Семнадцать лет обитал Иаков в Египте и достиг ста сорока семилетнего возраста; когда же стал приближаться к смерти, призвал к себе сына Иосифа и умолял клятвенно ему обещать, что не погребет его в Египте, но отнесет во гроб отцов, ибо с ними хотел успокоиться древний Израиль. Поклялся Иосиф и старец поклонился на верх жезла, с которым предстоял сын его, чувством веры воображая себе, в лице его, грядущего Царя Христа. Скоро пришли сказать Иосифу: «отец твой болен», и он поспешил к нему с двумя сыновьями Манассией и Ефремом. Укрепился Иаков, услышав о его пришествии, и сел на одре своем. «Бог всемогущий явился мне в земле Ханаанской, сказал старец, и благословил меня, обещав мне землю сию в наследие и сонм народов в потомство; и так два сына, тебе родившиеся прежде прихода моего в Египет, пусть будут моими; прочие же дети твои, под именем братьев своих, призовутся в их наследие.» Очи Иакова уже тяжелы были от старости и он не мог видеть ясно, когда Иосиф подвел к нему детей своих для благословения; старец заключил их в объятия, сказал, с умиленным сердцем: «я не надеялся видеть лицо твое, но вот Бог показал мне и детей твоих.» Отроки отступили с благоговением, от колен деда, и поклонились ему до земли; Иосиф же поставил старшего Манассию против десницы Израиля, а младшего Ефрема против левой руки, чтобы приняли благословение; но старец, по тайному внушению, простер крестообразно руки на главы отроков, изменив старейшинство их, и в лице их изрек благословение Иосифу: «Бог, пред которым ходили отцы мои, пасущий меня из млада и доселе, Ангел избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих, да будет на них имя мое и отцов моих, и да возрастут они во множество посреди земли.» – Здесь в первый раз является обряд рукоположения, с тех пор сохранявшийся всегда у Евреев в знак благословения, и перешедший в Церковь Христианскую. Тяжко показалось Иосифу, что отец его положил десницу на главу младшего Ефрема, и он хотел переложить старческую руку на Манассию, напомнив о его первенстве; но Израиль сказал: «знаю, сын мой, знаю, и сей произведет народ, и сей вознесется, но меньший брат его будет больше, потомство его будет полнота народов.» Так поставил он Ефрема выше Манассии и наконец сказал Иосифу: «вот я умираю, но Бог будет с вами и возвратит вас в землю отцов ваших; тебе же даю, преимущественно пред братьями, один участок, который я взял из рук Амморейских, мечем моим и луком.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Так «верою пали стены иерихонские, по седмидневном обхождении». Бл. Феодорит говорит: «звук труб, издаваемый с верою, подобно стенобитным орудиям, низпроверг стены» 22 . 31. Верою Раав блудница не погибе с сопротивлшимися, приимши сходники с миром, (и иным путем изведши). «Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными». Иерихон уничтожен; царь, войско его, и все жители города истреблены; только Раав с ее родными пощажена. Вера в Бога, покровительствовавшего народу еврейскому, спасла ее: она, еще до прихода в Иерихон еврейских соглядатаев, слышала, как Бог осушил воду Чермного моря, когда Евреи вышли из Египта, как они истребили царей амморейских ( Нав.2:9–11 ), – и веровала, что Бог предаст Евреям и ее отечество. Потому она приняла и укрыла в своем доме еврейских соглядатаев и после отпустила, взяв с них клятву пощадить ее и родных ее, когда Господь предаст Евреям эту землю. Клятва, данная соглядатаями, сохранена, и Раав не погибла с неверными ( Нав.6:21–24 ). 32. И что еще глаголю? Не достанет бо ми повествующу времене о Гедеоне, Вараце же и Сампсоне и Иеффаи, о Давиде же и Самуиле, и других пророцех 23 «И что еще скажу? не достанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Сампсоне, о Иеффае, о Давиде, Самуиле, и других пророках». Апостол, указав на более известные примеры веры, говорит, что не достанет времени, или невозможно в послании повествовать о всех подвижниках веры, и при этом еще упоминает о некоторых, как-то: о Гедеоне, о Вараке, о Сампсоне, о Иеффае, о Давиде и Самуиле. Гедеон был призван Богом к освобождению Евреев от порабощения Мадианитянам. В уповании на крепкую помощь Божию, он с тремя стами избранных мужей одержал победу над сто двадцатью тысячами Мадианитян (Суд. гл. 6. 