Аскетические черты святого подчеркнуты прорисовкой носогубных складок. Еще одна фреска (2-я пол. XV в.) с образом И. находится в нартексе в люнете над дверью; над ним - Нерукотворный образ Спасителя (Мандилион). Святитель изображен прямолично, по пояс, правой рукой благословляет, в левой - раскрытое Евангелие. В иконостасе кафоликона мон-ря находится самая ранняя из известных икон святого, датированная по вкладной надписи на нижнем поле 1543 г. («Моление раба Божия священника Георгия, его жены и детей. Аминь. 24 ноября 1543 года от Р. Х.»), слева, внизу иконы, показана фигурка коленопреклоненного донатора в священническом облачении. И. изображен фронтально по пояс, в темно-вишневой фелони, в омофоре, правой рукой благословляет, в левой - Евангелие. Святитель представлен старцем с проседью в темных волосах и бороде, выразительные черты лица, с присущей святому строгостью, усилены близкой посадкой глаз и активно выделенными скулами, подчеркивающими худобу. Фронтально в рост вместе с прп. Иоанном Лампадистом и свт. Николаем Чудотворцем И. показан на аналойной иконе в ц. Иоанна Лампадиста того же мон-ря ( Papageorgiou. 2008. P. 36. Fig. 27). На нем охристая фелонь и алый подризник, на покровенной фелонью левой руке - Евангелие, правой рукой благословляет. Сщмч. Ираклидий, еп. Тамасский. Роспись ц. сщмч. Ираклидия мон-ря прп. Иоанна Лампадиста. XIII в. Сщмч. Ираклидий, еп. Тамасский. Роспись ц. сщмч. Ираклидия мон-ря прп. Иоанна Лампадиста. XIII в. В мон-ре сщмч. Ираклидия в сел. Политико близ древнего г. Тамаса хранится еще одна икона И. Согласно надписи на правом поле, она была создана в 1588 г. Полуфигура святого изображена на темно-синем фоне, подчеркивающем белизну его седин и святительского омофора с контрастными иссиня-черными крестами. Крупная разделка складок темно-вишневой фелони придает фигуре массивность, контрастирующую с тонким письмом личного, где мягкая градация цвета в передаче анатомических особенностей лика искусно дополнена белильными движками. Непривычным для такого типа изображения И.

http://pravenc.ru/text/673835.html

Как-то после очередной безуспешной просьбы я шла мимо алтаря Троицкого собора на канавку и свернула к могилам. Помню, подошла к кресту игумении Марии и почти без надежды взмолилась: «Матушка, я не могу исполнить свое послушание! Ты всё смогла так хорошо в Дивееве устроить! Заступи, помоги, как можешь, спаси…». У начала канавки расположились частные торговцы со своими лавочками и толпилось много народу. Я поравнялась с ними, и пожилая женщина вдруг взяла с прилавка акафист иконе Божией Матери Феодоровской, с Ее иконой на обложке, и протянула мне… Продавщица, нисколько не удивившись, только сказала: «Интересно, почему вам досталась Феодоровская, вроде Ей о детях молятся…» Не понимая пока происшедшего, я пошла с этой иконой по канавке и еще, и еще просила, умоляла о помощи. Что-то важное было связано с этим образом, потому что я внезапно ощутила, что успокаиваюсь. Много позже всё разъяснилось. Перечитав «Летопись», я вспомнила, что Феодоровская – это келейная икона игумении Марии, особо ею почитаемая, родительское благословение в монастырь. В разные годы в дни ее празднования матушка пришла в монастырь, приняла сан игумении. Рака с мощами преподобного Серафима Саровского в Троицком соборе Дивеевского монастыря После этого все мои трудности стали разрешаться удивительно легко и быстро. Будто сами собой стали появляться необходимые вещи. Сестра со склада купила медные листы для жестянщика. Столяры приступили к работе над «старинной» обстановкой для кельи преподобного, и в несколько дней, работая допоздна, изготовили замечательные модели. Братья позже говорили, что чувствовали большую благодать от этой работы, за которую поначалу не хотели браться… Нашлась и старинная саровская мантия. Освободилось время у сестер из швейной мастерской, и вскоре они изготовили клобук, аналойники, мешки для сухарей по образцу принадлежавших преподобному. И даже 80-летняя старица, монахиня Мария, сама взялась ехать к знакомым в Мордовию, где еще можно было найти домотканные холсты и дорожки. «Со всех дворов несли!» – говорила потом, улыбаясь, а привезла она их целую легковую машину!

