Следующий храмовый список Августовской иконы имеется в Богоявленской церкви г. Кургана, иконография типичная. Вверху иконы имеется надпись: « Образ Божией Матери « Знамение Августовской победы» . Но более интересна табличка, прикрепленная внизу: «Сей образ сооружен за пож. Ново-Троицкого прихода в память русско-Германской и Австрийской войны 1914г.» Возможно, речь идет о Свято-Троицкой церкви в Кургане, находящейся в районе филармонии и снесенной в конце 1950 г. Вероятно, икона появилась в Бороявленском храме относительно недавно, уже в наше время. Состояние образа хорошее-качественно отреставрирован. Последний, известный мне список Августовской Богородицы, но аналойного (уменьшенного размера) находится в алтаре надвратной церкви Иоанна Богослова в Далматовском Свято-Успенском мужском монастыре. Вверху иконы имеется надпись: «Явление Божией Матери в Августовских лесах» , лики выписаны полностью идентично Курганской иконе. По словам наместника монастыря, игумена Варнавы, образ был пожертвован неизвестной женщиной, спасшей его из разрушаемой Покровской церкви села Першино близь г. Далматово. На оборотной стороне иконы мы можем видеть вырезанную надпись: «Сия икона сооружена в 1916 году, 23 декабря во избавление Святой Руси от германского нашествия». Состояние иконы не слишком хорошее, краски осыпаются, поэтому требуется немедленная реставрация. Таким образом, все три Августовских иконы, находящиеся в Курганской и Шадринской епархии по иконописи очень схожи. Скорее всего они были написаны с листовки, напечатанной для поддержания патриотического духа армии и населения по указу самого Императора Николая II. Мы знаем, что по благословению Священнейшего Синода в 1916г., листовка была распространена по епархиям, с рекомендацией клиру выполнять списки Августовского образа. Но было уже поздно: атеизм тогдашнего русского общества уже зашел слишком далеко. Одновременно началась колоссальная разрушительная деятельность «пятой колонны»-революционеров, финансируемых из-за рубежа. Всё это привело к краху православной Российской Империи в 1917г.

http://ruskline.ru/analitika/2010/7/29/a...

В 1922 г. в ходе кампании по изъятию церковных ценностей из В. м. было вывезено 5 серебряных напрестольных крестов и 2 наперсных креста, потир, 2 оклада, кадило, 2 ковшика для теплоты, ризы с 10 икон. В апр.-мае 1923 г. В. м. был ликвидирован, Всехсвятский и Благовещенский храмы обращены в приходские (закрыты в 1928 и в 1-й пол. 30-х гг.), большая часть ограды и кладбище уничтожены. Во Всехсвятской ц. открыли мастерские, в Благовещенском соборе - склады, колокольню и др. помещения отдали под квартиры. В 1935 г. на территории мон-ря было построено здание техникума, затем общежитие. В 1967 г. комплекс Благовещенского собора был передан Вязниковскому филиалу ГВСМЗ (впосл. Вязниковский историко-краеведческий музей) и отреставрирован. В 1993 г. Благовещенский храм был передан РПЦ, в нем возобновились богослужения. Решением Синода РПЦ от 7 марта 2000 г. В. м. был возобновлен, настоятельницей утверждена мон. Серафима (Старых). Регулярные богослужения совершаются в Благовещенском храме, ц. Трех святителей восстанавливается. Отремонтирована келейная пристройка, примыкающая к собору, построена деревянная ограда с воротами. Келейный корпус мон-рю не принадлежит. К кон. 2004 г. в В. м. проживало 7 сестер. Святыни: Смоленская Шуйская икона Божией Матери (XVIII в.), аналойная Смоленская икона (XVIII в.), переданная в В. м. из Серапионовой пуст., образ св. Матроны Московской с частицей мощей. По пятницам в В. м. служат молебен с акафистом Благовещению Пресв. Богородицы. Арх.: РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. 18; Ф. 280. Оп. 3. 41; Ф. 281 (ГРЭ по Владимиру); ГА Владимирской обл. Ф. 40, 556, 690, Р-24, Р-357; ГВСМЗ. ОР. 158. Ист.: ЖМП. 2000. 4. С. 21. Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 681-682; Веселовский К. А. , свящ. Вязниковский Благовещенский мон-рь. Владимир, 1867; он же. Вязниковский Благовещенский мон-рь//Тр. Владимирского губ. стат. комитета. Владимир, 1868. Вып. 7. С. 1-16; Голышев И. А. Рукописные синодики Вязниковского Благовещенского мон-ря//Владимирские ГВ. 1881. Ч. неофиц. 39; он же. Синодики Вязниковского Благовещенского мон-ря 1651, 1679, 1686 гг.//Владимирские ЕВ.

