Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9     Введение Краткое сведение о св. пророке Амосе, время его пророческого служения, содержание книги. За восемь веков до рождения Христа Спасителя в Иудее, в городе Фекоа 1 , жил человек по имени Амос. До призвания своего к пророческому служению св. Амос был простым, обыкновенным пастухом. Сам он так говорил о себе идольскому жрецу города Вефиля: „я не пророк и не сын пророческий; но я пастух и возделывал сикоморы 2 . Но, Иегова взял меня от стада овец, и сказал мне Иегова: „поди, пророчествуй народу моему Израилю“. ( Ам.7:14 ). И так, св. Амос 3 был пастухом и возделывателем сикоморов, которые со стадами доставляли нужное пропитание, а избрание его самим Господом на дело пророчества само собою говорит, что св. Амос был вполне достоин сего высокого призвания, был чтитель Иеговы и святого закона Его, человек был святой и Богобоязненный. Тихо, в мирных занятиях, протекала жизнь св. пророка Амоса, как вдруг он услышал глас с неба от Господа: иди и прорцы на люди Моя Израиля ( Ам.7:15 ). Это было, говорит св. Амос, прежде двою лет труса. За неимением исторических сведений, неизвестно, в каком именно году было землетрясение; но можно думать, что это землетрясение было то самое, о котором говорит св. прор. Захария: «и побежите вы, говорит он о поражении Иудеев врагами, так, как бежали вы от землетрясения во дни Озии царя Иудина». ( Зах. 14:5 ). Св. пр. Амос говорит, что он пророчествовал в царствование Иудейского царя Озии и Израильского Иеровоама, сына Иоасова. т. е. Иеровоама 2-го. Но Иудейский царь Озия вступил на престол уже в 27 год царствования Иеровоама 2-го 4 ; потому с вероятностью можно полагать, что к пророческому служению св. Амос был призван в начале царствования Озии, и в конце царствования Иеровоама второго. Блаж. Феодорит опровергая мнение тех, которые думали, что землетрясение, упоминаемое свят. пр. Амосом, было по кончине Иудейского царя Озии, говорит: „самое время делает явным, что предречения бож. Амоса изречены в начале царствования Озии; потому что дарование пророчества Амос принял, по сказанному им еще при жизни и в царствование Иеровоама“, т.е., значит, в конце сего царствования. Сей же бл. учитель уверяет, что св. пр. „Амос жил в одно время с чудными оными Осиею и Иоилем“, а по свидетельству св. Василия Вел. „при царе Озии пророчествовали Исаия, Осия и Амос“.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

2, 30–32. С обетованием о ниспослании даров Святого Духа у пророка Иоиля соединяется предвозвещение наступления «дня Господня», т.е. праведного суда, в дни которого спасутся только призывающие имя Господне и изображаются знамения второго пришествия, очень сходные с указанными в Евангелии от Матфея (24, 29–30). Слова пророка Иоиля: «И будет, всяк иже призовет имя Господне, спасется» апостол Павел приводит в Послании к Римлянам ( Иоан. 2, 32 = Рим. 10, 13 ). 4. Богослужебное употребление книги прор. Иоиля Из книги прор. Иоиля, соответственно ее мессианскому значению, заимствуются три паремии: 2, 23–32 – пророчество об излиянии Святого Духа – читается на вечерне в день Пятидесятницы. 