Дух в звездчатом медальоне (композиция «Новозаветная Троица», или «Сопрестолие»); на 4-м клейме «Приидите, людие» - Г. С. на престоле херувимском, во славе, с символами евангелистов, с раскрытой книгой в руках. На иконе «Страшный Суд» (сер. XVI в., ГТГ) Г. С. на престоле изображен дважды: в небесах в окружении сил небесных и отсылающим Христа на Суд, в обоих случаях в руках - развернутый свиток. Такой же образ на иконе из Сольвычегодска (1580-1590, СИХМ). Образ Г. С. получил широкое распространение на иконах, в стенописи и книжной миниатюре. В храмовых росписях в этот период он занял особое место - в куполе вместо традиц. изображения Господа Вседержителя . В росписи центрального купола соборов Архангельского в Московском Кремле (1564-1565), Успенского в Свияжске (60-е гг. XVI в.), Смоленского в московском Новодевичьем мон-ре (1598) представлена композиция «Отечество», где образ Г. С. соответствует Ветхому денми в визант. иконографии. В перечисленных выше композициях Г. С., как и Ветхий денми, ассоциируется с первой Ипостасью Св. Троицы. Поясное изображение Г. С. находится в юго-вост. малом куполе Благовещенского собора Московского Кремля (после 1547), в куполе Троицкой (ныне Покровской) шатровой ц. Александровской слободы (70-е гг. XVI в.), в центральном куполе ц. Св. Троицы в Вязёмах (кон. XVI в.), в конхе диаконника собора Спасо-Преображенского мон-ря в Ярославле (1563). Господь Саваоф. Роспись Спасо-Преображенского собора Спасского мон-ря в Ярославле. 1563 - 1564 гг. Господь Саваоф. Роспись Спасо-Преображенского собора Спасского мон-ря в Ярославле. 1563 - 1564 гг. Иконы «Отечество» с Г. С. становятся средником праотеческого ряда иконостасов (напр., в Смоленском соборе Новодевичьего мон-ря, Успенском соборе Московского Кремля, Троицком и Успенском (икона «Новозаветная Троица - Сопрестолие») соборах ТСЛ), а также встречаются в виде небольших аналойных образов (иконы XVI в., СПГИАХМЗ). Различные варианты изображения Г. С. в небесном сегменте, сидящего на престоле или на херувимах, в композициях «Отечество» и «Новозаветная Троица», или «Сопрестолие», встречаются на мн.

http://pravenc.ru/text/166347.html

Кирилла; не в моде еще были тогда шумные юбилеи, как-то незаметно прошел этот юбилей. Но его заметили и отметили московские семинаристы: они испросили у ректора разрешение сделать сбор на икону первоучителей славянских для семинарской своей церкви. О. ректор с радостью откликнулся на ту просьбу и пригласил преподавателей к участию в этом добром деле, и вот в семинарском храме явилась прекрасная аналойная икона, в серебряной ризе, для величаний в праздники наших первоучителей. В начале 70-х годов был голод в Самарской губернии; ученики по собственной инициативе собрали несколько рублей и, при письме отправили на голодающих чрез редакцию «Московских Ведомостей». Помню ту детскую радость, когда покойный Катков напечатал письмо семинаристов в своей газете! Эти жертвы собирались из тех копеек, которые отцы давали семинаристам на чай. Тогда ведь ни казенного чая, ни булок к чаю не полагалось: приносили в чайную корзину черного хлеба: бери и ешь, сколько хочешь, а хочешь – белого – в коридоре стоит мальчик с хлебами, можешь купить. Но у иных не только на хлеб, но и на чай не было копейки. Бывало, пригласишь бедняка товарища к чаю, а он отказывается. «Что же, Егорушка, или не хочешь?» – «Поневоле не захочешь: боюсь привыкнуть, ведь своего-то чаю не на что купить. Хорошо тебе: у тебя уроки есть». И вот за такого бедняка охотно внесешь свой двугривенный на какую-нибудь жертву: «Только впиши, брат, свое имя, а я за тебя внесу». Да, было много еще хорошего в наших семинариях сорок лет тому назад. Правда, еще Гораций сказал, что старики любят хвалить то время, когда они были молоды, но ведь было бы что хвалить. Что похвалит нынешний семинарист? Много ли доброго вспомнит? Вспомнит то, как он участвовал в сходках революционной молодежи? То, как он, любуясь своим мундиром (ох, уж эти мундиры! как они кружат головы нашим семинаристам!), ходил по городу, представляя из себя «студента», благо в большинстве провинциальных губернских городов университетов нет? Или как его товарищи издавали «Факелы», «Семинарские Голоса» и подобную гадость, которую противно в руки взять порядочному человеку? Не говорю уже о семинарских союзах под водительством жидов, о съездах с смертными приговорами ректорам и архиереям и под..

