Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Региональные религии АГАМА 1) название особой категории текстов, создававшихся с нач. I тыс. по Р.Х.; 2) А. или тантра, свящ. тексты кашмирского шиваизма АМОРАИ в иудаизме - мудрецы, работавшие над составлением Гемары, входящей в Иерусалимский и Вавилонский Талмуды, а также Тосефту АНАНДА МАРГ религ. культ, основанный в 1955 г. в штате Бихар (Индия) Шри Шри Анандамурти (мирское имя - Прабхат Ранджан Саркар (1921-1990)), синтез йоги, шиваитского направления индуизма и тантризма ВАЛЛАБХА (1479-1531 или 1532), инд. теолог и мистик, один из учителей вайшнавизма (вишнуизма), основоположник религиозного движения «Пушти-марг»

http://pravenc.ru/rubrics/122584.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла " Новые религии " АНАНДА МАРГ религ. культ, основанный в 1955 г. в штате Бихар (Индия) Шри Шри Анандамурти (мирское имя - Прабхат Ранджан Саркар (1921-1990)), синтез йоги, шиваитского направления индуизма и тантризма ВИВЕКАНАНДА (в миру Нарендранат Датт; 1863 - 1902), свами, инд. религ. и общественный деятель, один из основателей неоиндуизма НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ в узком смысле - собирательное наименование структурированных типов нетрадиц. религиозности, в широком - новые орг-ции, сообщества, а также инициативы, акции конфессионального, межконфессионального или межрелиг. уровней, направленные на создание, поддержание, развитие или изменение работы традиц. церквей и/или нетрадиц. религ. орг-ций

http://pravenc.ru/rubrics/122608.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Религиеведение АБХИДХАРМА философская «надстройка» буддизма, создававшаяся как рационалистическая систематизация буддийского учения - дхармы АГАМА 1) название особой категории текстов, создававшихся с нач. I тыс. по Р.Х.; 2) А. или тантра, свящ. тексты кашмирского шиваизма АЛИ бен Аби Талиб, 4-ый и последний халиф (656-661), из плеяды " праведных " , двоюродный брат и зять Мухаммада АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ выяснение иносказательного смысла Свящ. Писания, литургического чина, религ., философск. и пр. текстов АМОРАИ в иудаизме - мудрецы, работавшие над составлением Гемары, входящей в Иерусалимский и Вавилонский Талмуды, а также Тосефту АНАНДА МАРГ религ. культ, основанный в 1955 г. в штате Бихар (Индия) Шри Шри Анандамурти (мирское имя - Прабхат Ранджан Саркар (1921-1990)), синтез йоги, шиваитского направления индуизма и тантризма

http://pravenc.ru/rubrics/122520.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Религии мира АБХИДХАРМА философская «надстройка» буддизма, создававшаяся как рационалистическая систематизация буддийского учения - дхармы АГАМА 1) название особой категории текстов, создававшихся с нач. I тыс. по Р.Х.; 2) А. или тантра, свящ. тексты кашмирского шиваизма АЛИ бен Аби Талиб, 4-ый и последний халиф (656-661), из плеяды " праведных " , двоюродный брат и зять Мухаммада АМОРАИ в иудаизме - мудрецы, работавшие над составлением Гемары, входящей в Иерусалимский и Вавилонский Талмуды, а также Тосефту АНАНДА МАРГ религ. культ, основанный в 1955 г. в штате Бихар (Индия) Шри Шри Анандамурти (мирское имя - Прабхат Ранджан Саркар (1921-1990)), синтез йоги, шиваитского направления индуизма и тантризма

