А как же тогда быть, если телу невозможно быть без воды, а душе без благодати? (См. ниже прим. 58 и 60). Отвечают, что колодцы и источники можно заменить прудами, наполняемыми дождём и снегом, а епископов – пресвитерами. Но говорящие так, говорят не дело, потому что как по исчезновении морей и рек не может быть дождевых, или снеговых туч, так как прекратится испарение, а без него не может быть ни дождя, ни снега; так и с прекращением существования православных епископов, этих источников благодати, от которых только пресвитеры и получают благодать, как реки воду из источника, – прекращается течение благодати через епископов на пресвитеров, почему и не может быть благодатных пресвитеров, так как им не от кого получить благодать. «Егда несть ту архиерея, таковым не дается Дух Св.». 44 «Должно заметить, возражает Усов, что сама ваша церковь понимает приведённое вами наречение Симеона солун. совершенно не так, как понимаете вы и ваши миссионеры. Она признаёт, что и без епископов могут быть христиане... Если бы она нас считала не христианами, то и принимала бы не как христиан, т. е. крестила бы вновь, как язычников и магометан, по требованию священных правил. А она принимает приходящих к ней старообрядцев, как христиан, хотя и не принадлежащих к ней. А потому, признавая нас не христианами, вы обвиняете лишь свою церковь ». (Усов цер. вр. без еп., стр. 122). Почему мы не перекрещиваем при ходящих к нам старообрядцев, то об этом сказано выше, прим. 28 и ниже прилож. IV. 45 Если преемство епископов или следование одних за другими, т. е. их непрекращаемость, есть признак тела Христова или церкви, то ясно, что если этого признака, т. е. преемства, нет за неимением епископов, то нет и тела Христова или церкви, которая держится преимущественно хиротонией, как о том говорят св. отцы. Толкуя слова ап. Павла: «руки скоро не возлагай ни на кого же». ( I Tuм. 5:22 ), Феофилакт говорит: «Апостол дошёл и до главнейшего, чем преимущественно держится церковь , т. е. до хиротонии» (стр. 65) Ещё яснее об этом говорит св. Златоуст: «Ужели нужно было оставить без внимания попрание священства (Дафаном и Авироном), нарушение законов Божиих, разрушение того, чем держится всё, т. е. священного сана, сделать недоступное доступным для всех и чрез слабость к этим людям ниспровергнуть всё» (т. V, стр. 421; Марг. л. 154 об.). Так обр. если церковь держится преемством или непрекращаемостью епископов через хиротонию, то как же старообрядцы уверяют себя и других, что они составляют церковь Христову, если у них нет преемства епископов, а без епископов нет хиротонии? Читать далее Источник: Приложение к " Саратовскому Духовному Вестнику“ за 1910 год. Саратов. Типография Союза Печатного Дела. 1910. Благословляется и разрешается напечатать. Гермоген Еп. Саратовский. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

– Супругой А.В. Ельчанинова стала Тамара Владимировна Левандовская, дочка генерала Левандовского. Думаю, она была такой же девушкой, какой были сестры моего деда П.А. Флоренского: Юлия, Ольга, Елизавета, Раиса. Я переписывался с Тамарой Владимировной, познакомился с ней в 1970 году, когда она впервые приехала в СССР. Следует сказать, что семьи Ельчаниновых, Эрнов и Флоренских были очень дружны: дружили между собой мамы, дружили младшие дети, а позже – и супруги Владимира, Александра и Павла. Александр был последним из трех друзей, кто связал себя узами брака. Он так дорожил друзьями, что произвел своего рода " смотрины " , отправив к ним в Москву юную Тамару. Вот что он пишет моему деду в Посад из Тифлиса в конце 1916 года: " Милый Павлуша, у меня к тебе большая просьба. В этом году кончила у нас гимназию и поехала в Москву дочь генерала Левандовского Тамара Владимировна, моя любимая ученица, православная христианка, о душевных качествах ты сам будешь судить, а я умоляю тебя принять ее, когда она приедет в Посад, как меня самого: тебя она хорошо знает по " Столпу " и моим рассказам. Она человек редкой, фантастической правдивости, но застенчива и самолюбива, но Анна Мих. и ты сможете добраться до ея души. Для начала распроси ее обо мне... " О том, как состоялось знакомство, а потом и дружба, много десятилетий спустя рассказала мне матушка Тамара. Мне кажется полезным и интересным знать это от нее самой, поэтому приведу отрывок из ее письма ко мне: " ...в начале 17 года я была в Москве и, по желанию моего будущего мужа, была в Посаде у Павла. Он был необыкновенно внимателен и мил ко мне, много рассказывал и распрашивал, водил показывать Посад и я, по молодости лет, вообразила, что мое общество ему так интересно. Но потом выяснилось, что мой буд. муж не сдержал данного мне обещания и написал Павлу и другому своему другу Вл. Эрну о том, что я его невеста. Павел показывал мне тогда ряд пакетов, завернутых в газетную бумагу и лежавших в ряд на нижней полке книжного шкафа и сказал, что это " рукописи, ожидающие печати " . Потом я встречала его у Эрнов, на его лекциях в особняке Марг. Кирилловны Морозовой и еще ездила к нему с его братом Андреем, другом и одноклассником моего брата... "

