Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМПЛИЙ [Амплиат; греч. Αμπλιτος, Αμπλις, Αμπλας от лат. Ampliatus - широкий; распространенное имя рабов или вольноотпущенников; церковнослав.  ], ап. от 70 (см. Апостолы ), сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом). Из слов ап. Павла : «Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе» (Рим 16. 8) - можно заключить, что А. прежде жил в вост. части Римской империи и был лично знаком с ап. Павлом, к-рый в момент написания послания еще не был в Риме. В Ап. Амплий. Миниатюра греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) Ап. Амплий. Миниатюра греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) апостольских списках , приписываемых св. Ипполиту Римскому и прп. Дорофею Газскому , имя А. стоит на 21-м месте. По Псевдо-Дорофею и греч. минологиям , А. сопровождал ап. Андрея Первозванного и во время путешествия по Мисии был поставлен во епископа г. Одисс (совр. Варна). Синаксарь К-польской Церкви называет его епископом Одиссополя в Македонии, где он претерпел мученичество от язычников, а Минологий Василия II , повторяя это указание, добавляет, что мощи А. вместе с мощами святых апостолов Стахия и Урвана были перенесены в храм Живоносного Источника в Валукли . Рим. мартиролог не упоминает о епископстве А., отмечая лишь, что он был замучен иудеями и язычниками. В 1881 г. в рим. катакомбах св. Домитиллы итал. археологом Дж. Б. Росси обнаружено захоронение (кубикулум), датируемое I в., на к-ром отчетливо читается надпись «AMPLIATI». Многие исследователи долгое время считали, что эта находка подтверждает гипотезу о том, что А. скончался и захоронен в Риме. Однако первые погребения христиан в катакомбах датируются кон. II в., поэтому в сер. XX в. датировка этих захоронений «апостольским временем» была отвергнута (Р. Lampe). Иконография А. изображается с апостолами, чья память приходится на 31 окт. Сцена мучения апостолов представлена в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 151, 976-1025 гг.); в Минологии посл. четв. XI в. (ГИМ. Греч. 175. Л. 259v); в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 248v, 3-я четв. XI в.); в ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг. Изображен в рост в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 263, 3-я четв. XI в.), в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 84, XV в.) - в руках свиток. Описание облика святого имеется в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., где его предписано изображать молодым с едва показавшеюся бородой (Ч. 7. 57). В Строгановском лицевом подлиннике, посл. треть XVIII в., и в подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) А. изображен под 31 окт. безбородым вместе с апостолами Стахием и Урваном. А. предписано изображать «аки Димитрий млад, риза киноварь с белилом, испод лазорь, рука молебна».

http://pravenc.ru/text/114584.html

Память св. ап. Амплия в православной церкви совершается 31 октября вместе с Стахием, Апеллием, Урбаном и Наркиссом, а также 4 января в соборе св. 70 апостолов. У католиков св. Амплий (Ampletus) вместе с Урбаном и Наркиссом воспоминаются 31 октября (подробнее см. архиеп. Димитрий. Собор св. 70 апостолов, вып. 1-й, стр. 30–34 стр.). Святой апостол Урван Св. апостол Урван (Урбан), как и Епенет, Андроник, упоминаются ап. Павлом в Послании к Римлянам (XVI, 8–9): «приветствуйте Урвана, сотрудника нашего во Христе», и более о св. Урване ничего неизвестно; как о тех, так и о сем апостоле можно сказать, что он принадлежал к выдающимся членам христианской церкви в Риме, что он содействовал св. Павлу в распространенна евангельского учения среди язычников, за что назван сотрудником (споспешником) о Господе; может быть, как называет имя его (Urbanus) был римлянин (язычник), житель города. Вероятно, св. Урван