http://pravenc.ru/text/161157.html

В ограде Ильинской церкви два склепа: в одном, близ самого храма, погребены храмоздатель протоирей Симеон Торочков, его жена Татьяна и их родные, а в другом Суворовы: сестры Александра, Елизавета и Анна. В районе Ильинского прихода существовал путевой двор, в котором ныне помещена женская прогимназия. Ныне существующая каменная Ильинская церковь освящена в 1822 г. Этот храм один из лучших по архитектуре в г. Торжке расположен на возвышенной местности, и Ильинская церковь со всех сторон и даже с отдаленных пунктов видна более других; с восточной стороны она находится над крутым и высоким берегом р. Тверцы. В Ильинской церкви из древних икон замечательны местные в Ильинском иконостасе: храмовая икона - прор. Илия с деяниями, но, к сожалению, она покрыта серебряною позлащенною ризою, а потому нет возможности рассмотреть ее подробно; икона Рождества Христова с изображениями, относящимся к событию воплощения Бога Слова, весьма хорошей живописи. По преданию, она была прежде храмовою иконою в Христорождественском монастыре, ныне кладбищенская церковь, и др., а также древние иконы аналойн. размера: св. Николая чудотворца, св. муч. Параскевы Пятницы, великомуч. Екатерины и прор. Илии - замечательные по древности и иконописи. В ризнице Ильинской церкви хранятся оловянная дарохранительница, дароносица и небольшая чаша для приобщения больных, а также риза, стихарь и подризник из набойчатой холстины; два пояса из серебряной парчи с медными застежками, на одной из застежек находится изображение двуглавого орла: предполагают, что это из царских даров, дарен в память временного пребывания в Ильинской церкви тела Государя Императора Александра I, а на другом кресте и по сторонам оного солнце и луна. Из богослужебных книг замечателен Служебник времен царя Алексея Михайловича. В хронике при церковной летописи под 1826 г. записано: «В сем же году… февраля 3 дня в нижней церкви Ильинского храма поставлено было на ночь тело в Бозе почившего Государя Императора Александра I и сего года 31 мая тело в Бозе почившей Его супруги Елисаветы Алексеевны». Об этом событии свидетельствует прибитая к западной стене храма медная доска, на коей находится надпись о временном пребывании в этом храме смертных останков Императора Александра I, умершего в Таганроге 19 ноября 1825 г. и Его супруги, скончавшейся в г. Белёве 4 (16) мая 1826 г.