7. 8). Варак, по наставлению пророчицы Деворы, пошел на войну против царя асорского, угнетавшего Израильтян, и одержал решительную победу над военачальником его Сисарою (Суд. гл. 4. 5). Сампсон, по вере обладавший необыкновенною чудесною силою, защитил свой народ от угнетения Филистимлян (Суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Так, колеблемая подземными ударами земля давала громадные трещины, который мгновенно закрывались, при чем некоторые, ничего не предчувствовавшие, путники заживо были поглощены землею, как некогда поглощены были ею Дафан и Афирон, восставшие против Моисея и Аарона 60 . Температура горячих источников, находящихся на юг от Тивериады, возвысилась до такой степени, что ее нельзя уже было измерить обыкновенным термометром. В столь страшном явлении природы, каково землетрясение, ветхозаветные писатели видели обнаружение гнева Иеговы, Его всемогущества и славы. Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался Господь 61 . Горы трясутся пред Ним, и холмы тают, и земля колеблется пред лицом Его, и вселенная и все живущие на ней. Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним 62 . Покрыло небеса величие Господа и славою Его наполнилась земля. Он стал, и поколебал землю; воззрел и в трепет привел народы; вековые горы рассыпались, первобытные холмы опали 63 Но как ни грозны действия землетрясения, они не сильны были повергнуть в малодушный страх лучших представителей ветхозаветного Израиля. Правда, в этих действиях они признавали обнаружение божественного гнева и, конечно, живо чувствовали все бессилие и ничтожество человека при вид колебания того, что обыкновенно считается неподвижным, но в то же время они были твердо убеждены, что хотя горы сдвинутся и холмы поколеблются, милость Господа не отступить от избранных Его и завет мира Его не поколеблется 64 . Горы Святой Земли Отправившись от горы Хорива, сыны Израиля прошли всю великую и страшную пустыню Синайскую и остановились в Кадес-Варни, в пустыне Фаран. 65 Пред ними высились горы: то были южные отроги гор Палестинских. «Вы пришли к горе Амморейской, – сказал Моисей сынам Израиля, которую Господь Бог наш дает нам» 66 , Израилю надлежало овладеть горою Амморейскою и тем положить начало завоеванию земли обетованной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Царь Гайский напал на израильтян, и они побежали, будто побежденные. Все жители Гая погнались за израильтянами и удалились от города. Тогда сидевшие в засаде вошли в город и зажгли его. Жители Гая, оглянувшись назад и увидев, что город их горит, хотели было бежать, но израильтяне со всех сторон напали на них и всех их истребили. После этого Иисус Навин устроил Богу на горе Гевал жертвенник из камней, принес на нем жертвы и написал на камнях список с Закона Божия. Потом одна половина израильтян стала у горы Гаризим, а другая половина у горы Гевал 304 , между ними среди долины стали священники с ковчегом Завета Господня, и Иисус Навин прочитал слова Закона Божия, благословения исполнителям его и проклятия нарушителям, написанные в книге закона. Стоявшие у горы Гаризим подтвердили благословения, а стоявшие у горы Гевал – проклятия ( Нав. 7, 8 ). Союз ханаанских царей. Хитрость жителей Гаваона Ханаанские цари, услышав об истреблении Иерихона и Гая, собрались вместе сразиться с Иисусом Навином. Но жители Гаваона употребили хитрость. Зная, что Бог запретил израильтянам вступать в союз с жителями Ханаанской земли, они отправили к израильтянам послов, которые сказали, что пришли просить у них союза из весьма далекой земли, и в доказательство отдаленности своей земли показали