Почему-то, когда дело доходило до выхода в мир, эти мастодонты стали постепенно исчезать, или, может быть, просто выдохлись (бывает такая усталость). А на смену им должны были прийти новые люди. И уже наши батюшки, такие как Дмитрий Смирнов, Владимир Воробьёв и другие, ездили и выступали по фабрикам, заводам и обществам. А когда в 1989 году мы с Александром Макаровым, ныне уже батюшкой, создали первую гласную православную газету «Церковный вестник», она стала своеобразным духовным центром. И к нам в редакцию потянулась масса разных людей, которые активно хотели послужить делу духовного возрождения России. А первый, кого мы увидели, был Евгений Константинович Никифоров, председатель тогда ещё не братства, а общества «Радонеж». Это было весной 1989 года, сразу после пасхи. Вот уже и 20 лет нашей встрече. Он пришёл к нам с Вячеславом Родионовым как за консультацией, так и с предложением о сотрудничестве. И мы стали сотрудничать. Я помню, как в известном клубе «Меридиан» на метро «Калужская» общество «Радонеж» стало проводить различные встречи и, в том числе, с известными заграничными священниками. Например, в 1989 году туда приезжал отец Виктор Потапов из Вашингтона, который выступал ещё тогда по «Голосу Америки» с религиозными передачами. Вёл этот вечер Александр Макаров. Зал был полон, это было в диковинку тогда. Сейчас кого удивишь встречей со священником? А тогда это было в диковинку. Настоящий священник, да ещё американский, да ещё ведёт передачи по «Голосу Америки»! Клуб «Меридиан» был наполнен так, что нельзя было даже пройти. Я шёл, как один из активистов, со служебного входа, потому что пройти через центральный вход было просто невозможно. Народу было больше, чем на неделе Французского кино при советской власти. Это было только начало реальной работы общества «Радонеж». С тех пор эти люди трудятся на ниве духовного возрождения России. В 1990 году они организовали первый магазин православной книги. Тогда, ещё при советской власти, мы его называли «православная обувь».

http://radonezh.ru/society/history/20yea...

В аэроплане, туда и обратно, заканчивал книгу Ann Douglas, одну из тех книг, что важна не своим прямым содержанием, а способностью заставлять работать мысль. Но и содержание ее очень интересно: этот союз, в XIX веке, clergy и женщин, создавший современную американскую массовую " потребительскую " культуру… Как говорят здесь – " what do you know…. " . Особенно интересна глава о " domestication of death " В воскресенье свадьба Миши Меерсона. Погружение – на два часа – в мир " диссидентов " : Литвинов, Шрагин, их жены… После Собора, после этих напряженно церковных недель ощущение – буквально – другого воздуха, другой " длины волны " … Зато все, что обычно ощущаешь в чине венчания как чуждое присутствующим: Авраам и Сарра, Иаков и Рахиль, Моисей и Сепфора, – все это удивительное включение брака в историю спасения, в грандиозный и славы исполненный замысел Божий, – все то, что чуждо нашему благочестию, – все это поразительно звучало на этой поистине " иудео-христианской " свадьбе. Пятница, 18 ноября 1977 Получил сегодня 122-й номер " Вестника " : " умеренный " выпад против меня Солженицына – о том, почему мой ответ на его " Письмо из Америки " его " не удовлетворил " и " огорчил " . Не удовлетворил потому, что-де не объяснил автокефалию, огорчил потому, что был не ответом ему, а новым выпадом против старообрядцев. Читая это, не знаешь, что и думать Ведь он же никакого объяснения автокефалии не просил, а презрительно, с кондачка и поверхностно ее отвергал что же тут объяснять… Что же касается старообрядчества, то опять-таки не я, а он поднял эту тему, причем безоговорочно оправдывая старообрядцев и оплевывая " никониан " … Самое грустное то, что этот выпад меня даже не огорчил. В том же письме – протесты против " клеветы " на Россию (цитаты из Мишле, Безансона, Леонтьева и т.д.). Что же это за жалкое национальное сознание, которое не может вынести ни слова критики. Толстой ругал и высмеивал французов и немцев, Достоевский тоже, у Тургенева где-то народ " хранцуза топит " . Нет меры нашему бахвальству, самовлюбленности, самоумилению, но достаточно одного слова критики – и начинается священное гневное исступление.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Основные доктринальные отличия мормонов от традиционных протестантских деноминаций: вера в то, что Божественное откровение продолжается и земное царство Христа будет осуществлено на американском континенте. Согласно мормонской эсхатологии, земные семейные связи сохранятся и на небесах. С этой целью в храмах практикуется специальный обряд “крещения” умерших родственников новообращенных мормонов. Однако мормонские ритуалы по-прежнему носят эзотерический характер, и в храм допускаются только члены церкви. По сведениям, полученным от бывших мормонов, некоторые обряды напоминают масонские (Смит какое-то время входил в одну из масонских лож). Основной тенденцией развития современного мормонства является его неуклонное сближение с духом и буквой американского протестантизма. Свидетели Иеговы Основатель иеговизма – Ч.