В ходе арианских споров Иерусалим стал цитаделью Православия. Его епископ Макарий созвал здесь в 346 г. Собор, поддержавший св. Афанасия Великого , и посвятил Максима в епископа Диоспольского. И хотя впоследствии влияние епископа Кесарии ослабело из-за разделения этой большой митрополии на три части, первенство Иерусалима, как митрополии, признавалось по-прежнему далеко не всеми. Даже известны послания блж. Иеронима , резко критиковавшего епископа Иоанна Иерусалимского за то, что за разрешением спорного вопроса тот обратился не к епископу Кесарийскому, а в Александрию, чем нарушил иерархию должностей 766 . С начала V b. епископ Кесарии начал уступать свои права Иерусалимскому собрату, поскольку повсеместно Иерусалимский престол относили к числу важнейших апостольских кафедр. И епископ Ювеналий Иерусалимский предпринял многочисленные попытки, чтобы увеличить права своей кафедры. Он пытался добиться успеха ещё на Эфесском Соборе 431 г., но напрасно. Дошло до того, что св. Кирилл Александрийский даже написал письмо папе св. Льву Великому , чтобы тот ни при каких обстоятельствах не удовлетворял просьбы Иерусалима получить митрополичьи права и власть над соседними провинциями. Тогда Ювеналий обратился к св. Феодосию Младшему, который и дал разрешение на первенство Иерусалимского патриархата в трёх Палестинах, Финикии и Аравии. Нет сомнения в том, что именно поэтому Ювеналий так охотно поехал на «Разбойный собор» в качестве сопредседателя Диоскора, а потом его поведение постоянно варьировалось, что он ни при каких обстоятельствах не желал фрондировать с царём. Это решение императора встретило протест со стороны Максима Антиохийского, чьи права оказались нарушенными. Но «Разбойный собор» также не вынес никакого суждения на этот счёт. И только на Халкидонском Соборе вопрос разрешился к удовольствию Иерусалима. А 23 октября 451 г. Ювеналий и Максим Антиохийский заключили между собой соглашение, ранее одобренное св. Феодосием Младшим, согласно которому власть Иерусалимского патриарха распространяется на митрополии трёх палестинских провинций 767 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этой третьей апологии много предметов, о которых уже было сказано в предыдущих. Обильная и разнообразная ученость бл. Иеронима, его живое и живописующее воображение, частые порывы одушевления и восторга не могут однако ж освободить от неприятного чувства при чтении тех страниц этой апологии, которые наполнены жарким, утомительным спором и однообразными повторениями. И нужно при этом заметить, что эта апология Иеронима, если освободить ее от всех личных расчетов с Руфином, каких здесь много, полезна в интересах более светской учености, чем церковно-христианской. Среди этой славной борьбы Иеронима с еретиками и ересями, которая привлекала к себе главную письменную деятельность его этого времени, неутомимый наш труженик не упускал из виду и второстепенных интересов борьбы, чтобы как можно больше сделать в пользу истины. По делу об оригенизме и оригенистах, кроме переписки его с Феофилом александрийским, о которой мы уже говорили, есть еще три маленькие письма его к этому епископу, касающиеся прямо или непрямо того же дела; а главное, Иероним переводил всю переписку епископов и соборов об оригенистах, все окружные и пасхальные послания к верующим по тому же делу, – переводил одни с греческого на латинский язык, другие обратно. Переведены Иеронимом письмо Феофила к Епифанию, соборное послание Феофила к епископам палестинским и кипрским, ответное послание собора иерусалимского к Феофилу, письмо Дионисия диоспольского к Феофилу, письмо Анастасия папы к