Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАНДА МАРГ [Ананда Марга; на языке хинди - Путь к блаженству], религ. культ, основанный в 1955 г. в штате Бихар (Индия) Шри Шри Анандамурти (мирское имя - Прабхат Ранджан Саркар (1921-1990)). Секта (движение) А. М. насчитывает неск. тысяч последователей во всем мире, в т. ч. в России и Белоруссии. Особенность А. М.- высокая степень централизации, жесткая дисциплина и беспрекословное повиновение лидеру. Учение А. М. представляет собой синтез йоги , шиваитского направления индуизма и тантризма ; акцент делается на социальном служении и реформировании об-ва. Отмечались попытки участия секты в политической деятельности. Движение декларирует гуманные цели: помощь бедным, исцеление страждущих, любовь ко всему человечеству, создание «идеального сообщества». А. М. (первоначальное название - «Об-во моралистов») проповедует достижение посредством медитации «высшего сознания» и освобождение от тягот нынешней жизни. Члены А. М. подразделяются на 3 группы: 1) ачарьи - полностью посвятившие себя секте, могут быть направлены на работу в любую часть света, 2) лица, постоянно занятые в движении по месту жительства, 3) маргии - ставшие членами секты, но не работающие в ней постоянно и не обязанные неуклонно заниматься духовной практикой. От членов А. М. требуется соблюдение правил гигиены, питания, поста, поведения, половой жизни, духовной практики и служебных обязанностей. Члены секты соблюдают строгую молочно-вегетарианскую диету, особо предписывается употребление чеснока и лука. Ачарьи не имеют права вступать в брак. Движение А. М. в нек-рых странах, напр. в Индии, признано тоталитарным и террористическим, отнесено к разряду деструктивных религ. культов. В 1970 г., после развязавшейся борьбы за власть, Саркар произвел изменения в руководстве секты. Позже в джунглях были найдены тела 6 его бывш. приверженцев, изрубленные на куски. В 1971 г. Саркар был осужден на 5 лет тюрьмы. В 1972 г. А. М.

http://pravenc.ru/text/114708.html

В РФ секта была зарегистрирована Мин-вом юстиции в 1992 г. в качестве международной некоммерческой общественной орг-ции. Ун-т Б. К. имеет лицензию на образовательную деятельность «в сфере обучения нравственным и духовным ценностям». В 1999 г. Б. К. получила статус благотворительной орг-ции в Москве. По свидетельствам людей, порвавших с орг-цией, последовательницы Б. К. крайне фанатичны; на тех, кто решил покинуть секту, оказывается сильное давление (Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. С. 233). Б. К. включена в списки тоталитарных и деструктивных сект, составленных правительствами Франции, Германии, Австрии, Бельгии и др., амер. и европ. орг-циями информирования о сектах, различными христ. Церквами. Таким же образом Б. К. определяется в итоговых документах международных правосл. научно-практических конференций (Белокуриха, 1999 г.; Н. Новгород, 2001 г., Запорожье, Екатеринбург, 2002 г.). Ист.: Духовное знание и Раджа йога: Краткий курс. СПб., 1992 ; Хассиджа Д. Ч. Медитация в Раджа йоге. СПб., 1992; Авьякт Бап Дада. 1993-1994, 1994-1995. М., 1995; он же. 1995-1996. М., 1996; Новое знание для нового мира. Маунт Абу, 1997; Духовность - новое измерение. М., 1999. Лит.: Bendrath D. Brahma Kumaris/Raja Yoga: Darstellung - Berichte - Dokumente. Münch., 1985; Whaling F. The Brahma Kumaris//J. of Contemporary Religion. 1995. Vol. 10. N 1; Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1997; Вторжение индуизма в Россию: Сб. ст./Сост. В. А. Гурко. Пермь, 1997; Новые религ. организации России деструктивного и оккультного характера: Справ. Белгород, 1997; Каниткар В. П. (Хемант), Коул У. О. Индуизм. М., 2001; Плотников М. , диак. «Брахма Кумарис»// Дворкин А. Л. Сектоведение: Тоталитарные секты. Н. Новг., 2002. С. 390-403; Новые религ. организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справ./Авт.-сост. И. Куликов. М., 2002. Диак. Михаил Плотников Рубрики: Ключевые слова: АНАНДА МАРГ религ. культ, основанный в 1955 г. в штате Бихар (Индия) Шри Шри Анандамурти (мирское имя - Прабхат Ранджан Саркар (1921-1990)), синтез йоги, шиваитского направления индуизма и тантризма

