35 ibid.; Liberat., breviar.; с. 20. За Феодосия были: κλρος κα ο πρτοι [ ο μεγλοι] τς πλεως, clerus, Calotychius cubicularius, judices, id est Aristomachus dux et Dioscorus augustalis, pauci; за Гаяна – δμος, aliquanti ex clero, et possessores civitatis, et corporate, et milites, et nobiles, et omnis provincia, plurimi; monachi, quos [Theodosius] non habuit, pro Gaiano fuerunt. Факт, что монашество in corpore стало за Гаяна, позволяет замечанию Леонтия о Феодосии: μσουν γρ ατν (scil. δμος) не придавать узко личного смысла; τ δγματα в этой борьбе значили больше, чем τ πρσωπα. Вообще «concordia populi» на стороне Гаяна была такова, что Феодосий мог и в Константинополь «в изгнание» отправиться (в октябре – ноябре 536 г.) не без удовольствия. Это спасало его престиж; лучше было «уступить силе» византийского правительства, чем быть без церемонии прогнанным непокорною паствою. Либерат так и ставит дело. «Theodosius de sede discessit, non ferens seditiones et bella, quae contra eum exercebantur a populö missus est Constantinopolim cum honore». 36 Это был не кто меньший, как кубикулярий евнух Нарсес, один из укротителей константинопольских «зеленых» в 532 году (Chron. paseh.) и будущий победитель ост-готов в 551–562 гг. 37 А. Dillmann, Ueber die Begierung, insbesondere die Kirckenordnung des Königs Zar’a-Jacob (Berlin 1884), 67 – 70. – Всеми сведениями о рассматриваемом споре мы обязаны этому сочинению проф. Дилльмана (SS. 42 – 44. 36. 37. 21. 29.), который в свою очередь заимствует их из «Ma95;hafa- Вугнâп», «Книги света», которую можно до известной степени считать сочинением самого Зар’а-Якоб. Дилльман дает не перевод, а изложение своими словами не совсем последовательного содержания «Книги света». Поэтому о подробностях спора приходится строить только догадки. 38 Карта Абиссинии далеко не у всех читателей под руками. Предлагаем здесь не карту, но все же нечто более наглядное, чем простой список областей. Само собою разумеется, что верх в этом перечне означает север, низ – юг, но масштаб не выдержан.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Конечная свобода предполагает собою возможность злоупотребления ею, а зло, как и всякое расстройство, согласно принципам самого опытного знания, раз возникнув, расширяется и разрастается. Его препобеждает Промысел. Явные действия Промысла называются чудесами. Чудеса не противоестественны, это суть явления или события, не отвечающие обычному ходу явлений или событий в данной среде. Послушание дикого животного человеку есть явление чудесное при теперешнем порядке вещей, но оно будет явлением нормальным при порядке вещей идеальном. Когда рассказывали о послушании львов и медведей пустынникам, люди не верили; когда явились укротители зверей, было признано, что, в принципе, такое послушание возможно. Передвижение горы с одного места на другое по вере при теперешнем порядке есть чудо, но, если бы человечество имело ту веру с зерно горчичное, о которой говорит Христос, то вержение горы в море было бы явлением, ни в ком не возбуждающим удивления. Аскеты представляют образец могучего влияния духа на тело. Существуют факты, доказывающие, что воля человека может влиять на материальную природу и вне его (несомненно, некоторые лица могут производить стуки и перемещения предметов, не дотрагиваясь до них). Подчинение физической природы силе духовной, в чем выражаются чудеса, сверхъестественно не потому, что оно беспричинно или противоречит установленным принципам, но потому, что является введением действия высших сил в низшую среду. Чудеса – это события, совершающиеся в низшей сфере по высшим нормам. На существование таких норм указывает множество опытных данных, надежда на торжество этих норм дает смысл существованию человечества. Так, естествознание должно находиться в полной гармонии с богословием, но многие натуралисты, отрицая богословие, во имя принципов естествознания, отрицают его и во имя многих частных естественно-научных открытий и теорий. Возможность столкновений между богословием и естествознанием очень понятна. Учение Откровения может быть неправильно истолковано, научная теория может явиться ошибочным обобщением; наконец, краткость откровенных указаний и неполнота научных данных легко могут представить уму человеческому несогласимым то, что, на самом деле, представляет собою свидетельство истины о различных сторонах одного и того же явления или события.