Симилициану и три (I, II и III) пасхальных послания Феофила. Вся эта деятельность Иеронима относится к 401–404 г. К этому же времени относится письмо Иеронима к Паммахию и Маркелле , при котором он послал им II пасхальное послание Феофила в латинском переводе и письмо к Павлину в ответ на два вопроса, касавшееся Оригена и его сочинений, переводимых Иеронимом. Разнообразные ученые занятия и самоотверженная ревность по вере сблизили бл. Иеронима с другим знаменитым учителем церкви того времени, блаж. Августином, и между ними завелась ученая переписка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Почитание В грузинском календаре (X в. ), который отражает древнюю традицию иерусалимского богослужения, указаны даты памяти Иоанна 19 марта ( " епископа Иоанна " ) без определений и 29 марта вместе с памятью свт. Модеста, патриарха Иерусалимского (VII в.). Армянский Синаксарь Тер-Исраэля дает под 11 аратца (20 марта) точное указание, что речь идет именно об Иоанне II . Упоминание 29 марта в грузинском календаре, видимо, закрепляет дату празднования, приходившегося на пятницу в канун Недели ваий . Соединение памяти Иоанна с памятью свт. Модеста объясняется тем, что при Иоанне Сионская базилика была построена, при свт. Модесте восстановлена после персидского нашествия 614 года . В Синаксаре Константинопольской церкви (кон. X в.) память Иоанна значится также под 29 марта или под 26, 30, 31 марта . В копто-арабском Александрийском Синаксаре (XIII-XIV вв.) память Иоанна приходится на 13 бауна (7 июня). В Синаксаре сказание об Иоанне, вероятно, отражает отношение к нему представителей партии свт. Епифания Кипрского . В сказании повествуется о том, что Иоанн подвизался вместе с Епифанием в монастыре прп. Илариона Великого в Палестине. Став Иерусалимским епископом, Иоанн был одержим диавольским искушением и поддался сребролюбию, собрал огромное количество золотых и серебряных сосудов. Епифаний, узнав о страсти друга, прибыл в Иерусалим и увидел роскошь, в которой жил Иоанн. После трапезы Епифаний попросил Иоанн одолжить ему один из сосудов, и тот согласился. Епифаний продал сосуд и раздал деньги нищим. Иоанн стал требовать сосуд обратно, а когда они были в храме Рождества Христова в Вифлееме, заявил, что не позволит Епифанию уехать, пока тот не вернет сосуд. Внезапно ослепший Иоанн был исцелен по молитве Епифания, который наставил его впредь не поддаваться проискам диавола. Иоанн прожил много лет и оставил по себе память как о благодетеле и защитнике нищих и больных . Сочинения Сочинения Иоанна сохранились фрагментарно. Среди них - Послание к архиеп. Феофилу Александрийскому (395), или " Апология против обвинений в симпатиях к оригенизму " в лат. переводе, в составе соч. " Против Иоанна Иерусалимского " блж. Иеронима. В " Апологии... " Иоанн восхищается талантом Оригена , но не разделяет его неправославные мысли по вопросам веры. В сирийской компиляции " Книга против нечестивого Халкидонского Собора " , приписанной Тимофею II Элуру , содержатся фрагменты исповедания веры Иоанна, которое написано, вероятно, в период проведения Диоспольского Собора (415) и посвящено пелагианскому вопросу. Приводя цитаты из Священного Писания, Иоанн утверждает принцип свободы воли, настаивая при этом на необходимости Божественной благодати в деле спасения, т. к. по своей природе человек не может не грешить, и только Божественная поддержка дает ему способность подвизаться в добродетелях. Это исповедание Иоанна известно также по цитатам в произведениях Севира Антиохийского ; некоторые фрагменты сохранились и на греческом .

http://drevo-info.ru/articles/13679934.h...

