Гласъ ихъ: φων ατν читается по Ват. сп., по Альд. изд. и по Феодориту. Издание Комплют. имеет здесь слова φων ατς, – чтение, которому следовал сирско-гекзаплский перевод и которое согласно также и с евр. текстом. Из слов: к древіе скще последнее следовало бы заменить причастием секущии (=πτοντες). Иер. 46:24 24. Посрамлена есть дщи Егпетска, и дана в рц людемъ полнщнымъ. 24. Посрамлена дочь Египта, предана в руки народа севернаго. 24 . Посрамлена есть дщи Егпетска: потому что напрасно надеялась на свои города и крепости, на свое войско. Ее посрамление есть то унижение, которое она испытает после величия, кажущегося непоколебимым. «Люди полунощны» суть халдеи (ср. толков. Иер. 1:15 ). Иер. 46:25–26 25. Реч Гдь Вседержитель Бгъ Ісраилевъ: се азъ посщ на Аммна сна е, и на Фарана, и на Егпетъ, и на боги ег, и на цр ег, и на Фарана, и на уповающы нань. 25. Господь Саваоф, Бог Израилев, говорит: вот, Я посещу Аммона, который в Но, и Фараона, и Египет, и богов его, и царей его, Фараона и надеющихся на него. 26. И дамъ ихъ в рц ищщихъ дш ихъ, и в рк Навходоносора цр Вавлнска, и в рц слгъ ег: и посемъ поживтъ коже и перве, глаголетъ Гдь. 26. И предам их в руки ищущих души их, и в руки Навуходоносора, царя Вавилонскаго, и в руки рабов его; но после того будет он населен, как и в прежние дни, говорит Господь. 25, 26. Аммоном называлось главное верхнеегипетское божество, которое имело свой храм в Фивах, городе, носившем вследствие того имя – Но Аммон, т. е. жилище Аммона. И в настоящем месте пророк говорит об Аммоне, который в Но (ср. примеч.). Под «богами» Египта разумеются второстепенные божества египтян. Под царями Египта, называемыми рядом с фараоном, разумеются те, которые, принадлежа к касте воинов, могли сделаться с течением времени фараонами и на которых потому египтяне могли надеяться, как на свою опору, как на людей, которые после смерти или падения царствующего фараона могут взять на себя управление страною и поддержать ее существование, а по возможности и благоденствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Наум.3:8–12 .  Разве ты лучше ...Амона (вульг. Александрии народов), живущего среди рек? Вода вокруг него, море богатство его, воды – стены его, Ефиопия и Египет подкрепление его, и нет конца; Африка и ливийцы оказывали помощь тебе. Но и он переселяется и уводится в плен; ... младенцы его будут разбиты (вульг. были разбиты) в начале всех дорог, о знатных его будут бросать (вульг. бросали) жребий и все вельможи его будут окованы (вульг. были окованы) цепями. Так и ты опьянеешь и будешь презрена, и будешь искать помощи для себя у врага. Все укрепления твои подобны смоковнице с спелыми плодами: если тряхнут их, то они упадут в рот ядущего. LXX: Настрой струну, ты, часть Аммона, живущая среди рек; воды вокруг нее, море начало ее и вода – стены ее. Ефиопия и Египет сила ея, и нет конца бегству твоему; Фут и ливийцы были помощниками ее, и она будет переселена и взята в плен, и младенцев ее разобьют в начале дорог ее, и о всех знатных ее будут бросать жребий, и все вельможи ее будут окованы цепями. И ты опьянеешь и будешь презрена, и будешь искать помощи себе для поддержки у врагов твоих. Все укрепления твои подобны смоковницам, имеющим спелые плоды: если тряхнуть их, то они упадут в рот ядущего. Еврей, наставлявший меня в Писаниях, утверждал, что вместо слов: «настрой струну, часть Аммона», как читается у LXX, и вместо слов: «разве ты лучше Амона», как перевели прочие переводчики, можно так читать: «разве ты, Амон, лучше, нежели Но», и говорит, что по-еврейски «Но» означает «Александрию», а «Амон» – «множество» или «народы», и что ход мыслей здесь следующий: разве ты лучше Александрии народов или многолюдной, живущей среди рек и окруженной водою? Это не потому, что в то время она называлась Александрией, – это имя она получила спустя много времени после того от Александра Великого Македонского, – а потому, что под первым именем, то есть «Но», она всегда была столицею Египта и притом весьма многолюдною. Поэтому и те, которые описали деяния Александра, считают ее главным городом Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

