Иез.21:14 .  Ты же, сын человеческий, про­роче­с­т­ву­й и ударяй рукою об руку; и удво­ит­ся меч и утро­ит­ся, меч на по­ражаемых, меч на по­раже­ние великого, про­ника­ю­щий во внутрен­ность жилищ их. Пророчество о мече пророк должен выразить или вернее подтвердить и жестом – для придания ему большей силы и действительности: в знак того, что меч, т. е. сила, войско Навуходоносора будет как бы само собою, из себя все расти и расти, пророк двукратным и троекратным хлопаньем рукою должен удвоить и утроить предсказанный им меч. «На поражение великого» – царя (Седекии). Иез.21:15 .  Чтобы растаяли сердца и чтобы пав­ших было более, Я у всех ворот их по­ставлю грозный меч, увы! сверка­ю­щий, как молния, наострен­ный для заклания. Если в 14 ст. пророк предсказывает, что меч Божий сам собою удвоится и утроится, то здесь Бог говорит, что Он Сам «поставит меч у каждых ворот», следовательно, умножит его бесконечно, «чтобы павших было более» (слав.: «и умножатся немощни») и чтобы от этого «растаяли сердца» (слав.: «яко да сокрушится сердце их») – в раскаянии. – «Увы», слав. «благо», по-евр. «ах» – междометие гневного удовлетворения (в порыве священного негодования пророка на беззаконие). Иез.21:16 .  Соберись и иди направо или иди налево, куда бы ни обратилось лице твое. «Соберись» – предположительное значение евр. слова (ахад), составлявшего должно быть военный термин; слав.: «проходи яко молния». «Иди, направо или иди налево» – в Иерусалим или на аммонитян, как видно из ст. 19, 22. Иез.21:17 .  И Я буду рукоплескать и утолю гнев Мой; Я, Го­с­по­дь, сказал. Даже Сам Бог, как пророк в 14 ст., будет рукоплескать (сильный антропоморфизм) успехам врагов Израилевых: до того порвал Он со своим народом и до того велика ярость Его на последний. Иез.21:19 .  и ты, сын человеческий, пред­ставь себе две дороги, по которым должно идти мечу царя Вавилонского, – обе они должны выходить из одной земли; и начертай руку, начертай при начале дорог в города. Пророк оставляет образную речь. Меч Божий – это войско царя Вавилонского, который уже двинулся на усмирение палестинских мятежников – Иудеи и Аммона – и стоит на разветвлении дорог в нерешительности, к Иерусалиму ли идти или на аммонитян. Он и спрашивает об этом оракула (гадает). «Бог позаботится о нужном ответе» (Сменд). Все это пророк должен представить в символическом действии: может быть на тех песках, на которых был построен Тел-Авив ( Иез.3.15 ), он должен провести две черты, означающие две дороги, выходящие из одной земли (Вавилона). – «И начертай руку». Евр. над здесь означает, вероятно, не руку, а, как в 1Цар 15.22 ; 2Цар 18.18 ; Ис 56.5 , столб на перекрестках с обозначением, куда ведет каждая из разветвляющихся дорог, какие столбы и теперь ставятся на перекрестках и были в употреблении, как показывает это место, уже в той глубокой древности. – «В города» – Иерусалим и Равву – ст. 22.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Обращаясь к Ниневии, столице Ассирийского царства, пророк говорит: «Разве ты лучше Но-Аммона (резиденции фараонов в Верхнем Египте), находящегося между реками, окруженного водой, которого валом было море, и море служило стеной его? Эфиопия и Египет, с бесчисленным множеством других, служили ему подкреплением: Копты и Ливийцы приходили на помощь тебе. Но и он переселен, пошел в плен; даже и младенцы его разбиты на перекрестках всех улиц, а о знатных его бросали жребий, и все вельможи его окованы цепями» ( Наум.3:8–10 ). Орудием исполнения этого грозного суда Божия над Египтом послужил царь Ассирийский, именно Арна или Саргон. Надписи, прочитанные на столбах царского дворца в Карсабаде, свидетельствуют, что Саргон, по завоевании Азота, предпринял поход против Эфиопии и Египта и завоевал тогдашнюю резиденцию фараонов, Но-Аммон (или Фивы) и отвел пленных из Египта и Эфиопии в Ассирию, как обыкновенно поступал при своих завоеваниях, с целью усилить подчинение покоренных народов» (Авг. Дехзель). Затем Сеннахерим одержал победу над Египтянами и Эфиопами при Лахисе. Наконец, преемник Сеннахерима, Ассаргадон, по свидетельству памятников Ассирийских, завоевал и подчинил своей власти Египет и Эфиопию (ср.