http://pravoslavie.ru/4563.html

Но убо же о посте, да пождет слово; а еже о таинствех, да подвижется, ихже ради и посты бывают. Якоже бо иже во олимпийских подвизех борением конец есть венец, сице и посту конец пречистое приобщение. Яко аще не исправил сего, ради дний сих, туне и всуе претруждше себе, невенчани и кроме мзды от подвига постнаго отыдем. Сего ради и отцы простроша постное поприще, предуставление дающе нам, яко да очищше и умывше себе, сице приступаем“ (Сл. 6-е о серафимах, Марг. л. 224). Вот, по свидетельству святого Златоуста, беспоповцы, совершая посты не для приготовления к принятию тела и крови Христовой, а даже в замену приобщения святых таин, никакой мзды не получают „от подвига постнаго“, – посты их бесплодны для душевного спасения. Юный Наставники наши в оправдание своё говорят, что приношения бескровной жертвы тела и крови Господни лишились они не по своей воле, или вине, но чрез гонение от патриарха Никона , или самого антихриста. Старец О, сын мой! это оправдание наставников не только не оправдывает их, но и паче осуждает в неверии в святое Евангелие и в хуле на самого Христа Господа. Юный Как же это? – Докажи мне от Писания. А мне кажется, что ты, отче, ошибаешься, говоря так; ибо наставники наши люди набожные, постятся и прилежат к молитве. Старец Если бы я сам обвинял наставников беспоповских, обвинение моё ничего бы не значило; но их обвиняет слово Божие, и его обвинению ты должен верить, как имущему непререкаемую силу. Господь наш Иисус Христос , в святом Евангелии, о себе и о противнике своём дьяволе (яве яко и о служителях дьявола) притчею глаголет: егда крепкий вооружився хранит свой двор, во смирении суть имения его, егда же креплей его, нашед, победит его, все оружие его возьмет, на неже уповаше, и корысть его роздаст (Лук. зач. 57). И паки: никтоже может сосуды крепкаго, вшед во дом его, расхитити, аще не первее крепкаго свяжет, и тогда дом его расхитит (Марк. зач. 13). Из сих слов самого Господа ты должен видеть, что святую церковь , сей двор Его, который Он хранит, о котором обещал, что врата адова не одолеют его, никто не может расхитить, потому что крепчае Его никтоже есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Слова Архангела пророку Даниилу: «Седмьдесят седмин сократишася о людех твоих и о граде твоем святем» (гл. 9, ст. 24). Толкование святого Златоуста: «Се и зде время речено бысть, рече, время не пленения, но по елице хотяше пленение приити времени. Другое же есть время, елико хотяше держати время пленение, и время по немже хотяше усрести и приити. Седмьдесят седмиц, рече, скратишася на людех твоих, не ктому на людех моих. Таже и пророк глаголаше: яви лице твое на люди твоя, но Бог тыя отчуждает прочее» (Маргарит слово 3 на Иудея, л. 115). Примечание. Так ясно вселенский учитель, толкуя слова пророчества, показует, что в них говорится не о людях Нового Завета, но о людях пророка, то есть единоплеменных пророку, о иудеях, отчуждаемых от Бога ради хотящего быти христоубийства, и что семьдесят седмин означают не то время, насколько продолжится отчуждение, но то, после которого отчуждение последует, почему все семьдесять седмин должны быть исчисляемы определенными годами. А беспоповцы, вопреки сему, находят в седминах предсказание об отчуждении Нового Завета людей, об отъятии Христова священства и бескровной жертвы, и последнюю седмину продолжают на неопределенное время. «Яко да обетшает согрешение, и скончается грех и запечатаются греси» (ст. той же). Толкование святого Златоуста: «Много, рече, согрешают; но верховное злым тогда будет, егда Владыку своего убиют. Сия глагола и Христос: исполните меру отец ваших; рабы убисте, приложите и Владычню кровь. Зри согласна разумевания: Христос рече: исполните, пророк глагола еже совершитися грехопадению, и еже запечатлетися греху. Что