С целью рассмотрения этой проблемы в 393 году был созван поместный Собор и в Кесарие Палестинской, решения которого стали известны из Соборного послания императору Феодосию. Основываясь на послании Капийского поместного Собора 389 года (обращенного к Феофилу Александрийскому (385-412)), Кесарийский Собор единогласным решением постановил признавать и поминать епископа Флавиана как единственного епископа-патриарха и предстоятеля Антиохийской Церкви. Спустя 17 лет, в 398 году, при посредничестве святого Иоанна Златоуста и епископа Александрийского Феофила святого Флавиана признал законным патриархом Антиохийской Церкви и Римский папа. Иерусалимский Собор 415 года при Иоанне II (386-407) Этот Собор был созван 30 июля 415 года Иерусалимским патриархом Иоанном II и пресвитерами. Причиной созыва стало рассмотрение обвинения, поступившего от молодого испанского пресвитера Павла Оросии относительно дела осужденных и объявленных «ересиархами» на Кархидонском Соборе 411 года монаха Пелагия и его друга Келестия. Благосклонность Святоградского Иоанна к Пелагию и сложность понимания значения латинского термина «благодать», которое вводил и защищал Пелагий ведя спор с блаженным Августином, послужили оправданием Пелагия. Стоит отметить, что своей настойчивостью Павел Оросия добился перенесения дела оправданного Иерусалимским Собором Пелагия на рассмотрение епископу Римскому. Диоспольский Собор 415 года Этот Собор был созван в Диосполе Палестинском с целью рассмотрения вновь выдвинутого против еретика Пелагия обвинения, на этот раз митрополитом Кесарийским Евлогием, и прошел с 20 по 23 декабря 415 года. Обвинение было составлено епископами Арелатским Геросом и Провенским Лазарем, действовавшими, как впрочем и Павел Оросия, по указанию Блаженного Августина. Однако сами епископы по причине болезни, на Соборе не присутствовали, а Павел Оросия к тому времени уже покинул Палестину. На Соборе приняли участие 14 палестинских епископов, в том числе и святой Порфирий Газский. Искажавший православное учение о первородном грехе, крещении, спасении, предопределении и проч., Пелагий сумел оправдаться, обвинив во всех грехах своего сподвижника Келестия. Предав анафеме все указанные Евлогием в выдвинутом им обвинении злоучения, сам Пелагий соборным решением был оправдан.

http://pravoslavie.ru/39971.html

Скоро узнал об этом преподобный Пахомий. Глубоко опечаленный этим случаем, старец запретил поминать их в молитвах домашних, совершать литургию и подавать милостыню за них. Пахомий строго отнесся и ко всем сестрам общежития. В виду того, что они не употребили должного старания, чтобы найти невинную и обидчицу, примирить и успокоить их, и пренебрегли их положением и спокойствием, а может быть и поверили клевете одной из сестер, старец отлучил их от святого причащения на семь лет. Множество людей приходили к Пахомию отовсюду, чтобы навсегда подчиниться ему. Количество монахов в Тавенниси слишком умножилось. Стало очень тесно. По внушению Божию, святой Пахомий пошел искать еще места, удобного для построения новой обители. Очень удобное место оказалось к северу от Тавенниси, не в далеком расстоянии отсюда. Место это называлось Певоу Здесь и был устроен новый монастырь, очень обширный и вскоре сделавшийся средоточием всего общежития. Монастырь этот был обнесен оградою. Епископ области Диоспольской благосклонно относился к монахам. По его мысли преподобный Пахомий устроил здесь и церковь. Теперь явилась возможность принимать в общежитие всех, желавших поселиться здесь навсегда. Из старого монастыря в новый Пахомий переселил много монахов, притом именно таких, которые хорошо привыкли к порядкам общежития и могли быть опытными руководителями и служить добрым примером для новых братий. И здесь были назначены свой начальник, эконом и братия для исполнения различных послушаний. Все с усердием должны были исполнять законы общежития, помня, что они назначены одинаково как для новоначальных, так и для самих начальствующих. Прошло некоторое время, и два монастыря не могли уже вмещать всех желавших здесь подвизаться. Постепенно устроилось еще семь монастырей. Количество иноков в Тавеннисийском общежитии дошло до семи тысяч человек. Конечно, одни монастыри были более населены, другие — менее. И все это множество иноков, рассеянных по многим обителям, было единым иноческим братством. Святой Пахомий часто посещал все монастыри.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

