А если понимать омер или гомор в значении небольшого домашнего сосуда, имевшего вообще одинаковую величину, вследствие чего он мог служить некоторого рода мерой, то при этом слова: а гомор есть десятая часть ефы, не могли быть лишними, неестественными, и во времена Моисея, так как этот сосуд, при относительном своём равенстве, мог быть больше и меньше, и, следовательно, в порядке вещей было указать отношение его к определённой мере вместимости, показать то, какой величины сосуд разумеет бытописатель под „омер”, который должен был служить мерилом ежедневно употребляемого каждым евреем количества манны. Ряд указываемых де-Ветте исторических и археологических объяснений, свойственных позднейшему писателю, а не Моисею, оканчивается ссылкой на 5, 9 и 11 стихи третьей главы Второзакония. В первом из этих мест говорится: все сии города (в царстве Ога васанского) укреплены были высокими стенами, воротами и запорами. Эти слова выдаются за пояснение позднейшего писателя потому, что в них сообщаются такие подробности о завоёванных городах, которые предполагаются общеизвестными современникам Моисея, и упоминание о которых представляется, поэтому, лишним и неестественным. Но если встать на точку зрения критиков и происхождение этих слов, равно как и всей 5-й книги Моисея, приписать так называемому „Девтерономику”, жившему по разрушении израильского царства; то происхождение этой подробности оказывается ещё менее понятным и естественным. Общепризнанная 190 цель первых вступительных четырёх глав Второзакония – не историческая собственно 191 , а увещательная: припоминая современникам некоторые события последнего времени, писатель Второзакония желал побудить величием того, что сделал Иегова для своего народа, к неукоснительному исполнению законов. Каким же образом к достижению этой цели могла служить у „Девтерономика” эта подробность в описании городов, не принадлежавших в его время евреям? Какое особенно сильное побуждение к исполнению закона он мог видеть в этом обстоятельстве? Да и почему, с другой стороны, писатель того времени, когда евреи владели не менее укреплёнными городами, чем города Васана, и когда последние были более или менее известны всякому, с детства жившему в Палестине, мог останавливаться, как на чём-либо особенно замечательном, на том, что все эти васанские города укреплены были высокими стенами, воротами и запорами? Таким именно, особенно замечательным, останавливавшим на себе внимание, явлением могли быть эти города для отрицаемого критиками писателя Второзакония и его современников, к которым он обращал свою речь, так как все пройдённые ими доселе страны и другие завоёванные ими области, не исключая и городов Сигона, царя амморейского, не представляли им чего-либо подобного.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Этому месту критики придают особенное значение: Фатер, например, в нём одном (в рассматриваемом отделе признаков позднейшего времени) видит только несомненный признак позднейшего происхождения Пятикнижия; так как это событие случилось весьма незадолго до смерти Моисея, то Моисей, говорят, не мог относительно его употребить, в прощальной своей речи, выражения: что и доныне 90 . Но действительно ли рассматриваемое место Второзакония заключает в себе столь несомненный признак позднейшего времени, что необходимо допустить здесь позднейшую вставку? Всё дело здесь, конечно, в точнейшем определении времени, когда произошло событие, в рассказе о котором употреблено это выражение. Если брать, при решении этого вопроса, в соображение только порядок, в каком рассказывается в книге Числ ( Чис. 32:33, 41 ) о завоевании за-иорданских областей, то представляется, что Иаир предпринимал свой поход уже после общего завоевания царств Сигона и Ога и даже после разделения завоёванных областей двум с половиной