Вместо Херувимской песни – Тропарь, глас 8-й: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет. Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же сему лицы ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии херувими и шестокрилатии серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа». Вместо «Достойно...» – ирмос 9-й песни: «Не рыдай Мене, Мати...» Причастен: «Воста, яко спя, Господь, и воскресе спасаяй нас». Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...» (см. ЖМП, 1956, 12). После отпуста совершается благословение хлебов и вина. Совершается каждение вокруг стола с хлебами, затем диакон возглашает: «Господу помолимся», и иерей читает молитву: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, Сам благослови и хлебы сия и вино и умножи сия во святем храме сем и во всем мире Твоем, и вкушающия от них верныя освяти. Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков». Певцы: «Аминь». Относительно трапезы, приличной настоящему дню, в Типиконе сказано: «По отпусте же [литургии] исходим из церкве в трапезу и сядем... с безмолвием и со благоговеинством. И абие входит келарь, и дает братии по единому укруху хлеба... и по 6 смоквей, или фиников, и по единей мерней чаши вина. А идеже вина несть, испивают братия квас от меда или от жита» (Типикон, Великая суббота, вечер, 2-е «Зри»). Если освящение куличей и пасох совершается до Светлой утрени, то при этом следует петь: «Егда снизшел...» 59 . После уборки храма начинается «чтение великое, в Деяниих святых апостол от начала. (О том, что вся книга Деяний должна быть прочитана до начала полунощницы, сказано в Типиконе: «Сие опасство да внимает церквоначальник, да вся Деяния прочтутся до конца... Изменяются же чтецы, и чтут даже до часа 4-го нощи час. вечера]. Посем же вжигает параекклисиарх вся кандила [лампады] по местом. И взем от настоятеля благословение, и тако изшед ударяет в било. И чтец совершает [т. е. оканчивает] чтение». И тотчас положено начинать полунощницу (Типикон, Великая суббота вечера, 3-е «Зри») Глаголет же чтец начало [Деяния святых апостолов благослови, отче, прочести]. Иерей же стих: Молитвами святых апостол, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. И по амине начинает чтец чести» (Типикон, Великая суббота вечера, 2-е «Зри»). Аналой для чтения Деяний поставляется так, как и в других случаях для чтения церковных поучений. Но так как Деяния обычно читают миряне, то аналой следует поставить около солеи, но в возможном отдалении от Плащаницы. Указания для священно-церковнослужителей при

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В связи с вышеизложенным, представляется целесообразным исключить слова «с благословения епархиального архиерея» из последующих изданий различных уставных пособий о богослужении на Крестовоздвижение, разрешив совершение чина воздвижения во всяком храме Русской Православной Церкви по благоусмотрению настоятеля. При этом видится особенно уместным совершение этого чина в кафедральных соборах, больших многоштатных приходах и монастырях. В тех приходах и монастырях, в которых совершение чина воздвижения из-за возможных сложностей представляется трудноисполнимым, предлагается совершать его по упрощенному последованию, описанному ниже. После возгласа «Премудрость, прости» священник (в полном иерейском облачении) полагает Крест на аналой посреди храма, кадит его и совершает три земных поклона. Хор в это время трижды поет тропарь Кресту. Затем священник, приняв Крест и став посреди храма лицом на восток, произносит приведенное в Типиконе молитвенное прошение 2 , после которого трижды осеняет Крестом, последовательно низводит и возвышает его и снова трижды осеняет им. Такие же действия священник совершает, обращаясь на прочие указанные в чине стороны (на запад, на юг, на север и снова на восток). При этом хор может петь «Господи, помилуй» не по 100 раз на каждое воздвижение, а по 40 или 12 раз. При наличии диакона, прошения произносит диакон, каждый раз стоя ко Кресту лицом (то есть переходя на новое место каждый раз, когда священник обращается к следующей стороне света) и совершая его каждение. При наличии сослужащего священника и при отсутствии диакона, прошения произносит второй священник. При наличии двух сослужащих священников, они поддерживают предстоятеля под локти во время воздвижений. Возливание благовонной (розовой) воды на Крест совершается при наличии еще большего числа сослужащих. По окончании священнодействия Крест полагается на аналой и начинается чин поклонения Кресту. При недостаточном числе священнослужителей возливание и каждение Креста во время его воздвижений могут быть опущены.

http://patriarchia.ru/db/text/6053314.ht...

