8. БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ 8.1. Краткий очерк истории Болгарского Патриархата 8.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Болгарии Христианство на территории современной Болгарии начало распространяться очень рано. Согласно преданию, в Варне (древний Одесс) первым епископом был ученик апостола Павла Амплий. Церковный историк Евсевий сообщает, что во II b. здесь уже имелись епископские кафедры в городах Дебелт и Анхиал. Епископ Сардики (будущая София) Протогон был участником I Вселенского собора (325 г.), а впоследствии в Сардике состоялся Поместный собор, принявший важные для древней Церкви канонические правила. В конце IV и в начале V в.в. христианство на Балканском полуострове распространял миссионер св. Никита Ремесьянский. Славянское, а затем болгарское нашествие на Балканы в VI–VII в.в. подорвало основы церковной жизни в этой местности. Однако впоследствии через пленников-византийцев и собственных воинов-наемников, служивших в византийской армии и императорской гвардии, христианство стало постепенно распространяться среди местного населения. Во второй половине VII b. в восточной части Балкан образовалось Болгарское царство. Создателем новой державы был пришедший с северных берегов Черного моря воинственный народ тюркского племени — болгары. Покорив живших на Балканском полуострове славян, болгары с течением времени совершенно смешались с местным населением. Два народа — болгары и славяне — слились в один, получив от первого имя, а от второго язык. В 863 г. святое крещение от византийского епископа принимает болгарский царь Борис-Михаил (852–889), а 865 г. становится годом массового крещения болгар по византийскому обряду. Первоначально князь Борис пытался лавировать между Римом и Константинополем, пытаясь получить церковную автокефалию, однако в 870 г. на Поместном соборе в Константинополе вопрос о принадлежности Болгарской Церкви к Вселенскому Патриархату был решен окончательно, а сама Церковь во главе с архиепископом Иосифом, рукоположенным в этот сан Константинопольским Патриархом Игнатием, получила права автономии. Страна была разделена на несколько епархий, которые с расширением границ Болгарского государства постепенно возрастали в количественном отношении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Должно заметить, что послание ап. Павла к Римлянам есть ответ на настойчивые убеждения христиан римских, чувствовавших потребность устройства своего в правильную Церковь и которые обратились для этого к Павлу, потому что почти все они его знали лично. Ответ Павла был доставлен им Фивою, диакониссой Церкви Кенхрейской. Местность эта находилась близь Коринфа и считалась его пристанью. Павел называет благочестивую Фиву сестрой и рекомендует ее Римлянам. 487 Между ними находилась тогда Прискилла, сокращенно названная Присклою, и муж её Акила, сотрудники Павловы в Асии, у которых он жил в Коринфе и в Ефесе, и оставившие город этот, чтобы возвратиться в Рим. Дом их в Риме был местом собраний; Епенет, первый из обратившихся к Христу в Асии, Мариам, много потрудившаяся для христиан римских, Андроник и Юлия, сродники Павловы, прежде его самого уверовавшие и которые были вместе с ним в темнице; Амплий, которого Апостол называет возлюбленным своим о Господе, Урбан, сотрудник его, Стахий ему любезный, и Апеллес, ученик испытанный во Христе. Христиане эти собирались в доме Прискиллы и Акилы. Другие собирались в доме Аристовула. 488 Павел их приветствует и в числе их называет сродника своего Иродиона. Третье общество христиан собиралось в доме Наркисса. 489 Между ними Апостол называет Трифену и Трифосу, трудившихся о Господе; женщину Персиду, именуя ее возлюбленной и много потрудившуюся о Господе, Руфа избранного о Господе и матерь его, которую Павел называет также своей. Четвертое общество составляли Асинкрит, Флегонт, Ерм , Патров, Ермий и еще другие. 490 Наконец Павел называет пятое общество, где, между прочими из святых, были: Филолог, Юлия, Нирея с сестрой и Олимпана. 491 Можно предполагать, что первые христиане римские намеренно собирались в различных домах, чтобы не возбудить подозрения врагов. Они до того были осторожны, что прочие Иудеи, родом из Палестины, жившие в Риме, даже не знали, что они были христианами, 492 так что, четыре года спустя, когда Павел прибыл в Рим, то последние даже не слыхали о Евангелии, ни о самом Павле.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Славян. Четьи Минеи, октябрь, 637). В г. Тарсе, в Киликии, па родине св. ап. Павла, был епископом Урван и поставлен был самим ап. Павлом ( С. Терновский . Очерк из церковной истории и географии. Православный Собеседник, июль, 72 ст.). Едва ли этот Урбан одно лицо с тем, которого ап. Андрей Первозванный поставил во епископа в Диосполь и память которого совершается 31 октября. В службе св. Апостолам 31 октября св. Урван упоминается несколько раз (8), но, к сожалению, без всяких исторических сведений, называется только наравне с другими «всеблаженным, премудрым» и т. п. В службе св. 70 апостолов 4 января (по особо, составленной книжке, Киев, 1899) св. Урвану посвящен особый стих в 9-й песни следующего содержания: «Божественный Урван, слово жизноточное и благодать врачеваний источив, привлече люди к просвещению Божественного разума, яко подражатель воплотившагося и мир спасшаго» (стр. 33). В Месяцеслове Императора Василия сказано, что мощи св. апостолов Стахия, Амплия и Урвана принесены (откуда?) и положены в Пигах ( πηγαι источники, вероятно, в храм, построенный при источниках) близ Константинополя. Русский паломник Антонии в 1200 г. был в Царьграде и заметил в своем описании путешествия «и есть церковь , а в ней 7 апостолов лежит – Урванова чадь (дружина), а та церковь прежде Царьграда поставлена» (Полный Месяцеслов Востока архиеп. Серия. Примечание к 31 октября). Под дружиною Урвана, вероятно, разумеются св. апостолы, память коих православная церковь совершается 31 октября, ныне только шесть: Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий и Аристовул. Кто же седьмой? 30 октября память также нескольких апостолов из 70-ти: не подразумевается ли какой (у Антония) апостол, память коего отправляется 30 октября. Св. Урвану, вместе с вышеупомянутыми апостолами память совершается 31 октября, а также он прославляется в соборе 70 апостолов – 4 января. У католиков память св. Урвана (Урбана) положена также 31 октября. 2) ап. Павел приветствует «сущим от Наркиссова» (его дома) не всех, а только тех, которые веруют в Иисуса Христа, что обозначается словом «о Господе».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АМПЛИЙ, АПОСТОЛ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Ап. Амплий. Миниатюра греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) Ап. Амплий от 70. Греч. икона XX-XXI вв. Редакция текста от: 03.12.2012 01:12:40 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/14015.html

