Обретение первой российской (Крестогорской) «Млекопитательницы» относят к 1650 г. Она была обнаружена на высоком дереве в урочище Крестогорск в 20 верстах от Минска. На месте ее явления был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором она и была помещена над царскими вратами. Чтобы верующие могли к ней приложиться, был устроен особый механизм для спуска иконы вниз. Осталось много преданий о чудотворной силе этой иконы, упоминают, в частности, что она спасала людей во время нашествия шведов.... В середине XIX в. прославился еще один список «Млекопитательницы», привезенный в Россию схимонахом Ильинского скита на Афоне Игнатием. Он был послан в Россию для сбора пожертвований и был благословлен в путь этой иконой. В Харькове от нее было явлено первое чудо — у столяра, поправлявшего киот иконы без должного благоговения, отнялись руки. Покаянные молитвы у привезенного образа принесли ему исцеление, и за этим первым чудом последовало и множество других: в Ельце, Задонске, Туле, Москве… С Ильинским же скитом связывают происхождение известных икон Божией Матери «Млекопитательница», находящихся в Москве и Одессе. Настоятель скита Гавриил, причисленный ныне к лику святых, преподнес в 1894 г. список «Млекопитательницы» афонской работы «в дар и благословение в храм Богоявления, что на Елоховом поле» в память о двухмесячном пребывания «в оном храме» чудотворного образа из Ильинского скита. В 1894–1896 гг. архимандрит Гавриил возвел на Ильинском подворье в Одессе великолепный трехпрестольный храм в византийском стиле. Главный престол в нем был освящен во имя чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница». В храме помимо других святынь была помещена и привезенная с Афона икона Божией Матери «Млекопитательница». Сегодня она находится в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре. На рамке ее укреплены редчайшие святыни: часть ризы Христа Спасителя и часть хитона Пресвятой Богородицы. В построенном архимандритом Гавриилом Свято-Ильинском соборе пребывает теперь другой, более поздний список иконы «Млекопитательница». В недавние времена была обретена и аналойная икона Божией Матери «Млекопитательница» с надписью на обратной стороне самого преподобного Гавриила Афонского…

http://isihazm.ru/?id=486&c_pid=1

Время основания череповецкого Воскресенского мон-ря неизвестно, но он существовал к 1449 г., т. к. этим годом датируется грамота, данная обители белозерским кн. Михаилом Андреевичем (ИРИ. Т. 6. С. 656). В 1764 г. Воскресенский мон-рь был упразднен, а соборный храм обращен в приходскую церковь, в 1780 г.- в городской собор. В Воскресенском соборе под спудом почивают мощи А. Ч. Время местной канонизации преподобного неизвестно, она подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. по благословению Вологодского еп. Иннокентия (Борисова), и в Собор Радонежских святых, установленный в 1981 г. по инициативе наместника ТСЛ архим. Иеронима (Зиновьева). Иконография. Имя А. Ч. встречается под 5 июля в иконописных подлинниках кон. XVIII в. (БАН. Строг. 66. Л. 116об., с добавлением: «глаголемаго Железного Посоха») и 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 181об.). Известно неск. икон преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, кон. XIX в. (ЧерМО. Воскресенский собор Череповца): святые изображены в рост, в молитвенном предстоянии иконе Троицы Новозаветной («Отечество»), на фоне пейзажа с каменным Троице-Сергиевским собором Череповца (разобран в 1929). А. Ч. облачен в схиму, с куколем на голове, имеет седую бороду средней длины, ладони сложены на груди крестообразно, в левой руке четки. В иконостасе правого придела Воскресенского собора, освященного во имя преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, находится образ 1900-х гг. подобной иконографии. В кон. 90-х гг. XX в. иконописцем МДА С. Л. Тарасовой была написана аналойная икона «Прп. Сергий Радонежский благословляет преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких на основание монастыря» (Воскресенский собор Череповца). В 1992 г. на набережной Ягорбы в Череповце поставлен памятник преподобным (скульптор А. Архипов); в 1997 г. на месте разрушенного Спасо-Всеградского собора в Вологде воздвигнут памятный крест с 20 образами вологодских святых (скульптор А. В. Климков), среди к-рых представлен А. Ч.

