Позже Эшнунна на короткое время вошла в недолговечное царство города Дер, а затем здесь правили слабые, хотя и самостоятельные энси, делившие власть над равниной Диялы с амморейскими правителями Титуба. Однако, в дальнейшем, по-видимому, Эшнунна вновь усиливается, может быть, вследствие расширения торговли с Востоком. Во всяком случае, ее последующие правители – Ипик-Адад II, Нарам-Син, Дадуша и Ибаль-пи-Эль II, примерно современники Варад-Сина, Рим-Сина I и Хаммурапи, – вновь приняли царский титул и даже прижизненное обожествление. После поражения от Хаммурапи в 1764 году до РХ, когда-то весьма влиятельный город-государство Эшнунна прекратил свое существование. Тем не менее Эшнунна упоминается, хотя и весьма редко, и в позднейшие периоды. Основная масса табличек, раскопанных Чикагским институтом в Тель-Асмаре, еще не опубликована. В другом поселении, Гелль-Хармал (древнее название – Шадуппум), были найдены две таблички, содержащие законы Эшнунны. 50 Мушкенум – «падающий ниц», т.е. «бивший челом», имеется в виду – царю с просьбой о принятии на службу. Мушкенум является держателем участка царской земли под условием выполнения определенной службы. На социальной лестнице мушкенум стоит определенно ниже авилума: его честь, жизнь и личную неприкосновенность законы оценивают «дешевле». Вместе с тем имущество мушкенумов охраняется более строго, подобно имуществу дворца или храма. 51 Липит-Иштар – Последний из потомков I династии Иссина, основанной Ишби-Эррой. Правил в 1934–1924 годах до РХ. Более всего известен составленными при нем законами. 52 Иссин – древний город. После падения империи III династии Ура, цари I династии Иссина правили этим городом, лежащим в центральной части Нижней Месопотамии, более двухсот лет (2017–1794). Во время правления узурпатора «бедуинского происхождения» Ишби-Эрры (2017–1985 до РХ) и его непосредственных преемников власть Иссина быстро распространялась в направлении Ниппура, Дильмуна, Элама, Ура и Дера, так что цари Иссина вполне основательно могли претендовать на то, чтобы их, как некогда царей Ура, считали ведущей силой всего региона.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sinajs...

Речь ослицы есть действие Божественного всемогущества, причем нельзя утверждать решительно, дана ли была чудом Бога голосу животного такая модуляция, посредством которой последний достиг ушей Валаама в форме слов человеческой речи или звуки животного чрез непосредственное божественное воздействие только в душе Валаама приняли образ понятной речи, так что он один воспринял и понял речь животного, а присутствующие слуги ничего иного не слышали, кроме бессмысленных животных криков. В том и другом случае Валаам получил из уст неразумного животного глубоко смиряющее наставление, не только к своему пристыжению, но и одновременно для того, чтобы навести его на размышление, сделать его чутким к восприятию Божественнаго голоса. (Подробное, хотя и малоназидательное полемическое изложение взглядов касательно понимания этого происшествия можно видеть у Де-Геера в Dissert, de Bill. р. 164–183 и у Куртца в Gescb. d. Alt. Bund. 11, 477–487, а сокращенное только что изложенное у Кейля в Bidl. Comment, üb. d. Buch Mos. zu d. St. S. 321–323. Так понимали и Блаж. Феодорит это происшествие (см. Христ. Чт. 1844 г. 1, стр. 69). Еврейский ученый Филон в своем сочинении «Жизнеописание Моисея» в первой книге, где он касается истории Валаама, намеренно опустил сказание о говорящей ослице. Oort. Н. в своей Disputatio de Peric. Num. XXII,2–XXIV, p. 52–60 доказывает довольно остроумно, но неубедительно, что это происшествие суть не что иное, как миф, составленный из фактов действительных и образов фантазии. 