http://sobory.ru/article/?object=08265

Мне, уже взрослой, мамин брат Иван рассказал, как он из атеиста стал верующим. Однажды на Троицу он зашёл в церковь, украшенную к празднику зеленью. Служба уже закончилась. Всё благоухающее пространство храма было пронизано солнечным светом. Он стоял у входа и любовался церковной красотой, как вдруг по его сердцу прошла волна незнакомого ему ранее чувства, от которого слёзы градом полились по лицу — благостные, сладкие слёзы. «Я не вытирал их, — рассказывал мне Иван, — а смотрел, как мои слезинки повисают на травинках у моих ног и искрятся в лучах света. С этих пор и стал я в церковь ходить». Таков был приход моего дяди в храм — через прикосновение благодати Божией. Иван… Каждое лето, каждый день — от первого до последнего тёплого дня — переплывал ставок, что расположен недалеко от дома. И так в течение всей своей жизни, как подростком поселился с отцом в Новом Люботине (так назывался тот край города, в отличие от нашего — Старого Люботина). И уже семидесятилетним Иван утонул в самой середине пруда. Прямо на Ильин день — в мой день рождения. Вспомнила я тогда слышанное в детстве: «Нельзя купаться на Ильин день». Отосланная его дочерью телеграмма с печальной вестью в мою квартиру под Петербургом почему-то не дошла. С опозданием я узнала, что дяди Ивана больше нет на свете, когда послала ему письмо, как живому. Мой путь к храму был долгим, трудным, со множеством крутых поворотов В отличие от дяди, мой путь к храму был долгим, трудным, со множеством крутых поворотов. Впервые поставила меня перед Богом бабушка Таня, приехавшая очередной раз к нам в гости из русской глубинки. В школу я ещё не ходила, сидела дома и, видно, расшалилась. — Ну-ка, окорот и сь! — строго одёрнула меня бабушка, после чего взяла за руку, завела из кухни в горницу и поставила у порога. На противоположной стене висела икона, по размеру чуть меньше аналойной. Бабушка благословила этой иконой моих родителей на семейную жизнь. Смотрела бабушка на икону и молчала. Стала смотреть на образ и я. В кустарном деревянном неглубоком киоте тёмного цвета, под стеклом, находилась чёрно-белая фотография образа Спасителя (как я теперь понимаю, «Царя Славы» — со скипетром и державой). Сверху образ был закрыт самодельной ризой из фольги серебряного цвета, исключая лик, длани и часть скипетра. Снизу-вверх по краям ризы образ украшают восковые цветы с лёгким розовым оттенком (теперь родительская икона Спасителя хранится у меня).

http://pravoslavie.ru/154625.html

На правом клиросе находится икона Трёх отроков. По рассказам прихожан, она перенесена сюда из разрушенной в последнюю войну Георгиевской церкви с. Егорий, будучи обретена висящей на столбе среди руин. Также образ апостолов Петра и Павла, находящийся в алтаре, происходит из храма Лукинского погоста. Выделяются две иконы Божией Матери: Казанская и Тихвинская в шитых ризах, икона неопределённого евангелиста – по тексту Луки, а по символу Иоанна. На южной стене размещен образ двух святых: Василия Великого и преподобного Василия в металлической ризе, выполненной в 1850 г. мастером Дмитрием Богатыревым. Из аналойных икон привлекает внимание Воскресение Христово, написанное на стекле. Хранится здесь и большая деревянная кружка для сбора пожертвований, ранее принадлежавшая Клопскому монастырю. Сохранился прежний антиминс, выданный в 1954 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым) на престол во имя Смоленской иконы Божией Матери в Петропавловскую церковь с. Голино, и в 1963 г. при архиепископе Новгородском и Старорусском Сергие (Голубцове) перенесённый в Васильевский храм. Церковная библиотека по реестру 1914 г., помимо полного круга книг богослужебных, заключала в себе 85 томов для чтения. Архив храма состоит ныне частично из документов с 1957 г. На колокольне в начале ХХ в. располагались 6 колоколов. Самый крупный, весом 113 пудов, был вылит на средства прихожан в 1883 г. Его окружали малые: в 26, 12, 8, 3 и 1 пуд. Ныне на звоннице находятся 2 колокола, один из которых перенесён недавно из с. Спас-Пископец. В нишах колокольни при входе в церковь написаны в рост святители Василий Великий и Иоанн Златоуст (еще недавно вместо последнего было изображение Василия Блаженного). Над входом образ Христа в круге. У юго-восточной стороны Васильевского храма сложился некрополь. Здесь погребены священники: протоиерей Александр Сперанский +1910, Алексей Фиников +1910, протоиерей Василий Николаевский +1945, протоиерей Федор Березняковский +1950 и др., а также монахиня Иоанна +1967 и Любовь, прислуживавшие при церкви.

