Здесь служатся панихиды по усопшим. Греческое слово «канон» в данном случае означает предмет, имеющий определенные очертания и размеры. Канон со свечами знаменует собою, что вера в Иисуса Христа, проповедуемая Четвероевангелием, всех усопших может делать причастниками Божественного света, света вечной жизни в Царстве Небесном. В центре средней части храма должен постоянно стоять аналой (или налой) с иконой святого или праздника, празднуемого в данный день. Аналой — вытянутый вверх четырехгранный столик (подставка) с пологой доской для удобства чтения возложенных на аналой Евангелия, Апостола или прикладываться к иконе на аналое. Употребляемый прежде всего в практических целях, аналой имеет значение духовной высоты, возвышенности, соответствующей тем святым предметам, которые на него полагаются. Пологая верхняя доска, поднимающаяся вверх, к востоку, знаменует возвышение души к Богу посредством того чтения, которое совершается с аналоя, или целования лежащих на нем Евангелия, Креста, иконы. Входящие в храм поклоняются прежде всего иконе на аналое. Если в храме нет иконы ныне празднуемого святого (или святых), то полагаются святцы — иконописные изображения святых по месяцам или полумесячиям, воспоминаемых в каждый день этого периода, помещенные на одной иконе. В храмах должны быть 12 или 24 такие иконы — на весь год. В каждом храме также должны быть небольшие иконы всех Великих праздников для положения их в праздничные дни на этом центральном аналое. Аналои ставятся на амвоне для чтения Евангелия диаконом во время Литургии. За праздничными Всенощными бдениями Евангелие читается на середине храма. Если служба совершается с диаконом, то в это время диакон держит раскрытое Евангелие перед священником или архиереем. Если священник служит один, то он читает Евангелие на аналое. Аналой используется при Таинстве исповеди. На него полагаются в этом случае малое Евангелие и Крест. При совершении Таинства венчания молодые обводятся священником трижды вокруг аналоя с лежащими на нем Евангелием и Крестом.

http://azbyka.ru/simvolika-i-ustrojstvo-...

Врачи запретили везти больную самолетом. И поехали сыновья с матерью из Сибири поездом, не поспев к погребению. Поплакали они на могиле, сказав по-сибирски: «Уработался Трофим. Больно тяжко с малолетства работал, вот и лег отдыхать». Сыновьям надо было возвращаться на работу, и мать сказала: «Поезжайте домой. Я останусь здесь. Хочу быть с Трофимом». А потом на могилке она сказала: «Ох, и трудно тебе досталось, сыночек! Ты у нас первопроходец — дорогу проторил, и я по твоей дорожке пойду». «К сожалению, я почти ничего не знала о новомученике Ферапонте, да и в Оптиной мало кто знал его. Но я слышала от людей, что он отзывчив на молитвы и многим помогает в их повседневных нуждах. Однажды и у меня была такая нужда. В нашей келье было тогда многолюдно, помолиться негде. И я решила устроить уголок для молитвы в иконописной мастерской. Иду на послушание и думаю: Господи, где достать аналой и кому бы заказать изготовить его? Вдруг меня окликают: „А ты не хочешь взять себе аналой о. Ферапонта?“ Вот радости было! Принесла я аналой в иконописную мастерскую и удивилась — в углу между подоконником и стеной было совсем небольшое свободное место, и аналой о. Ферапонта с точностью до миллиметра вошел туда. Как на заказ был сделан! Позже я узнала, что о. Ферапонт изготовлял аналои для оптинцев, и будто принял мой заказ». Слово «первопроходец» в Сибири бытовое и означает вот что: в пургу наметет снега по грудь, а первопроходец утопчет дорожку и за ним идут остальные. Точно также идут на болота за клюквой: первыми сходят первопроходцы, а вернувшись, доложат, что гать на болотах они починили, идти безопасно, а клюквы — хоть лопатой греби. Тут вся деревня придет в движенье: «Первопроходцы прошли, и нам пора». В церковь мать Нина до этого не ходила, но теперь она пошла за сыном по-сибирски, как идут за первопроходцем, то есть ступая след в след. Когда ей передали четки о. Трофима, мать Нина спросила: — А что Трофим с ними делал? — Проходил Иисусову молитву. С тех пор мать четки не выпускала из рук, повторяя неустанно: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