http://pravenc.ru/text/77034.html

«Не ниже своего отца» Благодаря стараниям директора Кустарного музея Воронецкого после московского успеха 1882 года хрустачевская резьба путешествует по крупнейшим выставкам России и зарубежья. Представлявший посадских резчиков Константин Хрустачев на Всемирной выставке в Париже в 1889 году получает бронзовую медаль. Его младший брат Василий в 1896 году на Нижегородской выставке удостоен серебряной медали и лестной оценки мастерства «не ниже своего отца». Василий в начале ХХ века возглавляет отделение художественной резьбы по дереву в открывшемся тогда в Сергиевом Посаде филиале Строгановского училища, и священник Павел Флоренский заказывает ему памятные резные иконки в честь рождения своих детей. К этому времени основатель династии вместе с сыновьями в совершенстве осваивает технику горельефа и сосредотачивается на изготовлении сложных трехстворчатых складней, аналойных икон (высотой до 35 см) и крупных панно на кипарисовых досках (паломникам в монастырских лавках такие продавали по шесть рублей), а также священных сосудов с резным декором и панагий по заказу духовенства. Представление об этом периоде творчества дает икона «Явление Богоматери Преподобному Сергию с избранными святыми» из Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии. «На ее обороте сохранилась чернильная надпись «пожертвована мещанином Иваном Иосифовичем Бабушкиным в храм 24 декабря 1896 года», - рассказывает Елена Давыдова. – К сожалению, мы не знаем, о какой именно церкви идет речь. Но прототипом для этой работы, скорее всего, стал близкий образ со сценой «Благословение Преподобным Сергием князя Димитрия Донского на битву против Мамая» и двумя клеймами с поясными фигурами святителя Николая и мученицы царицы Александры (ныне в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге). Общество хоругвеносцев Сергиева Посада, заказавшее эту работу Хрустачеву, преподнесло ее государю императору, когда тот посещал с супругой Лавру в преддверии коронационных торжеств. Здесь же в верхней части иконы по бокам от Пресвятой Троицы, как видите, четыре святых. Помимо указанных выше, это еще благоверный князь Александр Невский и равноапостольная княгиня Ольга. Скорее всего, по желанию заказчика резчик изобразил здесь небесных патронов отца молодого государя и его старшей дочери Ольги, родившейся в ноябре 1895 года».

http://e-vestnik.ru/history/rezchik_hrus...

Перед началом строительства комитет имел лишь треть из необходимых ему 110 тыс. марок, но помогло щедрое пожертвование богатой петербургской дамы Анны Ивановны Кузнецовой, внесшей 10 тыс. руб. Все работы производили мастера и ремесленники из Киссингена: каменные — И. Вейдлер, малярные — Т. Галланд, резные — Вейднер, столярные — Т. Брандер. Образа для небольшого, по эскизу Шретера, двухъярусного иконостаса, вырезанного из темного полированного дуба, безвозмездно написали в России. Оттуда же привезли утварь, лампады и шитые хоругви. Пол выложили разноцветной плиткой. С колокольного завода В. Орлова в Петербурге были доставлены семь колоколов. Чтобы звонить в них, потребовалось особое разрешение баварского правительства. Торжественное освящение первой в Баварии русской церкви совершил 5 июля 1901, в престольный праздник, румынский митрополит Иосиф в сослужении прот. Алексия Мальцева и свящ. Арсения Вольского из Штутгарта, в присутствии местного начальства и настоятелей других христианских церквей. К этому дню из Троице-Сергиевой лавры в дар была привезена аналойная икона прп. Сергия Радонежского, освященная на его мощах. В произнесенной проповеди прот. Алексий, в частности, сказал: «Отныне, сюда, под своды сего храма, будут стекаться все, чтобы найти здесь, вместе с земным врачеванием, и духовное». К торжеству была отчеканена из серебра памятная монета с изображением нового храма. За свои труды Мальцев был награжден митрою. Интерьер храма сохранил свое первоначальное убранство. У иконостаса висят большие образа в рамах: вмч. Пантелеимона и прп. Сергия. У солеи стоят два малых резных киота: Деисус и Божия Матерь, «Знамение» работы современного иконописца А. В. Русака и два больших: «Божия Матерь всех скорбящих радости» и избранные святые, которые празднуются летом, в разгар лечебного сезона. На аналоях лежат хорошие иконы XIX века: прп. Серафим Саровский, Божия Матерь «Скоропослушница», Нерукотворный Спас, св. блг. кн. Ольга. Внутри храм, рассчитанный на 100 человек, несколько лет оставался незаконченным. Лишь после того как известный благотворитель С. П. Елисеев пожертвовал 5 тыс. руб. на роспись интерьера, из Петербурга в 1905 прибыли три художника: Д. И. Киплик, А. П. Блазнов и И. Ф. Попов, которые за один летний сезон расписали купол, паруса и стены и исполнили запрестольный образ. На южной стене Блазнов изобразил «Явление Божией Матери прп. Сергию», на северной немецкий художник Макс Росман — «Преображение». Большинство росписей повторяли работы В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. В нишах под арками в полный рост изображены: прпп. Феодосий и Антоний Печерские, свтт. Николай Чудотворец и Алексий Московский.

