14. И полетят на плеча Филистимлян к западу, ограбят всех детей Востока; на Едома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им. (И полетят в кораблех иноплеменничих, море купно пленят, и сущих от восток солнца, и Идумею: и на Моава первее руки возложат, сынове же Аммони первии покорятся). Филистимляне жили на запад от Иудеи, по самому берегу Средиземного моря, и занимались морской торговлей; весьма нередко были во враждебных отношениях к Евреям. Но впоследствии, по слову пророка Исаии, иудеи распространят, свою власть и над Филистимлянами, а через них и над некоторыми островами Средиземного мора (ср. Ис.9:11–12 ): тогда, поместившись на кораблях филистимских, подняв широкие и сильные паруса, иудеи полетят в открытое море, так легко и спокойно, удобно и безопасно, как в восточных городах переносятся богатые и изнеженные властители на плечах своих рабов (обычно в подъёмных шатрах) или малолетние дети на плечах своих родителей (ср. Ис.49:22–23; 60:8–9 ). Подобным образом Иудеям покорятся и все племена, обитавшие на востоке от Иудеи, именно: Идумеяне – потомки Эдома (Исава), жившие по склонам гор Сеира, на юг от Мертвого моря – Моавитяне, потомки Лота, обитавшие на восточном берегу Мертвого моря, и соседи их – Аммонитяне, – вообще все, которые были прежде враждебны Иудеям, по зависти к ним. Так опять царство Еврейское не только достигнет пределов, какие оно имело в достославное царствование Давида и Соломона, но и расширит оные. 15. И иссушит Господь залив моря Египетского, и прострет руку Свою на реку в сильном ветре Своем, и разобьет ее на семь ручьев, так что в сандалиях могут переходить ее. (И опустошит Господь море Египетское и возложит руку свою на реку духом пресильным: и поразит на седмь дебрий, якоже преходити ю во обувении). Египет был естественно отделен от Иудеи болотистой низменностью, где пролегало многоветвистое и широкое устье реки Нил, пустынями Суэцкого перешейка и потом Красным морем. Эти местные условия значительно служили к разобщению Египтян с Иудеями и затрудняли исход из Египта Евреев, отведенных туда пленниками. Но впоследствии, Господь, объединяя с иудеями все окрестные народы, присоединит и Египтян, особенно пленных иудеев, обитателей Египта. При этом Он устранит все препятствия к их переходу и сближению. Действием своей всемогущей власти Он пошлет сильный ветер и непрестанным напором его иссушит многоводное устье реки Нил, в то время, разделявшееся на семь дебрей, т.е. отдельных русл; каждый из них сделается незначительным мелководным ручейком, а вместе и главное русло Нила обмелеет настолько, что можно будет переходить эту реку всюду, в обыкновенной обуви (в сандалиях, которые закрывают только одну подошву ступни). Таким образом, беспрепятственно можно будет возвращаться Евреям из Египта опять, как они возвращались некогда из этой страны с Моисеем. |
И когда Исаак, отец Иакова и Исава, умер, услышали сыновья Исава, что Исаак отдал первенство своему младшему сыну Иакову, и разгневались чрезмерно, и препирались с своим отцом, говоря: «почему, когда ты старший, a Иаков – младший, твой отец отдал первенство Иакову, и тебя поставил ниже?» И он сказал им: «потому что я свое первородство продал за немногое, – за чечевичное кушанье. И в тот день, когда мой отец послал меня на охоту – наловить чего нибудь и принести к нему, чтобы он ел и благословил меня, пришел он (Иаков) хитростию и принес моему отцу есть и пить, и мой отец благословил его, а меня отдал в его руки. И вот отец наш заставил нас поклясться, меня и его, что мы ничего злого не замыслим друг против друга, и будем жить друг с другом в любви и мире, и не извратим наших путей». И они сказали ему: «мы не послушаемся тебя в том, чтобы поддерживать с ним мир, ибо мы сильнее, нежели он, и мы преодолеем его. Мы выйдем против него, и