Наркисс ап., еп. Афинский - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Наркисс ап., еп. Афинский - житие Эта страничка относится к разделу   Наркисс ап., еп. Афинский Святые апостолы от 70-ти: Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий, Аристовул (I) Вторник, 31 октября (ст.ст.) 13 ноября 2012 (нов. ст.) Святой апостол Андрей Первозванный рукоположил Стахия в сан епископа Византийского, где он и святительствовал шестнадцать лет, ревностно проповедуя Евангелие Христово и обращая язычников к истинной вере. Святой Амплий был епископом в городе Диосполе; святой Урван – в Македонии. Святительствовали они также с благословения святого апостола Андрея. За проповедь Евангелия были преданы мученической смерти иудеями и эллинами-язычниками. Святой Наркисс был святителем в городе Афинах. Святой Апеллий святительствовал в Ираклии. О святом Аристовуле сведения помещены 16 марта. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Наркисс ап., еп. Афинский " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2993

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАВ [греч. ρδβλθυοτεΑγαβος], ап. от 70, сщмч. (пам. 4 янв. в Соборе 70 апостолов и 8 апр.), обладавший даром пророчества. Находясь в Антиохии, А. «предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии» (Деян 11. 27-28) в 44 г. по Р. Х. Об этом голоде сообщают рим. историки (Тацит. Анналы. 12. 43; Dio Cassius. Hist. 60. 11; ср.: Иосиф Флавий. Иуд. древн. ХХ 5. 2 - о голоде в Иерусалиме в правление прокуратора Тиберия Александра (46-48 по Р. Х. )). В это время отмечен первый опыт христ. благотворительности (Деян 11. 29-30). Через неск. лет А. в Кесарии Палестинской в доме архидиак. Филиппа , встретив ап. Павла , предсказал ему предстоящие страдания в Иерусалиме (Деян 21. 10-14). По преданию, А. проповедовал в разных странах и мученически пострадал в Антиохии. Существует похвальное слово апостолам Иродиону , А. и Руфу (Patm. 254. Fol. 309. X-XI вв.). Лит.: Lake K. The Famine in the Time of Claudius//The Beginnings of Christianity. L., 1933. Vol. 5. P. 452-455; Patsch H. Die Prophetie des Agabus//TZ. 1972. Bd. 28. S. 228-232. Е. С. Полищук Рубрики: Ключевые слова: АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) ИАКОВ († 62/63), брат Господень, ап. от 70, сщмч. (пам. 23 окт., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов, в Неделю по Рождестве Христовом; пам. зап. 1 мая) АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы)