молитвы), ставится это слово в значении для нас и необычном εχ (обета), по крайней мере в рассказе об Анне в 1-й Книге Царств: И первосвященник Илий сидел тогда на седалище при дверях храма Господня. И была она (Анна) печальна сердцем и молилась ( προσηξατο) Господу и горько плакала, И дала она обет ( π ξατο εχν), сказав: Господи сил! Если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь о мне и не забудешь рабы Твоей и даруешь рабе Твоей сына, то я отдам его Господу в дар на все время жизни его, и бритва не взойдет на голову его ( 1Цар 1,9–11 ). Так как « χα π ξατο εχν» сопоставлено здесь с « προσηξατο πρς Κριον», то не без основания можно усвоить этому месту такое значение: «Она (Анна) и то и другое сделала т.е. и » προσηξατο πρς Κριον» и " π ξατο εχν«. Выражение » προσηξατο«, по всей вероятности, здесь поставлено в обыкновенном значении εχ (молитвы), а другое » π ξατο εχν« в том значении, в котором встречается оно в Книгах Левит и Числ (дала обет) 7 . Потому что слова: Я отдам его Господу в дар на все время жизни его, и бритва не взойдет на голову его, собственно говоря, не означают тот обет ( εχ), который и Иефай дал в следующих словах: И дал Иефай обет ( εχ) Господу и сказал: Если Ты предашь сынов Аммона в руки мои, то когда я буду возвращаться от сынов Аммона, должен тот кто из ворот дома моего мне выйдет на встречу, Господу принадлежать, и я принесу его как всесожжение ( Суд 11,30–31 ) 8 . § 5. Возражения противников молитвы. Так как всеведущий и всеблагой Бог и без наших молитв направляет все к нашему благу; так как кроме того и земные судьбы, и вечный жребий каждого человека определены в совете Божием от вечности и изменению Божественные решения не подлежат: то молитва совершенно бесполезна и даже безумна. Первее всего желали вы 9 , чтобы были изложены основания, опираясь на которые утверждают некоторые, что молитва излишня, так как ею де ничего не может быть достигаемо: то вот мы не медлим посильным удовлетворением этого вашего желания, при чем слово εχ будет употребляемо нами в его общем и простейшем значении (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o-molit...

Иосия Иосия (Бог поддерживает, защищает) – имя следующих лиц: а) ( 4Цap. XXI, 24 и др.) – сын и преемник Аммона, шестнадцатый царь иудейский, начавший тридцатилетнее с годом царствование восьмилетним отроком и особенно отличавшийся чистотой жизни и благочестием. Он постепенно уничтожал идолослужение, введенное его предшественниками, очищая Иудею и Иерусалим от высот и посвященных дерев и от резных и от литых кумиров ( II Nap. XXXIV, 3 ). На восемнадцатом году своего царствования Иосия повелел начать возобновление храма Иерусалимского и исправление оказавшихся в нем повреждений. Во время означенных работ первосвященник Хелкия нашел книгу Закона Моисеева – редкое сокровище в это безотрадное время, при господствовавшем нечестии и разврате, когда Бог и Его заповеди были забыты и повсюду нарушались. Сам Иосия, как кажется, первоначально не вполне достаточно знал содержание означенной книги, пока она не была прочитана ему одним из царедворцев. Царь пришел в ужас, услышав, какими страшными наказаниями угрожает Господь преступникам, нарушающим закон Его. Раздравши на себе одежды, он смирился перед Господом и молился Ему со слезами и за то получил от Него отрадное обетование Божия благоволения и милости ( II Nap. XXXIV, 26–28 ). Затем он собрал старейшин и народ, и велел читать книгу Закона вслух, и по прочтении оной заключил завет пред Богом, с клятвенным обещанием верно хранить все заповеди Закона Его, и обязал к тому весь народ свой. После сего он с особенной ревностью озаботился решительным истреблением всех следов