http://sobory.ru/article/?object=04515

Уже сейчас некоторые благотворители выразили желание принять участие в восстановительных работах. Мне как настоятелю было бы особо дорого участие в реконструкции дома паломника и благоукрашении храмового комплекса людей, которые в течение многих лет уже оказывали материальную поддержку подворью. — Нужна ли реставрация в храме? — Поначалу мы планировали отложить ее на некоторое время, однако после последнего визита архиепископа Егорьевского Марка было решено всё же начинать работы по благоукрашению храма. Сейчас у нас нет никаких препятствий для ведения полноценной богослужебной жизни. Литургии в храме начали совершаться священниками Русской Православной Церкви Заграницей еще в 50-е годы. Правда, тогда в храме всё было временным, в том числе и иконостас. Была попытка начать писать фрески, но успели расписать лишь часть алтаря. Художественный уровень этих работ чрезвычайно низок, поэтому со временем придется их заменить. Сейчас храм так и остается нерасписанным, с белыми стенами и с временным иконостасом. Но ведь сюда приезжают паломники со всей России, и, конечно, храм должен стать более благолепным. Пока всё внутреннее убранство составляют аналойные иконы, многие из которых принесены в Бари паломниками. Кстати, есть среди таких икон и чтимые образа. Например, у нас имеется икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей его мощей, есть образ праведного воина Феодора Ушакова и преподобномученицы Елизаветы Федоровны. Совсем недавно подмосковным приходом под Зарайском подворью была пожертвована икона Преподобного Сергия Радонежского с частицей его мощей. Есть две большие, очень ценные старинные иконы Святителя Николая и Иверской Божией Матери. Для них благотворителями были пожертвованы прекрасные киоты. Естественно, эти образа останутся в храме и, вероятно, станут одними из главных его святынь. Но в целом весь интерьер храма придется со временем приводить в порядок. Однако это дело будущего, главное сейчас — начать прием паломников как можно скорее. — Вы уже девять лет служите в южной Италии и неоднократно бывали в Бари, сопровождая паломников. С чем люди приезжают к Святителю Николаю? Как почитают великого святого итальянцы и русские переселенцы, которых здесь множество?

http://e-vestnik.ru/interviews/v_bari_zh...

Храм является примечательным памятником московскоо барокко. Кубовидный основной объем венчают пять луковичных глав с ажурными крестами. Фасады богато украшены разнообразными декоративными деталями (наличники, порталы, раковины в кокошниках, колонки). Богатый лепной декор украшает и интерьер храма. Иконостас – барочный, шестияруснный, золоченый. Сохранились также колокола храма, один из которых, Чумной, был отлит в 1771 г. во время эпидемии чумы в Москвы. Храм никогда не закрывался, поэтому сохранил часть своих святынь. В 1944 г. здесь служил свою последнюю литургию патриарх Сергий (Страгородский). В 1951 г. к 250-летию Ризположенской церкви патриарх Алексий I (Симанский) подарил храму аналойную икону «Положение ризы Господней в Москве» с серебряным крестом и частицей ризы Господней. Другие святыни храма – образ-складень, изображающий храм, над главами которого помещены три иконы «Неделя первая Всех Святых», «Святых Отец» и «Лик Преподобных» с частицами мощей апостола Иакова Алфеева и 70 малыми частицами мощей святых; икона Божией Матери «Взыскание погибших»; икона архистратига Михаила (начало XVIII в.) и другие. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/16 В 1625 году на том месте, где сейчас стоит храм Положения Ризы Господней - красивейший памятник нарышкинского барокко, - московское духовенство встречало часть Ризы Господней, привезённую персидским послом Урусамбеком. " По внешней архитектуре и внутренней отделке это один из замечательных храмов первопрестольной столлицы, - писал о Ризоположенской церкви священник Николай Миловский в 1916 году. - Он построен в стиле нарышкинского барокко с характерными розетками по фризу и наличниками на окнах. Внутри своды и стены его покрыты скульптурными раскрашенными в соответствующие цвета фигурами ангелов со свитками в руках и разными замысловатыми кокошниками и завитушками " . Композиция храма отличается простотой и выразительностью. Известно, что зодчие эпохи московского барокко шли двумя путями - или сосредотачивались на декоре храмового здания, сохраняя его традиционную структуру (четверик, увенчанный одной главой или пятиглавием), или предпочитали воплотить нечто новое в области пространственных решений (в том числе и в декоративном убранстве).

