Иер.25:12–23 . Вавилон, в свою очередь, выпьет также чашу гнева Божия через 70 лет, а потом эта чаша будет поднесена и другим народам. Пророк подробно перечисляет эти народы; начиная с иудеев, он упоминает далее великую южную державу – Египет, а потом маленькие, пограничные с Иудеею государства: Уц, Филистимскую землю, Идумею, затем восточных соседей: Моава и Аммона, потом северо-западное финикийское государство с его колониями, затем жившие на юге и юго-востоке племена арабские, наконец далекие государства – Елам и Мидию и другие северные государства, за которыми наступит очередь и Вавилона. Причиною, по которой Господь заставит все эти народы пить из чаши гнева Его, пророк выставляет то, что даже избранный народ Божий пьет из этой чаши. Как же Господу простить более виновные пред судом Божественной Правды языческие народы! Иер.25:20 .  и весь смешан­ный народ, и всех царей земли Уца, и всех царей земли Филистимской, и Аскалон, и Газу, и Екрон, и остатки Азота, «Смешанный народ» – эти слова относятся к ст. 19-му и обозначают пришельцев из других стран, напр., финикиян и греков, которые стали селиться в Египте со времени Псамметиха, отца Нехао. – «Уц» – тоже почти что Идумея ( Плач 4.21 ), но здесь она в политическом отношении представляется как отдельная область. Из филистимских городов не упомянут Геф, который в то время уже лишился своего значения (ср. Ам 6.2 ; 2Пар 26.6 ). От Азота же оставались только остатки, потому что Псамметих после 29-ти летней осады взял его и разрушил. Иер.25:22 .  и всех царей Тира, и всех царей Сидона, и царей островов, которые за морем, Под островами можно разуметь не только настоящие острова но и все побережье Средиземного моря, особенно же – финикийские колонии. Иер.25:23 .  Дедана, и Фему, и Буза, и всех, стригущих волосы на висках, Ср. Ис 21:13 и сл. «Буз» – см. Иов 32:2 . «Стригущие волосы на висках» – см. Иер.9:26 . Иер.25:24 .  и всех царей Аравии, и всех царей народов раз­ноплемен­ных, живущих в пустыне, Под Аравией здесь разумеется не вся страна, теперь обозначаемая этим именем, а часть ее, с востока и юго-востока примыкающая к Палестине.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Предмет пророческих видений Наума обозначен в первых словах его книги: пророчество о Ниневии ( Наум 1:1 ), а с подлинника это место переводят так: бремя Ниневии, т. е. предсказание бедствий, которые на этот город наведет Господь мститель правосудный, идущий в буре и вихре, так что от ног Его пыль поднимется облаком, а от грозного взгляда Его высохнут моря, повянет Васан и Кармил, поблекнет Ливан и задрожат горы; ибо ярость Его на врагов есть огонь, растопляющий скалы (1:2–6 1204 ); а надеющимся на Него Он твердая защита в день бедствия (1:7 1205 )… и вот теперь в потопе пути или сильным разливом вод положит конец существованию Ниневии за то, что развращение в ней стало терновым плетнем непроходимым и непреодолимым, и из неё вышел злой помысл на Господа, т. е. дозволившие себе хулу против Всевышнего (Иеговы) (Сеннахирим и его армия), скошенные во множестве под стенами Иерусалима и теперь обреченные на окончательное истребление, как проклятые (1:8–14 1206 ). Вот, на горах – стопы благовестника, возвещающего мир (1:15; ср. Ис 52:7 ; 1207 Рим 10:15 1208 ). Посему празднуй, Иудея, праздники твоя; ибо не пройдет по тебе злодей, т. е. Сенахирим и его войско, о коих можно было думать, что они попытаются загладить свою неудачу и вновь явятся под стенами Иерусалима (1:15; ср. Ис 37:37 1209 ). Против их столицы, т. е. Ниневии, идет опустошитель, который ограбит и разрушит в ней все (2:1–10 1210 ), так что в этом логовище львов или храбрых воинов не останется воспоминания о прежних подвигах вышедших оттуда завоевателей (2:11–13 1211 ). Горе городу кровей! весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство (3:1)! Вот свистнул бич; застучали колеса