http://pravenc.ru/text/153377.html

210-211 211-213 ANALECTA HYMNICA GRAECA (AHG), 12-томная антология визант. канонов, сохранившихся в рукописных Минеях и не вошедших в печатные служебные Минеи АНАЛОГИЯ соответствие, равенство или сходство свойств или отношений 2 и более величин на основе признака общности; единство значения (смысла), сохраняемое именем (понятием) при различном его употреблении 213-215 215-216 216-217 217-218 АНАНДА МАРГ религ. культ, основанный в 1955 г. в штате Бихар (Индия) Шри Шри Анандамурти (мирское имя - Прабхат Ранджан Саркар (1921-1990)), синтез йоги, шиваитского направления индуизма и тантризма 218-219 219-220 АНАНИЯ один из членов первохрист. Церкви в Иерусалиме, утаивший вместе со своей женой Сапфирой часть выручки от проданного имения АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) 220-221 АНАНИЯ († 1581), инок Антония Римлянина новгородского мон-ря, иконописец, прп. (пам. 17 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых) 221-222 АНАНИЯ Аристов († 1918), свящ., сщмч. (пам. 2 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАНИЯ Бойков (1877-1929), мч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАНИЯ ( кон. XV-haч. XVI вв.), свящ., резчик, исполнивший 2 створки миниатюрного складня «Премудрость созда себе дом. Праздники» (ГРМ) 222-223 223-224 АНАНУРИ средневек. крепость и город в 66 км от Тбилиси по Военно-Грузинской дороге, в ущелье р. Арагви (в наст. время село Душетского р-на Грузии) 224-225 225-226 АНАПАВСА муж. мон. во имя свт. Николая в комплексе Метеорских мон-рей (Стагонская и Метеорская митрополия Элладской Церкви) 226-227 АНАРХИЗМ одно из радикальных течений политической мысли, главной идеей к-рого является безгос. устройство об-ва 227-229 АНАСТАСИЕВИЧ Драгутин (1877-1950), серб. византолог, палеограф, археолог, историк Серб. Правосл. Церкви 230-231 231-232 АНАСТАСИЙ (кон. XII-haч.XIII вв.), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 22 янв., 28 сент. – в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого Поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/vol/ii.html

