Преставившись душою ко Господу, обрел в Нем вечный покой; тело же его святое положено здесь, в Дальних пещерах. Кроме общей памяти преподобным, в Феодосиевой пещере почивающим, — 28 августа, преподобного Аммона память совершается еще 4/17 октября, вероятно, в день его тезоименитства, так как 4/17 октября в Православной Церкви совершается память прп. Аммона Египетского, ученика преподобного — Антония Великого. Елладий и Онисим, затворники Печерские, в Ближних Пещерах почивающие В Полном христианском месяцеслове (Киев, 1875 г.), под 4–м числом октября, положена, вместе с преподобным Аммоном, память преподобных Елладия и Онисима, но почему — неизвестно, тем более, что преподобные сии почивают в Ближних (т. е. преподобного Антония) пещерах, а преподобный Аммон — в Дальних. Преподобный Елладий в каноне преподобных, почивающих в Ближних пещерах, упоминается дважды — в 6 и 7–й песнях; но не сохранилось никаких его житий. В тот же день совершается память святителя Евдемона католикоса, патриарха Грузинского. Пиор Затворник, в Дальних Пещерах почивающий, преподобный Преподобный Пиор отличался постом и трудолюбием и в этом служил примером для постников и трудолюбцев. Не желая взирать на прелесть и суету мира сего, он затворился в темной пещере и там подвизался в беспрестанной молитве. Память его совершается 4/17 октября, 28 августа/10 сентября и в Сырную субботу. Октябрь 5 Харитина, княжна Литовская, преподобная Преподобная Харитина подвизалась в Петропавловском девичьем монастыре, что на Синичьей горе, вблизи Новгорода. Время жизни и подвигов преподобной указывается не согласно и не одинаково в тех немногих известиях о ней, которые дошли до нас. Можно, однако, думать, что время жизни преподобной Харитины относится к XIII столетию, ко второй его половине, когда бурные и кровавые события в Литве заставляли многих знатных литовцев искать убежища в Русской земле. Преподобная Харитина была княжна, по некоторым известиям, из рода королей литовских. Гонимая с родины междоусобиями в королевской семье, преподобная Харитина нашла себе убежище в Великом Новгороде, в женском Петропавловском монастыре, где и посвятила себя на служение Господу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

447 Феодор Александриец был «смотрителем греческого дома» в монастыре «Вау», а Авсоний «вторствующим» ( δευτερεοντι) при нем, т. е. являлся его помощником. Об обязанностях «вторствующих» в пахомиевских обителях подробно см.: Древние иноческие уставы, собранные свт. Феофаном Затворником . М., 1994, с. 100. 448 Как и во всем древнем монашестве, Священному Писанию в пахомиевских монастырях уделялось особо важное место в духовном воспитании и преуспеянии насельников. См.: Veilleux A. Op. cit., р. 262–275. Вообще, книжное дело было поставлено здесь на должную высоту: было достаточное количество опытных писцов, которые «усердно списывали те книги, какие были особенно полезны монахам, по указанию начальника. Трудились они с успехом: монастырские книгохранилища увеличивались, и каждый инок мог найти для себя пищу духовную. Чтение книг в киновии процветало, умственный кругозор каждого инока расширялся, духовная жизнь монахов делалась богаче, " осмысленнее. Чтение книг обставлено было правилами, направленными к сохранению книг и вообще к порядку в этом важном деле». Архимандрит Палладий. Указ. соч., с. 70. Повеление преп. Феодора «торопить» ( πειξον) Аммона связано с тем, что он прозрел в молодом послушнике будущего клирика и архипастыря ( της εκκλησας του Θεο λειτουργς), для которого знание Священного Писания было conditio sine qua поп. 449 Букв, «говорящих по-гречески монашествующих» ( μονζοντες Ελληνισται). Первый «греческий дом» в пахомиевских обителях возник еще при самом преп. Пахомии и возглавлялся, как указывалось, Феодором Александрийцем. Со временем число греков-монахов (точнее, «эллинистов», т. е. всех воспринявших греческий язык, а, соответственно, «греческий стиль» жизни и бытовой " культуры) среди «тавенни-сиотов» все более увеличивалось. См.: Ruppert F. Das pacho-mianische Mönchtum und die Anfange klösterlichen Gehorsams. Münsterscwarzach, 1971, S. 346. Вообще же, пахомиевские иноки жили обычно каждый в своей келлии (дверь которой не закрывалась) и каждый «дом» включал в себя 20 и более келлий; имелась еще и общая комната. В каждом же монастыре имелось различное количество домов, в зависимости от его обширности. См.: Rousseau Ph. Pachomius. The Making of Community in Fourth-Century Egypt. Berkeley-Los Angelos-London, 1985, p. 78–79.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

