Еще хуже сложились обстоятельства, когда в Паннонии раскинул свой военный лагерь воинственный Аттила, когда наряду с гуннами имперским границам стали в 441 г. угрожать персы, и вандалы со своими союзными флотилиями пиратов разоряли берега империи. Дунайские крепости Виминаций и Сингидун, Марг, родина равноапостольного Константина – Наисс, Филлипополь и другие важные имперские города пали под ударами гуннского царя. Уже дрожала столица империи; но храбрый гарнизон крепости Асимунта поднял успешной защитой павший было дух византийцев. В 443 году, благодаря Анатолию, куплен был мир за 6000 фунтов золота и за ежегодную дань в 700 фунтов. Возобновившиеся в 447 году враждебные действия были улажены посольством Максимина; ритор Приск, сопровождавший это посольство в качестве секретаря, оставил нам свое знаменитое, захватывающее своим реализмом описание лагерной резиденции гуннов. 2 Мир был восстановлен; но платеж дани продолжался почти до самой смерти Феодосия. Гораздо более важным и прямо-таки решающим является это царствование по современным ему церковным событиям. Христианское государство официально и насильственно подавило древнее идолослужение; но церковь «широко распахнула врата» и мудрой снисходительностью облегчила староверам доступ в новую религиозную общину; в христианских святых узнавали они часто под легким лишь покрывалом свои старые языческие божества. Потребность масс и женщин в призывании великой многоименной богини _ природы была удовлетворена церковью через усиление почитания Богоматери, и уже язычники насмехались над ревностным культом Марии и поговаривали о «новой Кибеле» и о «новой Изиде». Александрийские богословы, следовавшие аллегорическому толкованию Оригена, были в то же время ревностными вдохновителями новомодной теологии, тогда как антиохийская школа, в лице своих великих вождей Диодора Тарсского и Феодора Μопсуестского, тщетно пыталась сохранить против всемогущего направления эпохи трезвое и научное искусство истолкования Св. Писания. Несторий, новый патриарх столицы, происходивший из Германикии и хранивший верность традициям своей родины, словом и писаниями ратовал против суеверного, по его мнению, выражения Θεοτκος.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

В правление царя Петра в Болгарской Церкви насчитывалось не менее 28 епископских кафедр, перечисленные в хрисовуле Василия II, (1020). Важнейшими церковными центрами были: в Северной Болгарии - Преслав, Доростол (Дристра, современная Силистра), Видин (Быдин), Моравск (Морава, античный Марг); в Южной Болгарии - Пловдив (Филиппополь), Средец - Триадица, (современная София), Брегальница, Охрид, Преспа и другие. Имена ряда болгарских архиепископов и Патриархов упомянуты в Синодике царя Борила (1211), но хронология их правления остается неясной: Леонтий, Димитрий, Сергий, Григорий. Патриарх Дамиан после взятия Доростола в 971 году византийским императором Иоанном Цимисхием бежал в Средец во владения комитопулов Давида, Моисея, Аарона и Самуила, которые стали фактическими продолжателями болгарской государственности. С образованием Западно-Болгарского царства в 969 году столица Болгарии была перенесена в Преспу, а затем в Охрид. На Запад переместилась и резиденция Патриарха: согласно сигиллиям Василия II — в Средец, затем в Воден (греческая Эдесса), оттуда в Моглен и, наконец, в 997году в Охридский список Дюканжа, не упоминая Средец и