ко Христу был обращен ап. Павлом и трудился с ним в благовестии во время последнего его путешествия. Церковные предания и при том позднейшего времени немного доставляют об ап. Урбане сведений. В Четьи Минеях св. Димитрия Ростовского о св. Урване под 4 числом января сказано: «Урван святый, его в той же (т. е. Римской) епистолии Павел святый воспоминает, глаголя: целуйте Урвана споспешника нашего о Господе, бысть епископ в Македонии». (44 л.); а под 31-м октября тот же святитель пишет об Амплии и Урбане (вместе): «Амплий же и Урван, и тии (как Епенет, Стахий) епископи быша, от того же св. Андрея поставлени, Амплий в Диосполисе, Урван же в Македонии. Проповедающи же Христа, и идолы потребляющи, воздвигоша на ся иудеи и еллины, от тех побиени быша, венец мученический себе соплетоша (л. 109). Таковы же сведения о св. Урване и в Греческих Минеях (Синаксарь Никодима святогорца ; Октября 31; 208 стр.). В Великих Четьи Минеях митрополита Макария об Урване сказано: «и Урван (как и другие, прославляемые св. церковью 31 октября) в той же град (Диосполис) пришед, учаше веровати во Христа и той (Урван) во един день… скончася» (Октябрь 2051 стр.), город Диосполь находился в Палестине, к северо-западу от Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Стахий ап., еп. Византийский Описания иконы Стахий ап., еп. Византийский - житие Святые апостолы от 70-ти: Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий, Аристовул (I) Вторник, 31 октября (ст.ст.) 13 ноября 2012 (нов. ст.) Святой апостол Андрей Первозванный рукоположил Стахия в сан епископа Византийского, где он и святительствовал шестнадцать лет, ревностно проповедуя Евангелие Христово и обращая язычников к истинной вере. Святой Амплий был епископом в городе Диосполе; святой Урван – в Македонии. Святительствовали они также с благословения святого апостола Андрея. За проповедь Евангелия были преданы мученической смерти иудеями и эллинами-язычниками. Святой Наркисс был святителем в городе Афинах. Святой Апеллий святительствовал в Ираклии. О святом Аристовуле сведения помещены 16 марта. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Афон. XV.] Ап. Стахий. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 10270.jpg:   Размер: 487x1200, 0.58 MPix, 120 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (156) , (8) . Описание: [Константинополь. 985.] Апп. Стахий, Амплий, Урван. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. Файл 10271.jpg:   Размер: 1200x813, 0.98 MPix, 216 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (134) , (6) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Октябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 10272.jpg:   Размер: 522x1189, 0.62 MPix, 131 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (147) , (5) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 4 января, 43 (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 10273.jpg:   Размер: 450x1191, 0.54 MPix, 95 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (127) , (3) .

http://pravicon.com/icon-2947

В XIX веке икона особенно прославилась исцелениями во время моровых эпидемий. В настоящее время чтимый Озерянский образ Божией Матери находится в Харькове. 31-й день Святые апостолы от 70-ти: Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Анеллий, Аристовул (I) Святые апостолы от 70-ти: Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Анеллий, Аристовул (I) . Святой апостол Андрей Первозванныи рукоположил Стахия в сан епископа Византийского, и он святительствовал шестнадцать лет, ревностно проповедуя Евангелие Христово и обращая язычников к истинной вере. Святой Амплий был епископом в городе Диосполе; святой Урван – в Македонии. Святительствовали они также с благословения святого апостола Андрея. За проповедь Евангелия были преданы мученической