289 Ни один император не чувствовал себя твердо сидящим на престоле. Революции были беспрерывны, и нигде не было такого обилия претендентов на престол, как в Византии. По укоренившемуся здесь порядку занятия трона – то путем революции, заговора или интриги, то вследствие случайных обстоятельств, то по капризу войска и народа, ни один солдат или крестьянин не мог считать несбыточной для себя мечтой сидеть когда-нибудь на престоле Константина Великого . Случаи восхождения на трон лиц из низших слоев народонаселения были как раньше, так и в рассматриваемую эпоху. 290 Легко понять, как такие случаи кружили головы, как порождали болезнь порфиры. Эта болезнь по временам вырастала до пределов истинной эпидемии, а в борьбе с эпидемией применяются, разумеется, и соответствующие меры. Вот основание тех страшных жестокостей, которые употреблялись против искателей престола. Но эти же жестокости обращались и против самого правительства в том случае, когда оно оказывалось стороной побежденной. Отсюда – придворная жизнь в Византии служила местом непрерывной кровавой борьбы императора с внутренними врагами. Эта борьба шла на жизнь и смерть. Ни та, ни другая сторона не разбирала никаких орудий, не стыдилась никаких средств, лишь бы они вели к цели. История представляет нам целый ряд царственных лиц, павших жертвами политической борьбы в Византии. В период с 842 по 1204 г. императорский трон занимали 39 лиц, включая соправителей. Они принадлежали к пяти династиям: Амморейской, Македонской, Комнинов, Дук и Ангелов. Из них более половины трагическим образом были лишены императорской власти, а именно: 8 были убиты или отравлены, 291 4 ослеплены или изувечены, 292 12 лишены власти и пострижены – большинство насильно, а иные отчасти добровольно, отчасти невольно, 293 и только 15 человек умерли естественной смертью . 294 Эти цифры достаточно показывают, какие ужасные события происходили в Византийском государстве. Трудно понять, каким образом Византия, при необычайной изменчивости и капризности своей политической сферы, крепко расшатывавшей ее государственные основы, могла не только поддерживать продолжительное существование, но даже переживать по временам периоды политического благосостояния и внешнего процветания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

   События и лица, производившие особенно сильное впечатление на современников и последующие поколения, сохранялись в народной памяти в кратких характерных изречениях, в общеупотребительных поговорках и приточных подобиях. В этих кратких изречениях запоминалась как бы сущность и важнейшее значение известного события или поразительный поступок и выдающаяся черта в характере и поведении известного героя. В книгах Бытия и Числ упоминаются две поговорки: одна о лице, другая — о местности. Первая прилагалась к Немвроду: сильный зверолов, как Немврод пред Богом (Быт.10:9) и напоминала поступки и физические силы древнего исполина и знаменитого для всех зверолова и охотника. Другая поговорка прилагалась ко всей ханаанской земле, впоследствии принадлежавшей евреям: земля, поедающая живущих на ней (Числ.13:33), и напоминала многократное занятие ханаанской земли разными народами и удаление их с нее. Эта поговорка сохранялась за Палестиной и во все последующее время занятия ее евреями и часто припоминалась при Иезекииле во время вавилонского плена, с добавлением: это — земля, поедающая людей и делающая народ свой бездетным (Иез.36:13). Несомненно, такой же исторический характер имели и часто упоминаемые священными писателями народные исторические притчи. Правда, в древнейших ветхозаветных книгах не приводятся народные притчи с ясным историческим содержанием. В книге Числ приводится притча лишь довольно загадочного характера: «идите в Есевон, да устроят и утвердят город Сигона» (Числ.21:27), — притча очень немного напоминающая историю войны амморейского и моавитского царей (21:26). Но такие исторические притчи несомненно были в большом распространении в древнейшие времена. Моисей в конце своей жизни высказал следующую угрозу еврейскому народу: будешь ужасом, притчею и посмешищем у всех народов,к которым отведет тебя Господь (Втор.28:37). Несомненно, стало быть, евреям было известно, что такое народная притча и почему страшна угроза сделаться предметом такой притчи. С содержанием и характером народных притч знакомят нас пророки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

