Условия для занятий философиею в Нью–Хевене были очень благоприятны. Жизнь в этом культурном не слишком большом городе — спокойная, не утомительная. Библиотека Йельского университета чрезвычайно богата, в ней более четырех с половиною миллионов книг и пополняется она все время очень интенсивно. Даже русский отдел в ней весьма богат. В конце XIX века социолог Сомнер интересовался русскою культурою и позаботился о приобретении многих русских книг и журналов. С тех пор, не переставая, библиотека пополнялась русскими книгами. В ней, например, есть полные комплекты таких журналов, как Вестник Европы, Русский Вестник, Русская Старина, Архив русской истории, Исторический Вестник, Журнал Министерства Народного Просвещения, Вопросы философии и психологии, Записки Исторического факультета С. — Петербургского Университета. Когда я стал заканчивать книгу «История русской филосо фии», я мог найти всякую русскую книгу, если не в Йельском университете, то в Нью–Йорке в Public Library, где очень богат Славянский отдел. Если пользоваться библиотеками Гарвардского и Йельского университетов, а также Public Library в Нью–Йорке и особенно Congress Library в Вашингтоне, то, я думаю, в них можно найти почти всякую книгу, необходимую для изучения России. Вообще по моим наблюдениям культура Соединенных Штатов стоит в наше время на уровне европейской во всех областях. Эта страна настолько богата, что в ней появилось много лиц, имеющих возмож ность посвятить все свои силы науке, философии и различным видам искусства. В Американской Философской Ассоциации состоит более, чем 1800 членов. Среди них есть представители всех философских школ; некоторые из них значительные философы. Однако в общем в Соединенных Штатах философия находится в наше время в состоянии упадка. Года два тому назад об этом прочитал доклад профессср Монтегю. Под упадком философии он разумел преобладание таких направлений, как прагматизм, инструментализм, бихевиоризм, логический позитивизм. Этим упадком филосо фии я объясняю то, что американские философские журналы боятся печатать статью, идущую против модных направлений. Например, до сих пор (конец 1951 г.) я не могу, несмотря на ряд попыток, напечатать статьи «Пространство, время и теории Эйнштейна», а также статью «Аналитические и синтетические суждения, и математическая логика».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=929...

К недостаткам рецензируемой диссертации можно отнести следующее: 1) отсутствие более дробного деления внутри больших глав, что несколько затрудняет ориентацию в тексте работы; —389— 2) можно было бы проследить историю американского раскола вплоть до его изживания, преодоления. Очевидно, автор диссертации не ставил перед собой задачи показать, как преодолён был американский раскол, но если бы эта тема тоже присутствовала в работе, это повысило бы качество диссертации; 3) в главе, посвященной американскому расколу, в изложении событий следовало бы в большей мере сообразовываться с хронологической последовательностью – читателю было бы легче понять изложенное; 4) языковые погрешности, объяснимые, очевидно, тем, что работа написана автором не на родном для него языке; 5) полиграфические недостатки, опечатки и т. п. Поскольку с содержательной стороны диссертация игумена Герасима обладает высокими достоинствами, рецензент считает возможным, несмотря на определённые отмеченные здесь недостатки, оценить работу как отличную. 6 .2. ОТЗЫВ преподавателя протоиерея Валентина АСМУСА на кандидатскую диссертацию выпускника Академии игумена ГЕРАСИМА (Поповича) по кафедре Церковного права на тему: «Расколы в Сербской Православной Церкви (1945–1995 гг.) и их каноническая оценка». Работа игумена Герасима имеет два аспекта. Предоставив оценку канонической стороны диссертации её научному руководителю, ограничусь её церковно-исторической стороной. XX век породил много расколов в Православной Церкви. Они имеют разные причины; для расколов, возникших в Русской и Сербской Церквах, наиболее значимы два фактора: коммунистическая диктатура и националистический сепаратизм. В этом – большой интерес темы диссертации для её русских читателей. Работа чётко разделяется на две части – «Американский раскол» и «Македонский раскол», соответственно двум главным (хотя —390— и не единственным) расколам, омрачившим жизнь Сербской Церкви в XX в. Главу I автор начинает с середины XIX в., когда множество австрийских сербов отправилось в Америку в порядке экономической эмиграции.