Августин в 416 году от лица многих африканских епископов, «коих беспокоит молва об этом деле» (Диоспольском соборе), просил Иоанна иерусалимского прислать ему соборные акты. Из этого письма видно, что Иоанн сохранил свое расположение к Пелагию и после Диоспольского собора. «Прошу тебя, пишет Августин, сдержать свою любовь к Пелагию, брату нашему, твоему сыну, которого ты, как слышу, очень любишь, чтобы люди, достаточно знающие последнего, не подумали, что твоя святость обманута им». Советуя Иоанну осторожно относиться к православным во внешней форме выражениям Пелагия, Августин разъясняет, на основании сочинения Пелагия «о природе», что христианской благодати, содействующей и освящающей, Пелагий не признает и опровергает ее, доказывая, что человеческая природа, как целостная, может достигать совершенной святости собственными силами, силами свободного решения. Присылая Иоанну и самое сочинение с опровержением его в своем сочинении («о природе и благодати»), Августин советует ему предложить Пелагию осудить выраженные в этой книге мысли, если бы даже Пелагий и отрекся от авторства ее 82 . Таким образом, Иоанн получил полную возможность узнать подлинные убеждения Пелагия. Но он все же не осудил последнего, быть может потому, что письмо Августина пришло незадолго до его смерти, а быть может и потому, что сам тайно сочувствовал убеждениям Пелагия. 10 января 417 года Иоанн иерусалимский скончался 83 . Преемник его, Праилий, быть может, под влиянием упомянутого письма Августина, предпринял новое исследование по делу Пелагия, расспрашивая последнего частным образом. Неизвестно, осудил ли Пелагий приписываемое ему учение о благодати и чрез то ввел Праилия в заблуждение, или же сам Праилий сочувственно относился к заблуждениям Пелагия, однако мнение Праилия склонялось в пользу Пелагия, и он послал преемнику папы Иннокентия Зосиме письмо в пользу Пелагия. Извещая африканских епископов по делу о Пелагии, Зосима утверждает, что Праилий, написавший ему письмо о Пелагии, оказался тщательным исследователем дела Пелагия, отсюда легко понять, что мнение Праилия о Пелагии не расходилось с мнением Зосимы, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

Замечательно при этом, что в своем изложении соборных деяний Пелагий пропустил именно свое анафематствование положений Целестия, а к анафематствованиям, произнесенным в конце собора, прибавил еще новое, не записанное в подлинных актах, – «равно анафематствую и тех, кои, измышляя ложь, взводят на нас клевету» 78 . Не оставил Пелагий и литературной пропаганды своих заблуждений, несмотря на данное им на иерусалимском соборе обещание молчать. Так, для успокоения своих учеников, взволнованных и возмущенных его поведением на Диоспольском соборе, он написал обширное произведение, в 4-х частях, «о свободном решении» (de arbitrio libero). Августин приводит из этого сочинения массу выдержек, в коих ясно обнаружены истинные убеждения Пелагия и двусмысленность объяснений его на Диоспольском соборе 79 . Оправдание Пелагия и лживые уверения последнего о том, что его мнения одобрены епископами, произвели сильный подъем духа в пелагианской партии и дали ей смелость вооружиться на своих противников не только оружием слова, но и физическою силою. «Диалоги» Иеронима, появившиеся почти одновременно с Диоспольским собором и содержавшие самые резкие и поносные ругательства против пелагиан, задели последних настолько живо, что они произвели вооруженное нападение на Вифлеемский монастырь Иеронима, разграбили и сожгли его, убили одного диакона, причем сам Иероним едва спасся в одной из монастырских башен 80 . Что же касается самих Палестинских судей Пелагия то они, очевидно, не придали делу Пелагия того важного значения, какого оно заслуживало. Они сочли Пелагия просто жертвою клеветы личных его недоброжелателей, поверили ему, что между ним и Целестием нет ничего общего, и потому, провозгласив его православным, не сочли даже нужным известить западных епископов о результате своего исследования по делу Пелагия. Так, папа Иннокентий писал в 417 году, что акты Диоспольского собора переданы ему какими-то мирянами, частными лицами, отцы же собора не прислали ему ни актов, ни каких-либо письменных извещений 81 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

