Подобно Исаии, и современник его прор. Михей считает храм местом обитания Бога ( Мих.1:2 ), Сион –престолом царствия Господня ( Мих.4:7 ). Пророк Софония называет Сион святой горой Божией ( Соф.3:11 ) и пророчествует, что в Иерусалиме, на Сионе будет местопребывание Господа ( Соф.3:16–17 ). Пророк Аввакум говорит о храме как месте пребывания Господа ( Авв.2:20 ). В том же смысле говорит о храме и прор. Варух ( Вар.2:16 ). По воззрению прор. Иеремеи на иерусалимском храме наречено имя Бога ( Иер.7:10 , Иер.7:11 , Иер.7:30 ; срв. Вар.2:26 ); храм – подножие ног Господа ( Плч.2:1 ); под условием исполнения, предписаний закона храм иерусалимский опять может быть местом богослужебных собраний «для городов иудейских и окрестностей Иерусалима и земле Вениаминовой и равнин и гор и юга» ( Иер.17:24–26 ; срв. Плч.2:6 ). Такое же представление об иерусалимском храме мы встречаем и у пророков царства Израильского; Так, Иона в молитве во чреве кита выражает надежду опять увидеть храм святой Божий ( Ион.2:5 ); он считает храм местом, где Бог принимает молитвы ( Ион.2:8 ). Пророк Амос прямо указывает на Сион и Иерусалим, как на место обитания Бога ( Ам.1:2 ). Таким образом, по общему представлению пророков о храме иерусалимском, он является местом, избранным Богом, чтобы там пребывало Его имя, местом пребывания Бога, а потому, конечно, и местом поклонения Богу народа еврейского. Если же так, то можно допустить, что в представлении пророков храм иерусалимский, в связи с требованием закона ( Втор. 12:11 ), являлся единым законным местом богослужения народа еврейского. Этот взгляд пророков на иерусалимский храм, как единственно законное место богослужения еврейского народа, еще определеннее выясняется из отношения пророков к высотам, т.е. местам еврейского богослужения вне храма. Служение на высотах после построения храма Соломонова было распространено в еврейском народе не менее, чем до построения храма. Об этом свящ. авторы замечают во многих местах. При Ровоаме, например, евреи «устроили у себя высоты… на всяком высоком холме» ( 3Цар.14:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Таково содержание книги св. пророка Амоса! Книга эта от других пророческих и священных книг отличается обилием образов и выражений, взятых большею частью из пастушеской жизни, что замечает и бл. Иероним. „Пророк Амос (говорить он), бывший пастырем из пастырей и пастырем не в местах возделанных и насажденных виноградниками, и не в лесах и зеленеющих лугах, но в обширной пустыне, в которой свирепые львы нападают на стада, употреблял выражения заимствованные от своего занятия. Так, глас Господа он называет страшным и ужасным рыканием львиным, сравнивает разрушение городов Израильских с беспокойством пастырей и иссушением гор“. См. . Нельзя не заметить еще, что некоторые места книги св. пророка Амоса имеют сходство с местами других пророческих книг. Ср. Осии: ( Ос.7:14, 12:9,10 ) Амоса: ( Ам. 2:5, 1:4,7,10,12,14, 11:10,11 ); Ис. 30:10, 32:9,11 ; Ам. 2:12, 4:1,3 ; Иер. 49:3,27 ; Ам. 1:15,4 ; Иер. 46:6 ; Ам. 2:14 и др. Иез. 28:26 ; Ам. 9:14 ; Агг. 2:18 ; Ам. 4:9 ; Зах. 3:3, 13:5 ; Ам. 4:2, 7:14 . Прим. При объяснении книги св. пророка Амоса были те же пособия и руководства, какие были при нашем объяснении книг св. прор. Осии и Иоиля. 1 «Город Фекоа находился в южных пределах колена Иудина», гов. св. Ефр. Сир. В тот город построен и укреплён был Ровоамом с другими городами, по отделении царства Иудейского от Израильского 2Пар. 11:5–6 ; по бл. Иерониму, находился от Иерусалима в 12, а от Вифлеема в 6 римск. милях. К сему городу прилегала пустыня, названная по городу, Фекойскою, на которой пастухи пасли стада свои, «дабы множеством стад вознаградить бесплодие» говор. бл. Иерон. в толк. на Амоса. Фекоа давно разрушен, на месте его впоследствии был построен монастырь св. Феодосия. Отселе видно, что напрасно некоторые считали Амоса Израильтянином. Фекоа никогда не принадлежал Израильскому царству, по отделении от Иудейского; к первом Амос пророчествовал, а родился в последнем. 