коленам, а, следовательно, в самое последнее время жизни Моисея. Но при этом не должно быть оставляемо без внимания и то обстоятельство, что о полном завоевании Амморейских областей и Васана было уже говорено прежде в той же книге ( Чис. 21:21–35 ), но без указания, кто из Израильтян были главными вождями при этом завоевании. Такое указание и находится в дальнейшей 32 главе книги Числ, описывающей собственно распоряжения Моисея относительно распределения завоёванных прежде областей между коленами, причём указываются главы родов Манассиина колена, получившие надел во владениях бывшего васанского царства по праву деятельнейшего участия в этом завоевании, именно: Махир, взявший Галаад, и получает эту страну, точно так же как – Иаир и Новах ( Чис. 21:39–42 ). Естественно думать, что здесь изображаются не новые, позднейшие, а прежние подвиги этих вождей, оказанные ими при общем завоевании за-иорданских областей, и эти подвиги указываются здесь как причина только предоставления им известных областей.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Иез.27:4 .  Пределы твои в сердце морей; стро­ители твои усовершили красоту твою: «Пределы», евр. гевул может значить и «кайма» ( Иез.43.20 ), «выступ» ( Иез.40.12 ), по отношению к кораблю (о котором здесь речь, так как с ним сравнивается Тир), может быть, – «борт». И LXX, вероятно, считали слово корабельным термином, потому что прибегли к транскрипции: «в сердцы морстем Веелиму» – τω Βεελειμ, может быть, точнее: «Веелимом». – «В сердце, морей» – среди моря, которое за величину свою и извилистость, действительно, заслуживает названия морей (Средиземное). Пролив между островом Тира и материком был в 4 стадии (Movers, Phonic. II, 1, 223) – «Строители». Слав. «сынове», что в евр. созвучно. – «Усовершили красоту твою». Сделали столь красивым, более чего нельзя быть. Слав. как в ст. 3: «возложиша на тя добрту». Иез.27:5 .  из Се­нирских кипарисов устро­или все по­мосты твои; брали с Ливана кедр, чтобы сделать на тебе мачты; Сравнение с кораблем к Тиру шло тем более, что его за частые колебания почвы называли Tyros instabilis (Lucan. Pharsal III. 217) и что он со своими гаванями представлялся должно быть целым лесом мачт. Этот знаменитый корабль был единственный в своем роде и потому построен был из возможно дорогих, собранных со всего света материалов, но которые и в действительности употреблялись на корабли. «Еврей любил употреблять географические определения в качестве epifheta omantia» (Берт.). «Сенирских». «Сенир» по Втор 3.9 амморейское, а по клинообразным надписям («Саниру») и ассирийское (Schrader, К. и. А Т. 159. Delitzsch Wo lag d. Paradies 104) название Ермона (или Антиливана), собственно северной или северо-западной части его по отношению к Дамаску (Abulfelda по Сменду), почему в Песн 4.8 ; 1Пар 5.23 различается от, собственно, Ермона. – «Кипарисов», евр. берош, дерево, вместе с кедром служившее главным материалом для храмовых построек ( 3Цар 5:8, 10, 6:15, 34 ); вершины Ермона славились кипарисом и он считался особенно дорогим и тонким строительным материалом: Сир 24.14 ; Yirg. Ceorg. II, 443 Theophr. Hist. pl. V, 8. Но LXX: «кедр», а далее «кипарис» вместо «кедра», может быть, перестановка по недосмотру.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Каллиник, муч. Вифинский при Декии, с Фирсом и Левкием. 14 дек. Каллиник, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Каллиник, муч. Гангрский. 29 июля. Каллиник муч., с Серапионом Египтянином. 21 мая. Каллиник, патриарх Цареградский 8 века. 23 авг. Каллиста мученица, с Дорофеей, постр. в Кесарии Капп. при Диоклетиане. 6 февр. Каллиста, мученица Никомидийская, и ее братья мучч. Евод и Ермоген. 