Если душа не может быть без греха, то подлежит греху и Бог, часть коего, душа, подвержена греху; e) кающимся прощение дается не по благодати и милосердию Божию, но по заслугам и труду тех, кои, раскаявшись, стали достойными милосердия». По прочтении этих суждений, отцы спросили: «что скажет предстоящий монах Пелагий на эти члены, ибо святой собор и св. православная церковь осуждают это?». «Повторяю, ответил Пелагий, что эти члены и по свидетельству самих составителей записки не принадлежат мне, за них, как я сказал, я не обязан давать отчет. Что я признал своим, то и теперь считаю правильным, а что не мое, то, по суду св. церкви, отвергаю, произнося анафему всякому, противодействующему и противоречащему учению святой православной церкви. Я верую в Троицу единой субстанции и во все по учению святой православной церкви, а кто иначе мудрствует, анафема». На это синод сказал: «теперь, так как мы вполне удовлетворены ответами предстоящего Пелагия, который, конечно, разделяет благочестивые мысли, a противное вере церкви отвергает и анафематствует, признаем, что он находится в православном и церковном общении». Так кончился собор Диоспольский. Августин, имевший в руках акты его, передает их не в полном виде, а лишь указывает рассмотренные на соборе положения. Подробные же рассуждения епископов и Пелагия опускает, заметив, однако уже после описания собора, что Пелагий читал здесь частные письма разных лиц к нему и ссылался также на свои письма в доказательство своего православия 74 ; но при обсуждении каких вопросов это было, неизвестно. – Здесь естественно является вопрос, верно ли Августин понял поведение Пелагия на Диоспольском соборе? Действительно ли Пелагий сознательно, из страха осуждения, обманул, ввел в заблуждение палестинских епископов, некоторые положения осуждая лживо, неискренно, а другие понимая про себя в ином смысле, чем в каком понимали их епископы 75 . Историческая правда требует безусловно утвердительного ответа ни этот вопрос. В своих комментариях, в принадлежности которых Пелагию не может быть никакого сомнения, Пелагий совершенно ясно, без всякой двусмысленности, отвергал и опровергал учение церкви о повреждении человеческой природы грехом Адама.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

Так или иначе, блж. Августин отправляет через монаха Иуста ответ свт. Кириллу, в котором благодарит его за присланные «Акты» Диоспольского собора, извещает его о составлении трактата «De gestis Pelagii» и, наконец, рассказывает, как доставщик письма, монах Иуст, был обвинен своими спутниками в том, что он якобы подделал в еретическом смысле одно выражение из этого трактата. Иуст, не чувствуя за собой вины, решил лично посетить Августина и сверить свой экземпляр трактата с оригиналом. При сверке оказалось, что в рукописи Иуста нет никакой ошибки и пререкаемая фраза действительно принадлежит блж. Августину, который и спешит объяснить свт. Кириллу ее православный смысл: он рекомендует своему собрату заботиться об Иусте и всех тех латинянах, которые, удалившись в греческую страну, рискуют впасть в пелагианское заблуждение, поскольку греческие пастыри, не зная достаточно хорошо латинский язык, не всегда могут правильно понять мысль этих «эмигрантов» и уберечь их от закоснения в ереси. Фраза, которая стала объектом пререкания, гласила: «Не все грешники наказываются вечным огнем». Блж. Августин предполагает, что она вполне православна и может смутить только пелагиан, точнее некоторых латинских монахов 11 , поселившихся в монастырях Востока, в Александрии или ее окрестностях. На соборе в Диополе Пелагий оправдывался в том числе и тем, что «говорил согласно с Евангелием 12 , где сказано, что грешники идут в муку вечную, а праведники – в жизнь вечную» 13 . Пелагий различал среди грешников «нечестивцев» (impii), то есть язычников, «еретиков» (negatores) и «отступников» (praevaricatores). Все они без различия обречены, по его мнению, на вечные мучения, так как их грехи невозможно ничем искупить. Блж. Иероним спрашивал Пелагия, не рановато ли тот занял место Божественного Судии, не давая вмешаться милосердию Божию 14 ? Блж. Августин также полагал, что Пелагий слишком категоричен. По мнению Иппонского епископа, грешники делятся на две категории: те, которые наказываются огнем и спасаются, по слову апостола, «как бы из огня» 15 , и те, которые обречены на вечные муки. Огонь, о котором говорит ап. Павел, это не огонь вечных мук и Страшного Суда. О том, что же это за огонь, наказываются ли им грешники в этой жизни или после смерти, Августин не говорит. Для него, однако, ясно, что ригоризм Пелагия приводит последователей этого еретика к горделивой мысли о том, что они не имеют греха, в то время как открыто исповедующие себя грешниками и молящиеся о прощении своих грехов ввергаются в бездну отчаяния. Если все грешники будут наказаны вечным огнем, то, значит, и Искупление не имеет силы, и весь род людской будет гореть в геенне, ибо все согрешили.