Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1905–1908 гг. Фотография. 2006 г. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1905–1908 гг. Фотография. 2006 г. Вероятно, на старом кладбище при Казанской ц. были похоронены игум. Руфина и первые насельницы обители. В 1905 г. в юго-вост. части территории П. У. м. было устроено новое монастырское кладбище с небольшой деревянной ц. во имя Жен-мироносиц. Иконостас в нее был перенесен из разобранной деревянной Казанской ц. 1 окт. 1905 г. храм освятил еп. Пермский и Соликамский Никанор (Надежин) . На кладбище были похоронены многие почетные граждане города, в т. ч. геолог, проф. Пермского ун-та Б. К. Поленов (1859-1923). В 1913 г. в честь 300-летия Дома Романовых в мон-ре была сооружена небольшая кубическая кирпичная часовня. В П. У. м. особо почиталась Черниговско-Илиинская икона Божией Матери - копия чудотворного образа, хранившегося в Гефсиманском в честь Черниговской иконы Божией Матери мужском скиту . Она была заказана Каменскими, написана в Троице-Сергиевой лавре и принесена в Пермь в июне 1875 г. В окт. того же года икону украсили сребропозлащенным венцом и драгоценными камнями. Перед этим образом «частовременно» служили молебны с акафистом, икону приносили в окрестные дома. Также в храмах П. У. м. находились 8 «древних» икон (в т. ч. аналойный Казанский образ Божией Матери московского письма XVII в. в серебряном окладе), приобретенных Каменскими. В Казанской ц. хранились выносная Иверская икона Божией Матери XVII в., образ «Распятие Господне» (1908) кисти М. В. Нестерова и др. иконы ( Водяненко. 1999. C. 70). Ежегодно вокруг монастыря совершались 2 крестных хода (8 июля и в 10-е воскресенье после Пасхи). При мон-ре имелись жен. епархиальное уч-ще, церковноприходская школа, приют для девочек-сирот, гостиница, больница и богадельня, иконописная и золотошвейная мастерские. В 1876 г. при П. У. м. был открыт завод для изготовления восковых свечей с «особенным для операции сего завода капиталом в 10 000 р.». Сестры пекли просфоры, обеспечивая своей продукцией почти все храмы Перми. Насельницы жили на проценты с капитала (50 тыс. р.), внесенного братьями Каменскими, а также на проценты с билетов, пожертвованных благотворителями, и на средства от рукоделия. Мон-рь владел ок. 12 дес. земли (Справ. книга. 1911. С. 112).

