Валаам; его пророчество 1386 1 . После поражения двух амморейских царей, Сегона и Ога, и покорения их царств, Галаада и Васана, израильтяне сошли с высот Фасгаха и расположились станом на равнинах Моава, в той части Арабаха, нынешняго El-Ghor, которая образует долину Иорданскую против Иерихона. Их стан простирался от Беф-Иешимофа до Аве-Ситтима ( Числ.33:49 ). Это тот Аве-Ситтим или Ситтим ( Нав.3:1 ), к которому израильтяне пришли позднее, под предводительством Иисуса Навина, чтобы войти в землю Ханаанскую и завоевать ее. Они, таким образом, достигли теперь до самых берегов земли, обещанной их отцам; они были отделены от нее лишь водами Иордана, и почва, которую они попирали своими ногами, должна была образовать в будущем часть·владений Рувима и Гада. Это была торжественная минута в их истории. Бог избрал этот момент для того, чтобы возобновить устами чужестранца, Валаама, мессианские пророчества. 2 . Валаам, сын Веоров, был пророк или знаменитый прорицатель ( Числ.22:5 ; Нав.13:22 ), которого Валак, сын Сепфоров, Царь моавитян, призвал, чтобы проклясть народ Божий. Валаам был уроженец Нехора, города, расположенного на берегах Евфрата, на севере Мессопотамии, как это можно видеть из ассирийских надписей, которые о нем часто упоминают. 1387 Представляя поразительную смесь добра и зла, он был вместе и языческим : прорицателем, пользовавшимся средствами языческого волшебства, как источником предсказаний ( Числ.24:1; 23:3:15 ), и пророком истинного Бога, Которого он знал, Которого вопрошал и Которому повиновался, хотя и против сердца и не без принуждения. 1388 Он имеет много сходных черт с Симоном волховом, сердце которого было не более право пред Богом ( Деян.8:13,15:21 ). Он сделал, без сомнения, из своего гадания ремесло, а мадиамские караваны, перевозившие товары между Месопотамией и Египтом распространяли славу о нем на границах Палестины. 3 . Валак, царь моавский, устрашенный победами, одержанными израильтянами над Сегоном, царем аморреев и Огом, царем васанским, послал гонцов к Валааму, чтобы он пришел проклясть его врагов, думая, что он освободится от них благодаря этому проклятию. Пророк, по повелению Божию, дважды отказывался уступить требованиям Валака. Но этот царь был непреклонен. Он в третий раз обратился с тем же требованием, и, Валаам, прельщенный сделанными ему подарками и обещаниями, в некотором роде вынудил у Бога позволение отправиться в страну моавитян. Так как намерения, с которыми он отправлялся и путь, были не добры, то Бог напомнил ему о долге послушания по отношению к Нему, преподавши ему наставление чрез самую ослицу, которая его везла и которой ангел преградил путь. Он получил тогда позволение продолжать свое путешествие, однако с непременным условием говорить лишь то, что Бог вложит ему в уста.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Когда же все перешли, Господь велел взять двенадцать камней, из среды Иордана, и воздвигнуть. На месте первого стана, памятник, в вечное знамение тому, как иссякла вода Иорданская пред лицом сынов Израилевых. Галгалами прозвалось место сие; Иисус поставил двенадцать других камней и в самом русле Иордана, где стояли сухие ноги жрецов, доколе не перенесен был кивот и не потекли опять по прежнему воды, и с того дня убоялся народ Иисуса, как некогда Моисея, видя чудеса, которые сотворил рукою его Господь. Ужасом истаяли души Царей Амморейских и Ханаанских, живших за Иорданом, когда услышали о дивном переходе реки. В Галгалах повелел Господь Иисусу обрезать всех сынов Израилевых, сорок лет скитавшихся по пустыне; там совершили они Пасху и вкусили опресноки, прежде нежели идти на брань; манна же, питавшая их во дни странствования, прекратилась с того дня, как вкусили они от прозведений земли обетованной. Дивное явление представилось вождю их, на полях