http://pravenc.ru/rubrics/122556.html

А мы из истории знаем вот какой случай. Когда св. И. Златоуст был незаконно лишён епископской кафедры, то «цареградстии священннцы, отлучившеся от изгнавших св. Златоуста, и оставивше церкви, в бане народней спасительно священнодействоваша на св. Пасху» (Марг. л. 15, житие). Неужели о. Сергий скажет, что и те священники повинны клятве? А если он будет оправдывать их, то оправдает и наших священников. Вот в каком теперь он находится положении! Почтенный наш собеседник уверял вас, что апостолы могли грешить только до сошествия на них Святого Духа. Посмотрим в Писание, – так ли это. Св. Иоанн Богослов, уже после сошествия Духа Святого, говорит о себе и других христианах: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что не согрешаем, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» ( 1Ин.1:8,10 )... Значит, все апостолы и после сошествия Св. Духа грешили, а грех и есть ересь. В послании к галатам еп. Павел говорит: «Когда Пётр пришёл в Антиохию, то я лично противостал ему; потому что он подвергся нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками, а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ними лицемерили и прочие иудеи, так что даже Варнава был увлечён их лицемерием» ( Гал.2:11–13 ). Вот вам и ясное доказательство, что ещё апостолы впадали в грех лицемерия, значить заблуждались. А уж если апостолы не могли устоять в святости, то епископы-то и подавно. Только один Бог верен в Своих словах. «Верно слово, говорит ап. Павел, если мы с Ним умерли, то с Ним и оживём. Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречёмся, и Он отречётся от нас. Если мы не верны, Он пребывает – верен, ибо Себя отречься не может» ( 2Тим.2:11–13 )... Вот вам и епископы! Уж, быть может, и пошли бы мы к единоверцам, да очень уж церковь их юная, молочком пока ещё только питается, твёрдой то пищи им ещё не дают. Молятся они хорошо, крестятся истово. Но это доказывает, что в них всё ещё царствует дух раскола, и вот как разучатся креститься, как не будут уметь себя перекрестить, так и будут уж настоящие православные...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Фото 1: Академик Араик Саргсян в посольстве Ирана в Ереване, 05.01.2024г. В тот же день в святом для мусульман Ирана городе Кум над мечетью Джамкаран подняли красный флаг мести. Это было сделано после теракта 3 января в провинции Керман, в ходе которого террористы «Исламского государства» (ИГИЛ, запрещенная в России террористическая организация) взорвали две бомбы на пути траурного шествия по случаю годовщины гибели иранского генерала Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Касема Сулеймани. Количество жертв в результате взрыва достигло 103 человек. В общей сложности ранения получили 284 человека. Фото 2: в Иране был поднят красный флаг мести над мечетью Джамкаран в городе Кум Али Реза Мархамати, заместитель губернатора иранской провинции Систан и Белуджистан, объявил число погибших в результате атаки в четверг, заявив, что среди погибших возле пограничного города Сараван были три женщины, четверо детей и двое мужчин. Он добавил, что погибшие не были гражданами Ирана. Карта 1: провинции Ирана – Систан и Белуджистан и Пакистана – Белуджистан «Армия освобождения белуджей» – это этническая сепаратистская группировка, действующая в регионе с 2000 года. Они заявили, что удары были нацелены на ее народ. «Пакистан стал мучениками невинных белуджей», – говорится в сообщении. Пакистанские военные в свою очередь заявили, что удары поразили цели, связанные с Фронтом освобождения Белуджистана, хотя группа не подтвердила это заявление. Позже Иран вызвал временного поверенного в делах Пакистана в стране. А Пакистан уже отозвал своего посла из-за нападения. Пакистан назвал свою операцию «Марг Бар Сармачар». На иранском персидском языке «марг бар» означает «смерть» и является популярной поговоркой в Иране со времен Исламской революции 1979 года, которая использовалась как в отношении Соединенных Штатов, так и Израиля. На местном языке белуджей слово «сармачар» означает «партизан» и используется боевиками, действующими в приграничном регионе. Пакистанская провинция Белуджистан, а также соседние провинции Ирана Систан и Белуджистан уже более двух десятилетий сталкиваются с вялотекущим повстанческим движением со стороны белуджских националистов.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/20/ui...

На тему вечности мира см.: Охота зу мудростью» 9, 25-26. Ср. также Аристотель «Физика» 251 b14-26; Прокл «Комм. к Пармениду» VII, 1213 и марг. Н.К.: «До Платона все считали, что все содержится во времени, и что бесконечное время вечно» Т.е. фактически раньше календарного равноденствия (21 марта); на Базельском соборе Н.К. специально занимался вычислениями календарной погрешности, подготавливая почву для так и не состоявшейся тогда реформы ( De reparatione kalendarii,1436) Рассуждение на тему из Августина («Исповедь» XII, 7): «Из ничего Ты создал небо и землю, нечто великое и нечто малое (...), великое небо и малую землю, две вещи, одну - почти Тебя, другую - почти ничто. Выше одной – Ты, ниже другой – ничто». Ср. проповедь CCXLIV, 17 («В любви укоренены и утверждены», 12.09.1456): «Всякая сотворенная вещь состоит из того, «от чего есть» («quo est») и того, «что есть» («quod est»). Причем «от чего» [имеет] из уподобления Богу, т.е. [из своей] актуальности, которая уподобляется Богу как чистейшей актуальности. А «что есть» – из потенции, которая в себе – ничто (ведь всякое «что есть» существует настолько, насколько оно актуально, а возможность бытия не существует). Так что всякая сотворенная вещь состоит из бытия и небытия. Бытие - то, «от чего есть»», т.е. уподобление Богу, и тем самым почти Бог, потому что Его подобие. Небытие же – почти ничто (как сказал и Августин, что Бог сотворил две вещи: одно - почти Себя и иное - почти ничто), ведь лишенность (privatio) – почти ничто». Ср. также: «Наука незнания» II, 2, 100 (онтологически сотворенный мир – ни бытие, ни небытие, ни состав того и другого, загадочное «ab-esse», бытие-от, от-сутствие). Августин «О познании истинной жизни» 25: «Не по подобию ли мельчайшей точки собран весь этот мир в Боге?». У Н.К в марг. к Альберту Великому («Комм. к Бож. им.» 2, 48): «хотя единое более подобно Богу, все же точка более подобна Ему в той мере, в какой Он - Творец». О мире как точке см. также: «Игра шара» I, 9-10. «вышние умы» - ср.; Платон «Федр» 247d-248 b5 (место, отмеченное маргиналиями Н.К.); «Тимей» 40b2; о круговом движении ангелов см. у Альберта Великого: «Комм. к Неб. иер.» 15,7; «Комм. к Бож. им.» 4, 98.