http://pravenc.ru/text/63060.html

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Минея, 4 Января, Канон апостолов Глас 4 Песнь 1 Ирмос: Отверзу уста моя,/и наполнятся духа,/и слово отрыгну Царице Матери,/и явлюся, светло торжествуя,/и воспою, радуяся, Тоя чудеса. Припев: Святии апостоли, молите Бога о нас. Христовы ученицы бывше,/нас ради вещию телесного Явльшагося, всехвальнии,/просветисте мир весь зарею благочестия, тьму разоривше безбожия. Припев: Святии апостоли, молите Бога о нас. Тленных оставльше оскверненное и нестоянное,/Христу последоваша Крисп, и Прохор, и Андроник,/Фаддей и Никанор,/светильницы бывше Боговиднейшии. Припев: Святии апостоли, молите Бога о нас. Крепость губителя победисте, славнии, крепостию Духа,/неистовством же безбожия конечне ослабленныя крепости исполнисте/и Божественного разумения. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Плоти подобием явльшагося Господа Амплий проповеда, Стахий и Филипп,/яко апостоли, яко Божественнии иерарси,/яко воистинну служителие сущих паче ума. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Божественную Палату Цареву почтим,/в Нюже вселися, якоже восхоте, Неискусомужную и Едину Богородицу,/Еяже ради обожихомся, воспеснословим. Песнь 3 Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице,/живый и независтный Источниче,/лик себе совокупльшия, духовно утверди,/в Божественней Твоей славе/венцев славы сподоби. Припев: Святии апостоли, молите Бога о нас. Якоже реки, вас Слово посла во всю землю,/наполняющий сию, всемудрии, напоении Божественнаго Духа/и пламень отъемлющия безбожия благодатию. Припев: Святии апостоли, молите Бога о нас. Воспоим Тимона Божественнаго,/Силу же и Силуана/и верою восхвалим Епенета славнаго, и Урвана, и Агава,/истинныя Христопроповедники. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Блажени уже бывше, яко истинно блаженнаго Бога Учителя стяжавше,/иже первее окаяныя, всемудрии, причастники показасте Божественнаго блаженства.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-sobor...

3 . Матфий , восполнивший место одиннадцати апостолов. 4 . Фаддей , носивший письмо Авгарю. 5 . Анания . крестивший Павла, еп. Дамаска. 6 . Стефан первомученик. 7 . Филипп , крестивший Евнуха 4345 и Симона волхва), епископ в Траллии в Азии. 8 . Прохор , еп. никомидийский и первый исшедший ( πρτος ξελθν), уверовав с дочерьми своими. (у Адона 9 апр. умер в Антиохии и там покоится). 9 . Никанор , умерший во время мучения Стефана 1345 один от 7, по Адону 10 янв. умер и погребен в Кипре). 10 . Тимон , еп. Бостры 1345 един от 7, еп. в Листре неверно; у Адона 19 апр. св. диакона Тимона в Берее, который первый был учителем здесь, потом, сея слово Господне, пришел в Коринф, преданный Иудеями и неверными греками брошен в огонь и вышел невредим, потом кончил мученичество, будучи пригвожден ко кресту; погребен честно в Коринфе). 11 . Пармен , еп. Сол ( Ζλων, 1345 от 7 же, иже пред очима апостол умре в службе своей; у Адона 23 января св. диакона Пармена, который проповедуя получил славу мученика, упокоился в Филиппах). 12 . Николай , еп. Самарии (у Дорофея единомысленник Симона). 13 . Варнава , еп. медиоланский. 14 . Марк евангелист, еп. александрийский. 15 . Лука евангелист. Сии два из 70 учеников, которые разошлись, когда Христос сказал: аще кто не снесть моей плоти и не пиет моей крови, несть мене достоин; но тот, по убеждению Петра, а сей, по убеждению Павла, обратились ко Христу и оба сделались достойны того, чтобы написать евангелие; один был сожжен, а другой пригвожден в маслине. 16 . Сила , еп. Коринфа (у Адона 13 июля в Македонии в страданиях за Христа скончался). 17 . Силуан , еп. солунский. 12 . Крискент , еп. Кархидона в Галлии (в Дороф. Халкидова в Галатии). 19 . Епенет , еп. карфагенский. 20 . Андроник , еп. Паннонии, другие читают: Испании. Wiltsch 24. 21 . Амплий , еп. Одисса 1345 македонского; не в Македонии, а в Мизии, ныне Варна). 22 . Урван , еп. Македонии. 23 . Стахий , еп. Византии. 24 . Варцава , еп. ираклийский (во Фракии). 25 . Фигелл , еп. ефесский, мудрствовавший с Симоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010