—239— принес с собой частицу освященного хлеба, передал её уверовавшим и заповедал им употреблять такой же способ приготовления евхаристии, какой установили апостолы и которым как мы видим и досоле пользуются сиро-халдеи. – Некоторые особенности наблюдаются у сиро-халдеев и в последовании других таинств; так, священство у них отличается тем, что в одно служение мирянин возводится в чтеца, диакона и священника; устной исповеди у них не существует, она заменяется сердечным покаянием. Представленный очерк иерархического состава и богослужебно-обрядовой стороны сиро-халдейской церкви показывает, что по своему внутреннему строю она весьма близко подходит к православной греко-восточной церкви, с которою она жила общею жизнью в течении пяти столетий. Однако, в сношения с православием сиро-халдеи вступили очень поздно, – уже после того, как ознакомились с представителями всех других исповеданий. Не говоря о латинских миссионерах, еще с первой половины текущего столетия здесь работают американско-пресвитерианская и англиканско-епископальная миссии, хорошо организованные и обеспеченные достаточными средствами. Деятельность этих миссий главным образом направлена на развитие среди сиро-халдеев просвещения; они заводят низшие и средние школы, устраивают типографии, печатают всевозможные книги на персидском, арабском и сирском языках; лучших воспитанников своих школ они отсылают даже в Европу для получения высшего образования. Обучение в миссионерских школах не связано необходимо с переменой исповедания и потому неудивительно, что между современными сиро-халдеями можно встретить лиц, владеющих европейским, а иногда и прямо выдающимся образованием. 955 Но что касается соб- —240— ственно до вероисповедной пропаганды, то в этом отношении европейские миссии не могут похвастаться крупными успехами. Без жатвы они, конечно, не остаются; разного рода щедрые пожертвования, возможность пользоваться миссионерскими благотворительными заведениями, надежда на покровительство пред властями и другие житейские расчеты увлекают несториан к принятию предлагаемого им вероучения, но сами миссионеры открыто сознаются, что весь их успех не прочен и держится на одних внешних приманках. Прозелитов они вербуют себе преимущественно между привилегированными и богатыми классами, желающими во всём походить на европейцев и вместе с переменой исповедания оставляющими все национальные предания и обычаи сиро-халдейского народа. Отсюда попятно, что простой народ и лучшая часть его руководителей, дорожащие национальным наследием и стремящиеся охранить ого от окончательного уничтожения, неодобрительно смотрят на успехи западноевропейской пропаганды, ведут, насколько возможно, борьбу с ней. Из этой лучшей части сиро-халдейского народа и вышли попытки к соединению с православием; они начались с половины настоящего столетия и велись персидскими несторианами, пользующимися сравнительно со своими турецкими собратьями более лучшим политическим положением.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Предлагая такую гуманную программу действий, архимандрит Иоасаф, однако, хорошо понимает, что без пособия работных людей из обитателей и без аманатов, ни на Кадьяке, ни на Американском берегу никак и никакой Компании обойтись невозможно, поскольку аманаты берутся залогом верности, приобучаются Российским обычаям и образуют дикие свои природные нравы к пользе для будущих времен, и чрез их же завлекаются отцы их и родственники почасту приезжать к нам в наши Российские гавани и занятия и тем более и более утверждается взаимная связь... Поддерживая давно сложившуюся практику взятия заложников, русский миссионер особенно подчеркивает желательность привлечения к компанейским работам детей местных жителей и пленников, выкупленных россиянами от их победителей, стараясь обратить их в христианскую веру и дать элементарное образование. При этом господство русских и расширение их владений будет обеспечиваться двумя вполне очевидными, главными факторами. —53— Первое это то, что, по наблюдениям Иоасафа, туземцы детей любят горячо, но наказывать их ни отец, ни мать не могут кроме как словом. В связи с этим очевидно, что туземцы-родители, заботясь о безопасности своих детей, взятых в заложники, вероятнее всего были вынуждены лояльно относиться к русским. Верность выкупленных россиянами пленников также, по-видимому, в большинстве случаев обеспечивалась их освобождением от неопределенного и опасного будущего во власти враждебных племен. С другой стороны, использование таких пленников способствовало расширению географических представлений русских о новых территориях и продвижению границ колониальных владений. Иоасаф отмечает при этом, что в Компании сложилась хорошая практика равенства в правах русских рядовых служащих (работных людей) и туземцев (в том числе аманатов), используемых на промыслах и в других занятиях. В частности, он отмечает, что все те, как аманаты, так и служащие при компании содержатся от компании пищей, снабжаются