50. Один брат спросил авву Аммона: «Скажи мне что-нибудь в наставление». Старец отвечает ему: «Пойди учись иметь такие мысли, какие имеют преступники, находясь в тюрьме. Они всегда спрашивают других: «Где судия? Когда он придет?» И плачут от ожидания. Так должен и монах непрестанно внимать себе и обличать душу свою, говоря: «Увы мне! Как я предстану на Суд Христов и чем буду оправдываться пред Ним?» Если всегда будешь так размышлять, можешь спастись». 51. Авва Аммон говорил: «Четырнадцать лет провел я в Скиту и молился Богу днем и ночью о том, чтобы Он даровал мне силу победить гнев». 52. Один из отцов рассказывал: «В Келиях был трудолюбивый старец, который одевался в рогожу. Пришел он однажды к авве Аммону; тот, увидев его одетым в рогожу, сказал: «Не принесет она тебе никакой пользы». 53. Однажды авва Аммон, собравшись переехать через реку, нашел готовое судно и сел в него. Он имел у себя связку пальмовых ветвей и во все время, пока был в лодке, плел плетенку и опять расплетал ее, доколе переправился. Братия, поклонившись ему, спросили: «Для чего ты это делал?» Старец отвечал им: «Для того, чтобы мысль не была у меня в постоянном напряжении». Вот пример, с какою осторожностью надо нам идти по пути Божию! 54. Однажды авва Аммон пошел посетить авву Антония и сбился с пути. Присевши, он немного соснул; потом, встав от сна, молился Богу так: «Молю Тебя, Господи Боже мой, не погуби создания Твоего!» И явилась ему как бы человеческая рука, висящая с неба, которая показывала ему путь до тех пор, пока он пришел и стал у пещеры аввы Антония. 55. Авва Антоний предсказывал авве Аммону, говоря: «Ты успеешь в страхе Божием!» Потом вывел его из кельи, указал ему камень и сказал: «Брани этот камень и бей его». Аммон сделал это. Авва Антоний спросил его: «Что, камень ничего тебе не сказал?» «Ничего», – отвечал Аммон. «В сию меру придешь и ты», – сказал ему тогда авва Антоний. Что и исполнилось. Авва Аммон так усовершился, что от множества доброты не знал зла. Когда сделался он епископом, привели к нему девицу, зачавшую во чреве, и сказали ему: «Такой-то сделал это; наложи на них эпитимию». Аммон, знаменовав крестом чрево ее, велел дать ей шесть пар полотенец и сказал: «Когда придет время родить, не умерла бы она сама или дитя ее и было бы в чем похоронить их». Обвинявшие девицу сказали ему: «Для чего ты это сделал? Наложи на них эпитимию». Но он отвечал им: «Смотрите, братия, она уже близка к смерти, что же я должен с нею сделать?» – и отпустил ее. Так старец никогда не осмеливался осуждать кого-либо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Ст. 11. И будет в тот день, Господ снова прострет руку Свою, чтобы возвратит Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе (Фиваиде), и у Хуса (пустой Аравии), и у Елама (Персии), и в Сеннааре (Вавилонии),-и в Емафе (Сирии), и на островах моря. Ст. 12. И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли. Ст. 13. И прекратится зависть Ефрема, и враждующие против Иуды будут истреблены. Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не будет притеснят Ефрема. Ст. 14. И полетят на плеча Филистимлян к западу, ограбят всех детей востока; на Едома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им. Здесь описывается а) всеобщее собрание рассеянных Иудеев и образ его, (ст. 11, 12), и б) состояние искупленного народа (ст. 13, 14). Это вторичное, всеобщее собрание Иудеев Пророк сравнивает с первым подобным собранием, под которым одни разумеют избавление Иудеев из Египта при Пророке Моисее, а другие – освобождение из плена Вавилонского. А под вторичным собранием здесь разумеется духовное собрание Иудеев в духовное царство Иисуса Христа, которое началось проповедью Спасителя и Апостолов Его ( Мф.10:6 ; Ин.11:52 ; 1Пет.2:25 ) и окончится, когда войдет полное число язычников и весь Израиль спасется ( Рим.11:25, 26 ). Под островами моря в ст. 