207 Всего этого для Валаама было достаточно, чтобы уразуметь, что Богу не путешествие само по себе неприятно, а скорее настроение и намерение, с которым он предпринял его. Все происшествие должно было изощрить его совесть и отрезвить его дух настолько, чтобы он был готов внимать слову, которое Господь вложит в уста его (Keil Comment, zu d. vt.). 208 Выражение «город моавитский», или точнее с евр. «город Моава» в данном случае обозначает бывшую некогда столицу земли моавитской или Ар-Моав ( Чис.ХХХ, 16:28 ), отнятую недавноˆу Моавитян царем Сигоном Амморейским ( Чис.21:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Таким образом Пефор находился к северо-востоку от поселений Моавитян, в земле Арама, он же Харран, недалеко от нынешнего Алеппо, на западном высоком берегу Евфрата, вблизи г. Типсака и знаменитого Евфратского моста, на большой дороге из Египта в Ассирию 34 . Согласно принятому нами определению географического положения Пефора, и путь к нему должен лежать в северо-восточном направлении. На так как в Библии нет указаний относительно пути, соединявшего в эти времена восточное побережье Мертвого моря с страною Аму, где лежал Пефор, то направление пути, по которому должно было отправиться посольство Моавитян к Валааму, можно определить лишь гадательно. Данные для этого определения следующие. Несомненно известно, что для путешествия от Арнона к берегам Евфрата (у Кархемиша и Типсака) нет никаких естественных преград. Напротив, в этой местности существовали и доселе существуют многочисленные караванные дороги 35 . Патриарх Иаков, возвращаясь из Харрана в Ханаан, был настигнут тестем своим Лаваном харранитянином к востоку от Галилейского озера на горе Галаад ( Быт.31:23 ), которая лежит почти на одном меридиане с округом г. Дамаска. Послы Валака должны были при данных обстоятельствах избрать дорогу наиболее удобную и кратчайшую и притом лежащую в стороне (к востоку) от только что завоёванных Израильтянами царств Ога Васанского и Сигона Амморейского. Посему можно полагать, что посольство ходило в Пефор по дороге, пролегающей чрез владения родственных им Аммонитян к востоку от истоков Иавока мимо Иеромакса, Дамаска и Тадмора по большой караванной дороге. По намеченному приблизительно направлению движения посольства Валакова от Пефора до Моавии приходилось не менее, если не более 500 вёрст 36 . Такое большое расстояние давало некоторым повод сомневаться в самом факте приглашения Валаама из Арама и утверждать вопреки прямому свидетельству Библии ( Чис.23:7 ; Втор.23:4 ), будто Валаам был Мадианитянин 37 . Но все подобного рода сомнения происходят только от забвения или незнания подобных фактов из истории переднеазиатских народов. Уже во времена Авраама плодородный Ханаан, лежащий на пути в богатый хлебом Египет, был хорошо известен в Месопотамии и вызвал дважды нападение заевфратских царей на палестинских царей ( Быт.14:1–12 ) 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

– Господу хвала! – ревел африканец, избирая жертву глазами. Вдруг, в ослабевших руках его, беспомощно опустилась дубина. Все окаменели. В тишине раздался пронзительный крик одного из полоумных скопцов пророчицы Пепузской. Он упал на колени и, с лицом, искаженным ужасом, указывал на трибуну: – Дьявол, дьявол, дьявол! На мраморном возвышении, над толпой галилеян скрестив руки на груди, спокойно и величественно, в древней белой одежде философа, стоял император Юлиан; глаза его горели грозным веселием. Многим в эту минуту казался он подобным дьяволу. – Вот как исполняете вы закон любви, галилеяне! – произнес он среди собрания, пораженного ужасом. – Вижу теперь, что значит ваша любовь. Воистину, хищные звери милосерднее, чем вы, братолюбцы. Скажу словами вашего Учителя: «горе вам, законники, что взяли вы ключ разумения: сами не вошли и входящим воспрепятствовали. Горе вам, книжники и фарисеи!» Насладившись их томительным молчанием, прибавил он спокойно и медленно: – Ежели не умеете вы сами управлять собою, то