http://sobory.ru/article/?object=03311

Этот глубинный интерес и любовь к подлинной богооткровенной церковной красоте отец Александр и матушка Анна разделяли друг с другом. Ведь Матушка – художник и иконописец, она написала дорогую сердцам петербуржцев и паломников икону святой блаженной Ксении, что в часовне на Смоленском кладбище. Аналойная икона праведного Иоанна Кронштадтского в главном храме его монастыря на реке Карповке, написанная к прославлению святого, тоже кисти матушки Анны Прокофьевой. Это икона замироточила в день, когда НАТО начало бомбить Белград в 1999 и теперь наши братья-сербы считают Иоанна Кронштадтского своим покровителем. Очень дороги мне и многим прихожанам и иконы Матушки, написанные для храма Всех Русских святых в Сосново. Батюшка был интереснейшим собеседником. На любую тему он мог говорить как человек осведомлённый. С художником – об изобразительном искусстве, с математиком – о математике, с рыбаком – о повадках рыбы. Помню, меня удивили его знания об органных трактурах, в которых разбираются обычно только органисты. Вместе с тем, он был поистине скромным человеком. В нём жил живой интерес ко всему доброму, Божьему. Красота природы так много говорила ему о своём Творце, что, созерцая её, он был восхищаем молитвою. Батюшка Александр совершил для нашей семьи большое благодеяние – крестил моего отца Валентина Фёдоровича Болдышева. Это произошло в моё отсутствие во время поездки с хором, после того, как папа лежал в одной из петербургских больниц. Конечно, я очень переживала, что отец не крещён, но он был для меня всегда безусловным авторитетом, и проповедовать ему, учёному физику, было трудно, у меня не хватало духа, надежда была только на Бога. И на Батюшку. И они прекрасно нашли общий язык! Отец Александр рассказывал, что папа отнёсся к таинству в высшей степени ответственно, серьёзно… В благословение Батюшка подарил отцу книгу игумена Харитона «Умное делание». Благодатное семя, попавшее Святым Крещением в душу ищущего Истину учёного, проросло, и спустя 15 лет, 10 августа 2009 года отец ушёл в будущий век, осознанно приготовившись по-христиански. К отцу Александру до последнего дня папа хранил благоговейное почтение, как и мама.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/25/...