За-иорданские страны от р. Арнона до р. Ярмука (между которыми находились владения моавитян, аммонитян и Сигона, царя амморейского) в геогностическом отношении, по описанию путешественников 192 , составляют область мелового и известкового камня, который по своей мягкости, равно как и по другим свойствам, весьма удобен для устроения в нём пещер; такого рода жилищ встречается и теперь в за-иорданской стране огромное количество; жители некоторых местностей предпочитают их даже домам и без особенной тягости ведут жизнь троглодитов, так как эти искусственные пещеры, иногда очень обширные, лучше защищают от дождя и ветра, летом бывают прохладнее, а зимой теплее. Иной характер имел в этом отношении древний Васан, находившийся к северу от р. Ярцука и включавший в себя нынешний Гауран и прилегающие к нему области 193 : здесь вместо известняка преобладает, а в некоторых местностях находится исключительно, базальт, представляющий по своей твёрдости чрезвычайные трудности для устройства в его пластах подземных жилищ; поэтому здесь устроялись дома, в которых все постройки, не исключая и дверей, делались преимущественно из камня. А – затем – близость аравийской пустыни и необходимость в защите от нападений бедуинов заставили жителей Васана окружить свои крепкие дома, по описанию путешественников, похожие на небольшие крепости, ещё более крепкими стенами из огромных базальтовых плит с крепкими башнями, воротами и запорами из цельного базальта. Развалины этих городов, сохранившиеся и до настоящего времени с замечательной целостью и в большом числе (в некоторых местностях на протяжении 30–40 миль насчитывают путешественники от 300 до 400 городов, местечек, замков, храмов), производят даже и теперь весьма сильное впечатление своим чрезвычайно мрачным видом (вследствие тёмного цвета базальта), высотой стен, теснотой постройки домов, сливающихся как бы в одну сплошную массу, и наконец – самой цельностью, с какой сохранялись эти древние здания, невольно заставляющей ожидать внезапного появления как будто скрывающихся здесь жителей 194 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

„Откуда мы знаем, – скажем словами Генгстенберга, – что сидонское и амморейское названия Ермона были общеизвестны для израильтян во времена Моисея? По существу дела тогда это гораздо менее было возможно, чем в позднейшее время, вследствие чего оказывается ещё более трудным объяснить происхождение этого замечания, как глоссы” 200 . Действительно, если эти названия Ермона в позднейшее время сделались менее известны, чем при Моисее, в таким случае к чему было вносить в книгу закона забывавшиеся иноземные имена и притом как будто пояснять ими другое более известное название – Ермон? Не мог же интерполятор руководиться при этом археологической целью – сохранить от забвения почему-то слишком дорогие для него иностранные имена: Сирион и Сенир. Таково затруднение, встречаемое при объяснении рассматриваемых слов в смысле позднейшей вставки. Сказанное против мнения о глоссе в данном случае может быть отчасти обращено и против понимания рассматриваемых слов, в смысле признака позднейшего писателя. Если этот писатель большей части Второзакония, или так называемый, Девтерономик, жил, по мнению критиков, во времена последних иудейских царей, то какое у него можно предположить побуждение указывать три названия одной и той же горы, когда последняя, вследствие долговременной жизни евреев в Палестине, получила у них, без сомнения, одно общеупотребительное название, делавшее лишним указания иноземных её названий? Да если бы этот писатель Второзакония и вздумал почему-либо точнее определить положение горы Ермон через указание названий её у сидонян и аммореев, в таком случае, есть основание думать, он не отождествил бы Ермона и Сенира, так как у некоторых библейских писателей, действительно позднейшего времени Сенир отличается от Ермона, как это видно из книг Песн. 4и 1Пар. 5:23 , в которых указываются оба эти названия горы не в смысле, конечно, пояснения одного названия другим, а в значении названий особых горных вершин или хребтов 201 . Не делает правдоподобным вывода критиков и то, что южную часть Антиливана писатель называет в первый раз ( Втор. 3:9 ) таким именем, которое затем ( Втор. 4:48 ) употребляет он для