смерти иудеями и эллинамиязычниками. Святой Наркисс был святителем в городе Афинах. Святой Апеллий святительствовал в Ираклии. О святом Аристовуле сведения помещены 16 марта. Преподобные Спиридон и Никодим, просфорники Печерские (XII) Преподобные Спиридон и Никодим, просфорники Печерские (XII) , 30 лет исполняли свое послушание – пекли просфоры. Преподобный Спиридон пришел в монастырь при игумене Пимене (1132–1141) уже немолодым человеком. Подвижник сопровождал свой труд непрестанной молитвой и пением псалмов. Еще при жизни преподобный Спиридон был прославлен от Бога чудесами. Известен случай, когда он потушил мантией загоревшуюся пекарню: огонь погас, а мантия осталась целой. Святой Никодим трудился вместе с преподобным Спиридоном и вел такую же строгую жизнь. Мощи их находятся в Антониевой пещере. У преподобного Спиридона пальцы правой руки сложены троеперстно. Память также 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста. Преподобнаго Никодима Кожеезерскаго Службу зри 3 июля. Тропарь, глас 8: От Царствующаго града и яже в нем великия обители/пресельник явился еси/и промышлением Божественнаго разума окормляем,/к морским странам устремився,/вселился еси в пустыню,/уклоняяся мирския молвы/и силою Святаго Духа вооружаяся,/крестным оружием враги своя прогоняя,/постом и непрестанною молитвою жизнъ свою совершая,/ревнуя великим отцем Антонию, и Онуфрию, и Павлу Фивейскому,/с нимиже Господеви молися, отче Никодиме,//спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И его начали мучить. Увидев мучения брата, св. Зиновия бросилась к нему и, обратившись к мучителю, сказала: «И я исповедую Христа вместе со своим братом, с ним хочу и пострадать, и умереть за Христа». – «Женщина, побереги себя, – сказал Зиновии Лисий. Стыдно и больно тебе будет, если я велю обнажить и мучить тебя». – «Больший стыд приносит нагота духовная, – отвечала св. мученица, – чем телесная, и несравненно мучительнее страдания в аду, чем на земле». Мучитель приказал жечь горячими угодьями Зиновия и Зиновью, положенных на железном одре, и сам смеялся: «Пусть Христос придет и поможете вам!» Господь сохранил невредимыми Своих угодников; тогда мучитель велел отсечь им головы. Мученица Евтропия пострадала за то, что, во время гонения на христиан, посещала темницы, куда заключали христиан прежде допроса, а иногда и после, до мучения, утешала узников и убеждала к терпеливому перенесению мучений. Ее схватили и представили на суд к правителю Апеллиану. На суде она твердо исповедала веру во Христа и скончалась среди жестоких мучении, около 250 г. Мученица Анастасия Селунская есть одно лицо с Анастасией римлянкой. Чит. о ней под 29 окт. Св. апостолы: Тертий, Марк, Иуст и Артема были из 70-ти. Тертий был епископом в Иконии, после Сосипатра, Он крестил там всех, кого не успел крестить Сосипатр. Св. Марк был племянником ап. Варнавы. Епископствовал в Аполлониаде и уничтожил там служение идолам. Св. Иуст, иначе Иосий, Иосиф, прозванный Варсавой, вместе с Матфеем вынимал жребий на место Иуды Искариотского. Проповедовал и епископствовал в Елевферополе. Св. Артема, или Арфема, был епископом в Листрах, истреблял язычество и распространял христианство. Все эти апостолы скончались в мире. Священномученик Маркиан был учеником св. ап. Петра и епископом города Сиракуз в Сицилхи, Апостол сам послал Маркиана в Сиракузы, и он много боролся здесь с язычниками, сокрушил множество языческих храмов и чудесами очень многих обратил ко Христу. Иудеи, видя успех проповеди св. Маркиана, умертвили его. Мощи его находятся в Гаэте. 30-го октября совершается празднество – принесение в Харькове из Куражска, за 10 верст от города, иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Озерянской. Явилась икона в ΧVΙ веке на месте, которое называется Озерянкой, в 95 верстах от Харькова. В этот же день празднуется Численской иконе Богородицы. 