колесниц и копыта коней, блеснул меч… и нет прохода от множества трупов на улицах твоих (3:2–3). За разврат и развившееся идолопоклонство (после проповеди Ионы) постигло тебя такое страшное наказание или посрамление, и всякий увидев тебя побежит от тебя и скажет: разорена Ниневия, кто пожалеет о ней? (3:4–7). Ниневия не лучше Но-Аммона или Диосполя Египетского, разграбленного, разрушенного и отведенного в плен (3:8–10 1212 ). Ее крепости, наполненные сокровищами, будут приманкой для врагов, как спелые плоды ранних смокв, падающие во уста ядущего; вот и народ твой, как женщины у тебя: врагам твоим настежь отворятся ворота земли твоей, и многочисленная армия твоя разлетится, как саранча от восшедшого солнца. Нет врачевства для раны твоей, болезненна язва твоя, Ниневия, ибо на кого не простиралась злоба твоя (3:11–19)?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Эти слова можно относить к верующим во Христа. Пророчество о Фемане, об Израиле и сынах Аммона. Изображаются беззакония и грехи Израиля, и священников, и начальников, и лжепророков. «Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел» ( Иез.22:30 ). Об идолопоклонстве народа израильского в Египте и в последующее время и о бедствиях; о том, что им не позволено будет даже плакать о приключающихся бедствиях. Говорит против аммонитян и идумеев, и других иноплеменников, и Сора, под именем которого разумеют Тир. Предсказывает великие бедствия властителю Тира и Сидона, Египту и царю египетскому. Угрожает стражу народному, если он не будет предвозвещать народу, для которого поставлен стражем, о насылаемых от Бога бедствиях. Говорит, что нечестивый не погибнет за прежние беззакония, если обратится и станет делать угодное Богу, а праведный не спасется за прежние праведные дела, если, изменившись, сделается нечестивым и неправедным. К пророку пришел некто с известием, что Иерусалим взят; при этом пророк обвиняет иудеев за то, что они не внимают предсказаниям пророков. Пророчествует и против пастырей израильтян и обещает, что им дан будет один пастырь, что и сбылось при Зоровавеле; между тем бесстыдные иудеи утверждают, что и этого еще не было; но это сбылось, как я сказал, при Зоровавеле. Пророчествует против идумеев и возвещает израильтянам благоприятные обстоятельства, которые Бог обещает иудеям не потому, чтобы они были достойны, но чтобы имя Его не бесчестилось. Пророк приводится на поле и произносит пророчество над сухими костями. Пророчествует и о Зоровавеле, что он один будет начальником иудеев. Это можно разуметь и о Господе нашем Иисусе Христе. Пророчествует о Гоге и Магоге, которые нападут на иудеев, по возвращении их из Вавилона, но будут побеждены. Некоторые разумеют это в иносказательном смысле о Церкви и о дьяволе, и о гонениях, которые в разное время воздвигаемы были нечестивыми царями. Предсказывает о построении храма и восстановлении законного богослужения, чего также еще ожидают иудеи; но это сбылось при Ездре и Зоровавеле. Предсказывает о построении города и о воде, которая мало-помалу вытекает и прибывает; все это можно относить к обращающимся ко Христу, которые были мертвы, прежде нежели уверовали, и ожили, когда уверовали. Читать далее Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1900. Том 6, Книга 2, Обозрение книг Ветхого Завета, с. 608-691. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Мирно возвратился в дом свой Иосафат, но на встречу ему вышел пророк Ииуй, сын Анании, с укором: «зачем подавал помощь нечестивым и дружился с ненавидящим Бога? Одни только благие дела твои спасли тебя от гнева Божия, сказал Пророк, потому что ты направил к Господу сердце свое и истребил все кумиры в земле Иудиной.» Еще более возгорелась ревность Царя; он обошел всю свою землю, от Вирсавии до гор Ефремовых, чтобы обратить народ к Богу отцов, и, поставив судей во всех городах, напомнил им, что не человеческий суд они творят, а Божий, и что сами дадут ответ за суды свои, ибо нет у Господа неправды или лицеприятия. В Иерусалиме поставил он священников и Левитов, судить людей, и внушал им, чтобы пребывали в страхе Господнем, умиряя всякую распрю братий своих, и не навлекли бы на себя гнев Божий. Племя Моавитян и Аммонитов вооружилось против Иосафата; великое множество их устрашило Царя Иудейского; он обратился молитвенно к Богу и заповедал пост по всей земле. – Собрался весь Иуда, пред лице Господне, и стал благочестивый Царь, в сонме своего народа, в преддверии храма. «Господи, Боже отец наших, молил он, не Ты ли Бог, живущий на небесах горе и обладающий всеми царствами? В твоей руке крепость, кто противостанет Тебе? – не Ты ли искоренил живших на сей земле, пред лицом людей Твоих Израиля, и дал её семени Авраама, возлюбленного Тебе, во веки? Оно же вселилось на ней и соорудило святилище имени Твоему, с такой молитвой: если постигнет нас меч, голод, гибель, и мы ставши пред домом сим, призовем имя Твое, в скорбях наших, Ты услышишь и спасешь нас. И вот ныне сыны Моава и Аммона и вся гора Сеир, чрез которую не допустил Ты пройти Израилю, исходящему из Египта, напали на нас, и хотят изгнать из наследия, данного нам Тобой. Господи, Боже наш, не рассудишь ли нас с ними? Ибо нет в нас самих столько крепости, чтобы воспротивиться толикому множеству, и не знаем, что предпринять, но только очи наши обращены к Тебе.» Так молился Царь, со всем народом, с женами и детьми, и внезапно Дух Божий исполнил Иозиила, сына Захарии, из рода Левитов, и он прорек: «внемлите, весь Иуда и живущие в Иерусалиме, и ты Царь Иосафат; не бойтесь, говорит вам Господь, не ужасайтесь множества врагов, ибо не ваша брань, но Божия; завтра выступите; вы найдете врагов на берегу реки в пустыне; в сию чреду не вам сражаться; помните сие, и увидите спасени, ибо с вами Господь.» Пал Иосафат на лицо свое и с ним весь Иуда и Иерусалим; Левиты восхвалили Бога Израилева.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Иер.46:16 .  Он умножил пада­ю­щих, даже падали один на другого и говорили: «вставай и воз­вратимся к народу нашему в родную нашу землю от губи­тель­ного меча». Бог сильно поражал египетские войска, и наемники, служившие в этих войсках, видя угрожающую им погибель, решились бежать в свои страны. Иер.46:17 .  А там кричат: «фараон, царь Египта, смутил­ся; он про­пустил условлен­ное время». Лучше перевести как у LXX: «назовите имя фараону, царю египетскому» «ты шумел много, а время пропустил!» Это, очевидно, насмешка над много думавшим о себе фараоном Офрою. Иер.46:18 .  Живу Я, говорит Царь, Которого имя Го­с­по­дь Саваоф: как Фавор среди гор и как Кармил при море, так верно при­дет он. Только один Иегова всегда удерживает Свое царственное достоинство и Свое великое имя, в противоположность слабому фараону. Он уже несомненно, сделает Свое дело – пришлет в Египет «его», т. е. царя Вавилонского, который и будет здесь господствовать, как высокие горы сев. Палестины, – Фавор и Кармил, – господствуют над лежащими около них местностями. Иер.46:19 .  Готовь себе нужное для пере­селе­ния, дочь – жи­тель­ница Египта, ибо Ноф будет опустошен, разо­рен, останет­ся без жителя. «Нужное для переселения» – напр., посох, мешок. – «Дочь – жительница», – т. е. обитатели Египта (ср. Иер 4.31 ). Иер.46:20 .  Египет – прекрасная телица; но по­гибель от севера идет, идет. «Телица» – корова, здоровая, сильная – символ силы (ср. Ос 10.11 ). «Погибель» – по евр. kerez – может значить и «слепень». Последнее выражение было бы здесь более подходящим. Иер.46:22 .  Голос его несет­ся, как змеиный; они идут с войском, при­дут на него с топорами, как дровосеки; Правильнее перевести: «голос Египта теперь похож на слабый шум, какой производит быстро уползающая змея», которую побеспокоили в лесу дровосеки. А прежде, конечно, Египет говорил громко! Иер.46:25 .  