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1320 Беринг, профессор римско-католической семинарии в Балтиморе, в Северо-Американских Соединенных Штатах, во время Ватиканского собора 1870 г., провозгласившего непогрешимость папы, отрекся от католицизма, адресовав папе Пию IX письмо с изложением причин своего отречения, и присоединился со всем своим семейством к православной Церкви – 3 мая 1870 г. Согласно выраженному им желанию, он был рукоположен во священника к вновь устроенной в Нью-Йорке православной русской церкви. 1323 Здесь разумеется кафедра естественно-научной апологетики в Московской Духовной Академии, занимаемая до настоящего времени профессором Д. Ф. Голубинским . Уставом 1869 г. кафедры физико-математических наук, занимаемые в Москов. Дух. Академии до введения устава ордин. проф. Д. Ф. Голубинским и бакалавром свящ. Н. Фортинским, исключены из числа академических. Но Д. Ф. Голубинский заявил желание все-таки преподавать какой-либо предмет, более или менее близкий к кругу наук естественных и в то же время имеющий близкое отношение к наукам богословским. Совет Академии, сочувствуя этому заявлению и принимая во внимание, что высшей целью образования всех воспитанников духовных Академий должна быть проповедь и защита христианского учения, и что в настоящее время главным источником, из которого возникают возражения против христианского учения служит превратное разумение фактов, открываемых естественными науками, пришел к заключению, что для воспитанников Академий, в виду высшей цели их образования, есть настоятельная нужда в таком знакомстве с естественными науками, которое давало бы им возможность успешно пользоваться естественно-научными открытиями как для утверждения истин христианской религии, так и для опровержения всяких ложных и вредных учений, ищущих себе опоры в тех открытиях... Поэтому Совет Академии постановил ходатайствовать пред Св. Синодом: ввести в круг предметов академического преподавания естественно-научную апологетику, предоставив изучение этого предмета свободному избранию студентов всех отделений и назначив для преподавания его часы свободные от обязательных уроков; наставнику этого предмета дать содержание и права экстраординарного профессора, а для содержания наставника просить Высокопреосвящ. Иннокентия об ассигновании из сбережений Московской кафедры по две тысячи рублей ежегодно; наставником же этой науки, с правами экстраордин. профессора Академии, утвердить ординарн. профессора физико-математич. наук Д. Ф. Голубинского.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, Вилатт мог получить законное епископское рукоположение, но получил ли он его? По этому поводу, прежде всего, возражают, что сам факт его путешествия на остров Цейлон и принятия там епископского рукоположения был незаконным. „Вилатт, как говорят, формально принял православие в С. Франциско от преосвященного Владимира, следовательно, подчинил себя во всём воле Св. Синода и православного епископа в С. Франциско, а затем самовольно ушёл на остров Цейлон для посвящения в сан архиепископа, не сообщив об этом никому, – ни своему епископу, преосв. Владимиру, ни Св. Синоду. Таким самочинным действием он, согласно правилам церкви, если бы и имел сан священный, подвергается уже со ipso —133— извержению из сана“ 702 . – Не имея никаких документов и подробных сведений относительно факта общения Вилатта с православным епископом С. Франциско, нам в высшей степени трудно судить об его каноническом значении. Нельзя однако не заметить, что в представленном преосв. Николаю документе этому факту придаётся совершенно иной смысл. Там говорится, что американские старокатолики „желая единения с православной восточной церковью, с