Т. Рассел (1852–1916) вышел из среды американских адвентистов, которые ожидали пришествия Христа в 1843 и 1844 гг. Сам он полагал, что пришествие состоится в 1874 г., а когда этого не произошло, объявил, что с этого года началось невидимое “присутствие” Христа на земле (Рассел истолковал греческий термин “парусия” как присутствие). В 1879 г. он начал издавать журнал “Сторожевая башня и вестник присутствия Христа”, а в 1884 г. основал Библейское общество сторожевой башни. С этого времени его учение стало распространяться в США, Канаде, Австралии и Европе. Свидетели Иеговы организованы по теократическому принципу и признают только власть Иеговы через посредство Христа, даже если она вступает в противоречие с мирской властью (отсюда – многочисленные конфликты иеговистов с государством). На земле власть Иеговы осуществляется Президентом общества и комитетом управления из 17 членов. Основной формой миссионерской деятельности является распространение иеговистской литературы. В начале 90х гг. Свидетели Иеговы насчитывали 3,5 млн активных членов в 212 странах. В странах восточной Европы они тайно действовали после окончания Второй мировой войны и сейчас вышли из подполья. Центр движения находится в Нью-Йорке.

http://azbyka.ru/xristianstvo-i-drugie-r...

К сожалению, этот этап истории Православия в Америке, как правило, изображается в нашей литературе односторонне. Утверждается, что вся Северная Америка была канонической территорией Русской Православной Церкви, и появление на этих землях других православных юрисдикций в 1920-х гг. было результатом неких раскольнических поползновений. На самом же деле ещё до первой мировой войны был поставлен вопрос о переходе сербских приходов в Америке в Белградскую юрисдикцию. Автор, надо думать, в согласии с официальным мнением своей Церкви, признаёт это «вполне каноничным» (с. 14). Можно добавить, что святитель Тихон, будущий Патриарх, в отчете Св. Синоду за 1905 г. докладывал о возможности «самостоятельности Сербской Церкви в Америке», констатируя, впрочем, что «пока она ещё преждевременна». Греки в конце XIX – начале XX вв. создали в Америке несколько десятков приходов, которые находились в Константинопольской или Афинской юрисдикции до 1908 года, когда состоялось Деяние патриарха Константинопольского и его Синода, коим Афинскому Синоду передавалась каноническая власть «над всеми православными греческими церквами диаспоры: в Европе, Америке и в прочих землях». Только после первой мировой войны Афины отказались от этой власти в пользу Константинополя. Здесь мы должны коснуться одного существенного недостатка рецензируемой работы: автор берет тему крайне узко, и почти совсем ничего не говорит, например, о реакциях Православных Поместных Церквей на Американский раскол Сербской Православной Церкви, в то время как по существу всякий раскол есть рана на теле Православной Полноты, а в Америке эти раны особенно ощутимы, поскольку минимум два с половиной десятка юрисдикций сосуществуют на тесном пространстве американских мегаполисов. Упоминая о хиротонии раскольнического —391— сербского архиерея двумя украинскими епископами (с. 64), автор не интересуется, к какой именно неканонической группировке они принадлежали. Он ничего также не говорит об отношении к сербскому американскому расколу Русской Зарубежной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всё это так, Тем не менее, приведённая вами цитата из «православной книги» и в самом деле поднимает крайне важный вопрос. Только относится он не к любви, браку или отношениям полов, а к литературе, к печатному слову. Вы говорите: «Каждый грамотный человек может прочесть...» Но на сегодняшний день быть грамотным значит гораздо больше, чем уметь читать! Впрочем, из средних школ США, которые идут впереди нас по целому ряду прогрессивных направлений, грамотность уходит довольно быстро, наряду с понятиями о добре и зле. He странно ли, что во второй половине XX века грамотность населения этой «сверхдержавы» стала неудержимо падать? Об этом пишут честные авторы, об этом говорят политики (когда надо возбудить эмоции у публики), об этом знают все, на ком лежит обязанность подбора и подготовки кадров, В одном из своих интервью радикальный негритянский политик Луис Фаррахан, обвиняя власть и общество в заговоре против африканской расы, заметил: «Когда я был мальчишкой и