Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Религиеведение ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х. ВАЛЛАБХА (1479-1531 или 1532), инд. теолог и мистик, один из учителей вайшнавизма (вишнуизма), основоположник религиозного движения «Пушти-марг» ВАЛЬДЕНСЫ приверженцы еретического течения в католич. Церкви, возникшего в Зап. Европе в контексте идей и движений за религ. обновление в XII-XIII вв. ВАЛЬКИРИИ в сканд. мифологии девы-воительницы, подчиняющиеся Одину, к-рые по решению богов приносят победу или поражение в битве ВАРАКА араб-христианин из рода асад племени курайш, сыгравший значительную роль в жизни основателя ислама Мухаммада ВАХБ ибн Муннабих ибн Камил ибн Сайадж, Абу Абдаллах (654 или 655 - 728 или 732), мусульм. ученый-традиционалист, принадлежавший к табиун ВАХХАБИЗМ Ваххабизм , в XVIII - сер. XX в. учение Мухаммада Абд аль-Ваххаба и его последователей; с кон. XX в. в России - обобщающее название для мусульм. фундаменталистских религиозно-политических орг-ций и движений ВЕДАНГА букв.- части тела Вед, др. название - шаданга, 6 разделов знания и фиксирующие их тексты, предназначенные для поддержания традиций ведийского ритуала ВЕДАНТА в Индии наиболее популярное философское направление, разрабатывавшееся как истолкование ведийских текстов (прежде всего Упанишад), непосредственно связанное с течениями индуизма ВЕЛЕС [Волос], в слав. мифологии божество земледелия и богатства, покровитель домашних животных («скотий бог») ВИВЕКАНАНДА (в миру Нарендранат Датт; 1863 - 1902), свами, инд. религ. и общественный деятель, один из основателей неоиндуизма ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии

http://pravenc.ru/rubrics/122520_4.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Религии мира ВАЛЛАБХА (1479-1531 или 1532), инд. теолог и мистик, один из учителей вайшнавизма (вишнуизма), основоположник религиозного движения «Пушти-марг» ВАРАКА араб-христианин из рода асад племени курайш, сыгравший значительную роль в жизни основателя ислама Мухаммада ВАХБ ибн Муннабих ибн Камил ибн Сайадж, Абу Абдаллах (654 или 655 - 728 или 732), мусульм. ученый-традиционалист, принадлежавший к табиун

http://pravenc.ru/rubrics/122556_2.html

Простите. 30/V 38 Люб т тв дядя. ______________ 48. # Дорогая и родная плем ца моя, Варя, с дом ми тв , здравствуйте! 3/VI получил твое письмецо от 26/V, а вчера пол л из­вещение на посылку (от 24/V) и за все благодарю, благодарю. Очень рад за тебя и за прочих, что будете на воздухе, за что опять приношу благодарность Вале и М Кате; а т Кс так я прямо завидую… с Б ! А я пока жив, кишечник мой исправился — это в м , но теперь ослабло сердце, от чего временами пропадает голос и движение, чего ранее не замечалось в такой степени На воздухе я нынче нахожусь больше прошедшаго года, жары ко­нечно не переношу В жару сидишь как очумелый — без мысли — своей, коей бы взамен требовалась бы посторонняя… но оне… ужасны 127 … без движения, но за все с Б Прошедшим своим письмом не помешал ли твоему отды­ху? Пр простите. Г с в . По­с ку пол л — благ рю. 4/VI Люб т тв дядя. ______________ 49. # Дорогая и родная плем ца моя, Варя с дом ми тв , здравствуйте! Получил твое письмецо от 2/VI и открытку от 8/VI и благо­дарю, благодарю. Приветствую дышащих чистым воздухом и желаю быть здоровыми и бодрственными Я пока жив, а здоровье висит только на лекарствах (скопол не и адони­лене) — пока их принимаю — тогда только и чувствую себя несколько бодрым и могу писать, хотя это положение и ненор­мально, но пока я в этой местности — иного выхода нет — приходится висеть на этих 2-х ниточках и благодарить Панто­кратора, а у лишенных и этих ниточек — бывает и крушение… Есть у меня и 3-я ниточка — это И Т и за эту ниточку благодарю! Надо поиметь в виду, что через месяц и более надо будет сшить из серой (или др цв ) материи брюки и наружную рубашку для 3-й ниточки Прости. Попросите за м . Что тебе ответили? Все тебе клан ся. 16/VI Люб тебя тв дядя. ______________ 50. # Дорогая и родная плем ца моя, Варя с дом ми тв , здравствуйте! 20/VI получил твое письмо от 13/VI и благодарю за по­здр е и пожелание, а прошу прощения за неутеши­т е мое письмо — пр . Приветствую тебя уже от­дышавшую чистым воздухом …………………………………….. 128 По­сылку с лек еще не получал. Очень утешился Ч и Честн Устами 129 — сп Бо ! Уже около 10 дней сижу с завязанными руками — получил ожег [(с нарыва­ми)] от солнца 13/VI в 11 часов дня — во время пути остано­вился 2 раза минуты на 2, на 3 — лечу примочками перекиси марг — воспаление еще есть И Т кл ся. Как будто разрешены свидания, но только рабочим, а нерабочим только на вахте, что будет в конце июля. Как чувствуешь себя и т Кс после отдыха — …… …………………..