Моглен, называет в этом ряду Преспу. Военные успехи царя Самуила нашли своё отражение в сооружении в Преспе грандиозной базилики. В Преспу были торжественно перенесены мощи св. Ахиллия из захваченной в 986 году болгарами Лариссы. В конце алтаря базилики св. Ахиллия помещены изображения 18 «тронов» (кафедр) Болгарского Патриархата. После Дамиана в списке Дюканжа указывается Патриарх Герман, кафедра которого первоначально находилась в Водене, а затем была перенесена в Преспу. Известно, что он окончил жизнь в монастыре, приняв схиму с именем Гавриил. Патриарх Герман и царь Самуил являлись ктиторами церкви св. Германа на берегу озера Микра-Преспа, в которой были похоронены родители Самуила и его брат Давид, о чем свидетельствуют надписи 993 и 1006 годов. Патриарх Филипп, согласно списку Дюканжа, был первым, чья кафедра находилась в Охриде. Сведения об Охридском Патриархе Николае (в списке Дюканжа он не упоминается) содержатся в проложном Житии князя Иоанна Владимира († 1016), зятя царя Самуила. Архиепископ Николай являлся духовным наставником князя, житие называет этого иерарха мудрейшим и чудным.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛЛИРИК [лат. Illyricum, Hillyricum, редко Hilluricum; греч. Ιλλυρικν, Ιλλυρς], историческая область в сев.-зап. части Балканского п-ова (классическое греч. название Иллирия, Иллирида); префектура в составе Римской и Византийской империи (IV-VI вв.); диоцез древней Церкви, к-рый до VIII в. входил в область юрисдикции Римского престола. Первоначально у древнегреч. и лат. авторов И.- обозначение территории, заселенной группой иллирийских племен к северу от Эпира и Македонии до среднего течения Дуная, к востоку от Адриатического м. и Вост. Альп. Вост. граница И., отделявшая его от обл. Фракия, проходила обычно восточнее долины р. Марг (ныне Морава), формальной границей считались северо-зап. части горного хребта Гем (ныне Стара-Планина) и Родопы, а также Суккский перевал (Железные Ворота). Несмотря на то что с V-IV вв. до Р. Х. сев. часть И. (Паннония) была преимущественно заселена кельтами, за ней по-прежнему оставалось название И., в то время как Сев.-Вост. Италия и обл. Мессапия в Апулии, также заселенные иллирийскими племенами, не рассматривались как часть И. Древние греки уже с VII в. до Р. Х. основали на сев. побережье Адриатического м. ряд колоний (в т. ч. Эпидамн, Аполлонию), однако территория И. до Р. Х., когда она перешла под упр. Рима, находилась вне сферы влияния античной культуры, исключая частные военные столкновения с Македонией (кампания Александра Македонского 335 г. до Р. Х.). Первые контакты и военные конфликты иллирийцев с римлянами относятся к кон. III в. до Р. Х. Полное завоевание побережья Адриатического м. Римом произошло в 167 г. до Р. Х. Почти сразу же римляне попытались проникнуть вглубь страны, однако быстрого успеха не добились. В I в. до Р. Х. жители прибрежного И. и Далмации участвовали в римских гражданских войнах на стороне республиканцев. Планомерное завоевание всей территории И. до Дуная началось при Октавиане Августе, который в 35-33 гг. до Р. Х. возглавлял иллирийско-паннонскую экспедицию римлян. В результате походов Тиберия в 12-9 гг. до Р. Х. римляне закрепились на берегах Дуная (антирим. восстания в И. продолжались до 30-х гг. I в. по Р. Х.). С именем Тиберия связано также создание рим. дунайского лимеса, в к-ром И. занимал центральное положение.