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Ко дню закладки Сергиевской церкви из Троице-Сергиевой лавры в дар храму была привезена аналойная икона преподобного Сергия Радонежского, освященная на его мощах. В произнесенной в этот день проповеди протоиерей Алексий сказал следующие слова: «Отныне, сюда, под своды сего храма, будут стекаться все, чтобы найти здесь, вместе с земным врачеванием, и духовное». К торжеству была отчеканена из серебра памятная монета с изображением нового храма. За свои труды протоиерей Алексий Мальцев был награжден митрой. Наконец, уже в новом столетии, а именно 18 июля 1901 г., митрополит Палладий (Раев) освятил храм при торжественном звоне колоколов, разрешённом Баварским министерством. Впоследствии при общине было создано попечительство в честь преподобного Сергия Радонежского. Своего клира храм не имел, следовательно, службы в летний период времени совершались духовенством, прибывающим на курорт для лечения, а также священниками ближайших церквей – протоиереем А.П. Мальцевым и его учеником и другом священником В.А. Гёккеном. Это был первый русский православный приход Баварии, к сожалению, не имеющий юридического статуса. Отметим, что по 35 статье Королевской конституции баварское правительство признавало только Римско-Католическую, Протестантскую и Реформатскую Церкви, и разрешение колокольного звона для православного храма в честь преподобного Сергия Радонежского в качестве исключения, в день его освящения, служило ознаменованием торжества Православной Церкви за границей. Но всё же несколько лет храм оставался без росписи. Только после того, как действительный статский советник и известный благотворитель Степан Петрович Елисеев пожертвовал 5 000 рублей на роспись церкви, из Петербурга в 1905 г. прибыли: живописец и педагог Дмитрий Иосифович Киплик, русский художник и живописец Александр Петрович Блазнов и др. За один летний сезон они выполнили роспись купола, парусов и стен, а также запрестольного образа. На южной стене А.П. Блазнов изобразил «Явление Божией Матери преподобному Сергию», на северной стене немецкий художник Макс Росман написал «Преображение Господне». Большинство росписей в Сергиевском храме повторяли работы Виктора Михайловича Васнецова, выполненные во Владимирском соборе Киева. В нишах под арками в полный рост были изображены преподобные отцы Киево-Печерские Антоний и Феодосий. Также в интерьере церкви можно встретить образы святителя Николая и митрополита Московского Алексия.