платьем и обувью, расторопные же и усердные из них часто размещаются и в ряду русских и промышленных на места, выезжающих с таковыми же, как и те получают выгодами; из аманатов же обыкновенно примеченные поспособнее принимаются и в заведенное на Кадьяке училище, но не усильно, а по собственному тех желанию и просьбе 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Tom Burke of Ours (1843) – 323 «Russia and Englan» – «Russia and Englan from 1876 to 1880» (London, 1880) – книга О. А. Новиковой – 272 Выставка картин П. П. Верещагина – 197, 205 Залы в Академии художеств – 102, 162 Залы русской и французской живописи в Зимнем дворце – 126 Мозаичное заведение Академии художеств – 101 Музей Общества поощрения художников – 143 Парижская выставка – 102, 155 Портреты дома Романовых в Зимнем дворце – 126 Публичная библиотека – Императорская публичная библиотека – 183 Завтрак в Зимнем дворце по случаю водоосвящения – 127 Завтрак в доме графа С. Д. Шереметева – 144, 229 Обед у великой княгини Екатерины Михайловны – 119 Обед у Московского митрополита Макария – 276 Обед у Петербургского митрополита Исидора – 164 Обед в Благородном собрании в юбилей Пушкина – 293 Трапеза в Александро-Невской лавре- 115, 200, 234 Американское Библейское общество (основано в 1817 г.) – 212 Археологическое общество – Императорское русское археологическое общество (основано в 1846 г.) – 132 Общество взаимного вспомоществования русских художников (1871–1918) – 108 Общество вспоможения бедным студентам – Общество вспомоществования студентам (основано в 1873 г.) – 190 Общество естествознания – Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (основано в 1863 г.) – 159 Общество любителей Российской словесности (основано в 1811 г.) – 294 Общество поощрения художников (1820–1882) – 143 «Варшавский дневник» (1864–1915) – ежедневная газета, издавалась в Варшаве – 277 «Голос» (1863–1884, 1906, 1915–1916) – петербургская политическая и литературная ежедневная газета – 160, 175, 176, 183, 213, 232, 236 «Древняя и новая Россия» (1875–1881) – петербургский иллюстрированный ежемесячный исторический сборник – 82, 103, 106, 122, 136, 220, 327 «Журнал Министерства Народного просвещения» (1803–1917), издавался в Москве – 168 «Московские ведомости» (1756–1916) – газета; с 1859 г. выходила ежедневно – 232, 242, 254, 268, 269, 272, 294 «Нива» (1870–1918) – петербургский еженедельный журнал для семейного чтения – 321 «Новое время» (1868–1916) – петербургская политическая и литературная ежедневная газета – 132, 153, 164, 166, 169, 173, 241 «Полицейские московские ведомости» – «Ведомости московской городской полиции» (1848–1905) – ежедневная газета – 274 «Правительственный вестник» (1869–1916) – петербургская ежедневная газета – 166 «Православное обозрение» (1860–1891) – московский журнал – 218, 272 «Рассвет» (1879–1884) – еженедельная петербургская газета, орган русских евреев – 155 «Русский вестник» – московский журнал; в 1856–1887 гт.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Поручая себя молитвам Вашим, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть“. Вследствие сего, на другой же день мной предписано было священнику Стефанову немедленно прислать мне по почте его поучения за последние два года, дабы можно было видеть из них направление его мыслей, и затем, в удобное время, явиться ко мне для личного объяснения по настоящему делу. Священник Стефанов, получив это предписание, представил мне от 14-го апреля следующее объяснение: „Вследствие высокоуважаемого предписания Вашего Высокопреосвященства от 28-го марта сего года за 21 ко мне, последовавшего, а полученного мной 10-го апреля, имею честь при сём представить пять своих поучений, почтительнейше докладывая Вашему Преосвященству, что я вообще чувствую себя неспособным к писанию проповедей по правилам богословской науки, как по случаю своей головной боли, от которой я постоянно страдаю, как это всем моим знакомым и прихожанам известно, более десяти лет, так и по неимению к тому свободного и покойного времени, так как для обеспечения своих детей я вынужден употреблять себя на хозяйственные занятия (двух сыновей своих я задался мыслью сделать земледельцами – фермерами). Сверх того, все мои более или менее серьёзные труды по проповедничеству истреблены пожаром, происшедшим от умышленного поджога 1878 года июня 19-го дня, от которого сгорел дотла мой хутор, а с ним и полсостояния моего, в котором я, уединяясь, получал некоторую возможность заниматься умственными трудами. Но чтобы представить Вашему Высокопреосвященству доказательство того, что я всегда был носителем сознания своего долга пред св. церковью и сердечно желал быть неленостным деятелем в вертограде Христовом, осмеливаюсь всенижайше представить при сём на милостивейшее воззрение Вашего Высокопреосвященства, как бы в восполнение своих скудных и слабых поучений, копию с докладной записки, поданной мной сего 1879 г. генваря 10-го Господину Обер-Прокурору Св. Синода, из —880— 1879 