вот я говорю вам, остерегая от худших зол: слушайтесь меня галилеяне, и покоряйтесь! VII Когда Юлиан спускался из Константинова атриума по ступеням широкой лестницы, направляясь для жертвоприношения в маленький, находившийся по соседству с дворцом, храм богини Счастья, Тюхэ, – подошел к нему седовласый, сгорбленный халкедонский епископ, Марис. Глаза у Мариса вытекли от старости; мальчик-поводырь вел слепца за руку. Лестница выходила на площадь Августейон; внизу собралась толпа. Властным движением руки остановив императора, заговорил епископ старческим голосом, твердым и ясным: – Внимайте, народы, племена, языки, люди всякого возраста, все, сколько есть теперь и сколько будет на земле! Внимайте мне, Высшие Силы, ангелы, которыми скоро совершено будет истребление Мучителя! Не царь Амморейский низложится, не Ог, царь Васанский, но Змий Отступник, Великий Ум, мятежный Ассириянин, общий враг и противник, на земле творивший много неистовств и в высоту говоривший. Слыши небо и внуши земле! И ты внимай пророчеству моему, кесарь, ибо сам Бог говорит тебе ныне устами моими.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

др. Наука доискалась теперь до амморейско-хеттейской крови, текущей в иудейских жилах, и, даже, для столь типического «Judennase» окончились дни его печального сиротства. По тщательной диагностике Лушана 7 , «иудеи произошли, во-первых, из подлинных семитов, во-вторых, от арийских аммореев, а, в-третьих, и главным образом – из потомков древних хеттеев, не говоря уже о других примешениях». Так, в сопутствии и под влиянием многоразличных обстоятельств, родился на свет тот «типический иудей, который, особенно после вавилонского плена, не интересовался ни политикой, ни литературой, ни философией, ни искусством. Он знал только одну библию, чтением которой исчерпывался весь его духовный интерес», как об этом свидетельствует не кто иной, как почтенный иудейский ученый Монтефиоре 8 . Твердо помня только одно, что они – «избранный народ», которому должны послужить все другие народы, иудеи сильно развили в себе узкий религиозный эгоизм, украшенный пышными цветами самого крайнего фанатизма и высокомерия. Обыкновенно говорят, что история повторяется. Нет, она не повторяется. По крайней мере, «иудей» – это совершенно своеобразное явление, не допускающее никакой подходящей аналогии. Но без известных исторических условий он вышел бы не таким, каким его мы знаем. Особое этнологическое смешение, которому обязан он своим бытием, и последующая история сами по себе еще не произвели бы аномального явления- иудейства, если б этому не содействовали некоторые исключительные обстоятельства. Эти последние легко перечислить: их только пять, и они соприкасаются между собою подобно зубчатым колесам часового механизма: 1) национальная обособленность; 2) вековой, после падения израильского царства, период образования характерных особенностей; 3) разрыв исторических местных преданий, благодаря вавилонскому плену; 4) возвращение к ним со стороны родившихся в плену поколений и 5) политическая зависимость, в которой находились с той поры иудеи. В связи с этнологическими особенностями, перечисленные обстоятельства увековечили их, и с той поры, можно сказать, пошел гулять по белу свету неспокойный Картафил, в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Бжащаго и избгшаго, ср. 70 толковников φεγοντα α σζμενον. Последнее слово, как и соответствующее еврейское, точнее значило бы: «...