свой сухой и заплесневелый хлеб, изорванные мехи, изношенную обувь и одежду. Иисус Навин заключил с ними мир. Вскоре, узнав, что они живут недалеко, Иисус определил, чтобы они рубили дрова и носили воду для общества и для жертвенника Господня ( Нав. 9 ). Победа Иисуса Навина над союзными хананейскими царями под Гаваоном. Завоевание и разделение земли Ханаанской (3945 год от сотворения мира, 1564 год до Рождества Христова) 305 . Смерть Иисуса Навина 306 Услышав, что жители Гаваона заключили мир с израильтянами, царь Иерусалимский (Адониседек) и четыре других царя амморейские приступили к Гаваону, чтобы наказать его за это. По просьбе жителей Гаваона, Иисус Навин внезапно напал на аммореев, обратил их в бегство и начал избивать. Когда они бежали, Господь бросал на них с небес большие камни, которые побили их больше, чем израильтяне. Иисус Навин, видя, что день склоняется к вечеру, воззвал ко Господу: «Стой, солнце, над Гаваоном и, луна, над долиною Авалонскою!» И остановились солнце и луна, доколе народ израильский истреблял врагов своих ( Нав. 10:1–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

«Что город моавитский тождествен с встречающимся в других местах Аром, без приложения «Моав» и позднейшим Ареополем, это не подлежит никакому сомнению и общепризнано, ср. напр. Gesen. Thesaurus S. v. Из данного места мы видим, что этот город лежал прямо на границе земли Моавитской и притом северной границы, так как она образуется Арноном теперешним Модшев. Это видно также из Втор.2:36 : «от Ароира, который на берегу потока Арнона, и от города, который на долине, до (горы) Галаада не было города, который был бы неприступен для нас: все предал Господь Бог наш (в руки наши)». Город, который лежал непосредственно при Арноне, в его долине, противополагается здесь Ароиру вблизи Арнона. Город в долине Арнона в данном случае не иной какой, а именно тот, о котором каждый прежде всего вспоминает, потому что он носил имя «город». Что Ар лежал непосредственно при моавитской границе, здесь это ясно не только из того, что обозначается расположенным в долине Арнона, который всегда является, как моавитско-амморейская и израильская граница ср. особенно Втор.3:16 ; «И сынам Рувима и Гада дал он Галаад до потока Арнона, землю между потоком и пределом, до потока Иакова, пределов сынов Аммоновых», а касательно выражения см. Gesen. Jhesaur. р. 364, по которому северная половина долины Арнона северный берег Арнона уже принадлежал аморейско-израильской области, – но также из того, что этот город обозначался как terminus a quo израильских завоеваний, что предполагает, что он лежал прямо при границе. К тому же самому результату приводит Иис Нав.13:9–16 : «и город, который по средине долины»... Здесь Ар, как разграничивающей terminus a quo израильских владений противополагается Ароеру, как включающему (Henstenberg, Bil. S. 344–345). Более близкое объяснение касательно местоположения его доставляет нам еще Чис.21:14–15 , «потому и сказано в книге браней Господних: Вагеб в Суфе и потоки Арнона, и верховье потоков, которое склоняется к Шебет-Ару и прилегает к границе Моава». Согласно этому Ар лежал, во-первых, у северной границы Моавитской области, ибо земле по ту сторону ее – амморейской области –принадлежали завоевания детей Израиля, о которых речь в этом месте; во-вторых, специально там, где Арнон принимает воды многих других ручьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Явились еще и другие гипотезы о потопе (Раймонда Жирара, Шварца). Сущность их всех сводится к признанию фактической основы в библейском повествовании. С другой стороны, у богословов обнаруживается стремление идти навстречу геологам. Начинает развиваться мысль, что Библия говорит не о всемирном потопе, что ее выражения нельзя принимать в строго буквальном смысле. Еще блаж. Августин в одном своем письме к Павлину Ноланскому написал: «scripturae mos est ita loqui de parte tanquam