интеграции татар Б., Литвы, Польши и Крыма, сохранению их этнической самобытности, возрождению ислам. религии и культуры. После Великой Отечественной войны в Б. осталась 1 мечеть в Ивье Гродненской обл. Во 2-й пол. 90-х гг. XX в. активизировались строительство и реставрация мечетей в Слониме, Новогрудке, Видзах, создается комплекс мусульм. культурно-религ. центра в Минске. Нетрадиционные религиозные и псевдорелигиозные направления и движения Получили распространение в Б. в посл. десятилетие, они связаны гл. обр. с буддизмом и индуизмом (хатха-йога, дзен-буддизм, агни-йога, вайшнавы, брахма кумарис и др.). Их последователями является в основном учащаяся молодежь и интеллигенция. Наиболее крупные и активные - агни-йога, кришнаиты. В Б. зарегистрированы неск. общин синкретических религиозно-этических учений бахаев (баха-уллу), сайентологов, центра Шри Чин Моя и др. Деятельность экстремистских и деструктивных религ. сект Белого братства , Аум Синрикё , тантрийской секты Ананда Марг , сатанистов и др. в Б. запрещена. Арх.: НАРБ. Ф. 4, 62, 93; НИАБ. Ф. 136, 2786; НАБ в Гродно. Ф. 1. Ист.: АЮЗР. 1859. Ч. 1. Т. 1; 1871. Ч. 1. Т. 4; 1914. Ч. 3. Т. 4; ПСПиР. 1915. [Т.]: Царствование государя имп. Павла I; ПСРЛ. Т. 1, 2, 7, 9, 35; Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 1999; Археографический сб. док-тов, относящихся к истории сев.-зап. Руси. Вильно, 1867-1904. Т. 1-14; Акты, издаваемые Виленскою комиссиею для разбора древних актов. Вильна, 1889. Т. 16; 1908. Т. 33; Житие прп. Евфросинии, кнж. Полотския (по трем ред.)/Изд. А. Сапунова. Витебск, 1888; Иосиф (Семашко), митр. Литовский. Записки. СПб., 1883. Т. 1-3; Василий (Лужинский), архиеп. Полоцкий и Витебский. Записки... о начале и ходе окончательно совершившихся дел воссоединения греко-униатской церкви в Белоруссии и Волвены с Правосл. Российской Церковью, написанные в кон. 1866 г. Каз., 1885; Документы, объясняющие историю Западнорусского края и его отношения к России и к Польше. СПб., 1865; Памятники полемической лит-ры в Зап.

http://pravenc.ru/text/77856.html

«Эти две тоталитарные секты - нацистская и ленинская (откуда такая дикая терминология? - С.Ш.) - добились власти. Подавляющее большинство тоталитарных сект, действующих в нашей стране, не менее активно, чем нацисты и коммунисты, стремятся к тоталитарному контролю над миром, к мировому господству. Практически у каждой в той или иной степени есть планы захвата власти над миром, как это невероятно не звучит, есть и некоторая схема идеального порядка, который они намерены установить в случае прихода к власти» (с. 58) . Правильно указано, что все тоталитарные секты рвутся к власти. Причина этого в том, что только Истина дает человеку удовлетворение его духовной жажды. Любая ложь требует для своего распространения внешнего насилия в той или иной форме. Поэтому же только Церковь может существовать в обществе Сама по Себе, а все остальные религиозные организации и объединения либо патронируются государственной властью и составляют, по сути, ее часть, либо сами представляют собой государства, как, например, Римско-католическая церковь, либо борются за власть в обществе. В связи с этим, закономерно возникает вопрос о том, какой тоталитарной религии и секты нам, православным и русским у себя дома, здесь в России, следует опасаться больше (и говорить о ней больше): какой-нибудь псевдоиндуистской группы типа Ананда Марг, которая, конечно, тоже опасна или, все же, религии американского (точнее протестантско-талмудического) мессианизма, которая использует все ресурсы государственной организации стран НАТО для захвата власти над миром и уничтожает несогласных тысячами и тысячами - в Югославии, Ираке, на Ближнем Востоке и т.д., фактически проводит политику геноцида русского народа (как человеческой основы Русской Православной Церкви) в нашей стране? «Естественно, существует и пограничная зона. Спорной (в отношении отнесения к сектам или «так называемым» культам - С.Ш.) остается принадлежность таких организаций, как «адвентисты седьмого дня», «Христианская наука», и некоторых других. Что же касается тоталитарной секты, или деструктивного культа, то критериями тут, как уже говорилось выше, может быть наличие контроля над сознанием, подавление личности адепта организацией, разрыв родственных и дружественных связей, обман или сокрытие части важной информации при вербовке, наличие секретных вероучений и тайных уровней посвящения и т.д.» (там же).

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/18/...

