Могу и в малом указать подобные чудеса. 610. В числе плодов есть так называемый «воловий рог». Он один суше всего произращаемого плодоносной нивой, имеет тело, не размягчаемое влагой, не разрушается в земле, не тучнеет от дождей, но совершенно окреп и навсегда остается тверже рогов; 615. этого рога не раздробляет и рог вола, когда рука земледелателя рассыпает плоды по ниве; посему от рогов получил он и имя и свойство. Но если мудрецы знают на сие другую какую причину, то она неведома мне. Сие производит природа; выслушай же, чего домоглось искусство. 620. Скворцы говорят подобно человеку, подражая чужому голосу, который они переняли, видя в зеркале изображение из дерева выточенного скворца и слыша человеческий голос дрессировщика, спрятавшегося за зеркалом. И ворон также крадет звуки у человека. А когда нарядный и кривоносый попугай 625. в своем решетчатом доме заговорит почеловечески, тогда он обманывает даже слух самого человека; коням вешают канаты, и поверх их ходят кони. Степенный медведь ходит на задних ногах и, как умный судья, заседая на судейском месте, держит в лапах (как можно подумать) 630. весы правосудия; и зверь представляется одаренным умом. Человек научил его тому, чему не научила природа. Видал я также укротителя зверей, который сидит на хребте у могучего льва и рукой укрощает силу зверя. Он держит бразды, а бегущий лев, забыв свою ярость, повинуется господину и ласкается к нему. 635. Видел я также тяжелого и великорослого зверя с большими зубами; мальчик индиец сидит на нем и небольшим жезлом заставляет его идти, как корабль, поворачивая туда и сюда тело сильного слона. 640. Бесстрашен был тот, кто первый замыслил укротить зверя, наложил ему на шею ярмо и повез огромную колесницу. Ho ты зверям приписываешь больше, нежели человеку, если соглашаешься, что принуждение победило природу в зверях, а люди не могут быть обучены добру, даже имея у себя помощником слово. 645. Как же ты, невежда, до такой степени оскорбляешь творение великого Бога? Кто бывал таким ненавистником собственного своего рода? Но не такова мысль у меня, который рассуждаю здраво. Напротив того, знаю мужей и жен, которые и помыслами небесны, и телом непорочны. Все различие между ними в членах [тела], 650. а добродетели у тех и у других общие, и общий путь к славной жизни. Все преимущество в усердии, и то дает труд. Но твой ум не верит отрекшимся от супружеских уз; даже, думаю, он не не верит, но ты бежишь из страха и между тем забываешь о стольких невыгодах супружеской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

На средине пути между Харемом и Кесариею цепь прибрежных скал разорвана. Тут взорам путника представляется самая дикая пустыня песчаная, которая от моря далеко простирается к горам. Близ берега есть озерко без вытока в море. Вода в нем горька и мутна. Это место весьма печально и опасно от соседства бедуинов. Когда человек не обрабатывает землю и не украшает ее по своему вкусу и даже по прихоти, она дичает, становится безобразною и ни к чему не годною. Без человека Нильская долина затянулась бы песком, Дунайская заросла бы камышом, наши степи покрылись бы бурьяном, и везде умножились бы чудовища и истребили бы сперва животных, потом себя самих. Итак, человек есть не только укротитель земли, но и спаситель всего, что существует на ней. Таково его назначение. Но не всегда и не веде он верен ему. Всего чаще леность, изуверство и буйные страсти его обращают в пустыни самые лучшие места на земле и лучшие произведения его собственных рук. Так Кесария, в которую мы прибыли в час пополудни, некогда процветала, а теперь есть не что иное, как куча безобразных развалин, окруженных полуразрушенными твердынями. Кто разорил ее? Кто разметал ее? И от чего она осталась в таком жалком положении? Ненависть магометан к христианам, лютость их изуверства, ярость их варварства начали разрушение сего некогда славного города, а открытие нового пути для всемирной торговли закончило ее запустение. Мы застали тут несколько бедуинов соседних. Они поили своих длинноухих коз водою из единственного колодца, который ископан у южной стены крепостной близ развалин церкви. Их вялое любопытство не долго занималось нами. Пастухи и козы ушли восвояси. Пыль, возмущенная ими, улеглась. Тишина, водворившаяся в развалинах, расположила меня к