ходил в школу в Бостоне, даже самый тупой негритянский парень умел читать и писать!». Ответить ему на это можно лишь тем, что белые в Америке сегодня также теряют способность читать и писать, разве что медленнее, чем негры. А у нас люди хотя и читают, и даже с интересом смотрят в книгу, но сплошь и рядом видят гам лишь известный импортный плод. Результат не замедлит сказаться, и мы вполне приобщимся к «американскому образу жизни» в самом ближайшем будущем, если не поставим своей задачей искоренить невежество в себе самих – поскольку принуждать всех авторов и издателей маршировать единым строем дело не только безнадёжное, но и безбожное. «Православная книга», которую вы процитировали, на самом деле никакая не православная. Да, в общем-то, это и не книга, а противоцерковный памфлет. Чтобы не брать на себя слишком много, откроем рецензию, напечатанную в официальном печатном органе Русской Православной Церкви: «“Церковный вестник” уже не раз обращался к проблеме неискажённого, достоверного изложения основ православной веры в книгах и статьях современных авторов, К сожалению, наше внимание привлекают не только те издания, которые можно назвать ярким образцом церковной проповеди или серьёзным богословским исследованием. Продолжают издаваться книги, полные заблуждений и ложных трактовок православного вероучения.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Сообщение это, при рапорте Преосвященного Митрополита С. Петербургского от 8. XI 1905 года за 8902, было представлено Святейшему Синоду, который в определении от 10/29 Декабря 1905 года принял его к сведению. Затем Преосвященный Митрополит С. Петербургский, при рапорте от 31 Декабря того же года за 10501, представил Святейшему Синоду письмо Председательствующего Епископа протестантской епископальной Церкви в Американских Соединенных Штатах Даниэля Тоггля от 19 Декабря того же года (с русским его переводом), в коем обращал внимание Преосвященного Митрополита Антония и Святейшего Синода на рукоположение Преосвященным Тихоном Ирвина, лишенного священства своим епископом после суда, несмотря на дружественные представления его, Тоттля, и др. епископов Американской Церкви, изъясняющие, что означенный поступок Преосвященного Тихона, как пренебрежение к дисциплине епископальной церкви, не может не отразиться неблагоприятным образом на отношениях между Св. Православною Церковью и Церковью Американскою. Письмо это, при указе Святейшего Синода от 10 Июня 1906 года за 6348, было препровождено к Преосвященному Алеутскому для доставления сведений. В исполнение сего распоряжения Преосвященный Тихон, в рапорте от 20 Июля 1906 года за 135, донес, что в Мае 1905 г., вследствие возникшего у Ирвина разногласия с его епископом из-за наложения епитимии, он, Ирвин, обратился к Преосвященному Тихону с просьбой о присоединении к православию, и после испытания был присоединен чрез миропомазание и вскоре рукоположен во священника, о чем Преосвященный Тихон заблаговременно довел до сведения епископов Графтона и Тоттля, обращая их внимание на то, что это действие не должно быть рассматриваемо, как враждебное Епископальной Церкви. Вследствие возникшей по этому поводу переписки в печати Преосвященный Тихон дал разъяснения в Английском приложении к Американскому Православному Вестнику за Ноябрь 1905 года в том смысле, что рукоположение Ирвина должно рассматривать, как частный случай, не предрешающий собою вопроса об англиканских посвящениях, и что в данном деле он руководился указом Святейшего Синода от 19т Октября 1904 года за 10338 о перерукоположении англиканских священников в случае их присоединения к Православию.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Сам Дарвин сторонился участия в какой-либо партийной (националистической или социалистической) деятельности. Но он определённо симпатизировал всякому учению о борьбе за выживание и, главное, своей эволюционной «теорией» предоставил политическим лидерам наукообразное обоснование их необузданных претензий. Гальтон также был не партийным лидером наподобие фюрера, но имел репутацию «учёного», идеолога. При этом он полагал, что евгеника подтверждает право англосаксонской расы на мipoboe господство. Он намеревался сделать евгенику «частью рационального сознания, наподобие новой религии» с. 135]. Как отмечено в сборнике «Идеология дарвинизма», Дарвин безусловно «понимал, к каким последствиям может привести его биологическая теория. Среди этих последствий – и ничем не ограниченный социальный дарвинизм» с. 95]. Сторонниками евгеники были такие известные политические фигуры, как Теодор Рузвельт, Вудро Вильсон и Уинстон Черчилль. Её поддерживали верховные судьи США Оливер Уэнделл Холмс и Луис Брэндис. У истоков американской евгеники стоит Институт Карнеги, сотрудники которого имели глубокие личные и профессиональные отношения с немецко- фашистскими коллегами. После Второй мipoboй войны слово «евгеника» стало восприниматься как бранное. Оно было дискредитировано ужасами расовой политики гитлеровской Германии. Однако и поныне идеи социального дарвинизма живы. Как отметил Рассел Григг, теперь приверженцы этой системы взглядов стали называть себя «специалистами в области «популяционной биологии», «генетики человека», «расовой политики» и т.