http://pravenc.ru/text/389433.html

В 1655 году августа 25 дня, по благословению митрополита Новгородского Макария мощи препод. Евфросина перенесены под колокольню Благовещенской церкви, им же построенной, а в 1799 году, вместо обветшалого надгробия, устроено новое. По описанию, сей угодник был роста среднего, вид имел мужественный, волоса русые с сединами, бороду продолговатую с раздвоением. Мощи препод. Евфросина почивают под спудом в устроенном, по резолюции митрополита Гавриила (1779), надгробии, под колокольнею Благовещенской церкви бывшей Синозерской пустыни, а ныне села, которое находится в Устюжском новгород. Епархии уезде, на берегу озера Синичьего, при реке Чагодощ и ручье Гвозденке, в расстоянии от города Устюжны к северо-западу в 60 ти верст, а от Новгорода к востоку в 339 верстах. Местная память препод. Евфросину отправляется 20 марта, в день его кончины. См. Ист. Рос. Иер. VI, 108 –111 и жит. св. р. ц. за марг месяц Апрель 4-го числа Преподобного Зосимы Ворбозомского Преподобный Зосима Ворбозомский, соименный преподобному Зосиме Палестинскому , коего память 4 апреля, спасался на месте глубоко-безмолвном, на острове озера Ворбозомского, что в 20 верстах от города Белозерска. Начальное иноческое воспитание Зосима получал у препод. Корнилия Комельского. Оставив Комельскую обитель, он подвизался на уединенном острове сперва один; потом, когда построен был там храм в честь Благовещения Пресвятой Богородиц, то к нему собрались любители пустынной тишины. Вдали от сует и тревог людских, на безмолвном острове, преподобный Зосима посвящал всего себя Господу и заботился об одном – о душе своей. Нетление мощей его свидетельствует, что он шел верным путем и угодил Господу. Св. мощи преп. Зосимы почивают под спудом в придельной церкви, его имени посвященной, бывшего Ворбозомского Благовещенского монастыря. Монастырь же сей, обращенный ныне в приходскую церковь , состоит на острове Ворбозомского или Орбозомского озера в Белозерском Новгород. епархии уезде, в расстоянии от Белозерска к югу в 20-ти, а от Новгорода в 567 верстах, близ Московской из Белозерска дороги.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Таким образом в этих местах Б. Катихизиса красною нитью проходит мысль о необходимости священства в церкви Христовой, без которого она не будет и церковью. На 121 л. об.: «Вопрос: кая нам есть потреба сего поучения о соборной церкви? Ответ: Сея ради яко да известно ведуще ю в ней пребываем и спасени будем, зане кроме церкви Божия нигде же несть спасение, яко же бо при потопе, вси елици с Ноем в ковчезе не бяху, истопоша, тако и в день судный, вси иже ныне в церкви святей не будут, тии во езеро оное огненое ввержены будут... се убо, иже не пребывают в сей соборней церкви, тех Христос не спасает и Духа святого сицевии не имут». 14) Маргарит 518 л. об. (т. 3, 409): «Ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей, церковь же, глаголю, не место точию, но и нрав; не стены церковные, но законы церковные. Егда бегаешь в церковь , не к месту прибегай? но к совету. Церковь бо не стены и покров, но вера и житие». В кн. о Вере (слова И. Златоуста, т. 3, 866): «Вельми бо церковь Богу возлюблена есть, не сия, иже стенами ограждена, но сия, иже верою ограждена» (л. 19 об.) Разбор: В этих свидетельствах, если понимать их буквально, находится противоречие: в первом говорится, что церковь – «вера и житие», а во втором, что церковь – «верою ограждена». Как же это так? Выходит, чти «вера ограждена верой». Неразумно! Очевидно, что в этих свидетельствах дано не полное понятие церкви, взята часть вместо целого, содержимое вместо содержащего. В Кирилловой кн. л. 93 об. говорится. что « церковь и вера пребывает в соединения неизменно по вся дни до скончания века». Следов., вера сама по себе без ее содержателей не есть церковь и она не есть единственный признак и более других существенный. Священство поставляется И. Златоустом