В воскресенье, при чтении одного рядового Евангелия, глаголется «аллилуарий» из Октоиха этого воскресенья (т. е. того гласа, который поется в это воскресенье). Если в воскресенье читается особое Евангелие святому, то «аллилуарий» полагается гласа недели и святому; когда совершается полиелейная служба святому, которому нет особого «аллилуария», тогда последний берется из Общей Минеи. Во время пения «аллилуария» перед чтением Евангелия, священник тайно читает молитву: «Возсияй в сердцах...» Диакон , по прочтении священником молитвы пред чтением Евангелия, подходит к священнику, преклоняет голову и показуя орарем на Евангелие (на престоле) говорит тихо священнику: «Благослови, владыко, благовестителя святаго апостола и евангелиста (имя евангелиста в род. падеже, напр.: Луки)». Священник , благословляя его, произносит тихо: «Бог молитвами...» и подает Евангелие диакону и снова отходит к горнему месту, (при соборном служении, Евангелие подает второй по старшинству после предстоятеля, священник) Диакон: «Аминь» и поклоняется Евангелию. Принимая Евангелие из рук священника, целует его руку. Затем диакон обносит Евангелие вокруг престола через горнее место (на горнем месте он останавливается, подает Евангелие для целования предстоятелю) и царскими вратами выносит на амвон, где для чтения Евангелия поставляется аналой. (Однако, при чтении «Благослови, владыко, благовестителя...» и «Бог молитвами...» в алтаре, правильнее было бы выносить Евангелие на амвон прямо через царские врата, не обходя престол.) Перед диаконом, несущим Евангелие, идет свещеносец со свечой и ставит свечу перед аналоем (или становится с ней у аналоя), а Хор заканчивает «аллилуарий». На амвоне диакон полагает Евангелие на левое плечо, правой рукой полагается на аналое конец ораря, кладет на него Евангелие и раскрывает его. В воскресные и праздничные дни, диакон, приняв от предстоятеля Евангелие и по обычаю, сделав с ним выход на амвон, ставит на аналой (на конец ораря) Евангелие вертикально и, держа обеими руками, на амвоне возглашает:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Как это так: люди идут причащаться к одной Чаше, а потом такое друг про друга говорят! Конечно, этого не должно быть, это должно преодолеваться. И это задача, которую ставит община перед каждым. Почему священник вынужден просить — У людей, особенно советского воспитания, есть желание, чтобы что-то дали сверху – построили храм, создали общину.  Что с этим можно сделать? — В советское время общинной жизни не было, она  пресекалась и с ней государство воевало. В постсоветское время вся ответственность и вся активность в приходе была сосредоточена в руках настоятеля. С одной стороны, может быть это было необходимо для того, чтобы наиболее конструктивно решить все вопросы со стройкой, с украшением храма. А с другой стороны, привело к тому, что прихожане не имеют никакого влияния на жизнь прихода. И соответственно не умеют и не хотят нести ответственность.. Мы не дали им этой возможности, не научили их этому.  Сейчас мы, священники, от этого очень часто страдаем. Потому, что прихожане православного храма, допустим, в Европе, в Америке, понимают, что содержание прихода – их ответственность, у них есть бюджет прихода. Если ты вошел в общину, ты несешь часть этого бюджета,  делаешь взносы.  А у нас не так. У нас прихожане пришли, причастились, возрадовались и это прекрасно. Потом они ушли, и священник остался один, и ему надо  обеспечить содержание храма, платить за электричество, и так далее. А он же не печатает деньги, он их не делает. Пожертвований хватает на покрытие половины нужд. Где взять деньги? И идет к Престолу, встает на колени и просто плачет: «Мне надо деньги за опрессовку отопления, починить протекшую крышу церкви, просить не у кого».  Что с этим делать, не очень понятно. Потому, что неучастие прихожан в хозяйственной жизни прихода, которое сейчас зафиксировано и в уставе, и в традициях, для священников очень тяжело. —  А у вас в приходе нет такого, что настоятель обращается к прихожанам: «Нам на свет надо собирать»? —  У нас есть сборы. Но люди проще жертвуют на что-то ощутимое, допустим на резной аналой. Мы собрали сейчас деньги на очень красивый резной аналой, сделали его. Но нам все равно надо платить за коммуналку. И делать это надо постоянно. 