п. Журналы также переименовывались. «Анналы евгеники» превратились в «Анналы генетики человека», а ежеквартальник «Евгеника» стал «Вестником социобиологии " » с. 41]. Как отметил В.Ю. Катасонов, социал-дарвинизм не только не сдал своих позиций, но продолжает шествие по планете. Вместо грубого мальтузианства, оправдывавшего кровопролитные войны, появляются проекты под названием «управление демографическими процессами» или «планирование семьи». Вместо «негативной евгеники» – пропаганда абортов. А вместо «положительной евгеники» – захватывающие идеи создания «сверхчеловека» и прочие проекты трансгуманизма. Исчезают старые вывески; их место занимают новые названия. Чтобы у людей было больше доверия к этим новым вывескам, их представляют, как новые «науки»: «социальная биология», «биологическая социология», «генная инженерия», «эволюционная психология» и прочее. Но за ними прячется прежний социал-дарвинизм с его человеконенавистнической антихристианской сущностью [см. 55, с. 150].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Во всяком случае Патриарх Варнава после всех разговоров с Митрополитом Евлогием имел основание оставаться в убеждении, что остается в силе обращенная к нему просьба о посредничестве для освобождения Митрополита Евлогия от звания экзарха. Однако, он не писал ничего в Константинополь, ожидая, как было условлено, копии того письма, которое будет написано в Царьград самим Митрополитом Евлогием. Долго не получая обещанной копии, Патриарх послал в Париж напоминание. Наконец был получен номер Церковного Вестника Зап. Европейской епархии от февраля 1936 г., в котором напечатано письмо Митрополита Евлогия Патриарху Вениамину с просьбой не отпускать его из своей юрисдикции... В том же 1936 году должно было состояться в Париже созываемое Митрополитом Евлогием Епархиальное Собрание. Теплилась надежда, что там клир и паства подадут свой голос за возстановление церковного единства. Надежды эти были значительно ослаблены опубликованной незадолго до Собрания телеграммой Митрополита Евлогия Северо-Американским Преосвященным с сообщением, что Западно-Европейские Преосвященные против выработанного в Срем. Карловцах Вр. Положения. Телеграмма была послана Американскому Собору с явною целью отвратить и его от объединения с остальною Зарубежною Церковью. Последующия события не оправдали надежды, возлагавшияся на Епархиальное Собрание. Подробные отчеты о Епархиальном Собрании, напечатанные в «Последних Новостях», свидетельствуют о том, что стремлению паствы к церковному единству были противопоставлены доклады Епархиального Совета и выступление самого Митрополита Евлогия, отрекшегося от всей той работы по возстановлению мира и единства,  в которой сам же он принимал участие. А каково было стремление паствы, видно из того, что, по сообщению «Последних Новостей», в прениях по вопросу о принятии Временного Положения выступало до 15 членов собрания. «В основе каждого выступления прежде всего была мысль, что возстановление единства зарубежной церкви является насущной потребностью паствы». Доклад Епархиального Совета и речь Митроп. Евлогия, однако, вырвали почву у выразителей этой потребности паствы. Последние очевидно были довольно мало осведомлены о действительном каноническом положении и слишком мало знали о ходе дела по объединению Зарубежной Церкви, чтобы разобраться в заслушанных докладах. Этому много способствовало и лживое осведомление, дававшееся «Последними Новостями», ставшей ко времени собрания единственной ежедневной газетой на русском языке в Париже. В передовой статье перед Собранием эта газета приписывает утверждение Временного Положения одному «Карловацкому Собору», умалчивая о деятельном участии Митрополита Евлогия в его выработке, и предупреждает, что принятие Положения «превратило бы с таким трудом созданное здание Митрополии в разрушенную храмину в угоду Карловацким, уже не затаенным желаниям, а вполне открытым требованиям».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