есть запечатлетися? Яко ничесомуже остатися прочее» (Марг. 115). Примечание. Так ясно пишет вселенский учитель, что пророчество глаголет об убивших Христа иудеях, и христоубийство запечатлением грехов их именует; а беспоповцы, напротив, криво сказуют, якобы за исполнение грех наших, то есть нового Израиля, отъятися жертве Нового Завета пророчество зде глаголет. «И загладятся неправды, и очистятся беззакония, и приведется правда вечная» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Ссылается Перетрухин на историю Ветринского, который говорит, что на Востоке в разное время несколько церквей частных были без епископа. Но что же из этого? Вот в настоящее время у нас в Петербурге, после смерти митрополита Палладия, нет митрополита, так неужели это доказывает, что и нигде, во всём свете теперь нет епископов? Перетрухину нужно было бы доказать, что нигде ни одного православного епископа в истинной церкви Христовой не останется, как это случилось с их обществом. «Не велика беда, говорит Перетрухин, что у нас не было епископов». Если это так, то невелика беда, что и у беглопоповцев их нет, не велика беда быть и беспоповцем. А я скажу, что очень велика беда: «без епископа, говорит св. Златоуст, не может быть и церкви» (Марг. л. 154 об.), без него «ниже баню (крещение) имаши, ниже тайнам причащаешися, ниже благословения приимаеши: убо ни христианин еси» (Беседы на 14 посл. стр. 2552); и блаженный Симеон Солунский учит, что «без того (епископа) ниже жертвенник будет, ниже хиротония, ниже миро святое, ниже крещение, ниже убо христиане: через тое (архиерейство) убо истинное христианство, и Христове через тое вся тайны» (кн. 1. гл. 77); «без них, учит св. Игнатий Богоносец , церковь несть избранна, ниже собрание святое, ниже сонм преподобных» (1 посл. к Тралл.). Если для Перетрухина «не велика беда» к какому бы то ни было толку принадлежать, то, конечно, оставаться и без епископа «не велика беда». Но для лиц, ищущих вечного спасения, дорожащих своей душой оставаться в таком обществе, которое не может быть (за неимением епископов) даже названо «церковью избранной, собранием святых», – будет большой бедой. Таких лиц, которые думают спастись только одной верой или исповеданием веры, а о таинстве священства говорят, что «не велика беда», если его и не будет, св. Златоуст называет младенцами, не имеющими твёрдой веры и убеждений, но вдающимися и скитающимися всяким ветром учения (там же стр. 1692). Не побоялся Перетрухин в защиту такого учения, что Церковь Христова может быть без епископа, выставить свидетелем св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Первое доказательство состоит из слов Св. И. Златоуста: «Господь завеща, глаголя учеником: Се аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Но сие бывает, егда мы хощем; небо всячески будет с нами, егда себе далече творим». Этими словами Перетрухин думает уверить вас, что все епископы могут уклониться в ересь, не захотят оставаться со Христом. Но такой мысли у Св. Златоуста, как в этих словах, так и во всех его творениях, нет. Наоборот, он ясно и решительно заявляет, что « Церковь без епископа быти не может» (Марг. л. 144 об.). «Знай, говорит он в другом месте, что вся совокупность прочих дарований сосредоточивается в апостольстве (епископстве), как в главе... так что, если бы оно прекратилось, то всё расстроилось бы и прекратилось» (Бес. на разн. места Св. Пис. т. 2, стр. 318). Как же решается Перетрухин клеветать на Св. Иоанна Златоуста , который будто бы учит, что все епископы могут впасть в ересь? Вторым свидетелем за себя Перетрухин выставляет преосвящ. Иринея, епископа Псковского, который тоже не оправдывает слов Перетрухина: он не учит, что Господь попустит быть разорённой Своей Церкви, а. наоборот, свидетельствует, что Господь различными образы управляет ею, а управлять Церковью не значит – лишить её трёхчинной иерархии и полноты таинств. Перетрухин делает особенное ударение на словах: «аки во гробе затворяя оную, аки до корене посекая». По самое слово «аки» (то есть «как бы») показывает, что «ни сокрытия во гробе, ни посечения до корене» с церковью не было. Вот настоящий смысл этих слов. Всем гонителям Св. Церкви кажется, что она как бы сокрыта, посечена, уничтожена, но на самом деле этого нет и никогда не будет: так судят гонители Св. Церкви, говорит преосвящ. Ириней, «по плотскому мудрованию своему, но Бог превышает всё то, что воображают человеческие умы». Как видите, и в этих словах нет такой мысли, что вся Церковь Христова может лишиться всех епископов и полноты церковных таинств. Третье свидетельство, которое будто бы говорит, что Церковь Христова может остаться без епископов, Перетрухин видит в словах Петра Хрисолога : «малый кораблец Христов (Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