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Святой Амплий, о котором святой апостол Павел упоминает в том же послании, говоря: «Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе» (Рим.16:8), был епископом в городе Диосполе [ 49 ], где проповедовал Христа. Скончался в городе Одиссе [ 50 ], будучи умерщвлен еллинами за свою проповедь о Христе [ 51 ]. Святой Урван, о котором святой апостол Павел вспоминает в том же послании, говоря: «Приветствуйте Урвана, сотрудника нашего во Христе» (Рим.16:9), был епископом в Македонии [ 52 ]и скончался мученически [ 53 ]. Святой Наркисс [ 54 ], о котором святой апостол Павел упоминает в том же послании, говоря: «Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе» (Рим.16:11), был епископом в Афинах [ 55 ]. Святой Апеллий [ 56 ], о котором упоминает в том же послании святой апостол Павел, говоря: «Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе» (Рим.16:10), был епископом города Смирны [ 57 ]. Святой Аристовул, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании, говоря: «Приветствуйте верных из дома Аристовулова» (Рим.16:10), был епископом в Британии [ 58 ]и там после долгих трудов и страданий скончался [ 59 ]. Святой Иродион или Родион, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании, говоря: «Приветствуйте Иродиона, сродника моего» (Рим.16:11), был епископом в Патрах [ 60 ]. Скончался мученически в Риме [ 61 ]. Святой Агав имел дар пророчества. О нем упоминается в Деяниях Апостольских в таких словах: «пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав, и взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников» (Деян. 21: 10–11; ср. 11:28). Апостол Агав проповедовал во многих странах и многих обратил к Христу. [ 62 ] Святой Руф [ 63 ], о котором упоминает святой апостол Павел в Послании к Римлянам, говоря: «Приветствуйте Руфа, избранного в Господе» (Рим.16:13), был епископом в Фивах, городе Греции [ 64 ]. Святой Асинкрит, который упоминается в том же послании (Рим.16:14), был епископом в Гиркании, малоазийской области, где много пострадал за имя Христово [ 65 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Дифтерит не ограничился этим местом, но распространился на всю полость носа, пробил барабанные перепонки и проник в глаза, которые вследствие отека закрылись. Всюду появились дифтеритические пленки с обильным отделением гноя. Температура тела все время в течение месяца держалась от 40 до 41 градуса. Лицо больного приняло вид бесформенной массы. Истощение тела достигло высшей степени, не смотря на хорошее питание; сердце слабо билось. Все разнообразные медицинские средства не приносили никакой пользы. Тогда я, посоветовавшись с товарищем доктором Рыбальским, лечившим больного совместно со мной, пришел к заключению, что надежды на выздоровление нет никакой, о чем и объявил жене. В отчаянии мать пошла в собор, где ей дали пелену от мощей святителя Феодосия Углицкого. По возращении ее домой, мы возложили на голову младенца пелену, которую он облобызал. Минут через 10 больной попросил посадить его в постели поиграть. С этого дня началось медленное поправление здоровья сына, окончившееся полным выздоровлением. Твердо верую и убеждении, заключает свое показание г. Матвеев, что выздоровление моего сына Виктора произошло только чудотворением от мощей и по молитвам преосвященного Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского». «2 сентября сего 1896 г., в 12 часов дня, прискакал ко мне верхом на лошади крестьянин деревни Вихарева Амплий Григорьев Краснов с просьбою помолиться о жене его, очень давно мучившейся родами. Просьбу Краснова я исполнил. 