воспоминаниям о печальной судьбе города, построенного Иродом, при котором родился Спаситель мира. Я рассказал спутнице историю Кесарии, не забыв ни мучеников, проливших в ней драгоценную кровь свою за веру, ни первого христианского книгохранилища, устроенного тут Цамфилом и его учеником Евсевием митрополитом, ни того, что Константин Великий отсюда вытребовал пятьдесят наилучших рукописей Св. Писания для церквей своей новой столицы. Набожная паломница, выслушав мое сказание, начала витийствовать о тленности всего земного и скоротечности жизни. А я вперил свой взор в небо голубое и думал: статься может и там есть развалины; но будет новое небо и новая земля.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Против благоволения Его не ропщите, непостоянное малодушие в распоряжениях Божьих отбросьте от себя, всякое маловерие удалите. Если на скорпиона, аспида и дракона (змей) наступать пугаетесь, то по крайней мере низложите гордость, высокоумие и не презирайте других. Если повелением не можете угасить пламень, то погашайте жар ваших похотей. Если львов, тигров, вообще лютых зверей не укрощаете и не обуздываете, то гнев ваш укротите, зависть злобную убейте в себе. Если сухого дерева не можете обратить в живое зеленеющее, то неимущую руку наполните щедрым даянием. Одного требует от нас Христос: имейте веру Божью - имеющий ее всякое зло обращает в добро; из всякого олова или свинца отделяет частицы серебра и золота. Едина есть Божественная сила, по изречению Боэция, которая по Своей премудрости и из дурного материала приготовляет хорошие вещи. VI. Упование на Бога слабеет от незнания путей Божиих. Это было во время скорбного путешествия Авраама вместе с сыном Исааком, которого отец, по Божьему повелению, должен был принести в жертву на горе Мориа . Когда они на третий день путешествия утром приближались уже к горе, Исаак, несший на плечах дрова, видя отца, вооруженного мечем и взявшего в руки огонь, спрашивает отца: " вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? " Авраам отвечал: " Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой " ! И шли далее (Быт. 22:7-8). О если бы и мы, в случившихся нуждах, а более всего в сомнительных случаях, когда нет никакой отрады, одно это имели всегда в сердце и повторял: " Бог усмотрит и промыслит, Бог пошлет нам необходимое в наших скорбях утешение. " Сказанное поясним примерами: отец многочисленного семейства, например, единственно о том трудится и заботится, чтобы всех прокормить, одеть, научить делу и пристроить к приличным занятиям. Даром (в подлиннике туне) этот добрый человек сокрушает себя: Бог усмотрит, Бог все пошлет. Иной здоров телом, но не имея здравого ума, мучит сам себя - где он найдет себе пристанище, когда лишится своего благодетеля? Истинно такое мучение себя, такое отчаянье напрасно, тщетно: Бог не оставит, Господь усмотрит. Иной, любитель золота, а не добродетели, малодушествует и мучит себя мысленно: а что будет со мной, если желание мое не исполнится, если в надежде обманусь? Малодушный и маловерный ты человек! Бог исправит и промыслит: ибо " надеющиеся на Него познают истину, и верные в любви пребудут у Него " (Прем. Сол. 3:9). Да послужит нам примером Максимилиан, Кесарь Римский. Когда его смущали и беспокоили какие-либо неприятные для него приключения, он всегда говорил: " Бог усмотрит, промыслит и пошлет. " Так и мы всегда и постоянно должны обращать ум свой к Богу: ибо Он не попустит обмануться и ввести в искушение уповающих на Него.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

Что ж, тогда получается, что христианин может заниматься оккультизмом, а нецерковный человек не может? Конечно, это не так! Когда человек идет по пути святости, духовный мир открывается ему постепенно, естественно, по мере его возрастания такой человек растет духовно, все больше приближается к Богу, и проникновение в невидимый мир является для него не самоценным, а как бы «побочным» явлением. Все остальные способы можно назвать искусственными. Таинственный мир не может быть целью сам по себе, у нас должна быть одна цель – Бог, и нам не следует поддаваться на приманку диавола и создавать себе иных кумиров. Люди обращаются к оккультизму из разных побуждений: кто-то из любопытства, кто-то просто для развлечения. Однако если человек занимается оккультизмом