1 сент. Каллистрат и дружина его, 49 воинов, мучч. Римские при Диоклетиане, ок. 304 года 27 сент. Каллист турмарх, из 42 мучч. Амморейских, пострад. ок. 840 г. от СарацИн.6 марта. Каллист преп. В субб. с. Каллисфения, св. Фракийская 4 в., с муч. Давиктом, своим отцом. 4 окт. Каллиопий, муч. Помпеопольский (в Киликии) ок. 304. 7 апр. Калуф, Египтянин, муч. при Максимиане. 19 мая. Кандидий и Кантидиан, мучч. Египетские, 5 авг. Кандид, муч. Трапезунтский при Диоклетиане, с Валерианом и др. 21 янв. Кандид, из 46 мучч. Севастийских ок. 320 года. 9 марта. Кантидиан, муч. Египетский с Кандидием. 5 авг. Капетолина и Еротиида, мученицы Каппадокийские ири Диоклетиане. 27 окт. Капик, муч. Кампанийский, с Лукией девицей. 6 июля. Капитон священномуч., еп. Херсонский, времени Константина Вел. 7 марта. Капитон муч., с Памфилом. 12 авг. Карион монах, и Захария, сын его, преп. Египетские 4 века. 5 дек. Карп, ап. из 70. 26 мая. Карп, еписк. Фиатирский, Папила, Агафодор и Агафоника, мучч. Пергамские при Декии. 13 окт. Картерий священномуч., постр. в Кесарии Палестинской около 304. 8 янв. Касиния, мученица Анкирская ири Иулиане, с Меласиппом. 7 ноября. Кассиан преп., Римлянин, ум. ок. 444. 29 февр. Кассиан грек, Угличский чудотворец, ум. 1504. 21 мая. Касторий, муч. Римский ири Диоклетиане, с Севастианом и др. 18 дек. Кастор муч. 18 сент. Кастор преп. В субб. с. Кастрихий, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Кастул, муч. Римский при Диоклетиане, с Севастианом и др. 18 дек. Катерий, муч. Севастийский при Декии, с Аттиком. 3 ноября. Катун, из 10 мучч., постр. и Пергии Памф. при Диоклетиане. 1 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Но Царьство Небесное не таково, но поеже прияти его, мир, живот, радость, веселие. А яже в царьствии земном, коликих зол исполнено есть, коликия многажды басни от сих сложены Быша, всяческая, негли яже на игралищи сетования, от царей начинаются и басни, множайшая яже суть в баснях от бывших образуются. Аще хощеши, и от Писания речем. Саул первый царьствова, (л. 294) 1074  но веси, како и сей погибе, безчисленых зол искусився. Кто праведнее Давида и той, греха не избыв, многи напасти пострадав, скончался. Кто ли мудрее Соломона, и сей во гресе умер. Тако и Авив, тако Иезекий, тако Иосия, тако и прочии царие. Но мы печалуемся не о сих, о нихже царие, но о сицевых, о нихже приобретение имамы велия, якоже пишет апостол: Печаль бо по Бозе, покаяние нераскаяное во спасение соделовает, но ниже царие развее молитв священнических 1075  где любо подебу показаша. Мы же плодоприяти нечто велие благо и зело веруем, яко вся исправим, аще восхотим вси единодушно руце прострети к Богу (л. 294 об.) 1076  о всех наших сетованных. Такова 1077  ополчаемся на враги молитвами и молбами, аще бо с вооружеными ополчахуся древнии колми паче ныне подобает. Тако 1078  Авраам победи Хедорлаомора с прочими четырми цари. Тако 1079  Моисей фараона потопи со всем воинством его. Тако победи Амалика в Рафиде со всем воинством его. Тако 1080 Ханаана победи. Тако Сигона царя Амморейска победи. Тако и Ога царя Васанска и вся царьствия Ханаанска победи. Тако 1081  Иисус Наввин Ерихон взят. Тако Гаи взят и цари поби 31 и вся землю взят Иисус, якоже заповеда Господь (л. 295) 1082 Моисею, и даде ю в причастие Израилю. Тако 1083  Июда Ханаана и Ферезея поби. Тако Гедеон с трема сты 120 000 поби и князи Орива и Зива, и Зевея, и Салмона цари Мадиамли и прочии судии, Варак, Самсон, Иеффай и Самоил вси молитвою и верою победиша царьствия. Содеявше правду, получиша обетование. Тако и Саул, донележе не согрешив во всесожжениих и жертвах, и священства сана не восхити. Тако и Давид победи враги своя. Тако и Соломон, Иезекия и Иозия, донележе в своих уставох пребывал и священства не преобидел. Тако и Константин царь великий и 1084  (л. 295 об.) 1085  первый христианский Максентия победи и прочия враги своя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/vo...