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Скачать epub pdf Глава VIII Литовцы и Тевтонский орден. – Набеги литовцев на русскую землю. – Семь побед. – Кончина великой княгини Феодосии. – Продолжение борьбы с Литвою. – Характер войн св. Александра Невского Радуйся, своея земли мужественный защитителю. Радуйся, буйства неустроенныя в тыя дни Литвы укротителю. (Акаф., ик. 5) По восточному побережью Балтийского моря, от устьев Вислы до Западной Двины, расстилается равнина, на которой с незапамятных времен поселилось литовское племя, близкородственное по языку и происхождению с племенами славянскими 171 . Невеселый, глухой и бедный край! Песчано-глинистая почва, множество рек, озер, болот, непроходимые лесные чащи, где преобладают дуб и сосна, с множеством зверей, изредка встречающиеся холмы и пригорки – такова природа страны, среди которой, под надежной защитой лесов и болот, долгое время, как бы всеми забытые, жили бедные литовские племена, пока соседние с ними полоцкие и волынские князья не начали мало-помалу подчинять их своей власти. Но что было взять у бедных литовцев! Скот, звериные шкуры, лыки и веники – вот в чем состояла вся добыча русских... 172 В свою очередь литовские князья делали набеги на соседние русские области, созвав своих дикарей звуком трубы «на четыре стороны». Встреча русских с литовцами как бы заранее предрешала судьбу этого племени. Их язычество должно было пасть пред светом истинной веры. Русские превосходили их своею гражданственностью. При большем знакомстве литовцев с русскими между обоими народами мало-помалу начинала устанавливаться близкая связь. Кроткий, невоинственный характер литовцев позволял надеяться в более или менее близком будущем на мирное сожительство, если не на полное слияние, двух родственных народов. «Для литовских князей союз с русскими был необходимостью, которая обусловливалась всей историей полоцкой и литовской земли; Литву тянула к Руси сама история, сама жизнь; в течение веков Литва так сроднилась и срослась с Русью, что не могла без нее жить. Войны и разбойнические набеги, как они ни были часты, не могли разорвать этой связи, сложившейся веками» 173 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Молитва святому праведному Симеону Богоприимцу О великий угодниче Божий и Богоприимче Симеоне! Предстоя престолу великаго Царя и Бога нашего Иисуса Христа, велие дерзновение имаши к Нему, на объятиих твоих нашего ради спасения носитися изволившему. К тебе убо, яко многомощному предстателю и крепкому о нас молитвеннику, прибегаем мы грешнии и недостойнии. Моли благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, праведно по делом нашим на ны движимый, и презрев безчисленная прегрешения наша, обратит нас на путь покаяния и на стези заповедей Своих утвердит нас. Огради молитвами твоими в мире жизнь нашу, и во всем благом благое поспешение испроси, вся к животу и благочестию потребная нам даруя. И якоже древле Великий Новград, явлением чудотворныя иконы твоея, от губительства смертнаго избавил еси, тако и ныне нас и вся грады и веси страны нашея от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством твоим избави, и от всех враг видимых и невидимых покровом твоим защити и всему Царству Российскому буди оплот тверд и укреплен, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже сподобимся небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже всякая слава подобает, со Отцем и Пресвятым Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитва святым благоверным князьям Борису и Глебу О двоице священная, братие прекраснии, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послужившии, и кровьми вашими яко багряницею украсившиися, и ныне со Христом царствующии! Не забудите и нас сущих на земли, но, яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом нас помилуйте: юныя убо во святей, вере и чистоте, невреждены от всякого прилога неверия и нечистоты сохраните, и всех нас молящихся от всякия скорби, озлоблений и внезапныя смерти избавите, укротите же всякую вражду и злобу, действом диавола от ближних и чуждих воздвизаемую. Молим вас, Христолюбивии страстотерпцы, испросите у великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте заступлением вашим град сей/или весь сию, или обитель сию/и вся чтущия святую память вашу, во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/zdorovie/kogda-boleyut-...