д) Аналой. Посреди храма устанавливается аналой , который представляет собой переносный столик, с наклонной верхней частью. Аналой обычно покрывают покровами из парчи или другой материи. На аналой кладутся: 1) Евангелие для лобызания и поклонения, 2) святые иконы в честь угодников Божьих или воспоминаемых священных событий, то есть праздничные иконы, также для поклонения и лобызания. Аналои могут устанавливаться в различных местах храма, где имеется в этом необходимость. е) Иконы. В храме по стенам его и у колонны размещаются иконы. Икона – это священное изображение лика Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери, святых апостолов и всех вообще святых угодников Божиих, предназначенное служить нам, верующим людям, в качестве одного из наиболее действительных средств живого и близкого духовного общения с теми, кто на нем изображен. Икона – неотъемлемая принадлежность православного храма. В куполе почти всегда изображается Пантократор – Господь Вседержитель. 4.3. Иконостас Средняя часть храма отделяется от алтаря иконостасом – дощатой стеной, украшенной святыми иконами. Первоначально такая стена предназначалась для отделения средней части храма от алтаря. Для этой цели в древней Церкви ставились деревянные решетки или преграды между средней частью храма и алтарем, а также протягивались завесы. Этими решетками или преградами преграждался доступ к алтарю мирянам, а завесами закрывалось совершение таинства Евхаристии от неверных и оглашенных; равно как и от верных в известное время. На этих решетках впоследствии стали ставить святые иконы как для чествования и лобызания их верными, так и для выражения той мысли, что алтарь служит образом (символом) неба и что при Богослужении небесная Церковь предстоит с земною. Этот обычай поставлять на решетках святые иконы получил всеобщее распространение со времени VII Вселенского Собора, утвердившего иконопочитание . В настоящее время иконостас, на основании практики древней Церкви, устраивается по следующему образцу. Через иконостас в алтарь ведут три двери. Средние двери иконостаса – широкие, двухстворчатые, против Святого Престола, называются «Царскими» дверями , или вратами, потому что через них на Литургии проходит Царь славы для напитания верных Своим Божественным Телом и Своею Кровию. Царские двери называются « святыми» (Типикон, глава 23), так как через них выносятся Святые Дары; они имеют такое наименование еще и потому, что через них нельзя входить в алтарь и выходить из него простым людям (мирянам); ими проходят только лица освященные, имеющие священный сан (священнослужители): диаконы, священники, архиереи (см. Новая Скрижаль).

http://azbyka.ru/liturgika-karpuhin

И затем начинается провозглашение славы и радости, которое наполняет всю церковь . Уже во время пения стихов «Бог Господь и явися нам» постепенно зажигаются все светильники в храме, и после пения тропарей и Богородична начинается часть службы под названием полиелей.Полиелей – момент, когда горят все огни, вся церковь залита светом, Царские врата открыты и по всему храму будет совершено каждение, как в самом начале, до символического изображения грехопадения, но теперь уже в новой радости, в новой славе. В начале мы созерцали этот мир, каким он возник в своей первозданной чистоте, в хрупкой невинности. Теперь мы провозглашаем победу Божию над грехом, победу Божию над злом, победу, одержанную Богом ради нас. Это уже зрелость мира, который опытно познал грехопадение и искуплен, спасен. И поется псалом 134-й или отдельные стихи этого псалма: «Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Благословен Господь от Сиона… Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век имя Его… Исповедайтеся Богу Небесному…» – и дальше продолжение этого псалма, более или менее полно, в зависимости от того, идет ли служба в монастыре, или в нерадивом приходе, или в более динамичной среде, или где регент, может быть, доносит до нас свою духовную энергию. Если есть праздник, то вместо того чтобы сразу обходить храм с каждением, духовенство выходит на середину, где стоит аналой. По общепринятому обычаю, на аналое уже лежит икона праздника, и к ней мы идем под это хвалебное пение, духовенство останавливается перед иконой и кадит ее. По Уставу, все должно происходить более торжественно. Аналой должен бы оставаться пустым до этого момента, и икона выносилась бы торжественно с престола, в предшествии свещеносцев, дьякона или священника с кадилом, и помещалась на аналой, знаменуя реальное, конкретное наступление праздника в среде данной конкретной общины, вторжение праздника, вторжение события, ознаменованного иконой, как бы содержимого иконой. Как бы то ни было, если речь идет не просто о воскресном дне, а о каком-то празднике, после хвалебного псалма поется особое величание, во время которого кадят икону, помещенную на аналое. И затем, в то время как это величание повторяется снова и снова, священник обходит и кадит всю церковь . И когда я говорю «церковь», то, как вы помните по