VI. Пелагий, Британский монах, в начале 5-го в. учил в Риме, потом в Африке и Палестине, что нет в нас греха первородного, что человек, будучи свободным, может сам собою творить добро, и что благодать сверхестественная не необходимо нужна для спасения. Учение его было опровержено Августином, и сам Пелагий отрекся своей ереси (хотя не искренно) на Соборе Диоспольском (в Палестине). Впрочем учение Пелагия не было совершенно искоренено. В Англии оно существовало и в 7-м в. 122 . – От пелагиан отличают полупелагиан, разумея под сим именем тех, которые, допуская нужду Благодати, утверждают однако, что человек может начинать свое спасение сам своею волею и верою 123 . VII. Замечательны также, по опасности для христиан, павликиане, отрасль минихеев. Учение минихеев в конце 4-го в. существовало в Африке, и против него писал Августин. В 7-м в. некто Павел проповедывал подобное учение в Армении и дал имя павликианам. В 9-м в. Михаил Куропалат и Лев Арменин преследовали павликиан и побудили их прейти к сарацинам. Здесь они жестоко мстили грекам своими набегами 124 . Не столь продолжительны и опасны были ереси: Фотина, епископа Сирмийского, котрый учил, что Иисус Христос родился простым человеком, а Сыном Божиим сделался после, и который Духу Святому не усвоял ни Божества, ни личности. Он осужден самими арианами на Соборе Сирмийском 351 г. – Аполлинария епископ Лаодикийского, который в спорах с арианами утверждал, что Сын Божий принял только плоть человеческую, а вместо души имел Божество Слова. Учение его осуждено в 4-м веке. – Фелицианистов (от Феликса епископа Нарбонского) или адопцианов, которые называли Иисуса Христа усыновленным Богу – по человечеству (в 9-м в. на Западе). Сверх сего были расколы в Церкви, как то: раскол Мелетия, епископа в Ликоне (в Египте), который отвергал епископов Египетских – за принятие ими отпадших (во время гонений) в союз церковный, – донатистов, которые отвергали действительность посвящения, совершенного епископом Традитором. Хронологическая таблица на 2-й период

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Память святого Евсхимона исповедника Святой отец наш Евсхимон, епископ Лампсакийский [ 1 ], христианский учитель и исповедник Христов, проводя с юных лет добродетельную жизнь, стал другом Божиим и, будучи мужем совершенным, сделал себя храмом Святого Духа. Приняв иночество и всем сердцем предавшись православной вере, он достиг высоты епископского сана и исполнился благодати Божией. Он воспылал Божественною ревностью и поразил ересь иконоборцев. При этом он совершил и великие чудеса. Так, молитвою он воскресил умершего младенца, которого принесла к нему плачущая мать. Кроме того, он внушал страх диким зверям, прогоняя их одним словом своим, когда они пытались вредить стадам. Покровительствовавший иконоборцам император Феофил повелел сперва заключить его в темницу, как почитателя святых икон, проповедника и охранителя Христовой веры, а потом приговорил его к изгнанию, где он и скончался [ 2 ].   В тот же день преставление святого Феогноста, митрополита Киевского и всея России. Память 15 марта Память святых мучеников Агапия, Пуплия, Тимолая, Ромила, Александра, Александра, Дионисия и Дионисия Святые мученики жили в царствование Диоклитиана [ 1 ]. Агапий происходил из Газы [ 2 ], Тимолай из понта Евксинского [ 3 ], оба Дионисия из Трипполя финикийского, Пуплий и оба Александра из Египта, а Ромил был иподиаконом диоспольской [ 4 ] церкви. Все они пострадали в Кесарии палестинской от игемона Урвана во второй год поднятого тогда гонения на христиан [ 5 ]. Тогда был издан указ по всем странам и городам — принуждать христиан к поклонению идолам и принесению им жертв. По случаю бывшего тогда языческого праздника, в Кесарии для собравшегося со всех сторон народа готовилось зрелище, именно — уготовлялись на мучение христиане, содержимые там в узах. Посмотреть на это зрелище собрались все еллины, бывшие там. Прежде всего, после многих мучений, был сожжен на костре святой мученик Тимофей (память его 19 августа); после того были преданы на съедение зверям святой мученик Агапий и святая мученица Фёкла (не тот Агапий, который воспоминается ныне, но другой такого же имени, пострадавший ранее со святою Феклою и воспоминаемый вместе с мучеником Тимофеем в августе месяце).