Окончание утрени – по великопостному чину. Часы, изобразительны и вечерня совершаются по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 5 марта). Примечание. Устав умалчивает об особенностях часов и изобразительных в отдание Благовещения в седмичный день св. Четыредесятницы, говоря только, что «прочее все поем с поклоны» . На 1м часе – кафизмы нет. На 3м часе – кафизма 7я. На 6м часе – кафизма 8я; тропарь пророчества (из Триоди), 1й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2й прокимен Триоди. На 9м часе – кафизма 9я. На вечерне – кафизма 18я. Примечание. В понедельник и среду Крестопоклонной седмицы на 1м часе после Богородична: «Что Тя наречем…» вместо «Стопы моя направи…» совершается поклонение Честному Кресту . В пятницу подобный чин совершается в конце изобразительных. Если аналой с Крестом находится на середине храма, то поклонение совершается следующим образом: из алтаря (обычно через царские врата ) исходит священник и кадит с четырех сторон лежащий на аналое Крест. Далее, по образцу Крестопоклонной Недели, поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…», стихиры на поклонение Кресту, глас 2й и глас 8й: «Приидите, вернии…» и др., и совершается поклонение Кресту и целование его. В тех храмах, где Честной Крест после поклонения в Неделю пребывал «о десную страну царских дверей», «Настольная книга священнослужителя» (т. 4, с. 541) указывает следующий порядок действий: «Во время Богородична Что Тя наречем на середине храма ставят аналой для Креста. Иерей исходит из алтаря царскими вратами с кадилом и диакон со свечой ко Кресту и кадит святой Крест спереди, потом, отдав кадило диакону, подъемлет Крест на главу, несет его на середину и полагает на уготованный аналой. Иерей, положивши Крест на аналой, совершает каждение окрест его. Посем вместо Стопы моя иерей с диаконом поют Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и далее совершается все по тому же чину, как было и в Неделю на утрени. По окончании стихир и по целовании Креста всеми молящимися иерей таким же образом относит святой Крест на прежнее место».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Окончание утрени – по великопостному чину. Часы, изобразительны и вечерня совершаются по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 5 марта). Примечание. Устав умалчивает об особенностях часов и изобразительных в отдание Благовещения в седмичный день св. Четыредесятницы, говоря только, что «прочее все поем с поклоны» . На 1-м часе – кафизмы нет. На 3-м часе – кафизма 7-я. На 6-м часе – кафизма 8-я; тропарь пророчества (из Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне – кафизма 18-я. Примечание. В понедельник и среду Крестопоклонной седмицы на 1-м часе после Богородична: «Что Тя наречем...» вместо «Стопы моя направи...» совершается поклонение Честному Кресту . В пятницу подобный чин совершается в конце изобразительных. Если аналой с Крестом находится на середине храма, то поклонение совершается следующим образом: из алтаря (обычно через царские врата ) исходит священник и кадит с четырех сторон лежащий на аналое Крест. Далее, по образцу Крестопоклонной Недели, поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...», стихиры на поклонение Кресту, глас 2-й и глас 8-й: «Приидите, вернии...» и др., и совершается поклонение Кресту и целование его. В тех храмах, где Честной Крест после поклонения в Неделю пребывал «о десную страну царских дверей», «Настольная книга священнослужителя» (т. 4, с. 541) указывает следующий порядок действий: «Во время Богородична Что Тя наречем на середине храма ставят аналой для Креста. Иерей исходит из алтаря царскими вратами с кадилом и диакон со свечой ко Кресту и кадит святой Крест спереди, потом, отдав кадило диакону, подъемлет Крест на главу, несет его на середину и полагает на уготованный аналой. Иерей, положивши Крест на аналой, совершает каждение окрест его. Посем вместо Стопы моя иерей с диаконом поют Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и далее совершается все по тому же чину, как было и в Неделю на утрени. По окончании стихир и по целовании Креста всеми молящимися иерей таким же образом относит святой Крест на прежнее место».

