Бог милостив вовек: с небесного Он трона Снисшел и Сой народ чрез пустыню провел. Бог милостив вовек: цари погибли сильны, Сион, царь Амморейск, и Ог, Васанский царь. Бог милостив вовек: Он всю из землю предал Израилю рабу в наследство Своему. Бог милостив вовек: Он нашу скорбь уведал И вспомнил нас, в своем униженных быту. Бог милостив вовек: нас от врагов избавил, Питает всяку плоть. – Хвала Ему вовек! Псалом 136-й - Н.М. Языков В дни плена, полные печали, На Вавилонских берегах, Среди врагов мы восседали В молчанье горьком и слезах; Там вопрошали нас тираны, Почто мы плачем и грустим. «Возьмите гусли и тимпаны И пойте ваш Ерусалим». Нет! Свято нам воспоминанье О славной родине своей; И не даем на посмеянье Высоких песен прошлых дней! Твои, Сион, они прекрасны! В них ум и звук любимых стран! Порвитесь, струны сладкогласны, Разбейся, звонкий мой тимпан! Окаменей, язык лукавый, Когда забуду грусть мою И песнь отечественной славы Ее губителям спою. А ты, среди огней и грома Нам даровавший свой закон, Напомяни сынам Эдома День, опозоривший Сион, Когда они в весельи диком Убийства, шумные вином, Нас оглушали грозным криком: «Всё истребим, всех поженем!» Блажен, кто смелою десницей Оковы плена сокрушит, Кто плач Израиля сторицей На притеснителях отметит Кто в дом тирана меч и пламень И гибель грозную внесет! И с ярким хохотом о камень Его младенцев разобьет! Псалом 137-й - Г.Р. Державин Исповемся я душою, Сердцем всем Тебе моим: Средь поющих Ангел строю Цитрой благодарный гимн Взбрячу, что Ты глаголу, Господи внял уст моих. Храму Твоему святому В умиленье поклонюсь, Богу кроткому, благому Слез реками пролиюсь, Что вознес меня от долу На чреду высот Своих. Бог и впредь меня услышит, Как Его я призову; Ум и сердце мне возвысит, Крепость даст, подобно льву, И своей мне силой душу Расширит, наполнит грудь. И услышат и познают Власти и цари земны, Что те ввек не погибают, Кто Творцом охранены. Я все ужасы разрушу, Правды, славы в путь пойду. Издалече Бог надменных Угнетает бед ярмом,

http://azbyka.ru/fiction/psalmy-carya-da...

Мы коснулись свободы. Да, наш век, по преимуществу, есть век свободы и умственного развития. Но неправильно понимаемая свобода, вводя, в жизнь нашу широким притоком свет научный, чуть ли еще не широким потоком вводит в нас порчу и растление нравов. И если бы какой-либо Пророк явился здесь, подобно как некогда на реке Ховаре, и, прокопав, по повелению Божию, стену, закрывающую внутреннюю клеть нашего сердца, заглянул на ту сторону жизни, которую мы всячески скрываем и утаиваем от взоров людских: то в какой пришел бы ужас, увидев, что и между нами, озаряемыми светом учения земного и небесного, почти тоже амморейское нечестие, под которым изнывал и стонал омраченный безбожием и многобожием древний мир? Как ужаснулся бы, увидев и между сынами света и благодати те же, что и там, мрачные грехи и пороки, тоже пьянство и чревоугодие, тоже сластолюбие и распутство в разных видах, ту же безумную гордость и честолюбие, то же мздоимство и лихоимание, то же явное в прикровенное хищничество, те же взаимные обманы и несправедливости, те же злословия и клеветы, ту же зависть и убийства, ту же ненасытимую алчность мирских почестей и чувственных наслаждений; словом, то же древнее, богомерзкое язычество, скрывающееся в христианстве и в настоящее время возникающее как бы с ъ большей силой и в улучшенном виде, с многосторонним прогрессом, с естественной честностью и гуманными взглядами на всех и вся. Но это еще не все. Пророческое око могло бы, к наибольшему ужасу и скорби, усмотреть между нами, даже более чем в Аммореях, – могло бы усмотреть в нас, верующих во Христа и запечатленных дарами премудрости и разума, извращение многих общечеловеческих понятий, и чуть ли не возведение явных пороков на степень добродетели. Вот, братия, где бы следовало остановиться и сосредоточить нам наше внимание и спросить себя самих: думаем ли мы, и как думаете о подобной богопротивной жизни? Как думаем об этих грехах и беззакониях, об этих кровавых пятнах, коими так навычно и хладнокровно мараем и скверним христианскую совесть, христианское имя и христианское святое житие? Как думаем, и думаем ли, каких язв и мучений, каких потоков крови и какого истощения стоило Спасителю нашему, чтобы искупить все подобные беззакония и оправдать нас перед правосудием Божиим в том, в чем и сам мир никого не оправдывает перед своим судом, – чтобы очистить и омыть в нас не только потемневшее, но и сделавшееся багряным и червленым, и все это обновить и убелить яко снег и яко волну?