умертвим его, и истребим его сыновей. И если ты не пойдешь с нами, мы причиним зло и тебе. Послушай же нас теперь: в Араме, и Филистее, и Моаве и Аммоне мы наберем себе отборных людей, которые способны к войне, и пойдем против него, и сразимся с ним, и истребим его в стране, прежде чем он приобретет силу». И отец их сказал им: «не ходите, и не начинайте с ним войны, дабы вам не пасть от него». И они сказали ему: «неужели тебе от юности и до сего дня только и делать, что склонять свою выю под его ярмо? Мы не послушаемся сих слов». И они послали в Арам и к Адураму, другу своего отца, и наняли себе у них тысячу способных к войне мужей и отборных воинов. И пришли к ним от Моава и от сынов Аммона нанятых тысяча отборных воинов, и от Филистимлян тысяча отборных воинов, и от Эдома и Хореев (Choräern) тысяча отборных ратников, и от Хетитов (Hethitern) сильные, способные к войне мужи. И они сказали своему отцу: «выходи, веди нас! а иначе мы убьем тебя». И он разгневался и пришел в ярость, когда увидел, как сыновья употребляли в отношении к нему насилие, чтобы он был предводителем их и вел их против своего брата Иакова. После сего ему вспомнилось все то зло, которое лежало сокрытым внутри его против его брата Иакова, и он не вспомнил о клятве, которую он дал своему отцу и своей матери, что он не предпримет ничего злого против своего брата Иакова во всю свою жизнь. |
Поэтому Он угрожает предать огню стены Раввы, бывшей главным городом аммонитян, чтобы были пожраны здания ее при шуме и крике победоносного войска, в день потрясения и вихря, когда победитель, Навуходоносор, уведет пленников ее, когда идола их, который называется Мелхом (Melchom), то есть царь их, унесут в Ассирию, и когда вместе с ним отведут князей ее, то есть жрецов. В еврейском нет слова жрецы, но только князья. Таким образом, LXX прибавили слово жрецы, чтобы желающий знать, кто эти князья, знал, что это были жрецы. Но между жестокостью Дамаска и сынов Аммоновых то различие, что первый растерзывал Галаад железными телегами или беременных Галаада железными пилами, а последние рассекали беременных в Галааде для расширения пределов своих. Под дамаскинцами, пьющими кровь, разумеются еретики, которые не только отторгли народ Божий от церкви, но также сокрушали и раздробляли его железными зубами, о которых написано: снедающии люди Моя в снедь хлеба ( Пс52:5 ). Под сынами Аммона, который означает народ печали или народ мой, мы понимаем раскольников, которые отделяют обольщенных ими людей от церкви Божией и которыми отторгаются и разделяются неопытные души, недавно принявшие слово Христово. Однако они не делают это с той жестокостью, с какой еретики убивают всех обольщенных, но, оставаясь в том же правиле веры, они желают расширить пределы свои и приобрести славу в потомстве. Таким образом Господь угрожает, что Он предаст пламени стены Раввы, то есть множества, в день крика и брани, потрясения и вихря, царя их, виновника разделения, отправит в плен и князей подчинит игу церкви. Глава II Ам.2:1–3 . Так говорит Господь: за три преступления Моава и за четыре не отвращу его, потому что он сжег кости царя идумейского, превратив их в пепел. И пошлю огонь на Моава, и пожрет он здания Кариофа, и умрет Моав среди шума, при звуке трубы. И истреблю судью из среды его, и умерщвлю всех князей его вместе с ним, говорит Господь. LXX: Так говорит Господь: за три беззакония Моава и за четыре не отвращусь от них (или от него); потому что он сжег кости царя идумейского, превратив их в пепел. |