идолопоклонства, как-то: кумиров, высот, языческих храмов, домов блудилищных, – и затем по повелению Божию совершил праздник Пасхи с беспримерной торжественностью ( II Nap. XXXV, 3–18 ). Он лично дал на праздник народу 30000 агнцев и козлят, и 3000 волов. На 31-м году царствования Иосии ц. фараон Нехао отправился с войском в поход на берега р. Евфрата для сражения с ц. ассирийским. Иосия, не желая допустить его до прохождения через землю Иудейскую, преградил ему путь. Фараон Нехао послал к нему послов сказать: что мне и тебе, царь Иудейский? Не против тебя я иду войною, но туда, где у меня война. И Бог повелел мне поспешать; не противься Богу, который со мною, чтобы Он не погубил тебя ( II Nap. XXXV, 21 ). Но Иосия не внял совету и предостережению фараона и вышел против него с войском своим на равнину Мегиддона, находившуюся в колене Иссахаровом. Здесь во время сражения он был смертельно ранен стрельцами и умер от раны, будучи тридцати девяти лет от роду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Книга восьмая Какая польза для других от наших толкований на пророков, судья этому Бог и совесть тех, кои, оставив риторические упражнения, и рукоплескания и изящество изложения, желают знать, что в речи их 54 описывается, как бывшее, или обличается, как настоящее, или предсказывается, как будущее. Для нас же польза состоит в том, что, делая это и не будучи заняты ничем другим, мы как бы украдкой приступаем к толкованиям и дневные тяготы вознаграждаем ночными занятиями: дух питается и забывает о бедствиях века, который, находясь уже при самом конце, стенает и мучится, пока не будет взят из среды удерживающий ( 2Фес. 2:7 ) и не будут разбиты, вследствие хрупкости глиняных перстов, ноги статуи, бывшие некогда железными. Мир клонится к падению, а выпрямившаяся шея не сгибается. Богатства погибают, а корыстолюбие не прекращается. Спешат собирать то, что снова перейдет во владение других. Высохли слезы, – и все благочестие исчезло. Много требующих, мало дающих. И не стыдимся мы, отдавая предпочтение бедности в рубище, владеть Крезовскими богатствами и беречь свои сокровища, чтобы другие голодали и погибали, подобно тому одевавшемуся в порфиру богачу, который ничего другого не делал, – ибо Писание не говорит о хищениях и беззакониях его ( Лк. 16:19 ), – и потому же стойкости и высокомерию его не было меры; Лазарю, лежавшему пред, дверями и полуживому, он не приказывал давать даже того, что выбрасывается собакам. Сколько Лазарей лежит теперь и сколько есть, одевающихся в порфиру и разноцветные одежды, которые даже сами не пользуются тем, что они берегут и что должно погибнуть? Это, девственница Христова Евстохия, от избытка сердца высказали уста, и высказали мы это несколько с большей свободой, чем приличествует нашему смирению. Но это будет вступлением для восьмой книги [толкований] на Иезекииля, заключающей в себе угрозу сынам Аммоновым и другим народам и предвещание будущего. Глава XXV Ueз.XXV:1–7 . И было ко мне слово Господне, говорящее: сын человеческий! обрати (или утверди) лице твое на сынов Аммоновых, и будешь пророчествовать о них и скажешь сынам Аммоновым: слушайте слово Господа Бога: так говорит Господь Бог: за то, что вы говорили о святилище Моем: ага! ага! (или: так как вы радовались о святилище Моем), потому что оно поругано, и о земле Израилевой, потому что она опустошена, и о доме Иудином, потому что они отведены в плен: за то Я отдам тебя в наследие сынам Востока (или Кедема), и они устроят у тебя овчарни свои и поставят у тебя шатры свои: они будут есть плоды свои и пить молоко (в некоторых списках прибавлено: твое), и сделаю Гавваф обиталищем верблюдов (или: город Аммона пастбищем для верблюдов), а сынов Аммоновых логовищем для мелкого скота, и узнаете, что Я Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Глава 1 Агг.1:1 . Во второй год царя Дария, в шестой месяц, в первый день месяца, было слово Господне через Аггея