http://bogoslov.ru/article/3117155

Русский перевод А.Ф.Лосева с комментариями В.В.Бибихина см.: «Символ», вып.33 (июль 1995) - Париж, 1995, сс.253-259. «математическое зеркало» – тема зеркала опирается на 1 Кор 13, 12 (см. прим. 2 выше). См.: “Наука незнания”, I, 11, 30-32; «Апол. науки незнания» 14-16; «О возм.-бытии» 43-44, также прим.14 ниже. «oculus mentis» – восходящее к Платону выражение (ср. о «глазах души» в «Государстве» VII, 533d2 и «Софисте» 254a10). В марг. к Альберту Великому («Комм. к Мист.теол.») V): «mens est oculus animae» («ум-око души»). «Око ума» используется у Н.К как синоним «интеллекта» - недоступной рассудку способности к «умному зрению» простых начал. Ср. марг. к Альберту Великому («Комм. к V письму Дионисия Ареопагита»): «Cognitio refertur ad scientiam conclusionum, visio ad intellectum principiorum» («познание относится к науке заключений, видение – к пониманию начал»). «словно некое питание» - выражение из Цицерона: “рассмотрение и созерцание природы есть некое как бы естественное питание (quoddam quasi pabulum) душ и умов” («Acad.priora» 2, 127). Об истине как «невозможности быть иначе» см.также: «О видении Бога» 65; 101. Очевидна параллель другим формулам основной мысли: «невозможность быть иначе», т.е. то, что ни больше («минимум»), ни меньше («максимум»), исполнение всей возможности (possest), «то же», «неиное». В «Вершине созерцания», однако, то, что здесь названо «невозможностью быть иначе», становится «самой возможностью» (ipsum posse). Школьное различение, восходящее к Аристотелю («Вторая Аналитика» 89b24); см. также «Наука незнания» I, 3,10; «О становлении» 4, 169; «О Богосыновстве» 6,89; «О мире веры» 18, 65. «невидимое зеркало» - ср. «О равенстве» 9; «О Богосыновстве» 3, 65-67; «О неином» 20, 92; также: Дионисий Ареопагит «О Бож. им.» IV, 22; «О неб. иер.» III, 2; Прокл «Комм. к Пармениду» IV 8439-842; Августин «О Троице» X, III (5). См. также прим. 6 выше. Сравнение с искрой – см.: «О предп. II 16, 160; «Об искании Бога» 43; 46; «Игра шара» II, 90; также: Платон Письмо VII 341d; Дионисий Ареопагит «О церк.иер.» VII, 11.