31-е число Св. апостолы: Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий и Аристовул были из 70-ти. Св. Стахий был поставлен ап. Андреем в епископа в Византию, епископствовал 16 лет и скончался в мире; святые Амплий и Урван были поставлены им же епископами, первый в Диосполе, второй в Македонии. Иудеи и язычники-еллины убили их обоих за проповедь. Св. Наркисс был епископом в Афинах, а св. Апеллий – в Ираклии фракийской. О св. Аристовуле читать под 16 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Созерцание Да созерцаю чудесное исцеление человека, хромого от рождения (Деян. гл. 14), а именно: 1) как в Листре был человек, с самого рождения не встававший на ноги; 2) как всмотрелся он в апостола Павла и уверовал в Евангелие; 3) как исцелил его святой Павел именем Господа Иисуса Христа, и вскочил он [на ноги] и стал ходить. Проповедь о жажде Бога – единственной жажде праведника Что бо мы есть на небеси? И от Тебе что восхотех на земли 161 . Пс. 72:25 И на небе, и на земле – одно верховное благо для души пробужденного человека. Благо сие – Бог. Бессчетное число благ имеется на небе, однако Царь небес – Благо величайшее. Неисчислимы блага и на земле, однако Творец всех этих благ не идет с ними ни в какое сравнение. Посему душа пробудившегося человека и спрашивает: что приобрести бы мне и что восхотел бы я и на небе, и на земле, кроме Тебя ? Нужна ли река тому, кто приведен на живительный источник? Оглядывается ли на пастушеский ужин тот, кто сел за царскую трапезу? Бог Сам по Себе достаточен, чтобы утолить весь голод и всю жажду человека. Божии суть небеса, Божия и земля. Владыка всех благ – величайшее Благо; Творец всякой сладости – величайшая Сладость; Носитель всякой премудрости – величайшая Премудрость; Источник всей силы и милости – величайшая Сила и Милость; Создатель всяческой красоты на небе и на земле – величайшая Красота. Никакое благо не может прийти на сердце человеку либо явиться во сне, только пребывать в Боге, причем в высочайшей степени. Посему, братья мои, да взыщем Бога, чтобы получить всё, да обратим к Нему все наши поиски, чтобы всё обрести; да богатеем [мы] Господом, дабы во всем иметь нам изобилие. О Господи Боже наш, приблизься к нам тогда, когда ищет Тебя душа наша. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 31 октября 1. Свв. Апостолы Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий и Аристовул . [Все они] из числа семидесяти. Святой Стахий был помощником святого апостола Андрея Первозванного. Святой Андрей поставил его епископом в Византии. Стахий воздвиг церковь в Аргирополе и ревностно и верно управлял своей паствой. После 16 лет пребывания на кафедре мирно упокоился в Господе. Святые Амплий и Урван тоже соработничали святому Андрею, который поставил их епископами в Лидде, или Диосполе Иудейском, и в Македонии соответственно. Оба они мученически скончались за Господа Иисуса Христа. Святого Наркисса апостол Филипп поставил епископом в Афинах. Святой Апеллий был епископом в Ираклии Фракийской. Святой Аристовул, брат апостола Варнавы , проповедал Христову веру в Британии и там мирно скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

5 В службе св. Стахий называется «божественным иерархом». О роде смерти св. Стахия нет определенных сведений. В Синаксаре Никодима в двустишии к кратким сведениям о св. Стахии сказано, что он, как клас (имя Стахий означает колос) был поражен серпом. В великих Четьи Минеях Макария эти слова греч. Синаксаря переведены так: «Стахие серпом скончаваем, яко и клас, от сего жития бывает пожат». У Никодима сказано, что мощи св. ап. Стахия были обретены в Аргирополе (Фундуклии) близ Византии, при погребении тела священномученика Адриана, епископа Византийского, пострадавшего при Ликинии (Синаксарь, август, 