Го­с­по­дь Саваоф, Бог Израилев, говорит: вот, Я по­сещу Аммона, который в Но, и фараона и Египет, и богов его и царей его, фараона и надеющихся на него;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Срезан рог Моава, и мышца его сокрушена, говорит Иегова. Оставьте города, и переселяйтесь на скалы, жители Моава, и будьте как голубка, которая гнездится в стороне при устье пещеры. Слышали мы гордость Моава, гордость великую, высокомерие его и величавость его, и мечтательность его и надмение сердца его. Более нежели Иазер, плачу о тебе, виноградная лоза севаская; на жатву твою и на обираемый виноград твой опустошитель напал. Веселие и ликование исчезло с Кармилов и с земли Моава; и вина в точила Я не дал, не топчут их с восклицанием; крик брани, не крик радости. Вот от Есевона до Едеалы, до Иаацы голос их раздается, от Цоары до Хоронаима: ибо и Нимримские воды иссякли. Ибо Я сокрушил Моава. Как сокрушен он! рыдайте! И истреблен будет Моав из числа народов, потому что на Иегову восстал» 473 . «Города Ароерские брошены, остались для стад, и будут они лежать там, и некому будет пугать их» 474 . «Моав будет вечная пустыня» 475 . Моавия лежала на восток и юго-восток от Иудеи и граничила к востоку, северо-востоку и отчасти к югу с мертвым морем. Начало её истории имеет почти совершенное сходство с историей Аммона. Здесь есть явные и обильные следы её древнего величия. «Все пространство равнин покрыто остатками городов, которые находятся везде, где только есть какая-либо возвышенность или удобная для построения города местность. А как земля способна к богатому возделыванию, то и не может быть сомнения в том, что страна эта, находящаяся ныне в таком запустении, представляла некогда непрерывную картину изобилия и плодородия» 476 . Поля еще видны, и здесь есть остатки римских больших дорог, которые в иных местах еще сохранили свою мостовую, и даже столбы времен Трояна, Марка Аврелия и Севера, с означенным на них числом миль. Где только какое-либо место возделано, там хлеба растут роскошно, и плодородие почвы, кажется, может быть вполне доказано тем фактом, что одно есевонское пшеничное зерно превышает размером своим два зерна обыкновенного сорта, и что более, нежели двойное число зерен растет на стебле, а то, что города находились в близком соседстве один от другого доказывает, что народонаселение страны было прежде в соразмерности с её естественным плодородием 477 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Так стонала душа праотца. Так стонут и наши души, которым никогда не дается видеть Божье благо­словение исполненным. А ведь старались! Стонала душа, но великий Запинатель шел. Шел еще раз вступить в борьбу. В борьбу за благословение Исава, в ярости своей готового убить его. Иаков шел с домом своим, дабы приобрести благоволение в очах Исава, брата своего 1082 . И всего-то речь шла об Исаве, необузданном в жажде крови, брате Иакова. Нет, не «всего-то»! За Исавом был ангел его. За ангелом Исава был Сам Бог. Борьба предстояла не простая. Еще во чреве матери запинал Иаков брата своего, а возмужав – боролся с Богом. Он боролся с Ангелом – и превозмог! 1083 И встал Иаков в ту ночь, и взяв двух жен своих, Лию и Рахиль, и двух рабынь своих, Валлу и Зелфу, и одиннадцать сынов своих (последний Ве­ниамин еще не родился), перешел через Иавок вброд. И, взяв их, перевел через поток, и перевел, что у него было. Иавок ( – Ябок) означает «текущий», «бегущий» – приток Иордана с восточной стороны в сорока километрах от Мертвого моря, являющийся северной границей земли Аммона. Арабы называют Нахр-эд-Зерка (Синяя река). Иаков готовится к страшной встрече. Исав с четырьмястами воинов уже рядом. Завтра – встреча. Что она ему принесет?... Дерзновенный праотец на­деется не только остаться живым, не только сохранить людей и имущество, но и чтобы Исав, сменив гнев на милость, утвердил благословение, вырван­ное некогда у него младшим братом. Разве это возможно?... Все может вера. Душа надменная не успокоится, а праведный своею ве­рою жив будет! 