этой целью обращались сперва с прошением к ближайшему греко-русскому епископу, Владимиру аляскинскому, а потом, по его совету, и к св. правительствующему Синоду. О. Вилатт ездил в Калифорнию и был принят в качестве православного кафолика в общение Тела и Крови Христа, причём старокатолическое исповедание веры было признано православным“ 703 . Затем, в конце документа читаем: „О. Вилатт ездил на остров Цейлон за посвящением не ради личного удовольствия, а потому, что это был единственный 704 исход для него – 1) в виду долгого и полного молчания св. Синода и кажущегося равнодушия православной церкви к старокатолическому движению в Америке; 2) в виду опасения, чтобы в случае смерти не оставить своей паствы без пастыря и таким образом не сделаться ответственным пред Богом за то, что заставил её возвратиться —134— к мерзостям (abominations) Рима или пасть в бездонную пропасть протестантизма; 3) в виду явного православия вождей независимой католической церкви Индии и Цейлона и усердного приглашения прибыть туда и принять Апостольское преемство, и 4) в виду того, что американским старокатоликам безусловно запрещено было архиепископом и епископами Голландии приводить своих детей для конфирмации к епископам англиканским или пользоваться освящённым ими миром, что ставило их в необходимость жить и умирать без миропомазания“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Признаюсь, что препровождаю сии тетрадки с прискорбием, потому что с прекращением оных прекратится и, по приличию, должен прекратиться случай писать к Вам 78 … На этот раз Ф.П. Литке ответил И. Вениаминову теплым посланием от 19 апреля 1834 года, в котором священнику была выражена глубокая признательность, а его наблюдения признаны весьма полезными 79 . А 1 сентября 1835 года Ф.П.Врангель официально поручил Вениаминову проводить регулярные метеорологические наблюдения на острове Баранова (Ситке) 80 . Уже через полтора года (3 мая 1837 года) И.А. Куприянов направил в Императорскую Академию наук пакет с записками, веденными в Ново-Архангельском порте священником Иоанном Вениаминовым с первого апреля прошедшего 1836 по первое апреля сего —65— 1837 года и наблюдения над изменениями магнитной стрелки, делаемыми в Ново-Архангельском же Порте господами капитан-лейтенантом Этолиным и лейтенантом Зарембо и механиком воспитанником Российско-Американской Компании, креолом Терентьевым, с 22-го апреля прошедшего 1836 по 24 апреля сего 1837 года 81 . Наблюдения, проводившиеся И.Вениаминовым в 30–40-х годах, были по существу лишены какой-либо единой программы. Но после экспедиции Л.А.Загоскина (1842–1844 гг.) Русское Географическое общество начало систематические обследования посредством специальных анкет о доставлении этнографических, климатологических и других сведений. Анкеты эти впервые были направлены Обществом циркулярно во все губернии России в марте 1848 года. Среди официальных лиц, которые обязательно получали по несколько десятков экземпляров анкеты, были: предводители дворянства, директора губернских училищ, высшие чиновники губернских правлений, епископы, игумены монастырей и отдельные священники Русской Православной церкви, лесничие (получавшие анкеты через Губернские Палаты Министерства государственных имуществ), уездные предводители дворянства и отдельные помещики 82 . Выше мы видели, что епископу Камчатскому Иннокентию просьба собирать географические сведения для Русского Географического общества была направлена еще в 1846 году. Судя по переписке, сохранившейся в Архиве Русского Географического общества, Иннокентий получил также анкету 1848 года и Дополнительные правила о собирании сведений, служащих к определению климата, которые уточняли отдельные положения анкеты 1848 года и были разосланы по российским городам и весям 20 марта 1849 года 83 . Несмотря на громадную занятость делами обширнейшей в России епархии, Св. Иннокентий стал активно способствовать выполнению программы Географического общества, и в 1837 году направил из Якутска в Санкт- —67— Петербург результаты географических наблюдений по программе Русского Географического общества, проводившихся в Русской Америке. Эти материалы сопровождало следующее письмо архиепископа Иннокентия, сохранившееся в подлиннике в Архиве Русского Географического общества:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1797 году он привез свое описание колоний в Иркутск. Результаты наблюдений Иоасафа были опубликованы в журнале Друг просвещения за 1805 год под заглавием Топографическое, статистическое и моральное описание острова Кадьяка, а также напечатаны в виде отдельной брошюры 44 . Эти публикации, по-видимому, были осуществлены графом Н.