пророка к Зоровавелю, сыну Салафиилеву, правителю Иудеи, и к Иисусу, сыну Иоседекову, великому иерею: Так как народ, радовавшийся возвращению из плена, еще не построил храма и не отстроил стен города и [город] еще не имел величия прежнего Иерусалима, а люди жили в домах, высеченных в ущельях, что более ясно выражено по-гречески словом: χολοστθμοις, т. е. расположенных внизу: то слово Божие обращено к тем, которые управляли народом Божиим не под властью царей Езекии, Аммона, или Иосии, пока существовал Иерусалим, а под властью Дария царя, владыки Персов, о котором и Даниил таинственно сообщает в своём свитке. Слово Дарий на нашем языке значит: рождения бывшия, что по-гречески выражается словами γενεα γενμεναι; и, действительно, народ, не имеющий храма, живший то здесь, то там, не заслуживал того, чтобы у него был царь другой, а не тот, который ревностно служил воспроизведению потомства, любил плоть и соблюдал заповедь, данную еще не воспитанному, изгнанному из рая человеку: «Растите, размножайтесь и наполняйте землю» ( Быт.1:28,9:1 ). И так как Дарий был любителем дел плоти и союзником дракона, вся сила которого заключается в бедрах ( Иов.11 ), то видение посылается народу во второй год – число не чистое, обозначающее кожаные одежды после райской наготы и после единства девственного состояния; затем и в книге Бытия в то время, как в 1-й, 3-й, 4-й, 5 й, 6-й дни по окончании отдельных творений [говорится]: «И видел Бог , что добро», во 2– й день согласно Еврейскому тексту и переводам Акилы, Симмаха и Феодотиона этих слов нет. И на самом деле невозможно, чтобы Бог одобрил мыслью день второй, который, образовав число, нарушил единство. Присоединяется также и месяц шестой, не имевший, как и седьмой, праздников Божиих, но имеющий соотношение с шестью днями, когда сотворён мир, в котором мы несём тяжкие труды и в поте лица едим хлеб, а земля произращает нам терния и колючие растения и обсеменяемая пшеницею даёт листву и тростник.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Глава 11 (1) Но выйдет отрасль от ствола Иессеева 68 И ветвь от корней его принесёт плод, (2) И пребудет на Нём дух Иеговы, Дух мудрости и разума, Дух совета и силы, Дух знания и страха Иеговы; (3) Дух Его в страхе Иеговы, И судить будет не по своему усмотрению, Управлять станет не понаслышке. (4) Бедняков рассудит по правде, И притеснённых в стране устроит по справедливости. Жезлом уст своих накажет землю, И духом правосудия убьёт злодеев. (5) И будет правда опоясывать поясницу Его, И истина – опояшет бедра Его. (6) Волк с ягнёнком будут ходить, И барс с козлом – отдыхать; Телёнок со львёнком будут вместе пастись, И маленький мальчик будет гонять их, (7) Корова с медведем будут пастись, Вместе будут лежать дети их, И лев, как вол, будет есть солому. (8) Младенец будет играть над норою аспида, И у щели скорпиона смело протянет руку свою, (9) Не будут делать зла, И не повредят на всей святой горе; Потому что наполнится земля знанием Иеговы, Как море наполнено водою. (10) В тот день к корню Иессееву, Который станет знаменем всех народов, Побегут все народы, жилище Его будет славно. (11) И будет в тот день: Господь снова прострёт руку свою, Чтобы выкупить остаток народа своего, Что останется от Ашура, От Египта и Патроса, От Хуша и Елима, От Шингара и Хамафа, От морских островов. (12) Он поднимет знамя народам, И соберёт изгнанников израиля, И разбросанных иудеев Созовёт с четырёх сторон земли. (13) Тогда прекратится зависть Ефрема, И притесняющие Иуду будут истреблены. Ефрем не будет завидовать Иуде, И Иуда не станет притеснять Ефрема. (14) Налетят на плечи филистимлян на западе, Вместе разграбят племена восточные, На Едома и Моава наложат руку, И сыны Аммона будут покорны им. (15) Иегова иссушит залив моря египетского, В сильном ветре своём На реку прострёт руку свою, Разделит ее в семь ручьёв, И пройдут по ней в обуви; (16) Тогда будет остатку народа моего, Что остался от Ашура, Дорога, как была она для израиля, Когда вышел он из земли египетской. Читать далее Источник: Книга пророка Исаии (Ешаия). (Опыт переложения на русский язык священных книг Ветхого Завета проф. А.