http://pravenc.ru/text/2580036.html

Виденная им икона была чудотворная Казанская, находившаяся в женской общине в городе Казани. Там же была и точная копия этой иконы, называемая аналойной. Вот об этой-то иконе уже после покорения Казани князь Сабан обратился к царю Иоанну Грозному и просил у него дозволения взять ее к себе в дом. Царь позволил, и Сабану была дана святая икона Божией Матери Казанская аналойная, копия с чудотворной, о которой здесь и повествуется. Эта самая икона по наследству от князя Сабана переходила из рода в род и дошла до Василия Александровича, которым и дана в благословение новобрачным. Василий и Надежда вскоре после этого были обвенчаны и жили мирной супружеской жизнью, неразлучно при них пребывала святая икона Казанской Божией Матери. Впоследствии по распоряжению начальства Бутырский полк передвигался в разные места, за ним по долгу службы везде следовал Василий Николаевич со своей женой Надеждой, и при них была святая икона. Наступил 1877 год, началась Русско-турецкая война. По распоряжению начальства Василий Николаевич в чине подполковника был назначен начальником 7-го Петербургского госпиталя, с которым и командирован на место военных действий в Турцию, при нем поехала и его жена в качестве добровольной сестры милосердия. По прибытии в Турцию 7-й госпиталь был расположен близ Плевны. Василий Николаевич и его жена усердно исполняли свои обязанности и всего более оказывали любовь и милосердие к страждущим воинам. Святая икона, их неразлучная спутница, была установлена в особой палатке и перед ней неугасимо теплилась лампада. Все русские воины благоговейно чтили пречистый образ Владычицы и усердно молились перед ним Царице Небесной, вручая Ей свою жизнь, просили Ее милостивого заступления и помощи. Молитвы их не оставались тщетными. Владычица мира не посрамила их упования и явила им Свое материнское милосердие, благодатное заступление и помощь, вполне и очень явственно сознаваемые всеми воинами, как видно будет из последующих обстоятельств. Башибузуки, известные своей свирепостью и зверообразным нравом, не один раз покушались истребить госпиталь и всех раненых изрубить, но нисколько не преуспели в своих зверских замыслах. Несчетное число раз они нападали, и всегда были отражаемы какой-то необъяснимой силой, самый же госпиталь во время их нападений был окружен огненным светом, от которого башибузуки, как бы ослепленные, приходили в замешательство и отступали, ничтоже успев. Об этом с особенным удивлением рассказывали сами башибузуки, попадавшиеся в плен, воины же русские, слыша такие рассказы, еще усерднее молились Царице Небесной пред Ее пречистым образом и со слезами благодарили Владычицу мира за Ее покровительство, помощь и заступление.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. 116-163. В. А. Кучкин, И. А. Епифанов Иконография В иконописном подлиннике XVIII в. под 22 июля об А. К. сказано: «Подобием аки Евдокия, в схиме, мантия багряная, исподняя зеленая» ( Филимонов. С. 64). В Воскресенском соборе Кашина находились древний чтимый образ святой, икона св. блгв. кн. Михаила Тверского и А. К.; икона XVII в. принадлежала Е. А. Голицыной (ЧОИДР. С. 175-177). В сохранившихся прорисях с икон XVII-XIX вв. святая представлена старицей в монашеской мантии и куколе, с поднятыми в молении руками, в рост; на одной из прорисей - на архитектурном фоне, где помещен сюжет ее жития ( Маркелов. Т. 1. С. 81, 97, 99). Поясное прямоличное изображение А. К. в мантии и схиме, без нимба, с прижатой к груди правой рукой и свитком в левой, имеется на литографии 2-й пол. XIX в. (ИРЛИ), с подписью: «Изображение благоверной великой княгини Анны Кашинской». Известно, что во время коронационных торжеств имп. Александра III ему была поднесена в Твери икона А. К. В росписи кон. XIX в. в Анастасиином Богоявленском мон-ре Костромы святая была изображена среди рус. праведниц, в княжеских одеждах и венце. Существовали иконы-картины «Прощание блгв. кн. Михаила Тверского с блгв. кн. Анной и детьми» (напр., в часовне близ с. Едимонова). Наиболее распространенный иконографический извод появился, очевидно, после восстановления почитания А. К. в нач. XX в.: молодая княгиня в схиме, прижав правую руку к груди, с четками в левой, стоит на берегу р. Кашинки, склонив голову перед благословляющим ее Христом в облачном сегменте; слева Воскресенский собор с колокольней (1817), где почивали мощи святой. К этому изводу относится икона нач. XX в. над ракой с мощами А. К. в Вознесенском соборе Кашина, многочисленные аналойные иконы 10-х гг. XX в. (ЦМиАР, ЦАК МДА), нек-рые с частицами мощей - напр., образ в ц. мч. Иоанна Воина на Якиманке в Москве, икона 10-х гг. XX в. (только фигура преподобной; мастерская А. Узикова, С.-Петербург; происходит из Александровского дворца Царского Села, вероятно, была поднесена имп.