Международную структуру секты отличает высокая степень централизации. АМ имеет ряд дочерних организаций: кроме вышеупомянутой PROUT есть еще AMURT (Ananda Marga Universal Relief Team) – «Всемирная команда помощи Ананда марги», «Ананда марга Парачарак Сангха» («Общество пропаганды пути блаженства») и «Всемирное возрождение». 2. «Мойте руки и ноги перед едой» Источниками доходов АМ, помимо денежных взносов членов движения и сочувствующих, являются также торговля наркотиками, проституция, контрабанда ювелирных изделий и систематическое попрошайничество в поездах 765 . Кроме того, секта владеет фабриками по производству продуктов «здорового питания» марки «Золотой лотос» и магазинами по их распространению. Основная мантра АМ, распеваемая во время киртанов, – Баба нам кевалэм, что означает «только Папа». В связи с этим стоит упомянуть, что социологические исследования показали: многие члены секты выросли в семьях без отцов. Марги должны медитировать при всех обстоятельствах дважды в день в течение как минимум 20 минут. Лучшим временем для медитации считаются 45 минут перед восходом и после захода солнца. Каждую неделю необходимо посещать групповые медитации, а также участвовать в семинарах «для развития своих духовных и общественных знаний» 766 и в свободное время совершать киртан. «Быть ананда-маргом значит находиться на пути самореализации и быть верным Верховному указанию» 767 . От маргов требуется «бескомпромиссная строгость и вера относительно своей идеологии... нести свой долг служения человечеству» 768 , «готовность приносить в жертву все, касающееся идеи» 769 . Марг получает и следующие указания: Держись в стороне от... критики. Если несознательно... совершена какая-либо ошибка, необходимо немедленно ее признать и попросить наказания. Выполняй кодекс организационной дисциплины 770 . Контроль над поведением членов секты таков, что даже подробно указывается, как отправлять туалет, как мыться, как сморкаться, какое носить нижнее белье, что есть и что пить (ограничения в питании у маргов те же, что у неокришнаитов). «Правила поведения» маргов сочетают банальные советы типа «перед тем как чихнуть, прикройте рот рукой и носовым платком», элементарные этические требования («следует поблагодарить того, кто вам послужил», «следует воздерживаться от чтения чужих личных писем» и т.п.) и различные странные предписания: «следует принимать и давать, используя следующую мудру: протяните правую руку, поддерживая ее под локоть левой»; «зевая, прикрывайте рот и одновременно щелкните пальцами» и подобные. А вот истинный шедевр Анандамурти: «Мойте руки и ноги перед едой» 771 . Исполнение таких «заповедей возвращает сознание человека в детское состояние, когда он, слушаясь родителей, учился ходить в туалет и усердно исполнял действия, смысл которых он не понимал. Это прекрасный способ добиться контроля над сознанием адептов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