гл.19:4). 44 Из истории Евангельской также известно, что когда Спаситель явился апостолам на море Тивериадском, то Петр, узнав, что это был Господь, надел свое верхнее платье, ибо был «обнажен», но не совершенно, на нем была сорочка. Ап. Павел, говоря о себе: «мы об­нажены» ( 1Кор.4:11 ), не желал сказать, что он был без всякой одежды, но только – что он бедно и мало одет. Подобно тому, у Гре­ков и Римлян «нагим» назывался или тот, кто вообще одет плохо, или кто не одет соответственно своему званию. Так, в одной комедии Аристофана некто, по имени Еваон, как казалось многим, ходил «нагим», тогда как у него не было только плаща. Виргилий, предлагая совет: «обрабатывайте землю и сейте нагими», подразумевает, конечно, земледельца не совершенно нагого, а только в хитоне. Аврелий Виктор, повествуя о «славных мужах» (гл.17), говорит, что когда избран­ные депутаты от сената пришли объявить Квинкцию Цинциннату об избрании его в консулы, то нашли его обнаженным и обрабатывающим свое поле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Далее следует указать на пример Лота, и на тот способ, каким дочери соблазнили отца своего на грех . Здесь вино перебродившее показывает себя соблазнителем и обманщиком, разжигателем низменных страстей, виновником нецеломудрия и кровосмешения; с того времени оно тысячи и миллионы людей привело к падению и лишило чести и во все времена показывало себя самым злейшим и опаснейшим врагом доброй нравственности и благоповедения. Сильное царствование Саула и мудрое управление Давида сделали израильский народ великим и могущественным. Но во времена царей вино было причиною нравственного расслабления, греха и порока. Довольно указать на Аммона, Авесалома и сестер его. Выходя из этой точки зрения, не трудно понять, почему Давид представляет гнев и наказание всемогущого в образе сосуда в руке Иеговы, наполненного кипящим опьяняющим напитком. Он напояет из этого сосуда живуших на земле, и скорбь и ужас является последствием этого. Ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожди ее будут выжимать и пить все нечестивые земли ( Пс.74:9 ). И далее говорится: Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался... Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления (опьянения) ( Пс.59:3, 5 ). Здесь перебродившее, опьяняющее вино характеризуется прямо и решительно, как средство суда и наказания. Какое место занимает по отношению к вину мудрый Соломон, где он говорит: «Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем, как сердце мое руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей» ( Еккл.2:3 ). То, что мудрый Соломон считает необходимым, чтобы составить себе безпристрастное понятие о том, что составляет благо для человека, и чтобы постигнуть, что такое глупость, это должно быть рекомендуемо еще и сегодня (и, может быть, сегодня в особенности) тем, которые призваны и воображают себя призванными быть вождями и учителями. Но особенно необходимо рекомендовать это, как уже замечено, таким людям, которые задаются целью писать по алкогольному вопросу. Подтверждение этого мы находим в Притчах Соломона, где говорится: „Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающейся ими, неразумен” ( Притч.20:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