и спасающагося» (и избегающаго). Иер. 48:20–21 20. Посрамис Мавъ, зан побжденъ есть: рыдайте, и возвстите во Арнн, к погибе Мавъ, 20. Посрамлен Моав, ибо сокрушен; рыдайте и вопийте, объявите в Арноне, что опустошен Моав. 21. И сдъ на землю напольню, на Хелнъ, и на Рефасъ, и на Мфаъ, 21. И суд пришел на равнины, на Халон, и на Яацу, и на Мофаф, 20, 21. На берегу Арнона (на Арноне – лучше, чем во Арнн) становится определенно известным, что «Моав», т. е. народ моавитский, «побежден», что «Моав», страна моавитская, опустошена. «Землею напольною» называется здесь та возвышенная плоскость, которая к северу от Арнона простиралась до Есевона и далее (ср. толков. Иер. 48:8 ). Эта плоскость была богата прекрасными пастбищами и вообще отличалась редким плодородием. Ее потеря и ее опустошение для Моава были равносильны падению его могущества (ср. Иер. 48:25 ): потому что к югу от Арнона находившаяся часть моавитской области была гораздо менее плодородна, чем северная часть. Города, называемые в стихах Иер. 48:21–24 , все находились на этой возвышенной плоскости, хотя точное местоположение не каждого из них известно. Хелнъ, по масор. произношению Холон, где лежал, неизвестно. Он упоминается в свящ. писании только один раз именно здесь. Яаца, по Евсевию (Onomasticon), лежала между Медавою и Дибоном (следов. севернее последнего), а по Иерониму между Медавою и Девлафаим. Последнее свидетельство не противоречит первому. Город Яаца должен был находиться к югу от Медавы. Из Чис. 21:23  можно заключить, что Яаца лежала на границе плодородной части страны моавитской с пустынею. У Яацы Сигон, царь амморейский, вышедший из своей столицы Есевона, встретил Израиля, шедшего с юга, по пустыне, обходом по краям эдомской и отчасти моавитской области. Из Есевона он должен был направиться к юговостоку, чтобы встретить израильтян. Всего согласнее с этими данными было бы полагать Яацу к юговостоку недалеко от Медавы. – Мфаъ, кроме настоящего места, упоминается еще три раза ( Нав. 13:18, 21:37 ; 1Пар. 6:78, 79 ) и каждый раз вместе с Яацею. Это обстоятельство не дает, однакоже, права думать, что эти два города были близки один к другому и по местоположению. Их сближало между собою только обоим им указанное назначение служить местом убежища для невольных убийц.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

По своему физическому устройству страна эта должна быть названа по преимуществу гористой и возвышенной. На севере мерно возвышается хребет Ливанских гор, от которых почти через всю Галилею тянутся параллельно две горные цепи – с одной стороны горы Нефалимовы во главе со своими скалистыми вершинами, а с другой – восточной – горная цепь Дже-бель-Генш, начинающаяся Болшим Ермоном и оканчивающаяся круглой, как шатер, горой Тель-ель-Фара. С юга на север почти непрерывно также тянутся до самой Галилеи две длинные цепи горных хребтов и как бы соединяются с горами галилейскими: с одной стороны (западной) идут горы Иудейская, Ефремовы, Кармильские, а рядом с ними, как бы выделившись от них, одиноко стоят Гевал и Гаризин; с другой (восточной) стороны по обоим берегам Иордана тянется новая масса гор, начинающаяся горами Амморейскими и доходящая до Тивериадского или Геннисаретского озера; между ними особенное внимание привлекают к себе своими высокими вершинами Фавор, Малый Ермон, Гелвуй, а по ту сторону Иордана – Гилеад и Навав. Среди этой-то массы иорданских гор, недалеко от Иерихона, находится и гора Сорокодневная с пустыней того же имени, в которой, по преданию, Иисус Христос был искушаем сатаной. Чем ближе к Мертвому морю, тем палестинские горы делаются все скалистее и обрывистее. Тем не менее, несмотря на гористую возвышенность, Палестина вовсе не производить тяжелого, гнетущего или подавляющего впечатления; среди ее гор есть прекрасный, плодородный, оживляющий всю местность, можно сказать – идиллические долины и обширные, также весьма плодородный, успокоивающие глаз путешественника равнины; такова долина Ездрилонская, простирающаяся на северо-восток от Кармильских гор; долина Иорданская, узкой полосой тянущаяся по обоим берегам Иордана; поле Иерихонское и поле Моавитское; равнины: Галилейская (Акрская), Сиронская и Сефела. Кроме того, через всю страну, начиная с Ливанской возвышенности и до самого Мертвого моря, протекает почти единственная во всей Палестине, но прекрасная и довольно значительная река Иордан 240 , образующая при своем течении несколько прекрасных озер, между которыми особенно замечательны: Самохонитское и Галилейское (Генисаретское, Тивериадское).