http://pravmir.ru/esli-svyashhennik-ne-u...

2 . Перед началом исповеди уборщицы приготавливают аналой (или аналои) для исповеди. Нельзя допускать, чтобы на аналой с Крестом и Евангелием исповедники клали свечи или деньги. Для этого должен стоять поодаль от аналоя небольшой столик с кружкой. Во время исповеди должен соблюдаться порядок: нехорошо, когда исповедники толпой стоят вокруг аналоя и тем мешают кающемуся принести священнику свое личное покаяние. Место исповедников внизу солеи (или амвона), а подниматься к аналою следует по одному (цепочкой). Наводить порядок должен кто-либо из церковного совета, но его следует заранее проинструктировать. Для того, чтобы знать, сколько за литургией будет причастников, обычно священники посчитывают число исповедников. Для этого употребляют четки или переворачивают листы находящегося на аналое требника. Опытные священники исповедникам и лично незнакомым задают первый вопрос – «когда последний раз причащались?». Из ответа исповедника сразу выясняется степень его церковности и тем самым дальнейший ход исповеди. Последним вопросом для всех исповедников должен быть: «нет ли в сердце на кого-нибудь зла?» Важнейшее действие исповедников у аналоя в разных областях бывают различными. На юге они опускаются на колени, в Костроме до исповеди берут благословение и целуют Крест и Евангелие, в Туле – просят благословение после чтения разрешительной молитвы. При большом количестве исповедников, для экономии времени, когда священник читает предыдущему исповеднику разрешительную молитву. Целовать Крест и Евангелие надо после разрешительной молитвы в знак нашего очищения и примирения с Богом. Исповеднику достаточно одного благословения, когда священник его благословляет рукой при чтении разрешительной молитвы, а просить его благословения до или после исповеди излишне. Во время исповеди священник должен сохранять скромность, не следует смотреть в лицо кающемуся, класть свои руки на его плечи, наклоняться вплотную к его голове. Епитрахиль накладывать только во время чтения разрешительной молитвы, а не закрывать человека на все время исповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Я стараюсь совершать молитвы вечером стоя, но из-за болезни я вынужден опираться на аналой. И что делать, иногда засыпаю. Один раз я проснулся под аналоем, сильно испугался, потому что не мог понять, что произошло, - оказалось, что я заснул и перевернул на себя аналой. На шум прибежал один из монахов и сказал взволнованно: - Батюшка, с вами все в порядке? - Да, не волнуйся, - ответил я, - я просто молился. - Ага, - хмыкнул он в ответ, - я вижу. Так что сейчас, заканчивая беседу, я говорю вам: идите, переворачивайте теперь ваши аналои. Лучше заснуть за аналоем в молитве, чем засыпать без всякой молитвы. Желаю вам доброй молитвы, но не желаю вам хорошего сна. Схиархимандрит Иоаким (Парр) Схиархимандрит Иоаким (Парр). Беседы на Русской земле/Пер. с англ. - М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2013. http://www.pravoslavie.ru/put/60112.htm Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Потом это изображение несколько трансформировалось, став знакомой всем теперь Плащаницей. Когда мы вышли из храма, небо было чистое, голубое. Прошли несколько шагов, и ветер мгновенно нагнал тучи. Откуда только он их взял столько? Весь ясный небосвод затянул ими, прижал землю, начинающую уже к празднику цвести пролесками, крокусами, примулами. Подснежники уже отцвели. Надо немного отдохнуть, чтобы слушать “Похвалы” в нашей Лавре. Туда электричка доставила нас к полуночи. Заметно похолодало. Тёмный спящий Посад почти безлюден. Идём на подсвеченную пока ещё скупо Лавру. В Успенском соборе стоит знакомая лёгкая белая сень над Плащаницей. В углах сидят паломники. В центре поставили три ряда лавочек, чтобы могли посидеть до начала службы все желающие. Там же аналой, у которого одна из паломниц читала молитвы перед святым причащением. Хотелось тишины. Давно не были на службе в Успенском соборе, не отвыкли, нет, скорее — соскучились по родному месту. Хотелось смотреть и смотреть на знакомые иконы… Наконец она кончила