http://pravoslavie.ru/155790.html

Сохранился подготовительный эскиз с изображением Н. в альбоме кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (набросок головы преподобного без куколя; частное собрание). Между 1959 и 1962 гг. мон. Иулианией были созданы также лицевые святцы русских святых (частное собрание), под 4 нояб. в святцы вошел Н. (изображен со свитком в правой руке; см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed. N. Aldošina. [Jyväskyla], 2000. С. 42). В связи с обретением св. мощей Н. и размещением их в ц. Успения Пресв. Богородицы с. Внуто стали создаваться новые иконы преподобного. В 1992-1993 гг. иконописцем М. А. Ганешиным (впосл. священник, настоятель Успенской ц. в с. Внуто) был написан ростовой прямоличный образ Н. для крышки его раки. Святой представлен лежащим на смертном одре оливкового цвета в полном монашеском облачении, голова покрыта схимническим куколем, глаза закрыты, руки крестообразно сложены на груди. После перенесения мощей Н. в Никандров монастырь икона перемещена на стену под той же сенью. Прп. Никандр Городноезерский. Керамическая икона. 1992 г. Мастер А. А. Белашов (частное собрание) Прп. Никандр Городноезерский. Керамическая икона. 1992 г. Мастер А. А. Белашов (частное собрание) В основном совр. иконы повторяют 2 основных извода иконографии Н. В сер. 90-х гг. ХХ в. диак. Михаилом Ганешиным для Успенской ц. в с. Внуто была написана аналойная икона Н. в молении Спасителю (образцом, очевидно, послужили иконы прп. Александра Ошевенского). Фигура Н. помещена в правой половине иконы в 3/4-ном повороте влево, на фоне деревянных строений Никандровой пуст. на берегу оз. Городно. Правая рука Н. в жесте молитвы или собеседования, в левой - развернутый свиток с традиц. текстом: «Не скорбите бо братïе мо но посем». В левом верхнем углу - поясное изображение благословляющего Спасителя на красном фоне в облачном сегменте. Аналогичная икона работы того же иконописца находится в Покровской ц. с. Кудинова Ногинского р-на Московской обл. Иконы того же иконографического типа имеются в Свято-Троицком Никандровом жен. монастыре. Большая золотофонная икона находится в новом иконостасе летнего Троицкого храма обители (ок. 2015): Н. в куколе округлой формы представлен фронтально на фоне Троицкой ц. На аналойной иконе с частицей мощей Н. показан в молитве Св. Троице: он стоит среди горок у маленького озера, за горками - храм с шатровым завершением. К перенесению мощей Н. из Успенской ц. с. Внуто в Никандров мон-рь в 2015 г. была написана большая ростовая икона с прямоличным изображением Н., установленная в киоте за его ракой.