22 июля 1994 г. по благословению митр. Одесского и Измаильского Агафангела (Саввина) клирики Илиинского храма обрели нетленные мощи прп. Гавриила Афонского. 23 окт. того же года в соборе прор. Илии прошли торжества, посвященные его прославлению. Божественную литургию и чин прославления преподобного совершил митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). В 1995 г. Илиинский приход был преобразован в мон-рь, 1-м наместником назначен архим. Антоний (Боровик; впосл. епископ Угольский, викарий Хустской епархии). К 2018 г. главный престол собора освящен во имя прор. Илии, правый придел - в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница», левый придел - во имя арх. Гавриила; 23 окт. 2011 г. митр. Одесский Агафангел освятил нижний храм собора во имя преподобных Паисия (Величковского) и Гавриила Афонского. Основными святынями О. И. м. являются аналойная икона Божией Матери «Млекопитательница» (1894) и рака с мощами прп. Гавриила Афонского, установленная в соборном приделе арх. Гавриила. Каждый день в мон-ре начинается с братского молебна у раки. По благословению митр. Агафангела в 7 ч. утра насельники читают акафист прп. Гавриилу Афонскому. При мон-ре действует воскресная школа для детей и молодежный клуб. В обители проживают 23 насельника, в т. ч. схиархимандрит, 4 архимандрита, 3 игумена и 7 иеромонахов. С 8 мая 2008 г. наместником О. И. м. является архим. Виктор (Быков; с 2014 г. епископ Арцизский, викарий Одесской епархии). Лит.: Сказания о чудотворных иконах Божией Матери, именуемой «Млекопитательница». К., 1908; Русский общежительный скит св. прор. Ильи на Св. Афонской Горе. Од., 19134; Серафима (Шевчик), игум. Молитвенные лампады: История одесских мон-рей. Од., 1996; Жития Одесских святых. М., 2002. С. 238-256; Шиповальников В., прот. «Я с малолетства был при Церкви...»//Мир Божий. 2003. 1(9); Чудотворные и местночтимые иконы Св. Руси, на земле Украинской просиявшие/Авт.-сост.: игум. Алипий (Светличный). К., 2004. Ч. 1; Храмы и мон-ри Одессы и Одесской обл. Од., 2005; Михайлуца Н. И. Православные мон-ри Одессы в период оккупации и после освобождения: (1941-1945)//Голос минувшего: Кубанский ист. ж. 2012. 3/4. С. 48-51; Рус. Афонский отечник XIX-XX вв. Св. гора Афон, 2012; Правосл. храмы Одессы и Одесской обл.: Путев. Од., 2014.

http://pravenc.ru/text/2578193.html

В. Муромский Спасо-Преображенский монастырь. 3 класса, в городе Муроме. Основан в 1098 году; перестроен в XVI и XVII веках. Из древних икон замечательны: Преображения Господня, Спасителя, Богоматери, святого Иоанна Богослова и другие (1637 год) и аналойная икона с вызолоченным крестом с мощами (1693 год). В ризнице хранятся: Евангелие, напечатанное в Вильне в 1575 году, и напрестольный серебряный крест с изображением Распятия (1638 год); на колокольне древний колокол XVII века около 20 пудов. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Некрополь Спасского монастыря – одно из древнейших кладбищ Мурома. Первое упоминание о погребении при Спасо-Преображенском монастыре восходит в 1096 г., когда здесь было похоронено тело князя Изяслава Владимировича, сына великого князя Владимира Мономаха, погибшего в междоусобице. В XIV-XVII вв. некрополь Спасского монастыря был местом захоронения знати, бояр, дворян, духовенства и рядовых граждан. Среди них бояре Кравковы, дворяне Столыпины, Чертковы, Елизаровы, Дурасовы, Языковы и многие другие. В 1796 г. под кладбищем и Спасо-Преображенской церковью находилось 253 кв. сажен земли (свыше 530 кв. м). Некрополь Спасского монастыря просуществовал до 12 июня 1929 г. и был закрыт по постановлению Муромского горсовета. Кладбище уничтожили, могилы сравняли с землёй, на месте древнего монастырского некрополя разбили солдатский плац, просуществовавший до 1995 г. В настоящее время известно более 350 имён людей, погребённых на кладбище Спасо-Преображенского монастыря. Информация с плаката на месте разорённого монастырского кладбища. Несмотря на оживлённость и близость к реке, местность, где впоследствии был возведён монастырь, представляла собой удалённую от центра города лесную опушку, вокруг которой возвышались остатки древнего бора. В связи с этим раньше он так и назывался «Спасский, что на бору». Древнейшая иноческая обитель Руси Муромский Спасский монастырь, согласно преданию, был основан святым благоверным князем страстотерпцем Глебом (первый русский святой, сын равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь, однако, не смог поселиться в самом городе среди язычников и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса, рядом с которым впоследствии образовалась монашеская обитель для христианского просвещения Муромской земли. В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом. В XII-XIII веках в монастыре погребали муромских князей. Согласно преданию, в обители принял монашеский постриг святой благоверный князь Петр, супруг благоверной княгини Февронии.

http://sobory.ru/article/?object=00632

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010