От лица первенствующего Епископа Американской епископальной церкви приветствовал Конгресс О. Невин, постоянно живущий в Риме (где имеется значительная американская колония). В качестве представителя самой этой церкви приветствовал Конгресс Епископ Манилльи (Филиппины) Брент. На Филиппинских островах издавна происходили большие смуты. Восстание местных жителей, вызванное дурным управлением испанских (гражданских) и в особенности католических (церковных) властей, привело к занятию Филиппинских островов Американцами. Римско-католические епископы были изгнаны (они получили соответствующие места в Испании), и Американцы завладели островами. Однако, Филиппинцы не желают подчиниться американской церкви, они хотят остаться католиками, решившись вместе с тем навсегда освободиться от Рима. Вот они и задумали искать помощи у старокатоликов Европы; но старокатолические епископы не особенно склонны войти с ними в церковные сношения. Они рукоположат для них епископов не иначе, как убедившись в полном согласии вероучения лиц, ищущих епископства, с вероучением старокатолическим и вообще в устойчивости ново-образуемой старокатолической церкви Филиппинских островов. Не менее, если не более, интересен следующий факт: на Конгресс явились два англичанина, объявившие, что они римско-католические священники и желают присоединиться к старокатоличеству 2198 . По их уверениям, среди англичан-мирян, римско-католиков, и даже среди римско-католических священников есть много лиц, склонных перейти в старокатолицизм. Ежели это окажется спра- —574— ведливым и дело примет надлежащее направление, оно может иметь весьма важные последствия. Этим путём Англия может вернуться к учению древней неразделённой церкви. С большим вниманием выслушали присутствующие обращение православного священника отца Дм. Ник. Якшича, приветствовавшего конгресс от имени В. Пр. Митрополита Антония и Пр. Епископа Ямбургского Сергия. Старокатолики (в своих разговорах со мной) выражали мне, по этому случаю, своё радостное удивление.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

549 Срв. превосходную статью «Conscience» у Hastingsa, IV, 30 слл. и ст. Ethics, там же V, 414–522. 550 Статьи о последних двух философах почему-то не вошли в состав «Православной Богословской Энциклопедии». 555 Buxus sempervirens 1., букс. самшит или шамит, пальма, пальмовое дерево и т. д. Ветви того растения употребляются в качестве ваий и на Кавказе. 556 Сокращенное от синематограф; русские склоняют это слово. Здесь любят сокращать: profi вместо профессор, sous-off вместо унтер-офицер. Argot в большом ходу у студентов, стало попадать и в литературу. 557 Теория выделения первоисточников, родоначальником которой признаётся парижский профессор медицины и лейб-медик Людовика XV Жан Астрюк (его сочинение, положившее начало новому направлению в области библиологии, под заглавием: «Conjectures sur les memoires originaux dont il paroit que Moyses’ est servi pour composer le livre de la Genèse. Avec les remarques qui appuient on qui éclaircissent ces conjectures», было издано, без имени автора, в Брюсселе в 1753 г.), в работах последователей так называемой высшей библейской критики не представляет чего-либо строго определённого и устойчивого; открыты новые первоисточники; по усмотрению каждого исследователя группируются отделы Пятикнижия (Астрюк исследовал, с точки зрения своей теории, только книгу Бытия) и других библейских книг В.З.; происхождение отделов относится то к одному, то к другому веку и т. д. Из литературы, касающейся названной теории, за последнее время можно указать следующие сочинения: 1) W.H. Green (übers. О. Becher). Die Höhere Kritik des Pentateuchs. Gütersloh. 1897, 2) H. Höpft, Die höhere Bibelkritik Paderborn. 1902, 3) A.S. Zerbe, The Antiquity of Hebrew Writing and Literature or Problems in Pentateuchal Criticism, Cleveland, 1911, 4) W. Möller. Wider den Bann der Quellenscheidung. Gütersloh, 1912, 5) C. Gasser, Zum gegenwärtigen Kampf um das erste Buch Mose. Gütersloh. 1912? 6) R.A. Torrey. The Higher Criticism and The New Theology. Montrose, 1912 и др. В «Частном историко-критическом Введении в священные ветхозаветные книги» проф. П. Юнгерова (Казань, 1907) о гипотезе Астрюка и её видоизменениях в критических работах последующих учёных говорится на стр. 37–53. Европейскими и американскими учёными предпринято издание Библии, в основу которого положена теория выделения первоисточников; во главе этого издания, называемого кратко «Радужной Библией», стоит балтиморский профессор П. Гаупт. Книга Бытия в этом издании носит следующее заглавие: «The Book of Genesis. Critical edition of the Hebrew text printed in colors exhibiting the composite structure of the Book with notes by the Rev. O.J. Ball. Leipzig, Baltimore, London. 1896. Книга Числ (об источниках её упоминает составитель чтений) издана в 1900 г., с примечаниями Патерсона.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010