И далее: «Живой действительный мир — это единственный, однажды удавшийся и все еще без конца удачный замысел воображения… Он служит поэту примером в большей еще степени, нежели натурой и моделью». Выразить атмосферу бытия, жизнь в слове — одна из самых древних, насущных задач человеческого сознания. Тысячелетиями повторяется, что не хлебом единым жив человек, но и всяким словом Божьим. Речь идет о живом слове, выражающем и несущем жизнь. В русской литературе это положение приобрело новый животрепещущий интерес, главным образом благодаря художественному гению Льва Толстого. В дополнение к этому Достоевский многократно утверждал, что если миру суждено спастись, то его спасет красота. Словами одного из героев «Доктора Живаго» Пастернак приводит это положение к форме общественно-исторической закономерности: «Я думаю, — говорит в романе Н. Н. Веденяпин, — что, если бы дремлющего в человеке зверя можно было остановить угрозою, все равно, каталажки или загробного воздаяния, высшею эмблемою человечества был бы цирковой укротитель с хлыстом, а не жертвующий собой проповедник. Но в том-то и дело, что человека столетиями поднимала над животным и уносила ввысь не палка, а музыка: неотразимость безоружной истины, притягательность её примера. До сих пор считалось, что самое важное в Евангелии нравственные изречения и правила, заключенные в заповедях, а для меня самое главное то, что Христос говорит притчами из быта, поясняя истину светом повседневности. В основе этого лежит мысль, что жизнь символична, потому что она значительна». В этом утверждении, читаемом без затруднения и простом по стилю, много существенных, далеко не сразу понятных наблюдений. В частности, из него следует, что красота, без которой мертво даже самое высокое нравственное утверждение, это свет повседневности, то есть именно та правда жизни, которую ищет и стремится выразить художник, лирик по преимуществу. Бессмертное общение между смертными и есть Духовная жизнь, историческое сознание людей. А символичность жизни, иными словами, возможность записать, выразить её знаком, символом, объясняется тем, что жизнь — значительное, содержательное, осмысленное явление.

http://azbyka.ru/fiction/doktor-zhivago-...

«Ты что скажешь?..» Когда искусители поставили этот вопрос «Ты что скажешь?», наступила полная тишина. Тишина среди народа, между судьями и грешницей, и у нее перехватило дыхание. Тишина наступает всегда, когда на цирковых аренах укротители заставляют львов и тигров выполнять команды, делать все, что они прикажут. Но сейчас перед нами стоит не укротитель диких зверей, а укротитель людей – призвание куда труднее первого, ибо много труднее укротить одичавших от греха людей, чем диких от природы животных. «Ты что скажешь?» Перед белокаменным храмом стоял Тот, Который больше храма ( Мф. 12:6 ), вся площадь была заполнена людьми, негде было бы упасть яблоку, плечо к плечу, в полной тишине взоры устремились на Него. Никто в этой массе народа и думать не мог, что ответ, который Он даст в эту минуту, в этот солнечный день, пред храмом премудрого царя, стоя рядом с несчастным и грешным человеческим существом, которому через несколько минут предстояло быть раздавленным, разорванным на части, превращенным в месиво крови и мяса, никто, повторяю, никто не мог предположить, что Его ответу суждено будет звучать столетиями, что он станет вечным. Никто не мог подумать, что Его ответ на протяжении девятнадцати веков будут повторять с благоговением, удивлением и радостью в нашем городе, в Константинополе, в Риме, в Лондоне, в Нью-Йорке, в Токио, во всех концах земли. Только Он один знал об этом. Только Он один знал, что в этот час и в этом месте присутствуют не все Его слушатели. Только Он один знал, что Его тогдашний ответ услышат и будут повторять и в нынешнем поколении христиан XX века миллионы человеческих душ. А где те миллионы, миллиарды христиан, которые слышали и повторяли его до нас? Только Он, Всезнающий, знал, что Его тогдашний ответ станет нравственным законом поколениям, племенам и народам до конца времен. Какое-то мгновение Господь молчал, молча думал, склонившись к земле. Ибо сказано, «не смотрите на своих ненавистников и искусителей». Думал и молчал. Его образ мысли был иным, чем наш. Его размышление было созерцанием, духовным созерцанием. Он созерцал духом сокрытые тайны бытия, тайные предметы, тайны человеческих душ. Возвышенные тайны небес, глубокие тайны земли, далекие тайны времени и пространства. Я верю, что он в эту минуту видел и нас, собравшихся сегодня в этом храме, чтобы вспомнить и рассказать об этом событии. Когда все увидел, все прозрел, постиг