П.Румянцевым, живо интересовавшимся российскими колониями в Америке и получившим текст Иоасафа в 1803 году от Новгородского митрополита Амвросия 45 . Опубликованные материалы Иоасафа высоко оценены и широко используются этнографами и историками как ценный источник для изучения материальной и духовной культуры туземного населения Кадьяка и прилегающих к нему островов и американского материка. Мы рассмотрим несколько подробнее описание, составленное главой русской православной миссии, в контексте настоящего исследования, используя полный рукописный текст, направленный архимандритом Иоасафом в Святейший Синод и сохранившийся в Архиве внешней политики Российской империи в Москве. Определенный интерес представляет собой сама программа описания, составленная кем-то в Святейшем Синоде и выданная Иоасафу. В ней мы видим, по сути дела, продолжение российской традиции анкетных географических исследований 18 века, причем в данном случае анкета разработана с исключительной детальностью, свидетельствующей о том, что ее автор был знаком с прошлым опытом российских анкетных исследований в рамках Санкт-Петербургской Академии наук, Шляхетного Кадетского корпуса и других учреждений (анкеты В.Н.Татищева, Г.Ф.Миллера, М.В.Ломоносова и т.п.) 46 . Очевидно, также, что составители анкеты в общих чертах знали историю и географические особенности русских колоний в Америке. Программа разделена на четыре основных части, в которых требовалось дать описания: —40— (1) Топографическое, (физико-географическое). (2) Климатическое. (3) Статистическое, (социально-географическое и этнографическое). (4) Эстетическое (верования, отношение к проповеди христианства, эстетические и умственные способности туземцев).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—95— В нашей учебной литературе по истории религий можно отметить, как недостатки, стремление характеризовать языческие религии через чур мрачными красками и всё то, что в них встречается хорошего, объяснять, как отголосок первооткровения. Последняя тенденция до последнего времени присуща и многим католическим и лютеранским авторам. Но как не следует отрицать и унижать то хорошее, что было у язычников, так не следует и спешить выводить его происхождение из откровения, данного патриархам. В языческих религиях встречаются монотеистические положения, не должно думать, что это непременно историческое воспоминание, монотеизм может возникнуть и как философская идея. У американских индийцев нашли предания сходные с библейскими, несомненно, что это – не отголосок первооткровения, а принявшие туземную окраску рассказы миссионеров. В других случаях сказания сходные с библейскими являются отголоском событий местных. Таковы, наприм., греческие сказания о потопе. Между тем апологеты чрезвычайно злоупотребляли и злоупотребляют доселе ссылками на предания народов, как подтверждающие недавнее разъединение человеческих племён. В некоторой мере эти ссылки могут быть допускаемы, но далеко не в той, в какой их допускают Эбрард, Криг и другие. Вообще не нужно спешить с апологетическими выводами, нужно искать только истины, прочее приложится само собою. С. Глаголев И.Г. [=Громогласов И.М.] [Рец. на:] Циркулярные указы Святейшего Правительствующего Синода 1867–1895 гг./Собрал и издал А. Завьялов. СПб., 1896//Богословский вестник 1897. Т. 3. 