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Если же нет, то Слава, и ныне, богородичен. Шестеричные святые не имеют ни литийных стихир, ни Славы этих стихир. А потому, если здесь говорится о песнопении на Славу; то, без сомнения, разумеется песнопение из стиховных стихир, но не то, пред которым находится надпись: Слава, потому что, по ясному указанию 5 гл. Типикона, его надобно петь в вечерних стихирах на стиховне. Какое же именно? Шестеричные святые для стихир на стиховне имеют большею частью одну Славу да еще крестобогородичен для среды пятка, но у некоторых пред Славою Есть и еще песнопение, напр., 6 ноября пред Славою 2 гл. напечатано одно песнопение 1 гл., которое и можно петь в литийных стихирах на Славу, а после него воскресный богородичен по гласу Славы. Когда же такого песнопения нет, то после стихиры храма надобно петь прямо Слава, и ныне, богородичен, такой, какой указан выше при изложении устава всенощного бдения в Обыкновенное воскресенье. Без сомнения, к литийным стихирам воскресного дня при шестеричном святом может иметь применение и тот устав, который изложен в Октоихе в последовании недели и есть следующий: «Поем самогласну стихиру святого обители, литию творяще в притворе, на ней же поем стихиры Павла Амморейского или Что еастоятель изволит». (Окт.,последование вечери накануне недели). Обычные литийные напевы. Стихиры на стиховне воскресны гласа. Стихиры на стиховне воскресны гласа. Стихиры на стиховне воскресны гласа. Слава – святого. Слава – святого. Слава – святого. И ныне, богородичен в тот же глас. И ныне, богородичен по гласу святого. И ныне, богородичен воскресен по гласу святого. Примеч. Не сказано, воскресный или другой какой. Но надобно знать, что в самом последовании святого, имеющего бдение, указывается воскресный богородичен по гласу Славы, например, 26 сентября, при святом со Знаком, 13 ноября, при святом с таким же знакомь, и 29 июня, при святом со знаком: Творец и избавитель (воскресный богородичен 6 гл.). 29 августа, при святом с таким же знакомь: Безневестная Дево (воскресный богородичен 8 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Приходят к рубежам страны Амморейской, и у Царя оной Сиона просят позволения перейти чрез его владения: Государь сей вместо всякого ответа выходит против них с войском: он побежден, и Израильтяне, овладевши его землями, истребляют всех подданных сего Государя. Ог, Царь Васанский, подвергается той же участи со всем своим народом. Моавитский Царь Валак, желая быть удостоверенным о своей победе до вступления еще в сражение, убеждает Валаама, славного гадателя, жившего в соседстве его царства, проклясть Израильтян. Три раза Валаам хотел исполнить желание неверного Царя, и три раза Господь, действуя языком его, против его воли, принуждает его произносить самые величественные благословения. Он сказал между прочим ( Чис.24:17 ): Воссияет звезда от Иакова; и восстанет жезл от Израиля; изыдет от Иакова обладатель. Слова, которые ясно предвозвестили рождение Мессии, сына Иаковля по плоти, и верховного Властителя всего существующего. Таким образом, не взирая на глубокое ослепление народов, покланявшихся идолам, Бог им еще напомнил неизреченное обетование будущего Избавителя. Валаам, оставляя Царя Моавитского, советовал ему послать в стан Израилев Моавитянок и Мадианитянок для приведения народа сего ко греху и преклонения его к идолопоклонству. Валак последовал его совету, и множество Евреев впали в соблазн и воскурили фимиам идолам. Сие гнусное вероломство