336 Marunsai Bin Dawai. Healing in Asian Indigenous Spiritualities: The Rungus of Borneo/Marunsai Bin Dawai//Ancestors, Spirits and Healing in Africa and Asia: A Challenge to the Church. Ed. by Ingo Wulfhorst. – Geneva: LWF, 2005. – P. 59–69. 337 Так, например, степень представленности восточных сект и культов в Беларуси равняется 39 организациям, в число которых входят: Ананда Марг, Ахмадия, Аум Синрикё, Ашрам Шивананды, Белый лотос, Брахма Кумарис, Гобинд Садан, Гухьясамаджа, Искусство жизни, Карма Кагью, Международное Общество Сознания Кришны, Миссия Чайтаньи, Объединение «Санкиртана», Оомото, ОШО, Руханиат, Сант Тхакар Сингх, Сатья Саи, Сахаджа-йога, Сахадж Марг, Трансцендентальная медитация, Фалуньгун, Центр мира Шри Чинмоя, Центр пробуждения мира, Центр «Целительное дао», Шайва-Шакты, Шри Гопинатх Гаудийа Матх, Шри Чайтанья Сарасват Матх и др. группы. 339 См. Глава 8. Раздел 8.1 Методологические проблемы анализа возникновения и миграции новых религиозных движений в Беларуси. 340 Так, например, к числу аудиторных культов причислялись только те целители, экстрасенсы, астрологи и т.д., деятельность которых можно подтвердить документально. С учетом того, что значительная часть из них действует без какой-либо рекламы, реальная цифра аудиторных культов как минимум на порядок выше. 341 См. Глава 6. Раздел 6.6. Трансформация несектантских организаций в культы; и Глава 8. Раздел 8.7. Возникновение и функции сектоподобных групп. 342 Общее число НРД, состоящих на учете у автора на 1 января 2015 г., составляет 3815 групп из 93 стран мира, для каждой из которых выявлен тип по структуре и по содержанию. Отсутствующие в Беларуси типы проверялись в рамках этой выборки. При этом сектоподобные культы не учитывались, так как имеющаяся у автора выборка НРД этого типа для других стран недостаточно репрезентативна. 343 С. 87–93. Мартинович, В.А. Введение в понятийный аппарат сектоведения/В.А. Мартинович. – Минск: БГУ, 2008. – 103 с. 345 C. 238. Travisano, R.V. Alternation and conversion as qualitatively different transformations/R.V. Travisano//Social Psychology Through Symbolic Interaction. – Waltham, MA: Ginn-Blaisdell, 1970. – P. 238–248.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

2. “Мойте руки и ноги перед едой” Источниками доходов AM, помимо денежных взносов членов движения и сочувствующих, являются также торговля наркотиками, проституция, контрабанда ювелирных изделий и систематическое попрошайничество в поездах. Кроме того, секта владеет фабриками по производству продуктов “здорового питания” марки “Золотой лотос” и магазинами по их распространению. Основная мантра AM, распеваемая во время киртанов, — Баба нам кевалэм , что означает “только Папа”. В связи с этим стоит упомянуть, что социологические исследования показали: многие члены секты выросли в семьях без отцов. Марги должны медитировать при всех обстоятельствах дважды в день в течение как минимум 20 минут. Лучшим временем для медитации считаются 45 минут перед восходом и после захода солнца. Каждую неделю необходимо посещать групповые медитации, а также участвовать в семинарах “для развития своих духовных и общественных знаний” и в свободное время совершать киртан. “Быть ананда-маргом значит находиться на пути самореализации и быть верным Верховному указанию”. От маргов требуется “бескомпромиссная строгость и вера относительно своей идеологии… нести свой долг служения человечеству”, “готовность приносить в жертву все, касающееся идеи”. Марг получает и следующие указания: Держись в стороне от… критики. Если несознательно… совершена какая-либо ошибка, необходимо немедленно ее признать и попросить наказания. Выполняй кодекс организационной дисциплины. Контроль над поведением членов секты таков, что даже подробно указывается, как отправлять туалет, как мыться, как сморкаться, какое носить нижнее белье, что есть и что пить (ограничения в питании у маргов те же, что у неокришнаитов). “Правила поведения” маргов сочетают банальные советы типа “перед тем как чихнуть, прикройте рот рукой и носовым платком”, элементарные этические требования (“следует поблагодарить того, кто вам послужил”, “следует воздерживаться от чтения чужих личных писем” и т. п.) и различные странные предписания: “следует принимать и давать, используя следующую мудру: протяните правую руку, поддерживая ее под локоть левой”; “зевая, прикрывайте рот и одновременно щелкните пальцами” и подобные.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