http://pravenc.ru/text/115602.html

Во Владимирской теплой церкви находятся, как было указано выше, много замечательных старинных икон и, представляющих большую художественную ценность, предметов (в алтаре и ризнице). Все это сохранилось благодаря заботам о церкви, правда, иногда (по невежеству) принимавшим и печальный оборот: портили архитектурные формы и фрески. Уже при входе в церковь, на лестнице, можно увидеть несколько интересных, хотя, правда, и позднейших икон: например образ св. Параскевы с деяниями, и другой огромный (4 1/4 Х 3 1/2 аршина) образ Владимирской Божией Матери, позднейшей работы; написан он на холсте и поновлен в 1860 годах (Африканом Скрипицыным вологодским " копировщиком " ). С верхней площадки лестницы ведут двери в храм, в ризницу, в архив и библиотеку. Первая от входа часть храма или притвор соединяется со среднею частью небольшою аркою, по сторонам которой в золоченых рамах находятся иконы: Спаса Смоленского с предстоящими в молитвенном положении святыми, старинный образ Похвалы Божией Матери, икона св. Димитрия Прилуцкого с житием и чудесами - интересной композиции и очень красивого письма, икона Воскресения Христова. Над входом в паперть - икона Владимирской Божией Матери. В общем, в верхней Владимирской теплой церкви иконостас и вся его живопись не представляют ничего выдающегося художественного. На горном месте можно отметить лишь небольшие, довольно старинные, аналойные иконы. В нижней (Феодосиевской) теплой церкви - также мало примечательных икон и предметов. Образ св. Феодосия и несколько мелких икон - более или менее интересны. Владимирский храм (холодный) представляет значительно больший интерес находящимися здесь церковными художественными сокровищами. Высокая и светлая внутри церковь изобилует лепными украшениями над арками и окнами, но без живописи. Славится она большим и богатым, в стиле барокко, иконостасом, подобным иконостасам Дмитриевской или Феодоровской церквей. В иконостасе пять ярусов. В первом - местные большие образа (2 X 1 1/2 арш.); во втором - иконы двунадесятых праздников, овальной формы; в третьем ярусе - тоже праздники, по середине Воскресение Христово; в четвертом - св. апостолы, в середине икона Деисуса; в пятом - пророки, в середине коронование Божией Матери, а над иконостасом - золоченые, разные изображения Божией Матери, Иоанна Богослова и Распятие. Царские двери гладкие, без прорезных отверстий, с накладной резьбой и обычными изображениями Благовещения и Четырех Евангелистов; перед иконостасом по бокам амвона помещаются два огромных серебряных подсвечника с надписью: " усердием Московских граждан в 1833 году " . Подсвечники - стиля ампир, прекрасной работы и еще лучшей композиции.

http://sobory.ru/article/?object=49826

Г… — Голомбиевский, своей статьей «Напрасный переполох» наглядно доказал всю вздорность такого сообщения. Против храмовой иконы апостола Андрея Первозванного у солеи на аналое лежит другая его икона небольшого размера (около 4 вершков вышины и 3 ширины) XVII века, превосходной иконописной работы. На этой иконе апостол изображен в рост, в полуоборот, среди гористой местности. Он водружает свой жезл в землю. Над апостолом в облаках новозаветная Троица (в верхнем левом углу иконы). Икона украшена серебряными вызолоченными венчиками и таким же окладом. Венчик апостола украшен драгоценными камнями, а по верхней части иконнаго оклада написано вязью: «Моление на горе ко Господу Богу Святаго Апостола Андрея Первозваннаго и водружение жезла мало в землю и оттоле место оное прозвався Грузино». Икона вставлена в великолепную массивную раму из золоченой бронзы, сделанной в виде сияния из лучей с трех сторон иконы. На сиянии 11 горельефных херувимов в облаках. Раму делал Штрейберг, получивший за нее 500 рублей. В описи церковной этот образ описан так: «Аналойный образ святаго апостола Андрея Первозваннаго, изображающий посещение сим апостоло Грузина и водружение им своего жезла на горе, при устье реки Грузинцы, впадающей в реку Волхов». Третья икона того же святого находится по правую сторону родовой иконы графа Аракчеева с портретом Императора Павла 1. Она такого же размера, как только что описанная, грубой работы, чрезвычайно бедная по своему убранству оклада, не интересная по композиции и надписи на золоченой медной дощечке сзади иконы. Здесь апостол изображен тоже в рост, но в профиль, в правой руке держит закрытое евангелие, а левую прижимает к груди. Над апостолом в облаках поясная фигура благословляющего Спасителя (в верхнем левом углу иконы); справа от головы апостола, на фоне иконы, написано: «с.апостол андрей первозванны». На иконе риза из разноцветной фольги с набивными узорами. Эту икону Грузинские крестьяне поднесли Аракчееву как своему помещику при пожаловании вотчины, в Петербурге через особую депутацию, о чем надпись сзади иконы гласит: «1796 года декабря 21 дня.