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Чудно же и любомудренно слово Иисусово пред смертию. " Аз , – сказал он, – отхожду в путь, якоже и вси, иже на земли» ( Нав. 23, 14 ). Но показывает он и нелживость Божественного проречения. «И познаете сердцем вашим и душею вашею, яко ни едино слово отпаде от всех словес благих, яже рече Господь Бог ваш к вам. ... Все, что изрек нам, дал нам... И не разнствова от них ни едино слово» ( Нав. 23, 14 ). Истинность обетований Божиих дознали вы в благодеяниях. Бог исполнил все, что обетовал. Посему дознайте из сего и нелживость угроз. Ибо Иисус присовокупил: «и будет, имже образом приходят на вас вся словеса добрая, яже глагола Господь Бог к вам, тако наведет Господь на вы вся словеса злая, дóндеже потребит вы от земли благие сея, юже даде вам Господь Бог ваш: внегда преступисте завет Господа Бога вашего, его же заповеда вам» ( Нав. 23, 15–16 ). Научая, что это – не человеческие слова, присовокупил еще Иисус: «сия глаголет Господь Бог Израилев» ( Нав. 24, 2 ), и упомянул о Фарре, отце Авраамовом и Нахоровом; включил же Нахора по родству с матерней стороны; потому что от него происходили Ревекка, Лия и Рахиль. Потом извещает, что Фарра служил богам иным, и потому Владыка Бог , отделив Авраама, преселил в землю ханаанскую. Присоединяет сказание о путешествии Иакова во Египет и об исшествии из Египта при Моисее, и о чуде с морем, и о пребывании в пустыне, о конечной гибели Аммореев и замыслах Валака, и о благословениях против воли произнесенных Валаамом, о чудном переходе чрез реку, об истреблении воставших врагов, и о наслаждении всякими благами; увещавает удаляться служения богам чуждым, служить же единому сотворшему и спасшему Богу, и предлагает им сделать выбор: «изберите, – говорит, – «сами себе днесь, кому послужите, или богом отец ваших, еже быша об ону страну реки, или богом Амморейским, в нихже вы живете на земли их» ( Нав. 24, 15 ). Так, другим представляя сделать выбор, сам показывает благочестие собственного своего изволения. Ибо говит: «аз же и дом мой служити будем Господеви, яко свят есть» ( Нав. 24, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Ст. 2. Восходит дом и Дивон на высоты в плаче над Наво, и над Медавою Моав будет вопить. Не скучай, что я иду путем истории, ибо ты сам хотел, чтобы я делал это. Подразумевается же дом царский и город Дивон, которые восходят к идолам, поставленным на местах возвышенных. Над Наво и над Медавою, знаменитыми горами, будет вопить вся область. Ибо в Наво было капище идола Хамоса, который другим именем называется Веелфегор. На всех головах его плешь, всякая борода будет обрита. У древних обритие бороды и головы было выражением печали. Следовательно этим обозначается величие печали, как и Иеремия тоже восклицает против Моава: «у каждого голова гола, и всякая борода будет обрита; у всех на руках царапины, и на всякой спине вретище» ( Иер. 68:37 ). Ст. 3. На перекрестках его препоясываются вретищем; над кровлями его и на улицах его общий вопль перейдет в рыдание. Плач будет не частный, но общее бедствие отзовется в рыданиях публичных, и не будут оставлены в домах ни матроны, ни девы, ни малый возраст детей, ни расслабленные ноги стариков; бедствия порабощения не будут разбирать ни стыдливости, ни слабости. Ст. 4. Завопит Есевон и Елеала. Это имена городов Моавитской области, из коих Есевон был некогда городом царя Амморейского, о котором тот же Иеремия говорит: «огонь вышел из Есевона, и пламя из среды Сеона» ( Иер. 48:43 ). Есевон же значит замысел и потому