2 Возделывал сикоморы, в славянск: ягодичная обирая κνιζων συκαμινα ( Ам. 7:14 ) – надрезывая сикамины. «Слышал я, гов. бл. Феодорит, от одного описывавшего тамошние (палестинские) места, что плод сего дерева (сикомора) не дозревает, если не сделано будет на нем какого-нибудь малого надреза. Сие-то, вероятно, разумели LXX, употребив здесь слово κνιζων, вместо: очищающий или собирающий». Сикомор или сикамин из породы фиговых деревьев, по плодам похож на смоковницу ( συκος, а по виду, по листьям на шелковицу ( μωρον; Сикомор – огромное дерево, славилось необыкновенною крепостью, потому египтяне делали из него гробы для мумий, всегда зеленое и приносит плоды несколько раз в год, плоды похожи на смоквы, сладки на вкус, растут па стебле и висят на черешке, который выходит из стебля и имеет вид ножки. Сими плодами питается большая часть народа в Египте, но сикоморы росли и в Палестине. 3Цар. 10:27 ; 1Пар. 27:28 ; 2Пар. 1:15 . См. опыт Библ. – естеств. ист. Сибирцева стр. 108.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

О жертвоприношениях Амос.5:22 . Устами пророка изобличаются неблагодарные и вероломные евреи за то, что они «суд превратили в отраву и правду повергли на землю»: ст.7, «враги правого»: ст.12, оставили Господа, презрели Святого: Ис.1:4, 15 . При таком их беззаконии бесполезны и жертвоприношения их. Не приятна Богу и жертва фарисейская, неосмысленная, когда люди приносили жертву без сознания своих грехов, без раскаяния в них: Евр.10:3 ; Лк.18:11, 12 . Но если Бог отвергает жертву нераскаянных беззаконников и гордого фарисея, то одобряет жертвы или вещественные дары, приносимые добрыми людьми; так, напр., Бог отверг жертву Каина, но принял жертву Авеля: Быт.4:4–5 , одобрил жертву на храм одной бедной вдовы: Мк.12:41–44 , принял Господь алавастровый сосуд с миром и от грешницы женщины, обливавшей слезами ноги Спасителя: Лк.7:38 . Значит, вещественные дары и жертвы неугодны Богу лишь в том случае, когда они приносятся без усердия, когда приносящие не исполняют и не намерены исполнять заповедей Божиих. О невинных удовольствиях О праздниках Амос.8:10 . Здесь, как и в 5:21 прор. Амоса нет осуждения христианских праздников. Иудеи, вместо дел милосердия: Лк.13:15–16 , в праздники занимались греховным бездельем, за что торжественные дни их превращены в дни сетования и плача. Господь чрез пророков как бы так говорит: научитесь в эти дни делать добрые дела: Ис.1:17 , удалите песни и главным образом идолопоклонство, тогда Я их (праздники) приму: Ис.1:18 , и как бы в подтверждение приведенной мысли в следующей 2 главе пророк Исаия возвещает радостное будущее праздничное торжество народов, заключающееся в хождении в дом Бога Иаковлева (в храмы), где Бог научит нас Своим путям: 2:3. Затем, пророчество Ам. 9:11, 13 и Соф. 3:18 показывают нам, что праздники, уничтоженные беззаконием евреев, будут восстановлены для нового Израиля – верующих во Христа. Из книги пророка Ионы Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Филологический (подстрочный) анализ указал тождество оборотов и образов речи Даниила о воскресении и суде с выражениями ветхозаветных книг, написанных до вавилонского плена. Пророчества Даниила, следовательно, носят вполне библейский характер, свободный от иноземного влияния. Книги пророков Осии, Амоса, Иоиля, Михея, Авдия и Софонии Во всех рассматриваемых книгах упоминается День Господень ( Ос. 6:3 ; Иоил. 2:31 ; Амос. 5:20 ; Авд. 