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Но с тем вместе, продолжает Целестий, он отнюдь не признает учения о первородном грехе: «Наследственный грех не касается малых детей, – грех не родится с человеком, а совершается им после; он составляет недостаток не природы, но свободной воли, – утверждать, будто грех сообщается человеку чрез природу, прежде чем он сам совершает его, значило бы хулить Творца». Вероисповедание Целестия удовлетворило Зосиму; по ограниченности своего богословского образования он не в состояния был понять связи частных истин христианского вероучения между собой и оценить важности спорных предметов. Для него было довольно, что Целестий признавал свободную волю и благодать, – всё же рассуждения об отношении одной к другой он считал делом праздного ума, не нужным для веры. Созвав собор в Риме, Зосима много раз выслушивал на нем Целестия и всегда оставался доволен им. Зная двух епископов, обвинителей Пелагия пред диоспольским собором, за людей беспокойных и легковерных, Зосима тем легче мог призвать все пелагианские споры делом личной страсти, чем меньше понимал их сущность. Расположение Зосимы к пелагианству еще более увеличилось, когда он, вскоре после вероисповедания Целестия, получил и вероисповедания Пелагия 74 . Пелагий отправил свое вероисповедание еще к папе Иннокентию I, приложив к нему одобрительный отзыв о себе нового иерусалимского епископа Праила, – но оно не застало Иннокентия в живых и попало в руки Зосимы. В своем вероисповедании Пелагий подробно раскрыл православный взгляд на те предметы, о которых не было речи в споре, именно изложил, со всею подробностию, учение о единосущии трех Лиц в Боге и их личном различии, также учению о неслитном и нераздельном соединении в Иисусе Христе двух естеств, божественного и человеческого, осудил от себя еретиков, уже осужденных церковью, Савеллия, Ария, Фотина, Аполлинария и монофизитов, говорил о смерти, воскресении, вознесении на небо и втором пришествии Иисуса Христа судить людей, о состоянии тел по воскресении, о различии будущих наград и наказаний.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pel...

Так два собора на востоке – иерусалимский и диоспольский, кончились в пользу Пелагия. Что сказать об этих соборах? В свое время они произвели и отчасти теперь производят невыгодное впечатление на богословов западной церкви. Орозий и вифлеемские священники назвали еретиком самого председателя первого собора, епископа Иоанна, блаженный Иероним назвал второй собор жалким (synodus miserabilis) и заподозрил самих отцов его в пелагианской ереси 65 . Новейшие богословы, не упрекая прямо отцев двух восточных соборов в пелагианстве, объясняют, однакож, благоприятный для Пелагия суд их большею близостью понятий восточных отцов к понятиям Пелагия, чем к понятиям бл. Августина. Мы, относясь к делу с полным беспристрастием, признаем несправедливым мнение, как древних, так и новейших западных богословов о соборах в Иерусалиме и Диосполисе. Вина оправдания Пелагия, в наших глазах, падает не столько на восточных отцев этих соборов, сколько на западных богословов, присутствовавших на них в качестве обвинителей Пелагия и не сумевших вести своего дела, как следует. На соборе иерусалимском, вместо спокойного обвинения Пелагия и основательного опровержения его учения разумными доказательствами, или указанием на общепризнанный авторитет Св. Писания и Св. Предания, слышатся от западных богословов неистовые крики, желчные выходки против Пелагия и самого председателя собора, такие ссылки на современные западные авторитеты, не обязательные ни для Пелагия, ни для восточных отцов, и не признанные ни теми, ни другими. Совершенно иначе ведет себя на этом соборе Пелагий. Он только в начале, по-видимому, увлекается личным отношением к своим противникам и теряет из виду дело, когда говорит: «А что мне Августин?» Но и это минутное увлечение вполне оправдывается неблагоразумным образом действий его обвинителей – западных богословов. Можно ли было Пелагию не выйдти из спокойного расположения духа, когда он, призванный на суд церкви и, естественно, ожидавший указания на общепризнанные и общеобязательные вселенские авторитеты, с самого начала слышит ссылку на мнение об его учении современного учителя, которого считал своим личным врагом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pel...