http://bogoslov.ru/article/4169780

Лесные угодья озера «Круглое», «Долгое» и «Нерское», луга и пахотные земли в округе села принадлежали дворцовому ведомству царя Федора Ивановича и входили в Московский уезд. Со времен обретения самостоятельности Русской Церкви 1589 г. и в особенности после изгнания польско-литовского нашествия 1612 г. В Подмосковье массово строились православные храмы, в народе ощущался духовный подъем. Местные жители в начале 17 в. на месте обветшавшей часовни построили деревянный храм во имя Казанской Божией Матери, и приселок с этого времени стал самостоятельным селом. В 1654 г. царь Алексей Михайлович, имея неограниченную доверенность и любовь к бывшему своему главному советнику, а теперь уже патриарху Никону, жалованной грамотой передал в вотчину село с лесными, пахотными угодьями и сенокосными лугами. Царский писарь при написании жалованной грамоты на передачу урочища и села допустил ошибку в названии, написав «Белые Расты» вместо «Белые Росы». Патриаршим село оставалось до 1722 г., пока не было пожаловано во владение Феофану архиепископу Псковскому и Нарвскому. В царской грамоте 1722 г. название села написано в единственном числе, т.е. «Белый Раст». Во второй половине 17 в. церковь частично сгорела от молнии, ударившей в колокольню. В 1786 г. на месте обгоревшей была выстроена новая тоже деревянная церковь. Деревянная церковь служила православным до 1812 г. В сентябре 1812 г., когда часть наполеоновских войск ходила с Москвы для пополнения продовольствия в г. Дмитров, (так как разведка донесла, что в районе Дмитрова пасутся стада коров) церковь неизвестно от кого сгорела (был обычай на пути французов все сжигать). Впоследствии, при расчистке погорелого храма, среди пепелища была найдена уцелевшей от огня деревянная аналойная икона с изображением Чуда Архистратига Михаила в Хонех. После наполеоновского нашествия, ослабленные материально, но бодрые духом, местные жители не осмелились больше строить деревянную церковь, а длительное время собирали средства, изготавливали и обжигали на месте кирпич и приобретали иные стройматериалы. Из истории известно, что в первые века Христианства при отсутствии храмов Литургию совершали на гробах мучеников и исповедников Христовой веры. Новый храм прихожане решили построить не на месте старого, а в стороне на месте акрополя или, как называют в народе, погоста, где были похоронены местные священники и жители села.

http://sobory.ru/article/?object=03816

М. сохранилось, очевидно, на иконе «Свт. Алексий, митр. Московский, с 19 клеймами жития» письма Дионисия , кон. XV в. (ГТГ), в 2 клеймах: свт. Алексий просит у прп. Сергия Радонежского А. М. на игуменство в Спасский мон-рь (7-е), свт. Алексий благословляет А. М. на игуменство (8-е). А. М. представлен в монашеском одеянии (в 7-м клейме в клобуке, в 8-м - с непокрытой головой), средовеком с короткой русой бородой. Эта иконография А. М. повторяется на более поздних житийных иконах свт. Алексия, напр. 3 -й четв. XVII в. (ГИМ). Миниатюры с изображением А. М. имеются в лицевом житии прп. Сергия Радонежского (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 214-223об., 80-е - нач. 90-х гг. XVI в.; БАН. 34.3.4, кон. XVII в.), в лицевом житии свт. Алексия (РНБ. ОЛДП. F 137. Л. 122-130, нач. XVII в.). Предположительно преподобный представлен на нижнем поле иконы «Свт. Николай Чудотворец, с избранными святыми», ок. 1592 г., из Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ) - рядом со свт. Леонтием Ростовским и прп. Кириллом Белозерским; на окладе иконы «Рождество Богородицы», сер. XVII в., из Новодевичьего мон-ря (ГИМ) - под образом прп. Сергия; на прориси с иконы XVII в.- в рост, в молении Спасителю (БАН. СВ. 751. Л. 8). Среди Московских святых А. М. изображен в одном из медальонов на иконе «Древо государства Московского» работы Симона Ушакова , 1668 г., из ц. Троицы в Никитниках в Москве (ГТГ) - с развернутым свитком в руках; на левом поле гравюры «Владимирская икона Божией Матери, с избранными святыми» гравера М. Нехорошевского , 1-я пол. XVIII в. (РНБ); на иконах «Собор Московских святых»: 2-й пол. XVII в. из молитвенного дома Преображенского старообрядческого кладбища в Москве; 2-й пол. XIX в. на юго-вост. столпе Успенского собора ТСЛ; на 2 аналойных иконах «Избранные Московские святые пред Владимирской иконой Божией Матери» нач. XX в. (ЦМиАР) и подобной иконе большего размера нач. XX в. из собора Покрова на Рву (ГИМ). В числе учеников прп. Сергия А. М. представлен на иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками, в молении Св.