1084 . И остался Иаков один. Мидраш говорит, что «Яаков со всей своей семьей перешел реку Ябок, а затем вернулся» 1085 . Вот там он и остался один. Самую страш­ную борьбу каждый в своей жизни должен совершить один. Каждый должен пережить сказанное у Исаии-пророка: Я топтал точило один …………………………. Я смотрел, и не было помощника; и дивился, что не было поддерживающего. 1086 И остался Иаков один. Один в непроглядной тьме южной ночи. Теодицея. Боже, как Ты сможешь оправдаться в жизни моей? Как оправ­дать Тебя пред Исавом, у которого вырвал я и первородство и благослове­ние Твое? Есть ли оправдание мне? Только тогда, Боже, Ты оправдаешься во мне, если Исав, брат мой, явит благоволение свое мне. А там, недалеко, бряцают мечи его мужей-воинов. Рассеется ночная тьма, что принесет мне заря нового дня?...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ueз.XXV:8–11 . Так говорит Господь Бог: за то, что Моав и Сеир говорили: «вот дом Иудин, как все народы», за то вот Я открою плечо Моава, – говорю о городах его, и о пределах его, – славу земли, Беф-Иесимоф, и Веелмеон и Кариафаим для сынов Востока вместе с сынами Аммоновыми, и отдам ее в наследие [им], чтобы не упоминалось более о сынах Аммоновых среди народов, и совершу суд над Моавом и узнают, что Я Господь. LXX: Так говорит Адонаи Господь: за то, что говорил Моав и Сеир: «вот дом Иудин, как все народы», за то вот Я сделаю слабым плечо Моава, [начиная] от городов на мысах (promonmoriorum) его, избранную землю, дом Беф-Иасимуф, над источником приморского города, сынов Востока сверх сынов Аммоновых отдал Я ему в наследие, чтобы не упоминалось более о сынах Аммоновых среди народов, и совершу мщение над Моавом, и узнают, что Я Господь. Переведенного нами; и Сеир у LXX нет, но это прибавлено из Феодотионова издания. Странную басню рассказывают относительно этого места евреи. После того, как город был открыт, и храм отперт и вошли сыны Аммона, и Моава и Сеира во храм и увидели херувимов, прикрывающих очистилище, и сказали: «как всеми народами чтутся истуканы, так и Иуда имеет идолов своей религии»; за это, говорят они, прогневался Господь и отдал их на пленение. Но мы то скажем, что и они ликовали о доме Иудином, когда он был взят халдеями, думая, что и там нет помощи Божией, как у прочих народов, и поэтому царство иудейского и Иерусалим, лишившись покровительства Божия, сделались доступными для власти вавилонян. Поэтому не по прошествии долгого времени, но теперь же угрожает Господь ослабить или открыть плечо, то есть силу и крепость Моава, [начиная] от городов, чтобы также к ним пришел вавилонский победитель и прекратили существование города Моава и были разрушены на концах и пределах его славные города. Из них он приводит имена Беф-Иесимофа, Веелмеона и Кариафаима, вместо которых LXX, не знаю, почему, перевели: дом Беф-Иасимуф, тогда как слово это означает город опустевший; также доселе существует очень большое селение Веелмеон, которое они перевели: над источником, а Кариафаим: город приморский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Слова пророка Наума (3:8 и след.) о завоевании и разграблении египетских Фив вплоть до последнего времени были полной загадкой, и никто не мог сказать, к чему относятся следующие слова пророка: «Разве ты (Ниневия) лучше Но – Аммона (т. е. Фив), окруженного водою, которого валом было море, и море служило стеною его...? Но и он переселен и пошел в плен; даже и младенцы его разбиты на перекрестках всех улиц, а о знатных его бросали жребий, и все вельможи его окованы цепями». Но вот в Ниневии была найдена великолепная десятигранная глиняная призма времен Ашурбанипала, на втором столбце которой говорится, что