наравне с верой: «надобно одинаково стоять как за веру, так и за нее (благодать священства)» (т. 10, стр. 103). Св. Иоанн Златоуст , разумея иногда под словом церковь – законы церковные. (Марг. 518 об.), храм церковный (537), общество христиан: «церковь глаголю верных весь народ (Марг. житие л. 116), что она верою ограждена (о Вере л. 19 об.), никогда не учил, что вселенская Христова Церковь может быть без священства (см. в ст. «Церковь Христова» против австрийцев, § 12, стр. 510, а также ст. «священство», «недостойные священники»). Добавим еще из 3 т. стр. 440: «Как главе необходимо быть в связи с телом, так церкви с священником и народу с правителем; и как ветвям необходимо соединяться с корнем и рекам с источниками, так и сыновьям с отцом и ученикам с учителем».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

27 марта, 1973 Милый Дмитрий Иосифович, Привет Вам и Осинке, которую Вы укрепляете в жизни. Кто то из нас в долгу, как в шелку. Кажется я больший грешник. Но Вы не знаете психологию грешника, он любит самооправдание... Не удивляйтесь, что пишу Вам восхитив целую толику времени перелетом на Канарские Острова. Григорий Сковорода правильно говорит, что за счастьем не надо ездить на Канареике Острова, ни пролазить в паны. Вы видите отсюда всю бездуховность Вашего корреспондента. Приглашенный в сие место вечной весны, прибыл сюда, сняв некоторые заботы свои, хотя бы на некот. время. «Избранное» Странника где то зреет в Швеции. Непременно дойдет оно и до Траунштейна. Хозяину моему 87 лет, а в хождении я за ним не угонюсь. Вот пример для всех поэтов. Надеюсь дошел до Вас, в конце пришлого года, «Русской Мысли», где я Вас прочно упаковал в Серебряный Век. А мы все прочии, конечно в Веке Непролазном. Вылезет ли из него род людской, трудно сказать. Поэтам надо постараться. Много что зависит от них! Но мир этого еще не понял... Обнимаю Вас и желаю Вам и Марг. Ден. многих сил. В храме говорят: Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрые дела твои и прославят Отца нашего, еже есть на небесах»... Это надо бы говорить и поэтам, которые строками своими смотрят в небо. С любовью Странник земли сей. Читать далее Источник: Переписка с Кленовским/Архиепископ Иоанн Шаховской; ред. Р. Герра. – Париж : Б. и., 1981. 317 с., 2 л. ил. (VI том Собрания трудов Архиепископа Иоанна Шаховского). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

369 Сам Магомет успел только победить аравийские племена, а Египет и другие страны покорили уже его пре¬емники (Кратк. начерт. Всеобщ. Истор. Смарагдова, 1849 г. стр. 76). 381 См. отв. Пешехонов., предуведомл. л. 8–11: так же отв. 89; кн. Об ант. из 18 разд. л. 161 об.,–164; пом. отв. 109. Вообще мысль о том, что царство антихриста началось в России с 1666 года, встречается во всех раскольнических сочинениях, касающихся этого предмета, только в кн, об ант., сост. из 35 ст., как мы уже об этом замечали выше (см. примеч. 43-е), и как это увидим в последствии, пределом, с которого антихрист стал царствовать в нашей Церкви Прав., полагается не 1666 г., но время, «близ прилежающее» этому году, и именно, бывшее прежде этого года. 386 Кир. Иерусал. 15 огл. поуч. чл. 8, л. 146; Св. Злат. Марг. сл. 13 о лжеуч. л. 106 об.; св. Дамаск кн. 4, гл. 27 и др. 389 См. Истор. Хр. в Росс. до равноап. кн. Владимира, соч. Макария 1846 г; также Хр. Чт. 1845 г. Ч. I, стр. 101–154. 392 Тоже самое Блаж. Феодорит говорит в другом месте: «прежде вся земля должна освятиться лучами богопознания, питомцы веры сделаться известными и отделиться от неверующих, и потом явится виновник лжи (т. е. антихрист, о котором говорил выше) для покорения тех, кои не приняли проповеди истины» (там же стр. 356). Наконец, в толк. на пророч. Даниила он говорит тоже самое (см. Хр. Чт. 1845 г. ч. 1. стр. 174). 394 См. толк. на 14 посл. ап. Павла бес. 3 на 2 посл. к Сол. зач. 275, л. 2333–2334; бес. 4, л. 2339. 