1:8 ; Соф. 1:14 ). Описание этого дня большей частью сходно во всех книгах. Необходимыми спутниками его будут служить быстрое и ужасное изменение природы и всеобщий суд. Так, например, у Иоиля говорится: дамъ в той день чудеса на небеси и на земли, кровь и огнь и куреніе дыма, солнце обратится во тму и луна в кровь (2:30–31). Нсть ли день Господень, – говорит прор. Амос, – тма, а не свтъ; и мгла, не имущи свта своего (5:20). И разсудитъ Господь средь людей многихъ, по пророчеству Михея, и изобличитъ языки крпки до земли далънія (4:3). У пророков Осии и Софонии есть предсказания воскресения и победы над смертию. От руки адовы избавлю я, – говорит Господь, – и отъ смерти искуплю я: гд пря твоя смерте; гд остенъ твой, аде? ( Ос. 13:14 ). Потерпи мене, – глаголет Господь, – въ день воскресенія, зане судъ мой въ сонмища языков ( Соф. 3:8 ). От решения суда и приведения его в исполнение нигде и никому нельзя избавиться. Аще скрыются во ад, и оттуду рука Моя исторгнетъ я, и аще взыдутъ на небо, то и оттуду свергу я ( Ам. 9:2 ). Разберем пророчество Осии о победе над смертью. Анализ Ос. 13–14 гл. Прежнее величие, – говорит пророк, – Израильское царство потеряло за свои грехи (1–3). Израильский народ будет рассеян, как туман, за то, что забыл Иегову (4–6). За это Иегова будет для народа хищным львом (7–9). Израильский народ постигнут муки родильницы (10–13). Один Иегова может избавить не только от телесных страданий, но и от власти ада и смерти. От руки ада ( = Пс. 15:10 ) Я искуплю 182 их, от смерти () избавлю их 183 . Смерть! где 184 твое жало? 185 Ад ! где твоя победа? 186 Раскаяния в том не будет у Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

элементов груз. монументальной живописи начиная с VIII-IX вв. Семантически этот цвет подразумевает благодатный огонь. Крест выполнен золотистой краской, украшен изображением розовато-голубоватых драгоценных камней и мелкого жемчуга. Прозрачно-красные и оливковые тени подчеркивают красочность одежд архангелов, завершающий пурпурный рисунок пластичный и монументальный. Композиция «Вознесение Креста ангелами» отделена от росписи барабана широким орнаментом, выполненным на черном фоне и представляющим собой законченный образ из концентрических кругов растительных завитков. Аналогично украшены окна барабана, в орнамент одного из них включен 3-личный образ (фрагментирован). Изображение солнца (по мнению Барнавели, признанному ошибочным,- мч. Маманта Кесарийского) в юж. части неба является уникальным: оно представлено в виде восседающего на оранжево-золотистом льве юноши в пурпурно-красных одеждах, в обеих руках держащего украшенный драгоценными камнями рог изобилия. Мощная пластичная фигура льва с антропоморфной мордой, с распушенной наподобие протуберанцев гривой, с поднятой передней левой лапой находится в движении. Привлекает внимание выполненный с анатомической точностью рисунок когтей. Изображение вписано в концентрические круги, обозначающие диск солнца. Персонифицированное изображение солнца. Роспись кафоликона мон-ря Манглиси. 20-е гг. XI в. Персонифицированное изображение солнца. Роспись кафоликона мон-ря Манглиси. 20-е гг. XI в. Вост. часть плоскости барабана занята композицией «Спас в силах». Восседающий на орнаментированном престоле Спаситель благословляет правой рукой и левой придерживает раскрытое Евангелие (Ин 10. 11). Нимб и престол украшены изображениями драгоценных камней и жемчуга. Христу предстоят Пресв. Богородица и прор. Давид (северо-восток), св. Иоанн Предтеча в красном хитоне и темно-вишневом гиматии и прор. Исаия с открытым свитком в левой руке (Ис 11. 12) (юго-восток), а также пророки Иезекииль, Иона, Даниил, Амос, Илия, Иеремия (по 2 в каждом оконном проеме) со свитками (Иез 14.