святого Серапиона последовала в V b. Страдание святого мученика Максима месяцеслову императора Василия святой мученик Максим скончался в гонение Декия 14 мая 250 года. Житие преподобного отца нашего Пахомия Великого и потом св. Димитрий Ростовский думали, что это — Оксириих, славившийся благочестием своих жителей, заключавший в своих пределах, по свидетельству Руфина, до десяти тысяч девственников и до двадцати тысяч девственниц. Но рассказ новооткрытых документов прямо указывает имя этого города — Эсне. 295 г. на правом берегу Нила, против Ермополя, построенный императором Адрианом в честь своего любимца Антиноя. еретик II b., учил, что в мире существуют два самостоятельных начала: доброе — благой Бог, и злое — материя, находящаяся под владычеством диавола. существовании особенных иноческих одежд в первое время иночества мы знаем уже из изречений святого Антония Великого. См. книгу архимандрита Палладия «Новооткрытые изречения преподобного Антония Великого. По коптскому сборнику сказаний о преподобном» (Казань, 1898 г), стр. 30. селения Тавенниси совсем не существует. «житие» называет его именем — Амриарагабул. Другая переделка этого имени — Иеракаполлон. гидравлическая машина, к которой привязывают животное, чтобы заставить его вращать колесо, поднимающее воду. (от греч. κοινος; — общий и βιος — жизнь) — называются общежительные монастыри, в которых братия содержатся на счет монастыря и взамен того предлагают свой труд на общую пользу монастыря. греческ. νηστεα, — означает совершенное невкушение пищи. Певоу находился немного к северу от Тавенниси, на восточном берегу Нила, в области Диоспольской. египтяне (христиане). знаменитый по своей образованности, политическому значению и торговле город, основанный греческим императором Александром Великим в Египте ок. 333 г. до Р. Х. область в верхнем Египте. растительной пищи. Пашонс соответствует нашему маю, начинаясь 26 числом апреля. Поэтому 14 Пашонс — 9 мая. Память преподобного отца нашего Евфросина, Псковского чудотворца

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Противники же, случившиеся на соборе, большею частию молчали, положившись на доказательства слабой обвинительной записки, у которых Пелагий легко отнял всю силу. Опять восторжествовала неправда, благодаря неискусным апологетам истины и искусству адвоката неправды, но вовсе не вследствие близорукости или пристрастия судей. Судьи, внимательно выслушав обе стороны, не отвечают за естественные впечатления, которые невольно произведены были словами той и другой стороны и определили последний приговор. Мы долго остановились на соборах иерусалимском и диоспольском, чтобы восстановить честь восточных отцов этих соборов, которая несправедливо так долго пятналась многими западными богословами. Во всяком случае, восточные отцы выполнили свое дело, если не вполне безукоризненно пред строгим судом, то лучше западных богословов. Притом нужно еще припомнить, что практические вопросы христианства, занимавшие современных бл. Августину западных богословов и успевшие найдти в западной церкви определенные ответы, почти вовсе не занимали еще восточных богословов, посвятивших себя раскрытию таинственного учения о Св. Троице, – и мы, если не вполне оправдаем, то, по крайней мере, поймём примирение восточных отцов с неопределенными ответами Пелагия. Африканские епископы 66 , собравшись в 416 г. в Карфагене на собор под председательством Аврелия, получили чрез Орозия известие от Героса и Лазаря об исследованиях собора диоспольского и поспешили принять все меры к тому, чтобы не дать значения на западе суду этого собора. Подтвердив еще раз определения карфагенского собора 411 г. против Целестия, они решились искать согласие римского епископа на осуждение Пелагия с учеником его и обратились к папе Иннокентию I с синодальным посланием, в котором, между прочим, говорилось: «Мы сообщаем тебе, достопочтейнеший брат, о нашем определении (против Пелагия и Целестия), в надежде, что ты поможешь ему значением апостольского престола» 67 . Из этого послания, единственного остатка деяний собора 68 , мы узнаем, что на соборе присутствовало не менее 68 епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pel...