11-м разумеются острова Средиземного моря и вообще земли, отделенные от Иудеев морями, особенно Средиземным, хотя бы оне и не были собственно острова; разумеются Греция, Италия, Галлия, Испания и вообще вся Европа. В ст. 12-м Пророк показывает образ собрания Иудеев – посредством поднятия знамени для язычников: и поднимет знамя для народов, и соберет изгнанников Израиля... Выражение: поднят знамя, как сказано выше, взято с обыкновения древних царей, которые выставляли на горе знамя или веху, чтобы воины, видя это, как знак воли царя, собирались к тому месту (См. под. Ис.5:26; 14:2; 3; 49:22; 66:19, 20 ). Под знамением здесь разумеется публичное объявление посредством Евангельского слова, из которого язычники узнают волю Бога, как верховного Правителя Церкви, чтобы они избранным из Иудеев оказывали всякую благосклонность, человеколюбие, братскую любовь, к которым обязывает их общение в вере в Иисуса Христа, подобно тому, как при освобождении Иудеев из плена Вавилонского, посредством указа Кира, объявлена язычникам воля Божия, чтобы они к возвращению Иудеев в отечество доставляли все необходимые пособия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

А может быть, – откроется и другое какое-нибудь знамение в конце времен, которое даст случай к обращению Иудеев и язычников. Далее Пророк, описывая состояние обратившихся Иудеев, говорит, 1) что между обратившимися к Иисусу Христу истребится всякая зависть и будет истинное братолюбие (ст. 13); 2) соединившись с Христианами из язычников, они со всею ревностью станут защищать царство Иисуса Христа против врагов его, покорять их Иисусу Христу и Церкви Его (ст. 14). Ст. 13. И прекратится зависть Ефрема, и враждуещие против Иуды будут истреблены. Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не будет притеснят Ефрема. 10 колен Израилевых со времени отделения от двух колен Иудиных постоянно находились во вражде. Предсказываемое здесь согласие Иуды и Ефрема должно относить к Израильтянам, обращенным к вере Христовой, которая уничтожает всякое внешнее, плотское преимущество ( Фил.3,4 и сл.) и различие не только между Иудеями и Израильтянами, но и между Иудеями и язычниками ( Гал.3:28; 5:6 ), законом любви соединяет всех в одно в Иисусе Христе, как члены одного тела с главою. Ст. 14. И полетят на плеча Филистимлян к западу, ограбят всех детей востока (т. е. Арабов, Измаилтян, Сириян); на Едома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им. Эти победы обратившихся Иудеев над иноплеменниками суть те быстрые и необыкновенные успехи, какие имели Апостолы в обращении их к вере в Иисуса Христа; вероятно, то же будет при обращении язычников к Иисусу Христу и в конце времен. Третье знаменитое происшествие: разрушение или умаление двух, враждебных иудеям, царств, Египетского и Ассирийского, для отвращения препятствий к собранию рассеянного народа Божия в царство Христово. Ст. 15. И изсушит Господь залив моря Египетскаго, и прострет руку Свою на реку в сильном ветре Своем, и разобьет ее на семь ручьев, так что в сандалиях могут переходит ее. Ст. 16. Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура, будет большая дорога, как это было для Израиля, когда он выходил из земли Египетской. Здесь Пророк показывает, что около того времени, когда Бог царство Своего Сына оснует в мире, два враждебные царства – Египетское и Ассирийское, которые могли бы препятствовать этому делу Божию, будут разрушены, или умалены, и доведены до такого состояния, что не в силах будут воспрепятствовать успехам призвания Иудеев и язычников. Под языком, т. е. заливом моря Египетского, разумеется Нил, который, впадая в море, как в жерло, представляет подобие языка (См. под. 19:5; Иез.29:3 сл.). Поразить проклятием значит с проклятием предать на погибель, разрушить, истребить. Под рекою разумеется Евфрат (См. под. 8, 7. Иер.51:36 ). Разсечь реку на 7 потоков значит иссушить ее совершенно. А по отношению к Ассирийскому царству значит разделить его на части, ослабить, уменьшить силы его и разрушить. Под сильным дыханием, или ветром, разумеется суд Божий, который совершился над Ассириею особенно чрез Римлян.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