духовным зрением всю историю тварного мира, ответ был готов. «Ты что скажешь?» Снова подступили к Нему фарисеи, с искаженными от злобы лицами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Вот и еще случай: нависла грозная туча; мрак покрыл лицо земли; гром потрясает основания гор и молнии прорезывают небо из края в край: от этого все в страхе, словно настал конец мира. Когда же потом гроза проходит и небо проясняется, всякий, свободно вздыхая, говорит; Слава Тебе, Господи! Приблизьте эти случаи к себе и увидите, что в них вся наша история. Грозная туча гнева Божия была над нами, – пришел Господь-Примиритель и разогнал эту тучу. Мы были покрыты ранами грехов и страстей – пришел Врач душ и исцелил нас… Были мы в узах рабства – пришел Освободитель и разрешил узы наши… Приблизьте все это к сердцу своему и восприимите чувствами своими, и вы не удержитесь, чтоб не воскликнуть: слава Тебе, Господи, что родился Христос! Не усиливаюсь словами моими привить к вам такую радость: это недоступно ни для какого слова. Дело, совершенное родившимся Господом, касается каждого из нас. Вступающие в общение с Ним приемлют от Него свободу, врачевство, мир, обладают всем этим и вкушают сладость того. Тем, которые испытывают это в себе, незачем говорить: «радуйтесь», потому что они не могут не радоваться, а тем, которые не испытывают, что и говорить: «радуйтесь»; они не могут радоваться. Связанный по рукам и по ногам, сколько ни говори ему: «радуйся избавлению» – не возрадуется; покрытому ранами грехов откуда придет радость уврачевания? Как вздохнет свободно устрашаемый грозою гнева Божия? Таким можно только сказать: «пойдите вы к Младенцу повитому, лежащему в яслях, и ищите у Него избавления от всех обдержащих вас зол, ибо этот Младенец – Христос Спас мира». Желалось бы всех видеть радующимися именно этою радостью и нехотящими знать других радостей, но не все сущие от Израиля – Израиль. Начнутся теперь увеселения пустые, буйные, разжигающие похоти: глазерство, кружение, оборотничество. Любящим все это сколько ни говори: «укротитесь», они затыкают уши свои и не внемлют – и всегда доведут светлые дни праздника до того, что заставят милостивого Господа отвратить очи Свои от нас и сказать: «мерзость Мне все эти празднества ваши»! И действительно, многие из наших увеселений общественных воистину мерзость языческая, то есть, одни прямо перенесены к нам из языческого мира, а другие, хотя и позже явились, но пропитаны духом язычества. И как будто нарочно они изобретаются в большем количестве в дни Рождества м Пасхи. Увлекаясь ими, мы даем князю мира – мучителю своему, противнику Божию, повод говорить к Богу: «Что сделал Ты мне Рождеством Своим и Воскресением? Все ко мне идут!» Но да проносятся чаще в глубине сердца нашего слова 50-го псалма: «Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем»...

http://pravoslavie.ru/33451.html

     Псалмопевец также воспевает пост, как сильное оружие против темной силы: Аэ же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится (Пс. 34,13). И в другом месте об обращении к посту в духовной брани говорит он же: Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради (Пс. 108,24).      Истинно величайшая польза происходит от святого поста, ибо он укрощает стремление плоти. Как всадник при необузданности коня невольно стремится туда, куда не хочет, и, будучи носим по стремнинам, легко впадает в дебри и в гибельную пропасть, так точно бывает с теми, которые имеют необузданную, неукрощенную плоть. Не будучи сдерживаемы от пути лукавого браздами разума и наставляемы на путь истинный, они всегда готовы на всякое беззаконие.      Пост имеет такую силу, что может обуздывать неукротимые страсти, погашать пламень зависти, раздражительности и гнева, истреблять величавую надменность, уничтожать мечтательные тщеславные помыслы, угашать огонь сладострастия, удерживать все чувства, как то: зрение, слух, осязание и обоняние. Кратко сказать: пост есть преславный убийца страстей, укротитель похотей, победитель и торжествующий истребитель всякого неистовства свирепствующей плоти.      Вторая польза, проистекающая от святого поста, состоит в том, что он окрыляет душу и соделывает ее способною к молитве и небесной мудрости.      Ранее уже было сказано о пророках ветхозаветных, что они приуготавливались постом и только затем с великим страхом приступали к беседе с Богом.      Так, Моисей, прежде нежели дерзнул приступить к Богу и принять от Него богоначертанные скрижали, приуготовил к сему душу свою постом (см.: Исх. 34). Так поступил и пророк Божий Илия: он постился сорок дней, прежде нежели удостоился видеть Бога на горе Хориве, в гласе хлада тонка (3 Цар. 19, 12). Так и пророк Божий Даниил приуготовился трехнедельным постом к ведению и разумению Божественных Откровений. Посему пост есть как бы некоторая лестница, возводящая ум на небо, пост есть как бы некоторые крылья, которые возносят душу к Богу, к богомыслию и горнему размышлению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