Сказано, что не только царь укрепился грехами сынов Израилевых, но к нему присоединяются и его нечестивые союзники из сынов Аммона и Амалика, которые вместе с ним враждовали на Израиля. 5 . Сказано: «И служили сыны Израилевы Еглону, царю Моавитскому, восемнадцать лет» ( Суд.3:14 ). Заметь, что Божественное Писание указывает на меру наказания; там – восемь лет (ср. Суд.3:8 ), здесь – восемнадцать. Очевидно, что срок нашего наказания ограничивается мерой грехов и промедлением нашего обращения. Ибо минули и эти восемнадцать лет рабства, и не сообщается, что они «воззвали к Господу» или что отвратились от злобы своей, но, как сказано, через восемнадцать лет «возопили сыны Израилевы к Господу, и Господь воздвигнул им спасителя Аода, сына Геры, сына Иеминиева, который одинаково владел обеими руками 9 » ( Суд.3:15 ). Вот каков есть тот, кто воздвигнут для спасения Израиля. Нет в нем ничего левого, обе руки у него – правые; вот что означает одинаково владеть обеими руками. Он – достойный вождь народа и судья Церкви, который не сотворил ничего порочного 10 , и «левая рука [его] не знает, что делает правая» ( Мф.6:3 ), а он прав с обеих сторон; он – правый в вере, он – правый в делах, у него нет ничего от тех, кто находится по левую сторону (ср. Мф.25:33 ), которым сказано: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:41 ; ср. Лк.13:27 ). И если можно принять такое сравнение, я думаю, что согласно духовному пониманию как о всех святых можно сказать, что они одинаково владеют обеими руками, так и, напротив, дьявол и его князи называются, если так можно выразиться, левыми на обе руки. Ибо все, что делают те, кто «по левую сторону», полностью левое, полностью извращенное, полностью обреченное на огнь вечный. 6 . Но посмотрим, что делает этот владеющий обеими руками судья. Сказано: «И послали сыны Израилевы с ним дары Еглону, царю Моавитскому. Аод сделал себе меч с двумя остриями, длиною в локоть, и препоясал его под плащом своим к правому бедру» ( Суд.3:15–16 ). |
Доколе отвращавши лице Твое от мене? Лице Божие означает силу надзора и благотворения Божия; напротив того, отвращение Божие есть лишение Его надзора и благодеяний. Бог отвращается от тех людей, которые недостойны, как говорит Златоуст, воззрения Его; ибо Он отвращается злых дел их и ненавидит оные; Давид человеческими свойствами изображает Божеские. «Ибо и люди, когда оставляют кого-либо, оставляют и памятование о таковом человеке, и когда отвращаются от кого либо, не хотят и видеть отвратительного для них человека», как говорит Феодорит. Златоуст прибавляет: но и оставление со стороны Его и отвращение лица означает великое попечение. Ибо так поступает с нами для той цели, чтобы сильнее привлечь нас к Себе, подобно тому, как страстно привязанный кто к кому либо, оставляет и нарочно забывает любимое им лице, когда оно презирает его, не исключая его из ума, но желая обратить и приблизить его к себе. 3. Доколе положу советы в души моей (доколе душе моей предаваться размышлениям и сердцу моему мучениям день и ночь); болезни в сердце моем день и нощь? Заботясь, говорит, и беспокоясь о том, как освободиться мне от искушений и не находя сей свободы, я только скорблю и страдаю Однако Златословесный говорит: у Бога и это не малое дело, когда кто обращается к себе, беспокоится, заботится, истаевает, мучится, размышляет об отвращении Его... Ибо не малая польза происходит от чувствования отвращения Божия (от нас) и болезнования. Ибо таким образом мы скорее можем обратить Его к себе. А Давид и другое нечто намекает: борюсь, говорит, с мыслями в душе моей, беспокоясь, чтобы не умереть во грехе, и это-то наиболее причиняет болезни душе моей. Доколе вознесется враг мой на мя? Доколе, говорит, отступник —сын мой—Авессалом, с давнего времени враждующий против меня,—еще с того времени, как убил сына моего Аммона,— доколе, говорю, он будет возноситься, т.е. будет благоденствовать? Имея удачу во всем, он возносит главу свою против отца. А я, в скорби и бедствии, наклоняюсь вниз и поникаю. Или под врагом разуметь можно диавола, ибо он виновник всех искушений; он нападает на страждущих и некоторым образом попирает и оскорбляет их, когда они лишаются помощи от Бога |