http://sobory.ru/article/?object=15203

При входе в церковь с правой стороны была устроена часовня свт. Николая Чудотворца в ознаменование восшествия на престол имп. св. Николая II Александровича . Справа от храма возвели 3-этажный корпус для паломников с большим приемным залом. В корпусе слева располагались 28 келий для монастырской братии. Во дворе подворья построили флигели для трудников. В храме подворья находились святыни, привезенные прп. Гавриилом Афонским, в т. ч. частица мощей (левая стопа) ап. Андрея Первозванного и чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница», на раме которой справа и слева помещены частицы ризы Спасителя и хитона Пресв. Богородицы (в наст. время эти святыни хранятся в соборе одесского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря ; см.: Чудотворные и местночтимые иконы. 2004. С. 178-179). Также в О. И. м. хранились аналойный образ «Млекопитательница» (с дарственной надписью на обратной стороне от прп. Гавриила Афонского: «Варваре Ивановне Туробовой в память закладки храма Пр. Илии от настоятеля афонского Илиинского скита Архимандрита Гавриила. 10 ноября 1894 г.») и крестовидная частица древа Креста Господня. Мощи самого архим. Гавриила, похороненного 2 нояб. 1901 г. в храме одесского подворья были обретены 22 июля 1994 г. С кон. 1914 г., подворье опустело, т. к. паломничества на Афон и Св. землю прекратились в связи с военными действиями. В мае 1922 г. власти произвели изъятие церковных ценностей из обители. В этот период Илиинское подворье уже не имело статуса приписного к афонскому Илиинскому скиту из-за установленного в режимных пограничных регионах СССР запрета на любые связи с зарубежными религ. центрами. В акте от 22 мая 1922 г. упомянуты наместник О. И. м. иером. Иона (Дядычко) и староста Григорий Касьянин (ГА Одесской обл. Ф. Р-599. Оп. 1. Д. 699. Л. 25). Летом того же года было упразднено близлежащее Андреевское подворье с храмом в честь Тихвинской иконы Божией Матери (ныне восстановлено в статусе приходской общины), последним наместником которого упомянут иером. Питирим (Ладыгин; 1866-1957; см. схиеп. Петр ). Клирики Андреевского подворья перешли служить в др. храмы города, в т. ч. в ц. вмч. Пантелеимона (1895) одесского во имя великомученика Пантелеимона мужского монастыря , но при этом нек-рые иноки продолжали проживать в реквизированных кельях как частные лица, фактически составляя тайную монашескую общину. В 1925 г. община была упразднена властями, иером. Питирим переехал в Уфу, служил при еп. Андрее (Ухтомском). В 1923 г. афонские подворья Одессы были закрыты, насельникам приказали покинуть город. По нек-рым сведениям, в храме Илиинского подворья, обращенном в приходской, действовала община обновленцев, др. помещения переоборудованы под бараки и казармы. К 1932 г. храм был закрыт.