http://pravenc.ru/text/2565252.html

Прп. Корнилий Крыпецкий. Икона. 1999 г. Иконописец С. Путиев (ризница собора ап. Иоанна Богослова в Крыпецком мон-ре) Прп. Корнилий Крыпецкий. Икона. 1999 г. Иконописец С. Путиев (ризница собора ап. Иоанна Богослова в Крыпецком мон-ре) Подобный тип изображения впосл. был использован на нек-рых иконах с многофигурными композициями, напр., на местной иконе Божией Матери «Державная», с преподобными Саввой и К. (справа) в иконостасе придела Новомучеников и исповедников Российских Иоанно-Богословского собора (1999, мастерская Путиева), на образе «Господь Вседержитель, с предстоящими Богоматерью и ап. Иоанном Богословом и припадающими преподобными Корнилием и Саввой Крыпецкими» (К. слева) в трапезной Успенской ц. обители (2009, мастерская псковского архитектора и иконописца А. С. Кузнецова). Прп. Корнилий Крыпецкий. Икона. 1999 г. Иконописец Н. А. Блохин Прп. Корнилий Крыпецкий. Икона. 1999 г. Иконописец Н. А. Блохин Накануне дня прославления в мон-рь были доставлены первые единоличные иконы К., написанные в Пскове и Москве,- 2 поясные аналойного размера и ростовая, которая была укреплена на крышке дубовой раки святого. Источником для образа К. послужила фотография, сделанная в кон. XIX в. в Пскове (хранится в архиве Крыпецкого монастыря), где преподобный представлен фронтально в рост в монашеском облачении (рясе и клобуке) с книгой в правой руке и четками в левой. Он худощав, лицо с мелкими чертами, обрамлено легкими светлыми прядями волос до плеч и негустой бородой средней длины. В 50-х гг. XX в. погрудный вариант фотоснимка был помещен на надгробии К. Ап. Иоанн Богослов. преподобные Корнилий и Савва Крыпецкие. Икона. 2010 г. Иконописец А. П. Беляев (ц. в честь Успения Пресв. Богородицы Крыпецкого мон-ря) Ап. Иоанн Богослов. преподобные Корнилий и Савва Крыпецкие. Икона. 2010 г. Иконописец А. П. Беляев (ц. в честь Успения Пресв. Богородицы Крыпецкого мон-ря) На всех иконах преподобный показан в черном клобуке, коричневой мантии и светлой (обычно охристой) рясе; по плечам - длинные вьющиеся седые волосы; борода средней длины, нередко разделенная на пряди, раздвоена на конце. Изображения отличаются в деталях. Так, на аналойной иконе из ризницы мон-ря (1999, иконописец Путиев) К. изображен с раскрытой перед грудью ладонью правой руки, в левой - четки (на верхнем поле - образ Спаса Нерукотворного, на боковых - фигуры ап. Иоанна Богослова и прп. Саввы Крыпецкого). На др. иконе К. представлен со скрещенными на груди руками с четками (1999, псковский иконописец Н. А. Блохин). Образ на раке К. в приделе прп. Саввы Крыпецкого (1999, иконописец Путиев) повторяет разработанную иконографию святого со сложенными крестообразно руками, но его глаза прикрыты. На иконе, выполненной в иконописной школе МДА (ок. 2005, иконописец Л. А. Гадалова), обе руки преподобного обращены ладонями вовне.

http://pravenc.ru/text/2458685.html

Блж. Косма Верхотурский. Икона на крышке раки. 2008 г. Иконописцы В. В. и Л. А. Дубровины (ц. Покрова Пресв. Богородицы Покровского мон-ря в Верхотурье) Блж. Косма Верхотурский. Икона на крышке раки. 2008 г. Иконописцы В. В. и Л. А. Дубровины (ц. Покрова Пресв. Богородицы Покровского мон-ря в Верхотурье) В нач. 2000-х гг. развитие иконографии К. получило новый импульс: в иконописной мастерской Новотихвинского жен. мон-ря Екатеринбурга были созданы его иконы в визант. стиле. В 2002 г. написан образ для ц. во имя К. в Екатеринбурге: блаженный показан в молении перед благословляющей десницей Божией. Затем в этой же мастерской для посвященной святому церкви в дер. Костылева Верхотурского р-на (в наст. время блж. Космы Верхотурского мужской мон-рь) была выполнена поясная аналойная икона К. Особенностью этого образа, где К. представлен со сложенными на груди крестообразно руками, является сходство с изображением прп. Алексия, человека Божия, в росписи алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля (кон. XV - нач. XVI в.). В храме Косминского мон-ря справа от иконостаса имеется ростовая икона, написанная ок. 2003 г. в визант. стиле иконописцем из Одессы А. Рудым. На ней К. опирается правой рукой на костыль, а в левой держит развернутый вверх свиток, на к-ром написаны первые строки заповедей блаженства (Мф 5. 3-4). В 2005 г. екатеринбургским иконописцем Т. В. Шолоховой создан ростовой образ блаженного для местного ряда иконостаса ц. во имя К. в Екатеринбурге. Икона написана в традициях московской иконописи. К. предстоит благословляющему Иисусу Христу вполоборота влево с молитвенно воздетыми руками. На заднем плане, на фоне Николаевского мон-ря, изображен сюжет перенесения мощей прав. Симеона Верхотурского: К. на коленях передвигается вслед за процессией. К 2008 г. иконописцы В. В. и Л. А. Дубровины из Новоуральска, ориентируясь на стиль невьянской иконописи, расписали крышку раки с мощами К. и сень над ней. На внутренней стороне крышки раки К. изображен с закрытыми глазами в длинном светлом одеянии, руки скрещены на груди. Здесь и в круглом клейме на верхней фронтальной части сени облик К. уподоблен его же внешности на иконе письма Дьяченко из Покровского храма. 2 иконы на боковых сторонах навершия сени восходят к изводу «Собор Верхотурских святых» в Симеоновском храме Екатеринбурга и в Преображенской ц. Николаевского монастыря и творчески воспроизводят композицию с коленопреклоненной фигурой К. на фоне шествия со св. мощами прав. Симеона.