Предсказывает под образом хлебов, приготовленных на коровьем помете, и посредством разделения своих волос — смерть и рассеяние народа. К этому присоединяет предсказание об опустошении города и истреблении идо-лов. Созерцает беззакония и идолослужение народа. Затем говорит о доживших до погибели города. Опять видит херувимов и предсказывает бедствия городу. Говорит о верующих во Христа. Затем предсказывает пленение народа при Седекии и ослепление самого Седекии Навуходоносором. Говорит, что эти бедствия постигнут их не спустя долгое время, но скоро. Угрожает лжепророкам, и бедствия, каким подвергнется народ, называет неотвратимыми, так что ни Иов, ни Даниил, ни Ной не могут спасти сынов его. Возвещает окончательную погибель иудеев под образом виноградной лозы. Изображает первоначальное безобразие народа, пока Бог не сделал его Своим, и красоту народа после того, как Бог сделал его Своим; затем — его идолослужение и постигший его за то плен. Показывает глубину его беззаконий, чрез сравнение с Содомом и Самариею, хотя беззакония эти и сами по себе велики. Блага же, которые он предсказывает, в словах: Я восстановлю союз Мой с тобою (Иез.16:62), можно относить к верующим во Христа. Предсказывает нашествие Навуходоносора. Отвечает тем, которые говорили: отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина (Иез.18:2). О матери царя Седекии. Говорит старейшинам о беззакониях отцов их. Слова: на Моей святой горе, на горе высокой Израилевой, — говорит Господь Бог, — там будет служить Мне весь дом Израилев, — весь, сколько ни есть его на земле; там Я с благоволением приму их, и там потребую приношений ваших и начатков ваших со всеми святынями вашими (20:40). Эти слова можно относить к верующим во Христа. Пророчество о Фемане, об Израиле и сынах Аммона. Изображаются беззакония и грехи Израиля, и священников, и начальников, и лжепророков. Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел (22:30). |
Из-за беспечности Годолии план Исмаила удался: он убил Годолию и многих из его сторонников и на краткое время «захватил... весь остаток народа» (Иер 41. 10). Вскоре, однако, из-за возмущения народа он был вынужден бежать «к сыновьям Аммоновым» (Иер 41. 15), а иудеи, боясь мести Навуходоносора за убийство поставленного им правителя, решили перебраться как можно быстрее в Египет (Иер 41. 17) и обратились к Иеремии с просьбой узнать волю Божию о них. Все начальники и «весь народ, от малого до большого» (Иер 42. 1) обещали беспрекословно исполнить все, что он повелит им (Иер 42. 5-6). По прошествии 10 дней Иеремия, получив от Бога откровение, призвал «остаток Иуды» оставаться в своей земле и обещал безопасность тем, кто последуют этому указанию, и гибель тем, кто пойдут в Египет (Иер 42. 7-17). Несмотря на данные обещания, Иоанан, сын Карея, и др. начальники иудеев послушались не Иеремию, а «дерзких людей», обвинявших его в желании предать народ «в руки Халдеев»; они взяли свои семьи, мн. жителей Иудеи, а также Иеремию и Варуха и отправились в Египет (Иер 43. 1-7). Иеремия продолжал пророчествовать, предсказывая скорую победу Навуходоносора над Египтом и уничтожение егип. культов (Иер 43. 10-13). Все иудеи, нарушившие Божие повеление и по собственной воле пришедшие «в землю Египетскую», будут истреблены «от малого и до большого» (Иер 44. 12). Слова Иеремии не производили впечатления на народ. Напротив, свои беды люди объясняли тем, что на время «перестали... кадить богине неба и возливать ей возлияния» (Иер 44. 18). Обличив неправоту иудеев, Иеремия обещал явить им знамение: Бог предаст «фараона Вафрия, царя Египетского, в руки врагов его и в руки ищущих души его» (Иер 44. 30). Пророчества о языческих народах (Иер 46-51). Гнев Божий уготован не только египтянам, но и жителям Эфиопии, Ливии, Лидии (Иер 46. 9), Аммона (Иер 46. 25), Тира и Сидона (Иер 47. 4), Моава (Иер 48. 1), Эдома (Иер 49. 7), филистимлянам (Иер 47. 1, 4) и др. Все эти народы будут истреблены за враждебность Израилю и служение ложным богам, а Свой народ Бог лишь накажет «в мере» (Иер 46. |