http://pravenc.ru/text/2578193.html

С востока к колокольне примыкает небольшая каменная пристройка, во втором ярусе которой и колокольне поме­шается ризница и монастырская библиотека. Там хранятся старинные дорогие священные облачения: там много аналойных икон, замечательных по древ­ности, — например, древний образ святителя Мартирия и Евфимия в крещатых архиерейских облачениях с видом древнего монастыря, или образ Спаса Нерукотворенного, по­жертвованный, по преданию, в монастырь Императором Петром Первым. (Образ находится обычно в храме Старор. Б. Мат.). Тут же образ Владимирской Божией Матери чудного древнего письма, по преданию, данный обители в благословение святителем Евфимием при возобновлении Преображенского храма. Образ написан на доске со впа­диною. Корону с венцом на нем относят к 15 столетию, а икона может быть еще более древнейших времен. Хранится в ризнице и старинная драгоценная церковная утварь: 1) Кадило серебряное, литое с крышкою в виде башенки и с крестом, 1641 года, с надписью на нем вязью в 4 клеймах о времени появления его. 2) Евангелие, печатное в лист, 1644 года, пожертво­ванное митрополитом Ростовским Варлаамом — «по отце своем священно-иноке иерее Карпе и по матери своей инокине схимнице Евфимие и по сродиче своем иноке схимнике Иоасафе». При архимандрите Дионисии на это Евангелие сделан был серебряный оклад, о чем сделана и надпись. 3) Евангелие 1685 года, вклад келейника-биографа Патриарха Никона, Иоанна Корнильева Шушерина — «крестоваго дьяка государынь, благоверных царевен... по себе и по своих родителех в век неотъемлемо, а поминать о здравии Иоанна, Дарии один год и сродников их и о упокоении Корнилия, Агрипины один год и родственников их». 4) Евангелие Московской печати 1698 г. а положил его в 1699 г. Яков Иванов, сын Челищев. 5) Еще Евангелие в лист в корешковом переплете, написанное священноиноком Андреем полууставом с киноварью. На обороте последнего листа есть собственноруч­ная надпись жертвователей: «Лета 7100 (1592) года марта 26 дня положил сию книгу евангелие в дом Всемилости­вому Спасу в Старой Руссе священно-инок Андрей». Несколько пониже другая надпись. «Лета 7117 (1609) г. апреля 23, пан ляховския земли Иван Феодоров сын Черновский, услышав, что то евангелие святое всемилостиваго Спаса и взял у государева войска у казаков и отдал ко всемилостивому же Спасу в монастырь в Старой Русе и о здравии его за то Бога молить, а по смерти его поминати, а подписал многогрешный Богданко Петров»...

http://sobory.ru/article/?object=57035

С. Политическая история рус. канонизации (XI-XVI вв.). М., 1986. С. 177, 178, 183, 184; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 319, 380. М. В. Печников Иконография Г. известна в составе композиций Соборов Новгородских святых, где она представлена юной девой с округлым лицом, непокрытой головой и спускающимися на плечи волнистыми волосами с прямым пробором. Один из почитаемых «старинных» образов такого извода с изображением Софии Премудрости Божией и Г. в 6-м ряду находился «в ризнице Черниговской кафедры» ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 134; описание иконы: Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97). Наиболее раннее сохранившееся произведение с образом Г.- икона свящ. Георгия Алексеева «Новгородские святые» 1728 г. (ГТГ). Оглавное изображение Г. помещено в верхней части левой группы на прориси с иконы Собора Новгородских святых, предстоящих Софии Премудрости Божией, XVIII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 399, 618-619); также на иконе «Ангел хранитель с избранными Новгородскими святыми» 1-й пол. XIX в. (НГОМЗ) - поясной образ Г. в платье с оплечьем; на эмалевом образе Новгородских чудотворцев 1866 г. в оправе мастера К. Рябкова, принадлежавшем свт. Филарету (Дроздову) , митр. Московскому (СПГИАХМЗ - Шитова Л. А. Рус. иконы в драгоценных окладах: Кон. XVII - нач. XX в. Серг. П., 2005. С. 178, 253),- на голове святой светлый плат. Г. включена в состав правой группы предстоящих Спасу Вседержителю на аналойной иконе «Собор всех святых Новгородских угодников» кон. XIX в. (?) из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде (одета в платье и плащ, руки в молении сомкнуты ладонями), на подобной иконе из местного ряда нижнего иконостаса 60-х гг. XX в. того же храма (в верхнем ряду, голова покрыта платом, правая рука на груди). В иконографии Соборов русских святых изображение Г. находится в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг.