Исх. 15:14 . Утешил еси крепостию Твоею во обитель святую Твою. Слышаша языцы, и прогневашася, болезни прияша живущий в Филистиме. Утешил еси ( παρεχλεσας призвал) в обитель святую Твою. Под святою обителью, т.е. обиталищем Божиим, в которое призваны Господом люди Израильские, разумеется земля Обетованная, которая есть поистине святая обитель Божия, потому что в ней Он многократно являлся Аврааму, Исааку и Иакову, в ней они созидали Ему жертвенники и приносили жертвы, в ней совершаемо было служение Ему в скинии и потом в храме Соломоновом, который поистине был местом селения славы Его, – в ней вообще. Он обитал среди избранного народа, как царь среди подданных. В эту-то святую землю Господь призовет народ Свой крепостию Своею – силою Своею. – Слышаша языцы и прогневашася. Слух о чудесах силы Божией, какими сопровождалось исшествие Израильтян из Египта, странствование их по Аравийской пустыне, – дойдет до языческих народов, пограничных с Ханаанскою страною, и до жителей ее, – и приведет их в негодоване. Те и другие будут озлоблены тем, что в среде одних и в соседстве других будет искать водворения народ, сопротивление которому не обещает успеха. – Болезни прияша (объяли) живущия в Филистиме. Даже Филистимляне, народ весьма воинственный, при слухе о приближении к Ханаанской земле Израильтян, испытают болезни, точнее муки рождения ( δνς), – т.е. душевную муку, о тяжести которой можно судить по сравнению с муками родильницы. Исх. 15:15 . Тогда потщашася владыцы Едомстии и князи Моавитстии, прият я трепет. Растаяша вси живущии в Ханаане. Потщашася ( σπευσαν поторопились) владыки Едомстии и князи Моавитстии. При слухе о приближении Израиля к пределам их владений произойдет между ними торопливое, беспокойное движение, соединенное с незнанием, что предпринять. – Прият я трепет. Близость опасности приведет их в трепет ( Втор. 2:4 ). Особенно овладеет он Моавитянами. Они, как известно, до того испугались Израильтян, что послали в Месопотамию за пророком Валаамом, чтобы он пришел к ним и проклял Израиля ( Чис. 22:35 ). – Растаяша вси живущии в Ханаане, они придут в изнеможение, расслабеют духом и телом. Приближение к ним Израильского народа, как известно, повергло их в робость и уныние потому, что до них дошло известие не только о чудесном переходе Израильтян чрез Чермное море, но и о том, как они истребили царей Амморейских Ога и Сиона, вздумавших было им сопротивляться ( Нав. 2:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Под Феманом (ср. 2, 2. 5) разумеется преж­де всего страна Феманская, составлявшая северную область земли Идумейской, а потом и главный город этой страны. О Фемане упоминает пророк Иеремия, при изображении им гибели Едома, упоминает как о городе, известном своею мудростью. Место горо­да Фемана путешественник Буркхардт указывает в теперешнем Маане, а Евсевий и Иероним в существовавшей в их время еще деревне Феман, находившейся в 5000 шагах от Петры (см. христ. чт. 1872 год. авг. стр. 594). Что же касается до Боц­ры, то это должно быть тоже замечательный город в земле Идумейской, и вероятно главный город ее (ср. Ис. 34, 6; 63.1 ), лежавший к югу от Мертвого моря. На развалинах этого города существует ныне селение el Bueireh, расположенное в Жебале (см. (Comm Keil IV, 177 и географ. карту Палест. приложен, при толков, еванг. арх. Мих. ч. I) (1, II. 12) За Едомом следует другой родственный народ Израиля- Аммон. «Так говорит Иегова», грозит ему пророк: «за три преступления сынов аммоновых и за четвертое не отменю сего за то, что они рассекли беременных в Галааде, чтобы распространить пределы свои, разож­гу огнь на стенах Раббы, и пожрет чертоги ее, среди тревоги в день брани, среди вихря в день бури. И пойдет царь их в