может плакать и томиться, ничего не завершив. Если ты боишься муки, Я сама свершу свой путь». И тогда, ломая руки, я шепчу ей: «Позабудь… Позабудь мой грех невольный, отпусти мой тяжкий грех… Сердцу стало слишком больно за себя, за нас, за всех… Я не буду малодушной, только снова улыбнись…» Пахнет воском воздух душный, вечереет в окнах высь… В мягких отблесках заката умирают скорби дня… Ангел грустный и крылатый тихо смотрит на меня. 1921 Сон Эрны 1. Ветер и солнце. Палящее солнце.. Вьется по улице пыль… Автомобиль Вырос, промчался и скрылся от взора. Сколько цветов продают у собора! Желтые розы – оттенки червонца… Алые розы, как кровь… Сколько цветов в запыленных корзинах! Что же в них ищет она? Ищет до дна в белых левкоях, душистых жасминах бледная девушка в белой косынке, что она ищет в замшенной корзинке, перебирая цветы? Белые розы! Ах, нет,– желтоватых вовсе не надо ей роз… Кто же привез только бы веточку белых, несмятых роз ароматных, ей нужных до боли?! Что там белеет? То ветка магнолий, белых, холодных цветов. Если бы можно о чуде молиться! Белые розы пошли, Боже, внемли! О, наклонись! Здесь душистые розы, белые, белые… Чьи это слезы дали желанному чуду свершиться, дали возникнуть цветам? И поднялись, словно гибкая серна, белые розы в руках… В темных глазах видно в улыбке звенящую душу… Девушки странной ты имя послушай, имя не русское, звонкое: Эрна! Словно душистый цветок… 2. В храме шаткие ступени Черный с белым аналой… Опустилась на колени… «Со святыми упокой…» Кто-то умер, кто-то близкий У последней стал черты. И на траурный, на низкий Аналой кладет цветы. Для умерших нет возврата, Воды смерти глубоки… Но зачем в лучах заката Так краснеют лепестки? Что опять случилось злое? Побледнев, подходит вновь – И лежат на аналое Розы, красные как кровь. Значит, Бог не хочет чуда, Бог не хочет белых роз?! Нет ответа ниоткуда… На ресницах капли слез… И с улыбкой безотрадной Розы вновь берет она, И прильнула к сердцу жадно Роз алеющих волна… Все умрут в порыве смелом,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

В ХХ в. подавляющее большинство беспоповских общин Белоруссии и Прибалтики перешли к признанию Б. У беспоповцев-«необщинников», живущих на Кубани и в Сибири, по свидетельству наставника А. К. Килина , в XX в. сомнений в необходимости бракосочетания не возникало. Основное значение в этом чине у них придавалось взаимному согласию, строгому соблюдению степеней родства и благословению родителей. Новожены у федосеевцев сейчас называются «немолящимися», т. к. не принимают участия в общем молении (им запрещено даже осенять себя крестным знамением). Однако в обсуждении вопросов жизни общины они участвуют наряду с др. ее членами. Среди федосеевцев Сев.-Зап. округа и Прибалтики бытует обряд «брака вкрадку», позволяющий родителям новобрачных освободиться от несения епитимьи. Ныне в московской общине поморцев в большинстве случаев совершается «брачный чин», составленный Скачковым, с нек-рыми изменениями. Содержание его примерно таково. В середине храма устанавливается аналой, покрытый пеленой из белой парчи, расшитой золотом, расстилается подножие, кладутся белые подрушники , на аналой возлагается крест. Настоятель уводит брачующихся в переднюю часть храма, за иконостас. Кладется т. н. приходный начал. Жениха облачают в кафтан, а невесту - в специальный брачный сарафан из белой или розовой парчи. Родители благословляют жениха и невесту. Хор начинает петь стихиру «Радуйся и веселися, граде Сионе». На словах «се бо Царь Твой грядет правдою» настоятель через левую дверь в иконостасе медленно вводит в храм брачующихся. Жених и невеста, сопровождаемые дружкой жениха и т. н. поневестницей, становятся перед аналоем с крестом. Настоятель задает вопросы о добровольном вступлении в Б., о готовности к вечному сожительству в согласии и для подтверждения истинности ответов подводит брачующуюся пару к кресту. Когда жених и невеста прикладываются ко кресту, хор поет Пс 127 «Блажени вси боящиеся Господа». После этого начинается молебен Всемилостивому Спасу. При возглашении чтецом «Бог Господь и явися нам» настоятель надевает жениху и невесте кольца и предлагает ими обменяться.