Иерихонских: пред ним стоял муж с обнаженным мечем. «Наш ли ты, воскликнул Иисус, или из врагов наших?» и ему ответствовал дивный муж: «Я Архистратиг силы Господней; сними обувь с ноги твоей, ибо место, на коем стоишь, свято.» Иисус пал ниц пред Архистратигом и обнажил ноги, как некогда Моисей пред неопалимой купиной, когда Господь посылал освободить народ свой. «Я предаю Иерихон в руки твои, сказал ему Господь, устами Архистратига, шесть дней сряду обходи крепкие стены, и семь жрецов да трубят пред кивотом, в седьмой же день обойдите семь раз; тогда, при трубном звуке и вопле народа, падут сами собой стены, и пусть устремится каждый внутрь города.» Иисус объявил народу волю Божью и свято её исполнил: шесть дней, в глубоком безмолвии, обносили жрецы кивот вокруг стен, на седьмой, по звуку труб, громко воскликнули все люди и обрушились стены. – Вождь Израильский обрек на гибель весь город и всех его жителей, кроме Раавы, которую велел спасти со всем её домом; строго запретил он народу присвоивать себе что либо из добычи, под страхом клятвы; все, кроме золота, серебра, меди и железа, должно было истребить огнем, металлы же принести в дом Господень. Но один, из племени Иудова, Ахар, преступил клятву, зарыв в шатре своем багряницу, золотой сосуд и двести талантов серебра, и прогневался Господь на сынов Израилевых.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Моисей не хотел овладеть страною, расположенною на восточном берегу Иордана. Но Аммореи вздумали заградить ход Израилю. За это Еврейский народ, под предводительством Моисея, истребил всех их, со всеми женами и детьми 197 . Соседние народы, Моавитяне и Мадианитяне, испугались нашествия Израильтян на свою землю; но не смея нападать на них с оружием в руках, они хотели призвать на них проклятие неба. Впрочем, напрасно они призвали для этого Валаама: он мог только благословить народ, против которого призван был произнести анафему. Непонятная Валааму, особенная нравственная сила в Евреях не укрылась, однако ж, и от самого Валаама. Да, Евреи нового поколения, не смотря на свои великие недостатки, имели эту силу, сообщаемую верою в Божественные обетования. Чтобы погубить их, нужно было отнять у них и эту веру в Иегову, которая делала их непобедимыми. По советам Валаама, Моавитяне и Мадианитяне задумали привлечь Евреев к своему нечистому божеству – Ваалу при посредстве своих женщин В этом они скоро успели. Зараза поразила Евреев. Народ раскаялся: окружая Моисея при дверях Скинии, он оплакивал свое развращение. Но были еще люди, которые даже в этому минуту народного раскаяния осмеливались предаваться всеми своим развратным инстинктам. В виду плакавшего от раскаяния народа, некто Зимрий, из колена Симеонова, провел в свою палатку Хазву, дочь начальника Мадиамского. Недоставало только этого. Народ вознегодовал. Внук Аароона, Финеес, тотчас же умертвил обоих виновных. Мадианитяне вздумали отомстить за свою сестру. Моисей предвидел их намерения, и двенадцать тысяч Израильтян напали на них под предводительством Финееса. Они истребили все мужское поколение Мадианитян, а их жен и сирот привели с собою. Видя пощаженных женщин, которые были причиной развращения и наказания Израильтян, Моисей, жестоко укорив победителей, приказал умертвить и этих беззащитных. Оставлена была жизнь только девам 198 . Для того, чтобы Моисей принес в жертву суровым требованиям своей религиозной и народной миссии эти слабые существа, для которых самая слабость должна была бы служить защитою, – Амморейских и Мадианитских жен и детей, для этого нужно было, чтобы Моисей, некогда покровитель угнетенных, защитник дочерей Иофора, испытал всю изменчивость характера Израиля, все его возмущение против Иеговы, так чудно ведшего его сквозь пустыню, нужно, чтоб он слишком опасался возвращения подобных тяжких падений избранного народа Божия! 3. Раав