281 стр.). По месяцеслову Императора Василия мощи св. Стахия вместе с другими (?) апостолами были принесены и помещены в Пигах (источники). Русский паломник Антоний, бывший в Константинополе в 1200 г. говорит: «и есть церковь и в ней 7 апостолов, и та церковь прежде Царьграда поставлена Стахием, первым епископом Византии. Память св. Стахия в Правлавной церкви совершается 31 октября вместе с другими апостолами (Амплием, Урваном, Апеллием, Наркиссом, Аристовулом, и в соборе св. 70 апостолов 4 января У католиков память св. ап. Стахия также 31 октября. Святой апостол Амплий Имя св. ап. Амплия, как и св. Стахия, упоминается только однажды в Новом Завете и именно в послании к Римлянам (XVI, 8): «целуйте (приветствуйте) возлюбленного моего (Амплия) о Господе». Изъясняя эти слова, св. Иоанн Златоуст пишет: «Апостол обращает в похвалу любовь свою, потому что Павлова любовь была любовь для Бога и заключала в себе бесчисленные блага. Ежели за великое почитается заслужить любовь царя, то какая похвала быть возлюбленным Павла! Кто не обладал многими добродетелями, тот не привлек бы его любви к себе. Апостол живущих худо и беззаконно не только не любил, но даже предавал проклятию». (30 беседа на послание к Римлянам). Но кто был Амплий совершенно неизвестно. Видно, что он принадлежал к римской христианской церкви, отличался между членами оной особенными добродетелями, трудился над распространением евангельского учения в столице тогдашней всемерной Империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Важно отметить, что вышеуказанные сведения о проповеди апостола Андрея на земле Великой Скифии-Руси, относились только к землям славян и русов, так как «римская и ранневизантийская провинция Малая Скифия (район современной Добруджи, Румыния) появилась только в конце III – начале IV века нашей эры при императоре Диоклетиане» . «Дорофей (около 307–322), епископ Тирский, пишет: « Андрей, брат Петра , протёк всю Вифинию, всю Фракию и Скифов…». Святитель Софроний (+390) и святитель Епифаний Кипрский (+403) также приводят в своих трудах свидетельства о проповеди апостола Андрея в Скифии. Евхерий Лионский (+449) и Исидор Испалийский (570–636) пишут в своих трудах о деяниях, проповеди и учении святого апостола Андрея: «Он получил в удел Скифию и вместе Ахайю» . Последним по времени из церковных историков, описывающих подвиг апостольского труда Апостола в земле Скифов, является Никита Пафлагон (+873), который отмечал: «обняв благовестием все страны севера и всю прибрежную часть Понта в силе слова, мудрости и разума, в силе знамений и чудес, везде поставив для верующих жертвенники (храмы), священников и иерархов (архиереев), он (апостол Андрей)» . О том, что еще в древности славяне и русы приняли крещение, свидетельствует иранский писатель Ибн ал-Фатих ал-Хамазани в «Книге стран» («Китаб ал-Булдан», 903 г.): «у славян – кресты, но хвала Аллаху за ислам» . Апостол Андрей Первозванный вручает Евангелие апостолу Стахию Нестор Летописец в «Повести временных лет» (далее – ПВЛ) описывает посещение киевских холмов апостолом Андреем и его учениками. Однако, из жизнеописания учеников апостола Андрея Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула известно, что они были им направлены на Евангельскую проповедь в другие страны: Стахий – в Византию, Амплий, Урван, Амплий были оставлены управлять местной Церковью в Диосполе Палестинском, Наркисс проповедовал в Афинах и Греции, Апеллий – в Ираклии и Аристовул – в Британии. Значит, они никак не могли быть рядом с апостолом Андреем в его миссионерском путешествии в Великую Скифь-Русь, так как были оставлены управлять своими епархиями . О каких тогда учениках говорит летописец? Утверждаем твёрдо: это русские ученики апостола Андрея. Несомненно, многие из них были рукоположены им в священники и епископы.