553 Изгнание св. Афанасия произошло в феврале 356 г. при императоре Констанции. Когда этот император скончался, то новым василевсом был провозглашен в ноябре 361 г. Юлиан. Его указом «все, изгнанные в предшествующие царствования, епископы возвращались «в свои города и провинции». Впрочем, этим указом они были обязаны не уважением нового императора к Православию; потому что возвращались все епископы без различия в их образе мыслей; а еще более потому, что Юлиан тогда же объявил свое покровительство религии языческой. Нет! – Он хотел противопоставить свое правление царствованию Констанция, как отличающееся свободою и терпимостью, хотя скоро изменил своему намерению». Вместе впрочими епископами был возвращен в Александрию и св. Афанасий (февраль 362 г.), но вскоре (октябрь 362 г.) он был вновь изгнан. Ибо «сильное влияние Афанасия на город Александрию и на дела отдаленных церквей встревожило Юлиана. От Александрии, еще недавно славившейся своею философиею, которая стремилась поддержать верования язычества, он, ожидал вспомоществования, а не противления своим планам. И епископов он вызывал из заточения, православных и ариан, не для блага Церкви, но для того, чтобы более расстроить ее раздорами и среди несогласий делать, что ему хотелось. Обманувшись в своих ожиданиях, он воспользовался лукавою неопределенности») своего эдикта о возвращенных епископах. Там не было сказано, что они могут вступить в управление своими церквами, хотя никто иначе и. не мог разуметь данного позволения. Итак, вменяя Афанасию в вину, будто бы он самовольно присвоил себе права, у него отнятые прежними императорами, Юлиан дал повеление изгнать его из Александрии немедленно». Горский А. В. Жизнь святаго Афанасия Великаго , Архиепископа Александрийскаго. Сергиев Посад, 1902, с. 99, 106. 554 См.: 1Кор. 3, 1 . Ср. толкование свт. Феофана, говорящего о таких «младенцах» следующее: «У некрещеных и начатка нет духовной, жизни, а у них она есть, они уже возродились в духе, но рожденный в них новый человек – еще в младенчестве, еще вокруг него прорываются проявления плотской и душевной жизни, только эти должны молиться и совсем кончиться, а тот расти и мужать». Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Толкования Посланий Апостола Павла. Первое Послание к Коринфянам, с. 122. Аммон этой фразой ( μικρν και τι νηπιαζντων ν Χριστ) обозначает, возможно, новоначальных иноков.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Глава III. О сокрушении сердца 1. Авва Антоний сказал: имейте всегда пред очами страх Божий, помните Того, Кто мертвит и живит, низводит во ад и возводит ( 1Цар. 2:6 ). Возненавидьте мир и все, что в нем; возненавидьте всякий плотской покой, отрекитесь от жизни сей, дабы жить для Бога; помните, что обещали Богу, ибо Он взыщет то от нас в день суда; алкайте, жаждайте, наготуйте, бодрствуйте, плачьте, рыдайте, воздыхайте в сердце своем; испытывайте себя, достойны ли вы Бога; презирайте плоть, чтоб спасти души свои. 2. Говорили об авве Арсении, что во все время жизни своей, сидя за рукоделием, он имел платок на груди по причине слез, падавших из очей его. 3. Брат попросил авву Аммона сказать ему слово, и старец ответил: пойди настрой свой помысл так, как он бывает настроен у преступников, находящихся в темнице, которые с тревогой спрашивают у людей: где судья? Когда он придет? – и плачут в ожидании. Подобно и монах должен непрестанно внимать душе своей и говорить: увы мне! Как предстану я престолу Христову и как оправдаюсь пред Ним? Если всегда будешь так помышлять, то можешь спастись. 