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-08/

Диакон (стоя с кадилом у северной стороны престола лицом к народу): «Премудрость». Чтец произносит надписание апостольского чтения (если два или три зачала, то чтец говорит надписание только первого чтения). Диакон: «Вонмем». Священник и диакон поклоняются горнему месту, священник садится справа от горнего места 279 , а диакон продолжает каждение. Чтец читает текст апостольского зачала. Диакон кадит иконостас, возвращается царскими вратами в алтарь, кадит священника (который встает при каждении) и служителей в алтаре по чину. Затем вновь выходит царскими вратами на амвон, кадит чтеца, хор и народ по чину, поворачивается на восток, кадит створки царских врат и местные иконы, возвращается царскими вратами в алтарь, кадит престол спереди, сидящего священника и отдает кадило пономарю 280 . Священник (по окончании чтения благословляя чтеца): «Мир ти» 281 . Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость». Чтец: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа». Если два аллилуария, то сразу говорится первый стих первого аллилуария. Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа». Во время пения «Аллилуиа» священник тайно читает молитву «Возсияй в сердцах наших…». Затем подходит к престолу, целует Евангелие и престол, берет Евангелие, отдает его диакону и снова отходит к горнему месту. Диакон выносит Евангелие на амвон прямо царскими вратами 282 , где его уже ожидают свещеносцы, которым следует сразу после чтения Апостола выйти из алтаря через боковые двери. В предшествии свещеносцев диакон обходит аналой с северной стороны, становится перед аналоем, полагает Евангелие на левое плечо, правой рукой постилает на аналое конец ораря, ставит на аналой (на конец ораря) Евангелие и держит его обеими руками. Пономари, обходя аналой впереди диакона, совершают полный круг, так что каждый из них возвращается на свое начальное место. Затем пономари становятся лицом к алтарю, а свечи ставят перед аналоем. Чтец говорит стих аллилуария. Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа». Чтец говорит стих аллилуария. Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В тех храмах, где Честной Крест после поклонения в Неделю пребывал «о десную страну царских дверей», «Настольная книга священнослужителя» (т. 4, с. 541) указывает следующий порядок действий: «Во время Богородична Что Тя наречем на середине храма ставят аналой для Креста. Иерей исходит из алтаря царскими вратами с кадилом и диакон со свечой ко Кресту и кадит святой Крест спереди, потом, отдав кадило диакону, подъемлет Крест на главу, несет его на середину и полагает на уготованный аналой. Иерей, положивши Крест на аналой, совершает каждение окрест его. Посем вместо Стопы моя иерей с диаконом поют Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и далее совершается все по тому же чину, как было и в Неделю на утрени. По окончании стихир и по целовании Креста всеми молящимися иерей таким же образом относит святой Крест на прежнее место». В понедельник, среду и пятницу Крестопоклонной седмицы на часах и на изобразительных по «Отче наш...» – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». Примечание. На вторник 4-й седмицы (8 марта) со среды 4-й седмицы (9 марта) переносится полиелейная служба в честь 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся (см. Типикон, 9 марта, 4-я Маркова глава). На вечерне (в понедельник вечера) – кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 8-й – 3, и мучеников, глас 2-й – 3 (см. в Минее 9 марта). «Слава» – мучеников, глас тот же: «Терпяще настоящая...» (см. первую стихиру Минеи), «И ныне» – догматик, глас тот же: «Прейде сень законная...». Вход с кадилом. «Свете Тихий» . Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 6-й: «Услыши, Боже, глас мой...», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас тот же: «Услыши ны, Боже...», со стихом) и чтение трех паримий мучеников (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем»). (Ектения «Рцем вси...» здесь не произносится.) После паримий читается: «Сподоби, Господи...». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава» – мучеников, глас 6-й: «В песнопениих восхвалим...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза...» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа).