Иеремия, делая игру слов, говорит: «против Есевона замыслили злое» ( Иер. 48:1 ). До Иацы слышен голос их. Город Иаца лежит при Мертвом море, где находится граница Моавитской области. Следовательно это показывает, что вопли области будут раздаваться до ее крайних пределов. Поэтому Иеремия говорит: «от вопля Есевона до Елеалы и Иацы издали голос свой» ( Иер. 48:34 ). Кроме того вооруженные Моава будут вопить, душа его будет вопить себе. Еврейское слово eluse, которое Акила перевел ξμους вооруженные и с выдавшимися плечами, а Симмах препоясанные, по мнению некоторых означает не мужей, а название города, который теперь называется Елуза и находится в пределах Моавитских. Можем и то сказать, что падет вся сила воителей, и во всей стране будут раздаваться эхом взаимным рыдания. Если же eluse следует переводить с выдавшимися плечами, то этим дается нам тот смысл, что при плаче все будут обнажать свои перси.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Зная „обстановку” соседних стран и народов, составитель Второзакония, как видно из содержания книги, не менее точно знает и Египет. Рабство в Египте со всею его тяжестью, а также освобождение из-под этого ига со всею его живостью предносится умственному взору составителя книги. И не только знание Египта принадлежит автору; читатели книги также должны быть знакомы с Египтом, как скоро они выставляются в книге очевидцами событий, передаваемых им Свящ. Оратором. Моисей говорит о Египте как о чём-то общеизвестном и понятном для слушателей ( Втор.5:15, 24:18, 22, 17:16, 6:2024 ; срв. 7:8, 18 и др.). Непосредственное знание Египта идёт во Втор.рука об руку с опосредствованным знанием Ханаана. Упоминая о местностях Ханаанской земли, автор даёт подробную их географию. Так, определяя местонахождение, напр., гор Гевал и Гаризин ( Втор.11:30 ) или „горы Амморев“ ( Втор.1:7, 19, 20 ), Составитель книги говорит не только об их географическом положении, но для большей конкретности считает необходимым пояснить и то, как называют и хананеяне. „У сидонян гора Хермон называется Сирионом, а у Аммореев – Сениром” ( Втор.3:9 ). Таких наводящих объяснений слишком неестественно было бы ожидать от жителя Палестины, как неестественны эти объяснения были бы и в глазах читателей. Кроме того, упоминание о горе Аммореев переносит нашу мысль в эпоху глубокой древности. Во времена составителя Второзакония южная часть гор на запад от Иордана находилась во владении аммореев. Когда же совершилось завоевание западного Ханаана, гора Амморейская получила новое название – горы Иудиной (1Нав.11:21) 206 . Это событие ясно показывает нам, что составитель Второзакония жил до завоевания обетованной земли. Самое законодательство, содержащееся во Второзаконии, указывает в составителе лицо, жившее в глубокой древности. Законодатель стоит в отношении к окружающим Израиля народа на той точке зрения, которая не имеет места в последующей истории еврейского народа. Во времена царей нераздельного Израиля – Давида и Соломона – совершенно покончена была борьба с хананеями 207 , о необходимости которой составитель Второзакония говорит с особенною настойчивостью (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