День заложения храма ознаменовался чудным спасением трех младенцев, упавших в колодезь, и обращением трехсот язычников; прочие, однако, не оставляли в покое святого. Однажды, умертвив семь христиан, устремились они в жилище епископа, и Порфирий должен был спастись бегством, вместе с учеником своим Марком, в соседний дом, где исцелил расслабленную девицу. Но смирение его, постоянство и пламенная любовь к своей пастве не изменили ему до последнего часа, и он имел утешение видеть, пред своею блаженною кончиною, почти весь город Газу обращенным к христианству. Собором Диоспольским не успокоилось волнение, возбужденное в Палестине ересью Пелагия. Три года спустя, толпа его последователей, ожесточенных против блаженного Иеронима за его обличение, ворвалась в Вифлеемские обители и сожгла их, умертвив нескольких иноков, в том числе и одного диакона; Иероним едва успел спастись в укрепленную башню. Пелагиане не пощадили и женской обители Евстохии и Павлы, которые также с большим трудом избежали смерти, посреди разорения и убийства. Они жаловались письменно папе Иннокентию на равнодушие, с каким епископ Иоанн оставил без наказания такое преступление, и папа с своей стороны написал ему увещательную грамоту, но она уже не застала его в живых. Лесть Пелагианская была столь обоюдна, что и преемник Иоанна, Праил, увлекся сперва обманчивыми свидетельствами начальника ереси и писал об нем в Рим: папа Зосима принял также благосклонное участие в Пелагие и Келестине, доколе усилиями блаженного Августина собор Африканский не обличил совершенно тайной их ереси. Наконец и на Востоке обличилась ересь сия, и сам епископ Иерусалимский Праил изгнал лжеучителей из Св. мест. Страшные знамения исполнили в то время ужасом всю Палестину 69 : 19 июля 418 года, в яркий полдень, солнце затмилось до такой степени, что звезды появились на небе, и необыкновенная засуха распространила смерть между людьми и скотом; странный свет, в виде кометы, показался на небе в час затмения, и продолжался в течение четырех месяцев, как знамение грядущих бед, и страшное землетрясение обрушило много городов и селений; когда колебалась земля, с неба падал огонь, не вредивший, однако, людям, потому что сильный ветр уносил его на море, и он продолжал еще, к общему изумлению, сиять на волнах.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

е. было в его пользу, однако скоро Праилий увидел себя вынужденным изменить свое отношение к Пелагию. Противники Пелагия, Герос и Лазарь, не могли, конечно, примириться с тем исходом, какой получило дело Пелагия на Диоспольском соборе. Однако они не нашли удобным обратиться снова к Евлогию Кесарийскому и обратились к епископу Антиохийскому Феодоту, известному своим благочестием 84 . Феодот созвал сирийских епископов на собор в Антиохию, куда счел нужным явиться и Праилий. На этом соборе, быть может, благодаря личному присутствию Героса и Лазаря, Пелагий был обличен в еретичестве, отлучен от церкви и изгнан из палестинских пределов; особое извещение об этом осуждении было послано в Рим. Это было, по всей вероятности, в конце 417 года 85 . Где жил Пелагий по изгнании из Палестины, неизвестно. IV В начале 416 года Орозий возвратился из Палестины в Африку и уведомил Августина о всем, случившемся в Палестине. Он принес с собою записку Героса и Лазаря, равно как диалог Иеронима против пелагиан, который вскоре цитируется Августином 86 . Эти известия послужили причиною нового соборного рассуждения по вопросу о пелагианских заблуждениях, так как в Африке знали о близости Пелагия к Целестию и о тожестве их учения. На одном из годичных провинциальных