началу вечерни, церковь  – не только стены и иконы на них, это и стены, и иконы, и народ – все они вместе составляют Церковь Божию, живую Церковь Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Во время пения «Аллилуиа» пономарь устанавливает на амвоне аналой. Священник, передав диакону Евангелие, отходит к горнему месту и становится с юго–восточной его стороны. В это время свещеносцы северной и южной (кто какой уходил в алтарь) дверьми выходят на солею, зажигают свечи и становятся лицом друг к другу (рис.130). На амвоне диакон (обойдя слева аналой и встав перед ним) полагает Евангелие на левое плечо, правой рукой расстилает на аналое конец ораря, полагает на него Евангелие и раскрывает, приготовляясь к чтению. Свещеносцы ставят перед аналоем 177 подсвечники и встают снова лицом друг к другу. По иной традиции диакон, приняв от священника Евангелие, выходит на амвон, расстилает на аналое орарь, ставит на аналой Евангелие и, держа его двумя руками, возглашает: «Благослови, владыко, благовестителя...», полагает на Св. Евангелие обе руки и преклоняет на них голову, оставаясь в таком положении до окончания возглашения священника. Священник, от горнего места, велегласно благословляет диакона: «Бог, молитвами...» Затем диакон говорит: «Аминь», полагает Евангелие на аналое и далее все происходит по обычному чину. Священник, у горнего места: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия», «Мир всем», благословляя при этом молящихся. Лик: «И духови твоему». Диакон, над писание Евангельского зачала 178 : «От (Матфея или Марка или Луки или Иоанна) Святаго Евангелия чтение». Лик: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Священник: «Вонмем». Диакон читает Евангелие, а священнослужители и народ стоят с преклоненными главами. По окончании чтения священник тихо говорит диакону: «Мир ти, благовествующему», пройдя для этого от горнего места северной стороной престола и став в Царских вратах (рис. 134 ). Лик: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон целует прочитанное Евангелие, закрывает, берет его и орарь (как обычно) с аналоя и подносит к царским вратам (рис. 135). Священник, в царских вратах, принимает Евангелие, а диакон целует принимающую руку священника, остается на своем месте для произнесения сугубой ектении, а священник относит Св. Евангелие на св. престол, ставит его в сторону от антиминса (к югу) в горней части престола 179 (рис. 136).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Аналой есть переносный столик, обыкновенно с наклоненной верхней частью, на нем кладутся Евангелие, когда оно читается при богослужении, и иконы в честь святых или воспоминаемых священных событий, то есть праздничные. Пояснения: I. Аналой покрывается красивым одеянием, на котором обычно бывает вышит крест. II. Чистить, переоблачать, покрывать и открывать святой престол и жертвенник, приготовлять для богослужения или убирать после него чашу, дискос, звездицу, лжицу, копие, касаться антиминса, открывать или закрывать дарохранительницу и дароносицу могут только священник и диакон. Никто из них не может поручить это делать церковнику или кому-либо другому. III. На обязанности церковника лежит: чистить и приготовлять кадило, приготовлять сосуды на вино и воду, свечи, облачение, аналой, а также уборка в алтаре. IV. Убирать же сам храм и паперть могут благочестивые прихожане, как мужчины, так и женщины. V. В алтаре никто, кроме священника и прислуживающих, присутствовать не может. VI. При входе в храм каждый должен сознавать, что стоит перед Богом, и поэтому должен осенить себя крестным знамением и поклониться алтарю. То же он должен сделать, подходя к солее или к амвону и обратись к святому престолу. 3. Действия при богослужениях 929. Какие действия соблюдаются при богослужениях? При богослужениях соблюдаются различные действия, в особенности: 1) благоговейное стояние; 2) крестное знамение; 3) совершаются поклоны; 4) стояние на коленах; 5) возложение на грудь рук в виде креста; 6) каждение; 7) благословение верующих епископом или священником; 8) звон в колокола. 930. Почему при отправлении богослужений производятся внешние действия? Внешние действия при богослужениях производятся потому, что мы состоим из души и тела и, по учению апостола Павла, должны славословить Бога и душой и телом (1Кор.6:20). 931. Почему православные христиане при богослужениях стоят? Православные христиане при богослужениях стоят потому, что неуместно и непристойно сидеть при общении с Богом. 932. Кому разрешает Церковь сидеть при богослужении?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