http://pravenc.ru/text/115424.html

Осенью 1907 года на страницах «Оренбургских Епархиальных Ведомостей» опубликован репортаж об освящении Николаевского придела Казанско-Богородицкой церкви Бердского поселка. Его автор, скрывшись под инициалами «протоиерей М.Х.», сначала сообщал: " Сравнительно недавно в Бердском поселке существует каменная, первоначально малая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. И на главном престоле ее хранится, как поучительные памятники благочестия предков: молебное евангелие 1752 года в сребропозлащенном окладе, большое евангелие в таком же окладе 1803 года, сребропозлащенные дарохранительница и дароносица чеканки 1823 года. В среднем иконостасе и отдельных благолепных киотах последнего времени заключается несколько икон от начала прошлого столетия. Из них особенно чтимая аналойная храмовая икона в сребропозлащенной чеканке старого времени и список Табынской иконы в серебряной позлащенной ризе… Чрезвычайно быстрая и успешная постройка трехпридельного храма с росписью по всем сводам, с прибавлением двух иконостасов и ценной утвари, с устройством отдельных, довольно изящных киотов и эти значительные пожертвования на освящение приделов свидетельствуют о недавнем усердии жителей к храму Божию, их единодушии в заботе о своей церкви и экономической состоятельности. Те же экономические условия оказывают теперь неблагоприятные влияния на религиозно-нравственную жизнь прихожан " ... Торжественное богослужение в Бердском приходе было уже при новом священнике. На ближайшие два года, сменив в этой должности Александра Каликинского, уволенного со службы «по болезни и преклонности лет», им стал Максим Худоносов — землевладелец и общественный деятель, чья кандидатура в 1907 году выдвигалась оренбургским духовенством в депутаты третьей Государственной Думы. Заметно преобразилась станичная церковь с приходом нового старосты, бердского казака Федора Масленникова. Снаружи, по периметру он обнес Божий храм деревянной оградой, внутри обновил настенную роспись. На колоннах и клиросах позолотил киоты собственноручной работы. В главном иконостасе на местных иконах высеребрил ризы. На каждую из икон: Спасителя, Табынской Божьей Матери, казанской Божьей Матери — сделал футляры. Кроме этого, ктитор приобрел также богатую ризницу, серебрянное облачение на престол и жертвенник в главном приделе. Ревностным отношением к службе отличался его приемник — бердский казак Иван Иванов, утвержденный в должности церковного старосты зимой 1910 года. Священником местного прихода был назначен Василий Красносамарский. Он, согласно Указу Святейшего Синода, получал годовое жалование в размере 300 рублей. Церковный староста, избираемый прихожанами, платы за свои духовные труды от причта не имел.