http://pravenc.ru/text/2458799.html

Прп. Иона Киевский, со сценами жития. Икона. Нач. ХХ в. Иконописец А. Рудный (Троицкий собор Ионинского мон-ря в Киеве) Прп. Иона Киевский, со сценами жития. Икона. Нач. ХХ в. Иконописец А. Рудный (Троицкий собор Ионинского мон-ря в Киеве) Иконы И. начали создавать после возвращения его св. мощей в возобновленный Ионинский монастырь (1993), особенно после местной и общецерковной канонизации святого (1995, 2000). В основном они написаны в традиц. иконописной стилистике и технике. Образ преподобного складывался на основе его прижизненных изображений (фотографий и портретов). Сохранились нетленными его мощи, подлинные облачения и вещи, гроб крупного размера (для тела рослого человека). Известны собственноручно написанные И. воспоминания с подробным пересказом видений. Иконы изобилуют реалистическими деталями, к-рые хорошо известны посещавшим мон-рь паломникам. В отличие от портретов, на иконах глаза преподобного открыты. Прп. Иона Киевский. Роспись в склепе-крипте прп. Ионы в Ионинском мон-ре. 1997 г. Мастер А. П. Репетовский Прп. Иона Киевский. Роспись в склепе-крипте прп. Ионы в Ионинском мон-ре. 1997 г. Мастер А. П. Репетовский К наст. времени разработано 3 основных типа иконописных изображений И. В нач. 90-х гг. XX в. одним из первых появился золотофонный поясной образ святого письма А. П. Репетовского. Икона была поставлена в склепе над мощами святого, в 2005 г. украдена и продана в Выдубицкий мон-рь (в юрисдикции УПЦ(К)). И. представлен в богослужебном облачении - епитрахили, фелони и митре, с наперсным крестом, с благословляющей именословно десницей, в левой руке - посох настоятеля; надпись: «      ». Более распространенный извод иконографии встречается на 2 поясных прямоличных иконах нач. XXI в. из алтаря Троицкого собора обители, на поясной аналойной иконе И. с частицей мощей (иконописец Г. Зуева) из юж. придела в честь иконы Божией Матери «Троеручица» Троицкого собора. Святой облачен в схиму, на голове характерная скуфья, правой рукой благословляет (иногда на ней четки), в левой руке - свиток, если он развернут, пишется текст: «Д h ти, моег w закона не w ставл # йте» (ср.: Притч 4. 1-2). У И. волосы до плеч и широкая седая борода, разделенная на множество прядей. На подобных иконах И. нередко именуется: «преподобный архимандрит Иона, в схиме Петр».

