Для этого «необходима душевная преданность светлому будущему, со всецелым убеждением, что оно несомненно последует и станет моим в полном объеме. Такова и есть вера христианская, которая дает исповедникам спокойное самообладание при всех внешних поражениях и радостную надежду на совершенную реализацию их блаженных упований... Это есть отличительное достоинство святых и безусловный завет для всех других собратий» 538 . Подобная пасхальная радость и незыблемое упование, вместе со спокойным самообладанием, пронизывает всю жизнь и все мироощущение преп. Антония, полагающего в основу христианского бытия «благочестивую веру во Христа». Ибо он твердо знал, что Христос оправдал весь род человеческий и освободил людей от власти диавола. Такую благочестивую веру в Господа, оправдавшего и освободившего род людской, разделяемую всеми отцами Церкви 539 , преподобный завещал и своим непосредственным ученикам, и всем последующим поколениям христиан. Одним из таких непосредственных учеников «отца монашества», принявших и сохранивших его завет, был св. Аммон. 2. Св. Аммон: личность и творения Имя Аммон, в различных своих вариациях (Амон, Амун, Аммонас, Аммоний, Пиаммон и др.) было широко распространенным среди египетских иноков IV века. Известный знаток истории восточного христианства аббат Ф. Но называет по крайней мере девять известных подвижников, носящих это имя в IV веке: 1) преп. Аммон Нитрийский – основатель монашеского поселения в Нитрии, вознесение души которого по его кончине видел преп. Антоний; 2) Аммон (или Аммонас) – ученик преп. Антония; Амун – «укротитель змей (драконов)», о котором повествует Руфин в своей «Жизни пустынных отцов» (гл. 8); Амун – настоятель («отец») трех тысяч тавеннских иноков (там же, гл. 3); 5) Аммоний Нитрийский Младший; 6) Аммоний – ученик аввы Памво, прозванный Одноухим, ибо отсек себе ухо, чтобы не быть епископом; 7) Аммон, подвизавшийся сначала в Фиваиде, затем в Нитрии, а впоследствии ставший епископом Антинойским (автор известного послания о преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

2. Авва Аммон пришел в такое преуспеяние, что от многой благости уже не знал о существовании зла [ 324 ]. Такое настроение является в душе от постоянного внимания себе, от плача о своей греховности, от действия умной благодатной молитвы. Эта молитва исполняет сердце умиления. Умиление есть ощущение обильной милости к себе и ко всему человечеству. 3. Авва Аммон никогда не осмеливался осуждать кого-либо. 4. Некоторый из Отцов поведал: в келлиях был старец-подвижник, имевший одежду из рогожи. Пришел он однажды к авве Аммону. Авва увидел его в одежде из рогожи, сказал ему: «Это не принесет тебе никакой пользы». И спросил его старец: «Три помысла приходят мне. Первый предлагает скитаться по пустынным местам; второй — уйти в страну, в которой никто не знает меня; третий — затвориться в хижине, никого не видеть и употреблять пищу через день». Авва Аммон отвечал: «Исполнение каждого из этих предположений будет неполезным (то есть душевредным) для тебя. Напротив того, безмолвствуй в хижине твоей, ежедневно употребляй пищу с умеренностию, имей в сердце твоем слово мытаря ( Боже! милостив буди мне грешнику) и возможешь спастись». Очевидно: ношение странной одежды, бросавшейся всем в глаза, намерение проводить особенный род жизни, долженствовавший привлечь к себе внимание многих, внушены были подвижнику высокоумием, которое не было понято им. Преподобный Аммон преподал ему подвиг смирения, единый благоугодный Богу, единый способный привлечь милость и благодать Божию к подвижнику. 5. Авву Аммона спросили: какой путь — путь тесный и прискорбный? Он отвечал: «Путь тесный и прискорбный есть обуздание своих помыслов и отсечение собственных пожеланий для исполнения воли Божией». Это и значит: се мы оставихом вся, и вслед Тебе идохом. 