2, 12–26 и 3, 12–21 – стихи, изображающие суд Божий, читаются как паремии на часах и вечерне в среду Сырной седмицы, которая посвящается воспоминанию Страшного суда. Книга пророка Амоса 1. Личность пророка и его время Пророк Амос (с евр. «носитель бремени») происходил из иудейского селения Фекон (на юг от Вифлеема), но пророчествовал в Израильском царстве при царе Иеровоаме II (793–753) и его современнике на иудейском престоле – Озии (781–740). До призвания на пророческое служение Амос занимался скотоводством (был пастухом) и собиранием плодов диких смоковниц (7, 14), к чему прибегали бедные люди для своего пропитания. Неожиданно Господь призвал Амоса к высокому служению и послал пророчествовать в Израильский город Вефиль – центр служения тельцам, введенного в северном царстве Иеровоамом I. Своим смелым обличением нечестия израильских вельмож и незаконности израильского культа пророк Амос возбудил против себя преследование. Главный жрец вефильского храма Амасия в своем доносе царю обвинил пророка в возмущении народа и оскорбление личности царя. «Амос производит возмущение против тебя среди дома Израилева, земля не может терпеть всех слов его, ибо так говорит Амос: от меча умрет Иеровоам, а Израиль непременно будет уведен в плен» (7, 10–11). Пророк был изгнан из Вефиля. После этого Амос уже не проповедовал публично, но стал записывать свои видения и пророчества. Он первый известный нам пророк-писатель.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМОС [евр.  ,   - несущий бремя от  - нести тяжесть, нагружать, греч. Αμως], ветхозаветный прор. VIII в. до Р. Х. (пам. 15 июня). Прор. Амос. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент Прор. Амос. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент А. является первым пророком-писателем (см. Пророки ); его изречения составили Книгу пророка Амоса, к-рая занимает 3-е место среди книг т. н. малых пророков в канонах слав. Библии и зап. изданий, в Септуагинте - 2-е место (между Книгами пророков Осии и Иоиля), в масоретской традиции издания Свящ. Писания - 6-е (после Книги пророка Иоиля) среди пророческих книг. Имя А., вероятно, является краткой формой от имени Амасия (2 Пар 17. 16), означающего «Ягве носит». В славяно-рус. библейской традиции именем А. назван отец прор. Исаии (Ис 1. 1; 2 Пар 26. 22; и др.). Сведения о жизни Практически все сведения о жизни пророка почерпаны только из Книги пророка Амоса. В надписании книги сказано, что А. был «из пастухов Фекойских», т. е. уроженцем г. Фекои, расположенного в 17 км к югу от Иерусалима, на холме, на высоте 825 м над уровнем моря. Упоминание этого города в 2 Цар 14 говорит о том, что А. был уроженцем Юж. царства - Иудеи (Ам 7. 10-17). Наибольшую трудность в интерпретации вызывают автобиографические свидетельства пророка (Ам 1. 1; 7. 14-15). Слово «пастух» (евр.  ) означает скорее всего, что этот человек не просто пасет скот, но и разводит овец. Оно встречается еще только в 4 Цар 3. 4 для характеристики моавитского царя Месы (см. Меша ). Рус. перевод этого слова - «был богат скотом». В тексте Септуагинты исходное евр. слово передается в неточной транслитерации как νακκαριμ (Ам 1. 1), т. к. буквы «далет» и «реш» часто путали, и как νωκηδ (4 Цар 3. 4) - это означает, что точное значение слова не было известно переводчикам. Наиболее вероятно, что и А., и Меса были не просто пастухами, а занимались разведением овец. Такое значение слова подтверждается употреблением его в угаритских текстах (см. тексты 62. 55 и 113. 71.- Gordon G. H. Ugaritic Textbook. Rome, 1965; ANET 141b). Таргум предлагает перевод этого слова как «хозяин стада». Еще раз А. говорит о себе в гл. 7 ст. 14: «Я был пастух и собирал сикоморы». Но словом «пастух» переводится только здесь встречающееся евр.  , что скорее означает «владелец стад крупного скота». «Собирание сикамор» тоже не следует понимать буквально. Фигами кормили скот, так что речь может идти о заготовке корма для все тех же стад.