плен сам и вместе с ним князья его, говорит Иегова. " Таким образом главным злодеянием Аммона выставляется рассечение беременных женщин в Галааде. Когда такого рода бесчеловечную жестокость аммонитяне проявили относительно жителей Галаада, т. е. израильтян, живших там, в восточно-иорданских странах, об этом в исторических книгах священного писания В. 3. не упоминается. По всей вероятности, во время войн с Израилем Азаила, царя сирийского, аммонитяне, пользуясь удобным случаем, как это они делали и раньше во времена еще судей (см. Суд. 11 ), старались расширить свои владения, чрез присоединения к себе земель от реки Арнона до реки Явока (а Явок протекает в Галааде), земель, прежде принадлежавших Сигону, царю амморейскому, но при переходе евреев из Египта в зем­лю обетованную отъятых у него и заселенных израильтянами (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

33 книги Чисел, Вамофа нет, а стоит вместо него имя Дивон Гад (см. у Власт. Св. летописъ III, Чис.21:19 ст. пр. 14). 219 В греко-слав. «показа ему часть некую людей μρος το λαο». Согласно такому переводу нам представляется наиболее вероятным то понимание, по которому Валаам увидел с высот Ваала отчетливо не весь израильский лагерь и не всех сынов Израиля (часть которых находилась несомненно на равнинах амморейских), а только небольшую часть. Так думает и Генгстенберг Bil. S. 48 zu d. St. Так передается в Вульгатк. Сирск. и у Онкелоса. С Высот Вааловых только чуть-чуть можно видеть, долины моавитские, где стоял в это время стан большей части Евреев; поэтому Валаам мог только видеть не ясно очерченный, как бы покрытый туманом конец израильского стана (Oort. Disput. de Per. XXII–XXIY, p. 12 ad 1.). 220 По распространенному у всех народов верованию последствием проклятия или лихого наговора бывает какая-нибудь болезнь, тоска, мрачное предчувствие, потемнение сознания (отвод глаз), видение обманчивых образов или страдание галлюцинациями, сумашествие, напрасный невольный страх, забывчивость, отвращение к родным и близким, расслабление, безплодие, неурожай, болезнь и падеж домашнего скота и т.д. См. Lenorm. Mag. S. 9–10; 44–75. Афанасьев. Колдовство на Руси, стр. 57–59. Calm. Comm, ad Num. XXII, 6. Важное значение страха ни повального ужаса в неприязненных отношениях между народами подтверждается указанием, что Господь, осудивший (проклявший) на потребление ханаанские народы, помогает Евреям привести в исполнение это Его определение посредством наведения ужаса и страха на Хананеев пред лицем Евреев ( Исх.23:27 ; Втор.28:20,65:66 ). 222 Lenormant. Magie. S. 24. У Грековъ и Римлян число семь тоже имело важный, таинственный смысл, Ideler, Chronologie Th. 1. S. 89. Ritter, Gesch. Philos. 1, S. 405. 223 Что жертвоприношение это было в честь Иеговы, это не подлежит никакому сомнению (De Geer, Bil. р. 52 Keil. Comment, zu St. и Чис.23:4 ). Равным образом, едва ли можно сомневаться, что Валаам в данном случае именно руководился тем богоустановленным обычаем, который засвидетельствован в указанном месте кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

377 (Ст. 9–15). Моисей говорит о том назначении начальников народа, которое он исполнил по совету Иофора ( Ucx. XVIII, 21 ). Здесь не представляется надобности рассказывать в подробности это событие, и потому Моисей указывает только на невозможность для него одного ответить всем требованием народа. Справедливо замечают многие комментаторы, что совсем другое значение имели те семьдесят старейшин, которые назначены в помощь Моисею по Чucл. XI, 14, 16, 17 . Эти последние должны были быть его помощниками в законодательстве и в разъяснении народу духа Господних повелений и законов ему предписанных, потому они были и одарены высшим