6. Авва Аммон сказал: «Я препроводил четырнадцать лет в Скиту, моля Бога денно-нощно, чтоб Он даровал мне победить гнев» [ 325 ]. 7. Однажды авва Аммон пошел к авве Антонию Великому и потерял дорогу. Он присел и заснул немного. Проснувшись, помолился Богу так: «Господи, Боже мой! молю Тебя: не погуби создания Твоего!» — и явилась рука человеческая, как бы ниспускавшаяся с неба: она неслась по воздуху и указывала путь Аммону до того времени, как он пришел к авве Антонию. Тогда рука остановилась над входом в вертеп Антония. Аммон постучался в двери; отворил их Антоний. Они занялись беседою о душевной пользе. После беседы авва Антоний предсказал Аммону, что он преуспеет в страхе Божием. Произнесши это пророчество, Антоний вывел Аммона из келлии и, показав на камень, сказал: «Нанеси оскорбление этому камню и ударь его». Аммон сделал это. Тогда авва Антоний спросил его: «Дал ли тебе какой ответ, оказал ли тебе какое противодействие этот камень?» Аммон отвечал: «Нет». «Так и ты, — сказал ему авва Антоний, — достигнешь в подобную меру бесстрастия», — что и исполнилось [ 326 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

3. Преп. Аммон . Родом египтянин, занимался виноградарством. Его сродники, помимо воли Аммона, женили его, но он не захотел жить с женой. С первого дня назвал он ее сестрой и уговорил вместе с ним хранить свое девство ради высших благ на небесах. Так пребывал он с женой целых 18 лет. Затем, по обоюдному согласию, супруга основала женский монастырь в их доме, а Аммон ушел в Нитрийскую пустыню, где предался подвигу отшельничества. За чистоту своего сердца принял он от Бога великие дары прозорливости и чудотворения. Некие муж и жена привели к нему своего одержимого сына, чтобы святой Аммон исцелил его молитвой. Но Аммон никак не хотел. Однако после долгих уговоров со стороны родителей Аммон сказал [им]: «В ваших руках болезнь и здоровье вашего дитяти. Верните той вдовице (и он назвал ее имя) украденного вола, и ваш сын выздоровеет». Родители, ужаснувшись такой прозорливости Преподобного, сознались в своем грехе и пообещали возвратить украденного вола, как только вернутся домой. Тогда святой Аммон помолится Богу – и ребенок стал здоровым. Аммон был близким другом преподобного Антония Великого . Скончался святой Аммон в Нитрии около 350 года. Преподобный Антоний узрел из своей кельи душу Аммона и сказал братии: «Ныне преставился авва Аммон. Вот я вижу его святую душу, носимую Ангелами на небо». Аммона преподобного раз некто вопросил: «Как мне спасаться в сем, доколе хватит сил?» Святой [ему] ответил в простоте, без лишних слов: «Будь словно узник, знающий, что суд ему готов; Укорени в себе страх перед Вышним Судией, Считай часы и дни и каждый миг напрасный свой. Так узник в подземелье ловит голоса снаружи, Душой терзаясь, думая, что будет еще хуже, Когда его судья суровым гласом позовет! Где сила человеческая, слава и почет? О пище скудной он ничуть не помышляет, Но с трепетом гнетущей совести внимает; Он знает: суд ему грядет нелицемерный, Ведь на престоле – Судья праведный и верный! Так мыслить мы должны, доколе в теле обитаем, Трудами и скорбями получить спасенье чаем».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Епископ Игнатий: “Авва Аммон уклонился от действия по требованию плотской ревности и, вместе с тем, подействовал нравственно на девицу, оказав ей неожиданное милосердие и представив ей живо близость смерти. Смягченное милосердием сердце при воспоминании о смерти очень способно к покаянию.” 