de toto» – Св. Писание, обычно, о части говорит так, как бы, о целом. Приводят много цитат, подтверждающих это положение. Так, в книге Бытия (41) при повествовании о голоде, постигшем Египет и окрестные страны при Иосифе, говорится: «был голод во всех землях» ( Быт. 41:54 ), «из всех стран приходили в Египет покупать хлеб» ( Быт. 41:57 ), никто из комментаторов слово «весь» в этих текстах не прилагал ко всему земному шару. Во второй главе Второзакония, Моисей в своей речи так передает слова Господа к евреям, когда они шли на Сигона Амморейского: «с сего дня Я начну распространять страх и ужас пред тобою на народы под всем небом» ( Втор. 2:25 ). Но, конечно, далеко не все народы даже слышали и знали о евреях, тем менее чувствовали пред ними страх и ужас. О Соломоне говорится, что «все (цари) на земле искали видеть Соломона» ( 3Цар. 10:24 ). В книге деяний повествуется, что ко дню пятидесятницы «в Иерусалиме находились иудеи, люди набожные из всякого народа под небесами» ( Деян. 2:5 ). В обоих местах слово «весь», очевидно, должно пониматься в ограниченном смысле. Особо руководящее значение в вопросе о понимании библейского повествования о потопе придают начальным стихам книги пророка Софонии. «Все истреблю с лица земли, говорит Господь: истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми, истреблю людей с лица земли, говорит Господь» ( Соф. 1:2, 3 ). Из дальнейшего содержания пророческой книги открывается, что это грозное пророчество должно относить далеко не ко всей Земле, а только к Иудее и – самое большое – еще к финикиянам и вавилонянам. Не должно ли принять, что и в повествовании о потопе totum ставится pro parte? Некоторые католические богословы идут далее и допускают, что потоп не был всемирным не только в географическом, но и в антропологическом смысле. Они производят от Ноя лишь арийцев, семитов и хамитов, а для прочих народов ищут предков в допотопных племенах. Но нет пока никакой нужды обращаться к этой гипотезе. Для нас важно пока то, что курсы геологии начинают отводить главу «всемирному потопу» (См., например, Неймайра – Историю земли. 1897 г.). Это великий шаг на пути к признанию библейской истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

46 Прокимен: Господь воцарися..., накануне недели поется во весь год (Типик., послед. 14 сентября). 50 Этот выход делается для совершения литии, которая, по Типикону, составляет неотъемлемую принадлежность каждого всенощного бдения, хотя в настоящее время совершают ее только накануне больших праздников. Самый выход на литию, когда она бывает, по установившейся практике совершается чрез отверстые царские двери. 51 Представляется необходимым сделать следующие замечания: а) Во 2 гл. Типикона сказано: «Поем стихиру храма». В этом выражении заключается указание на то, что надобно петь одну только стихиру храма, а не две и не более, потому что когда Типикон назначает для пения одно песнопение, то употребляет единственное число, напр., говорит: «посем стихира воскресна, глас 6: Воскрес Иисус от гроба» (гл. 2), «Слава, стихира евангельская рядовая» (гл. 2); а когда назначает несколько стихир, то употребляет множественное число, напр., он говорит: «На Господи, воззвах стихиры».., «на хвалитех стихиры»..., «на стиховне стихиры»..., «стихира храма и святого стихиры» (гл. 3), или выражается, напр., таким образом: «Поем стихиру воскресну и входим в храм..., поюще и прочия стихиры воскресны» (гл. 2). – Но почему после слов: «поем стихиру храма», немного ниже, в той же главе Типикона говорится: «и по совершении стихир», т. е. делается указание на многие стихиры? Ответ на это надобно искать в Октоихе, в последовании великой вечерни, бывающей накануне воскресного дня, где сказано: «Поем самогласну стихиру святого обители, литию творяще в притворе, на ней же поем стихиры Павла Амморейского, или что настоятель изволит» (стихиры Павла Амморейского в Октоихе напечатаны выше этого