А. Олесницкого (с масоретского текста))//Труды Киевской Духовной Академии. 1865. Т. 3. С. I-VI, 1-288 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Глава 3 1–24. Потомки Давида до Елиоеная и семь сыновей последнего. Излагаемое в настоящей главе родословие Давида является продолжением линии Арама, доведенной во ( 1Пар.2:10–17 ) до Иесея и прерванной затем изложением генеалогии Халева и Иерахмеила. Поколение Давида разделено автором на три группы: сыновья Давида, за исключением детей от наложниц ( 1Пар.3:1–9 ); цари дома Давида от Соломона до Иехонии и Седекии ( 1Пар.3:10–16 ) и потомки Иехонии, кончая семью сыновьями Елиоеная ( 1Пар.3:17–24 ). 1Пар.3:1 .  Сыновья Давида, родившиеся у него в Хевроне, были: первенец Амнон, от Ахиноамы Изреелитянки; второй – Далуия, от Авигеи Кармилитянки; 1Пар.3:2 .  третий – Авессалом, сын Маахи, дочери Фалмая, царя Гессурского; четвертый – Адония, сын Аггифы; 1Пар.3:3 .  пятый – Сафатия, от Авиталы; шестой – Ифреам, от Аглаи, жены его, – 1Пар.3:4 .  шесть родившихся у него в Хевроне; царствовал же он там семь лет и шесть месяцев; а тридцать три года царствовал в Иерусалиме. Шесть сыновей Давида, родившихся в период царствования в Хевроне (ст. 4), перечисляются также во ( 2Цар.3:2–5 ). Различие между тем и другим списком то, что второй сын называется в кн. Царств не Даниил, как здесь по еврейскому и греческому спискам, а Хилав, или, по LXX, Далуиа. По объяснению Кейля, различие в названии второго сына Давида вызвано тем, что он имел два имени. Другие предполагают, что в кн. Царств Хилав не собственное имя, а нарицательное – «похожий на отца». Но в таком случае возникает вопрос, почему же только один сын не назван собственным именем? Наконец, третьи, принимая во внимание, что имена греческого текста Далуиа и Даниил по еврейскому начертанию сходнее между собою, чем Хилав и Даниил, предполагают порчу еврейского текста в кн. Царств. О матери Аммона Ахиноаме и о нем самом см. ( 1Цар.25:43,27:3 ) и ( 2Цар.13:1 ). Об Авигее – матери Даниеля см. ( 1Цар.25:3 ). 1Пар.3:2 .  третий – Авессалом, сын Маахи, дочери Фалмая, царя Гессурского; четвертый – Адония, сын Аггифы; см. ( 3Цар.1–2 ). 1Пар.3:4 .  шесть родившихся у него в Хевроне; царствовал же он там семь лет и шесть месяцев; а тридцать три года царствовал в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XVIII 1 . Горе земле, осеняющей крыльями по ту сторону рек Ефиопских, 2 . посылающей послов по морю, и в папировых суднах по водам! Идите, быстрые послы, к народу крепкому и бодрому, к народу страшному от начала и доныне, к народу рослому и (всё) попирающему, которого землю разрезывают реки. 3 . Все вы, населяющие вселенную и живущие на земле! смотрите, когда знамя поднимется на горах, и, когда загремит труба, слушайте! Последний 3-й стих несколько помогает нам понять это темное и трудное пророчество. Кто подымает знамя на горах по повелению Божию? В главе XIII, в пророчестве на Вавилон ясно предсказано разрушение месопотамских Царств Мидянами (под именем которых разумеются и Персы), и в лице которых Господь передает владычество над всей землей Ариям 805 . Вот почему в ст. 3 делается воззвание „Слушайте!... смотрите, все вы населяющие вселенную!