http://sobory.ru/article/?object=35059

В 1764 г. К. м. был отнесен к 3-му классу. В XIX в. приход мон-ря состоял из 75 дворов, 17 крестьян муж. пола и 206 - женского пола. Среди благотворителей К. м.- уроженец Калуги митр. С.-Петербургский Серафим (Глаголевский) , в 1841 г. приславший в пользу обители 714 р. 28 к. В 1864 г. К. м. принадлежали 2 часовни у Смоленской заставы Калуги. Во владениях мон-ря находились 183 дес. земли, в т. ч. 150 дес. в казенной даче Каменке Козельского у., 30 дес. близ р. Оки, озеро и 2 дес. сенокосных земель при нем в Перемышльском у., а также пахотная и сенокосная земля при погосте Димитрия Солунского. В XIX в. монастырские земли сдавались в аренду Оптиной пуст. , на 1846 г. причтовый капитал К. м. составил 52 798 р. В 1915-1916 гг. монастырский капитал равнялся 141 433 р. Святыни и реликвии В кон. XVII в. в К. м. почиталась аналойная Казанская икона Божией Матери в богатом киоте, с жемчужными серьгами и др. украшениями (на средства в т. ч. сына иером. Варнавы, духовника игум. Мариамны). Согласно монастырской описи 1857 г., в соборе К. м. слева от царских врат находилась чтимая храмовая Казанская икона Божией Матери с клеймами чудес, украшенная серебряным позолоченным окладом с драгоценными камнями и жемчугом (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 2652. Л. 5). В челобитной (ок. 1678) игум. Мариамны патриарху Иоакиму упоминается «местный образ Феодора Стратилата», с к-рым совершались крестные ходы «на государевские ангелы». В К. м. хранилась икона «Обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких» (1-я четв. XVII в.) с изображением построек Соловецкого мон-ря (Калужский художественный музей, инв. 337; об иконе см.: Мильчик М. И. Архитектурный ансамбль Соловецкого мон-ря в памятниках древнерус. живописи//Архит.-худож. памятники Соловецких о-вов/Под ред. Д. С. Лихачева. М., 1980. С. 240, 248-250). Согласно описи книгохранилища К. м., составленной в 1863 г. архим. Леонидом (Кавелиным), в монастырском архиве хранилось ок. 70 «старинных актов (столбцов)» XVII в. В одном из столбцов упоминается, что Богдан Комынин (Камынин) пожертвовал «Пролог, весь год, переплетен на четвера», а дети Комынина (Камынина) Иван и Артемий «дали книгу Минею Общею с праздники новоизправленной» ( Леонид (Кавелин). 1865. С. 81; Зинченко. 1885. С. 83). 1918-2012 гг.