http://sobory.ru/article/?object=49351

Оставалось менее двух месяцев. И надо было все по дням просчитать. Друг нашего Фонда протоиерей Константин Кобелев, настоятель храма Святителя Николая Чудотворца в Бирюлево, предложил провести молебен на начало благого дела в фонде «Андреевский флаг». Мы с Николаем Головкиным и Михаилом Дмитруком поехали в храм Святителя Николая в Бирюлево, где после молебна отец Константин взял в руки икону Царственных страстотерпцев и мы с ней отправились в фонд. Отец Константин нес икону, мы с Николаем Головкиным и Михаилом Дмитруком его сопровождали, а замечательный фотограф Александр Зверев нас, шествующих среди толп недоумевающих в электричке, на Павелецком вокзале, а потом по Валовой улице, фотографировал. Нас трогательно встретили сотрудники и Президент Фонда «Андреевский флаг» А.В.Мельник, отслужили молебен на начало благого дела. Так икона из храма Святителя Николая Чудотворца из Бирюлева стала первой святыней для нашей программы. Потом из храма священномученика Климента, папы Римского настоятель храма о. Леонид Калинин передал икону святого Климента с частицей мощей, а из храма Святой Екатерины на Всполье, с подворья Американской Православной Церкви принесли икону с мощами Святителя Германа Аляскинского. Потом настоятель Николо-Перервинского монастыря протоиерей Владимир Чувикин передал большую икону с частицей мощей сщмч. Владимира, митрополита Киевского. Из Псковских Печерского и Спасо-Елеазаровского монастырей и храма св. Александра Невского переданы были святыни. Свой крест-мощевик передал митрофорный протоиерей Матфей Стаднюк, настоятель Богоявленского кафедрального собора. А также передали из этого собора древний список Казанской иконы Богородицы, которую пронесли от Владивостока до Москвы. В тихом уголке фонда «Андреевский флаг» мы поставили аналойный столик. На нем лежал Крест, Псалтирь, Молитвослов. Были установлены иконы, в том числе и те, которые потом шли с крестными ходами. И каждый день в 12.00 по очереди все сотрудники читали и молились в этом молитвенном углу.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/11/ta...

– Сейчас здесь остались всего два монаха и послушник, – закончила свое повествование Ирина. – Остальное вам покажет Екатерина, а я пока посижу отдохну. Паломники поочередно, пригибаясь, стали проходить в другую, только уже небольшую пещеру, в ту самую, где молился Христос, укрываясь от палящего зноя. Внутри пещеры Вячеслав Михайлович увидел Распятие, расписанное красками, большой старинный образ Архангела Михаила с огненным мечом, на стене – аналойную икону Божией Матери. – Точно в такой же пещере, как эта, подвизался Илия-пророк на горе Хорив, – негромко пояснила руководитель группы. – Да и другие древние святые укрывались в таких пещерах. Нам на Хорив попасть не удастся, к сожалению, но я вас уверяю, дорогие мои, что там все так же, как здесь. Вячеслав Михайлович заметил на полу, у Распятия, маленький камешек, немного посомневался – брать не брать, – но все же поднял его. – Катя, можно взять себе этот камешек на память о святой пещере? – Конечно, Вячеслав Михайлович, – обрадовала его руководитель группы. – Раз Господь подал вам, берите. Найти камешек здесь – редкость. А вот в часовне, которую расписывала матушка Иоанна, можно будет взять много камушков из специального ящичка. При упоминании о матушке Иоанне душа Вячеслава Михайловича встрепенулась, как потревоженная птица. «О Господи, это какое-то наваждение, – пронеслось у него в мыслях, – как будто я иду на первое свидание». Помолившись в пещере Спасителя, паломники по тому же узкому коридору между скалой и кельями прошли в монастырский храм. Справа, недалеко от входа, прямо на каменной стене была написана Казанская икона Пресвятой Богородицы. Написана, видно, была давно, потому что краски ее потускнели и повредились от времени. Над входом в храм, так же написанный на камне, смотрел на входящих Спас Нерукотворный. Чем меньше оставалось расстояния до часовни с фресками русской схимонахини, тем больше волновался Вячеслав Михайлович. Так волнуются перед важной встречей, которая должна не только что-то решить в твоей жизни, но даже изменить твою судьбу…