201  Под Ермоном разумеют обыкновенно южную часть Антиливана, или частнее – теперешнюю Dschebel es Seheik, – самую высокую вершину в этой части гор, Ranmer, Palästina, 29. Какая именно часть гор называлась Сениром, не известно, но, вероятно, разумелась под ним одна из гор в той же Антилеване, находившиеся недалеко от Ермона, почему эти названия и следуют непосредственно одно за другим как в книге Паралипоменон, так и – Песнь Песней. Отнесение в позднейшее время амморейского названия горы к особой группе или части этой горной возвышенности могло произойти вследствие того, что это чужеземное название, обозначавшее весь Антиливан, усвоено было евреями известной только горной вершине или группе, точно также, как у некоторых арабских писателей под Сениром разумеется часть Антиливанских гор от Ваал-бека до Емесы. Bibl. Comm. üb. d. A. Test. Κeil und Delitzsch. II, 407. 202  И критики приписывают 9 стих 3 главы и 48 стих 4 главы одному и тому же писателю. См. de Wette Lehrb. d. h. kr. Einl. 294. 203  Единственная, кажется, попытка объяснить значение этого названия из еврейского языка принадлежит Генгстенбергу, который, следуя толкованию Илария (Hermon mons est in Phönici, cujus interpretatio anathema esti производит его от еврейского cherem – заклятие. Основания для такого словопроизводства Генгстенберг указывает следующие: 1) „оно только делает возможным объяснение этого названия из еврейского языка, тогда как другое ходячее объяснение должно прибегать за помощью к арабскому языку” (как будто существуют непреодолимые побуждения настаивать на еврейской этимологии этого слова). 2) В пользу такого производства говорит „ясное указание на заклятие в первом именно месте, в котором встречается имя „Ермон”: и предали мы их заклятью (cherem), как поступили с Сигоном, царём Есевонским, предав заклятию всякий город с мужчинами, женщинами и детьми... но весь скот и захваченное в городах взяли мы себе в добычу. И взяли мы... землю сию ... до горы Ермона (chermon). „А что Ермон принадлежал к земле, преданной заклятию, это, – продолжает Генгстенберг, – видно из Нав. 12:5 , где Ермон прямо причисляется к владениям Ога, царя васанского” (Auth d.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Феоктиста (Богом созданная, греч.) дева, муч. александрийская, 31 янв. Феоктиста , преп. лезвияныня, 9 ноября. Феоктист (Богом созданный, греч.), муч. никомидийский, 2 окт. Феоктист , преп. спостник Евфимию Великому, 3 сент. Феоктист , игумен сицилийский, 4 янв. Феона (Богом пособляемый, греч. ννημι), иначе Синесий, муч. никомидийский, 5 янв. Феона , муч. никомид., 19 апр. Феона преп., 5 апр. Феонилла , муч. момпсвестийская, 29 окт. Феопемпт (посланный Богом, греч.), еп. и Феона , мучч. никомидийские, 5 янв. Феопистия (вернее Феописта, Богу верная, греч.) и Феопист , мучч. римской, 20 сент. Феопрепий (Боголеп, греч.), муч. иллирийский, 23 мар. Феопрепий , муч. фракийский, 22 авг. Феостирикт (утвержденный на Боге, греч.) муч., 10 февр. Феостирикт преп., в Символах, 10 ноября. Феостих (Божий порядок, Божий строй, греч.), муч. кизический, 29 апр. Феост (вернее Фст, – праздничный, веселый, лат.), 19 сен. и 21 апр. Феотекн , (Богораждающий, греч.) воин, муч. антиохийский, 10 окт. Феотих (Богосчастливый, греч.) и три протектора, мучч. египетские, 14 дек. Феофания (Бога являющая, греч.) царица, 16 дек. Феофан (Бога являющий, греч.), исповедник и постник, 9 сент. Феофан пр. антиохийский, 10 июня. Феофан исповедник, инок сигрианский, летописец, 12 мар. Феофан преп., исповедник и творец канонов, 11 окт. Феофан преп., гражданин газский, нищелюбец, 29 сент. Феофила (Боголюбимая, счастливая, греч.), муч. никомидийская с двумя тмами мучч., 28 дек. Феофилакт (Богохранимый, греч.) исповедник, еп. никомидийский, 8 марта. Феофил (Боголюбимый, друг Божий, греч.) диакон, муч. никомидийский, с двумя тмами мучч., 28 дек. и 3 сент. Феофил , муч. мелитинский, 7 ноября. Феофил муч., с Трофимом и др., 23 июля. Феофил , муч. в Кесарии каппад., 6 февр. Феофил , из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Феофил диакон, мучч. ливийский, 8 янв. Феофил , пустынник из Оксиринха, 2 дек. Феофил новый, муч. кипр. от срацын, 30 янв. и 12 июня. Феофил преп., тивериопольский, 10 окт. Феофил , из 42 мучч. амморейских, 6 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