http://pravenc.ru/text/114574.html

Пятнадцатый день. Поучение 2-е. Св. прор. Амос. (О св. пророках). I. Св. Церковь ныне воспоминает св. пророка Амоса. До призвания к пророческому служению Амос пас стада овец, как он сам свидетельствует в написанной им книге. Он начал пророчествовать в царствование Осии царя иудейского и Иеровоама II израильского. Израильтяне в то время почти забыли истинного Бога и стали поклоняться идолам. Амос нередко приходил на место языческих собраний в Вефиль и увещевал народ, грозя ему гневом Божиим. Книга пророка Амоса, написанная безыскуственным слогом и обильная сравнениями из пастушеской жизни, состоит из девяти глав. В первых двух главах пророк предсказывает различные бедствия соседним хищным племенам за их жестокие поступки с израильтянами. В последних семи главах он обращается к израильскому народу, обличает богатых в роскоши и притеснении бедных, восстает против несправедливости судей, обманов всякого рода и нераскаянности евреев при всех посылаемых Богом несчастиях. Он предсказывает разрушение Вефиля с его жертвенником, рассеяние израиля между народами и наконец обращение всех народов к истинному Богу. II. В день памяти одного из пророков Божиих, св. Амоса, не бесполезно будет, братие, размыслить о том, кто были свв. пророки и как должны мы относиться к ним. а) Пророки, воздвигаемые из среды народа Божия и одушевляемые Духом Божиим, являлись как посланники Божии. Они проповедывали волю Божию, вразумляли и обличали нечестивых царей и народ, увещевали их к обращению и покаянию, угрожали им бедствиями, предсказывали будущую судьбу не только своего, но и других окрестных народов, и, главное, пророчествовали о грядущем Искупителе мира, о новоблагодатном царстве Божием и о призвании в оное всех народов земных. Этих Богодухновенных мужей непрестанно восхваляет и прославляет святая наша церковь . Она установила в память их и особенное общее торжество, которое совершает им, как провозвестникам пришествия Христова, в неделю пред Рождеством Христовым. б) Будем и мы, братие, чтить и прославлять святых Божиих пророков и молиться им, как другам и избранникам Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Тема Д. Г. в основном рассматривается в пророческих книгах ВЗ. Главные положения библейского учения о Д. Г. излагаются в книге пророка Амоса, к-рый говорит о Д. Г. в контексте пророчеств о судьбах Израиля и в основном обличает нечестие Израиля, за к-рое его должна постигнуть кара Божия. В первый раз в Свящ. Писании представление о Д. Г. дается в Ам 5. 18-20. Согласно предположению, высказанному Р. Г. Чарлзом ( Charles. 1913), обращение прор. Амоса к понятию Д. Г. свидетельствует о распространенности в среде иудеев верования в скорое и окончательное сокрушение Господом врагов Своего народа. Современники Амоса ожидали, что Д. Г. будет днем великой победы Бога над нечестивыми народами в самое ближайшее время. По-видимому, по этой причине Амос часто называет Господа «Господь Бог Саваоф» (евр.      букв.- Яхве Бог Воинств - Ам 5. 14). Вероятно, пророк следует народному восприятию Яхве как Бога - Воителя за Израиль. Обвиняя Израиль в глубоком попрании правды Божией, носителем к-рой он призван быть, пророк говорит о ложности надежд на грядущий триумф евр. народа. Израилю предстоит не торжество победы, но суд Божий. Этим судным днем провозглашается Д. Г., к-рый для Израиля станет не днем надежды, а днем отчаяния: «Горе желающим дня Господня! ...он - тьма, а не свет…» (Ам 5. 18). Это провозвестие Д. Г. в Книге пророка Амоса построено на контрасте ожидаемого и истинного. Т. о., Д. Г.- это сложившееся религ. представление, к к-рому пророк прибегает в соответствии с данным ему видением исторической ситуации. Согласно т. зр. рус. исследователей кон. XIX в., прор. Иоиль пророчествовал ранее Амоса, учение к-рого о Д. Г. могло сформироваться под влиянием пророчества Иоиля о наказании язычников (Иоиль 3. 14-15, ср. 3. 16-21) (см., напр.: Николай (Добронравов), сщмч. Книга прор. Иоиля. М., 1885. С. 13-26; Книга прор. Амоса: Введ., пер. и объяснение: П. А. Юнгеров. Каз., 1897. С. 82, 101). Прор. Амос развивает это понимание Д. Г., отмечая, что этот день страшен для всех, отступающих от заповедей Бога.

http://pravenc.ru/text/День ...