http://pravenc.ru/text/Брак.html

Возсияй в сердцáх наших, Человеколюбче Владыко, Твоего богоразумия нетленный Свет, и мысленныя нáша отвéрзи очи, во евангельских Твоих проповéданий разумение: вложи в нас и страх блаженных Твоих заповедей, да, плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему, и мудрствующе, и деюще. Ты бо еси Просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. По прочтении священником молитвы пред Евангелием диакон подходит к нему, преклоняет главу и, показуя орарем на Евангелие (на престоле), говорит тихо священнику: Благослови, владыко, благовестителя святаго апостола и евангелиста (имя рек евангелиста читаемого Евангелия). Священник, благословляя его, произносит тихо: «Бог, молитвами святаго, славнаго, всехвальнаго апостола и евангелиста (имя рек) да даст тебе глагол благовествующему силою многою во исполнение Евангелия Возлюбленнаго Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа. С этими словами он передает диакону Евангелие и снова отходит к горнему месту. Диакон, сказав: Аминь, поклоняется Евангелию и, принимая Евангелие из рук священника, целует руку священника. Евангелие диакон обносит вокруг престола чрез горнее место (на горнем месте он останавливается и подает Евангелие для целования предстоятелю) и царскими вратами выносит на амвон, где для чтения Евангелия поставляется аналой. (Однако, при чтении «Благослови, владыко, благовестителя...» и «Бог молитвами...» в алтаре, правильнее было бы выносить Евангелие на амвон прямо чрез царские врата, не обходя престол.) На амвоне диакон полагает Евангелие на левое плечо, правой рукой постилает на аналое конец ораря, полагает на него Евангелие и раскрывает его. Перед диаконом, несущим Евангелие, идет свещеносец со свечой и становится с ней у аналоя, а хор заканчивает аллилуиарий. 1 . В воскресные и праздничные дни диакон, приняв от предстоятеля Евангелие и по обычаю сделав выход с ним на амвон, ставит на аналой (на конец ораря) Евангелие и, держа его обеими руками, на амвоне возглашает: «Благослови, владыко, благовестителя...», преклоняя на руки главу и оставаясь в таком положении до окончания возглашения предстоятеля. Предстоятель с горнего места вслух молящихся произносит: «Бог, молитвами святаго, славнаго...» и благословляет диакона. Диакон говорит: Аминь, полагает Евангелие на аналое и раскрывает его для чтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С амвона сходят первые два диакона и вместе становятся рядом с двумя пономарями; первые два священника вместе с первыми двумя диаконами и пономарями молятся и кланяются Архиерею; за сим те же священники, выступив из своих рядов друг к другу, становятся лицом к аналою, а диаконы обращаются к пономарям, принимают трикирии от них, передают священникам в левые их руки, а из правых принимают от них свечи, затем священники сами правою своею рукой берут крест, вкладывают в левую свою руку, прикладывая к трикирию, а диаконы тогда же, приняв от пономарей кадило, подают священникам, идут за аналой; диаконы оттуда, а священники на месте обращаются к Архиерею с приподнятыми кадилами, причём старший священник произносит: «благослови, Преосвященнейший Владыко кадило». Получив благословение от Архиерея, священники с диаконами начинают каждение аналоя спереди аналоя вместе, по бокам друг против друга, позади опять вместе, имея против себя каждый своего диакона. Окадив аналой, священники расступаются, чтобы пропустить вперёд диаконов и идут за последними в алтарь чрез отверстые Царские двери, кадят там престол также как аналой, и окадив его, священники, сходятся по средине между престолом и горним местом, а диаконы по бокам; оттуда кадят горнее место вместе, оттуда – же, не расходясь, правый священник кадит вправо, справа имея своего диакона, а левый влево жертвенник, имея диакона слева; там же, обратившись к западу, кадят вместе иконы над Царскими вратами, засим правый священник предстоящих с юга в алтаре, а левый предстоящих с севера, имея диаконов рядом с собою; затем каждый своей стороной престола и кадят вместе Царские врата, каждый свою сторону; из алтаря царскими дверьми в предшествии диаконов выходят на солею и кадят вместе Царские врата, а затем правый священник с своим диаконом справа икону Спасителя и храмовую, а левый икону Божией Матери и симметричную с храмовой с диаконом слева. С солеи священники вместе посредине с диаконами по сторонам кадят трижды по трижды первенствующего святителя, а затем по трижды остальных архиереев; за сим оттуда же каждый священник кадит сослужащих своей стороны, клирос, народ; окадив всех, сходят на средину в предшествии диаконов, которые с восточной стороны аналоя останавливаются, расступаются и пропускают священников вперёд.