4. Он же сказал: когда сидишь в келлии, собери ум свой и помяни день смерти, вообрази тогдашнюю мертвость тела, пойми беду ту и восприими труд, презри суетность мирскую и возгрей ревность, чтоб твое намерение безмолвствовать пребывало всегда одинаковым и не ослабевало. Вспомни также и о состоянии во аде и помысли, каково там душам, в каком они горьком молчании и ужасном стенании, в каком страхе, томлении, ожидании, в какой муке душевной, в каких слезах и терзаниях. Помяни и о дне воскресения и предстании пред Бога и помысли о страшном и ужасном оном суде. Вообрази себе то, что определено грешникам – стыд пред лицем Бога и Христа Его, пред лицем Ангелов, Архангелов, Властей и всех людей; вообрази всякого рода муки – огнь вечный, червь неумирающий, тартар, тьму, которая над всем сим, скрежет зубов, страхи и терзания. Вообрази также определенные праведным блага – дерзновение пред Богом Отцем и Христом Его, пред Ангелами, Архангелами, Властями и всем множеством людей, царство и дары его – радость и утешение. О том и другом непрестанно содержи память в уме своем и при воспоминании об осуждении грешников стенай, плачь, обливайся слезами, устрашась мыслию – не будешь ли и сам ты в числе их, а при воспоминании о благах, определенных праведным, радуйся, утешайся и веселись и возревнуй сих сподобиться, а тех избежать. Смотри, никогда не забывай памятовать о сем, внутри ли келлии находишься или где вне, никогда не отлучай от сего ума своего, чтоб хотя чрез это охраниться тебе от вредных помыслов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Речь идет о кратком правлении императора Юлиана Отступника (361–363), предпринявшего попытку реставрации язычества. По характеристике одного историка, “из всех мер, направленных против христианства, мера Юлиана была лучше других обдумана и искусно направлена: но ни одна не дала столь посредственных результатов”. — Буасье Г . Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на Западе в четвертом веке. М., 1892. С. 88. Святитель Кирилл Александрийский соотносит это место в плане историческом с Навуходоносором, а в плане духовном — с сатаной. — Творения святого отца нашего Кирилла Александрийского. Ч. 10. Сергиев Посад, 1897. С. 263. Фраза tÍ „d…v dialšktJ подразумевает беседу на коптском языке. Употребляя понятие милость ( œleoj), преподобный Феодор, возможно, подразумевал тот смысл его, который Сам Господь наметил в Нагорной проповеди. “Путь милости — один из евангельских путей, поставленный Господом на пятом месте В форме милости и мира Господь выразил здесь любовь человека к ближнему. Следовательно, Он заповедал, чтобы мы все свои отношения к ближним измеряли милостию и миром   Только одни милостивые ( oƒ ™le»monej) получат то, что сами делают — они будут помилованы ( ™lehq»sontai). А об этом человек всегда молил Господа, и теперь молит и будет молить, пока стоит этот мир, весь лежащий во зле (1 Ин 5:19) Название сынов Божиих будет дано за всегдашнее творение мира. Следовательно, и милость Божия приобретается душою милостивою”. — Болотов В. В . Понятие милости (Богословско-филологический опыт разграничения ™lee‹n и ƒl£skesqai)//Христианское Чтение. 1897. Т. I. Ñ. 615. Феодор Александриец был смотрителем греческого дома в монастыре Вау, а Авсоний вторствующим ( deutereÚonti) при нем, то есть его помощником; см.: Древние иноческие уставы, собранные святителем Феофаном Затворником. М., 1994. С. 100. Как и во всем древнем монашестве, Священному Писанию в пахомиевских монастырях уделялось особо важное место в духовном воспитании и преуспеянии насельников. См. Veilleux A . La liturgie dans le au quatri–me si–cle. P. 262–275. Вообще, книжное дело было поставлено здесь на должную высоту: было достаточное количество опытных писцов. “Трудились они с успехом: монастырские книгохранилища увеличивались, и каждый инок мог найти для себя пищу духовную. Чтение книг в киновии процветало, умственный кругозор каждого инока расширялся, духовная жизнь монахов делалась богаче, осмысленнее. Чтение книг обставлено было правилами, направленными к сохранению книг и вообще к порядку в этом важном деле”. — Архимандрит Палладий . Указ. соч. С. 70. Повеление преподобного Феодора “торопить” (œpei­xon) Аммона связано с тем, что он прозрел в молодом послушнике будущего клирика и архипастыря ( mБj ™kklhs…aj тоа Qeoa leitourgÒj), для которого знание Священного Писания подразумевалось.