замечания в числе стихир на Господи, воззвах). Отсюда следует, что кроме стихиры храма, можно петь стихиры Павла Амморейского или какие-нибудь другие, напр., после первой стихиры храма можно петь и прочие его стихиры. Впрочем, можно и ничего не петь, кроме стихиры храма, а после нее прямо Слава, и ныне, богородичен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Царь Арадский, Хананей, услышав, что приблизился Израиль к пределам его, выступил против него ратью и пленил некоторых; но Израиль воззвал к Богу и Бог предал врагов в руки своего народа, который опустошил всю негостеприимную область, так что само место прозвалось запустением. Обходя землю Эдомскую, Моисей повел опять народ, от горы Ор по пути моря Чермного, и малодушествовали странствующие по пустыне. Еще однажды возроптали они на Господа и на Моисея: зачем извел их на погибель в пустыню, где нет ни хлеба, ни воды; и Господь послал на них змей, от угрызения коих многие погибли. Тогда народ обратился с плачем к вождю своему: «мы согрешили, возроптав на Господа и на тебя, помолись о нас, и да удалятся змеи!» и помолился Моисей. «Сделай медного змея, сказал ему Господь, и повесь его как знамение; всякий угрызенный, воззрев на него, будет жив.» Моисей воздвигнул змея и кто взирал на него, исцелялся. – Таинственный змей сей, который спасал веровавших, был знамением Того, кто некогда, как знамение пререкаемое, на падение и на восстание многих, благоволил, с вершины крестного древа, спасти верующих в него, ибо по собственному свидетельству Христову: «как Моисей вознес змея в пустыне, так подобало вознестись Сыну человеческому, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.» ( Uoah. III. 14, 15 ). Народ Израильский продолжал странствие и достиг потока Арионского, на пределах Моавитских и Амморейских, у горы Фазги; оттоль Моисей послал просить свободного пути у Сиона Царя Амморейского, но Сион ополчился; Израиль, поразив его, овладел всей землей, разорил его столицу, и вселился во всех городах Амморейских. Той же участи подвергся и Ог, Царь Васанский, противостоящий народу Божию, на рубежах его наследия; ибо уже исполнилась мера беззаконий Ханаанских, как о том предвещал Господь Аврааму. Последний стан Израильский, вне обетованной земли, был в долинах Моавских, в виду Иерихона, на берегах Иордана. Тогда Валак, Царь Моавский, видя поражение Аммореев, устрашился и сказал старейшинам Мадиамским: «пришельцы истребят нас, как поедают тельцы злак полей.» Он послал к Валааму, сыну Восорову, именитому волхву страны своей, с вестью о страшном нашествии иноплеменников, и просил проклясть их, ибо веровал, что благословенные Валаамом будут благословенны, а проклятые им прокляты. Когда же старейшины Моава и Мадиама пришли с дарами к Валааму, волхв просил их переждать одну ночь, чтобы он мог испытать волю Божью, и услышал: «не идти с послами и не проклинать пришельцев, ибо они благословены Богом.» С сим ответом возвратились посланные; но Царь отправил к волхву князей своих, умоляя его придти, и опять отрекался Валаам, прежде нежели вопросить Господа. В ночном видении позволил ему Господь идти с послами, с тем однако, чтобы делать только то, что Сам повелит ему; на утро Валаам, оседлав ослицу, пошел с князьями Моава.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Равнина колена Рувимова входит в состав той плоской возвышенности, которая прилегает к окраинам гор Галаадских и Аваримским и идет с севера к югу, начиная от ес-Сальта. Возвышенность эта значительною своею частью (южною) принадлежит Аравийской пустыне, от которой отделяется лишь рядом невысоких холмов, носящих название джебел-ес-Субле. Отсюда эта плоская возвышенность, вместе с входящею в ее состав описываемою равниною, нередко называется в Библии вообще пустыней или пустыней Кедемоф 274 . Равнина Рувимова служит в настоящее время пастбищем для небольших арабских стад, состоящих из овец, коз, рогатого скота и верблюдов 