399 Кир. Иер. 15 огл. поуч. чл. 12, л. 147 об.; св. ЕФр. Сирин в сл. 50, л. 124; Св. Злат. в толк. на четырн. посл. Св. Ап. Павла бес. 4 на 2-е посл. к Сол. зач. 275, л. 2339–2340; кн. о вере д. 272, гл. 30. 401 В толков. на четырн. посл. Св. Ап. Павла бес. 3, на 2-е посл. к Сол. Зач. 275 л. 2334; бес. 4, л. 2339 и 2340. 410 Кн. о вере гл. 30, л 270 об. Та же самая мысль нахо¬дится у Св. Иоанна Дамаскина (кн. 4, гл. 27), в зерцале душезрительном (см. кн. об ант. разд. 14, л. 119), в Апо¬столе толк. (л. 593 об.), даже у самого св. Златоуста (бес. 4, на 2-е посл. к Сол. зач. 275, л. 2341).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

без еп. стр. 158). Видите ли, по Усову, «состояние церкви без епископа», т. е. неимение 180 л. епископа, есть хотя и тяжкое бедствие, но из ряда вон не выходящее; бедствие, подобное многим другим, как и всякое испытание, вроде пожара, болезни, угождения под суд и др. в этом роде. И как от этих бедствий можно избавиться, выстроив новое вместо сгоревшего, обратившись ко врачу за лекарством и пр.:, так будто бы и эту беду можно собственными силами и средствами поправить, что поповцы и доказали на деле, легохонько поправив эту беду, добыв себе епископа, но не при помощи Господней, как уверяет Усов (159 стр.), а при помощи турок, жидов и католиков. желавших сделать русским неприятность. – Таким образом, по мнению поповцев, оказывается, что не имение епископов есть только бедствие, как и всякое испытание, т. е. вон из-ряда не выходящее и погибелью не грозящее; а по мнению св. отцов церковь без епископа не собрание Святое, (Игн. бог. л. 7); что кто нёс епископом, тот не земледелие Христово, а семя вражее (там же л. 19); что без епископа церковь стоять не может и без епископа нельзя сделаться христианином (св. Афан., Марг. 154 л., бес. апост. л. 2552, Симеона сол. 77 гл. и др., – читай выше). Сопоставив учение старообрядцев как поповцев, так и безпоповцев с учением св. отцов о епископах, видим, что они о необходимости епископов для церкви Христовой учат не так, как учат об этом св. отцы. А потому должны быть названы еретиками, так как «учат не тако», а «ино некое новое учение предлагают, его же отцы наша не предаша нам». (В. Кат. л. 21, – Озер. 232 стр.). «Из слов блаж. Иеронима (ч. II, 6 и 7 стр.), пишет Коновалов, ясно видно, в каком городе будут лежать тела убитых пророков (Илии и Еноха). Не в том, в котором вы думаете, т. е. не в Иерусалиме, который находится в Палестине, – а в том великом городе, который выстроен из пороков, основан на злодеяниях, наполнен неправдой: это и есть во зле лежащий мир, он-то и называется духовно Содомом и Египтом. Строитель этого города есть никто иной, как клеветник братьев наших диавол.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Индуизм. Направления АГАМА 1) название особой категории текстов, создававшихся с нач. I тыс. по Р.Х.; 2) А. или тантра, свящ. тексты кашмирского шиваизма ВАЛЛАБХА (1479-1531 или 1532), инд. теолог и мистик, один из учителей вайшнавизма (вишнуизма), основоположник религиозного движения «Пушти-марг» ВИШНУИЗМ одно из главных направлений индуизма, связанное с почитанием бога Вишну и его многочисленных земных воплощений (аватар) КРИШНА в индуизме почитаемое в качестве одной из аватар Вишну или же как отдельное (иногда и высшее) божество

http://pravenc.ru/rubrics/122596.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Индуизм. Направления. Вишнуизм АГАМА 1) название особой категории текстов, создававшихся с нач. I тыс. по Р.Х.; 2) А. или тантра, свящ. тексты кашмирского шиваизма ВАЛЛАБХА (1479-1531 или 1532), инд. теолог и мистик, один из учителей вайшнавизма (вишнуизма), основоположник религиозного движения «Пушти-марг» ВИШНУИЗМ одно из главных направлений индуизма, связанное с почитанием бога Вишну и его многочисленных земных воплощений (аватар)

http://pravenc.ru/rubrics/197383.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010