– Хрюхрю, – поприветстовало босса Осе, улыбнувшись краешками глаз. – Милости просим на оперативку. Думаем вот, что со зверем делать. – Да, вопросик, – ответил рекламный босс и сразу повернулся к двухметровому громиле. – Иван Иваныч, присоединятейсь. Кстати, прошу любить и жаловать: господин Ярило, знаменитый укротитель медведиков. – Угу, – пробасил двухметровый. – Здрасьте. – Итак, вот задача, – задумчиво начало говорить Осе. – Нам нужно зафиксировать зверя так, чтобы он смог сожрать врага, но не тронул операторов. – А как врага-то вы зафиксируете? – выпалило Машо, которое уже начало проигрывать в голове сцену съемок, от чего все больше хотелось немедленно выпить водки и уйти обратно в кусты. – Да, еще одна проблема, – отреагировало Осе. – Насчет зверя... – Иван Иваныч явно любил говорить короткими очередями. – Зверь на цепи. Пока ее привязали к ограде. Можно отвязать. И мы вдвоем с кем-то будем его из-за ограды придерживать. А вот что вы с человеком делать будете, меня не касается. Я тут вам не товарищ. – Не хотите федеральный заказ выполнять? Перед самой войной? – Робеспьеро приподнял очки и пристально поглядел на дрессировщика. – Кому война, кому мать родна, – безразлично ответил Иван Иваныч. – А насчет пленного я же говорю: не товарищ. Не нужен – сами зверем занимайтесь. – Ладно, ладно, – примирительным тоном ответило Робеспьеро. – Осе, как нам пленного диверсанта приспособить? – Как, как... Думаю вот уже. Нам же рядом с камерами надо быть. Мы можем его тоже на цепи на какой-нибудь зафиксировать? – И где эта цепь? – задумчиво спросило Робеспьеро. – Цепь, цепь... – столь же задумчиво пробормотало Осе. – Иван, а у вас еще одна есть? – Только одна, – ответил дрессировщик. – На которой медведя привезли. Могу съездить еще, поискать. – И далеко ехать? – с озабоченной миной поинтересовалось Робеспьеро. – Часа полтора. В один конец. – Нетушки! Нам за полтора часа все закончить надо! – из-под очков главного рекламщика начала пробиваться испарина. – Думайте, думайте, креативненькие!

http://religare.ru/2_104432.html

Закрыть 95 лет со дня рождения Леонида Быкова «…Душа нашего народа чуть-чуть улыбается… Даже когда болит, улыбается» 13.12.2023 123 Время на чтение 14 минут Источник: Камертон 12 декабря 2023 года – 95 лет со дня рождения Леонида Быкова. «…Вспоминая этого актёра, хочется улыбнуться, а его режиссёрские фильмы смотришь со слезами», – таково мнение зрителей о картинах легендарного советского актёра, кинорежиссёра и сценариста, заслуженного артиста РСФСР (1965), народного артиста УССР (1974) Леонида Фёдоровича Быкова (1928–1979). Он был открытым, искренним. Леонида Быкова любили все. За редкое обаяние, теплоту, южный говорок и чувство юмора, которое его герои не теряли в любой жизненной ситуации. Ещё работая в театре, Леонид Быков отмечал: «…Со зрителем нужно говорить на волнующие его темы, не лгать, страстно, увлекательно размышлять, спорить... Я живу до сих пор этими идеалами, вернее пытаюсь жить, так как жизнь ломает их и рушит на каждом шагу. Но это самое святое, без этого скучно и бесполезно будет жить». …Его кинематографическая звезда загорелась в 1950-х годах. Фридрих Эрмлер, снявший первым Леонида Быкова в своей картине «Победители», сказал артисту после первого дубля: «Ты обречён быть киноартистом. Есть люди, которые могут приходить в кино и уходить. Ты уже никуда не уйдёшь». Потом была роль кучера Сашко в фильме «Судьба Марины». Дальше последовал настоящий успех в фильмах: «Укротительница тигров» и «Максим Перепелица». «Моя мечта – поставить и сыграть реквием о солдате, не вернувшемся с войны», – сказал однажды Леонид Быков. И эту мечту он воплотил в жизнь, сняв фильм «В бой идут одни старики». Этот фильм стал одним из самых известных фильмов о Великой Отечественной войне. Тему героизма и дружбы продолжает следующий фильм Быкова «Аты-баты, шли солдаты». Он создавал впечатление весельчака, счастливчика, которому всё легко удается. Но на его долю выпало немало испытаний. Все работы Леонида Быкова в качестве актёра и режиссёра стали настоящей классикой, «золотым фондом» отечественного кинематографа.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/13/95_let...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010