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

И на сей раз Бог внемлет ходатайству Своего Пророка, но уже не оставляет народа ненаказанным. В наказание евреев Бог определяет исполнение их собственных слов, сказанных во время возмущения и ропота: «О если бы мы умерли в пустыне сей!» ( Быт. 14:3 ). За каждый день соглядания земли Ханаанской народ должен заплатить годом странствования в пустыне, и в продолжение сего сорокалетнего странствования должны умереть все исшедшие из Египта, начиная с двадцатилетних юношей. Не они, а уже дети их войдут в землю обетования. Со скорбью повел Моисей осуждённый и смятенный народ от пределов земли обетованной назад в пустыню на определенное ему там странствование. Такое замедление нисколько не препятствовало цели, с которою Бог воздвиг народ Свой и определил ему вступить в землю обетованную. Дело было не в том, что народ ранее или позднее вступит в землю обетования, но чтобы он вступил в нее достойным обетования. Главное назначение народа было не временное его благоденствие, или благосостояние гражданское, но духовное его служение целям Промысла и спасению народов, как хранителя богопознания и веры в обетованного Избавителя. Такому назначению народа не только не препятствует, но содействует сорокалетнее его пребывание в пустыне, как отсечение в нём египетских пороков, недостойных народа Божия, как очистительное приготовление в нем духовных способностей к его высокому служению на земле. Что касается до ханаанских жителей, то истребление их не есть дело напрасное и несправедливое, в котором будто бы Бог из любви к одним уже не пощадил других. На суде Божием нет пристрастия или лицеприятия. Бог находит несправедливым истребить хананеев во время патриархов и потому выводит народ Свой из Палестины в Египет, ибо, как говорит Бог Аврааму, доныне мера беззакония амморейского ещё не исполнилась ( Быт. 15:16 ). Значит, что при вступлении израильтян в Палестину мера эта уже наполнилась. Наполнение меры беззаконий означает такое состояние или степень греховности и растления людей, на которой все меры к их исправлению делаются недействительными, покаяние становится невозможным, а потому и долготерпение Божие – бесполезным.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Таким образом основание богоизбранного народа совершенно сообразно с его высоким назначением и служением на земле, основание не столько естественное, сколько духовное, благодатное, чудодейственное. Богом насажденное и воспитанное семейство патриархов, сообразно со своим назначением, должно было возрасти в народ и занять землю обетованную. Бог назначает народу Своему землю, заселенную многочисленными хананейскими народами, кипящую медом и млеком. Но, как правосудный, Он не посылает преждевременной казни на хананеев. Открывая Аврааму временное переселение будущего потомства его в Египет, Бог указывает причину сего в том, что мера беззаконий амморейских еще не исполнилась ( Быт. 15:16 ). По возвращении из Египта евреи должны будут истребить хананеев и очистить для себя обетованную землю. Тогда хананеи будут достойны истребления, как исполнившие меру беззаконий, потерявшие способность раскаяния и обращения; но во времена патриархов Бог находит их еще достойными Своего долготерпения и пощады. Так Бог праведен в Своей благости и благ в самых делах правосудия! Патриархи должны оставить на определенное время владение обетованною землею её языческим обитателям. Не в Палестине, но в Египте должен возрастать и возрасти народ Божий. В назначении Египта местом переселения евреев видна попечительность о них Божия. Презрение египтян к пастушеской жизни, которую вели потомки Израиля, делало сих последних в Египте дальше, чем в Палестине или иной какой земле, от идолопоклонства и безопаснее