После неудавшейся попытки силой подчинить себе отложившиеся колена, Ровоам стал заботиться об укреплении за собой оставшегося ему владения 216 . Он укрепил несколько городов и между ними Вифлеем, Фекою и Хеврон, превратив их в сильные крепости и снабдив оружием и провиантом. Когда определились границы Иудейского царства, то оно обняло собою не только владения двух главных колен Иудина и Вениаминова, но и прежние земли колена Данова, переселившегося на север, и земли колена Симеонова, настолько ослабевшего политически, что оно как бы перестало даже считаться самостоятельным коленом. Кроме того, под властию Ровоама оставались еще покоренные раньше земли Эдома и Аммона, продолжавшие платить дань, установленную Давидом. В нравственном отношении царство Иудейское было усилено еще тем, что в него переселилось все колено Левиино – все священники и левиты, выселившиеся из царства Израильского вследствие введения там идолопоклоннического культа золотых тельцов. Вследствие всего этого первые годы царствования Ровоама отличались значительным для тогдашнего политического состояния страны благоденствием. К несчастию, Ровоам наследовал от своего отца его худшие качества и содержал многочисленный гарем – из 18 жен и 60 наложниц, давших ему двадцать восемь сыновей и шестьдесят дочерей. С этим неразлучны были обычные соперничества и интриги, тем более, что Ровоам показывал явное свое предпочтение своей любимой жене Маахе, дочери (или, вернее, внучке) Авессаломовой, за сыном которой Авией упрочил наследство престола и заранее сделал его «главою и князем над братьями его». Чтобы ослабить их соперничество, он благоразумно «разослал всех своих сыновей по всем землям Иуды и Вениамина, во все укрепленные города, и дал им содержание большое, и прислал много жен». Но при временном благоденствии ускорилось лишь забвение недавних грозных испытаний, и Ровоам, а вместе с ним и весь народ иудейский «оставили закон Господень» и «делали неугодное пред очами Господа». «И устроили они у себя высоты, и статуи, и капища на всяком высоком холме, и под всяким тенистым деревом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Fr. Schwally Das Buch Ssephanja... Zeitschrift fur aittestament liohe Wissensch. 1890, K. II, S. 185–186. Сн. Тюрнина, Цит. соч., с. 100–104). Общий смысл стихов 5–7, однако совершенно ясен. Пророк в отдаленной перспективе созерцает картину грядущей на землю филистимскую катастрофы и тот вид, какой примет страна после последней. Береговая страна, теперь служащая ареною кипучей жизни, изобилующая населенными портами и многолюдными и укрепленными городами, славная широкою морской и сухопутной торговлей, по мановению Божию, запустеет, превратится в пустынную степь, в которой будут жить лишь пастухи с своими стадами. Затем, по ст. 7, степь эта сделается достоянием «остатка дома Иудина», который «в домах Аскалона буде т вечером отдыхать, когда (милостиво) воззрит на них Господь Бог их и возвратит их из плена». По блаж. Феодориту, «это пришло в исполнение по возвращении Иудеев из плена; ибо в книгах Маккавейских находим, что Ионафан и Симон, овладев Газою, Аскалоном и Птолемаидою, подчинили их своей власти. Точное же и непререкаемое исполнение пророчества можно видеть по вознесении Спасителя нашего и после проповеди святых апостолов: ибо они, изшедши из Иудеи, превитали в городах сих к вечеру, т. е. прежде скончания вечера, когда Бог всяческих призрел на язычников и освободил их от горького рабства и «плена» (с. 48). Соф.2:8 .  Слышал Я по­ноше­ние Моава и руга­тель­ства сынов Аммоновых, как они издевались над Мо­им народом и величались на пред­елах его. Соф.2:9 .  Посему, живу Я! говорит Го­с­по­дь Саваоф, Бог Израилев: Моав будет, как Содом, и сыны Аммона будут, как Гоморра, достоя­ни­ем крапивы, соляною рытвиною, пустынею навеки; остаток народа Моего возьмет их в добычу, и уцелев­шие из людей Мо­их по­лучат их в наследие. От филистимлян, соседей Иудеев на западе, пророк обращается к восточным соседям избранного народа, потомкам Лота – Моавитянам и Аммонитянам. Будучи родственными Израилю племенами, те и другие, однако, на протяжении почти всей библейской истории, исключая отдельных случаев мирных и дружественных сношений ( Руф. 1.1 и д.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