http://pravenc.ru/text/165131.html

14 сентября 2015 г. было получено разрешение на проведение работ. Согласно предложению от декабря 2015 г., их приняла на себя фирма Hamburger B. u. D. (Grigorij Sokolov). С января 2016 г. велись активные строительные работы по перестройке здания по православным традициям с одновременным сохранением особенностей архитектуры церкви. С января 2017 г. богослужения совершаются в новом храме. Работы окончательно завершены в 2021 г. В храме хранятся: Икона Святых Царственных Страстотерпцев (2005 г.). Икона святых преподобных Оптинских старцев с частицами их мощей. Иконы великомучеников Пантелеимона Целителя и Георгия Победоносца с частицами их мощей. Икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей и частицей мощей преподобной Параскевы Топловской. Икона святителя Спиридона Тримифунтского с частицей покрова от его мощей. Икона святой праведной царицы Феодоры Греческой с частицей покрова от её мощей. Икона прп. Серафима Саровского и прп. Сергия Радонежского. После 2012 г. в храм были принесены: Икона святых равноапостольных царицы Елена и ее сына Константина с частицей мощей св. Елены - дар 2017 г. от Патриарха Иерусалимского во время паломничества настоятеля с прихожанами и вложена в икону свв. равноап. Константина и Елены. Аналойные иконы с частицами мощей преподобных Антония Дымского, Макария Римлянина, Феодосия Тотемского (дар Евгении Д.), преподобномученицы Марии Гатчинской и других святых. Икона с частицей мощей святого святителя Луки Крымского, архиепископа Симферопольского. Частицы мощей святых сестер Дивеевских в иконе. Икона с частицей мощей святого преподобного Симеона (Желнина) Псково-Печерского. Икона с частицами мощей святых новомучеников Красноуфимских: священномученика Александра, священномученика Льва и священномученика Алексия (дар Евгении Х.). Икона святителей Софрония и Иннокентия Иркутских с частицей мощей свят. Иннокентия (дар Евгении Х.). Иконы, пожертвованные Еленой С., Христиной и Георгием П., Еленой и Сергеем Ш. и другими благотворителями В 2021 г. в храм доставлена уникальная икона Бременских святых (иконописец Илья Эйвазов) с частицей мощей свт. Ансгара, подаренная духовенством и прихожанами Ростовской митрополии через иеромон. Маврикия (Звягинцева) (освящена архиепископом Рузским Тихоном (Зайцевым), управляющим Берлинско-Германской епархией). Предполагается устройство иконостаса в виде стенных росписей под руководством известного иконописца А.Н. Солдатова.

http://sobory.ru/article/?object=52836

Центральную часть фланкируют два придела — Никольский и Покровский. Оба одноярусные, в плане представляют собой заоваленный прямоугольник. В оформлении боковых фасадов прежде всего привлекают внимание оконные проемы с лопатистыми завершениями, углубленными внутрь. На пологой сферической крыше приделов расположены изящные барабаны с небольшими куполами. Приделы завершаются пристроенной к ним высокой трехъярусной колокольней. Нижний ее ярус — мощный четверик с двумя входными нишами прямоугольной формы — завершается резным ступенчатым карнизом. На нижний поставлен еще один четверик со сквозными арочными нишами на каждой из четырех сторон, они обрамлены пилястрами, соединенными между собой горизонтальными ступенчатыми поясами, он завершается так же, как и основной четверик храма, резными рельефными фронтонами, что образует единство всего архитектурного убранства церкви. Над вторым ярусом расположена круглая звонница. В ней восемь сквозных арочных ниш, завершенных сферической кровлей, которую венчает игольчатый шпиль с крестом. Авторы проекта строительства храма — архитекторы И.Шарлеман и К.Трофимов. В храме имеется множество отдельно стоящих икон, находящихся в красивых, высоких с резными золочеными колоннами и богато украшенных рельефной резьбой киотах. Среди этих икон — изображения таких особо чтимых святых, как преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, Илия Пророк, иконы Божией Матери: Казанская (из г.Корчевы), Знамение, Одигитрия, а также годовой круг всех икон Пресвятой Богородицы. Многие из икон выполнены трудами монахов и инокинь и переданы храму в дар; например, изображение святого великомученика и целителя Пантелеймона. Рядом с этой иконой на аналое находится небольшой образ честной главы великомученика Пантелеймона с подлинной частицей его святых мощей, которая является особой, уникальной святыней Ильинского храма. Примечательна также аналойная икона Илии Пророка, в которую вделана часть песчаника из его пещеры на горе Кармил в Израиле. Драгоценной святыней храма является и икона преподобной великой княгини инокини Анны Кашинской с частицей ее мощей. В притворе храма над входными дверьми находится большая икона, написанная на холсте в технике масляной живописи, изображающая стоящих в полный рост Илию Пророка (в центре). Пресвятую Богородицу с покрывающим омофором (справа) и святителя Николая Мирликийско-го Чудотворца (слева). Несмотря на то, что данная икона неканонического письма, она является чрезвычайно важной для Ильинской церкви, поскольку обобщает собой Богоматерь и святых, которым посвящены храмовые престолы. Божия Матерь и святые предстоят уже при входе и благословляют каждого, приходящего в храм.