http://pravenc.ru/text/1320163.html

На иконе «Собор русских святителей» (60-е гг. XIX в.) в Князь-Владимирском соборе в С.-Петербурге М. изображен в рост в паре со свт. Филиппом, митр. Московским. Волосы М. с проседью, слегка вьющиеся локоны лежат по плечам, борода длинная, клиновидная. В соответствии с традицией Нового времени он облачен в саккос, под к-рым виден подризник насыщенно розового цвета, с палицей и омофором, на голове митра с меховой опушью. В правой руке держит крест, левая опущена. В 1947 г. худож. И. С. Ижакевич написал аналойный образ святого для киевского храма на Татарке, освященного во имя М. в 1897 г. в память 400-летия его гибели. Неизвестно, каким иконографическим источником при создании иконы пользовался художник, но образ святого узнаваем по иконографическим и типологическим чертам, известным по немногочисленным изображениям XVIII-XIX вв. В свою очередь эта икона, в которую была вложена частица мощей святого, стала образцом для последующих изображений, как писаных, так и отпечатанных типографским способом. Как и в композиции на фасаде Илиинской ц., М. представлен в легком развороте влево, в саккосе и митре, держащим в правой руке крест, а в левой - посох с сулоком. На груди - крест и панагия. Ижакевичем тогда же для храмового иконостаса был написан еще один образ той же иконографии, но ростовой (вмонтирован мощевик). В тимпане зап. фасада, над входом в Макариевскую ц., помещена живописная композиция, в центре к-рой поясной образ М., воспроизводящий храмовые иконы святого; его фланируют фигурки 2 парящих ангелов, трубящих в горны. Во Владимирском соборе в Киеве ростовой фронтальный образ М., написанный во 2-й пол. XX в., помещен на крышку раки святого. Здесь он также представлен в архиерейском облачении, с крестом и посохом в руках, на груди - 2 панагии. В дер. Скрыгалов во имя М. освящен храм (ранее - во имя свт. Николая Чудотворца), к-рый как православный упоминался еще до мученической кончины святого. Церковь неоднократно перестраивали (богослужения в ней возобновлены в 1996). При церкви 1 мая 1905 г. была освящена во имя М. каменная часовня-памятник. В ней была установлена в богатом киоте, пожертвованном Киево-Печерской лаврой, «древняя икона» М. В 1905 г. на берегу Припяти, на месте кончины священномученика, была установлена памятная стела, в нише к-рой находилась небольшая икона М.

http://pravenc.ru/text/2561424.html

На Печерской иконе Божией Матери с Киево-Печерскими святыми 1724 г. письма игум. Корнилия (Уланова), происходящей из Ризоположенского мон-ря в Суздале, И. показан в молении образу Коронования Божией Матери в облачном сегменте (ГВСМЗ). Его погрудное изображение как средовека помещено в левой части композиции вполоборота к центру, в 4-м ряду, между преподобными Варлаамом Киево-Печерским и Иоанном Многострадальным. Единоличный поясной образ И. 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры находится над мощами святого в Ближних пещерах. И. изображен в монашеском одеянии; он молод, без бороды, у него длинные темные волосы, руки с переплетенными пальцами сложены у груди в молении, на левом запястье висят четки. На небольшой иконе 2-й пол. XIX в., написанной в манере академической живописи (возможно, в Школе АХ в С.-Петербурге), И. изображен средовеком в схимническом облачении, с прижатой к груди десницей (ГИМ). Подчеркнуты аскетические черты лица - впалые щеки, заострившийся нос; небольшая светлая борода с проседью раздваивается на конце. Аналойная икона И. была написана М. И. Дикарёвым в 1888 г. в составе 235 минейных и праздничных икон для домовой церкви Мраморного (Константиновского) дворца в С.-Петербурге (местонахождение неизв.; Басова М. В. Минейные и праздничные иконы М. И. Дикарёва и И. С. Чирикова из домовой церкви Мраморного дворца в Петербурге: Создание, бытование, судьба//Тр. ГМИР. СПб., 2001. Вып. 1. С. 60). Прп. Исаакий Киево-Печерский. Гравюра мон. Илии. 1656 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 147 об. (РГБ) Прп. Исаакий Киево-Печерский. Гравюра мон. Илии. 1656 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 147 об. (РГБ) Прп. Исаакий Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерского мон-ря (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Исаакий Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерского мон-ря (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) На иконах и гравюрах Соборов Киево-Печерских святых И.