Покорный воле Божией, св. Амос, оставив свои стада и сикоморы, пошел пророчествовать туда, куда повелел ему Господь, именно в Вефиль. Этот город считался „святынею царя и домом его царства“ ( Ам. 7:12 ). Так Вефиль назывался и считался потому, что здесь был золотой телец и главное его капище, центр языческого нечестия, „священное место“, куда стекались для служения тельцу Израильтяне, место религиозной администрации и, может быть, здесь же был и дворец царя 5 . Много нужно было иметь мужества, чтобы идти с обличительною проповедью в такое опасное место, как Вефиль, и очень естественно было ожидать, что грозная проповедь пророка встретит сильнейшую оппозицию со стороны язычествующих Израильтян, а главн. образом со стороны жрецов, служивших золотому тельцу. И проповедь св. пророка, действительно, встретила здесь сильное и враждебное противодействие с большою силою после того, как вещания посланника Божия возымели свое влияние на народ, и тельцеслужению – этой государственной религии, которой держались все даже лучшие, сравнительно, цари царства Израильского. угрожала действительная опасность. Тогда на св. прор. Амоса восстал со всею злобою главный жрец Вефильский Амасия, восстал для защиты тельцеслужения и собственных выгод, какие он и его сослужители получали от сего нечестивого служения. Не смея явно, пред всеми напасть на святого пророка, на котором видимо была печать Небесного призвания, Амасия принес на него жалобу царю Иеровоаму 2-му такого рода, что Амос -человек весьма опасный не только для их религии, но и для благосостояния царя и государства. Развраты творит на тя Амос, жаловался озлобленный и встревоженный жрец, среди дому Израилева, возможет земля подъяти всех словес его ( Ам. 7:10 ); – с Евр. „Амос делает возмущение против тебя в доме (царстве) Израилевом; не может земля терпеть всех слов его“; что Амос угрожает разрушением царству Израильскому, гибелью дому Иеровоама ( Ам. 6:7,14, 7:9 ), что Иеровоам умрет от меча, и Израиль из земли своей переселится“ ( Ам. 7:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Пролог. Свв. мучч. Акепсия и Анфалы. Персиане. Анфала до обращения был идольским жрецом. Акепсий – диакон. Обезглавлены в Арвиле. Пролог. Св. муч. Миракса. Египтянин, сперва отвергшийся Христа, потом паки исповедавший Его. После мук усекнут и повержен в море, по приказанию Амиры Сарацинского. Пролог. Преп. Никона сухого, Печерского. При нашествии половецкого хана Боняка, в 1096 г. он взят был в плен. Хозяин подрезал ему жилы под коленями, чтоб он не убежал, но узник был чудесно возвращен в свою обитель. По заключении мира, прежний господин Никона пришел в лавру, узнал своего пленника, иссохшего от ран, уверовал, крестился, постригся и сделался послушником прежнего своего узника. Преп. Никон преставился в начале 12 века. Чет. Минея от Патерика Печерского. Неделя свв. Праотец, в которую творим память всех от века Богу угодивших праведных отец, от Адама до Иосифа обручника Пресвятой Богородицы, так же пророк и пророчиц. В службе, которая всегда совершается в воскресный день в пределах 11 – 17 чисел декабря, наименованы: Аарон, брат Моисея, первый ветхозаветный первосвященник, которого Бог «возвыси свята, ублажи благоукрашением, и препояса одеждою славы». Сир. 45:7–27 . Март. Р. 1 июля. (Act SS. iul. I. 7–11). Аввакум пророк. (2 дек.) Авдий пророк. (19 ноября.) Авель, сын Адама. ( Мф. 23:35 ) Авраам. (9 окт.) Аггей пророк. (16 дек.) Адам, первый человек. Азария из трех отроков. (17 дек.) Амос, пророк. (15 июля) Анания, из трех отроков. (17 дек.) Анна, мать пр. Самуила. (9 дек.) Асир, из 12 патриархов. Варак. ( Евр. 11:32 ) Вениамин и Гад, из 12 патриархов. Гедеон. ( Евр. 11:32 ; Март. Р. 1 сент.) Давид, царь Израильский. ( Евр. 11:32 ) Даниил прор. (17 дек.) Дан, из 12 патриархов. Девора, судившая Израилю. ( Суд. 4 ) Езекия, царь Иудейский. Елеазар, второй первосвященник Израильский. Елисей прор. (14 июня) Енос и Енох, праотцы. ( Сир. 44:15 ). Есфирь. Завулон, из 12 патриархов. Захария прор., серповидец. (8 февр.) Илия прор. (20 июля). Исаак, сын Авраама. Исаия прор. (9 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