соборов Проконсульской Африки, по Гарнерию, на сентябрьском, африканские епископы, числом свыше 69, в 416 году произнесли анафему на пелагианские заблуждения и на самих Пелагия и Целестия, с оговоркой – если они действительно разделяют эти заблуждения. Все, что известно об этом соборе, заключается в следующем письме отцов собора к папе Иннокентию 87 . «Блаженнейшему и честнейшему господину, святому брату Иннокентию, Аврелий, Пумидий, Рустициан, Фиденциан, Евагрий и (после 69 имен) прочие, присутствовавшие на соборе Карфагенской церкви. I. Когда, по обычаю, мы торжественно собрались в Карфагенскую церковь , и когда составился из нас синод по разным делам, сопресвитер наш Орозий передал нам письмена святых братьев и соепископов наших Героса и Лазаря, копию с коих мы прилагаем при сем. Прочитав эти письмена, мы решили безусловно осудить Пелагия и Целестия, виновников этого нечестивого и всеми нами анафематствуемого заблуждения. Мы припомнили при этом и то, что было сделано здесь, в Карфагене, относительно Целестия за пять почти лет до сего. Хотя мы ясно убедились отсюда в осуждении этой заразы епископским судом, как твоя Святость может убедиться из приложений, тем не менее и мы, по общем обсуждении, решили, что виновники этого заблуждения, хотя Целестий достиг, говорят, потом пресвитерства, если не анафематствуют этого, сами должны быть анафематствованы, чтобы уврачевать если не их самих, то по крайней мере тех, кои соблазнены или могут быть соблазнены ими, уврачевать чрез уведомление о епископском мнении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

Во всем этом виновен был Иоанн, так как на обязанности его, как председателя, лежало достигнуть выяснения воззрений Пелагия. Однако нет достаточных оснований думать, что Иоанн сам разделял заблуждения Пелагия. По всей вероятности, Пелагий обманул Иоанна точно так же, как впоследствии пытался обмануть папу Иннокентия, т. е. представил себя невинно гонимым со стороны его врагов, клеветливо приписывающих ему отрицание благодати и отрицание необходимости крещения детей. Пелагий мог клятвенно уверить Иоанна, что он не отрицает ни того, ни другого, и тогда Иоанн нашел себя обязанным защищать Пелагия. – Само собою понятно, что решение Иерусалимских пресвитеров не могло удовлетворить ни той, ни другой партии. Пелагиане не достигли оправдания своего вождя, а православные – обличения и осуждения его. Неизвестно, исполнил ли Пелагий приказание пресвитеров молчать и не вызывать волнений, но несомненно, что противники его не прекратили своих нападений на него; не молчали, без сомнения, и приверженцы Пелагия, если не сам он. Ряды противников Пелагия пополнились в это время двумя новыми энергичными деятелями. Это были два галльских епископа, Герос Арелатский и Лазарь Аквенский, невинно лишенные своих кафедр и вращавшиеся в то время на востоке. Они вошли в общение с Иеронимом и Орозием и предприняли новую попытку к решительному изобличению Пелагия 68 . Герос и Лазарь составили записку, содержавшую выписки наиболее определенных выражений из сочинений Пелагия и Целестия; сюда же они включили и те пункты Целестия, какие были осуждены в 412 г. в Карфагене, равно как и пелагианские положения, изложенные в письме сиракузского монаха Илария к Августину в 413 году. Эту записку они представили Евлогию, епископу Кесарийскому, митрополиту палестинских церквей. Тогда Евлогий пригласил палестинских епископов на собор, который и составился в Диосполисе (Лидде) около 20 декабря 415 года 69 . Сами составители записки не явились на собор по причине тяжкой болезни одного из них 70 . Собор состоял из 14 палестинских епископов, Евлогия Кесарийского, Иоанна Иерусалимского, Порфирия Газского, другого Порфирия, Евтония Севастийского, Елевферия Иерихонского, Фидуса Диоспольского, Зобеннуса Елевоеропольского, Аммониана, Зонина, Нимфидия, Хрошация, Иовина и Клемация 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