всерьез, то все его действия направлены на порабощение мира духов, подчинение их своей грешной воле. Вот что говорит оккультист Рудольф Штейнер о деятельности человека, познающего тайные силы: «Для него становится возможным заставлять служить себе силы и существа, которые изъяты из его чувственного восприятия». Но если человек стремится подчинить себе духовный мир, заставить выполнять свои желания (кому захочет – поможет, на того, кто не понравится, наведет порчу) – не значит ли это, что он ставит себя в центре всего, не оставляя места ни для Бога, ни для ближних? Занимается ли человек гаданием и выражает таким образом недоверие Благому Богу, пытается ли «подсмотреть» тайны духовного мира, занимается ли магией и пытается распоряжаться миром помимо Бога, и так далее, все это – разные проявления одного и того же стремления. Это все то же стремление первых людей «стать как боги», стать на место Бога, все подчинить себе, своим желаниям. Поэтому путь оккультизма – не просто опасный путь, это, прежде всего, греховный путь, а грех никогда не приводит к Богу, грех неизбежно ведет к диаволу. Мы так много места уделили природе оккультизма для того, чтобы понять, почему люди именно в этой области легче всего оказываются во власти диавола. И выяснили, что, во-первых, сама основа оккультизма, желание им заниматься является следствием человеческой гордости и эгоизма. А обращаясь ко греху, человек открывается диаволу. И, во-вторых, отвергает защиту, данную ему Господом, и врывается в сферы духовного мира. Он сам, по своей воле вступает в контакт с духами зла (так как с Ангелами света общаться он неспособен), сам отдает себя во власть сатаны. И хотя оккультизм призывает властвовать над духами, на деле происходит обратное. И сами оккультисты в глубине души это понимают, а иногда и просто об этом знают. Так, один из них признает, что положение человека, вызывающего духов, очень опасно, оно «подобно положению укротителя диких зверей в клетке. Поэтому, – продолжает он, – существует поговорка, что дьявол рано или поздно свернет шею колдуну».

http://azbyka.ru/parkhomenko/ob-angelax-...

Ссылка на нем. Zaum – ziehen неубедительна, так как нем. Zaum не имеет значения «удила». Столь же неубедителен и пример с др.-гр. χαλνς, где утверждение о развитии значения этого слова от »узда» к «удила» остается бездоказательным. Уже в «Илиаде» Гомера слово χαλνς засвидетельствовано только со значением »удила» (XIX, 393), в то же время в новогреческом языке оно означает «узда, уздечка». Таким образом, в истории греческого языка развитие значения слова χαλινς шло в направлении, прямо противоположном тому, которое предполагают Муллер и Вальде – Гофман. А априорное утверждение относительно того, что др.-гр. χαλνς должно было первоначально обязательно иметь только значение »узда», а не «удила», – слишком субъективно и спорно, чтобы на нем строить серьезные выводы. 296 Таким образом, мы не находим достаточно убедительных доводов ни против связи лат. frnum с frendere, ни в пользу сопоставления этого слова с и.-е. корнем dher-. Какое же из двух объяснений является более приемлемым? По-существу, все сводится к одному вопросу: какое значение лат. frnum является первичным – »удила» или «узда»? В имеющихся памятниках латинского языка употребительны слова с тем и другим значением, причем следы вытеснения одного значения другим обнаружить, видимо, невозможно. В приведенном выше месте из Овидия («Frenaque magnanimi dente teruntur equi»), а также, например, у Тибулла («frenos ore momordit equus») 297 слово frna (frni) явно означает »удила». В других (более многочисленных) случаях это слово имеет значение «узда, поводья». Следовательно, словоупотребление не проливает достаточно ясного света на этимологию лат. frnum. Производные от frnum – frn и frntor также не дают ничего существенно нового. Так, глагол frenäre означает и »взнуздать» (т. е. вложить удила в рот лошади), и «надеть недоуздок». Слово frntor »укротитель» также может быть объяснено любым из двух основных значений лат. frnum. Если исходить из общих соображений, то следует сказать, что изменение значения слова frnum " удила " > «узда» является более вероятным, чем обратное изменение.