3 . Авву Аммона спросили, что такое тесный и скорбный путь. – Тесный и скорбный путь, – сказал он в ответ, – это понуждать свои помыслы и отсекать ради Господа свою волю. Это и означают слова: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою» ( Мф 19. 27 ). 4 . Авва Иоанн рассказывал, что авва Анув, авва Пимен и пятеро других были на самом деле братьями по плоти и поначалу жили в Скиту. Но после того, как Скит был опустошен мазиками (варварами), – они удалились оттуда и пришли в одно место, которое называлось Теремуфин. На том месте было капище. Они вошли в него и некоторое время оставались там, пока не решили, куда им идти. Авва Анув был старшим над остальными. Он сказал авве Пимену: – Сотвори любовь ты и твои братья: пусть каждый из нас хранит безмолвие. Эту неделю не будем разговаривать друг с другом. Авва Пимен ответил: – Как скажешь, так и сделаем. Так они и сделали. А там был каменный истукан. Каждое утро авва Анув кидал камни ему в лицо и каждый вечер говорил ему: «Прости меня». Так он делал всю неделю. В субботу они сошлись вместе. Авва Пимен спросил авву Анува: – Авва, я видел, как ты всю эту неделю кидал истукану камни в лицо, а потом клал ему поклоны. Скажи мне, разве так делает верующий человек? – Я делал это для вас, – ответил старец. – Вы не видели: когда я кидал камни в лицо истукану, он заговорил или разгневался? – Нет, – ответил авва Пимен. – А когда я клал ему поклон, – спросил старец, – разве он возмутился или сказал: «Не прощаю»? – Нет, – сказал тот. – Вот так и мы, братья, – сказал старец. – Если хотите, чтобы мы жили вместе, мы должны стать как этот истукан: оскорбляют ли его или хвалят – его это не смущает. А если вы такими быть не хотите, что ж. В этом храме четыре двери – каждый из вас пусть идет куда хочет. На это братья пали на землю и сказали ему: – Как хочешь, отче, так и сделаем и будем слушать то, что нам скажешь. «И всю свою жизнь, – рассказывал авва Пимен, – мы жили друг с другом и подвизались по слову старца, как он нам сказал. Одного из нас он назначил экономом, и мы ели то, что он нам положит. Но чтобы кто-то из нас сказал: принеси, мол, нам что-то другое или что мы-де хотим это – такого и быть не могло. И всю нашу жизнь мы провели в спокойствии и мире». |
Старец спрашивал авву Аммона: три помысла беспокоят меня. Один побуждает меня блуждать по пустыням, другой – уйти в чужую страну, где бы никто не знал меня, третий – заключиться в келью, ни с кем не видеться и есть чрез два дня. Авва Аммон отвечал ему: какое ни станешь ты исполнять из трех сих намерений, пользы не будет. А лучше сиди в келье своей, ешь понемногу каждый день и всегда имей в сердце своем слово мытаря – и можешь спастись. 5. Однажды братия потерпели оскорбление на месте своего пребывания и, желая оставить сие место, пошли к авве Аммону; а старец в это время плыл куда-то по реке. Увидев, что они идут по берегу реки, он сказал корабельщикам: высадите меня на берег, и, подозвав братий, сказал им: я Аммон, к которому вы идете. Утешив сердца их, он уговорил их воротиться на место, из которого вышли. Ибо случившееся с ними не вредило душе их, но было оскорбление человеческое. 6. Однажды авва Аммон пошел, чтобы переехать через реку, нашел готовое судно и сел в него. К этому же месту шло другое судно, перевозившее известных людей. Сии говорят ему: пойди и ты, авва, переправляйся с нами. Аммон отвечал им: я не взойду на судно, если оно не общественное. Он имел у себя связку пальмовых ветвей и во все время, пока был в лодке, плел плетенку и опять расплетал ее, доколе переправился. Братия, поклонившись ему, спросили: для чего ты это делал? Старец отвечал им: для того, чтобы мысль не была у меня в постоянном напряжении. – Вот пример, с какою осторожностию надобно нам идти по пути Божию! 