Хотя уже Целестий в своей книжке признал в Карфагенской церкви, что чрез крещение во Христа совершается искупление даже детей, однако многие, кои состоят или состояли учениками его, не перестают утверждать это зло, коим пытаются ниспровергнуть основания христианской веры. Посему, если даже Пелагий и Целестий и исправились или если справедливо говорят, что они никогда так не мыслили и не признают своим то, что приписывают им в написанных против них сочинениях, то все же вообще да будет анафема всякий, кто, догматизируя, утверждает, что человеческая природа сама способна к избежанию грехов и к исполнению заповедей Божиих, и таким образом оказывается противником благодати Божией, которая видимо проявляется в молитвах святых; да будет анафема и всякий, кто отрицает, что дети чрез крещение освобождаются от погибели и получают вечное спасение. Относительно же прочих пунктов, в коих обвиняют их, твое Достоинство, верим, постановит по просмотре деяний восточных епископов, то, чему все мы порадуемся. – Молись о нас, господин, блаженнейший папа». В том же 416 году, по примеру Карфагенского собора, имел рассуждение о пелагианской ереси Милевитский провинциальный собор из епископов Нумидийской провинции. Полагая сущность ереси в отрицании благодати и в отрицании необходимости крещения детей, епископы Милевитского собора, числом 61, осудили эти два положения и особым письмом просили папу Иннокентия осудить это пагубное лжеучение 95 . Главнейшие из отцов собора были – Сильван, примас Нумидийский, Августин Иоппский, Север Милевитский. Письмо этого собора вместе с письмом Карфагенского собора, с актами собора 412 года и с книжкой Героса и Лазаря было послано в Рим с епископом Юлием 96 . Одновременно с упомянутыми письмами с тем же самым епископом Юлием было послано Иннокентию особое письмо от епископов Аврелия, Алипия, Августина, Еводия и Поссидия с более подробным изложением Пелагианского учения. К этому письму были приложены – сочинение Пелагия «о природе», книга Августина «о природе и благодати» и особое письмо к Пелагию с просьбой к Иннокентию – переслать его по адресу; акты же Диоспольского собора не были посланы, так как еще не были получены в Африке.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

Скачать epub pdf Память святых мучеников Агапия, Пуплия, Тимолая, Ромила, Александра, Александра, Дионисия и Дионисия Память 15 марта Святые мученики жили в царствование Диоклетиана 1949 . Агапий происходил из Газы 1950 , Тимолай из понта Евксинского 1951 , оба Дионисия из Трипполя финикийского, Пуплий и оба Александра из Египта, а Ромил был иподиаконом диоспольской 1952 церкви. Все они пострадали в Кесарии палестинской от игемона Урвана во второй год поднятого тогда гонения на христиан 1953 . Тогда был издан указ по всем странам и городам – принуждать христиан к поклонению идолам и принесению им жертв. По случаю бывшего тогда языческого праздника, в Кесарии для собравшегося со всех сторон народа готовилось зрелище, именно – уготовлялись на мучение христиане, содержимые там в узах. Посмотреть на это зрелище собрались все еллины, бывшие там. Прежде всего, после многих мучений, был сожжен на костре святый мученик Тимофей (память его 19 августа); после того были преданы на съедение зверям святый мученик Агапий и святая