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Быт. 1:26–31 ), а в умозрительном мире мысли небесномыслящий человек созидается Богом соответственно [его внутреннему] расположению к духовному 14 . Ведь когда желание души ускользает от пятеричного чувства, склонного к чувственным [вещам], и направляется к ведению духовного, тогда Бог , взяв ум от [его] деятельности, соответствующей чувству, как [Он брал] прах от земли (см. Быт. 2:7 ), вдыхает в этот ум созерцание Себя и дарует ему призывание святого имени Своего. [Так Он] делает внутреннего человека «душою живою» ( Быт. 2:7 ) и просвещает его ум для ангельского поклонения Себе и «разумного служения» ( Рим. 12:1 ). [Тогда внутренний человек] является как гонитель [лукавых] приражений, служитель Божественных умозрений, губитель страстей, земледелец добродетелей, противник похотей, приверженец Божией любви, разрушитель [порочных] мечтаний, обнаружитель мудрости, царь естественных помыслов, владычествующий [над ними] с помощью духовного разума, укротитель [житейских] попечений, попечитель [внутреннего] покоя, чужеземец для ощущений века сего, друг ведений будущего века 15 , покинувший [эту] тленную жизнь, насельник непреходящего мира, беглец из отечества, ввергнутого в [междоусобные] брани, гражданин неприступного града, презирающий временные [блага] и ревнующий о бессмертных, невежда в делах человеческих, но посвященный в воления Божии. [Тогда внутренний человек становится] иноязычным для мыслящих о земном (см. Флп. 3:19 ) и толкователем горних [тайн] для тех, чье «жительство – на небесах» ( Флп. 3:20 ) 16 ; [он делается] избегающим [чувственно] являемых удовольствий как [вещей] несуществующих и любящим не являемые [чувственным образом] блага как то, что пребывает [вечно]; мертвым для вещественных похотей и живым для сокрытой во Христе жизни (см. Кол. 3:3 ). Он не устремляется ни к чему земному – ни к богатству, которое лишено нерасхищаемого богатства; ни к неге, которая истощает неистощимую негу и производит неутолимый голод; ни к славе, которая приносит бесславие; ни к чести бесчестной, которая делает малоценной «драгоценную жемчужину» ( Мф. 13:46 ) почитанием того, что малоценно; ни к начальствованию, которое порабощает непорабощаемую [силу] души 17 начальствам и властям лукавых духов (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

“Гектора мы, укротителя коней, отважность возвысим. Пусть Приамид вызывает храбрейших героев данайских 40 Выйти один на один и сразиться решительной битвой; Сим оскорбленные меднопоножные мужи данаи Сами возбудят бойца одноборствовать с Гектором славным”. Так говорил, – и склонилася дочь светлоокая Зевса. Сын Приамов, Гелен прорицатель, почувствовал духом 45 Оный совет, обоим божествам совещавшим приятный, К Гектору брату предстал и так говорил воеводе: “Гектор, пастырь народа, советами равный Крониду! Будешь ли мне ты послушен, усердносоветному брату? Дай повеление сесть и троянам, и всем аргивянам; 50 Сам же меж воинств на бой вызывай, да храбрейший данаец Выйдет один на тебя и сразится решительным боем. Ныне тебе не судьба умереть и предела достигнуть; Слышал я голос такой небожителей вечно живущих”. Так произнес, – и восхитился Гектор услышанной речью, 55 Вышел один на средину и, взявши копье посредине, Спнул фаланги троянские; все, успокоясь, воссели. Царь Агамемнон равно удержал меднобронных данаев. Тою порой Афина Паллада и Феб сребролукий, Оба вознесшися, словно как ястребы, хищные птицы, 60 Сели на дубе высоком отца молненосного Зевса, Ратями вместе любуясь: ряды их сидели густые, Грозно щиты, и шеломы, и острые копья вздымая, Словно как Зефир порывистый по морю зыбь разливает, Если он вдруг подымается: море чернеет под нею, — 65 Ратей ряды таковы и троян, и бесстрашных данаев В поле сидели, и Гектор вещал, между ратями стоя: “Трои сыны и ахеяне храбрые, слух приклоните; Я вам поведаю, что мне велит благородное сердце: Наших условий высокоцарящий Кронид не исполнил, 70 Но, беды совещающий, нам обоюдно готовит Битвы, покуда иль вы крепкобашенный град наш возьмете, Или падете от нас при своих кораблях мореходных. Здесь, о ахеяне, с вами храбрейшие ваши герои; Тот, у которого сердце со мною сразиться пылает, 75 Пусть изойдет и с божественным Гектором станет на битву. Так говорю я, и Зевс уговора свидетель нам будет. Если противник меня поразит сокрушительной медью,

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/?f...