По мнению свв. Отцов церкви, были и предызображения этих издевательств над Распятым Иисусом Христом. Так Иудеев, говоривших Ему: «аще Царь Израилев есть, да снидет ныне со креста, и веруем в Него» ( Мф.27:42 ), предызобразили, по мнению св. Амвросия М., братья Иосифа, когда, увидев его, говорили: «узрим, что будут сония его» ( Быт.37:20 ) 1359 . Иудейских первосвященников и книжников, ху­ливших Господа, изнеможенного под бременем креста и ра­спятого на нем, по мнению св. Ефрема Сир., предызобразил Семей, один из племени Саулова, который восстал против Давида, пораженного бедствиями, проклинал несчастного царя и бросал в него камнями ( 2Цар. 16:5–8 ) 1360 ; в отдельности же – первосвященников, этих как бы обитателей дома Бо­жия, которые поругались Господу, когда он не имел ни вида ни доброты, во время страданий, предызобразили мальчики из города Вефиля (каковое название означает «дом Божий»), ко­торые смеялись над безобразием прор. Елисея ( 4Цар. 2:23 ) 1361 . «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа де­вятого» ( Мф.27:45 ; Мк.15:33 ), так как «померкло солнце» ( Лк.23:44 ) в день распятия Иисуса Христа. Это самое, по мнению св. Иринея, показывает прор. Иеремия, говоря: «зайде солнце еще среде полудне» ( Иер.15:9 ), а также и прор. Амос, говоря: «и будет в той день, глаголет Господь Бог, зайдет солнце в полудне, и померкнет на земли в день свет» ( Ам. 8:9 ) 1362 . А то, что «сие происшествие случилось в праздник опресноков и во время празднования Пасхи», св. Кирилл Иерус. видит в дальнейших словах того же пророка: «превращу праздники ваша в жалость» ( Ам. 8:10 ) 1363 . О необычайной полуденной тьме в день страданий Христо­вых написано и у прор. Захарии в словах; «и будет в день он, не будет свет, и будет день един, и не день, и не нощь» ( Зах.14:6, 7 ), ибо, замечает св. Кирилл Иер., «не был то день, ибо солнце не равно светило от восхода до захождения своего: но от 6-го часа до 9-го среди дня была тьма, а тьму Бог назвал ночью. (Но если) не во все продолжение его был свет, чтобы можно было назвать его днем, (то) и не во все продолжение была тьма, чтобы назвать ночью. А о том, что после 9-го часа воссияло солнце, предсказал пророк, присовокупив: «и при вечере будет свет» ( Зах.14:7 ) 1364 . Наконец, Моисей предуказывал это «знамение заката солнечного», по мнению св. Иринея Л., когда предписывал закалать пасхального агнца вечером «на закате солнца» ( Втор.16:6 ) 1365 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

священник Евгений Капралов VII. Мессианская идея в учении прор. Амоса и Осии Предрекаемое обоими пророками северному царству несчастное будущее чуждо, как мы уже видели, характера абсолютной безнадежности. Израиль, тяжко согрешивший пред Богом, должен по началу божественной правды понести и наказание, в меру своей преступности, тяжкое. Но Бог завета, верный в Своих обетованиях, не погубит в конец Своего народа. Наказания, которые постигнут Израиля и из которых самое тяжкое – разрушение царства и плен, будут иметь очистительное значение: после грозного испытания для наказанного народа настанет пора новой жизни, когда ему возвращены будут все блага общения с Господом. И с этой стороны своей проповеди пророки Амос и Осия не стояли обособленно от общих религиозных воззрений своих современников. Вера в то, что