http://pravmir.ru/poslanie-ob-obraze-zhi...

441 Понятие «плотские» ( ο σαρκικο) здесь скорее всего восходит к св. Апостолу Павлу и, вероятно, тождественно с «младенцами во Христе». По толкованию свт. Феофана, «как про-извбление, и прияв Духа, не с одинаковою ревностию восстает против своих страстей, то в иных скоро, в иных медленно истаявают и испа! ряются страсти. Оттого и Духа приявший страстным является; потому что не вседушно противостоит им. Пока внутри такой порядок держится, до тех пор человек плотян, страстен. Когда же он заставит совсем замолкнуть страсти помойдоо благодати, тогда благрдать Духа просиява-ет в нем, и он является духовным». Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Толкование Посланий Апостола Павла. Первое Послание к Коринфянам. М., 1998, с. 126–127. Подобное противопоставление «плотских» и «духовных» часто встречается в древнецерковной письменности. Например, св. Игнатий Богоносец говорит: «Плотские не могут делать духовного, ни духовные плотского, подобно тому как и вёра – дел, свойственных неверию, и неверие – дел веры». Писания мужей апостольских. Рига, 1992, с. 311. Принадлежность к «плотским» или к «духовным» в древнецерковном богословии соотносится обычно с волевым началом в человеке, а не с его «природой», как в еретическом учении гностиков. 442 Преп. Феодор скорее всего предсказывает те гонения на православных со стороны ариан, которые случились после 356 г., когда в Александрию прибыл новый военный правитель Египта (дук) Сириан с повелением императора подавить православных; почти одновременно с ним прибыл и арианствующий архиепископ Георгий. Св. Афанасий, изгнанный со своей кафедры в третий раз, довольно подробно описывает эти гонения в своем «Защитительном Слове» («Апологии своего бегства»). См. русский перевод: Святитель Афанасий Великий . Творения, т. И, с. 80–81, 95–96. Кроме того, в том же 356 г., после изгнания св. Афанасия, в Александрию «с проповедью аномейства явился сам Аэций и нашел себе благосклонный прием у Григория Каппадокиянина, занимавшего александрийскую кафедру. Здесь ему удалось образовать кружок учеников и сделать даже такое крупное приобретение для своей партии, как Евномий Кизический». Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). М., 1995, с. 361.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

433 По изъяснению блаж. Иеронима, «грех есть бремя» и «эту тяжесть понес за нас Спаситель, научая Своим примером тому, что мы должны делать». Поэтому, «кто не презирает спасения брата, но протягивает руку просящему, и, насколько в его силах, плачет с плачущим, бывает немощен с немощными и чужие грехи рассматривает как свои, тот по любви исполняет закон Христов». Творения блаженнаго Иеронима Стридонскаго , ч. 17. Киев, 1903, с. 195. 434 Эту фразу ( δαιμοσι φοβερς στιν) можно перевести и в совсем ином смысле: «робок (боязлив) перед бесами». 436 Это одно из изречений в Новом Завете, которое в святоотеческой письменности часто приводится для обозначения сути духовной брани. По объяснению блаж. Иеронима, данные слова сказаны Апостолом «для того, чтобы мы научились, что не от плоти и крови исходят те пороки, которые мы рассматриваем, как вызываемые плотию, но подсказываются нам некоторыми духами непотребными». Творения блаженнаго Иеронима Стридонскаго , ч. 17, с. 374. 437 Согласно толкованию свт. Феофана, «скверною плоти называет он как плотские грехи, так и все «беззаконные дела» (Феод [орит]), телом совершаемые. Скверною же духа – греховные мысли,, чувства и расположения, главное же корень всего – самоугодие или самрсть. Очистить себя от всего этого значит в прежних всех сквернах покаяться и впредь не позволять себе не только нечистых дел, но и мыслей и каких-либо недобрых движений внутри, паче же искоренение самоугодия, на котором держится все нечистое и которым порождается». Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Толкования Посланий Апостола Павла. Второе Послание к Коринфянам. М., 1998, с. 245. 438 По изъяснению преп. Макария Египетского , «эти слова, означают, что мы можем одолеть, с помощью силы Духа, сокрытые греховные страсти посредством многого моления, [горячей] веры и благого и совершенного устремления к Богу. Ибо как мы стараемся соблюсти, словно храм Божий, от явных грехов внешнего человека, то есть тело,… так, мы должны, подвизаясь, стараться соблюсти и внутреннего человека, то есть душу, от всякого осквернения нечистыми помыслами». Творения древних отцов-подвижников. Св. Аммон, св. Серапион Тмуитский , преп. Макарий Египетский , св. Григорий Нисский , Стефан Фиваидский, блаж. Иперехиü. М., 1997, с. 107.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