http://pravmir.ru/pisma-iz-zaklyucheniya...

7 . Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? 8 . Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы – незаконные дети, а не сыны. … 11 . Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности. Вера адептов некоторых НРД в то, что Божьей волей им поручено спасение мира или восстановление Царства Божия на земле, столь истова, что забыв об идеале, которым и является счастливая семья, где царит любовь между родителями и детьми, они призывают других принести в жертву сегодняшнее счастье своих детей ради исполнения Божьей воли, и в конечном итоге – ради создания лучшего мира для этих детей 210 . Зачастую людей беспокоят вопросы, могут ли бабушка с дедушкой, состоящий в разводе родитель и другие близкие, не являющиеся членами данного движения, иметь нормальный доступ к ребенку, а также, какое воспитание получают дети в таких случаях. Собственно, суть вопросов заключается в том, будут ли детям сызмальства прививаться убеждения адептов данного движения и будут ли они до такой степени вовлечены в практику движения, что окажутся лишены того выбора, который в свое время был открыт для их матери или отца, пришедших в движение по своей воле. На самом деле известен ряд случаев, когда дети членов НРД, выросшие в движении, став взрослыми, оставляли его. Естественно, что многие родители бывают встревожены вступлением своих детей в НРД, но не надо забывать и тех случаев, когда дети, воспитанные строго в рамках религиозных убеждений родителей, бывают сильно обеспокоены фанатичным или «закрытым» характером родительской веры. Очевидно, что если дети последователей НРД ходят в «нормальную» школу, то у их родственников меньше поводов тревожиться о «злоупотреблении влиянием» на них, чем если они посещают одну из нескольких школ, организованных НРД для детей своих членов. Ананда Марга, Дети Бога, Универсальная и Триумфальная Церковь , Международное Общество Сознания Кришны, Движение Ошо Раджниша, Сахаджа Йога, Школа Экономической науки, движение Трансцендентальной Медитации и Церковь Объединения имеют собственные школы, причем в некоторых из них вместе с детьми адептов могут обучаться и дети из обычных семей. В Великобритании все школы посещаются инспекторами службы Ее Величества и подлежат регистрации в Департаменте Образования и Науки при наличии хотя бы пятерых учеников старше пяти лет, и в Департаменте Социальных Служб, если в школе учатся дети младше пяти лет. Каждый, у кого возникает подозрение, что школа не соответствует стандарту, может подать жалобу 211 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