3-го сентября рано утром, в 2 часа за полночь, приехал ко мне тот же крестьянин с просьбою исповедать и причастить его жену, так как она находится при последнем издыхании, по причине неразрешения от бремени: «едва ли застанем ее и живою», – добавил он. Мы поехали. Краснов был в отчаянии. «Не знаю, что будет со мною, – говорил он, – если умрет у меня жена. Только что я маленько поправился, построил сарайчик и амбарчик (постройки его на гумне злые люди сожгли), только было поуспокоился – и опять постигает новое горе». – «Не горюй, – говорю я Краснову, – у Господа Бога много милостей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Другому отъезжавшему монаху отец Иероним по просьбе того дал в благословение старую свою схиму, и тот всегда призывал его молитвы. Однажды случилось быть ему в опасности, он в скорби присел и как бы задремал днем. Видит пред собой отца Иеронима, который благословил его, и сейчас же очнулся. Смотрит – отца Иеронима нет, а опасность мгновенно миновала. Однажды сей монах заболел и видит, что не в состоянии продолжать нести послушание, и стал скорбеть о сем. Видит во сне отца Иеронима, находясь с ним как бы в большой толпе. И вот толпа стала теснить их, и отец Иероним как бы повалился на него, а потом, наоборот, толпа стала с другой стороны их обоих пятить, так что сей монах повалился на отца Иеронима и оказался в распростертых его руках лежащим. “Батюшка, я думал, что я вас держу, а теперь вижу, что вы меня держите”, – сказал ему, а отец Иероним ответил: “То-то!” Эти слова были ему ответом на его мысли, что-де он поддерживает на своем послушании обитель. Неоднократно являлся во сне он этому монаху в разных чрезвычайных также случаях и болезнях, а много было разных случаев, которые здесь не записаны». «Отец Амплий – из раскольников. Был в Иерусалиме, где наместник патриарха усовещевал его принять Православие, но он ему не поверил, а за молитвы отца Иеронима обратился» 179 . «У нас не редкость – явление умерших братий кому-либо из живущих в обители и возвещение о своей загробной участи. Так, последний из числа почивших в Великий пост (жил в обители 40 с лишком лет) наяву вошел к одному из братий, читавшему святое Евангелие, и между ними произошел такой разговор: Читавший: “А, отец Авраамий! Откуда ты? Ведь ты помер?” Вошедший: “Хотя и помер, но жив, как видишь. Я пришел поблагодарить старцев и братий за их молитвы о всех нас, ныне отшедших. Хотя и трудновато было проходить мытарства, но за молитвами обители, наипаче же милосердием Богоматери и предстательством святого Пантелеймона, все мы благополучно прошли оные и упокоены Всеблагим Господом. Особенно мне много помогли молитвы отца Иеронима, который во время отпевания моего усердно молился за меня, а когда выносили на могилу тело мое, он, несмотря на свои сильные недуги, положил за меня в келлии своей несколько земных поклонов, оказавших мне защиту от нападок вражиих”».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

Святых апостол Стахия, Амплия, Апеллия, Аристовула, Наркисса, Урвана и святаго мученика Епимаха На Господи, воззвах: стихиры апостолов, глас 1. Подобен: Всехвальнии мученицы: Во всю протече землю/ваше спасительное вещание,/Господни апостоли,/сиянием благодати озаряющее всех сердца, славнии,/и разоряющее прелести омрачение./Темже молитеся/даровати душам нашим мир и велию милость. Стахий всеблаженный,/Христов проповедник и апостол,/и Апеллий чудный, и Аристовул,/Урван, Амплий, и Божественный Наркисс,/Троицу Всесвятую проповедавше,/языки просветиша и от работы избавиша,/яже верою вси ублажим. Светильницы Христовы пресветлии,/сосуди чистейшии,/всю зарю Духа верою вместивше,/церковнии столпи, Небеса преславная,/славу Божию поведающе./Того молите даровати душам нашим мир и велию милость. Ины стихиры мученика, глас 4. Подобен: Яко добля: Дохновением Духа Святаго, Епимаше,/жилище явился еси Божественно, славне,/и, от Него действо прием врачеваний,/болящим богатно здравие подаваеши,/присно зовущим:/Иисусе Жизнодавче,/Ты еси веселие же, и слава Твоих мучеников, и похвала. Дерзновением проповедал еси истину, славне,/яко Христов воин законнейший,/не убоявся судящаго ярости зверския,/поклонение богом не сущим повелевша,/егоже посрамил еси Богодухновенными твоими словесы, страстотерпче,/и проповедал еси всем Сущаго над всеми Бога нашего. Яко красны ноги твоя, мучения украсишася/путь проити невозвратно/и, убо скончав течение твое, веру соблюл еси/и венец от руки Владычни приял еси./Егоже моли от тли и бед избавитися/верою творящим пречестную память твою. Слава, и ныне, Богородичен, подобен тойже: В землю низвержен бых, грехи умертвихся,/душевными страстьми и телесными,/темже тьмою покрываюся отчаяния./Но воздвигни мя ныне, к жизни нетленней наставляющи мя/и Вышнему Отечеству, идеже глас чист празднующих,/Пресвятая Богоневесто. Крестобогородичен: Агнца и Пастыря Тя на Древе яко виде,/Агница рождшая рыдаше и матерски Тебе вещаше:/Сыне Возжеленне, како на Древе Крестнем повешен еси, Долготерпеливе?/како руце и нозе Твои, Слове, пригвоздишася от беззаконных/и кровь Твою излиял еси, Владыко?