536. Епископ Аммон мудро покрыл грех брата, скрывавшего женщину в своей келии; он успокоил братию, а кротким словом, преисполненным любви, вразумил и брата См. также: Любовь к ближним . Пришел однажды авва Аммон в те места, где пребывали иноки, чтобы разделить с братией трапезу. Один из братии был очень расстроен по поводу своего поведения: его посещала женщина. Это стало известно другим братиям, они смутились и, собравшись на совет, положили изгнать брата из его хижины. Узнав, что епископ Аммон находится здесь же, они пришли к нему и попросили, чтоб и он пошел с ними для осмотра келии брата. Узнал об этом и брат и скрыл женщину под большим деревянным сосудом, поставив его вверх дном. Авва Аммон понял это и ради Бога покрыл согрешение брата. Он сел на этот сосуд и приказал обыскать келию. Келия была обыскана, женщину не нашли. “Что это? – сказал авва Аммон братиям. – Бог да простит вам согрешение ваше.” После этого он помолился и велел всем выйти. За братией пошел и сам. Выходя, он взял милостиво за руку обвиненного брата и сказал ему с любовью: “Брат! Внимай себе.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 64. 11). 537. Не желая судить пришедших к нему христиан, епископ Аммон представился юродивым См. также: Юродство . Однажды, по обычаю того времени, кое-кто из христиан пришли судиться перед своим епископом. Болезнуя о несогласии между христианами по причине, не заслуживающей внимания, епископ представился юродивым. Одна из бывших тут женщин сказала подруге: “Старец помешался в уме.” Святой Аммон, услышав это, подозвал ее к себе и сказал: “Сколько лет подвизался я в пустынях, чтоб стяжать это помешательство, и для тебя ли потерять мне его!” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 65. 12). 538. Пример, как авва Иоанн Колов праздный разговор перевел на духовный

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

§1. Жизнеописание Преп. Аммон (Аммун) родился в конце III века в знатной египетской семье. После смерти родителей он остался на попечении родственников. Когда ему исполнилось двадцать два года, он, по принуждению родных, женился. В день брака он убедил супругу дать Богу обет девства и жил с нею, как брат с сестрою, 18-ть лет. День они проводили за работой и молитвой, ночи посвящали псалмопению. Уже в это время преп. Аммон был строгим постником, он питался только растительной пищей. Наконец, благочестивая супруга предложила преп. Аммону подвизаться по отдельности. Он возблагодарил Бога за эти внушенные жене мысли и предоставил ей дом, где она со временем устроила общину девственниц. Сам же преп. Аммон нашел пустынное место на берегу Мареотского озера, так называемую, Нитрийскую гору (в 80-ти милях от Александрии), и предался там отшельническим подвигам. Именно преп. Аммон является основателем монашеской жизни в Нитрийской пустыне, на рубеже 320-х–330-х годов. Недолго он оставался неизвестным, скоро стали к нему собираться ученики. Преп. Аммон и ученики вели отшельнический образ жизни, каждый отдельно и по своему правилу, но под общим духовным единоначалием аввы. Сам преп. Аммон духовно окормлялся у преп. Антония Великого . Он часто ходил к отцу монашества на совет. Сохранилось известие и об одном посещении преп. Аммона в Нитрийской пустыне преп. Антонием Великим . ««Вот, молитвами твоими, – сказал авва Аммон авве Антонию, – умножилась братия, и некоторые из них желают построить себе келлии». Антоний сказал: «Вкусим пищи в час 9-й и пойдем, походим по пустыне и посмотрим место». Они шли по пустыне, пока не зашло солнце. Тогда Антоний сказал: «Сотворим молитву и поставим крест, чтобы желающие жить особо построили здесь келлии». Это место было более чем в десяти тысячах шагов от монастыря. «Тамошние, – сказал Антоний, – если захотят посетить здешних, пусть приходят сюда, съевши свой хлеб в 9-й час, и здешние пусть то же делают, отходя туда. Тогда они не будут развлекаться взаимными посещениями»» (Цит. по «Конспекту патрологии», ч. II, Джорданвилль, 1993 г., стр. 10). Так, благословением преп. Антония образовалась пустыня Келлий. Монахи пустыни Келлий, как и нитрийцы, подвизались отшельнически, с постепенным тяготением к скитскому и общежительному образам жизни (о которых речь будет ниже), так что уже к концу IV века в Нитрийской пустыне насчитывалось около 50-ти монашеских обителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