7. С. 96–102 (2-я пагин.) —96— Жизнь каждого церковного общества даже в её обычном течении, не говоря уже о случаях особенного оживления в ней под влиянием каких-нибудь обстоятельств внешних или внутренних, создаёт ряд новых отношений, требующих правовой регламентации, ставит пред церковно-законодательной властью ряд запросов, вызывающих её на те или другие распоряжения, на создавание новых церковных узаконений и постановлений, новых источников действующего церковного права. В нашей православной русской Церкви органом этой постоянно осуществляющейся, в силу жизненных требований, церковно-законодательной деятельности является Св. Синод, издающий по мере необходимости, в дополнение к основным общецерковным и местным источникам действующего церковного права, ряд указов, распоряжений и т. п., число которых, таким образом, постепенно возрастает. Само собой понятно, что чем больше накопляется разнообразный церковно-правовой материал, тем затруднительнее становится правильное употребление его в частных случаях жизни, – тем больше и живее чувствуется необходимость произвести в нём некоторую разборку, привести его в такой вид и порядок, который облегчал бы знание действующих церковно-правовых норм и их практическое применение. Эта всё сильнее и настойчивее заявляющая себя потребность в систематизации и кодификации источников современного действующего права нашей Церкви, разнообразных по своей форме и обиль-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

428 Кустодия (ж. устар.) – Охрана кого-либо или чего-либо; охорона, нагляд, караул, арешт, стража – прим. электронной редакции. 430 Так напр. патриарх Пиави никак не хотел унизиться до требовавшейся по первоначальному церемониалу встречи кардинала на станции железной дороги. 431 Кавас – (Kawwàs, Kavas, Chawas) – мусульманские почётные стражи, облечённые низшей полицейскою властью, которые в Турции приставляются к дипломатическим агентам всех рангов, а равно к высшим турецким сановникам. – прим. эл. ред. 434 См. Сообщения Правосл. Палест. Общества, декабрь 1893 года, стр. 677 и дал. Срав. здесь же выше, о совершении заключительной литургии (мессы) кардиналом Ланженье в Иерусалиме. 435 Притом, в устах папы и кардинала, конечно, скорее римско-католического, нежели православно-восточного характера. 436 Предлагаемый очерк составлен главным образом по американским газетам: The Chicago Herald, The Chicago Times, The daily Inter Ocean, The Chicago daily Tribune, The Chicago Record. 437 Гвебры – гебры или парсы (Parsis) персияне, последователи учения Заратустры (Зороастра). – прим. эл. ред. 440 Мы будем очень благодарны, если сведущий читатель своевременно укажет нам на пропуск в этом обзоре каких-либо очень важных источников. Мы с своим делом чувствуем неловкое одиночество. 441 Речь скорее всего тут идёт о Мехмеде II Завоевателе (Фатих) (осман. ‎ – Mehmed-i sânî, ‎ – Mehmed ül-Fâtih, тур. kinci Mehmet, Fatih Sultan Mehmet), также известном как Мехмед Эль-Фатих, Магомет Великий, Магомет Завоеватель (30 марта 1432 – 3 мая 1481) – османский султан. – прим. эл. ред. 442 Общие характеристические черты византийских историков указаны в моём сочинении: «Очерки визант. восточн. церкви от XI до иолов. XV в.», 1–2. Μ. 1892. 443 За подробностями касательно сейчас названных историков отсылаем читателей к Васильевскому («Обозрен. трудов по византийской истории», Петерб. 1890), Погодину («Обзор источников по истории падения Византии: Ж. Μ. Н. Просвещ. 1889, авг.) и Дестунису («Биография Г. Франдзия», ibid. 1893. июнь. Превосходная статья).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ученье сирийцу, конечно, не дается бесплатно. (Благотворительные заведения не в счет). Например, в Бейрутском американском и французском университетах студенты вносят в год до 150–200 руб. В пансионах до 100–150 руб. Даже в начальных школах у них взимается плата. И однако арабы за этим не стоят, – платят и охотно идут к ним. В православных же начальных школах остается одна беднота. Элемент более или менее способный, энергичный, люди с запросами уходят прочь от них. Это совершенно понятно: они не дают дальнейшего движения, менее приспособлены к требованиям жизни. Оттого получилось, что православная школа сделалась плебейской, очутилась, так сказать, на