http://pravenc.ru/text/2561814.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕФИЛЬ [евр.     - дом Бога], название местности и города на Иудейском нагорье, рядом с Гаем и севернее Иерусалима. Топоним обозначает также святилище внутри и (или) вблизи него. Роль религ. центра, равно как и расположение на географической и политической границе Иудейского нагорья, в точке пересечения дорог, определили значение В. в истории Св. земли. В. впервые упомянут в Библии в рассказах о ветхозаветных патриархах Аврааме и Иакове . Кочуя на юг от Сихема, Авраам воздвиг жертвенник между В. и Гаем (Быт 12. 8), а по пути из Египта вновь останавливался в этом месте (Быт 13. 3, 4). Во время путешествия Иакова из Вирсавии в Харран на этом месте во сне ему было дано видение лестницы, по к-рой нисходили и восходили ангелы, а Господь, стоящий на лестнице, предрек Иакову многочисленное потомство и Свое покровительство; наутро Иаков установил на этом св. месте жертвенник, назвав его Вефиль (прежнее название - Луз) (Быт 28. 19). Через много лет Иаков вновь посетил это место по пути домой, устроил 2-й жертвенник и назвал место богоявления Эл-Вефиль (Быт 35. 7). B. упоминается также в связи с двумя Деворами: умершей и погребенной вблизи В. кормилицей Ревекки (Быт 35. 8) и пророчицей, жившей в его окрестностях (Суд 4. 5). Прор. Самуил посещал город, чтобы творить суд (1 Цар 7. 16). Остается неясным, как соотносились одноименные святилище и город; возможно, что в отличие от ханаанейской традиции большинство культовых мест в Др. Израиле до начала периода монархии строили вне городов, давая им др. имена, однако святилище в В. могло быть и внутри города ( Kallai. P. 131). Святилище в В. потеряло свое значение во время царствования Давида с перенесением ковчега Завета в Иерусалим и последующим строительством храма при Соломоне. После раскола царства, когда Иеровоам II поместил в B. и Дане золотого тельца (3 Цар 12. 29-33), святилище превратилось в религ. центр отпадших от истинного богопочитания иудеев. Об этих временах с гневом пророчествовал Осия (10. 15), а пророк Амос предрек, что с Израиля будет взыскано «за жертвенники в Вефиле, и отсечены будут роги алтаря и падут на землю» (3. 14). Действительно, иудейский царь Иосия захватил B., разрушил его святилища и жертвенники (4 Цар 23. 15-20).

http://pravenc.ru/text/158296.html

Серг. П., 1901. М., 1995р. Т. 6; [Феодор Мопсуестийский]//PG. 66. Col. 304-317; Образцов П. Св. пророк Авдий в его церковно-пророческом и библейском значении. Смоленск, 1861; Палладий (Пьянков), еп. Толкование на св. пророков. Вятка, 1873. Вып. 2: Толкование на Амоса и Авдия; Смирнов И. К. Амос и Авдий. Рязань, 1874; Якимов И. С. Когда пророчествовал Авдий//ХЧ. 1885. 3-4; Бирюков Н. Пророк Авдий и его книга//ЧОЛДП. 1894. Январь; Юнгеров П. Частное историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги. Каз., 1907. Вып. 2: Пророческие и неканонические книги; Рыбинский В. П. Книга пророка Авдия. К., 1909; он же. Книга пророка Авдия// Лопухин. Толковая Библия. СПб., 1910. Т. 7; Watts J. D. W. Obadiah: Critical and Exegetical Commentary. Grand Rapids, 1969; Rudolph W. Obadia. Lpz., 1971; Wolff H. W. Dodekapropheton 3: Obadija und Jona. Tüb., 1977. (BKAT; 14/3); Deissler A. Obadia. Lpz., 1984; Dietrich W. Obadja/Obadjabuch//TRE. 1994. Bd. 24 [библиогр.]. Свящ. Афанасий Гумеров Прор. Авдий. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) А. Ю. Никифорова Иконография А. отвечает общей типологии изображения пророков - он облачен в хитон и гиматий , в левой руке свиток (тексты на развернутом свитке могут варьироваться: Авд 1-4, 8; 1-17), правая рука либо благословляет, либо в жесте приятия благодати (обращена раскрытой ладонью вовне). Одно из самых ранних изображений А.- мозаичный медальон в апсиде кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае, где А. представлен погрудно в виде средовека с короткими темными волосами с проседью и небольшой бородой. Существовало неск. традиций изображения А., представляемого и старцем, и средовеком, и юношей. Напр., в новгородских росписях XIV-XV вв., на подпружных арках в медальонах ц. арх. Михаила в Сковородском мон-ре и ц. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре ,- молодой безбородый пророк. В росписи барабанов ц. Спаса Преображения на Ковалеве и ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде; на миниатюрах в Толкованиях на книги пророков (Кон.