Ашурбанипал, преследуя из Мемфиса египетскаго фараона Урламане, дошел до Фив и завоевал их; золото, серебро, драгоценности, сокровища из царских чертогов, мужчин и женщин, взятых в плен, все это он увез в Ниневию, столицу свою. Многих смущало упоминание в разных местах Библии необычайно больших количеств золота и серебра, каким обладали евреи в дни царей, а также и другие соседние народы, как египтяне или сирияне. Однако раскопки последнего времени доказали, что Библия не преувеличивает данных. Некто г. Дэвис во время раскопок в Египте натолкнулся на усыпальницу 18-й династии, т. е. как раз времени Исхода, которая оказалась переполненной несметными драгоценностями. Осмотр усыпальницы производился в присутствии герцога Конотского и проф. Масперо. Их глазам представились многочисленные предметы: маски, колесницы, стулья, зеркала, гипсовые головы – все это было или из чистого золота и серебра, или было покрыто и украшено ими в солидной степени. При этом, надписи гласили, что золото привезено из «стран юга». В Египте того времени по словам одного из корреспондентов фараона «золото было в таком же изобилии, как пыль»... Дальнейшей иллюстрацией затронутого вопроса может служить гробница Тутанкамена, открытая лордом Карнавон в 1925 г. О ней писалось, что сокровища и количество золота в ней обнаруженные превзошли все ожидания. Нужно ли что ни будь еще к этому добавить. Но можно ли умолчать здесь о таком большом факте, как о Вавилонской таблице с описанием потопа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

Надо заметить, что нечестивцами в Библии называются не те, кто пренебрегает религиозными предписаниями, а те, кто нарушает Божьи заповеди. Особенно по отношению к ближним, которых проще всего обидеть, наподобие упомянутых в тексте «бедных» и «бесправных» (в Синодальном переводе бесправные названы «страдальцами»). Вот тут-то и проявляется особенность Мессии как праведного Царя: он предстает у пророка совершенным судьей и правителем, так, что нечестивцев в его стране не остается. В самом деле: на земле еще не бывало такого государства, где вообще не было бы никакой несправедливости, где не было бедных и бесправных. Где-то их больше, где-то меньше, но никто не ставил себе задачи искоренить несправедливость в обществе полностью. Речь всегда шла лишь о том, чтобы минимизировать несправедливость. Между тем Мессии у Исайи удается решить эту проблему окончательно, то есть ему как правителю удается то, что не удавалось еще никому и никогда. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс вместе с козленком И прекратится зависть Ефрема, и враждующие против Иуды будут истреблены. Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не будет притеснять Ефрема. И полетят на плечи Филистимлян к западу, ограбят всех детей Востока; на Едома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им. Ис 11:13–14 Присутствие идеального Царя-Мессии меняет и обстановку в стране в целом. Божье присутствие открывается в такой полноте, которая изменяет даже саму природу (Ис 11:6–9). Главной особенностью, на которую обращает внимание Исайя, становится миролюбие и отсутствие агрессии не только в людях, но и в животных, для которых определенная агрессивность характерна в силу особенностей их природы. И если уж даже хищники и их потенциальные жертвы спокойно пребывают рядом, значит, что-то в их природе действительно изменилось кардинальным образом. То же касается и людей, у которых полностью исчезает всякая агрессия (Ис 11:9), но тут понятна причина: речь идет о знании Бога, знании, конечно, практическом – тот страх Яхве, без которого нет ни мудрости, ни праведности. Только такое практическое богопознание избавляет людей, а значит, и мир от агрессивности и, соответственно, от войн, как внешних, так и внутренних.

http://blog.predanie.ru/article/kakoj-pr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010