На величании патриарх перекладывает ее собственноручно на другой аналой, а ключари выносят аналой на средину церкви, где происходит целование Ризы, начиная с царя строго по рангу. После целования патриарх кладет ее опять на прежний аналой в ковчег и запирает ключом до завтрашней литургии. По окончании литургии и молебна на средине церкви опять бывает целование, но только немногих лиц: царя, патриарха, духовенства и избранных по указу Великого Государя чинов. Затем, патриарх, прежним порядком – при звоне колоколов, в сопровождении рипид, кадильниц и свечей – относит Ризу на главе «на уготованное место за решетку ко Гробу Господню», обертывает в пелену, кропит водой и запирает в ковчеге, ключ берет к себе, а ковчег печатают государевой печатью. При таком строгом охранении святыни, очевидно, она могла быть разрезана на части и роздана в разные места не без воли царя и патриарха. Феодор Алексеевич так и заявляет собору: «в мимошедшие лета изволением предков его Государских, вкупе же и благословением святейших Патриархов, тогда бывших, то пребогатое сокровище разделено на многие части, и устроено в разные ковчеги, и блюдомо не во едином месте». В первый раз частица от Ризы была отделена с тою целью, чтобы возить ее к больным, которые не в силах были сами являться в собор для молитвы, А так как желающих принять у себя в доме святыню и здоровых было весьма много, то возможно, что для удобства причта и скорейшего удовлетворения желающих возилась по домам не одна отделенная частица, а одновременно две и даже больше. С другой стороны, в самом соборе для приходящих лобызать святыню также должна была быть отделена частица, чтобы вся Риза от частого употребления окончательно не изветшала. Возможно, что после отделялись частицы от Ризы и с другими целями, например, для хранения в какую-нибудь церковь или монастырь, чтобы привлечь туда больше богомольцев, или с тем, чтобы вделать в употребляемые при богослужении кресты и другие предметы и т. п. Наконец, возможно, что иногда маленькие частицы отделяли в домовые церкви богачей и знатных бояр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Далее читается 50-й Псалом. Типикон описывает целование Евангелия следующим образом: «Сему же глаголему (т.е. Псалму) исходит священник святыми дверьми со Евангелием, держа е при персях своих пред идущим ... его ............двемя подсвечниками со свещами. Имеяй же и фелонь опущен долу стоит посреде храма, держа Святое Евангелие при персях своих. Подсвечники же ...................и приходит предстоятель един и творит поклоны два, таже целует Евангелие и паки творит поклон един. Не до земли творит поклоны, но малые, преклоняя главу, дóндеже рукою достигнет до земли. В неделю бо и Владычний праздник и Пятидесятницу всю колена не преклоняет.... отходя на место свое. Таже и братия вси идут ............. по чину, творят и тии подобне прежде два поклонения и целуют Святое Евангелие. И паки едино поклонение их настоятелю ...... ..............Исполньшеся же целование 50-му Псалму, поем Что обращает на себя внимание? Во-первых, священник, износя Евангелие, не полдагает его на аналой, но держит при персях своих, т.е. сам являет собою аналой. Настолько велико его благоговение к Евангелию, что оно не полагается на аналой. Оно либо полагается на престол, либо иерей его держит на руках. Само целование: сначала целует Евангелие предстоятель, а затем братия, причем идут парами. Два поклона с крестным знамением, затем целуют Евангелие, затем третий поклон Евангелию, поклон священнику, поклон друг другу, поклон народу. Отходят, а приходит следующая пара. Такой предполагается чин. Причем слова «Исполньшеся же целование 50-му Псалму, поем...» подразумевает, видимо, то, что 50-й Псалом читался или пелся очень протяжно и распевно, чтобы все это целование, нескорое само по себе, совершилось во время 50-го Псалма. Конечно, устав предполагает, что в храме мало народа – 10–20 человек, иначе это все невыполнимо. Затем поются знакомые всем песнопения: «Слава», «Молитвами апостолов», «И ныне», «Молитвами Богородицы». Удивительно, но Типикон не говорит о том, на какой глас поются эти песнопения. Традиционно их поют на 6 глас – видимо, по той причине, что последующая воскресная стихира 6-го гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ектении и отпуст – «Воскресый из мертвых Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнáго и Животворящаго Креста, святых славных и всехвальных апостол (здесь иерей поминает святых храма и дня), святых праведных Богоотец». (На отпусте во всю 4-ю седмицу до пятка включительно возглашается «Силою Честнáго