36 А царь будет действовать по своему произволу, будет превозносить и возвеличивать себя превыше всякого божества и о Боге богов говорить с неслыханной дерзостью. Он будет преуспевать, пока не переполнится чаша Божьего терпения (что предрешено, то должно исполниться). 37 Не посчитается он ни с Богом отцов своих, ни с божеством, желанным для женщин: превознесется над всем, потому что любое божество для него – ничто. 38 Вместо этих богов он будет воздавать почести богу силы : праотцы его не признавали этого бога, а он будет чествовать его золотом и серебром, драгоценными камнями и богатыми дарами. 39 И укреплять он будет свои самые мощные крепости, поклоняясь этому чужому божеству. Признавшим же его за властителя он воздаст великие почести, наделит властью над многими и наградит землями. 40 Когда придет время конца, царь южный пойдет войной на царя северного. Но царь северный устремится на него, как буря, с колесницами, всадниками и множеством кораблей; вторгшись в его земли, он наводнит их, как разлившаяся река, и пройдет через них. 41 Войдет и в Прекрасную Землю, и десятки тысяч станут его жертвами; избегнут той участи только Эдом, Моав и цвет сынов Аммона. 42 И когда он станет захватывать одну страну за другой, не спасется и Египет 43 царь северный завладеет сокровищами Египта: золотом, серебром и разными драгоценностями; покорно последуют за ним ливийцы и эфиопы . 44 Но слухи с востока и севера встревожат царя, и он в сильнейшей ярости выйдет уничтожать и губить многих. 45 Раскинет он шатры свои царские между морем и прекрасной Святой горой, но ему придет конец – и никто ему уже не поможет. Книга, на время сокрытая 12 Явится в то время Михаил, Владыка великий – сынам и дочерям твоего народа Защитник, придет Он, ибо настанет время скорби, Тогда твой народ спасен будет – спасется каждый, чье имя будет записано в Книге жизни. 2 Из тех, кто спит в прахе земном, многие пробудятся: одни – для вечной жизни, другие – на вечный позор и поругание. а те, кто к праведности многих привел, –

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

Когда братия говорили о любви, авва Иосиф сказал: «Знаем ли мы, что такое любовь?» – и рассказал об авве Агафоне следующее: «Имел он ножичек; брат пришел к нему и похвалил ножичек. Авва Агафон не дал ему выйти от себя, пока тот не взял ножичка». Один отец спрашивал авву Сисоя: «Если я живу в пустыне и придет ко мне разбойник, желая убить меня, а я одолею его, то позволишь ли мне убить его?».– «Нет,– отвечал старец,– но предай его Богу. Какое бы искушение ни постигло человека, он должен говорить: “Так случилось по грехам моим”, а если будет ему благо, он должен говорить: “Это по милости Божией”». Иди путем тесным и прискорбным, а не широким и веселым Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Мф. 7, 13–14 Не позволяй себе беспечности, дерзости, вольности, распущенности, произвола во влечениях и действиях, наслаждения мирскими утехами и удовольствиями. Авва Вениамин говорил: «Ходите царским путем, измеряйте версты и не будете беспечны». Авва Агафон говорил: «Дерзость есть мать всем страстям». Авва Пимен говорил: «Начало зол – рассеянность». Он же говорил: «Похотение, услаждение и привычка к ним погубляют человека». Обуздывай свои помыслы, отсекай для Бога собственные пожелания; во всем, хотя с насилием, управляй собой. Авву Аммона спросили: «Какой путь есть путь тесный и прискорбный?». Он отвечал: «Тесный и прискорбный есть обуздание своих помыслов и отсечение собственных пожеланий для Бога. Сие значит: се, мы оставихом вся и вслед Тебе идохом» ( Мф. 19, 