13; Пелагий. Кн. 18. Гл. 20; Руфин. Гл. 31. Преподобный Павел Препростый – один из самых близких и любимых учеников Антония Великого , с которым сам учитель советовался о духовных вопросах и к кому отсылал страждущих для отгнания бесов. Скончался преподобный около 340 года. Память его 7/20 марта и 4/17 октября. 2 Публикуется по: Руфин. Жизнь пустынных отцов. СвятоТроицкая Сергиева лавра, 1898. Гл. 31. С. 108–111. 3 Публикуется по: Скитский патерик. М., 2001. С. 45–48. Аммон Нитрийский Публикуется по: Руфин. Жизнь пустынных отцов. СвятоТроицкая Сергиева лавра, 1898. Гл. 30. С. 106–108. Преподобный Аммон (Аммоний, Амун) Нитрийский (кон. III – 340/345) – основатель монашеского жития на Нитрийской горе (см.: Сократ Схоластик . Кн. 4. Гл. 23); Палладий (гл. 42) и др. Аммон Нитрийский не только сам посещал Антония Великого , но и удостоился его посещения и особого благословения на основание обителей в пустыне Келлий для окормляемых им в Нитрии иноков. Провел в пустыне 22 года. Среди его учеников были такие известные отцы, как Феодор, Елурион, Орсисий, Агиос, Путувист, среди сподвижников: Пиор, Памво, Ориген , Кроний и др. Память преподобного Аммона Нитрийского 4/17 сентября. – Прим. ред. Епископ Аммон Публикуется по: Повествования об авве Аммоне//Творения древних отцов-подвижников. М., 1997. С. 21–24. Преподобный Аммон, будущий епископ (вероятно, Оксиринха) – продолжатель дела Антония Великого , один из самых любимых его учеников, который часто возглавлял монастырь на «внешней горе», в Писпере, во время отсутствия преподобного Антония, а затем стал там настоятелем. Родился в конце III или начале IV века, прожил долгую подвижническую жизнь и отошел ко Господу в сане епископа в конце IV века. Оставил после себя духовные сочинения по аскезе (см. указ. изд.). О нем сохранились поучительные повествования, вошедшие в «Древний патерик». Это именно тот авва Аммон, которому Антоний Великий велел бить камень и о котором сказал, что он преуспеет в кротости и в страхе Божием. Святой Аммон был удостоен слышать в пустыне голос пророка Моисея, объясняющего Антонию Великому по его просьбе речения из Книги Левит.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Знай, же, что товарищ твой, который отказался привезти воды на нужды наши, в настоящее время находится в несчастии, ибо лишился своего верблюда. Тогда отправился человек этот вслед за своим товарищем и нашел его плачущим, так как верблюд его съеден был волками. О сем преподобном Аммоне воспоминает святой Афанасий Александрийский в житии преподобного Антония [ 2 ], где он пишет о нем следующее. Однажды преподобный Аммон шел с учеником Антония Феодором. Когда им пришлось переправляться через одну большую реку, называемую Ликос [ 3 ], для чего нужно было им раздеться, то Аммон стал просить Феодора немного отойти от него, чтобы не видеть им телесной наготы друг друга. Когда они разошлись, Аммон стал размышлять, как бы ему переправиться через реку, не снимая одежды, ибо он был настолько целомудрен и скромен, что стыдился даже своей собственной наготы, и во всю свою жизнь не обнажал своего тела. Когда он размышлял о сем, ангел Господень восхитил его и, перенеся через реку, во мгновение ока поставил на другом берегу. Феодор же с большим трудом едва переплыл через реку. Увидев Аммона стоящим на другом берегу, он удивился, что тот скоро переправился через такую быструю реку; заметив же, что одежда на Аммоне совершенно суха, он поразился и, упав к ногам святого, просил сказать ему, как он переправился через речную