пояснения другого названия той же горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Земля древних Моавитян первоначально простиралась, по направлению с юга на север, от вади ел-Хаса или ел-Курахи, впадающего в южную оконечность Мертвого моря, приблизительно до вади Хесбан, южного Галаада и даже несколько далее на север и, таким образом, захватывала все восточное побережье Мертвого моря и часть левого берега реки Иордана в южной его части. Пред появлением Израиля в странах на восток от Мертвого моря и Иордана, владения Моавитские на севере сократились. Сигон, царь Амморейский, воевал с царем Моавитским и взял в руки свои всю землю его до Арнона 146 , так что Арнон сделался северным пределом Моава. Но воспоминание о том, что земли на север от Арнона, между этим потоком и долиною Есевонскою и выше по Иордану, составляли собственность Моавитян, было очень живо еще при Моисее, так что при нем эти земли сохранили еще за собою название Моавитских, хотя и принадлежали в действительности Аммореям. Поэтому-то в библейском повествовали о действиях Израильтян и Моисея по переходе их чрез Арнон в страну Сигона Амморейского долина Иордана по левому его берегу, против Иерихона, называется полями или долинами Моавитскими; о горах, здесь находящихся, говорится как о горах земли Моавитской 147 . По разделению между сынами Израилевыми завоеванных ими царств Ога Васанского и Сигона Амморейского горы и равнины, лежащие между потоком Арноном и долиною Есевонскою, достались в удел колену Рувимову. Но прежние обладатели этих гор и равнин, Моавитяне, никогда не забывали о том, что в былое время северная граница их владений проходила значительно выше Арнона. Вследствие этого они при каждом удобном случае переходили за Арнон с целью, конечно, завладеть местностями, когда-то им принадлежавшими. Так мы видим Моавитян за Арноном во времена Судей 148 при Иоасе, царе Израильском 149 . По разрушении царства Израильского Моавитяне сделались постоянными обладателями земель на север от Арнона. Отсюда-то об этих землях, бывших прежде достоянием, между про- чим, Рувимлян, говорится уже как о Моавитских в пророчествах Исайи и Иеремии о Моаве 150 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Здесь был предпоследний стан сынов Израилевых пред переходом их на правый берег Иордана. На левом берегу реки они остановились в последний раз на равнинах Моавитских против Иерихона при западных склонах Аварима. Наконец, последнее упоминание о горах Аваримских мы находим в повествовании о событиях, предшествовавших смерти Моисея 169 . Северной половине гор Аваримских, принадлежавшей прежде Моаву, затем Аммореям и наконец вошедшей в состав Святой Земли, Библия , кроме общего названия Аварим, усвояет другое особенное: Фазга. То, что это последнее название обозначает всю северную часть гор Аваримских, а не какой-либо отдельный их пункт, видно из снесения разных мест священного писания 170 ; в трех последних из указанных мест именем Фазга обозначены те именно горные местности на север от Арнона, которые в трех первых названы горою или горами Аварим. То же самое и еще с большею ясностью открывается из книг Второзакония 171 и Иисуса Навина 172 , где западные склоны гор Аваримских при северо-восточной окраине Мертвого моря, вошедшие в удел колена Рувимова, названы Фазгою. Кроме общего указания на горы Аварим и их северную часть Фазгу, в Священных ветхозаветных книгах встречаются указания и на отдельные пункты этих гор. Именно в них названы: 1. высоты Бааловы, место стражей и гора Фегор при изложены истории Валаама 173 ; 2. гора Нево и 3. гора Емек. Все эти отдельные горные пункты входят в состав Фазги, или северной части Аваримского плоскогорья. 