедии» – доктрины, которую он определяет как один из ключевых источников развиваемой им теологии страдающего Бога. 406 Мольтман подчеркивает центральное значение двух основных положений учения Бердяева: свободы, не знающей внеположной обусловленности, и тоски Бога по человеку. Согласно Мольтману, во имя этой свободы и этой тоски Бердяев отказывается от монистического воззрения на Бога и настаивает на Его триединстве. Мольтман указывает на духовное родство бердяевского понятия «внутренней тоски в Боге» с мистическим созерцанием божественной жажды страдающего Иисуса в «Откровении Божественной Любви» Юлиании Норичской. 407 Назвав свой синтез мистической философией, Бердяев подчеркнул, что его ключевыми источниками были представители западной мистики, такие как Мейстер Экхарт, Ангелус Силезиус и Якоб Бёме, викторинцы, Анджела из Фолиньо и Иоганн Рейсбрук, Николай Кузанский. Что касается русских источников, в экзистенциальном синтезе Бердяева учение Соловьева о Богочеловечестве сочетается с идеями Мережковского о Троице и мистической влюбленности и с символическим экземпляризмом (метафизикой первообразов) Иванова. Бердяев выстраивает свою систему христианского экзистенциализма, которая предвосхищает некоторые темы, центральные у Мольтмана, Паниккара и в так называемой «теологии освобождения». Он предлагает персоналистское понимание личности человека, троичности Бога и соотношения между человеком и Богом. «Антропологический поворот» и «восстание субъективности» – главные черты современной теологии, названные Мольтманом, 408 – уже присутствуют у Бердяева. Он полагает, что Завет Бога с родом человеческим задает отправную точку для философии религиозного гуманизма. Бог создал нас в совершенной свободе. Каждый из нас – Божий другой (друг), Бог разделяет нашу участь, страдая вместе с нами. Богочеловечность, наиболее полно воплощенная в Страстях Христовых, предполагает онтологическую солидарность Бога с нами.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/soz...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010