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-20/

Если времени достаточно и на приходе работает квалифицированный плотник, можно изготовить подложку с двойными бортиками, в промежуток между которыми закладываются блоки оазиса. Такая конструкция устойчивее, но увеличивает механическую нагрузку на аналой. Бывает, скромный размер аналоя не позволяет «вписать» в себя подложку: там едва помещается лишь сама икона. Тогда емкость с пропитанными водой блоками оазиса укрепляют на верхней его части и затем уже устанавливают там цветы. Правила украшения остальных элементов в храме Можно украсить и другие иконы, в том числе закрепленные на стенах. Обычно для крепежа базы или подложки в этом случае служат киот или оклад. Икону, у которой нет ни киота, ни оклада, можно оформить крепящимися к обратной и боковым ее сторонам гирляндами. Крест, выносимый из алтаря для поклонения верующих, украшается на Крестопоклонную неделю и в праздники Воздвижения и Происхождения Честных Древ. Возможны три варианта полноты цветочного декора: затрагивающие только саму святыню; только аналой, на который та полагается; и крест, и аналой. Для украшения самого креста заранее изготавливается фанерная подложка, в которой по периметру двумя параллельными строчками просверливаются отверстия для закрепления сплетенной гирлянды при помощи проволоки. Дополнительное уширение подложки позволит разместить гирлянду на оазисе. При оформлении аналоя на нем закрепляется обтянутая тканью фанерная подложка, к которой крепится гирлянда (идущая по периметру подложки, повторяющая контур креста или описывающая его по окружности). Традиционным цветом для украшения Плащаницы Христовой считается белый; на Богородичной Плашанице к нему добавляются голубой и синий тона. Чаще всего этот элемент облачения украшается гирляндой — замкнутой, расположенной по всему его периметру, или П-образной по трем его сторонам. Для надежного крепления гирлянды полотно Плащаницы осторожно протыкают концами согнутой пополам проволоки, гирлянда пропускается между этими «усиками» и затем надежно ими фиксируется. В случае особо ценной Плащаницы гирлянду размещают вокруг нее на специально устроенной подставке либо на самой гробнице, на которую положено облачение.

http://e-vestnik.ru/analytics/floristika...

Когда диакон с омофором (идя кругом аналоя) доходит до чтеца Апостола, тот идет в алтарь (если диакон — через царские врата) и становится по левую сторону престола, а диакон с омофором — на прежнее место. По обе стороны протодиакона становятся иподиаконы с трикирием и дикирием и рипидчики, подняв рипиды над Евангелием. Протодиакон, поставив святое Евангелие на аналой и покрыв его орарем, преклоняет над Евангелием главу и возглашает: “Благослови, Преосвященнейший Владыко, благовестителя…” Архиерей:  Бог, молитвами… Протодиакон  глаголет: Аминь; и, положив орарь на аналой под книгу, раскрывает Евангелие. Второй диакон : Премудрость, прóсти… Архиерей:  Мир всем. Певчие:  И духови твоему. Протодиакон:  От  (имя рек)  святаго Евангелиа чтение. Певчие:  Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Первый диакон:  Вонмем. Протодиакон внятно читает Евангелие. Когда начнется чтение Евангелия, оба диакона целуют престол, идут под благословение к архиерею, целуют его руку и полагают Апостол и омофор на свои места. Иереи слушают Евангелие с непокрытыми главами, архиерей — в митре. По прочтении Евангелия хор поет: “Слава Тебе, Господи, слава Тебе”. Аналой убирают, рипиды уносят в алтарь. Архиерей сходит с горнего места, проходит через царские врата на амвон, целует Евангелие, держимое протодиаконом, и осеняет дикирием и трикирием народ при пении на клиросе: “Ис полла…” Протодиакон отдает Евангелие первому иерею, и тот поставляет его на горнее место престола. Иподиаконы молятся к востоку  (один поклон),  кланяются архиерею, ставят дикирий и трикирий на их места. Иереи становятся на свои места. Ектении Сугубую ектению произносит протодиакон или первый диакон. Когда произносится прошение “Помилуй нас, Боже…”, все присутствующие в алтаре (диаконы, иподиаконы, пономари) становятся за престолом, молятся к востоку и кланяются архиерею. После прошения “… и о Господине нашем Преосвященнейшем…” стоящие за престолом поют (вместе с иереями) трижды: “Господи, помилуй”, молятся к востоку, кланяются архиерею и отходят на свои места.

http://azbyka.ru/ukazanije-dlya-svyashhe...