27 ). Авва Алоний говорил: «Если бы я не разрушал всего, то не мог бы и созидать самого себя». Авва Дула говорил: «Отсекай мирские привычки, чтобы борьба твоя с помыслами не затрудняла тебя и не нарушала правила твоего безмолвия». Авва Пимен говорил: «Повергаться пред Богом, смиряться и отвергаться своей воли – вот работные орудия души». Еще говорил: «Воля человека есть медная стена между им и Богом, и камень отражающий. Если человек оставит волю свою, то говорит себе: Богом моим прейду стену ( Пс. 17, 30 ). Но если правда его основывается на собственной воле, он изнемогает».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

3 Иеремия 25:12 (ПНМ): «...А по прошествии семидесяти лет я призову к ответу царя Вавилона и тот народ, – говорит Иегова, – призову землю халдеев к ответу за их беззакония и опустошу её на века». 4 Дан. 1:1–2 (ПНМ): «...В третий год царствования Иоакима, царя Иуды, вавилонский царь Навуходоносор пришёл к Иерусалиму и осадил его. Тогда Иегова отдал в его руки Иоакима, царя Иуды, и часть принадлежностей из дома истинного Бога, и он принёс их в землю Сеннаар, в дом своего бога, и внёс эти принадлежности в сокровищницу своего бога». Дан. 2:1 (ПНМ): «...Во второй год царствования Навуходоносора приснились Навуходоносору сны, и его дух встревожился, и он уже не мог спать...» 5 Иер.28:2–3, 10, 11 (ПНМ): «...«Так говорит Иегова воинств, Бог Израиля: „Я сломаю ярмо царя Вавилона. Не пройдёт и двух полных лет, как я верну сюда все принадлежности дома Иеговы, которые Навуходоносор, царь Вавилона, забрал отсюда и унёс в Вавилон“». [...] Тогда пророк Анания снял ярмо с шеи пророка Иеремии и сломал его. И сказал Анания в присутствии всего народа: «Так говорит Иегова: „Не пройдёт и двух полных лет, как я точно так же сломаю ярмо Навуходоносора, царя Вавилона, которое на шее у всех народов“». После этого пророк Иеремия ушёл». 6 2Царей 24:1–2 (ПНМ): «...В дни Иоакима пришёл Навуходоносор, царь Вавилона, и три года Иоаким был его слугой, но потом восстал против него. Иегова посылал против него банды грабителей халдеев, банды грабителей сирийцев, банды грабителей моавитян и банды грабителей сыновей Аммона. Он посылал их против Иуды, чтобы уничтожить его, – по слову Иеговы, которое он сказал через своих служителей, пророков». 7 Иер.29:1–2 (ПНМ): «Вот слова письма, которое пророк Иеремия послал из Иерусалима старейшинам, оставшимся среди пленного народа, священникам, пророкам и всему народу, который Навуходоносор увёл в плен из Иерусалима в Вавилон, после того как царь Иехония, царица, придворные, князья Иуды и Иерусалима, ремесленники и строители оборонительных сооружений вышли из Иерусалима».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

Контекст показывает, что это произошло в 4 году Седекии, то есть в 595/94 г. до н.э. Причиной появления этого «слова … от Иеговы», согласно стиху 2, было то, что к Седекии из Едома, Моава, Аммона, Тира и Сидона пришли послы, очевидно для того, чтобы уговорить его присоединиться к широкомасштабному восстанию против „вавилонского ярма”. Очевидно, что в то время все эти народы были такими же вассалами [т.е. подчинёнными царствами] Вавилона, как и Иудея. Планы восстания пробудили необоснованные надежды и энтузиазм среди людей, и пророк Анания даже предсказал, что вавилонское ярмо будет сломано в течение 2 лет: «Вот, что сказал Иегова воинств, Бог Израилев: «Я сокрушу ярмо царя вавилонского. В течение следующих двух полных лет Я возвращу обратно на это место все сосуды дома Иеговы, которые Навуходоносор, царь вавилонский, взял из этого места и унёс их в Вавилон». – Иер.28:2–3 (НМ, переведено с англ.) 5 . Несомненно, в этом пророчестве предполагается, что вавилонское ярмо уже возложено на шею народов. Вот почему Анания мог снять ярмо с шеи Иеремии, разломать его и сказать: «Так говорит Господь: так сокрушу ярмо Навуходоносора, царя Вавилонского, через