Пролог. Март. Р. Память его 2 июни. На службе канон Игнатия. Св. муч. Александра, иже в Пидне Македонской. Усечен, в царств. Максимиана. Пролог. (Act SS. 11 mart.) Мес. Вас. 13 и 14 марта. Св. мученицы Христины, иже в Персиде. (Act SS. 15 mart. р. 262). Март. Р. 14 Преп. Венедикта. Римлянин, первоначальник известного в западной церкви монашеского бенедиктинского ордена, род. около 480, сконч. в 543 году. Чет. Минеи из Григория Двоеслова , кн. 2. (Act SS. 21 martii. р. 229. – Io. Mabillonii Acta SS. Ordin. S. Benedicti. I. p. 3–35.) Мес. В. и Март. P. 21 марта. В службе канон Иосифа. Св. Евсхимона, епископа Лампсакийского. Терпел узы и изгнание; современник еп. Феодора Студийского; скончался при Феофиле. Пролог. (Act SS. 15 mart. Or. Chr. I. р. 774). Мес. В. Явление иконы Пресв. Богородицы Одигитрии Феодоровской, в Костроме. Явилась костромскому князю Василию Квашне, когда он был на охоте, в 1239 г. 10 августа. Феодоровской называется оттого, что сперва поставлена была в деревянной церкви великомученика Феодора Стратилата. Пред сей иконой царица Марфа Иоанновна благословила сына своего Михаила Феодоровича на царство, и потомуу день избрания его на престол сделан днем празднования иконе Феодоровской. Пролог. (Ист. Кар. IV. пр. 38. Отеч. Зап. 1820. I). Служба сочинена прот. И. Красовским. М. 1777. Св. Феогноста, митрополита Киевского и Московского. Грек, преемник митр. Петра, хиротонисан в 1328 г., страдал в Орде, от Чанибека, который требовал дань с церкви и служителей ее. По возвращении пас церковь 10 лет, а всего – 25 лет; прест. в 1353 г., и погребен близ чудотворца Петра. Пролог. 15 Свв. мучч. Агапия, Пуплия, Тимолая, Ромила, двоих Дионисиев и двоих Александров. Св. Агапий из Газы, Тимолай из Понта, Дионисий из Триполя Финикийского, Ромил или Ромул, иподиакон диоспольской Церкви, Пуплий (у Евсев. Павзий) и оба Александра, один из Египта, другой из Газы. Пострадали во время Диоклетианова гонения от Урбана в Кесарии Палестинской (в 305 г.). Чет. Минея Евсев. О мучч. Палестинских гл. 3. (Вместо Пуплия наименован Πποις. Act SS. 21 mart. р. 478). Март. Р. 24 марта. Мес. В. В службе канон Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Память святого Евсхимона исповедника Святой отец наш Евсхимон, епископ Лампсакийский христианский учитель и исповедник Христов, проводя с юных лет добродетельную жизнь, стал другом Божиим и, будучи мужем совершенным, сделал себя храмом Святого Духа. Приняв иночество и всем сердцем предавшись православной вере, он достиг высоты епископского сана и исполнился благодати Божией. Он воспылал Божественною ревностью и поразил ересь иконоборцев. При этом он совершил и великие чудеса. Так, молитвою он воскресил умершего младенца, которого принесла к нему плачущая мать. Кроме того, он внушал страх диким зверям, прогоняя их одним словом своим, когда они пытались вредить стадам. Покровительствовавший иконоборцам император Феофил повелел сперва заключить его в темницу, как почитателя святых икон, проповедника и охранителя Христовой веры, а потом приговорил его к изгнанию, где он и скончался В тот же день преставление святого Феогноста, митрополита Киевского и всея России.  