Когда диакон с омофором (идя кругом аналоя) доходит до чтеца Апостола, тот идет в алтарь (если диакон – через царские врата) и становится по левую сторону престола, а диакон с омофором – на прежнее место. По обе стороны протодиакона становятся иподиаконы с трикирием и дикирием и рипидчики, подняв рипиды над Евангелием. Протодиакон, поставив святое Евангелие на аналой и покрыв его орарем, преклоняет над Евангелием главу и возглашает: «Благослови, Преосвященнейший Владыко, благовестителя...» Архиерей: Бог, молитвами... Протодиакон глаголет: Аминь; и, положив орарь на аналой под книгу, раскрывает Евангелие. Второй диакон: Премудрость, прости... Архиерей: Мир всем. Певчие: И духови твоему. Протодиакон: От (имя рек) святаго Евангелиа чтение. Певчие: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Первый диакон: Вонмем. Протодиакон внятно читает Евангелие. Когда начнется чтение Евангелия, оба диакона целуют престол, идут под благословение к архиерею, целуют его руку и полагают Апостол и омофор на свои места. Иереи слушают Евангелие с непокрытыми главами, архиерей – в митре. По прочтении Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Аналой убирают, рипиды уносят в алтарь. Архиерей сходит с горнего места, проходит через царские врата на амвон, целует Евангелие, держимое протодиаконом, и осеняет дикирием и трикирием народ при пении на клиросе: «Ис полла...» Протодиакон отдает Евангелие первому иерею, и тот поставляет его на горнее место престола. Иподиаконы молятся к востоку (один поклон), кланяются архиерею, ставят дикирий и трикирий на их места. Иереи становятся на свои места. Ектении. Сугубую ектению произносит протодиакон или первый диакон. Когда произносится прошение «Помилуй нас, Боже...», все присутствующие в алтаре (диаконы, иподиаконы, пономари) становятся за престолом, молятся к востоку и кланяются архиерею. После прошения «... и о Господине нашем Преосвященнейшем...» стоящие за престолом поют (вместе с иереями) трижды: «Господи, помилуй», молятся к востоку, кланяются архиерею и отходят на свои места.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«И свою-у-у-у наготу… рыда-а-а-ая и пла-акаше», — вторит ему с чувством дьячок Василий Алексеев. «Ра-аю мой… ра-аю… прекра-а-а-асный мой раю!» — дружно и жалостно поют все. Дедушка плачет в алтаре при этих словах. «В землю пойду, от нея же взят бых», — грузно и внушительно отчеканивает басом Петрович. — Да, — раздумчиво и качая головой, сквозь слезы приговаривает дедушка, — непременно все пойдем: «земля еси, и в землю отъидеши»… В конце обедни дедушка произносит проповедь Путятина: «Аще отпущаеши человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный». Народ двинулся к поставленному на амвон аналою: мальчишки влезли на самый амвон и облепили аналой, мужики стали тесным и внушительным полукругом, из дальних углов потянулись бабы с сокрушенными лицами. Дедушка выходит из алтаря, протирает очки беленьким, с красными каймами платочком, надевает очки, спустивши их низко, на самый кончик носа, а платочек кладет около себя, на аналое. Петр Михайлов приготовился слушать, собравши кожу на лбу и сделавши плаксивое лицо. Иван Алексеев опустил глаза в землю и еще больше поник головой. Но Кузьма Григорьев все свое внимание сосредоточил на мальчишках. Мальчишки, разместившиеся на ступеньках амвона и облепившие аналой, и во время проповеди продолжают свою возню: потихоньку щиплют друг друга за волосы и за уши, незаметно вставляют друг другу в уши кончики волос, выдернутых тут же у соседа, выхватывают друг у друга картузы и шапки, залезают в карманы… Кузьма Григорьев не выдерживает и, подкравшись, начинает щипать за волосы, за уши, раздавать щелчки и колотушки по всем белокурым, черным, рыжим головам. Мальчишки сначала захихикали, стали прятаться один за другого, потом притихли. Дедушка говорит звучно и выразительно, выговаривая больше на «о», некоторые слова не разбирает и потому книжку поднимает над аналоем, поворачивая ее к свету. В некоторых местах он поднимает голос, стучит ногтями пальцев по аналою, в чувствительных местах он всхлипывает, берет платочек, утирает, приподнявши очки, слезы и опять кладет платочек около себя на аналой.