9. И клтс имъ Годоліа, и мжемъ ихъ, глагол: не убойтес лица отркъ Халдейскихъ: вселитес на земл, и слжите црю Вавлнск, и лчше вамъ бдетъ. 9. Годолия, сын Ахикама, сына Сафанова, клялся им и людям их, говоря: не бойтесь служить Халдеям, оставайтесь на земле, и служите царю Вавилонскому, и будет вам хорошо. 10. И се азъ сж в Массифа, стати против лиц Халдейск, же аще пріидтъ на васъ: вы же соберите вїно и овощь, и соберите масло, и влійте в сосды сво, и вселитес в грады, же удержасте. 10.  А я останусь в Массифе, чтобы предстательствовать пред лицем Халдеев, которые будут приходить к нам; вы же собирайте вино, и летние плоды, и масло, и убирайте в сосуды ваши, и живите в городах ваших, которые заняли.  – Иудеям, представителям вооруженного сопротивления халдеям, Годолия, как представитель власти халдейского царя в Иудеи, дает уверение, что они могут жить в своем отечестве спокойно, не опасаясь преследования и наказания за свое прошлое сопротивление. Годолия обещает защищать их своим влиянием от халдеев, но убеждает их взамен того – быть покорными халдеям (разумеется, в лице наместника последних – самого же Годолии). Вселитес во грады, же удержасте, т. е. в те города, которые иудейское, внеиерусалимское войско удержало в своей власти, потому что халдеи не считали нужным тратить свои силы на овладение этими городами. Вы же соберите вїно и овощь… Был пятый месяц года ( Иер. 52:12 ), соответствующий нашему июлю, следовательно было время собирания плодов; и то, что уцелело от рук халдеев на полях и в садах, предоставляет теперь Годолия оставшимся в отечестве иудеям. 11. И вси Ідеи, иже в земл Мавли, и в снхъ Аммнихъ, и же во Ідмеи, и же во всей земл, услышаша, к далъ есть црь Вавлнскїй станокъ во Ід, и к поставилъ есть над ними Годолію сна Ахїкамова, сна Сафанова. 11. Также все Иудеи, которые находились в земле Моавитской и между сыновьями Аммона, и в Идумее, и во всех странах, услышали, что царь Вавилонский оставил часть иудеев, и поставил над ними Годолию, сына Ахикама, сына Сафана;

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

290 Едва ли можно утверждать, что в 52:4 следует перевести: «наконец» т е «Ассур теснил его – Израиля – наконец» ( – и на основании этого выводить, что, следовательно, во времена пророка еще не приходили вавилоняне), – как думают Геферник и др. Гефериик говорит, что стоит в противоположность «в начале» – в том же стихе. Но может означать просто: «некогда», «в прежнее время», или стоять, как противоположение слову: «и теперь» в 5 ст. скорее следует рассматривать, как выше и нижеследующие выражения: «за ничто», «без серебра», «даром»; хотя, впрочем, в параллельном месте у Иеремии 50:17 слову соответствует: «последний». 291 Ср. Иер.50:17, 11 , где пр. Иеремия, по всей вероятности, имел в виду Ис.52:4 и 5: «прежде объедал его царь Ассирийский, а сей последний Навуходоносор, царь Вавилонский, и кости его сокрушил». Здесь прямо указывается царь Вавилонский Навуходоносор; как о прежде теснившем Израиля, говорится (не об Египте, а) о царе ассирийском. 292 Особенно следует обратить внимание на слова: «и не будет более слышим голос послов твоих» – 2:13. Не ясное ли здесь указание на посольство Рабсака, который «возглашал громким голосом слово царя Ассирийского?» ( Ис.36:13 ). Нельзя думать, что слова 3:8–10: «разве ты (т. е. Ниневия) лучше Но-Аммона, находящегося между реками, окруженного водою, которого вал был море (ср. Ис.18:1–2; 19:5–6 ), и море служило стеною его? Ефиопия и Египет… служили ему подкреплением,.. но и он переселен, пошел в плен», непременно указывают на упоминаемое в ассир. надписях (Schrader, Keilinschr. s. 288 f) разрушение Фив Ассурбанипалом, что, следовательно, пророк Наум не мог пророчествовать при Езекии, но позднее. В словах 3:8–10 можно видеть указание на поход Саргона, битву его с фараоном при Рафии (ок. 720 г. ср. Ис. 20 гл.), следов. пр. Наум после 14 года Езекии (или 714 г. до Р. X.) вполне мог написать то, что заключается в 3:8–10 его книги. 293 Кроме того, в обеих частях книги Египет называется , 30:7; 51:9; 30:7: «помощь Египтян мимолетна и напрасна; поэтому Я назвал их – храбры они сидеть дома».