При этом руководящее звено может быть просто не в курсе происходящих событий, знать о них и предпринимать какие-то меры, быть введено в заблуждение своими подчиненными, либо совершенно спокойно относиться к появлению сектантской составляющей, так как не увидит в этом ничего опасного для организации. В результате складывается уникальная ситуация, когда носителем сектантства, благодаря которому люди приобщаются к нетрадиционной религиозности, являются весьма уважаемые и респектабельные в обществе организации и структуры. Сектантский компонент в них может не занимать и одной сотой процента от всей их работы. Распространение и поддержание сектантства происходит в них помимо основной сферы их деятельности, приносящей порой большую пользу обществу. Тем менее, они участвуют в его поддержании, внося свою лепту в размывание представлений о границах нетрадиционной религиозности. Возникающий у некоторых людей когнитивный диссонанс – «в респектабельной организации действует секта» – быстро разрешается ими в пользу авторитета организации с формулировкой «раз эти люди (сектанты) работают в такой уважаемой организации, значит и сектантами они не являются». Регулярные проникновения сект и культов в школы и вузы являются еще одним из множества ярких примеров нецеленаправленного поддержания несектантскими организациями сектантства 368 . При этом вне зависимости от того, как конкретно секты и культы проникли в систему образования, результат получается один и тот же: учреждение способствует распространению и развитию сектантства, причем в большинстве своем без ведома своего руководства и вопреки его изначальному отношению к сектантству, которое может быть само по себе весьма конструктивно. Организация Объединенных Наций ведет огромную, важную, нужную и полезную работу по самым разным направлениям. Авторитет этой организации безусловен и почти непререкаем. Однако в структуре ООН, а конкретно – в секторе Международных неправительственных организаций имеет ассоциированное членство несколько НРД (например, Ананда Марг, бахаи, Брахма Кумарис, Сока Гаккаи, группа Шри Чинмоя и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

– Супругой А.В. Ельчанинова стала Тамара Владимировна Левандовская, дочка генерала Левандовского. Думаю, она была такой же девушкой, какой были сестры моего деда П.А. Флоренского: Юлия, Ольга, Елизавета, Раиса. Я переписывался с Тамарой Владимировной, познакомился с ней в 1970 году, когда она впервые приехала в СССР. Следует сказать, что семьи Ельчаниновых, Эрнов и Флоренских были очень дружны: дружили между собой мамы, дружили младшие дети, а позже – и супруги Владимира, Александра и Павла. Александр был последним из трех друзей, кто связал себя узами брака. Он так дорожил друзьями, что произвел своего рода " смотрины " , отправив к ним в Москву юную Тамару. Вот что он пишет моему деду в Посад из Тифлиса в конце 1916 года: " Милый Павлуша, у меня к тебе большая просьба. В этом году кончила у нас гимназию и поехала в Москву дочь генерала Левандовского Тамара Владимировна, моя любимая ученица, православная христианка, о душевных качествах ты сам будешь судить, а я умоляю тебя принять ее, когда она приедет в Посад, как меня самого: тебя она хорошо знает по " Столпу " и моим рассказам. Она человек редкой, фантастической правдивости, но застенчива и самолюбива, но Анна Мих. и ты сможете добраться до ея души. Для начала распроси ее обо мне... " О том, как состоялось знакомство, а потом и дружба, много десятилетий спустя рассказала мне матушка Тамара. Мне кажется полезным и интересным знать это от нее самой, поэтому приведу отрывок из ее письма ко мне: " ...в начале 17 года я была в Москве и, по желанию моего будущего мужа, была в Посаде у Павла. Он был необыкновенно внимателен и мил ко мне, много рассказывал и распрашивал, водил показывать Посад и я, по молодости лет, вообразила, что мое общество ему так интересно. Но потом выяснилось, что мой буд. муж не сдержал данного мне обещания и написал Павлу и другому своему другу Вл. Эрну о том, что я его невеста. Павел показывал мне тогда ряд пакетов, завернутых в газетную бумагу и лежавших в ряд на нижней полке книжного шкафа и сказал, что это " рукописи, ожидающие печати " . Потом я встречала его у Эрнов, на его лекциях в особняке Марг. Кирилловны Морозовой и еще ездила к нему с его братом Андреем, другом и одноклассником моего брата... "

http://pravoslavie.ru/4563.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010