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Во время чтения Апостола священник сидит с южной стороны горнего места. Диакон же в это время совершает каждение алтаря, иконостаса, кадит священнику и народу. После прочтения Апостола священник, обращаясь к чтецу, произносит: «Мир ти»; чтец отвечает: «И духови твоему». Диакон возглашает: «Премудрость». После Апостола звучит «аллилуарий» – особые стихи, произносимые чтецом и предваряющие собой по своему смыслу чтение Евангелия; к этим стихам хор всякий раз по их произнесении допевает троекратное «алиллуиа». Во время пения аллилуария священник тайно читает «молитву прежде Евангелия», в которой он испрашивает у Бога для себя и молящихся разумения Евангельских слов, страха блаженных заповедей, попрания похотей и утверждения в духовной жизни. Молитва эта начинается словами: «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко …». По прочтении молитвы перед Евангелием диакон подходит к священнику, преклоняет главу, и, указуя орарем на лежащее на престоле Евангелие, тихо говорит священнику: «Благослови, Владыко, благовестителя святаго апостола и Евангелиста (такого-то)». Священник отвечает: «Бог молитвами святого славного, всехвального апостола и Евангелиста (такого-то) да даст тебе глагол, благовествующему силой многой, во исполнение Евангелия возлюбленного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа». Диакон говорит: «Аминь». Принимая Евангелие из рук священника, он целует его руку. Потом диакон обносит Евангелие через горнее место вокруг престола, Царскими вратами выносит на солею, становится перед аналоем, держа Евангелие на левом плече, а правой рукой постилает на аналой край ораря. Затем поверх ораря диакон кладет Евангелие и раскрывает его на нужной странице. Перед несущим Евангелие диаконом идут свещеносцы. В это время хор заканчивает петь «аллилуарий». Таков порядок вседневного, будничного совершения этого обряда в чинопоследовании Литургии. Праздничное последование несколько иное. В дни праздников (скажем, в воскресные дни) все эти слова произносятся громко, когда диакон уже выносит Евангелие на солею и поставляет его на аналой.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Пытались вызвать его на разговор, кто-то пошутил, что удалось так удачно «выкрасть» его. А он сказал, что — как поется пешешествовал немокрыми стопами. Кто-то его поправил — невлажными стопами: мол, невнимательно молишься. Отец Василий промолчал. У меня есть старый Канонник, где собраны каноны многим святым. И там, в старой редакции, было написано не невлажными стопами, как мы сейчас поем, а именно немокрыми. То есть отец Василий не ошибся. Но он не стал оправдываться, спорить, настаивать на своем, что, мол, зря упрекнули. Он тогда не стал говорить ничего. Это я потом оценил, что он-то молится внимательно. Шамординские сестры вспоминают: у них была алтарница, мать Лаврентия (теперь уже покойная), совсем старенькая. Она часто забывала поставить аналой на чтение Евангелия. Отец Василий служил диаконом и часто, выходя с Евангелием, оказывался у пустого места. Тогда он без тени раздражения — в отличие от других диаконов — подходил к аналою, стоящему в стороне, клал на него Евангелие, ставил аналой на место, открывал Евангелие и читал. Все совершенно спокойно и с любовью. Потом я помню его в Шамордино, уже диаконом. Я на службу опоздал — только приложился к иконам. Выходим из храма. Стоит какая-то машина, и мне говорят: «Там отец Василий сидит за машиной». За машиной стоит ряд стульев, как в кинозале, и на одном из этих стульев сидит отец Василий. И вид у него был такой… Я обошел машину, посмотрел на него — и у меня никакого другого желания, кроме как издалека сделать низкий поклон и уйти, не было. Ни подходить, ни о чем-то спрашивать — как, мол, там дела, как здоровье, как молитва… Я просто молча поклонился и понял, что человек отслужил Литургию, сидит один и ждет машину в Оптину пустынь. И все. Еще как-то раз встретились в Шамордино. Он не хотел разговаривать после богослужения, опускал глаза, «не узнавал», но улыбался. Однажды, когда отец Василий был еще диаконом, мы захотели его как-то вечером увидеть по «важнейшему» вопросу. На воротах инок М. сказал, что проводит к нему, но не знает, откроет ли батюшка. Провел: «Сами стучите», время— около 20.00. Стучали долго и сильно. Вышел отец А., тоже долго стучал к отцу Василию. Тот вышел недовольный сначала, но потом принял большое участие в нашем деле — проблема была общей болью. Он потом сказал: «Надо Божией Матери помолиться». Я подумал: «Вот старец еще тоже»,— но потом понял, что он-то молится.