275 . Благодаря плодородию почвы, равнина в древнее время была густонаселена, о чем свидетельствуют многочисленные покрывающие ее развалины городов и селений. Когда израильтяне, обойдя землю Моавитян, приблизились к владениям Амморейского царя Сигона, то Моисей отправил к нему послов с следующими мирными словами: Позволь пройти мне землею твоей; я пойду дорогой, не сойду ни направо, ни налево 276 . Но Сигон не дал позволения и со всем народом своим выступил против Израиля, чтобы преградить путь. В окрестностях города Яацы, вероятно в юго-восточной части описываемой равнины, произошло сражение между Сигоном и Израильтянами, окончившееся полным поражением полчищ Сигона. Поразив Аммореев, Израильтяне без труда овладели равниною, со всеми находившимися на ней городами 277 , и, перейдя чрез горный хребет Фазги, расположились у Иордана, против Иерихона, на равнинах Моавитских, откуда, вероятно, и было совершено ими завоевание как северной гористой части владений Сигона, так и всего царства Васанского. При занятии равнины, жители городов были истреблены Израильтянами, самые города разрушены; но затем сыны Рувимовы и Гадовы снова восстановили многие из разрушенных городов и укрепили их 278 . При разделении царства Сигона Амморейского между коленами Рувимовым и Гадовым, описываемая равнина досталась в удел колену Рувимову 279 . Из городов равнины города – Бецер, Яаца, Кедемоф, Мефааф были назначены Левитам 280 ; Бецер, сверх того, был назначен городом убежища для лиц, совершивших убийство без умысла 281 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Мученики прославляются как «звезды сияющие, души верных просвещающие и тьму заблуждения рассеивающие» (I, 1), а также «как нежные цветы на луге мистическом… благоухания исполненные, зловонное заблуждение отгоняющие» (VI, 3). «Тьмой заблуждения» называется исламское учение. Это один из традиционных эпитетов для него в византийской полемической литературе. Как духовно победившие ислам, мученики почитаются небесными заступниками православных христиан в их противостоянии мусульманам. Засвидетельствовав смертью верность Христу, мученики духовно победили врагов: «Подражая божественным трем отрокам, плененным некогда в Вавилоне, как плененные ненавистными [агарянами]… вы, победные мученики, пленили врага, [повергнув его] в великое замешательство» (VII, 2). Вероятно, имеется в виду удивление мусульман тому, что мученики, вместо того чтобы принять ислам, предпочли остаться христианами и умереть. Возможно также, что под врагом здесь имеется в виду сатана, пытавшийся через мусульман соблазнить мучеников. Канон 42-м мученикам Амморейским песнописца Игнатия Кроме канона, написанного преподобным Иосифом, есть еще иной канон Амморейским мученикам, написанный песнописцем Игнатием. Если первый ныне употребляется в греческих Церквах, то второй находится в богослужебном употреблении у славянских Поместных Церквей. В каноне говорится, что мученики своим подвигом «разрушили варварского безбожия мрачное злочестие» (III, 2), «иссушили мутные потоки прелести» и «благочестно отринули скверну нечестия» (VI, 2,3). В икосе мученики ублажаются как те, кто «от [всей] души возненавидели и возгнушались агарянской безбожной веры и прелести лютого беса», а о мусульманах говорится как о врагах, ненавидящих Христа-Бога. «Исмаил пребезумный, отвергнувший Богомудрые учения Христовы, был посрамлен» (VII, 4). В стихирах говорится, что мученики «светлостию страдания просветили всю землю и разрушили тьму заблуждения». Халиф именуется «зверем злоименитым». В стихирах на стиховне мучеников просят: «Молитвами вашими сокрушите свирепство безбожных агарян и от всякого обстояния избавьте людей благочестно думающих». Стихиры надписаны в Минее как «творение Сикеота», но это не может принадлежать известному песнописцу преподобному Феодору Сикеоту (+613).

http://pravoslavie.ru/3684.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010