от опасных языческих влияний. Не робкими и безызвестными странниками приходят патриархи в Египет. Их ожидает там радушный и почтенный прием. Темное дело, сделанное братьями с Иосифом, Бог обращает в дивное средство ко благу Израиля. Проданный в рабство в Египет, Иосиф, после многих испытаний и искушений, делается спасителем Египта и правителем всей земли, в которой был рабом и узником. В чудных судьбах жизни своей он сам видит руку Промысла, пролагающую путь Израилю. «Бог послал меня перед вами, – говорит он братьям, – для сохранения вашей жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

—686— саму деревню: вид из неё на окрестности Иерусалима, говорят, восхитительный! Налево, к северо-западу от дороги, на холме, видна деревня эль-Джиб, стоящая на месте древнего Гаваона. Издали довольно трудно рассмотреть отдельные строения этой деревни. Она как бы вся помещается в каком-то огромном здании, загромождённом неопределённой формы строениями. Здесь перед древним Гаваоном, на круглой долине, находится то знаменитое поле битвы, где Иисус Навин поразил пять союзных царей, вооружившихся против Гаваона, и произнёс всем известные слова: „да станет солнце прямо Гаваону, и луна прямо дебри Элон“. Да, многих великих событий Гаваон и его окрестности были свидетелями! Здесь стояли лагерем войска Давида и сына Саулова, Иевусфея, которых разделял только один источник, теперь, конечно, пересохший. Здесь, в ожесточённом единоборстве, пали по 12 юношей с каждой стороны, желая похвастаться друг перед другом своей храбростью. Здесь, близ источника, Иоав, преданный Давиду, низкой хитростью умертвил своего соперника Амессая, который „лежал в крови среди дороги“. Здесь же, в Гаваоне, Соломон на построенном алтаре принёс во всесожжение тысячу животных, выпросив себе у Господа „сердце разумное“, чтобы по справедливости судить народ Израильский. В Гаваоне же, Иеремия и его люди были освобождены от руки халдеев; здесь, Иоанн, сын Карея, с своими людьми преследовал Исмаила, убийцу Годолии, настигши его „у больших вод в Гаваоне“. Кто бы мог подумать в то время, что этот некогда большой амморейский город со временем превратится в бедную деревушку, не отличающуюся от окружающих её селений? Предаваясь размышлениям о переменчивости времён, мы медленно подвигаемся вперёд по этой дикой каменистой пустыне. Всё та же серая, печальная картина, всё тот же грустный, неприглядный вид по сторонам! И только небо, голубое и мягкое, нежное и глубокое, раскинувшись бесконечным шатром над этой угрюмой пустыней, несколько ласкает наши взоры. Дорога, благодаря своему однообразию, становится несколько утомительной, и мы с нетерпением ждём первой остановки. И если бы не би-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Галаад Галаад (холм, свидетель) ( Быm. XXXI, 47 ; 4Цар. Х, 38 ) – так называется гористая страна за Иорданом от г. Ермона до р. Арнона, а также и отдельная гора по ту сторону Иордана, при которой Иаков и Лаван, по своем примирении, воздвигли холм из камней в знак своего мирного союза. Во времена Моисея северная часть Галаада принадлежала Огу, царю васанскому, а южная Сигону, царю амморейскому ( Cyд. XI, 22 ). Затем, по завоевании Галаада израильтянами, он достался в удел коленам Гадову, Рувимову и полуколену Манассиину ( Чuc. XXXII, 1, 33 и сл.), изобиловавшим стадами. Из судей Иаир и Иеффай принадлежали к жителям Галаада ( Cyд. X:3, XI:1 ). Пророк Илия Фесвитянин был также из жителей галаадских ( III Цap. XVII, 1 ). Земли Галаада сначала нередко подвергались нападениям аммонитян ( Cyд. XI, 4–33 ). Так, напр., аммонитяне во время Саула проникли в Галаад, но Саул пришел на помощь осажденному аммонитянами Иавису и освободил жителей Галаада от ига аммонитского ( I Цap. XI, 1 ). По разделении царства Галаад составлял часть царства