http://pravenc.ru/text/62666.html

Милость Господня к народу Его не ограничивается дарованием земных благ и временного благополучия. По пророчеству Иоиля народу Божию, всему верующему миру предстоит величайшая эпоха, готовится необыкновенное благодеяние. Это- время пришествия Спасителя. Тогда низойдет на людей Св. Дух Божий, излиются благодатные дары Его на всех верующих без различия пола и возраста, и будет, что „всякий, кто призовет имя Иеговы (Спасителя мира) спасется“ (3:1, 2, 5). С сим вместе Господь Бог через Иоиля открывает будущую судьбу языческих народов, как враждовавших противу народа Божия, так и тех, которые впоследствии будут оскорблять его; сыны Израиля будут возвращены из плена, а врагов их постигнет грозный суд Божий; но и все народы, в свое время, предстанут на Суд Божий; все враги церкви Божией при страшных знамениях на земле и на небе получат должное возмездие (4, 1–16). Тогда как врагов народа Божия или, лучше сказать, церкви Божией постигнет суд Божий в сем и будущем веке, для верующих, для нового Израиля, откроется полное спасение в Иерусалиме, т.е. в церкви Христовой; здесь польются токи благодати Божией, как сладкие соки и молоко, всюду будет струиться вода Божия, т.е., – Его святое и спасительное учение; источник благодатных даров потечет из дома Иеговы; Иудея (т.е. церковь Христова) будет вечно обитаема, Иерусалим будет в роды родов и Иегова будет обитать на Сионе, т.е. в церкви Божией (4, 17–21). Таково содержание книги св. пророка Иоиля! Примеч. При объяснении книги свят. пророка Иоиля мы пользовались теми же пособиями, какими пользовались и при объяснении св. прор. Осии. Сокращения. LXX.– 70 греческ. толковников или переводчиков; Евр.– Еврейский текст; Слав.– славянский; Греч.– Греческий; Vulg. и Вульг.– Латинская Библия , называемая Вульгатою; Св. Ефр.– Свят. Ефрем Сирин ; бл. Феод.– блаж. Феодорит; бл. Иерон.– бл. Иероним; Калм.– Калмет; Пол.– Матвей Поль, Корн. a Lap.– Корнелий a Lapide- западные толковники. 3 Viri quidam docti, – гов. Калмет, – opinantur, famem apud Iolem ipsam esse quam Amos deplorat, – некоторые из учёных думают, что голод у Иоиля тот самый, который оплакивает Амос – и указывает на Кондомия, Уссерия и Пезрония.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Действительно, уцелевшие, после плена, Евреи при Иуде Маккавее поразили Аммонитян и стерли имя их если не с лица земли, то из Истории ( 1Мак. 5:6 ), в которой они после сего поражения более не являются. „Имя Аммонитян не упоминается среди народов“ ( Иез. 25:10 ). Так исполнилось пророчество пророка Божия Амоса об Аммонитянах 22 . 6 . Моавитяне, по происхождению от Моава, сына Лотова, племянника Авраамова ( Быт. 19:37 ), хотя и были родственны с Еврейским народом, но питали к нему постоянную вражду. Еще при Моисее, Валак, царь Моавитский старался, через Валаама проклясть Евреев, а дочери Моава привлекли их к жертвам богов своих, отвратили от Бога и вовлекли в самое гнусное служение Ваал-Фегору ( Чис. 22:1–6, 25:1–3 ), что было причиною погибели многих как Евреев, так и Моавитян; во времена судей они 18 лет держали у себя Евреев в порабощении, от которого их избавил неустрашимый Аод ( Суд. 3:14–29 ); в последующие времена враждовали с Евреями при Давиде, и были им покорены ( 2Цар. 8:2 ); были не раз подчиняемы и смиряемы царями Израильскими, но по смерти Ахава сбросили с себя иго зависимости от них ( 4Цар. 3:5 ); воевали с сыном Ахава Иорамом и были им вместе с Иосафатом, царем Иудейским, разбиты на голову. Тогда то несчастный царь Моавитский Меса (в славянском: Моса), как говорит священ. писатель 4 книги Царств, „взял сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо его, и вознес его во всесожжение на стене 23 “ ( 4Цар. 3:27 ). Такой страшный и возмутительный поступок Месы заставил Израильтян оставить его и удалиться