“ Великий момент наступает; земля отдается Иафетидам. Переходя затем к стиху 1-му, мы заметим, что осенение крыльями означает могущество, напоминая орла, готового с высоты ринуться на намеченную жертву. Но кроме того эмблема или символический знак Ефиопии был диск с двумя распростертыми крыльями 806 . Мы выше говорили уже об этой части истории Египта,-прекрасно изложенной Бругшем, – как при Рамессидах возвысились жрецы и, захватив власть, выгнали Рамессидов; как вследствие родственных связей с изгнанниками, Ассирия вмешалась в дела Египта и в Бубастисе, в Дельте основала царство сильное, которое при Шишанке (Сусакиме) выгнало из Египта в Ефиопию жреческую династию; как после того, при ослаблении влияния Ассирии, вторая жреческая Ефиопская династия „осенила Египет своими крыльями“ и когда Сеннахерим шел, чтобы побороть ее, – армия его погибла на границах Египта. Поэтому мы думаем, что пророк видит в видении эти будущие события, и в виду гроз, надвигавшихся с востока не только от Ассирии, но и от Вавилона,-указывает Египту, осеняемому Ефиопией, – чтобы они посылали послов своих по морю и по рекам 807 не к нынешним властителям Азии, а к „народу крепкому и все попирающему“. Мы сознаемся, что „земля разрезанная реками“, упомянутая как родина или местопребывание сильных племен, имеющих овладеть землею, представляет большие трудности понимания. Означает ли это древний дом Ариев на Сыр-Дарье и Аму-Дарье, или указывает на них, как на овладевших уже Месопотамией, мы решить не можем. Мы думаем еще, что пророчество первых трех стихов этой главы не касается еще нашествия Персов на Египет при Камбизе: оно говорит только о появлении на горизонте Ариев. Слово же горе! обращенное к Ефиопии, должно указывать на разгром Фив (Но-Аммона) Есархадоном, на которое указывал пророк Наум, говоря уже, как о прошедшем событии. Заметим, что глава XVIII говорит об Ефиопии, т. е. о жреческой династии, и только XIX глава говорит об Египте времен новой XXVI династии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Не оставим без внимания весьма важного факта: когда жреческая династия удаляется в Ефиопию и теряет власть над Египтом, то с ней удаляются из Египта те духовные и нравственные силы, которые управляли Египтом на основании древних преданий; жреческая мудрость с ее монотеистическими верованиями заменяется влиянием сначала Ассирийских (Семитических и Кушитских) жрецов, а позже прямым влиянием Греков, которым Псамметих впервые открывает доступ внутрь Египта 818 . „Дух Египта изнемогает в нем“. Влияние Греков весьма человечно, но не они могли поднять высоту религиозного понимания о Боге или даже поднять уровень нравственной чистоты. Потому-то мы читаем между строк в 3 стихе указание, что в училищах Египетских храмов древняя монотеистическая мудрость иссякает, жрецы времен XXVI династии не суть уже те великие жрецы Она (Гелиополиса) или Абидоса или Но-Аммона, которые были современниками великого Аменемха II и Иосифа, или Моисея, и Тутмесов и царицы Хашоп, (Хатазу) которые создавали и медицину и скульптуру и строительное искусство и, в большей части случаев 819 , соединяли с знаниями строительного искусства звание визиря фараона.-Замечательно пророчество 4-го стиха в связи с историческими сказаниями о Камбизе. С одной стороны, пророчество указывает на развитие идолопоклонства и чародейства, с другой – с необычайной ясностью рисует появление „властителя жестокого“, ненавистника идолов и фетишей, как рисуют греческие писатели Камбиза, убившего, якобы, своею рукою Аписа. 5 . И истощатся воды в море, и река иссякнет и высохнет; 6 . и оскудеют реки, и каналы Египетские обмелеют и высохнут; камыш и тростник завянут. 7 . Поля при реке, по берегам реки и все, посеянное при реке, засохнет, развеется и исчезнет. 8 . И восплачут рыбаки, и возрыдают все, бросающие уду в реку, и ставящие сети в воде впадут в уныние; 9 . и будут в смущении обработывающие лен и ткачи белых полотен; 10 . и будут сокрушены сети, и все, которые содержат садки для живой рыбы, упадут в духе. Нарисованная пророком картина бедствия Египта совершенно соответствует последствиям засухи, зависящей от малого подъема вод Нила 820 ; но в данном случае, кажется, надо принять во внимание и нашествие неприятеля, которое было причиной запущения каналов и всей системы орошения, так мудро устроенной при фараонах XII династии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010