http://pravenc.ru/text/578266.html

Николая в пос. Мирном Тверской обл., равноап. Николая в Бибиреве, Москва), Японии (в ц. прор. Исаии в Вакуе, в ц. Успения Пресв. Богородицы в Итиносеки, в ц. апостолов Петра и Павла в Кануме, в Благовещенском соборе в Киото, в Крестовоздвиженской ц. в Мориоке, в Вознесенской ц. в Сакари, в Преображенской ц. в Саппоро) и др. стран (в ц. во имя равноап. Николая в Йоханнесбурге, ЮАР). Данная иконография распространена во мн. списках и вариантах. Образ Н. может быть дополнен изображениями избранных святых на полях, как на иконе В. С. Глазовской (2004, частное собрание, Япония). Облачение святого может быть заменено богослужебным архиерейским (саккос, омофор, митра). На аналойной иконе из собора Покрова Пресв. Богородицы во Владивостоке (2015, иконописная мастерская «Софрино») святой изображен в мантии синего цвета, хотя он не был митрополитом. Вместо Евангелия в левой руке святитель может держать модель Воскресенского собора в Токио. Евангелие изображают как закрытым, так и открытым, при этом содержит текст на русском, японском или английском языках: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, якоже возлюбих вы: болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин 15. 12-13); «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» (Ин 3. 16). На аналойной иконе с мощевиком из ц. Казанской иконы Божией Матери во Владивостоке (2015, иконописец Коминэ Юко (в крещении Иоанна) на страницах раскрытого Евангелия помещен 1-й вариант текста параллельно на русском и японском языках. На др. аналойной иконе из той же церкви (2014, иконописец А. В. Березнев) использован 2-й вариант текста; иконописец, желая подчеркнуть подвиг и аскетизм святого, вытянул пропорции его лика. Свт. Николай Японский. Икона. 70-е гг. XX в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (Покровская ц. в Троице-Сергиевой лавре) Свт. Николай Японский. Икона. 70-е гг. XX в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (Покровская ц. в Троице-Сергиевой лавре) Поясные образы святого распространены не только в иконописи, но и в др.

http://pravenc.ru/text/2565636.html

29 января 1998 года приходу Предтеченской церкви было передано здание Спасской часовни, прежде принадлежавшее уничтоженному кремлевскому кафедральному Спасо-Преображенскому собору. Работы по реконструкции и восстановлению всех объектов храмового комплекса были проведены в 2004-2005 годах при настоятеле иерее Дионисии Соловьеве. Благотворителем выступил Балахнинский бумкомбинат «Волга» в лице его руководителя Шалвы Бреуса. Решения по реконструкции храма и обустройству площади Народного Единства принимал комитет, сопредседателями которого были Полномочный представитель Президента РФ Кириенко С.В. и епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Координация действий по объекту проводилась Главным федеральным инспектором по Нижегородской области Лимаренко В.И. 4 ноября 2005 года великое освящение Нижегородского храма во имя Рождества Иоанна Предтечи совершил Святейший Патриарх Алексий II. 18 и 19 июня 2006 года в Нижегородском храме во имя Рождества Иоанна Предтечи пребывала для всенародного поклонения великая святыня христианского мира – святая десница Иоанна Предтечи Крестителя Господня, которому посвящен храм. В настоящее время среди других святынь в храме обретается аналойная икона с частицей святых мощей Иоанна Предтечи, обретенная в марте 2009 года трудами бывшего настоятеля храма протоиерея Сергия Шалатонова. 11 декабря 2012 года в храме освящена аналойная икона святых новомучеников российских – священномученика Иоанна Лазарева и мученицы Анисии Маслановой. Икона написана тщанием благотворителей супругов Бокаревых. Примечание: О полутысячелетней истории храма можно узнать из книги Евгения Гребнева «Храм проповедника покаяния», опубликованной в московском альманахе «Братина» в 25-28 за 2011-2012 г.г. Отрывки из этой книги опубликованы в журнале «Православное слово в Нижнем Новгороде» в 5, 7-10 за 2012 год. Дате постройки деревянной Предтеченской церкви и ее историческому облику посвящена научная статья Гребнева Е.И. «Церковь «древяна клетцки», опубликованная в сборнике «Труды конференции «Покровские Дни» Н.Новгород, 2011 г. Нижний Новгород, номер 3, в трех томах. Том 2. 1 октября 2012 г.