пророческим даром, между тем как тысяченачальники, сотники, пятидесятники и другие начальствующие лица поставлялись или избирались (ст. 13) из числа правдивых, способных, боящихся Бога, не корыстолюбивых ( Ucx. XVIII, 21 ), но не одаренных высшими дарами Господними как те старцы, на которых «Господь возложил от Духа, дабы они несли с Моисеем бремя народа». ( Чucл. XI, 17 ). Притом по расчислению раввинов на 600 000 мужей, вышедших из Египта ( Ucx. XII, 37 ), начальствующих лиц от десятника до тысяченачальника должно было быть назначено 78 600 мужей (60 000 десятников 12 000 пятидесятников 6 000 сотников 600 тысяченачальников). Эти начальствующие лица были и судьями в пустыне и решали все дела между израильтянами, кроме важнейших доходивших до Моисея. ( Ucx. XVIII, 22 ). 379 (Ст. 19–20). Стих 19 и 20-й служат подтверждением того, что мы говорили выше в прим. 4-м о горе Амморейской, так как направление движение от Хорива здесь определено совершенно ясно на Кадес-Варни. «Великая и страшная пустыня» есть южная часть Вади-ель-Араба, в которую вошли израильтяне выйдя из Синайского полуострова через северо-восточный угол его, и часть пустыни Ти, лежащей между ложбиной Араба и скалистыми известковыми холмами, идущими по пустыне Ти параллельно с ложбиной. 380 (Ст. 21–23). В настоящих стихах мы находим разъяснение, почему посланы были соглядатаи из пустыни Фаран в землю обетованную.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

—25— род, и нарек имя ему Луз (в воспоминание о своем прежнем родном городе). Это имя его до сего дня“. Что же касается времени Иисуса Навина, то при нем существовал только древний Луз – Вефиль, как сказано в 13-м стихе 18-й главы ( Нав.18:13 ): „Оттуда предел идет к Лузу, к южной стороне Луза, иначе Вефиля“. В 19 главе ( Нав.19:46–47 ) упоминается о том, что сыны Дана завоевали Ласем (или по книге Судей – Лаис) и назвали Даном по имени Дана, отца своего. О том же завоевании находим более подробный отчет в 18-й главе книги Судей. Состояние Израиля, изображаемое в 18-й главе, не дает права приурочить это событие ко времени Иисуса Навина. Сличение других историко-географических данных книги Иисуса Навина с соответствующими данными в прочих книгах Ветхого Завета приводит к одинаковому результату. Таким образом, писателем книги не мог быть сам Иисус Навин. Приходя к этому же убеждению, многие из ученых приписывают составление книги то Елеазару, то Фенеесу. то Самуилу 575 , но при этом единственным основанием служит благонамеренное желание приурочить ее происхождение к какому-либо знаменитому или известному историческому имени, что могло бы дать ручательство в пользу ее достоверности и боговдохновенности. В каком-либо разборе эти предположения не нуждаются. Некоторые места книги дают повод думать, что ее писатель был современник Иисуса Навина и очевидец описываемых событий. В числе таких мест указывают следующие: В 1-м стихе 5-й главы ( Нав.5:1 ) сказано: „Когда цари Амморейские... услышали, что Господь (Бог) иссушил воды Иордана пред сынами Израилевыми, доколе переходили они, тогда ослабло сердце их“. Словам „доколе переходили они“ в теперешнем еврейском масоретском тексте соответствуют – „доколе переходили мы“, что и должно указывать на очевидца. Вид масоретского текста в этом месте сам по себе настолько сомнителен, что построенные на нем выводы не могут быть признаны прочными: все пе- —26— реводы, начиная с древнейших, – многие еврейские манускрипты свидетельствуют в пользу чтения „доколе переходили они“; LXX – ν τ διαβανειν ατος; и в масоретском тексте его учеными редакторами поставлено замечание: нужно читать (кери) – оврам – доколе переходили они, а не мы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010