1. Когда сыны Израилевы, остановившись на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона, поразили Сигона Амморейского и Ога Васанского и овладели землями их, то Моавитяне устрашились силы и многочисленности победоносного Израиля, расположившегося на их границах. Чтобы ослабить грозных Израильтян и затем поразить их и таким образом освободиться от опасного соседства, Валак, царь Моавитян, решился обратиться за помощью к волхвованию. Условившись с Мадганитянами, он отправил старейшин Моавитских и Мадиамских к знаменитому волхву, Валааму, жившему в Пефоре на Евфрате, с подарками и просьбою, чтобы Валаам пришел и проклял страшных пришельцев, вышедших из Египта 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Законы, устные или письменные, могли быть также переняты у других народов, как, например, у хананеян, с которыми существовали культурные контакты. Когда все эти законодательные материалы были классифицированы «преданы письмени» (ср. Ос. 8:12 ), слово torah стало обозначать такое собрание или свод законов; со временем это же слово стало употребляться в качестве общего термина для Пятикнижия, в которое были включены наиболее важные своды законов. В последующей иудейской традиции оно стало обозначать иногда весь Ветхий Завет , а иногда даже всю религиозную литературу. Другими ветхозаветными терминами для обозначения различных родов закона являются следующие: debharim – «слова», как в Десятословии ( Исх. 20:1 ; Втор. 5:22 ); miswoth – «заповеди»; hukkim – «постановления» и mishpatim – «постановления» ( Втор. 5:31 ). Не так легко сделать четкое разграничение между этими терминами, или назвать первый – «священным» законом, а три других – светским, «секулярным» законом. Евреи и другие народа древности не делали такого различия, которое делается современными людьми. Вся жизнь имела сакральный характер и закон во всей своей совокупности нуждался в Божественной санкции.  В связи с археологическими открытиями, в сфере наших познаний о влиянии иноземных законодательств не развитие еврейского закона, произошла настоящая революция. Из этих открытых современной наукой материалов наиболее удивительными и полезными оказались «Законы Эшнунны» (древне аккадские), «Кодекс Липит-Иштара» (ново-шумерский), «Кодекс Хаммурапи» (древневавилонский дли амморейский), «Средне-Ассирийские законы», «Законы Хеттов». Все эти кодексы были созданы на разных языках и диалектах, происходят они из Месопотамии или малой Азии и датируются различно в промежутке XXX–XX вв. до РХ. Все они строятся в условной форме («Если человек...» и т.д.), как и большая часть положений Книги Завета» (ср. Исх. 22:1 ) и частей книг Второзаконие и Левит в Ветхом Завете. Такой тип законодательства называют теперь иногда казуистическим 10 или судебно-прецедентным в том смысле, что он восходит к действительным прецедентам судебных решений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sinajs...

«И родившая тебя в оньже день родилася еси, не отрезал а ти пупа... ни солию осолиша, ниже пеленами повиша» ( Иез.16:4 ). Положим, что в пустыне не было ни соли, ни пелен, ни всего прочего, чтобы помочь тебе этим, но даже и око матери твоей не пощадило тебя. «И отвержена была еси на лице поля стропотством души твоея». Господь указывает на жестокое рабство в Египте и на бесчеловечное повеление фараона, и говорит: «Хотя видел Я тебя в уничижении твоем, когда подобна ты была изверженному из матернего чрева несовершенному плоду, загрязненному кровью своей, однако же не возмутилась тобой душа Моя, но благословил тебя, «рекох ти... жива буди... Умножайся, якоже прозябение селное... и умножилася еси... и вошла еси во грады градов»« ( Иез.16:5–7 ), то есть овладела крепостями и городами Амморейскими, и наследовала их. И возросла ты, и соделалась отроковицей. «И видех тя... и кляхся тебе» ( Иез.16:8 ). Когда из Египта выводил тебя, тогда Я видел, что ты возросла и достигла лет юности, но была нага, то есть не имела закона. «Кляхся тебе», – и ты Мне клялась. " И омых тя от нечистоты твоей» ( Иез.16:9 ), чистыми кроплениями Моими омыл тебя от скверны Египетской. «И облекох тя в пестроты, – в одежду Египтян, которую дал Я тебе, – и обух тя в червлены» ( Иез.16:10 ), в неветшающую обувь (сафьянные сандалии). «И возложих запястие на руце твои и гривну на выю твою... и украшенна была еси златом, и дорогими камениями ...и одежды твоя виссонны... и шелк... и испещрения» ( Иез.16:11, 13 ). Господь перечисляет корысти и украшения, какие народ Его вынес из Египта, и говорит: «Это дал Я тебе во мзду за труды, понесенные тобой у Египтян». «И соблудила еси... и излияла еси блужение твое на всякаго мимоходящаго» ( Иез.16:15 ); снабдил Я тебя всем, что прилично новобрачным женам, и одеждами, и золотыми украшениями; ты же «соблудила еси» и предавалась всякому, кто ни проходил мимо тебя. «И сотворила себе кумиры сошвеныя и соблудила еси с ними» ( Иез.16:16 ); Моими одеждами украсила сошвеныя тобою кумиры, то есть идолов, «и соблудила... с ними».