два года, сняв его с выи всех народов» ( Иер.28:10–11 ). Итак, в 4 год Седекии вавилонское ярмо лежит на «выи всех народов». В то время для «всех этих народов» подневольное служение уже было суровой реальностью и очевидно уже продолжалось некоторое количество лет. Вавилонское вторжение в Иудею вскоре после битвы при Кархемише также отражено и в главе 35 пророка Иеремии, и датировано так: «..., во дни Иоакима сына Иосии» (стих 1). В ней сообщается, что Рехавиты, которые обычно жили в шатрах [в Иудее], повинуясь заповеди своих праотцов, и Ионадав, сын Рехава, жили в то время в Иерусалиме. Но почему? Они объяснили это Иеремии так: «Когда же Навуходоносор, царь Вавилонский, пришёл в землю сию, мы сказали: «пойдём, уйдём в Иерусалим от войска Халдеев и от войска Арамеев», и вот, мы живём в Иерусалиме». – Иер.35:11 . Таким образом, немногим ранее, в правление Иоакима, вавилонская армия вторглась на территорию Иудеи, заставив Рехавитов искать убежища в стенах Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

Книга пророка Варуха надписывается именем Варуха потому, что сей Варух, написавший из уст Иеремии слова содержащияся в ней, читал их пленным в Вавилоне, утешая их, и обещанием избавления вселяя надежду на Бога. Плач Иеремиев надписывается так потому, что словами сей книги Иеремия выражал плач свой об Иерусалиме, когда народ был взят и отведен в плен. К Плачу присовокуплено Послание Иеремии, которое называется так потому, что Иеремия послал оное к пленным, охраняя их от идолопоклонства, дабы они, увидев идолов, не были увлечены к почитанию их. Книга 21, Иезекииль сын Вузиев священник Он был в плену после Иеремии, и начал пророчествовать в пятый год, считая от пленения Иоакима. Слово Господне было к нему и рука Господня была на нем, и он сначала видит удивительное, ужасное и неизъяснимое видение четвероличного животного. Он произносит пророчества на пророков Израильских; излагает притчу о древе виноградном и об орле; обличает Иерусалим в беззакониях и грехах его; показывает, что притча: отцы ядоша терпкое и зубом чад их оскомины быша (18, 2) – неосновательна. Здесь же содержится пророчество о сынах Аммона, об Ооле и Ооливе; плач на Тир и Сидон, пророчество о дне Господнем; о фараоне царе Египетском и плач о фараоне и Египте и горе Сиир; видение костей оживших; пророчество на Гога и землю Магога, на начальника Тира и плач об нем и о сынах его народа и на пастырей Израилевых. Наконец пророчественно описывает построение храма и Иерусалима. Книга 22, Даниил И сей был в плену даже до Кира царя Персидского. Он разбирал дело Сусанны, и осудил старейшин, как клеветников. Сны, виденные царем, рассказал и истолковал; видел видения о двух царствах, о пришествии Спасителя и раззорении Иерусалима, и два (видения) о пришествии антихриста. Повествует также о мученичестве Седраха, Мисаха и Авденого, о песни их, и о том, что они в пещи Халдейской остались невредимыми, а Халдеи, разжигавшие огонь, сожжены; что царь раскаялся; что Даниил был дважды ввержен в ров львиный: во-первых за то, что, когда Вавилоняне молились царю Дарию, он один молился Богу, во-вторых за то, что при царе Кире сокрушил Вила и умертвил дракона; что он из рва вышел невредимым, а злоумышлявшие против него, быв ввержены в тот же ров, тотчас были пожраны львами.