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вероятно, сам Амплий ко Христу обращен был ап. Павлом и, как видно, был из любимых его учеников. Некоторые думают, что он принадлежал к рабам Императорского двора в Риме (был от «Кесарева дома» Филипп. IV 22) и был умерщвлен при Нероне после пожара (в 64 г. Фаррар На заре христианства, 105, 525 стр.). Скудны о св. Амплии и церковные предания. В Синаксаре Никодима под 31 октября об Амплии и Урбане замечено, что они были епископами и посвящены ап. Андреем Первозванным: «Амплий в Одиссополь, а Урбан в Македонию». В статье, И. И. Малышевского , профессора Киевской академии («Спутники ап. Андрея», между его учениками и спутниками не встречено имени Амплия, а есть Аппиан (Труды Киев. акад. декабрь, 1889). Не разумеется ли под этим именем св. Амплий? В Синаксаре, изданном в Щево-Печерской Лавре в 1874, при перечислении св. 70 апостолов, Амплий назван Амфиатом («Амплий иначе Амфиат»), но почему не сказано. В упомянутом Синаксаре (под 31 октября) сказано: «Амплий и Урбан от св. ап. Андрея Первозванного епископами поставлены, Амплий в Одиссе, нижней Мизии, Урбан же в одном из городов Македонии, и понеже Христа проповедающе, идолы потребляху, от Иудей и Еллинов побиени бывши» (74 ст.). В полном месяцеслове Востока архиепископа Сергия, (в примечании к 4 числу января) сказано, что Амплий, епископ Одиссы – Македонской, но Одисса не в Македонии, а в Мизии, ныне г. Варна. В Библейск. Словаре протоиерея П. Солярского о Св. Амплии замечено, что он, по преданию, «был епископом в Диосполе, что в Вифинии, при Черном море» (т. I, стр. 98). В Четьи Минеях св. Димитрия под 4 числом января: «(Амплий) бысть епископ, проповедуя Христа в Диосполе, и во Одиссе граде, и тамо от еллинов убиен бысть». (В сказании о 70 апостолах А. С., 1900 г. стр. 282 – сказано: «умерщвлен в городе Одиссе (?) язычниками…» В службе св. апостолам – 4 января св. Амплий называется «божественным иерархом, яко воистину сущим служителем Слова, паче (выше) ума» (1-й песнь канона), что он (Амплий) «крепостью божественнаго духа укрепляем, живущыя во тме сынами света показал и сладкою солию учения очистил гнилость лести» (4 января, канон 31 октября).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Святые апостолы от 70-ти: Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий, Аристовул (I) Святой апостол Андрей Первозванный рукоположил Стахия в сан епископа Византийского, где он и святительствовал шестнадцать лет, ревностно проповедуя Евангелие Христово и обращая язычников к истинной вере. Святой Амплий был епископом в городе Диосполе; святой Урван - в Македонии. Святительствовали они также с благословения святого апостола Андрея. За проповедь Евангелия были преданы мученической смерти иудеями и эллинами-язычниками. Святой Наркисс был святителем в городе Афинах. Святой Апеллий святительствовал в Ираклии. О святом Аристовуле сведения помещены 16 марта. Иконописный подлинник Афон. XV. Ап. Амплий. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Константинополь. 985. Апп. Стахий, Амплий, Урван. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. Русь. XVII. Минея - Октябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Афон. XV. Ап. Апеллий. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Афон. XV. Ап. Аристовул. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Русь. XVII. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 4 января, 21 (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Афон. XV. Ап. Наркисс. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Русь. XVII. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 4 января, 46 (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/913406.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010