быстрину. Вынужденный просьбою товарища, Аммон открыл ему, что он был перенесен ангелом. При сем он запретил товарищу говорить о сем другим, пока он, Аммон, не покинет сего мира. Придя к святому Антонию, преподобный услыхал от него такие слова: — Бог открыл мне день твоей смерти. Посему я пригласил тебя, чтобы усладиться беседою, пока ты не отошел еще к Богу: помолимся же друг за друга. Проведя время в продолжительной беседе друг с другом, они получили утешение от Святого Духа, и Аммон, приняв благословение, ушел от святого Антония. И вот спустя немного дней, Антоний Великий, сидя на холме, возвел очи свои к небу и увидел душу Аммона, с радостию возносимую ангелами на небо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Аммон не только сам посещал Антония, но удостоился посещения и этого великого образца пустынножителей и по его благословению основал в Нитрийской пустыне кельи для иноков, которые прежде того жили скитски, каждый отдельно и по своему правилу. Слава монастыря Аммонова привлекала к нему учеников из далёких стран, между ними – Милета, епископа Сузского (прославленного впоследствии мученическою смертью , память его 10 ноября), – и к концу IV века было уже до 50 обителей на Нитрийской горе, на которой Аммон был первым отшельником. Известный своей строгой жизнью, Аммон ещё при жизни прославлен был даром чудотворений. Однажды привели к нему отрока, укушенного бешеной собакой, чтобы он исцелил его своей молитвой. – Чего вы просите у меня? – сказал Аммон родителям больного, – от вас самих зависит, чтобы сын ваш был здоров: возвратите бедной вдове вола, которого вы у неё украли, и сын ваш выздоровеет... Обличённые чудным прозорливцем с клятвой обещали возвратить похищенного ими вола, и тогда св. Аммон, помолясь, исцелил их сына. Преп. Аммон скончался около 350 г., «не позже 350 г., т. е. кончины преп. Антония, который, в самую минуту преставления преп. Аммона, видел душу его, возносимую ангелами» 70 . О жене Аммона Нитрийского, неизвестной по имени, передаётся, что она, «после удаления своего мужа в пустыню, в своём доме собрала до 70-ти девственниц, и в посте и молитве подвизалась с ними. Два раза в год она посещала своего мужа, чтобы пользоваться его советами и наставлениями» 71 . 54 Собр. лет. I, 67. III, 2. 121. V, 134, Супрасльск. лет. 13. В нов. лет. освящение отнесено к 6560 г. Но по другим оно было сент. 14 6558 г. Собр. лет. V, 138. VII, 332. 56 Исследование о переводе пророчеств, вошедших в список священника Упира – в описании Синод. рукоп. I, 112–120. Обзор толкований – в опис. Синод. рукоп. 2, 113–117. 57 Собр. лет. I, 69. III, 2. 121. 212. V, 138. В Новгородском синодике супруга кн. Владимира кн. Александра, а мать – христолюбивая княгиня Анна. Опис. Рум. муз. 571. Описание Новг. Соф. соб., стр. 103. 104.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца Аммона Память 4 октября Преподобный отец наш Аммон был родом египтянин. Хотя еще в раннем возрасте он лишился своих родителей, но воспитывался в страхе Божием и с юных лет приобрел любовь к чтению Божественных книг. Когда Аммон достиг совершеннолетия, дядя стал понуждать его к женитьбе. Предпочитая девство супружеству, но вместе с тем желая исполнить волю дяди, Аммон стал размышлять, как бы ему совместить девственную жизнь с брачной. И вот в день брака, когда ввели его вместе с невестою в брачную опочивальню и все ушли, он, затворив двери, сказал девице: – Послушай меня, сестра, и согласись на то, что я скажу тебе: супружество, в которое мы вступили, нисколько не лучше девства; посему мы хорошо сделаем, если будем почивать отдельно друг от друга, чтобы, сохранив наше девство, угодить сим Богу. Сказав сие, он достал хранившуюся у него на груди под одеждой книгу, и стал читать девице, не ведавшей Писания, как бы от лица Христа и Апостолов, спасительные