и ушла. Стали уносить всё — и аналой, и лавочки. Впереди, слева ещё было свободное место тоже на лавочке, и я пошла туда. Здесь до начала службы никому не помешаю, а потом уйду, так как наберётся много “своих”. Ничего, это ничуть не трогает. Постоим и там, где заняли местечко. Оно и от Плащаницы недалеко, значит, будет всё отчётливо слышно, ведь читать все служащие выходят к Плащанице. Наконец почти два часа. Собираются певчие, народ, проходят отцы. Плащаница убрана, как всегда, белыми цветами: лилии, хризантемы, розы окружают её. Рядом стоящая женщина спрашивает: “Почему всё белое? Ведь это погребение, траур?” — Нет, это — хвала победителю смерти! Кстати, в белое духовенство облачилось ещё днём, так как в этот раз с Великой Субботой совпал праздник Благовещения Матери Божией. Когда был вынос Плащаницы, Благовещению прочитали пять паремий. Пели и “Архангель­ский глас”, но праздник Благовещения Матери Божией как-то растворился в предпасхальных текстах. Лучше, если он всё-таки отдельно празднуется… но это, разумеется, не по нашему желанию.

http://pravmir.ru/palomnichestvo-v-troit...

Он использовал любую возможность, чтобы проповедовать – говорил проповеди и поучения даже во время помазания на соборовании. Проповедовал батюшка до последнего дня своей земной жизни. По воскресным вечерам отец Савватий устраивал беседы с народом в храме. Он надевал мантию, ставил аналой посреди амвона, тушил свет, говорил, чтобы все садились. Опирался на аналой и начинал рассказывать о святых. Говорил он для народа очень доступно, но в то же время в его проповедях и беседах всегда было много интересной исторической информации, замечательных живых подробностей. К батюшке проявляли интерес не только верующие люди. Его проповедями и беседами заинтересовались «компетентные органы». К храму во время службы подъезжали специальные машины и записывали его речи. Интересовались, с кем дружит батюшка, кто его окружает в быту. Ревностное отношение к пастырским обязанностям «компетентные органы» решили направить в нужное им русло. Батюшку многократно вызывают в кабинеты высокого начальства и уговаривают дать согласие на сотрудничество с органами. Батюшка каждый раз говорит свое твердое «нет». Однажды, после одной из таких «бесед», полковник в ярости, сбросив с себя маску благожелательности, используя грубую брань, закричал, размахивая кулачищем: «Ты что, не знаешь, что я тебя, безумного попа, размажу по стенке?!» На что батюшка спокойно ответил, что Бог разум отнимает только у богоборцев, и тогда они размазывают уже не человека по стене, а нечистоты по полу. Слова батюшки оказались прозорливыми. Прошло богоборческое время, и жена уже не полковника, а генерала приехала к батюшке за советом, что делать с безумным мужем, который в квартире все вымазывает нечистотами. В 1979 году с неожиданной стороны подошло новое большое испытание. Председатель Синодального Отдела внешних церковных сношений решил направить отца Савватия на пастырское служение в Японию. В Патриархии помнили талантливого выпускника академии, постриженника митрополита Никодима. Запросили характеристику с места служения. Ее содержание говорит само за себя: «Иеромонах Савватий (Сокур Иван Алексеевич), за короткое время пребывания в клире Ворошиловградско-Донецкой епархии зарекомендовал себя примерным священнослужителем. Со старанием и любовью совершает свое пастырское служение, в котором видит свое призвание. Пользуется любовью и уважением прихожан. Неленостно проповедует в воскресные и праздничные дни. Имеет здравое патриотическое настроение».