http://pravenc.ru/text/674768.html

Большое распространение получил ранний извод с совместным изображением прп. Лукиана и К., стоящих на фоне монастыря на берегу р. Серой, как, напр., на аналойной иконе ок. 1995 г. письма инокини Феоктисты (Санниковой). В небесном сегменте, как правило, написан образ Божией Матери «Знамение». На образе 1996 г. из юж. галереи (дипломная работа Л. Н. Улович в иконописной школе при МДА) К. изображен с окладистой, раздвоенной на конце бородой, на его свитке помещен текст: «Понеже бо в ней Д[у]хом С[вя]тым породихомся и». Преподобные показаны на разных берегах реки у основания горы, над которой высится Успенский мон-рь в виде белокаменного города с узнаваемыми храмами. С этого образа, особо чтимого в мон-ре, мон. Амвросией (Митрофановой) сделано неск. списков, в т. ч. из алтаря Троицкого собора (К. без свитка, в небесном сегменте - Владимирская икона Божией Матери). Другой извод встречается на иконе 2003 г. из Лукиановой пуст. (дипломная работа К. В. Фёдоровой в иконописной школе при МДА; см.: Лука (Головков). Традициям верны. С. 69), где использована композиция Печерской иконы Божией Матери. К. представлен, как обычно, справа, его правая ладонь раскрыта перед грудью, в левой покровенной руке - модель Троицкого собора обители. Первый единоличный фронтальный образ К. был написан владимирским иконописцем В. И. Некрасовым в 1996 г. и помещен на внутренней стороне крышки раки святого. К. представлен в рост в оливковой рясе, синей схиме с куколем на плечах и темно-коричневой мантии, правой рукой двуперстно благословляет, в левой держит свиток. Лик святого переписан мон. Корнилией (Шантариной) в 1998 г. После изготовления покрова на раку преподобного в 2000 г. эта икона перенесена на зап. паперть Троицкого собора и в нее вставлен мощевик. В создании шитого образа приняли участие насельницы мон-ря и мастерицы из Сергиева Посада. На покрове К. изображен прямолично в рост, у него длинная русая заостренная борода, на развернутом вверх свитке надпись: «Аще волите послушати мя, пребывайте во обители Пр[е]с[вя]тей Б[огоро]д[и]цы Успения, и аз буду о вас попечение творити». На кайме покрова вышиты строки из Акафиста К. («Радуися сонма преподобных отец причастниче…»). Для местного ряда иконостаса монастырской ц. Сретения Господня мон. Амвросией написан ростовой образ молящегося К. с моделью Сретенской ц. в руке, в небесном сегменте - благословляющая десница Божия. На столбике царских врат этой церкви находится ростовой образ К. с игуменским посохом в правой руке и развернутым свитком в левой (текст: «Б[о]г зрит токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Его»).

http://pravenc.ru/text/2458671.html

Из монастырских и соборных описей XVI-XVII вв. известно, что такие иконы назывались «Богоматерь Молебная» или «Моление о народе» и отличались от Б. и. (предстоящими, пейзажным фоном, свитком в левой руке Богоматери, иногда изображением облака под Ее ногами). К числу памятников этого типа принадлежат небольшие домашние и большие храмовые иконы, композиции в составе житийных циклов Богоматери (напр., клеймо иконы «Рождество Богоматери, с клеймами земной жизни», сер. XVI в., Устюженский краеведческий музей), а также подвесные пелены. С кон. XVII - нач. XVIII в. в описях встречаются упоминания эпитета «Боголюбская» в отношении древних изображений Богоматери в молении или Богоматери «Моление о народе»: в описи Благовещенского собора Московского Кремля 1680-1681 гг. иконой «Пресвятая Богородица Боголюбская» названа древняя аналойная икона, на к-рой изображена Богоматерь в молении; составители описи московского Успенского собора 1701 г. считали образами Богоматери Боголюбской многочисленные иконы с разными вариантами изображения Богоматери в молении, известные по описям 1-й пол. XVII в. как образы «Пречистыя Богородицы молебные». Появление подобных композиций, родственных памятникам XIV-XV вв. с одиночным изображением молящейся Богоматери (Богоматерь в молении на иконе 30-40-х (?) гг. XV в. (традиционно именуемая «Богоматерь Боголюбская», СПГИАХМЗ) и на пелене Софии Палеолог 1499 г. из Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ), связано с характерным для рус. искусства позднего средневековья интересом к теме соборной молитвы и заступничества Богоматери за правосл. народ. Определенное сходство икон «Богоматери Молебной» с Б. и. объясняется их общим происхождением от древней визант. иконографии Богоматери Параклисис. Возможно, под воздействием произведений нового типа на древней Б. и. появились изображения свитка в руке Богоматери и Иисуса Христа в правом верхнем углу средника. Среди большого числа копий Б. и. 3-й четв. XVII - нач. XVIII в., связанных с художественной традицией Оружейной палаты, встречаются как точные списки Б.

http://pravenc.ru/text/149497.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010