513 Понятие δρμος (не только «бег, состязание», но и место, где проходит это состязание, ристалище), начиная со св. Апостола Павла ( 2Тим. 4, 7 ), довольно часто обозначало христианскую жизнь вообще (как «аскезу» по-преимуществу) и монашеское житие, в частности. См., например, обращение к пастырю у преп. Иоанна Лествичника : «Тем, которые, подобно крепким юношам, ревностно и мужественно подвизаются на духовном поприще, предлагай лучшее и высшее, а тех, которые разумением и жизнию остаются позади, питай млеком, как младенчествующих». Преподобнаго отца нашего Иоанна , игумена Синайской горы, Лествица. Сергиев Посад, 1908, с. 261. 514 См.: Еф. 4, 30 . Ср. толкование: «Всякий христианин есть храм Божий и Дух Божий живет в нем, созидая в нем все ко спасению. Кто словом своим назидает, тот приходит в согласие с делом Духа Божия в сердцах верующих, помогает Его созиданию душ. Напротив, кто расстроивает души других, пусторечием рассеивая их, а злоречием возбуждая недобрые чувства, тот разоряет дело Духа Божия в верующих и тем оскорбляет Его, Создателя». Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Толкование Посланий Апостола Павла. Послание к Ефесеям. М., 1998, с. 355. Это предполагает, что христианская жизнь вообще и монашеская, в особенности, есть дело серьезное. Поэтому в «Правилах» преп. Пахомия всякие фривольности и, в частности, смех строго пресекались. См.: Pachomian Koinonia, ν. II. Pachomian Chronicles and Rules. Kalamazoo, 1981, p. 146, 150, 164. 515 Эта фраза ( συνεχς μελεττε) характеризует существенную черту миросозерцания (и даже быта) как вообще древнего иночества, так и пахомиевского монашества в частности. «Размышление» (лат. meditatio) над Священным Писанием было постоянным фоном жития пахомиевских монахов: они занимались этим и во время богослужения, и по пути домой из храма, и предаваясь рукоделью; днем и ночью слова Писания звучали в их душе и питали ум их. См.: Backt Н. Ор. cit., S. 244–264. Такое «размышление» над Писанием, как и чтение его, в древнем иночестве нераздельно Сопрягалось с молитвой: оно как бы постоянно «поощряло» к молитве, а та, в свою очередь, ютверзала, через благодать Божию, духовные очи для постижения смысла Писания. Об этой связи см.: Leloir L. Desert et communion. Temoignages des Peres du Desert recueillis a partir des Paterica armeniens. Abbaye de Bellefontaine, 1978, p. 272–275.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Речь идет о кратком правлении императора Юлиана Отступника (361–363), предпринявшего попытку реставрации язычества. По характеристике одного историка, «из всех мер, направленных против христианства, мера Юлиана была лучше других обдумана и искусно направлена: но ни одна не дала столь посредственных результатов». — Буасье Г. «Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на Западе в четвертом веке». М., 1892. С.88. 36 Святитель Кирилл Александрийский соотносит это место в плане историческом с Навуходоносором, а в плане духовном — с сатаной. — «Творения святого отца нашего Кирилла Александрийского», ч.10. Сергиев Посад, 1897. С.263. 37 Фраза τη ιδα διαλκτω подразумевает беседу на коптском языке. 38 Употребляя понятие милость (λεος), преподобный Феодор, возможно, подразумевал тот смысл его, который Сам Господь наметил в Нагорной проповеди. «Путь милости — один из евангельских путей, поставленный Господом на пятом месте [...] В форме милости и мира Господь выразил здесь любовь человека к ближнему. Следовательно, Он заповедал, чтобы мы все свои отношения к ближним измеряли милостию и миром [...] Только одни милостивые (οι ελεμονες) получат то, что сами делают — они будут помилованы (ελεηθσονται). А об этом человек всегда молил Господа, и теперь молит и будет молить, пока стоит этот мир, весь лежащий во зле (1 Ин.5:19) [...] Название сынов Божиих будет дано за всегдашнее творение мира. Следовательно, и милость Божия приобретается душою милостивою». — Болотов В.