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На Бутовском полигоне прошла акция памяти с чтением имен жертв политических репрессий 31 октября, 2013. Новостная служба Акция началась с заупокойной литии, которую отслужил епископ Воскресенский Савва в сослужении духовенства храма. После литии все отправились из храма на полигон, где на помосте перед погребальными рвами поставили аналой, и все желающие по очереди зачитывали вслух имена и фамилии расстрелянных, указывая дату. Фото: Михаил Свешников 31 октября. ПРАВМИР. Вчера, 30 октября, в храме Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово и на Бутовском полигоне прошла акция памяти, приуроченная ко Дню памяти жертв политических репрессий. Акция началась с заупокойной литии, которую отслужил епископ Воскресенский Савва в сослужении духовенства храма. После литии все отправились из храма на полигон, где на помосте перед погребальными рвами поставили аналой, и все желающие по очереди зачитывали вслух имена и фамилии расстрелянных, указывая дату. Первым зачитал имена епископ Савва. «8 августа 1937 года на Бутовском полигоне расстрелян 91 человек», — произнес он. Так начинали чтение и все остальные. В общем списке жертв — не только прославленные Церковью и не только православные. Среди двадцати с лишним тысяч жертв репрессий, чьи имена зачитывались на полигоне, люди 73 национальностей. 20760 человек было расстреляно на  Бутовском полигоне с августа 1937 по октябрь 1938 года. Это только те, чьи имена и дни смерти удалось установить по расстрельным спискам НКВД В акции приняли участие несколько десятков человек, среди которых были родственники репрессированных, представители общественных организаций, деятели культуры и науки. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024

http://pravmir.ru/na-butovskom-poligone-...

Господи помилуй – 40. Молитва «Всесвятая Троице». Хор: «Буди имя Господне» (трижды). Чтец: «Слава, и ныне» – пс. 33: «Благословлю Господа на всякое время». Свящ.: «Премудрость». Хор: «Достойно есть...» (до «Честнейшую...»). Свящ.: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честейшую херувим...». Свящ.: «Слава Тебе, Христе Боже...». И бывает отпуст (полный). Чтец: на «И ныне» – «Ослаби, остави…». По «Отче наш» – кондак предпразднства. Молитва «Всесвятая Троице». Не читается. Не читается. Свящ.: «Премудрость». Хор: «Достойно есть...». Свящ.: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честейшую херувим...». Свящ.: «Слава Тебе, Христе Боже...». И бывает отпуст (полный). Практический порядок отправления великих часов Священник облачается в фелонь и надевает поручи для изнесения св. Евангелия, диакон одевает стихарь. Заранее поставляется аналой посреди церкви, напротив царских врат. Священник в предшествии диакона выходит из алтаря царскими вратами, со св. Евангелием в руках, диакон – с кадилом и свечой. Священник полагает св. Евангелие на аналой и творит начало по обычаю, т.е. возглас: «Благословен Бога наш...» (впереди аналоя с Евангелием ставится подсвечник с горящей свечой или лампадой). Чтец (тоже на середине храма, поодаль от священника) начинает 1-й час: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе...» и далее обычное начало. После возгласа: «Яко Твое есть Царство» священник в предшествии диакона со свечой совершает полное каждение по чину: св. Евангелия, алтаря, иконостаса, всего храма и народа. На 3-м и 6-м часе диакон до чтения Евангелия совершает каждение св. Евангелия, местных икон, иконостаса, настоятеля и предстоящих. На 9-м часе священник в предшествии диакона совершает полное каждение всего храма, как и на первом часе (в Уставе указано совершать каждение всего храма одному диакону). По прочтении св. Евангелия на 9-м часе священник в предшествии диакона со светильником уносит Евангелие в алтарь, предварительно оградив им народ крестообразно с амвона (согласно церковному обычаю). Диакон затворяет царские врата и закрывает их завесой до начала изобразительных. В конце изобразительных, при пении «Достойно есть...», в практике, если царские часы совершаются в пятницу без литургии и вечерни, которая служится в свое время вечером, царские врата открываются, и священник творит отпуст. (После отпуста царские врата снова закрываются.) А в те дни, когда по прочтении царских часов совершается вечерня с литургией, то в таком случае отпуст бывает при закрытых царских вратах. Уставная особенность Рождественской вечерни, совершаемой в навечерие праздника

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