http://bogoslov.ru/article/3117155

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛЛАБХА Валлáбха [санскр.  ] (1479-1531 или 1532), инд. теолог и мистик, один из учителей вайшнавизма ( вишнуизма ), основоположник религиозного движения «Пушти-марг». Род. в вайшнавитской брахманской семье в Сев. Индии. Пребывал в стадии ученичества (брахмачарья) в течение 20 лет. С 12 лет участвовал в философских дискуссиях между сторонниками адвайта- и двайта-веданты. Несмотря на юный возраст, он сумел одержать верх в споре с учеными пандитами, устроенном при дворе раджи в Виджаянагаре, получил статус вайшнавачарьи (религ. учителя вишнуитов) и удостоился церемонии канакабхишека - был осыпан золотым дождем. За время своей жизни совершил 3 длительных паломничества по Индии, посещая вайшнавитские ашрамы и места, связанные с земной жизнью Кришны . В 1492 или 1500 г. в Брадже (близ г. Матхура) он основал собственную сампрадаю , новое духовное учение, к-рое было названо «Пушти-марг» (путь поддержки, милости). В. учил, что с наступлением Кали- юги (последнего мирового периода) у человека не осталось способностей к духовному самосовершенствованию, поэтому он должен надеяться лишь на божественную милость, всецело положиться на Бога и уповать на спасительный союз с ним (Брахма-самбандха). В 1500 г. В. женился, вступил в стадию жизни грихастхи (домохозяина), в к-рой пребывал до последнего года жизни и этим отличался от остальных учителей-вайшнавов, его современников, бывших аскетами-санньяси. Он утверждал, что положение семьянина не является помехой для духовного развития. Благодаря своей антиаскетической позиции В. получил впосл. прозвание «индийского Эпикура». Лишь в конце жизни он принял посвящение в санньясу . В Варанаси В., написав на камне свое духовное завещание - гимн любви к богу Кришне, погрузился в воды Ганги и исчез. В паломничествах В. не раз встречался с учителем бхакти и св. Чайтаньей . Их объединяло особое внимание к Бхагавата-пуране, тексту, к-рый в средневек. Индии стал рассматриваться как один из основополагающих священных писаний индуизма . В. много лет работал над созданием комментариев к Бхагавата-пуране (Бхагавата-тика-субодхини), но они, равно как и комментарии к Брахма-сутрам Бадараяны , остались незавершенными, их дорабатывал сын В.- Виттхальнатха, взявший на себя также и управление общиной. Перу В. принадлежат комментарии на Пурва-миманса-сутры Джаймини, сб. «Шодаша-грантха» (16 книг), содержащий суждения о метафизике и этике, сочинения «Сиддханта-рахасья» (Тайная доктрина) и «Таттвартха-дипа-нибандха» (Трактат о свете истины), в которых выражены главные идеи его теологии. Труды В. написаны на санскрите и на языке брадж (5 книг).

http://pravenc.ru/text/153999.html

Достоверная история гуннов начинается примерно с 375 г., когда они покорили кочевавших за Доном алан (Amm. Marc. XXXI.2.12), а затем – готов Германариха (Amm. Marc. Готы и аланы, видимо, заняли в гуннской державе привилегированное положение, сохранив самоуправление (Iord. Get. 250), что подтверждается и широким использованием германских и иранских имен среди гуннов (Дёрфер. О языке гуннов, 9–113; Schramm. Hunnen, 88–97). Черняховская культура (по крайней мере отчасти готская) сосуществует с гуннскими памятниками до середины V в., и ее гибель следует связывать не с нашествием гуннов, а с распадом их державы (Щукин. О границе, 17–21; Махно. К вопросу, 66–72). С 80-х годов IV в. гунны, став соседями Римской империи, постоянно нападают на ее земли, а иногда используются римскими политиками во внутренней борьбе (Thompson. History, 25 и сл.; Maenchen-Helfen. Huns, 27). Объединение гуннов под своей властью начал Руга (‘Ροας – Пр., Roas – Иордан, Ruga, Rugila – латинские хроники). При нем к гуннам официально отошли римские провинции Валерия и Паннония I (Altheim. Geschichte, IV, 188; Maenchen-Helfen. Huns, 89–90). Он умер в 433-м (Moravcsik. ВТ, II, 260) или 435 г. (Maenchen-Helfen. Huns, 91–94), и власть перешла к его племянникам – Аттиле и Бледе: первый правил западными землями гуннов, а второй – восточными (Ιord. Get. 181; Mommsen. CM, I, 480). В 445 г. Аттила убил Бледу и объединил всех гуннов под своей властью (Ιord. Get. 181; Mommsen. CM, I, 480, 660; II, 81). В 441 г. гунны начали войну с Восточной Римской империей и, перейдя Дунай, захватили города Виминаций, Марг, Наисс, Сингидун и Сирмий (de Boor. EL, 575–576; Mommsen. CM, I, 479; II, 80–81), затем Ретиарию и Марцианополь (de Boor. EL, 576; Chron. Pasch., 586), доходили до Константинополя и Фермопил. В 447 г. был заключен тяжелый для империи мир (de Boor. EL, 576), по условиям которого сильно увеличивался размер ежегодной дани, а большая территория к югу от Дуная (на пять дней пути) должна была оставаться невозделанной и, возможно, лишенной жителей. Она считалась принадлежащей Аттиле (Кулаковский. История Византии, I, 276–281; Maenchen-Helfen. Huns, 113–123).

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010