Израильского. В Nc.LIX:9 Галаад именуется состоящим под особым смотрением Божиим: Мой Галаад... – говорит Господь, а в кн. Песн. Песн. ( Nech.IV, 1 ) и у Иеремии ( Uep.VIII, 22 ) делаются указания на богатство и плодородие земли; в первом месте указываются многочисленные стада коз, сходящих с горы Галаадской, а во втором – на целительный бальзам, которым так славился Галаад. И действительно, хотя Галаад и считался каменистой страной, но он владел многими водными источниками, обширными пастбищами и тенистыми лесами и рощами. Нет в Европе ни одного подобного места, замечает один из современных путешественников, где бы природа являлась в такой роскошной красоте, как в Галааде. Иногда к названию Галаад прибавляется слово земля – земля Галаад ( Bmop. XXXIV, 1 ), и, вероятно, под сим названием разумеется вся страна на в. от Иордана до самой Аравии, включая сюда и настоящую область Белку. Гора Галаад, собственно говоря, составляет хребет или цепь, возвышающуюся на 6 миль к ю. от Иаввона, и простирается на 6 англ. миль с в. на з. Она называется теперь Джелаад. Впрочем, есть еще другая гора того же имени на з. от Иордана, при которой часть войска Гедеона оставила его ( Cyд. VII, 3 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Он вре­мя владычества гиксов в Египте определяет в 511 лет; тогда как, по указанию библии, евреи пробыли в Египте 430 лет. В книге Исхода (12:40–41.) сказано:времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыре­ста тридцать лет. Когда исполнилось четыреста тридцать лет, в тот самый день вышло все воинство Иеговы из земли Ха­наанской. В обетовании Божием Аврааму предсказано было это же число лет порабощения:знай, что потомки твои бу­дут пришельцами в земле чужой, и будут в порабощении и угнетении 400 лет ( Быт. 15:13 .). Известно, что в пере­воде 70-ти место книги Исхода, где говорится о времени пребывания евреев в Египте, читается так:обитания сынов Израилевых, еже обиташа в земли Египетстой, и вз зем­ли Ханаани, сии, и отцы их, лет четыреста тридесят. Таким образом в 430-летнее продолжение времени включе­ны здесь и годы жизни Авраама, Исаака и Гакова, а собствен­но для пребывания евреев в Египте остается не более 215-ти или 210 лет. Для соглашения сего счисления с предсказанием о 400-летнем пребывании потомства Авраамова в земле чужой, говорят, что и земля Ханаанская была чужая для Ав­раама, что Авраам, Исаак и Иаков были пришельцы в ней, а потому и их пребывание в земле обнимает сие проро­чество. Но 1) в обетовании Божием прямо сказано, что не сам Авраам, а потомки его будут пришельцами в земле чужой и в порабощении и угнетены 400 лет. Действительно Авраам не был в порабощении и угнетении у какого-либо народа. 2) Под чужою землею не позволяет разуметь землю Ханаанскую и значение всего богоявления, описанного в XV гла­ве книги Бытия. Сим явлением при торжественном завете Бог как бы вводит Авраама во владение землею Ханаанскою, и вместе с тем открывает, что имеющее быть переселение его потомства из сей земли не нарушить сего обетования, и указывает причину, почему действительное владение сею землею Он отлагает на время; ибо доныне мера беззакония амморейского не исполнилась. Но по заключенному уже завету с Богом, по обетованию земля Ханаанская не была чуждая для Авраама, а страна – его, хотя только и обетованная.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