http://pravoslavie.ru/37728.html

В 1918 г. монастырь преобразован в сельхозартель, в 1925 г. окончательно закрыт. 19 декабря 1998 г. отслужили первый молебен в восстановленном храме Сошествия Святого Духа на апостолов. Вся церковная утварь была дана Троице-Сергиевой Лаврой. Первый «временный» иконостас был установлен на средства р.Б. Вячеслава. Много облачений пожертвовал иерей Сергий из с. Анискино (Московская обл.) и протоиерей Николай из с. Братовщина (Московской обл.). Первое время пел хор насельников Лавры и Московской Духовной Академии под руководством Андрея Орлова. Первая Литургия была отслужена на Рождество Христово в 1999 г. Постепенно собирались прихожане. 22 мая 1999 г. прихожане решили заказать аналойную икону святителя Николая для своего храма иконописцу и прихожанину В.Ф. Качикину. 21 июня 1999 г. икона была освящена. 22 сентября 1999 г. Виктор Федорович и Ольга Васильевна Качикины пожертвовали икону «Троица» в резном киоте, немногим позже семьей Качикиных пожертвована икона «Богоматерь Казанская» в дубовом резном киоте. Строительные работы велись без прекращения богослужений. Архитектором и строителем был тогда Александр Федоров, бригадиром р.Б. Владимир Михайлович. Так как верх храма был разобран в советское время и не было возможности восстановить его первоначальный облик, приняли план с «ложными» сводами и куполами. Внутри поставили кирпичные колонны и поменяли деревянные балки, которые держат крышу. В 2000 г. на средства О.В. Качикиной заказан иконостас (столяр Владимир Сергеевич Козляков). Приступили к написанию икон для иконостаса храма на средства Ильи Александровича Денисова (г. Москва) иконописцем В.Ф. Качикиным. В 2002 г. на части территории открыто подворье Троице-Сергиевой лавры. В 2003 г. обители был передан 2-й этаж собора в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов, гостиница и старый семинарский корпус. В старой семинарии жили трудники, а иногда и рабочие Свято-Троицкой Лавры. К празднику Рождества Христова в 2007 г. отремонтирован придел свт. Николая в соборе Сошествия Святого Духа на апостолов.

http://sobory.ru/article/?object=14042

О местных священнослужителях известно, что в начале 60-х годов здесь служили о.Иоанн Зборанский, игумен Евфимий, игумен Аркадий, о.Григорий Поликарпов, а в начале 70-х годов о.Алексей Карпенко и о.Николай Кущев (ныне здравствующий) Председателем церковного совета долгое время была уже упоминавшаяся Демьянненкова, потом её сменила Мария Федоровна Марченко. Приход жил своей обычной размеренной жизнью, не собираясь до конца разваливаться, как того желали местные уполномоченные, как бы они не пытались очернить преданных церкви людей. Уцелевший в годы советской бесовщины, храм уже в наши дни чуть было не канул в лету от людского забвения. К концу XX века, некогда процветающее село Ильинка опустело, здесь осталось всего лишь несколько домов. Сократился и приход храма, который к этому времени сильно обветшал и стал разрушаться. Храм в буквальном смысле спасло чудо, прославившее его не только на всю Астраханскую область, но и на всю Россию. Плащаница Пока осматриваем храм, на короткое время мысль о запахе мира уходит, но вот двое из паломников подходят и говорят: " Батюшка, смотрите на гробнице (для плащаницы) лежат иконы - от них сильно пахнет миром! " Мы подошли и, действительно здесь лежали три небольшие аналойные иконы, и от двух из них - икон Рождества Христова и Воскресения Христова, шел очень сильный запах мира. В это время о. Валерий воскликнул: " Смотрите, а ведь икона Казанская мироточит, она вся покрыта миром " . Эти слова, как молния, прожгли всех стоящих в храме. Иконы мироточат! Особенно при взгляде со стороны на икону Казанской Божией Матери было видно, как она вся покрыта маслом. Икона, писанная по дереву, казалась литографией по металлу, и вся блестела от выступившего на ней мира. После пришедшего озарения, мы стали обходить все храмовые иконы, и выяснилось, что ещё мироточат иконы: Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», святителя Николая Чудотворца, великомученика и целителя Пантелеимона, а также ножки Спасителя на Распятии у канона. На большинстве икон шло микромироточение, так что были видны только следы от мира, и шел сильный запах, а на иконах Божией Матери " Всех скорбящих Радосте " и великомученика и целителя Пантелеймона видны были даже капельки мира. Они выступали уже прямо на глазах паломников, уверяя их в происходящем чуде.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Казанс...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010