Христос же прощается с учениками словами: «Се, Я с вами во все дни до скончания века». Христос не уходит в пустоту, а «пребывает» с Церковью потому, что и пришел Он от Полноты, а не от пустоты. Христос ведет людей к Полноте Жизни. Поэтому на пороге Своего земного служения Он говорит о том, как будет восполнено отсутствие зримой связи с Ним: «Я к Отцу Моему иду… И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять… Не оставлю вас сиротами; приду к вам… Утешитель же, Дух Святый, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам… Еще много имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 14,12 – 16,13). А вот что оставляет после себя Будда: «Когда я умру, Ананда, то вы не должны думать, что уже нет Будды; правила и наставления, какие я возвестил общине, должны заменить у вас место учителя» 1587 . Все-таки Будды нет – и вместо него остаются «правила и наставления». Это внутренний парадокс буддизма, который начался с протеста против всякой ритуалистики и который уже при жизни Будды вынужден был облечься в обильные и детальные правила, регламентирующие все подробности монашеского быта вплоть до толщины подстилки, которую имеет право использовать монах. Негативная программа буддизма не могла всерьез сплотить. Надо было дать зримое единство в «неглавном». Будда не хотел создавать монашеской общины – и все же создал ее и дал ей инструкции. Будда хоть и высмеивал ритуальные омовения в Ганге или жертвоприношения брахманистов, но сам оставил четыре сотни монашеских правил. Трипитака – три корзины, тройной канон буддизма – обращен именно к монахам. Монашеские общины подчиняются уставу, и в уставе предусматриваются и меры наказания для отступников или недисциплинированных членов общины 1588 . Позднее уставные различия приводили к серьезным расколам внутри буддизма. Например, есть течения, различающиеся между собой только в вопросе о том, надо ли носить платье только на одном плече или на двух 1589 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Скачать epub pdf Центр «Ананда» Другие названия: Духовное братство «Ананда», общество крия- йоги, последователи Йогананды, группа «Утренний свет». Руководство Основатель – Парамахамса Йогананда (1893–1952). Руководители Центра «Ананда» в Москве – инструкторы А.Шахов, А.Бельский, С.Шахова, И.Куликова, Н.Каныгина, К.Чаврина. Месторасположение центров Организация «Ананда» представляет собой сеть независимых маленьких общин во многих странах, в том числе в США (Сиэтл, Портлэнд и др.), Италии (в Ассизи), Франции (Париж) и России. В США действует базовый центр – «Общество самопознания»: Los-Angeles, California. Московский Центр «Ананда»: ул. Старая Басманная. Доктрина «Ананда» на санскрите значит «счастье», «радость», «блаженство». Йогананда известен созданным им учением Крия-йоги, которое он описал в своей книге «Автобиография йогина». Йогананда говорил, что его учение – это «учение самореализации, реализации совершенства высшей сущности, того высшего, что лежит внутри человеческой природы». Обучение теоретическим положениям и практикам Крия-йоги Йогананда называл как «Путь Крия-йоги» 1012 . Характеристика «Ананда» – индуистский культ. Мантра организации – " ОМ Шанти». Центр «Ананда» организует и проводит серию обучающих семинаров, в том числе в других городах. Так, в 1013 указано, что в 1997 году планируется провести около 10–15 семинаров в разных городах России и СНГ. Для желающих обучаться предлагается детально изучить в центре «техники энергизирующих упражнений, специального комплекса Хатха-йоги. медитации Хонг-Со. техники духовных песнопений». После базового семинара предлагается пройти шестимесячное обучение в группе «поддержки практик Базового Уровня в ожидании проведения Посвящения в Ученичество и обучения Технике Аум». После чего адепту предлагается присоединиться к группе «криябанов» в ожидании получения инициации Крия. «Техника Аум» называется секретной и очень высокой 1014 . 1012 Ананда (Ежеквартальный вестник московского центра Крия-йоги), зима 1996/97 гг.– М.: Изд-во «Уран», 1997.– 16 с. 1013 Ананда (Ежеквартальный вестник московского центра Крия-йоги), зима 1996/97 гг.– М.: Изд-во «Уран», 1997.– 16 с. 1014 Ананда (Ежеквартальный вестник московского центра Крия-йоги), зима 1996/97 гг.– М.: Изд-во «Уран», 1997.– 16 с. Читать далее Источник: Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера : Справочник. - Изд. 2-е. - Белгород : Православ. миссионер. фонд Русской Православной Церкви, 1997. - 459 с. (Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Информационно-аналитический вестник 1). ). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