задворках. Организм её – организм не законченный, без головы. Это лишь фундамент, подвальная часть здания: верхнего этажа еще нет. Православный университет с подготовительной к нему средней школой явится насущно необходимым венцом здания, закрепит в нем жильцов. Это благотворно повлияет на весь организм школы до низу. Потребность в средней и высшей школе давно сознавалась православными сирийцами и создавалась остро. Средств у них для этого больше, чем достаточно. Но что часто губит здесь в зародыше благие начинания – это свойственная природе араба партийность, взаимное недоверие. —666— Веками исторической своей жизни, под давлением чуждого им варварского правительства, они не привыкли иметь попечительного хозяина, который руководил бы ими к их пользе и которому они проучились бы доверять. Они были предоставлены самим себе; сознания единства не было. До самого последнего времени даже в духовно-религиозной своей жизни сирийцы подчинялись чужой власти. Но найдите почву, на которой они могли бы с доверчивостью сойтись, и дело пойдет. Эту психологию бесправного туземца-христианина, по-видимому, отлично поняли инославные миссионеры. Вот почему наряду с проповедью и школой они выдвинули и покровительство своим единоверцам перед турецкими властями, подняли над ними свой флаг... А вовсе не материальная поддержка, как у нас ложно думают, составляет суть дела. Милостыня – орудие обоюдоострое. Припоминается мне по этому поводу вот какой факт. Когда в городе Хомсе открылась наша школа, то тамошний митрополит Афанасий предложит и просил брать с учеников хотя самую маленькую плату за пособия и книги. Цель была чисто моральная – приучить детей и их родителей более ценить блага школы и не развивать в них паразитических инстинктов. Мысль неоспоримо справедливая...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Она совмещает в своей душе индивидуалистические стремления протестантизма и социальные стремления православия и католицизма. Но соединение с Римской Церковью, особенно после обнародования папской буллы Льва XIII объявляющей недостаточными англиканские посвящения, не представляется более возможным даже тем, которые питали иллюзию увидать его когда-либо осуществлённым, например, лорду Halifax’y. Соединение с протестантскими сектами, или, вернее, федерация с протестантизмом не особенно горячо поощряется консервативными элементами Англиканизма (High Church), —406— потому что оно привело бы к анархии вероучения и совершенно разорвало бы отношения между Церковью Англиканской и Церквами, называющими себя кафолическими. Итак, в сторону православных церквей направляются стремления к соединению англиканской иерархии и церкви Епископальной Американской. Красноречивейший из англиканских епископов, William Boyd Carpenter, епископ Рипонский, заявил по этому поводу, что соединение натолкнётся на трудности, но нет непреоборимых препятствий. «Настанут более светлые дни, когда можно будет лучше сговориться по вероучительным вопросам обеих Церквей. Наступит день, когда научатся оценивать действительно с дружеским чувством и по достоинству расовые различия. Образование распространится в наиболее отдалённых углах России. Библия будет изучаться там с большим старанием и получит более широкое распространение. Истинам веры, общим обеим Церквам, будет дано больше веса и значения. А когда всё это произойдёт, тогда соединение христианства не будет более неразрешимою задачею» 769 . Не только в Англиканизме, но и среди протестантов находятся оптимисты, мечтающие о поглощении раздробленного Протестантизма новым Католицизмом, который, храня догматическую сокровищницу древней Церкви, допускает в области теологии большую свободу, чем раньше. Начинают верить и признавать, что Протестантизм действительно является, как это представлял Хомяков, грехом против религиозного единства. Neuman Smyth, конгрегационалистический теолог и пастор, не колеблясь говорит в своей замечательной книге, что Протестантизм в наши дни призван смиренно исповедоваться в своём грехе против единства Христовой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010