и Животворящаго Креста».) По отпусте – «Слава, и ныне» и стихира евангельская. Церковный Устав умалчивает, где должен оставаться Святой Крест после поклонения ему до пятка. Древние соборные Чиновники дают по этому вопросу определенные указания, что Крест поставляется «на месте, идеже ставят аналой с праздничною иконою» (Чиновник Холмогорского собора, с. 82), «к поклонным иконам», то есть иконам в иконостасе (Чиновник Новгородского собора, с. 173), «против патриархова места» (Чиновник Московского Успенского собора, с. 97). А на поклонение в понедельник, среду и пяток Святой Крест износится с этого места на середину храма священником (порядок изнесения см. далее, в понедельник). На часах тропарь воскресный, «Слава» – Креста, по Трисвятом – кондак Креста. Литургия святого Василия Великого . Блаженны гласа на 6 и от канона Креста песнь 6-я на 4. По входе тропари – воскресный и Креста, «Слава, и ныне» – кондак Креста. Вместо Трисвятого поется «Кресту Твоему покланяемся, Владыко». Прокимен, глас 6-й – «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое». Стих – «К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене». Апостол – Евр., зач. 311, Евангелие – Мк., зач. 37. За «Достойно» – «О Тебе радуется». Причастен «Знáменася на нас свет Лица Твоего, Господи». В Неделю вечера на вечерне – прокимен великий, глас 8-й – «Дал еси достояние». Окончание вечерни, как и в предыдущие Недели поста. Глава 13. Понедельник 4-й седмицы На 1-м часе поклонение Кресту, как в воскресенье. Во время Богородична «Что Тя наречем» на середине храма ставят аналой для Креста. Иерей исходит из алтаря царскими вратами с кадилом и диакон со свечой ко Кресту и кадят Святой Крест спереди, потом, отдав кадило диакону, иерей подъемлет Крест на главу, несет его на середину храма и полагает на уготовленный аналой, затем иерей совершает каждение окрест его. Посем вместо «Стопы моя» иерей с диаконом поют «Кресту Твоему покланяемся, Владыко», и далее совершается все по тому же чину, как было и в Неделю на утрене. По окончании стихир и по целовании Креста всеми молящимися иерей таким же образом относит Святой Крест на прежнее место.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вы можете перечислить любую сумму на карту Сбербанка 4276400059953977. Получатель платежа: Кнутова Мария Александровна. Карта привязана к моб. тел. +79162145556. В поле «Сообщение» указать: «В утверждение иконопочитания».  Устав о предупреждении и пресечении преступлений. СПб., 1890. Ст. 100.  Книга Правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и поместных и святых отец. М., 2004. С. 105.  Массивный деревянный аналой в виде тумбы с наклонным верхом для возложения аналойной иконы называют «проскинитарием». В практике большинства храмов РПЦ такой аналой с иконой, постоянно находящийся в храме, устанавливается в центре наоса. См. Аналой//Православная энциклопедия. Т. 2. С. 215–216.  Текст правила и его толкование см.:  Павлов А . Номоканон при Большом Требнике. Его история и тексты, греческий и славянский, с объяснительными и критическими примечаниями. М.: Тип. Г. Лисснера и А. Гешеля, 1897. Правило 20. С. 136–145.  Современное переиздание см.: Номоканонъ сиречь законоправильникъ//Требник. СПб.: СТСЛ, 1995. Листы 276–294. Правило 20, лист 278.   Павлов А . Номоканон при Большом Требнике... С. 139–143.   http :// blagoslavo . ru / news /16 . Курсив наш –  В.Н.   http://blagoslavo.ru/ishop/product/213  Номоканонъ сиречь законоправильникъ//Требник, 1995. Лист 278. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Антон 2 сентября 2021, 10:38 Церковь сама себе создала проблему,и её теперь не разрешить.Мне кажется ,что первых двух частей,ну трёх,довольно было бы для освещения данной проблемы и её разбору.Но вы прям что то разошлись.Чита все после третьей думается,а в чем мое христианство,в соблюдение заповедей Христовых,или в столь скорпулезном,я бы даже сказал сверх положенного вызубриваем догматов,что невольно можно стать тем кто верблюда поглощает и отсуживает комара. Алла 6 марта 2020, 20:42 По-моему, авторы себе противоречат. " При этом, во избежание недоразумений,... В религиозном значении Крестом как знаком Господа Нашего Иисуса Христа является только то, что ИЗНАЧАЛЬНО СОЗДАВАЛОСЬ как изображение Креста Христова. " Отсюда следует, что когда атеист изготовливает медицинский крест (например для вывески), он НЕ создаёт Крест Христов. Для него это ТОЛЬКО медицинский символ. Атеистам в голову не приходит, что медицинский крест связан со Христом.

http://pravoslavie.ru/121531.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010