В. «Понятие милости (Богословско-филологический опыт разграничения ελεειν и ιλσκεσθαι)»//«Христианское Чтение». 1897. m.I. С.615. 39 Феодор Александриец был смотрителем греческого дома в монастыре Вау, а Авсоний вторствующим (δευτερεοντι) при нем, то есть его помощником; см.: «Древние иноческие уставы, собранные святителем Феофаном Затворником». М., 1994. С.100. 40 Как и во всем древнем монашестве, Священному Писанию в пахомиевских монастырях уделялось особо важное место в духовном воспитании и преуспеянии насельников. См. Veilleux A. «La liturgie dans le cenobitisme pachomien au quatrième siècle». P.262–275. Вообще, книжное дело было поставлено здесь на должную высоту: было достаточное количество опытных писцов. «Трудились они с успехом: монастырские книгохранилища увеличивались, и каждый инок мог найти для себя пищу духовную. Чтение книг в киновии процветало, умственный кругозор каждого инока расширялся, духовная жизнь монахов делалась богаче, осмысленнее. Чтение книг обставлено было правилами, направленными к сохранению книг и вообще к порядку в этом важном деле». — Архимандрит Палладий. Указ. соч. С.70. Повеление преподобного Феодора «торопить» (επειξον) Аммона связано с тем, что он прозрел в молодом послушнике бущего клирика и архипастыря (της εκκλησας του Θεου λειτουργς), для которого знание Священного Писания подразумевалось. 41

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

506 Верхняя одежда египетских иноков, изготовлявшаяся из козлиной кожи. По словам преп. Иоанна Кассиана Римлянина , «козлиная кожа внушает им, чтобы они, умертвив плотские страсти, постоянно прилежали добродетелям и не допускали, чтобы в теле их оставались свойственные юношеским летам горячность и непостоянство». Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин . Писания, с. 12. Евагрий также говорит о египетских монахах: «Они имеют и милоть, поскольку всегда носят в теле мертвость Господа Иисуса ( 2Кор. 4, 10 ), заставляя умолкнуть все неразумные страсти тела и пресекая сопричастием к добру [все] пороки души». Творения аввы Евагрия , с. 95. Палладий, повествуя о повелении Ангела преп. Пахомию устроить общежитие, среди прочих наказов упоминает и необходимость для каждого инока иметь выделанную козью милоть ( μηλωτν αγειαν εργασμνην), без которой никто не должен участвовать в трапезе. См.: The Laüsiac History of Palladius, v. II, p. 89. 507 Под ξλων εργασμων явно подразумеваются бревна, иду-, щие на строительство, а не дрова, используемые на. топливо ( ξλα κασιμα). 508 Это представление было широко распространенным в святоотеческом Предании. См.: Emmanuel von Severus Р. ΒΙΟΣ ΑΓΓΕΛΙΚΟΙ. Zum Verständnis des Mönchslebens als «Engelleben» in der christlichen Überlieferung//Liturgie und Mönchtum, Bd. 21, 1960, S. 73–88. Например, св. Серапион Тмуитский в «Послании к монашествующим» говорит: «Блаженны вы, монашествующие, перед Богом, потому что, имея общую со всеми людьми природу, обладаете особым намерением, помышляя о великом. Вы окрылили свой ум, воспаряя к одному только горнему [миру], чтобы, со всем старанием изучив там божественные науки и познав пользу их, стать вам подобными Ангелам, славу которых вы принимаете и блаженство которых вас ожидает». Творения древних отцов-подвижников, с. 59. 509 См.: 2Кор. 5, 15 . Ср. толкование: «Все должны для Господа единого жить. Если не живут,» их вина. В какой мере извиняет кого неведение, Бог рассудит; но то закон неотложный, что после того, как Господь умер за всех, все должны жить для Него. В этом норма жизни человечества». Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Толкования Посланий Апостола Павла. Второе Послание к Коринфянам. М., 1998, с. 194.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010