http://pravmir.ru/mucheniki-optinskie-ob...

Архиерей: “Бог, молитвами…” Протодиакон говорит: “Аминь”; и, положив орарь на аналой под книгу, раскрывает Евангелие. Второй диакон: “Премудрость, прости…” Архиерей: “Мир всем.” Певчие: “И духови твоему.” Протодиакон: “От (имя рек) святаго Евангелия чтение.” Певчие: “Слава Тебе, Господи, слава тебе.” Первый диакон: “Вонмем.” Протодиакон внятно читает Евангелие. Когда начнется чтение Евангелия, оба диакона целуют престол, идут под благословение к архиерею, целуют его руку и полагают Апостол и омофор на свои места. Иереи слушают Евангелие с непокрытыми главами, архиерей – в митре. По прочтении Евангелия хор поёт: “Слава Тебе, Господи, слава Тебе.” Аналой убирают, рипиды уносят в алтарь. Архиерей сходит с горнего места, проходит через царские врата на амвон, целует Евангелие, держимое протодиаконом, и осеняет дикирием и трикирием народ при пении на клиросе: “Ис пола…” Протодиакон отдаёт Евангелие первому иерею, и тот поставляет его на горнее место престола. Иподиаконы молятся к востоку (один поклон), кланяются архиерею, ставят дикирий и трикирий на их места. Иереи становятся на свои места. Ектении . Сугубую ектению произносит протодиакон или первый диакон. Когда произносится прошение: “Помилуй нас, Боже…” все присутствующие в алтаре (диаконы, иподиаконы, пономари) становятся за престолом, молятся к востоку и кланяются архиерею. После прошения: “…и о Господине нашем Преосвященнейшем…” стоящие за престолом поют (вместе с иереями) трижды: “Господи, помилуй,” молятся к востоку, кланяются архиерею и отходят на свои места. В это же время два старших иерея помогают архиерею раскрыть антиминс с трёх сторон. Диакон продолжает ектению. Архиерей произносит возглас: “Яко милостив…” (Обычно архиерей сам распределяет возгласы служащим иереям). Диакон, поклонившись архиерею, исходит через северные двери на солею и произносит ектению об оглашенных. При прошении: “Открывает им Евангелие правды” третий и четвертый священники открывают верхнюю часть антиминса, молятся к востоку (один поклон) и кланяются архиерею. Во время возгласа первого иерея: “Да и тии с нами славят…” архиерей творит крест губкою над антиминсом, целует её и полагает вверху на правой стороне антиминса.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Изложение порядка часов в этот день по этим спискам начинается описанием места, где совершались часы и некоторых вещей, необходимых для совершения этой службы. На средине храма ставился аналой, покрытый «паволокою». Впереди его ставились два подсвечника «с витыми свечами». На аналой полагалось евангелие, а перед аналоем становился священник и, несколько в сторону от него, вправо, диакон. После трёх псалмов, диакон произносил великую ектенью, стоя на указанном месте. За возгласом священника чтец читал слава тропарь предпразднества, и ныне богородичен часов и начинали петь тропари без стихов, после которых диакон произносил малую ектенью. Далее следовало чтение апостола и евангелия и просительная ектенья. Чтением второй половины богородична часа, Трисвятого, кондака предпразднества. «Господи помилуй» 3-жды, слава и ныне, «Честнейшую херувим» и молитвою часа оканчивалось совершениие часа. Таков порядок часов – первого, третьего, шестого и девятого 109 . Иногда каждый час начинался возгласом диакона: «Благослови владыко» и – священника: «Благословен Бог наш» 110 . Мы опускаем изложение царских часов великого пятка, Списки которых до того разнообразны, особенно в показании псалмов, читаемых на этих часах, что весьма трудно отыскать два списка похожих один на другой. Из служб по триоди постной наш автор мельком лишь упомянул о службе в великую субботу, тогда как иерусалимский устав XV в. содержит в себе целые службы, имеющие мало общего с службами на те же дни по нынешнему уставу. К таким службам бесспорно может принадлежать служба в субботу пятой недели. В этот день на утрени кондаки и икосы акафиста священник, одетый «в верхнюю свиту», читал в алтаре. Посредине же храма ставился подсвечник с горящею свечою и кадилом «с благовонными каженьми» 111 . Впрочем, такой обычай не везде практиковался. Памятники того же времени сохранили свидетельства, что чтение кондаков и икосов происходило иногда на средине храма, пред аналоем, на котором лежало св. евангелие. В этом случае чтеца окружали другие священники и диаконы, если служба совершалась соборно 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010