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Так, напр., пр. Исаия возвещает: И полетят (Ефрем и Иуда) на плеча Филистимлян к западу, ограбят всех детей Востока, на Едома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им ( Ис. 11:14 ; ср. Ис. 34:5–6 ). Составитель Второзакония, между тем, дает по отношению к названным народам предписания совершенно в противоположном духе. Именно по отношению к Моавнтянам и Аммонитянам он говорит: не вступай с ними во вражду и не начинай с ними войны ( Втор. 2:9–19 ). Что касается Едомитян, впоследствии столь ненавидимых, то принятие их в общество Израильтян, а также принятие Египтян, он прямо разрешает на том основании, что Едомитяне братья Израильтянам, в земле же Египтян сами Израильтяне жили долгое время. Не гнушайся Идумеянином, ибо он брат твой; не гнушайся Египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его; дети, которые у них родятся, в третьем поколении могут войти в общество Господне ( Втор. 23:7–8 ). Таким образом во время составления Второзакония в глазах Израильтян имело еще значение родство их с Едомитянами, и не ослабело еще сознание того, что народ Израильский, как бы то ни было, но пользовался плодородными землями Египта. Но во всем этом основательно видеть указание на времена Моисея и на Моисея, как составителя Второзакония. 2 . Большая и наилучшая часть законодательства во Второзаконии запечатлена такими воззрениями, которые вполне соответствуют временам лишь Моисея, и, напротив, являются странными и бесцельными в сочинении времен Манассии или Иосии. Так предостерегать от увлечения земными интересами при обладании землею, полною всяческих благ, от неразумной снисходительности к Хананеям, которые должны быть истреблены, от превозношения богатством и победами над сильными народами, значило бы во времена Манассии и Иосии – впадать в иронический тон, так как со времени Ахаза царство Иудино до того ослабело, что едва могло поддерживать свое существование. Тогда было благовременно предостережение от ожесточения сердца, что так возможно при трудных испытаниях, от маловерия, указание на истинные причины несчастий, – с чем действительно и обращались к Израилю пророки того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

XIII, 11). Можно с уверенностью констатировать, что большая часть дошедших до нас посланий св. Аммона является результатом той переписки, которую он постоянно поддерживал во время отлучек с монахами своего монастыря (или монастырей). Наконец, к биографическим данным, содержащимся в творениях св. Аммона, можно присовокупить и некоторые внешние свидетельства. Например, в одном рукописном сирийском кодексе VIII века (Cod. Vat. Syr. 122), содержащем сочинения св. Аммона, он назван «отшельником и епископом Оксиринха» (eremita et episcopus Oxyrinchi). Далее, в греческом тексте «Истории египетских монахов» (известном более в переложении на латинский язык, осуществленном Руфином, который внес в текст ряд изменений и дополнений) повествуется об авве Питирионе, бывшем одним из учеников преп. Антония ( ε ς τν μαθητν Αντωνου) и «третьим, унаследовавшем это место» ( τρτος τν τπον κενον διαδεξμενος – подразумевается монашеская община Писпера, основанная преп. Антонием). А став преемником Антония и «его ученика Аммона», как говорится далее, Питирион «принял и наследие их дарований» ( τν κληρονομαν τν χαρισμτων πεδξατο) 551 . С достаточно большой долей вероятности можно предположить, что Питирион и есть тот «отец добрый и наставник лучший», о котором говорится в одном из посланий св. Аммона 552 . Поскольку же «История египетских монахов» была написана в самом конце IV века, то с уверенностью можно констатировать, что к этому времени св. Аммон уже отошел ко Господу. Исходя из совокупности приведенных внешних и внутренних свидетельств источников, исследователи приходят к единодушному выводу, что автором творений, надписываемых именем Аммона, следует признавать «второго Аммона», то есть ученика преп. Антония Великого 553 . Правда, необходимо также констатировать, что хронология и многие детали жития св. Аммона во многом покрыты туманом, а поэтому здесь часто приходится выстраивать только гипотезы. В частности, можно предполагать, что родился он в самом конце III – начале IV века; поскольку же будущий авва с юных лет начал свой монашеский подвиг, то это начало его иноческого жития следует относить примерно к двадцатым годам IV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010