2) „Приточники“. О ней упоминает также Моисей и также в книге Чисел ( Чис.21:27 ), только в доказательство того, что Есевон был город царя Амморейского Сигона. 3) „ Книга праведного“. О ней упоминают два писателя: Иисус Навин и писатель второй книги Царств. Первый упоминает в доказательство общеизвестности совершившегося во время одной из войн чуда солнцестояния, а второй – для указания источника, откуда заимствовал Давид печальные песни, воспетые по поводу смерти Саула и Ионафана ( Нав.10:13 . 2Цар.1:18 ). 4) „Записи Самуила провидца, записи Нафана Пророка и записи Гада Прозорливца“. По свидетельству писателя 1-ой книги Паралипоменон, в них описаны дела царя Давида и события, совершившиеся во время его царствования у евреев и других народов ( 1Пар.29:29–30 ). 5) „Книга дел Соломоновых“. Она содержала, по свидетельству писателя третьей книги Царств, события, совершившиеся во время царствования Соломона и все дела его мудрости ( 3Цар.11:41 ). 6) „Записи Нафана Пророка, Пророчество Ахии Силомлянина“. В них также описаны деяния Соломона первые и последние ( 2Пар.9:29 ). 7) „Записи Самея Пророка и Адды Прозорливца“, где описаны деяния царя Ровоама ( 2Пар.12:15 ). „Записи Ииуя, сына Ананиева“, где описаны деяния царя Иосафата ( 2Пар.20:34 ) и „Записи Исаии, сына Амосова“, где описаны деяния царей Озии ( 2Пар.26:22 ) и Езекии ( 2Пар.32:32 ). 8) „Книга Словес царей Израилевых“ ( 3Цар.14:19, 15:31 . 4Цар.1:18, 10:34 ) и „Книга Словес Царей Иудиных“ ( 3Цар.14:29, 15:7 . 4Цар.8:23 ). Это были, как нужно полагать, те летописи, которые образовали собою, упоминаемую книгой Паралипоменон, книгу царей Иудиных и Израилевых ( 2Пар.25:26 ) или, что то же, последние две наши книги Царств. 9) „Сочинение Соломона о предметах природы“. Писатель 3-ей книги Царств свидетельствует, что Соломон, помимо притчей и песней, говорил еще „о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах“ ( 3Цар.4:33 ). Ни одно, к сожалению, из упомянутых в священных книгах сочинений не дошло до нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Горы Иудины состоят по большей части из мягкого известкового камня и мела. Такое строение гор благоприятствовало как образованию в них естественных пещер, так и устройству искусственных. И тех, и других встречается в горах Иудиных великое множество. О пещерах гор Иудиных в Священном писании упоминается очень нередко. Пещерами этими часто пользовались как местами, в которых всего удобнее было укрыться от неприятелей. Пять Амморейских царей, которых Иисус Навин поразил при Гаваоне, скрылись в пещере Македской, находившейся в местности, вошедшей потом в состав удела Иудина 79 ; избегая преследований Саула, Давид скрывался в пещере Одолламской 80 и в пещере пустыни Енгадди 81 . Пещеры гор Иудиных служили затем местами погребения умерших, Авраам для погребения Сарры купил у сынов Хетовых, недалеко от Хеврона, пещеру Махпельскую 82 , по словам Библии, пещеру сугубую, которая сделалась потом семейною усыпальницею патриархов. В ней были погребены Авраам 83 , Исаак, Иаков, Сарра, Лия и Ревекка 84 . Во гроб нове, устроенном в скале, было положено