Российский Центр крия-йоги «Ананда» возник в Москве следующим образом. На рубеже 90-х годов в столице сложилась одна из оккультно-эзотерических групп, которая чуть позже приняла самоназвание «Утренний свет». Участникам группы случайно попалась «Автобиография йогина», после чего через некоторое время они вышли на «Духовное Братство «Ананда»», членом которого «Утренний свет» стал в 1994 г. В том же году Москву посетила руководительница центра «Ананда» в Ассизи Киртани со своим мужем Марком. Они провели для членов «Утреннего света» ускоренный подготовительный курс к посвящению в «Крию» и затем дали инициацию двадцати человекам. Летом следующего года Киртани вновь навестила своих московских учеников. В 1996 г. из Лондона приехала группа тамошних криябанов во главе со своим лидером Марком. Заметим, что в Лондоне последователей Йогананды немного – около 20 человек активных членов в двух группах. Российские криябаны в свою очередь совершают поездки в Ассизи, где общиной «Ананды» построен «Храм Света», или «Храм Всех Религий». Ежемесячные семинары Базового уровня в московском центре «Ананда» проводят российские инструкторы, подготовленные в Ассизи, они же имеют полномочия давать «Посвящение в Ученичество». Московский центр также организует семинары Базового уровня в других городах России и СНГ. Учителя «Ананды» из Италии и Америки проводят семинары продвинутого уровня и дают «инициацию Крии», которую, впрочем, можно получить и у самого Криянанды за границей. Синкретические и оккультистские тенденции, которые существовали в «Братстве самоосознания» и сближали его последователей с теософами, получили еще большее развитие в «Духовном братстве «Ананда»» (например, явное дальневосточное заимствование, по крайней мере, в названии – медитация «хонг-со»). В литературе «Ананды» можно найти множество ньюэйджевских идей и выражений (например, «вибрации», «астральный план»). Вот так, к примеру, последователи Йогананды описывают его вклад в развитие йоги: «Йогананда дал техники по энергизации тела, успокоению и концентрации ума и фокусированию энергии, потому, как слиться с энергией Вселенной и стать единым с Космическим сознанием... Он давал учение по целительству... Он дал специальные техники по исцелению глаз, внутренних органов, правильной диете и т. п» 802 .. Крия-йога представляется как «инструмент, с помощью которого можно ускорить эволюцию человека» 803 , но пользоваться которым можно «только под водительством гуру» 804 . Еще нужно добавить, что «Ананда» придерживается совершенно не свойственного индуизму представления о современности как о «времени поворота», когда «силы Света вступают в решающую схватку с «силами Тьмы». Таким образом, группу Криянанды можно квалифицировать и как псевдоиндуистскую секту, и как одну из групп движения «Нью эйдж».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

В общине не было различий каст, и монашеское платье сглаживало различия между рабом и господином, отверженным Судрой и Брахманом. Господствующее настроение общины первых лет было состояние спокойной уравновешенности, переходящей в тихую, сосредоточенную радость. Состояния экстатической восхищенности были единичными случаями и общей жизни буддийских монахов не характеризовали. Все они отличались полной чистотой, душевным миром и преданностью Будде. Мы напрасно стали бы искать в буддийских источниках характеристик того или иного ученика; все они на одно лицо, все говорят одним языком, отличаются одними добродетелями и занимаются одинаковой деятельностью. История, правда, называет имена более близких учеников Будды, но это не делает их личностями: они остаются типами буддийских святых, убивших все свои индивидуальные свойства за одно с своими страстями, желаниями, симпатиями. Рядом с монахами, вступившими в общину и давшими обеты, стояли светские люди, принимавшие его учение, но оставшиеся в миру, не порвавшие с семьей и собственностью. Они служили общине по мере своих сил своими дарами. Среди таких верующих мирян были цари, князья, брахманы. Кроме мужчин, в орден принимались и женщины. Каково было их положение среди монашествующих? Вот несколько буддийских текстов, рисующих отношения Будды к женщине. Как нам, Господи, – спрашивает ближайший ученик Будды Ананда, – вести себя с женщинами? Избегайте ее вида, Ананда, – отвечал Будда. Но если мы увидим ее, Господи, что нам делать? Не разговаривайте с ней, Ананда. – Но если, Господи, мы уже заговорили с ней? А тогда, Ананда, будьте осторожны. «Если на рисовом поле, – говорил в другой раз учитель, – появилась болезнь, называемая ржавчиной, то не долго будет продолжаться процветание этого поля. Точно так же, если в общину допускаются женщины, отрекшиеся от мира, то не долго будет процветать святая жизнь». И все-таки Будда должен был уступить настояниям женщин и принять их в общину, но положение их всегда было унизительно-подчивенное; их только терпели, несмотря на их чрезвычайную преданность общине и неустанную работу на пользу братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