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

10. Иже порази языки многи. Бог, сказывает, умертвил народы, препятствовавшие перехождению евреев и вшествию в землю обетованную, т. е. Амаликитян, Моавитян, Едомлян и других, или и семь народов, обитавших в Палестине. Впрочем, Давид говорит о сем сокращено и мимоходом. И изби цари крепки. Бог, повествует, умертвил правителей и царей вышесказанных народов. 11. Сиона царя Аморрейска и Ога царя Васанска. Сион царь Амморейский, был знаменит богатством и войсками, а Ог был известен по своей величине тела и мужеству. Ибо повествуется, что он имел кровать железную, на которой спал, длиною девять лактей, а шириною четыре лактя. Моисей ясно излагает это во Второзаконии: ибо только Ог, царь Васанский, остался из рафаимов. Вот одр его—одр железный; вот он (одр) в краеградии (в крепости) сынов Аммоновых: девять лактей длина оного, и четыре лакти ширина его лактя мужеского (Втор. 3, 11). А у Евфимия и у Феодорита написано что одр его был пяти лактей в ширину, кажется, по ошибке переписчика. И вся царствия Ханаанска. Бог, говорит, разрушил все царства земли ханаанской, т. е. Палестины, в которой один народ обитал отдельно от других и назывался хананейским. По словам Феодорита: Хеттеев, Хананеев, Ферезеев, Евеев, Аммореев, Гергесеев, Левеев, и двадцать девять царей, и страны, которые занимали они и города их разделил народу (Евр.) 12. И даде землю их достояние, достояние Израилю людем своим. Давид повторил достояние дважды для показания богатства и изобилия его, сказав как бы так: дал народу своему Израилю землю вышеозначенных народов в достояние—подлинно в достояние. Златословесного: И это величайшее чудо, что не только могли изгнать, но и овладеть землею и разделить города, что и доставило им величайшее удовольствие, украшение, славу, Феодорита: Бог Израилев дал им, как иное отеческое наследство, ту землю, которая издревле занята была сими нечестивыми царями. 13. Господи, имя Твое в век, и память Твоя в род и род. За вышеупомянутые, говорит, чудеса, сотворенные Тобою, Господи, имя Твое и воспоминание о Тебе пребудет в век и во все роды у евреев; так как они облагодетельствованы сими чудесами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

При этом возмущении они хотели побить камнями даже самого Моисея и Аарона с двумя из соглядатаев и выбрать себе нового вождя для возвращения в Египет. Тогда Господь осудил их за это на 40-летнее странствование, так что все они свыше 20 лет должны были умереть в пустыне, кроме Иисуса Навина и Халева ( Чuc. XIII, XIV ). Затем следовало новое возмущение Корея, Дафана и Авирона против самого Моисея и Аарона, наказанное от Господа страшными казнями, и священство снова утверждено за домом Аарона ( Чuc. XVI , Чuc.XVII, 1–11 ). Тридцать с лишком лет странствовали евреи по пустыне и почти все вышедшие из Египта умерли. С наступлением сорокового года по выходе из Египта они являются в Кадес, в пустыне Син на границе земли Идумейской. Здесь по недостатку воды народ снова возроптал на Моисея и Аарона, которые обратились с молитвой к Господу. Господь внял молитве и приказал Моисею и Аарону собрать общество и с жезлом в руках приказать скале дать воду. Моисей ударил в скалу жезлом дважды, и потекло много воды. Но так как в этом случае Моисей, как бы не доверяя одному своему слову, ударив жезлом, поступил вопреки воле Божией, то за сие он и Аарон осуждены были умереть вне Земли Обетованной ( Чис. ХХ, 1–12 ). В дальнейшем пути у горы Ор скончался Аарон, предварительно передавший первосвященство сыну своему, Елеазару ( Чис. ХХ, 22–29 ). В конце странствования народ снова стал малодушествовать и роптать. В наказание за это Бог послал на него ядовитых змей и, когда они раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть медного змия на древе для их уврачевания ( Чuc. XXI, 4–9 , Uh. III, 14–15 ). Приблизившись к пределам амморейским, евреи поразили Сигона, ц. амморейского, и Ога, ц. васанского, и, заняв земли их, поставили свой стан против Иерихона. За любодеяние с дочерями Моава и идолопоклонство, в которое евреи были вовлечены моавитянами и мадианитянами, из них погибло 24000 человек, а другие были повешены по повелению Божию. Наконец, так как и сам Моисей, подобно Аарону, не удостоен был войти в Землю Обетованную, то он просил Господа указать ему достойного преемника, почему и указан ему преемник в лице Иисуса Навина, на которого пред Елеазаром священником и пред всем обществом он возложил руки свои ( Чuc. XXVIII, 22, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010