л. 128 об.); при том же исповедание без лиц исповедующих быть не может: «сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение» ( Рим.10:10 ). Да и старопечатные книги различают понятия: Церковь и учение, напр., в кн. Кирилловой сказано, что св. Церковь держит учение (л. 93 об.) Если под словом Церковь понимать исповедание или учение, то указанное место книги придется читать: св. учение содержит учение. Далее, раскольники возражают, что Церковь Христова уподобляется кораблю, дно и основание которого есть правая вера во Св. Троицу; бока, кормило и передняя часть корабля – правые догматы веры, заповеди Божии, предание Церкви, правила апостольские и вселенских соборов и, вообще, постановления церковные, а епископы и священники – это только подчиненные Кормчему (Христу Спасителю) правители корабля Церкви (прот. Дьяченко: «Уроки и примеры хр. веры», стр. 421. изд. 1894 г.). Но эти подчиненные правители могут впасть в ересь, примером чего служит впадение всех апостолов в неверие воскресению Господа ( Лк. 112 зач. Марг. 71 зач.). На это следует сказать: о. Дьяченко, допустив пересказ изречения св. И. Златоуста «своими словами», приписал св. отцу такие выражения, каких у великого святителя нет. Но и слова о. Дьяченко не оправдывают раскольников. Мы знаем, что основание Церкви есть Сам Спаситель («основания бо иного никто же может положити» и д.), а, однако Церковь Христова не совечна ему. Далее. Правила Апостольские, вселенских соборов и постановления церковные являлись в Церкви постепенно – следовательно, до издания этих правил и постановлений, Церковь имела только одно дно и не была еще достроена? А с этим не согласится ни один раскольник. Поэтому нельзя со всею точностью представлять Церковь в виде корабля, а хотя она и называется так, то только по своему назначению (Вел. Катих. л. 121: «якоже бо при потопе»). Ссылка на «неверствие апостолов» тоже не оправдывает раскольников. Апостолы не верили женам мироносицам потому, что «они не имели ясного знания о Его (И. Христа) воскресении...

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Но в а) и д) говорится об отдельных личностях: учителе, епископе, а не обо всех епископах; и извергать могут только епископы (12 пр. Карф. соб.), следовательно, истинные епископы будут, т.к. без их учительного слова миряне могут уподобиться несоленому мясу, порождающему «червие» (Благовестн. Марк. л. 56). б) Под руками, по толк. 55 пр. св. апостол, должно разуметь не епископов, а священников; вместо изверженных священников епископ может поставить других. Иногда разумеюся под «руками», как и в сем случае и «родственники, запинающие ко спасению» (Благ. Марк. л. 55 об.). в) Указать на толк. св. Киприана: «пусть не обольщают себя некоторые» (Твор. ч. 2, стр. 186–187). г) Господь обещал седение на престолах условно: только «пробывшим с Ним в напастях» ( Лк.22:21–22 ); а так как Иуда не пребыл с Ним до конца, то на нем сие обещание и не исполнилось ( Пс.68:28 , Пс.108:8 ), но лик апостольский через отпадение Иуды не уменьшился: апостолы не допускали такового уменьшения ( Деян.1:26 и Толк. Апост. на сии слова). е) Св. Златоуст никогда не учил, что все епископы могут быть злыми по вере. Он учит, что Церковь непобедима, что без епископа она не может быть, что если не будет епископа, то погибнет и развратится и стадо (Марг. л. 144, об. Беседы на 14 посл. стр. 3114). ж) Св. Ефрем Сирин называет христианина церковию в смысле храма, в котором обитает Господь чрез принятие св. Тела и Крови Христовой (195 л.); без священства же не может быть церкви, не может быть и совершения таинств. з) В кн. Кирилловой говорится о некоторых епископах, уклонившихся в унию: «без них мощно быти». Но и по уклонении сих епископов, Церковь Христова без истинных епископов не оставалась (Кн. Кириллова л. 501, 482, Кн. о вере л. 210). После сего следует кратко повторить весь ход беседы и снова спросить собеседника: принадлежит ли он к такому христианскому обществу, в котором соблюдается вера во все евангельское учение, непрерывно от св. апостол ведется трехчинная иерархия и всегда совершаются все седмь таинств?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