Память 15 марта Память святых мучеников Агапия, Пуплия, Тимолая, Ромила, Александра, Александра, Дионисия и Дионисия Святые мученики жили в царствование Диоклитиана Агапий происходил из Газы Тимолай из понта Евксинского оба Дионисия из Трипполя финикийского, Пуплий и оба Александра из Египта, а Ромил был иподиаконом диоспольской церкви. Все они пострадали в Кесарии палестинской от игемона Урвана во второй год поднятого тогда гонения на христиан Тогда был издан указ по всем странам и городам — принуждать христиан к поклонению идолам и принесению им жертв. По случаю бывшего тогда языческого праздника, в Кесарии для собравшегося со всех сторон народа готовилось зрелище, именно — уготовлялись на мучение христиане, содержимые там в узах. Посмотреть на это зрелище собрались все еллины, бывшие там. Прежде всего, после многих мучений, был сожжен на костре святой мученик Тимофей (память его 19 августа); после того были преданы на съедение зверям святой мученик Агапий и святая мученица Фёкла (не тот Агапий, который воспоминается ныне, но другой такого же имени, пострадавший ранее со святою Феклою и воспоминаемый вместе с мучеником Тимофеем в августе месяце).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   2) Определения соборов, бывших на Пелагия. Так, собор диоспольский (в 415 г.) осудил следующий член лжеучения Пелагиева: «благодать Божия и помощь не подается для каждого (добраго) действия, но состоит в свободном произволении, или в законе и учении (евангельском)». А собор аравсийский II (в 529 г.) постановил: «если кто утверждает, что для очищения нас от грехов Бог ожидает нашего изволения, а не исповедует, что самое изволение очиститься происходит в нас чрез излияние Св. Духа и Его содействие, — тот противится Духу Святому» (прав. IV). И далее: «если кто утверждает, что человек может, по силам своей природы, помышлять, как должно, или избирать нечто доброе, относящееся к вечному спасению, и соглашаться на принятие спасительной, т. е. евангельской проповеди без просвещения и внушения от Духа Святого, — тот обольщается духом еретическим» (прав. VII). Не упоминаем уже об определениях Собора карфагенского, которые мы привели выше.    3) Ее молитвословия и песнопения. Здесь так часто Церковь испрашивает нам благодатной помощи свыше для подвигов веры и благочестия, так часто славословит Духа Святого, просвещающего, обновляющего и укрепляющего нас своими разнообразными дарованиями, так громогласно исповедует пред Богом наши немощи и бессилие совершить что-либо доброе, без Его непосредственного содействия, — что одни эти песнопения и молитвы, раздающиеся в Церкви от лет древних, составляют сами по себе убедительнейшее доказательство ее неизменного верования в необходимость для нас Божественной помощи.    IV. Здравый разум, со своей стороны, может сказать, на основании богословских начал, что если человек, как существо ограниченное, не имеющее живота в себе, имел нужду в благодати Божией еще до своего падения, как имеют в ней нужду и доселе все чистые сотворенные духи: не тем ли более она необходима человеку теперь в состоянии его падения? И тогда он не мог жить без нее духовно, как без духовной пищи и воздуха: как же признать это возможным теперь? Тогда ему, еще чистому и неповрежденному, надлежало только творить добро; а теперь, слабому и всецело поврежденному, ему надлежит предварительно очиститься от грехов, уврачевать свои нравственные болезни, и потом бороться непрестанно со врагами спасения, и, при такой-то борьбе, творить добро. «Природа человеческая, заметили еще Отцы второго аравсийского собора, хотя бы пребывала в той непорочности, в какой создана, никак не сберегла бы сама себя без помощи своего Создателя. А потому, если не могла она без благодати Божией сохранить здравия, которое получила: то как может без благодати Божией возвратить то, что потеряла»?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010