заглажено было смертью двадцати четырех тысяч человек, и завоеванием земли Мадиамской, все жители которой были умерщвлены, не исключая Валаама. После сего похода, Моисей, быв извещен, что долговременное и трудное его поприще приближается к концу, собирает все колена объявляет Иисуса Навина своим преемником в правлении, и дает важные наставления сынам Израилевым. Он заставляет их возобновить завет, заключенный ими с Богом при выходе из Египта; припоминает им условия оного; обещает им всякое благополучие, буде они исполнять оные, и возвещает им страшные наказания, если они по неблагодарности своей нарушат оные, потом он благословляет их, и восходит на вершину горы Навав, с которой Господь показывает ему всю землю Ханаанскую и говорит ( Втор.34:4 ): Сия земля, ею же клялся Аврааму, Исааку и Иакову: и показах ю очесем твоим, и тамо не внидеши.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Посему и преемник Моисеев Иисус повелевал светилам, сказав: да станет солнце прямо Гаваону, и луна прямо дебри Элон (Ис. Нав. 10:12 ), пока не обращу в бегство пять царей амморейских. Итак, человек, повелевающий луне, может ли подлежать злотворности или владычеству светил? Посему не допустим до себя сих ухищрений змия отступника, сего эллинского заблуждения и суеверия. Какие особенности представляет повествование евангелиста Марка об исцелении бесноватого глухонемого (9:14–29) 1) Когда бесноватый был приведен к Спасителю, нечистый тотчас Почувствовал, к Кому привели его, и начал сильно мучить больного: «Как скоро, говорит Евангелие, бесноватый увидел Спасителя, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену». Даже в то время, когда Спаситель повелел диаволу выйти из отрока и впредь не входить в него, диавол не вдруг оставил свою жертву: «И возопив и сильно сотрясши его, вышел, и отрок сделался как мертвый, так что многие сочли его умершим». Откуда происходила такая дерзость со стороны диавола? И неужели Спасителю нужны были особенные усилия для прогнания духа нечистого? Это сделано было, говорит святой Иоанн Златоуст , «для вразумления предстоящих», которые должны были увидеть на опыте, как дерзок диавол и как, несмотря на свою дерзость, он трепещет пред Господом. Притом же изгнание духа нечистого было предзнаменованием освобождения всего человечества от власти диавола. Мы должны быть внимательны к великому благодеянию нашего Господа, Который Своею крестною смертию избавил нас от власти ада и доставил нам свободу славы чад Божиих. Однако не должны забывать и того, что диавол и теперь может искушать человека; и что небрегущий о своем спасении не умедлит подвергнуться власти его: «Кто совершает грех , – говорит слово Божие, – тот раб греха, и приводящий ко греху есть орудие сатаны» (ср. 1Кор. 5:5 ). 2) Когда отец привел своего одержимого духом беснования сына к Спасителю, то Иисус Христос спрашивает отца: давно ли болен был сын его? Отец отвечает, что сын находится в таком состоянии с самого детства. Нет сомнения, что Иисус Христос знал и прошедшее, и настоящее, и будущее: для чего же спрашивает об этом? Спрашивает для того, чтобы показать Свое сострадание нашим немощам и расположить нас к живой вере в Него. Предстоящие, может быть, не обратили бы внимания на чудо Спасителя, если бы Он немедленно исцелил бесноватого; но расспросами о времени болезни Иисус Христос хочет показать, что болезнь была опасна и неизлечима, что она могла быть уничтожена только всемогуществом Врача Небесного. Вместе же с этим хочет внушить нам, что как бы продолжительно ни было наше служение греху, мы всегда можем освободиться из-под власти его, если обратимся за помощью к Божественному Спасителю, Который и в единонадесятый час пришедшего принимает и больше радуется о едином грешнике кающемся, нежели о 99 праведниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010