http://pravoslavie.ru/45107.html

Но – удивительно: в Пасхальную ночь Батюшка совершенно преображался; откуда бралась у него бодрость! движения были быстры, энергичны, голос звучал твердо, осанка была какая-то величественная, выражение лица радостное, даже блаженное, и во время литургии пасхальной он никогда не плакал. Наоборот: весело улыбался и громко говорил приветствие «Христос воскресе.» В эту ночь он не боялся и простуды: ради народа, стоящего во дворе, служил при открытых окнах, кадил в окно богомольцам и сам даже раздавал антидор – тоже в открытое окно, тогда как обычно достаточно было посидеть ему с открытой форточкой, чтоб простудиться и заболеть. – По поводу пасхальной радости, как-то раз спросили Батюшку: «почему это с годами радость все уменьшается, тогда как в детстве и юности наступление Пасхи чувствуется всем существом, – вся душа насыщена светлым праздником; почему теперь этого нет?» – Батюшка на это ответил: «Потому, что теперь совесть не чиста. На сердце чистое радость сама приходит, да и не может оно не радоваться, ибо близок к нему и Ангел-Хранитель. А с годами и ум, и слух, и зрение, и воображение, – все засоряется грехом... И – понятно: всякая радость духовная – не успеет дойти до сердца, а уж загаживается в нас, и пропадает... » – «А можно ли вернуть ее?» – «Конечно, – даже обязаны! Если не будете, как дети, не войдете в Царствие Божие.» – «Какое же средство для этого?» – «Средство – покаяние, очищение от грехов, самоохранение»... Такие же мысли о пасхальной радости в сем веке и в будущем выражены Батюшкой и в его многочисленных письмах – поздравлениях к Пасхе. После Пасхи Батюшка опять служил уже со слезами. Когда по слабости сил он не мог сам служить, то считал это для себя большим лишением, ибо несомненно, что он во время служений сподоблялся от Бога многих откровений и молитвенных озарений. Об этом он и сам проговорился. Как-то раз, войдя в алтарь со своим духовным сыном – арх. Г., он, указывая на стоящий возле престола свой аналой, сказал: – «Этот аналой вы, батюшка, после меня себе возьмите! Я мно-о-ого тут пережил... Когда пошлет Господь озарение в молитве, – тут ведь, и себя позабудешь, – не чувствуешь, где стоишь... Вот я возьму да и обопрусь на него... – вот так...» – и Батюшка показывает, как он при служении литургии опирается на аналой левым локтем. Это положение Старца у аналоя, действительно, было хорошо известно всем служащим с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Sedmie...

В тех храмах, где Честной Крест после поклонения в Неделю пребывал «о десную страну царских дверей», «Настольная книга священнослужителя» (т. 4, с. 541) указывает следующий порядок действий: «Во время Богородична Что Тя наречем на середине храма ставят аналой для Креста. Иерей исходит из алтаря царскими вратами с кадилом и диакон со свечой ко Кресту и кадит святой Крест спереди, потом, отдав кадило диакону, подъемлет Крест на главу, несет его на середину и полагает на уготованный аналой. Иерей, положивши Крест на аналой, совершает каждение окрест его. Посем вместо Стопы моя иерей с диаконом поют Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и далее совершается все по тому же чину, как было и в Неделю на утрени. По окончании стихир и по целовании Креста всеми молящимися иерей таким же образом относит святой Крест на прежнее место». В понедельник, среду и пятницу Крестопоклонной седмицы на часах и на изобразительных по «Отче наш…» – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие…». Примечание. На вторник 4-й седмицы (8 марта) со среды 4-й седмицы (9 марта) переносится полиелейная служба в честь 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся (см. Типикон, 9 марта, 4-я Маркова глава). На вечерне (в понедельник вечера) – кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 8-й – 3, и мучеников, глас 2-й – 3 (см. в Минее 9 марта). «Слава» – мучеников, глас тот же: «Терпяще настоящая…» (см. первую стихиру Минеи), «И ныне» – догматик, глас тот же: «Прейде сень законная…». Вход с кадилом. «Свете Тихий» . Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 6-й: «Услыши, Боже, глас мой…», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас тот же: «Услыши ны, Боже…», со стихом) и чтение трех паримий мучеников (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем»). (Ектения «Рцем вси…» здесь не произносится.) После паримий читается: «Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву…», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава» – мучеников, глас 6-й: «В песнопениих восхвалим…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза…» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010