мученица Фёкла (не тот Агапий, который воспоминается ныне, но другой такого же имени, пострадавший ранее со святою Феклою и воспоминаемый вместе с мучеником Тимофеем в августе месяце). Когда происходило сие кровавое зрелище, шесть мужественных юношей христиан: Пуплий, Тимолай, Ромил, оба Александра и Дионисий, память коих празднуется ныне, воспламенившись ревностью о Христе, сами связали себе руки, в знак того, что они желают пострадать за Христа и из любви ко Христу готовы идти на огонь и на съедение зверям. Подойдя быстро к самому центру зрелища, они остановились перед игемоном Урваном и громогласно воскликнули: – Мы христиане! Игемон, видя, что они еще юны возрастом, не желая губить их, стал ласково увещевать их поклониться идолам и не губить себя самих в таких цветущих летах. Когда же он не имел успеха, приказал отправить их в темницу. Спустя несколько дней к числу узников Христовых был причислен святый Агапий, муж честный и славный среди христиан, так как он уже ранее с большим дерзновением исповедовал имя Иисуса Христа и претерпел уже за это многоразличные муки. Агапий был в это время взят вместе со слугою своим Дионисием египтянином и заключен в темнице вместе с упомянутыми шестью святыми мужами, так что всех их стало восемь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В числе других наиболее примечательных агиографических публикаций 20-го тома — статьи об апостолах от Семидесяти: Зине, епископе Диоспольском (Лиддском), Иасоне и Сосипатре, а также о мучениках древней Церкви: Зинаиде и Филонилле Тарсийских (I в.), Зосиме Аполлонийском (нач. II в.), Зиновии (муж.) и Зиновии (жен.) (кон. III — нач. IV в.), Зиноне и Зине Филадельфийских (кон. III — нач. IV в.) и Зотике Сиропитателе (IV в.). Среди материалов, посвященных русским преподобным, наиболее примечательна статья о святых Зосиме и Савватии (XV в.) — основателях знаменитого Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря (авторы — О.В.Панченко и Т.М. Кольцова). Том также содержит жизнеописания двух русских преподобных, носивших имя Зосима и передавших его двум «Зосимовым пустыням», расположенным неподалеку от Москвы. Это преподобный старец Зосима (кон XVII — нач. XVIII в.), основатель Смоленской Зосимовой пустыни в Арсаках, близ Александрова, и прп. Зосима (Верховский), основавший в XVIII в. Зосимову пустынь в Верейском уезде Московской губернии. Из статей о других святых с именем Зосима необходимо отметить статьи о преподобных Зосиме Ворбозомском (XV в.) и Зосиме Палестинском, который фигурирует в знаменитом византийском житии преп. Марии Египетской. В комплексе агиографических материалов 20-го тома «Православной энциклопедии» отдельного упоминания заслуживают статьи о целом ряде святых Западной Церкви, подвизавшихся до Великого раскола 1054 г. и почитаемых также на православном Востоке. Это, прежде всего, святые епископы Рима — Папы Зеферин (III в.) и Зосима (V в.), св. Зиновий, епископ Флоренции (V в.), и знаменитый священномученик Ианнуарий Беневентский (IV в.), которого почитают своим покровителем жители Неаполя. Обширная статья посвящена епископу Веронскому Зинону (кон. III — IV в.) и его богословскому наследию. В сравнении с другими томами «Православной энциклопедии» 20-й том не богат статьями богословского содержания. Однако все же в нем присутствует весьма объемная и многоплановая статья «Зло», написанная А.Т. Казаряном. Вероучительные и философские аспекты также затронуты в статье «Здоровье», подготовленной архимандритом Платоном (Игумновым).

http://patriarchia.ru/db/text/680016.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010