http://sobory.ru/article/?object=01403

Солея, возвышение перед иконостасом, не устраивается; амвонов в афонских кафоликонах нет. Пространство самого храма организуют 4 столпа и 2 ориентированные на север и юг апсиды в центре сев. и юж. стен храма. У юго-вост. столпа установлена икона святого или праздника, к-рому посвящен мон-рь (или почитаемая в мон-ре чудотворная икона святого), а слева от столпа стоит проскинитарий (см. Аналой ), куда полагается икона по дню (см. Аналойная икона ). У сев.-вост. столпа установлена чудотворная икона Божией Матери; в каждом мон-ре есть неск. таких икон. Самая почитаемая в мон-ре икона Богородицы не обязательно устанавливается у сев.-вост. столпа - в нек-рых мон-рях, напр. в Ивироне и Дохиаре, для этих икон (Иверской и «Скоропослушницы» соответственно) построен особый параклис; в Хиландаре чтимая икона («Троеручица») установлена на игуменском месте. Др. иконы находятся у зап. столпов. К каждой из икон и к иконам в местном ряду иконостаса прикреплена небольшая икона-копия, к к-рой и прикладываются молящиеся. Кроме икон в иконостасе, у столпов и в проскинитарии, др. икон в храме немного, т. к. стены богато украшены фресками. По периметру сев., юж. и зап. стен, а также в пространстве между юж. и сев. стенами и зап. столпами установлены деревянные стасидии , в к-рых монахи и паломники стоят или сидят во время продолжительных служб. Стасидии в непосредственной близости от иконостаса занимают типикарь, служащий иеромонах, чтец, канонарх, пономари, в юж. и сев. апсидах - певчие, в пространстве между юж. и сев. стенами и обращенные к Востоку - старшие иеромонахи и гости мон-ря. У юго-зап. столпа ставится архиерейская стасидия (кафедра), к-рую занимают епископы - гости мон-ря, а по большим праздникам - игумен. Справа от архиерейской кафедры находится стасидия игумена мон-ря (см. схему в кн.: [ Χρυσστομος (Κατσουλιρης), ρχιμ. ]. Σ. 253). По большим праздникам кафоликон украшается старинными епитрахилями, развешиваемыми вдоль иконостаса и у вост. столпов, и расшитыми пеленами и коврами.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

- Ладно, приносите. Посмотрим. И двух часов не прошло. Постучали. В полосатой «базарной» сумке, завернутая в ветхое серое полотенце, уместилась большая, по размеру — аналойная икона. Разворачиваю. И… сдержаться не смог. - Ух ты, Серафим!» — так и выдохнулось. Соединенная сзади, двучастная, с ковчегом (углубленная срединная часть), с соблюдением всех иконописных форм и тонкой позолотой икона преподобного старца Серафима Саровского – была красива и особенна. Есть свойство, «особенность» у некоторых икон, которыми они своею красотой призывают не любоваться, а молиться. Так и говорят – намоленная икона. Эта была из них. Причем, стало абсолютно ясно, что икона храмовая. По торцу ее боковых граней остались отверстия от креплений, для установки в иконостасном кивоте. - Так откуда икона? – внимательно смотря на пришедшее трио, еще раз вопросил я. – Бабка оставила, или из храма уведена? - Ты что, батя, обижаешь, моя икона – ответствовал самый «интеллигентный» коробейник. – Точно, старуха оставила. Наследство. Вот уезжаем в Россию с собой забирать не хотим, пусть на Родине останется. Такого пафоса я даже не ожидал, хотя оно и действительно, если уезжают, то с такой иконой на таможне проблемы обязательно возникнут. - Так берешь икону? – настойчиво и вопросительно требовал «хозяин», — Гляди, красивая какая. Семнадцатый век. - Семнадцатый точно, — возразил я, только вот не век, а год. Именно 1917 или около того. - Да ты что! Цену сбить решил? – чуть ли не завопил хозяин, — да нам за нее в Луганске знаешь сколько забашляют? Не семнадцатый, смотри-ка, спец нашелся. Она моей бабке от ее прабабки осталась, а той тоже с древности… Возмутительным междометиям с пропуском предыхательных начал всем известных выражений, казалось, не будет конца и мои попытки объяснить, что икона никак не может быть века XVII, так как преподобный вообще-то жил в XIX, а канонизирован лишь сто лет назад не принимались даже на слух. - Так берешь икону? – оборвал, возмущающегося поповской несправедливостью напарника, другой продавец.

http://azbyka.ru/fiction/batyushkovskie-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010