слова Божественного учения. К прочтенному он присоединял, по данной ему от Бога благодати, и свои наставления, и советовал ей проводить чистую, ангельскую жизнь. Она же, умилившись, сказала: – Господин мой! Я соглашаюсь на все, что ты говоришь, и так как ты предпочитаешь жизнь девственную, то и я желаю того же и согласна делать все, что ты мне повелишь. Тогда Аммон сказал: – Хочу, чтобы мы жили порознь: ты в одном доме, а я в другом. Но девица, не желая такого разделения, сказала: – Нет, господин мой, мы будем жить в одном доме, но почивать отдельно. Так они начали проводить девственную жизнь. Их супружество было как бы садом, который цвел лилиями девства, ограждался целомудрием и прохлаждался росою Духа Святого. В таком супружестве прожили они много лет, проводя время в великих подвигах, – посте, воздержании, в бдении и молитвах, и телесных трудах. Девица трудилась и занималась домашним хозяйством, Аммон же изнурял ежедневно плоть свою, трудясь целый день в своем саду. Приходя домой вечером, он немного вкушал со своею супругою, или лучше сказать – сестрою, хлеба; в полночь же они оба вставали на молитву, а рано утром Аммон опять выходил на дело свое и трудился до вечера. Так сия двоица, в молодых своих годах, живя среди как бы огня, не сгорела: ибо они преодолели всякие плотские вожделения в себе. Такую совместную жизнь они проводили восемнадцать лет и достигли совершенной чистоты и святости. И вот однажды девица сказала Аммону:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В другое время пришли к преподобному два человека за благословением. Святой попросил их привезти ему воды на нужды приходящих к нему, ибо один из пришедших имел верблюда, а другой осла. Взяв большой сосуд, они отправились с горы за водой. Когда они наполнили сосуд водою, то один из них, у которого был верблюд, сказал: – Сосуд велик, а гора высока, а потому не хочу я такою тяжестью уморить своего верблюда. И, оставив своего товарища, он пошел своею дорогою, не возвращаясь к святому. Оставшийся же взял воду на осла своего и с большим трудом едва ввез ее на гору к преподобному, Увидев его, святой сказал: – Чадо! Да благословит тебя Бог за труд твой. Знай, же, что товарищ твой, который отказался привезти воды на нужды наши, в настоящее время находится в несчастии, ибо лишился своего верблюда. Тогда отправился человек этот вслед за своим товарищем и нашел его плачущим, так как верблюд его съеден был волками. О сем преподобном Аммоне воспоминает святой Афанасий Александрийский в житии преподобного Антония , где он пишет о нем следующее. Однажды преподобный Аммон шел с учеником Антония Феодором. Когда им пришлось переправляться через одну большую реку, называемую Ликос 6324 , для чего нужно было им раздеться, то Аммон стал просить Феодора немного отойти от него, чтобы не видеть им телесной наготы друг друга. Когда они разошлись, Аммон стал размышлять, как бы ему переправиться через реку, не снимая одежды, ибо он был настолько целомудрен и скромен, что стыдился даже своей собственной наготы, и во всю свою жизнь не обнажал своего тела. Когда он размышлял о сем, ангел Господень восхитил его и, перенеся через реку, во мгновение ока поставил на другом берегу. Феодор же с большим трудом едва переплыл через реку. Увидев Аммона стоящим на другом берегу, он удивился, что тот скоро переправился через такую быструю реку; заметив же, что одежда на Аммоне совершенно суха, он поразился и, упав к ногам святого, просил сказать ему, как он переправился через речную быстрину. Вынужденный просьбою товарища, Аммон открыл ему, что он был перенесен ангелом. При сем он запретил товарищу говорить о сем другим, пока он, Аммон, не покинет сего мира. Придя к святому Антонию, преподобный услыхал от него такие слова:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010