Глава III 1. Кончина Будды. – Его обоготворение. – Характеристика Будды.-Общественно-государственное значение буддизма.-История буддийской «церкви»: соборы, составление канона свв. книг и монашеских правил. – Светлые и черные дни буддизма. – Его распространение в Китае и в Японии. – Расколы. – Ламаизм.-Далай- и богдо- ламы.-Религиозный механизм «Когда какой-либо герой,-пишет один из новейших критиков буддизма, – после целого ряда ошибок и жестокостей, искупляет свою вину смертью , тогда эта смерть имеет в себе нечто примиряющее, особенно, если конец жизни героя озарен лучами кротости и всепрощающей любви. Когда, вслед за палящим полуденным зноем, солнце клонится к закату и бросает розоватый отблеск на землю, – раздается всеобщий вздох облегчения, и все живущее шлет заходящему светилу прощальный привет. Подобные чувства можем испытать и мы при воспоминании о смерти Мохаммеда и Будды. Их земное попри­ще, ознаменованное многими ошибками, окончилось, для жизни их пробил час заката. Спокойное – чтобы не ска­зать любовное – прощание обоих реформаторов с этим миром, действительно, имеет в себе что-то примиряющее, и мы, оставив на время религиозную полемику, спокойно посылаем им прощальный привет». 80 лет прожил Будда (560–480 до Р. X.); целых 50 лет протекло с той поры, как он покинул жену с ребенком и отправился в пустыню на поиски душевного мира, похожий на нищего, в желтой одежде, с отрезанными во­лосами, с тарелкой для милостыни. Из этих 50-ти 45 лет он употребил на проповедание, пользуясь неслыханным успехом. Повсюду возникали монашеские общины в духе их основателя. Сотни тысяч людей приняли его учение, князья и цари преклонялись пред ним и одаряли его по­дарками. Но вот и для него ударил смертный час. По одному преданию, Будда отравился кабаньим мясом, а по другому, более достоверному,-ядовитыми грибами. Под вечер, чувствуя приближение кончины, он призвал к себе живших в окрестностях Везали монахов и завещал им продолжение своего дела. «Так вот что, монахи, говорю я вам: все земное подвержено бренности. Боритесь неустанно!» «Кто думает, Ананда, что я хочу властвовать над общиной или подчинить ее себе, тот пусть скажет это громко пред общиной. Но Совершенный не думает властвовать над ней и желать, чтобы она ему подчинялась. Должен ли, Ананда, Совершенный жертвовать свою волю общине? Я теперь недомогаю, Ананда, я стар,-я старик, свершивший свой путь и достигнувший всего: мне 80 лет. Будьте, Ананда, сами себе путеводными огнями и убежищем; не ищите других!»

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Скачать epub pdf «Ананда Марга» Руководство: Основатель культа – Ананда Мурти (в миру – Прабхат Ранджан Саркар), родился в 1921 г. в индийской деревне в штате Бихар. Месторасположение центров Культ активно действует на территории Румынии, пытается обосноваться в России и Белоруссии. Известно, что группы «Ананда Марга» действуют в следующих городах России: Владивосток, Волгоград, Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск, Южно-Сахалинск и др. Численность адептов: несколько тысяч человек во всем мире. Доктрина Учение культа представляет собой пеструю смесь йоги с ее медитационными практиками, шиваитского направления индуизма с акцентом на карательных функциях грозного бога Шивы и тантризма. Саркар неоднократно заявлял о том, что к нему якобы являлись Шива и Кришна, которые наделили его способностями исцеления и сверхъестественными силами. Название переводится как «путь к блаженству». Поначалу Саркар называл свой культ «Общество моралистов». Согласно его учению, «моралисты» посредством медитации должны достигнуть «высшего сознания», что сделает их братьями и сестрами, позволит им освободиться от тягот нынешней жизни и затем править обновленным миром. Саркар писал: «Я сделаю моих приверженцев богами и моих последователей великими святыми. Надо забыть свою жизнь, чтобы победить». При этом от адептов требуется полное повиновение руководителям: «Поскольку мы следуем учению «баба», наша совесть чиста. Какое нам дело до того, что говорят и думают о нас?» 593 . В учении Саркара адептов привлекают, возможно, следующие аспекты 594 : 1 . Пропагандируемые сектой гуманные цели: помощь бедным, угнетенным, исцеление страждущих, любовь ко всему человечеству (для этого предлагается сжечь частичку человечества – себя; социально значимые для всех людей цели на деле оборачиваются изуверством в отношении к самому себе и своему окружению). ¦ 2 . «Ананда Марга» представляется некоторым людям подлинным эталоном человеческого общества, семьи. Зачастую безработные, без надежд на будущее молодые люди клюют на приманки душевности, увлеченности интересным делом («идеальная семья», «истинное сообщество» Саркара является в то же время инициатором процесса разрушения реальной семьи, разрыва отношений между родителями и детьми).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010