Израиль своею предшествующею историей еще не пережил всего богатства благ, которые ему суждено получить от Бога, что в будущем его ждет особенная слава, хранилась непоколебимо в сознании современников наших пророков и была могущественнейшею силою, которою питалось их национальное самомнение и поддерживалась беспечность касательно возможных впереди политических бедствий. Как об этом свидетельствует Ам. 5:18–20 , уверенность в скором (даже) наступлении новой жизни вносила в среду Израиля настолько глубокую порчу, что пророк Амос должен был выступить с нарочитым, резким словом против этого опасного заблуждения. Он изрек горе желающим «дня Иеговы» и решительно объявил, что для Израиля северн. царства день этот будет днем тьмы, а не света. Но тем самим он подтвердил, что ожидание «дня Господня» имеет действительную основу; и для него, как и для народа, «день Иеговы» есть нечто бесспорное, то, что должно непременно иметь место в будущей истории народа Израильского. Таким образом, пророк, пришедший из Иудеи и воспитанный в традициях своего царства, и Израиль десятиколенного царства сходятся в одинаковом веровании, что «день Иеговы» действительно наступит, – каковое обстоятельство показывает, что ожидание будущего в смысле откровения особенной силы Господней не возникло впервые из преувеличенного истолкования народом израильским милости Иеговы, явленной в цветущее царствование Иеровоама II и давшей повод мечтать о несравненно большем в ближайшем (может быть) будущем, а покоилось на верованиях, общих каждому еврею, к какому бы царству он ни принадлежал, и по времени своего происхождения – древнее печального политического разрыва некогда единого царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЗАИЛ [евр. ,   - Бог видит], наиболее могущественный из дамасских царей (ок. 842-797 до Р. Х.). В молодости был дружинником царя Венадада (Адад-эзера). В 853 г. до Р. Х. получил от прор. Илии предсказание о своем грядущем царствовании в Дамаске (3 Цар 15. 17-19). Услышав от прор. Елисея во время болезни Венадада, в 842 г. до Р. Х., подтверждение этого пророчества, а также что ему предстоит стать властителем Израиля, А. задушил больного царя мокрым шерстяным покрывалом и занял престол Дамаска (4 Цар 8. 7-15). В 841 г. до Р. Х. он разбил израильского царя Иорама при г. Рамоф (4 Цар 8. 28-29; 9. 14-15), но и сам был разгромлен ассирийцами при горе Ермон , к-рым, однако, не удалось взять Дамаск (хроника ассир. царя Салманассара III упоминает о нем как об основном противнике ассирийцев с 841 до Р. Х.). В 838 г. до Р. Х. он отбил второе и последнее наступление ассирийцев; те больше не нападали на Дамаск. В 30-х гг. IX в. до Р. Х. А. совершил обширные завоевания в пограничных областях Израиля, нанеся поражения Ииую и захватив все израильские владения к востоку от Иордана до р. Арнон (4 Цар 10. 32-33). В кон. IX в. до Р. Х. А. вновь начал войны с Израилем и, нанеся поражение царю Иоахазу , ок. 800 г. вторгся далеко на юго-запад, захватил г. Геф , угрожал Иерусалиму. Иудеи смогли откупиться от него только сокровищами храма (4 Цар 12. 17-18). Держава А. простиралась на всю Сирию и Израиль к югу от г. Хамата (последний подчинялся уже ассирийцам) вплоть до его смерти. Ее военную мощь удалось сломить израильскому царю Иоасу, к-рый нанес поражение сыну и преемнику А.- Венададу III (4 Цар 13. 24-25). Прор. Амос упоминает А. как символ могущества державы Арам-Дамаска, на к-рую должно пасть Божие наказание (Ам 1. 4). Лит.: Mazar B. The Aramaean Empire and Its Relations with Israel//BiblArch. 1962. Vol. 25. Р. 98-120. А. А. Немировский Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)

http://pravenc.ru/text/63658.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010