в свою землю. Таким образом Моавитяне справедливо обречены были на истребление, о котором гов. св. пр. Амос, говорили и другие Божии пророки: Исаия (гл. XV,XVI), Иеремия (гл. XLVIII), Иезекииль ( Иез. 25:9–11 ) и Софония ( Соф. 2:9 ). Неизвестно. когда исполнилось это пророчество; но исполнялось оно, можно полагать, в разное время: Моавитяне были истребляемы Евреями до и после разделения царства Иудейского. Салманассар, разрушив Самарию ( 4Цар. 17:5 ), опустошал и те земли, где жили Моавитяне. Сам Господь Бог , посылая чрез св. прор. Иеремию клады и узы (кандалы и ярмо) к царю Моавитскому, объяснил, что эти символы означают порабощение Моавитян царем Вавилонским Навуходоносором и порабощение это продолжится до того времени, „пока не придет конец его земле и ему самому“ ( Иер. 27:7 ). „Вот он (Навуходоносор) как орел, налетит, распростерши крылья свои на Моава (гов. Господь чрез св. пр. Иеремию); возьмут города и крепости отнимут,.... истребится Моав из числа народов за то, что восстал на Иегову.... Но Я возвращу пленных Моавитян (т. е. из Халдеи. Иер. 48:40–47 ). По освобождении из Вавилонского плена, возвратившиеся Моавитяне покорены были 24 сыном Иоанна Гиркана Ианнеем (или Александром ок. 100 г. до Р. X.), а после опустошения и покорения Сирии и Палестины Римлянами имя Моавитян исчезает из истории – „Моав истреблен из числа народов.“ Так исполнилось пророчество св. Амоса и над Моавитянами! 25

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Свт. Кирилл сравнивает вознесение на небо Илии и тот опыт, который описывал ап. Павел в 2Кор 12:2–4 , щ размышляет над тем, в чем отличие этих событий: Илия, по его мнению, достиг только 1-го неба, тогда как апостол взошел на 5-е; Илия был взят только на небо, ап. Павел же был удостоен видеть рай. Свт. Кирилл сравнивает Илию и с ап. Петром, которому, согласно Мф.16:19 , даны «ключи Царства Небесного». Следовательно, апостолы имеют более высокое достоинство, чем даже такой великий ветхозаветный пророк, как Илия. Свт. Иоанн Златоуст говорит о том, что как Илия, вознесшись на небо, оставил ученику только свою накидку, которая стала для Елисея дороже золота, так и Иисус Христос после вознесения оставил ученикам Свое Тело (т.е. Евхаристию) (Беседы к Антиохийскому народу о статуях, 2. 26). Анагогический метод толкования (от греч. ναγογ [анагоги] – «возведение») – выяснение эсхатологического смысла Священного Писания, т.е. поиск указаний на исполнение всех Божиих обетований в грядущем Царстве Божием. Начало анагогического толкования относится еще к ветхозаветному времени. Например, прор. Амос вложил новое содержание в идею Дня Господня. Если прежде его понимали как победу народа Божьего над врагами, то пророку он открылся как Суд Божий над неправдой человеческой ( Ам.5:18–20 ). Наиболее часто анагогический уровень Священного Писания рассматривают на примере Иерусалима. На буквальном смысловом уровне это еврейский столичный город; на переносном – вся Иудея; на типологическом – Церковь Христова; на аллегорическом или тропологическом – душа человека; на анагогическом – небесный град. Конечно, вопрос о спосо6ах толкования и связанной с ними терминологии более сложный, чем здесь написано. В святоотеческих творениях нет единства в терминал. Разные святые отцы по-разному называли применяемые ими способы толкования. Например, аллегория, тропология, типология и анагогия у многих были практически синонимами и сначала обозначали просто образное, иносказательное выражение. Например, блж. Августин называл типологический метод «аналогией», по способу установления связи между ветхозаветным прообразом и той реальностью, на которую этот прообраз указывал в Новом Завете. А у прп. Иоанна Кассиана Римлянина (ок.З60–435 гг.) этот способ назван «аллегорией».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010