И еще в другом месте, сказав: «не лстите себе: ни блудницы, ни идолослужителе, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни татие, ни пияницыни, ни досадителе, ни хищницы царствия Божия не наследят, присовокупил потом: и сими убо нецыи бесте: но омыстеся, но освятистеся, но оправдастеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор. 6, 9–11 ). Так и Раав прежде была блудницею, но с верою приняла соглядатаев; и когда царь повелевал их выдать, не согласилась на сие, но скрыла их, потому что уверовала в Бога Евреев. Веру же ея показывают слова, когда говорит: «вем, яко предаде Господь Бог вам землю: нападе бо страх ваш на ны. ... Слышахом бо, яко иссуши Господь Бог море Чермное пред лицем вашим, внегда исхождасте из Египта, и елика сотвористе двоим царем Амморейским, иже быша об ону страну Иордана, Сиону и Огу, ихже потребисте: и слышавше мы ужасохомся в сердце нашем, и не ста дух ни во едином от нас от лица вашего: яко Господь Бог ваш, Бог на небеси горе и на земли доле» ( Нав. 2, 9–11 ). Так истинно то слово, какое Владыка Бог изрек о Фараоне: «на истое сие воздвигох тя, яко да покажу тобою силу Мою, и да возвестится имя Мое по всей земли» ( Рим. 9, 17 ). Чрез то самое, что постигло Фараона, всем стал известен Бог Евреев. Да и условия соглядатаев весьма согласуются с прообразуемою истиною. Они говорили: «всяк, иже аще изыдет из дверей дому твоего вон, сам себе повинен будет, мы же неповинни» сему слову твоему ( Нав. 2, 19 ). И нам спасение преподается Церковно; а кто вне Церкви, тот не приимет жизни вечной. И все прочее в сей истории преднаписывало собою истину. Когда Евреи готовились переходить чрез Иордан, рече Господь ко Иисусу: «в сей день начинаю возвышати тя пред сынами Израилевыми» ( Нав. 3, 7 ). Сие было и с прообразуемою истиною. Как об Иисусе Навине из чуда на Иордане стало известно, что он муж боголюбивый: так и наш Иисус после Иордана и крещения Иоаннова положил начало учению и чудесам. Но, может быть, иным покажется несообразным к Господу и Спасителю нашему прилагать сказанное: в сей день начинаю возвышати тя.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

В предыдущей главе мы отметили, что Второзаконие является изъяснительным повторением 66 книги Исход, Левит и Числа. Но было бы и несколько односторонне ограничивать этим положением определение содержания нашей книги. Священный Автор не только изъясняет (напр. Втор.22:229 ; Исх.20:15 и др.) 67 и видоизменяет прежние законы, напр., закон касательно принесения в жертву животных ( Втор.12:15 ; Лев.16:3 ), лихвы или ростовщичества ( Втор.23:19 ; Исх.12:25 и Лев.25:36 ), судопроизводства ( Втор. 16:18 ; Исх.28:3 ) и т. п., но и вводит некоторые совершенно новые постановления. В так и называемых, средних книгах совершенно отсутствуют законы, напр., о перемене земельных границ ( Втор.19:14 ), о царе ( Втор.17:1420 ), о наказании ложных пророков ( Втор.28:22 ), о войнах с хананеями ( Втор.20:17 ) и др., каковые законы имеют место только в последней книге Моисеевой. Ближайший анализ книги даст нам возможность конкретно представить всю глубину её содержания 68 . Книга распадается на четыре части 69 . Оставляя на время в стороне Втор.3134 , повествующие о последних днях и смерти Моисея, в оставшейся части (130) мы легко можем различить три отдельные речи, которые законодатель держал пред всем сонмом Израильским пред вступлением избранного народа в землю обетованную. В этих, речах Моисей указывает те причины 70 которые должны были побудить народ, всем сердцем, принять дарованный ему закон: именно – с одной стороны – неисчислимые благодеяния Божии, не оценённые Израилем по его греховности и жестоковыйности, а с другой – данные уже ему обетования, – причём в увещательной форме повторяет и сам обнародованный уже закона, с присоединением немногих, новых постановлений. Речам Моисея предпосылается краткое введение, трактующее о месте и времени произнесения их. Свои речи Свящ. Оратор, произносил, как видно, на равнинах Моавитских по убиении им Сихона, царя Амморейского, и Ога, царя Васанского, пред вступлением Израиля в землю обетованную, в первый день последнего месяца сорокового года по выходе из Египта (1:15).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010