Не усиливаюсь словами моими привить к вам такую радость: это не доступно ни для какого слова. Дело, совершенное рождшимся Господом, касается каждого из нас. Вступающие в общение с Ним приемлют от Него свободу, врачевство, мир, обладают всем этим, и вкушают сладость того. Тем, кои испытывают это в себе, незачем говорить: " радуйтесь " , потому что они не могут не радоваться, а тем, которые не испытывают, что и говорить: " радуйтесь " , они не могут радоваться. Связанный по рукам и по ногам, сколько ни говори ему: " радуйся избавлению " - не возрадуется: покрытому ранами грехов откуда придет радость уврачевания? Как вздохнет свободно устрашаемый грозою гнева Божия? Таким можно только сказать: " пойдите вы к Младенцу повитому, лежащему в яслех, и ищите у Него избавления от всех обдержащих вас (обладающих вами.- Ред.) зол, ибо этот Младенец - Христос, Спас мира " . Желалось бы видеть всех радующимися именно этою радостию и не хотящими знать других радостей: но не все сущие от Израиля суть Израиль. Начнутся теперь увеселения пустые, буйные, разжигающие похоти: глазерство, кружение, оборотничество. Любящим все это сколько ни говори: " укротитесь " - они затыкают уши свои и не внемлют, и всегда доведут светлые дни праздника до того, что заставят милостивого Господа отвратить очи Свои от нас и сказать: " Мерзость Мне все эти празднества ваши! " И действительно, многие из наших увеселений общественных суть воистину мерзость языческая, то есть одни прямо перенесены к нам из языческого мира, а другие, хотя и позже явились, но пропитаны духом язычества. И как будто нарочно они изобретаются в большем количестве в дни Рождества и Пасхи. Увлекаясь ими, мы даем князю мира - мучителю своему, противнику Божию, повод говорить к Богу: " Что сделал Ты мне рождеством Своим и воскресением? Все ко мне идут! " Но да проносятся чаще во глубине сердца нашего слова 50-го псалма: оправдится Господь во словесех Своих и победит, внегда судити Ему... Нас увлекает просвещенная Европа... Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие, оттуда уже перешли они и переходят и к нам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Родившись женщиной, не присваивай себе важности, свойственной мужчине, и не величайся родом, не надмевайся ни одеждами, ни мудростью. Твоя мудрость – покоряться законам супружества, потому что узел брака делает все общим у жены с мужем. Когда муж раздражен, уступи ему, а когда утомлен, помоги нежными словами и добрыми советами. И укротитель львов не силой усмиряет разъяренного зверя, у которого в бешенстве прерывается дыхание, но укрощает его, гладя рукою и приговаривая ласковые слова. Сколько бы ни была ты раздражена, никогда не укоряй супруга в понесенном ущербе, потому что сам он – лучшее для тебя приобретение. Не укоряй и за то, что конец дела противоположен его намерению. Это было бы несправедливо, потому что, по ухищрению демона, часто и благоразумные намерения не достигают своей цели. Не укоряй его также в недостатке сил, потому что в мече всегда есть сила. Кого не любит муж твой, того не хвали с хитрым намерением неприметно уязвить мужа словом. Благородным мужам и женам, а особливо женам, и во всяком другом случае прилична простота сердца. Радости и все скорби мужа для себя почитай общими. Пусть и заботы у вас будут общие, потому что через это возрастает дом. И твой совет может иметь место, но верх должен быть мужнин. Когда муж скорбит, поскорби с ним и ты несколько (сетование друзей служит приятным врачевством в печали), но вскоре потом, сделав светлое лицо, рассей грустные