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Блудодействовали и десять колен с идолами Иеровоама, сына Наватова, и оставили Господа Бога своего, не исполняя того, что Он повелел, сказав: «Господу Богу твоему поклонишися и Тому единому послужиши» ( Втор. 6:13 ; сн. Мф. 4:10 ). Слова же: «Блуд, вино и пьянство увлекают сердце» следует понимать μφατικς. Ибо как вино и пьянство лишают человека обладания умом, так блуд и похоть развращают чувства и расслабляют дух и из разумного существа делают человека бессмысленным животным, так что он постоянно ходит в корчмы, в непотребные дома и в притоны разврата. И когда сердце отклонится таким образом с места своего, то он дерево и камни почитает за богов и поклоняется делам рук своих. Поэтому и пророк как бы с изумлением и удивлением говорит: народ Мой, который некогда назывался Моим именем, стал вопрошать дерево и камни, – это род гадания, который греки называют αβδομανρεαν (жезлогаданием). Потому и у Иезекииля ( Иез. 21 ) мы читаем, что Навуходоносор смешал жезлы против Аммона и против Иерусалима, и вышел жезл против Иерусалима. Причиною этого безумного блуда служит дух, который прельстил их, чтобы они, блудодействуя, отступили от Бога своего. Блудом же называется идолослужение, согласно с тем, что мы читаем у Иеремии: «прелюбодействовали с камнем и деревом, и Я сказал: после блудодейства со всем этим возвратись ко Мне, но она не обратилась ко Мне всем сердцем, а притворно». И еще: «она оставила Меня и сказала: буду ходить на всякую гору высокую и блудодействовать под всяким деревом ветвистым» ( Иер. 3, 2:20 ). И в псалме говорится: «потребил еси всякого любодеющего от Тебе» ( Пс. 72:27 ). Ибо началом блуда служит изобретение идолов. Еретики никогда не насыщаются своим заблуждением, и не прекращают бесстыдного блуда, и, ежедневно нарушая закон и Священные Писания, оставляют Господа, безумствуют и упояются, и утратив способность здравого суждения, покланяются идолам, измышленным ими самими, и ими овладевает дух блуда. Ос. 4:13 . На вершинах гор они приносили жертвы и на холмах возжигали ладан под дубом, и тополем и теревинфом, потому что хороша тень от него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

13 . И прекратится зависть Ефрема, и враждующие против Иуды будут истреблены. Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не будет притеснять Ефрема. 14 . И полетят на плеча Филистимлян к западу, ограбят всех детей Востока; на Едома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им. 15 . И иссушит Господь залив моря Египетского, и прострет руку Свою на реку в сильном ветре Своем, и разобьет ее на семь ручьев, так что в сандалиях могут переходить ее. 16 . Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура, будет большая дорога, как его было для Израиля, когда он выходил из земли Египетской. Все эти стихи по указанию св. Василия великого 658 знаменуют победу Христианства над язычеством. Стих 13 указывает в этом смысле уничтожение розни, существовавшей и существующей между непримиренными Христовым учешем коленами избранного народа. Стих 14 перечисляет представителей не царств, а культов ложных богов; в стихе 15 рисуется ослабление языческого влияния Египта, которое, как мы знаем, начало быстро падать при Птоломеях 659 , замененное сначала многообразными греческими философскими воззрениями, к которым мы склоняемся применить символизм реки, иссушаемой по повелению Господню. При Римлянах не смотря на то, что они сами строили Египетские храмы, как в Дендера и Есне и на о ве Филе, языческое влияние Египта стало ничтожно и отозвалось только в весьма мало уважаемых мистериях Изиды. Почва была, так сказать, иссушена и Апостолы, как св. Марк и святые отцы, начавшие свои подвиги в Египте гораздо ранее формального уничтожения в Египте идолопоклонства в 381 г. указом Феодосия великого 660 , нигде не встречали серьёзного противодействия от туземного культа. Единственные жестокие противники их всегда были Иудеи, имевшие в Египте многочисленные колонии. Стих 16 говорит о большой дороге для духовного Израиля по всей Азии („от Ассура“). Здесь под именем Ассура, надо разуметь все страны, лежащие на восток от Палестины. Дело Римлян, как всякое дело,-бессознательно для людей творящих его,-было дело Божие и входило в план Божественного провидения.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

а) Поражение Идумеев и сынов Веана (ст. 1–5). б) Поражение Аммонитян (ст. 6–8). в) Нападение язычников на галаадскую страну и посольство Галаадитян к Иуде и братьям его с просьбой о защите (ст. 9–13). г) Подобное же посольство от жителей Галилеи (ст. 14–15). д) Симон, брат Иуды, отправляется с 3000 воинов в Галилею, сам же Иуда с братом Ионафаном идет в Галаад, Иосиф же и Азария остаются начальниками в Иудее (ст. 16–20). е) Симон поражает язычников в Галилее, Иуда же, в Галааде, разбивает Сирийцев и союзных им Аравитян, под начальством Тимофея (ст. 21–44). ж) Взятие и истребление крепости Ефрона на возвратном пути Иуды в Иерусалим (ст. 45–51). з) Поражение Иосифа и Азария, военачальников иудейских, самовольно напавших на Горгия, сирийского военачальника, в отсутствие Иуды (ст. 52–62). и) Победа Иуды Маккавея над Идумеями хевронскими и филистимлянами (ст. 63–68). Ст. 3. …Иуда ополчился против сынов Исава в Идумее, в Акравиме... Акравим была некоторая местность на границах земли Израильской и Идумеи 1110 . Ст. 4. …Вспомнил он и о злобе сынов Веана... Неизвестно с достоверностью, какой здесь разумеется народ. Может быть, это были обитатели страны, где находился город Веон, в окрестностях Мертвого моря 1111 . Ст. 6. …Потом Иуда перешел к сынам Аммона, и встретил... Тимофея, предводителя их... Упоминаемый в сем стихе Тимофей есть лицо, отличное от того, о котором говорится в стихе 11-м. То был предводитель галаадских язычников. Ст. 9. …Тогда собрались язычники, жившие в Галааде, против Израильтян, находившихся в пределах их, чтоб истребить их... Откуда взялись эти язычники? Еще до пленения Вавилонского, под конец Иудейского и Израильского царств, Аммонитяне и Моавитяне завладели почти всеми землями по ту сторону Иордана, т. е. всем Галаадом, как это видно из пророков Иеремии, Иезекииля и Амоса 1112 . По возвращении из плена, прежние галаадские жители, поселившись на своих местах, жили в мире, под покровительством персидских царей. Когда же настали времена гонения Антиохова, то Аммонитяне и Моавитяне восстали против евреев, дабы удовлетворить своей старинной ненависти против Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010