В воскресенье, когда священник несет Евангелие, следует у амвона остановиться, пропустить священника с Евангелием и только после того, как священник осенит народ Евангелием, идти со свечами в алтарь. 7–9-я песни; на 8-й – каждение алтаря, а на 9-й – каждение храма. На 7-й песни готовится кадило, которое необходимо подать в начале пения 8-й песни. По окончании каждения забрать и почистить кадило. Отпуст утрени. После отпуста утрени погасить паникадило. §2. Действия пономарей при совершении литургии Последование службы Действия пономарей Проскомидия. Разжечь и подать кадило по требованию. После каждения забрать кадило у диакона. «Благословенно Царство…». Зажечь паникадило. Мирная ектения, антифоны. В начале пения 3-го антифона зажигаются выносные свечи. Малый вход. Пономари несут свечи перед диаконом и священником, оба выходят северной дверью, становятся с ними у царских врат (один у иконы Спасителя, другой – Божией Матери). «Премудрость, прости». Входной стих. После входа духовенства в алтарь пономари ставят свечи посреди царских врат, сами становятся рядом лицом к алтарю и, получив благословение от священника, кланяются священнику, друг другу и уносят свечи в алтарь каждый со своей стороны (через разные двери). Гасить свечи следует в алтаре. Тропари и кондаки по входе. «Яко Свят еси Боже наш…». Поставить стул для священника справа от горнего места (если нет стационарного места для сидения), чтобы священник мог сидеть во время Апостола. Трисвятое. В конце пения Трисвятого подать кадило диакону. Прокимен, каждение алтаря. После каждения алтаря зажигаются выносные свечи. Чтение Апостола. После того как диакон покадит чтеца, хор, народ и уйдет в алтарь, следует поставить на амвоне аналой для Евангелия, затем вернуться в алтарь и взять кадило у диакона. Аллилуарий. Пономари выходят со свечами на амвон каждый со своей стороны, ставят свечи перед аналоем. После того как диакон возьмет в руки Евангелие и подойдет к царским вратам, оба пономаря берут в руки свечи и идут перед диаконом, обходя аналой, так что каждый пономарь совершает полный круг и возвращается на свое начальное место.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Священник кадит икону на аналое с четырех сторон, диакон при каждении священником аналоя переходит на другую сторону аналоя и находится перед аналоем напротив священника и когда священник кадит и кланяется, диакон также кланяется ему. Священник с идущим впереди него диаконом со свечой идёт в алтарь, кадит престол и весь алтарь, затем выходит Ц.В. и кадит сначала Ц.В., затем икону Спасителя и иконы, расположенные на иконостасе с правой стороны. Затем икону Б.М. и другие иконы, расположенные слева. Диакон при каждении идёт впереди священника и когда священник останавливается для каждения икон иконостаса: Спасителя и других, диакон также останавливается и, став лицом к иконе, кланяется одновременно со священником, в то время как он кадит. Став затем пред Ц.В. лицом к народу, он кадит сначала правый и левый клиросы, народ, стоящий на середине храма и с правой и левой стороны его. Диакон в это время стоит перед амвоном лицом к священнику. Затем священник и диакон кадят весь храм, начиная с правой стороны. По каждении храма, священник с диаконом приходят к Ц.В., кадят их и иконы Спасителя и Б.М., затем идут к аналою с иконой и кадят аналой только спереди. После чего кадят священнослужителей, окружающих аналой. Диакон во время каждения аналоя стоит напротив священника впереди аналоя. Когда после полиелея положено величание (которое бывает обычно на великие праздники, то каждение совершается во время величания). Величание поётся так: Священнослужители поют величание у аналоя один раз. Хор поёт величание несколько раз со стихами из избранного псалма, содержание которого соответствует празднику, во время которого священник с диаконом кадят храм, как было описано выше. После каждения: Хор: «Слава, и ныне», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (2). Священнослужители: «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (1), величание (1). На воскресенье сразу после того, как хор пропоёт величание несколько раз, после каждения поются тропари (которые называются «по непорочнах», т.к.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010