соб. Барония л. 378, откуда видно, что Евсевий был послан собором епископов, а кто послал Амвросия? Примеры, указанные раскольниками в доказательство единоличного рукоположения епископом епископа, крайне неясны: ни в одном из них не сказано: один поставил; да такими частными случаями опасно и руководствоваться (17 пр. второперв. соб., тактик. сл. 28, л. 156 об.). Патр. Геннадий говорит «о перемене» по ошибке зачала утреннего Евангелия и гласа: «вместо седьмого еванг. прочитали десятое, вместо первого гласа пропели второй», – кто будет из-за этого спорить или отделяться от Церкви, тот враг христианства. О канонических же правилах, хотя бы по вопросу о чиноприеме еретиков, патр. Геннадий не сказал ни слова. Затем нужно выяснить, что слово поставить (Евсевий «поставляше») употребляется иногда в значении определить, назначить (Барон л. 70). Об Автономе следует сказать, что и в его житии не сказано, что он один рукоположил Корнилия. О св. Стефане сказано, что на его погребении было много святителей, следовательно, св. Стефану не было необходимости нарушать правила. Да и Златоуст не один рукополагал епископов на острове Куке: там и до прибытия св. Златоуста был епископ Адельфий (Марг. л 147). Да и могли ли святые отцы быть ослушниками и нарушителями святых правил (1 и 30 прав. св. апостол, 4 пр. перв. всел. собора, 3 прав. седьм. всел. соб., 19 прав. антиох. соб., 13, 49 и 50 прав. карф. соб., 3 прав. сард. соб. к др.), когда знали, что «вся, яже чрез церковная предания и учительства и воображения святых отец новосотворенная.... анафема» (Кормч. л. 641)? IV. Погрешает ли православная Церковь против евангельского учения? При решении этого вопроса, миссионер должен выяснить, что в Евангелии заключается слово самого Бога, которое и должно проповедоваться всем народам ( Мк.15:15 ), что оно дано не на время; что оно вечно (апок. толк. зач. 40, Благов. Лк. зач. 107), что оно будет судить род человеческий и в последний день ( Ин.12:47–48 ), что неведение Писания есть причина всякого зла (Злат.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Итак, не вознерадим обращаться к благоутробному Владыке нашему скоро и не предадимся беспечности и отчаянию ради тяжких и бесчисленных грехов наших. Отчаяние есть совершеннейшая радость диаволу. Оно есть грехъ къ смерти, как гласит Писание (1 Иоан. 5, 16). Покаяние во грехе, между прочим, состоит в том, чтобы не делать его опять. Как всякой болезни есть врачевание, так и всякому греху есть покаяние. Итак несомненно приступай к покаянию, и оно будет ходатайствовать за тебя пред Богом. 15. О молитве Истинно решившие служить Господу Богу должны упражняться в памяти Божией и непрестанной молитве к Иисусу Христу, говоря умом: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Таковым упражнением, при охранении себя от рассеяния и при соблюдении мира совести, можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним. Ибо, по словам св. Исаака Сирина, кроме непрестанной молитвы, мы приблизиться к Богу не можем (Слово 69). Образ молитвы весьма хорошо расположил св. Симеон Новый Богослов (Доброт., ч. I). Достоинство же оной очень хорошо изобразил св. Златоуст: велие, говорит он, есть оружие молитва, сокровище неоскудно, богатство никогда не иждиваемо, пристанище безволненно, тишины вина и тьмам благих корень, источник и мати есть (Марг. сл. 5, О непостижимом). В церкви на молитве стоять полезно с закрытыми очами во внутреннем внимании; открывать же очи разве тогда, когда уныешь, или сон будет отягощать тебя и склонять к дреманию; тогда очи обращать должно на образ и на горящую пред ним свещу. Если в молитве случится плениться умом в расхищение мыслей, тогда должно смириться пред Господом Богом и просить прощения, говоря: согреших, Господи, словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы. Посему всегда должно стараться, чтоб не предавать себя рассеянию мыслей, ибо чрез сие уклоняется душа от памяти Божией и любви Его по действию диавола, как св. Макарий говорит: все супостата нашего тщание сие есть да мысль нашу от памятования о Боге и страха и любви отвратит (Сл. 2, гл. 15). Когда же ум и сердце будут соединены в молитве и помыслы души не рассеяны, тогда сердце согревается теплотою духовною, в которой воссиявает свет Христов, исполняя мира и радости всего внутреннего человека.

http://pravoslavie.ru/2807.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010