его мысли, потому что сетующему мужу самая надежная пристань – жена. Твоим занятием пусть будет прялка, шерсть и поучение в Божием слове, попечение же о внешних делах предоставь мужу. Не выходи часто за двери дома, в места народных увеселений и неприличных собраний; там и у стыдливых похищается стыд, там взоры смешиваются со взорами, а потеря стыда – начало всех пороков. И в добрые собрания приказываю тебе ходить с благоразумными, чтобы в уме твоем напечатлелось какое-нибудь доброе слово, которое бы или искоренило в тебе порок, или крепче привязало тебя к добродетели. Дом твой – для тебя и город, и рощи. Не позволяй себя видеть посторонним, кроме целомудренных родственников или иерея и седины, которая для тебя лучше юности. Не показывайся и женщинам, которые высоко держат голову и ведут себя открыто. Не показывайся и благочестивым мужам, даже много уважаемым тобою, если супруг твой не хочет иметь их в своем доме. Ибо кто доставит тебе столько пользы, как добрый супруг, если ты его одного любишь?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   Без сомнения хочу я цел быти, но «человека не имам» . Смотри, не там ли (Спаситель) оказал действие, где оскудело спасение? Ибо многие из недужных и дома имели, еще же и знаемых, и иных некоторых, сей же подлинно всяким убожеством будучи угнетаем, и от внешней помощи никакого пособия не имея, но быв оставлен одиноким, имел помощником Единородного Сына Божия. «Хощеши ли цел быти? ...ей, Господи, но человека не имам, да егда возмутится вода, ввержет мя в купель» (Ин 5.6:7). Ты имеешь источник, по оному: «яко у Тебе источник живота» (Пс 35.10), источник, источники производящий. «Иже бо аще пиет от воды сея» (Ин 4:14), «реки истекут от чрева его» (Ин 7.38), не воды текущие долу, но воды скачущие (ибо вода Иисусова не от вышних стран к нижним, но от земных к небесным скачущими нас делает). Воды скачущие в живот вечный: ибо источник благих Иисус есть.    И что ты ожидаешь от купели? Имеешь Того, Кто по водам ходит (Мф 14.25), Кто ветрам запрещает (Мф 8.26), Кто море обуздывает (Мк 4.39), Кто не только для себя имеет море постланное на подобие основания, но и Петру даровал равномерное действе к хождению по нему. Когда же была мрачная ночь, а Сам свет явился, и не был познан: (ибо Иисус, ходивший по водам, не был познан, по чертам лица будучи видим: но свойство гласа возвещало о Его присутствии) тогда те, которые думали видеть призрак, убоялись (Мф 14.25:26). Иисус же сказал им: «Аз есмь, не бойтеся» (Мф 14.27). А Петр к Нему говорит: «аще Ты еси» , Которого я знаю, паче же Которого возвестил мне Отец, «повели ми приити к Тебе по водам» (Мф 14.28). Иисус же к нему, как щедрый Податель, говорит: «прииди» (Мф 14.29).    И так предстоял при водах купели Укротитель вод и Творец, Коему говорит расслабленный: «человека не имам, да егда возмутится вода, ввержет мя в купель» (Ин 5.7). Спаситель говорит к нему: что ты ожидаешь возмущения вод? Без возмущения исцелись. Что и видимого движения ожидаешь? Словом повеление (Мое) совершается быстрее помышления. Посмотри только на силу источника, и познай Бога, явившегося во плоти. И не смотри на видимого, но на действующего чрез видимого. «Человека не имам, да егда возмутится вода, ввержет мя в купель» . Иисус же к нему: что ты ожидаешь малых вещей? Что ищешь исцеления от воды? «Востани» (Ин 5.8), тебе говорить «воскресение» (Ин 11.25). Ибо везде всем все бывает Спаситель: алчущим хлеб, жаждущим вода, мертвым воскресение, больным врач, грешным спасение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010