7. Однажды авва Аммон пошел посетить авву Антония и сбился с пути. Присевши, он немного соснул; потом, встав от сна, молился Богу так: молю Тебя, Господи Боже мой, не погуби создания Твоего! – И явилась ему как бы человеческая рука, висящая с неба, которая показывала ему путь до тех пор, пока он пришел и стал у пещеры аввы Антония. 8. Авва Антоний предсказывал авве Аммону, говоря: ты успеешь в страхе Божием! Потом вывел его из кельи, указал ему камень и сказал: брани этот камень и бей его. Аммон сделал это. Авва Антоний спросил его: что, камень ничего не сказал? – Ничего, отвечал Аммон. – В сию меру придешь и ты, сказал ему тогда авва Антоний. Что и исполнилось. Авва Аммон так усовершился, что от множества доброты не знал зла. Когда сделался он епископом, привели к нему девицу, зачавшую во чреве, и сказали ему: такой-то сделал это; наложи на них епитимию. Аммон, знаменовав крестом чрево ее, велел дать ей шесть пар полотен и сказал: когда придет время родить, не умерла бы она сама или дитя ее, и было бы в чем похоронить их. Обвинявшие девицу сказали ему: для чего ты это сделал? наложи на них епитимию. Но он отвечал им: смотрите, братия, она уже близка к смерти; что же я должен сделать? – и отпустил ее. – Так старец никогда не осмеливался осуждать кого-либо. |
9. Сказывали об авве Аммоне следующее. Пришли к нему какие-то люди судиться. Старец притворился дураком. И вот одна женщина, стоявшая близ него, сказала: старец этот юродствует. Старец, услышав слова ее и подозвав ее, сказал: сколько употребил я трудов в пустынях, чтоб приобрести это юродство, и для тебя я ныне должен потерять оное! 10. Некогда авва Аммон пришел в одно место обедать. Там был человек, о коем носилась худая молва. Случилось, что шла одна женщина и зашла в келью брата, о котором была худая молва. Жители места того, узнав об этом, произвели тревогу и собрались выгнать его из кельи. Но узнав, что епископ Аммон находится тут, пришли и просили его пойти с ними. Брат, как скоро узнал об этом, скрыл женщину в большую бочку. Когда народ пришел, авва Аммон узнал тут бывшее, но для Бога скрыл дело и, вошедши, сел на бочку и велел обыскать келью. Когда же обыскали и не нашли женщины, авва Аммон сказал: что это значит? Бог да простит вам! И, помолившись, велел всем выйти, а брата взял за руки и сказал ему: брат, внимай себе! И, сказав сие, удалился. 11. Авву Аммона спросили: какой путь есть путь тесный и прискорбный? Он отвечал: путь тесный и прискорбный есть обуздание своих помыслов и отсечение собственных пожеланий для Бога. Сие-то значит: се мы оставихом вся, и в след Тебе идохом (Мф. 19, 27). Об авве Ахиле Пришли однажды к авве Ахиле три старца, из коих об одном носилась худая молва. Один из старцев сказал авве Ахиле: авва, сделай мне невод! Ахила отвечал: не сделаю. Другой старец сказал: окажи эту милость, чтоб в монастыре нам иметь что-нибудь на память о тебе! Авва отвечал: мне недосуг. Наконец сказал ему и тот самый, о котором была худая молва: сделай, авва, мне невод, чтобы мне иметь что-нибудь из рук твоих! Ахила тотчас отвечал ему: для тебя сделаю. После два старца спросили наедине авву Ахилу: почему, когда мы просили тебя, ты не захотел для нас сделать, а ему сказал: для тебя сделаю? Авва Ахила отвечал им: я сказал вам: не сделаю – и вы не оскорбились сим, веря, что мне недосуг; а если ему я не сделаю, то он скажет: старец, услышав о моих грехах, не захотел сделать для меня. Я тотчас стал отрезать веревку и через это ободрил душу его, чтобы он не был поглощен печалью. |
| |