http://sobory.ru/article/?object=01322

В 1937 г. церковь иконы Божией Матери «Умиления» была закрыта. Здание ее использовалось под сапожную мастерскую. В годы Великой Отечественной войны в здании храма изготовлялись и хранились бутылки с зажигательной смесью. Много лет в этом здании был керосинный магазин. В последние годы здание наполовину разрушенного храма использовалось под склад горюче-смазочных материалов завода «Мстатор». Много испытаний выпало на долю святого места. Только летом 1993 г. оскверненный храм был передан православной общине и начались работы по его восстановлению. По проекту боровичского архитектора В.В. Овсянникова был восстановлен световой барабан с шатровым завершением и пять главок с крестами. Настелен новый пол, стены очищены от слоя грязи и побелены. Богослужение в храме началось в 1995 г. 25 апреля 1995 г., в праздник св. Иакова, из церкви св. Параскевы верующие Крестным ходом пришли к церкви иконы «Умиления». Около храма был отслужен водосвятный молебен с акафистом св. Иакову. После чего, по благословению Владыки Льва, архимандрит Ефрем освятил храм. 5 ноября 1995 г. исполнилось 450 лет со дня открытия святых мощей Иакова. В этот день в храме прошла первая Божественная Литургия. Храм пополняется иконами. С правой стороны от престола находится житийная икона св. Иакова, рядом с ним изображен св. Николай. С левой стороны от престола, как и было до закрытия храма, находится икона Иверской Божией Матери. Интересна аналойная икона св. Иакова. На ней он изображен на облачке над городом, как скорый заступник-целитель и хранитель г. Боровичи и его жителей. Чудесный источник св. Иакова. Святыней нашего края является и целебный источник, который появился на месте захоронения св. Иакова. Вода этого источника помогала от многих болезней в особенности от головной боли и болезней глаз. Святой колодец находился в подвале храма, точно под куполом. Он был хорошо виден снаружи через большое, закрытое металлической решеткой окно. Через него колодец освещался солнцем. Вода из колодца по специальным трубам попадала в два других колодца, находящихся с южной и северной сторон храма. Из них и черпали воду верующие. Первоначального колодец внутри храма был деревянным, а затем был обложен тесаным камнем. При ремонтных работах в подвале были обнаружены груды мусора, толстые бревна, камни, битый кирпич и стекла. Святой колодец был залит цементом и завален большими камнями. Все было пропитано керосином и мазутом. Казалось, святыня утрачена полностью. По восстановлению колодца был проведен большой объем работ: удалена на три метра загрязненная земля, подвал был засыпан чистым песком, гравием и глиной, разобраны каменные стенки колодца, т.к. они были сильно загрязнены, сделан новый сруб. После этого колодец наполнился чистой водой. В результате ремонтных работ в подвале храма колодец был восстановлен только весной 1997 г. Этот день явился возрождением древней традиции боровичан собираться к святому источнику в 3-й день после Пасхи в память о явлении мощей св. Иакова.

http://sobory.ru/article/?object=00842

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010