пречистое тело Господа Иисуса 85 . Особенно много погребальных пещер находится в горах, окружающих Иерусалим. Многие из этих пещер считаются очень древними, таковы, напр., так называемые гробницы пророческие на горе Елеонской, гробницы царские, находящаяся в 350 саженях на с. от Иерусалима по Дамасской дороге и др. Некоторые пещеры гор Иудиных очень обширны, содержат в себе множество боковых ходов, ведущих к новым внутренним пещерам или естественным, или искусственным. Одну из таких пещер, называемую по имени спасавшегося в ней отшельника Св. Харитона и находящуюся в долине Харетун, на юго- восток от Вифлеема, в 1845 г. посетил и подробно описал путешественник Тоблер. Пещера эта находится в скале, стоящей на южной стороне названной долины. К пещере ведет пролегающая мимо скал узкая пешеходная тропинка. Входом в пещеру служит тесная искривленная расселина. Пройдя ее, посетитель вступает в самую пещеру. В ней очень высоко поднимается обширный естественный свод.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Но от кого я могу услышать самый истинный ответ, как не от того ли, кого я уже упомянул, то есть от премудрого Соломона. Спрошу же его: премудрый Соломон, кого ты считаешь самым крепким и сильным? «Не думаю, – говорит он, – чтобы кто-либо был сильнее человека терпеливого: Долготерпеливый лучше храброго» ( Притч. 16:32 ). Вот кого называет Соломон самым крепким и сильным: мужа терпеливого. А я ожидал, что он начнет перечислять древних богатырей, витязей: Иисуса Навина, Гедеона, Иеффая и прочих, которые мужественно побеждали полки супостатов и истребляли до конца царей мадиамских, ханаанских, амморейских, овладевая их царствами. Я думал также, что он упомянет и Сампсона, который одной челюстью ослиной более, чем мечом и копьем, предал смерти многих филистимлян, выломал великие врата града Газы и отнес их на плечах своих на вершину горы, сотряс руками великие хоромы и обрушил их на землю. Думал я, что не забудет вспомнить и отца своего Давида, который, еще в юных летах, когда пас стада в пустыне, вместо забавы играл со львами, как с козлятами, и с медведями, как с агнцами овечьими, и который, еще не достигнув совершенных лет, поверг на землю, как некий великий дуб, прославленного и страшного исполина Голиафа. Когда же воцарился Давид, сколько при нем было славных витязей! Адинон Асоней, который сам одним своим копьем победил восемьсот человек супостатов. Елеазар, у которого во время храброй битвы с иноплеменными так «рука его утомилась», что «прилипла к мечу» ( 2Цар. 23:8, 10 ). Наконец, три витязя, которые, когда Давид, окруженный на поле врагами, «возжаждал и сказал: «Кто меня напоит водою от колодца Вифлеемского?» ( 2Цар. 23:15 ) – пробились через все неприятельские полки к Вифлеему и, почерпнув воды, принесли ее к Давиду, опять сражаясь с супостатами! Я думал, что Соломон начнет восхвалять силу и крепость всех этих витязей. И вдруг от него слышу: лучше муж, имеющий долготерпение, чем сильный телом. Предложу еще вопрос: чем муж долготерпеливый лучше и сильнее мужа крепкого телом? Но прежде, чем найдется ответ на этот вопрос, посмотрим, с чем борется терпение? Может быть, кто-нибудь скажет, что оно борется с враждой недруга своего. Я же без сомнения скажу, что оно борется прежде всего с враждебной, в себе самом заключающейся вещью – с нетерпением, с гневом и яростью. И если одолеет ее в себе, то легче поборет вражду недруга своего и явится в своем великодушном терпении более сильным, чем крепкий телом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010