http://pravoslavie.ru/66668.html

16 Амплия. Возможно, это раб Амплий, чье имя было указано на могильной плите в катакомбе Домитиллы, племянницы императора Домициана. 16 Урбана... Стахия. Распространенные среди рабов имена; первое римское, второе греческое. 16 Апеллеса. Распространенное греческое имя; так называли тех, кто отличался преданностью («испытанный и одобренный»). из дома Аристовулова. Форма приветствия здесь (ср. ст. 5, 11, 14,15) позволяет думать, что сам Аристовул не входил в состав церковной общины. Возможно, это внук Ирода Великого и друг императора Клавдия. 16 Иродиона. Возможно, вольноотпущенник из дома Ирода, так как вольноотпущенники часто принимали имя своего хозяина. Наркисса. Возможно, помощник императора Клавдия. 16 Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Две женщины, чьи имена происходят от одного корня («мягкая», «нежная»); возможно, они были сестрами, даже близнецами. Персиду. Распространенное среди рабынь имя. 16 Руфа, избранного в Господе. Одно из самых загадочных имен в этом списке (ср. Мк. 15,21 ). Эпитет «избранный», возможно, отражает исключительность обстоятельств, связавших его семью с Христом. Павел выказывает глубокую привязанность к этому семейству. 16 с целованием святым. Поцелуй был распространенным знаком приветствия на востоке. Здесь Павел призывает верующих освятить этот обычай, сделать его символом братских отношений. 16:17–20 Павлу известно об этих верующих и их проблемах (гл. 14), об усилиях сатаны внести разлад в их среду (ст. 20). Павел настоятельно увещевает их хранить единство. Следует уклоняться от общения с теми, кто производит разделения. Апостол прямо указывает, что дух разделений греховен, он признак жизни по плоти и отражает самолюбие ( Гал. 5,19.20 ). 16 просты. Букв.: «чисты от». 16:20 Перед заключительными приветствиями и славословием Павел помещает пророческое обетование, основанное на первом библейском обещании избавления ( Быт. 3,15 ). Причина разделений сатана ( Быт. 3,12 ). «Бог мира» (цельности и чистоты, равно как и покоя) выступит в роли Божественного Воителя, чтобы сокрушить сатану. Это произойдет «вскоре». Эти слова Павла можно понимать в категориях времени (в недалеком будущем) или эсхатологии (рассматривая Второе пришествие Христа как следующее событие в Божием календаре).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Х., – в посление годы царствования Нерона. Своей необыкновенной ревностью в благовестии, своей пастырской, истинно отеческой любовью апостол Павел приобрел себе чрезвычайно много сотрудников, подобно ему ревностных. Сотрудниками его были большей частью люди, им же самим обращенные к вере. Между ними особенно замечательны: Епафрас 61 , основавший церкви колосскую, лаодикийскую и иерапольскую во Фригии в то время, как апостол Павел после времени апостольского собора проповедовал в Малой Азии; Силуан 62 , проповедовавший вместе с апостолом в Малой Азии и особенно потрудившийся над основанием церкви фессалоникской. Впоследствии, по возвращении апостола из Коринфа в Иерусалим и Антиохию, Силуан сделался спутником ап. Петра и после некоторого времени испросил у него послание к верующим из иудеев в Малой Азии. Тимофей 63 более всех других сотрудников заслужил любовь и доверенность св. апостола Павла; по воле апостола, он старался особенно об утверждении церквей македонских и ахайских, главным же образом церкви ефесской. Тит, которому поручил апостол управление церквами критскими, был еще прежде усердным сотрудником его в утверждении церкви коринфской 64 . Лука, врач возлюбленный, был постоянным спутником апостола со времени первого прибытия его в Троаду до самой смерти и написал Евангелие, проповеданное ап. Павлом, и Деяния апостольские около того времени, как апостол получил в Риме полную свободу 65 . Замечательны еще те сотрудники апостола, которые, по всей вероятности, первые основали в Риме церковь из язычников. Как столица целого мира, Рим был местом, куда стекались люди со всех сторон вселенной 66 . Несомненно, по крайней мере, что еще до 58 года по Р. Х. Были уже в Риме ученики и сотрудники ап. Павла ( Рим.16:3–23 ): Епенет – начаток уверовавших от него в Ахаии, Андроник и Иуний – спленники его, нарочиты во апостолех, Урван – споспешник его о Христе, Амплий и Стахий – возлюбленные его, Апеллий – искусный о Господе, Руф и многие другие. Долго было бы и нет достаточных средств перечислить всех сотрудников апостола Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010