г. которой можно видеть, как много лежит неодолимых препятствий на том пути приходского священника, которым он обязан идти к достижению своих целей и как мало пригоден существующий порядок для осуществления высокой задачи православного русского пастырства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—23— зерцания, на почве которого стоит автор, нам, читателям, видны не везде и, во всяком случае, не везде видны с одинаковой отчётливостью: это обычный недостаток всех критических обозрений, каков, по существу своему, есть и представленный автором на соискание степени „обзор философских гипотез“ по вопросам о сущности и происхождении религии. Но сама почва, на которой стоит автор, чувствуется повсюду. Повсюду читатель знает, какого, так сказать, берега ему держаться и во имя чего с тем или другим неправым мнением он не должен и не может соглашаться. При этом, для оживления своего, всё же достаточно отвлечённого и специального, изложения, автор нередко вводит вопросы и замечания характера жизненного и, можно даже сказать, житейского. Таков, например, сполна его довольно обширный, заключительный трактат („Взгляд Гёте на религию и её сущность“), в котором он даёт прекрасный – один из лучших, какие мы знаем, – философско-прагматический комментарий Гётевского Фауста, с богословской точки зрения. Таковы местами брошенные, – никогда, однако, без цели, – замечания и характеристики относительно условий, при которых слагается наша религиозная жизнь и, в частности, жизнь наших так называемых „интеллигентов“ (см., наприм., стр. 282–283). Все эти интерполяции, оживляющие и освежающие изложение, сообщают книге кроме её собственного, чисто научного, интереса, ещё интерес, так сказать, дополнительный, – литературно-общественный. Специалисту, который годами просиживает над вопросами, входящими в область обсуждаемой нами книги, и знаком с их литературой из первых источников, исследование о. Буткевича, конечно, не даст чего-либо существенно-нового. Но и для него иные страницы его книги могут послужить источником умственных возбуждений, в результате которых может явиться вторичный пересмотр тех или иных подробностей сложной темы. Такова, в особенности, у автора глава VI – „Гипотеза традиционализма о происхождении религии в роде человеческом“. Если не ошибаемся, автор впервые, с такой полнотой и тщательностью, и притом со строго православной точки зре-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЕРЮЖСКИЙ ВАСИЛИЙ МАКСИМОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Василий Максимович Верюжский ( 1874 - 1955 ), протоиерей , профессор, доктор церковной истории Родился 18 июля 1874 года в селе Чекуево Мардинской волости Онежского уезда Архангельской губернии, в семье священника. Окончил Архангельское духовное училище и в 1894 году Архангельскую духовную семинарию . В 1894 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию , где с особенным интересом занимался у профессора Ивана Саввича Пальмова (1856-1920), специализируясь по кафедре истории славянских Церквей. В 1898 году окончил Академию со степенью кандидата богословия. Научный интерес В.М. Верюжского определился ещё во время обучения в Академии, но кроме приобретения чисто теоретических знаний необходимо было самому исследовать интересующий вопрос, лично познакомиться со славянским миром. Так поступали все корифеи русской богословской и церковно-исторической науки. И.С. Пальмов, учитель и научный руководитель Верюжского, объехал многие страны Европы, побывал на Афоне и в Константинополе, где исследовал библиотеки и архивы. С 1898 по 1900 год В.М. Верюжский преподавал в Самоковском духовном училище (Болгария) сравнительное богословие, логику, психологию и историю философии. Интересно то, что город Самоков был центром протестантской проповеди в Болгарии. Американские методисты имели там мужскую и женскую гимназии для обучение болгар, естественно, преследуя цели прозелитического характера. Им в противодействие и было создано православное богословское училище. За время работы в Болгарии М.В. Верюжский, изучая римо-католическую и протестантскую пропаганду, написал статью на русском и болгарском языках «Очерки из истории римо-католической и протестантской пропаганды в Болгарии», которая была опубликована как в болгарском «Церковном вестнике» за 1901 год, так и в русском «Церковном вестнике» за 1903 год.

http://drevo-info.ru/articles/13592.html

Естественно, что руководство Русской Православной церкви интересовалось распространением религии в колониях и перспективами миссионерской деятельности. В связи с этим анкету завершают практические вопросы о числе действующих храмов и районах распространения их влияния, их потребностях в иконах, книгах, воске для свечей, ладане и т.п. Из этого документа очевидно, что Святейший Синод активно поддержал уже нашедшую к тому времени распространение практику подготовки церковных служащих из местного населения, в связи с чем несколько вопросов анкеты посвящены выяснению способностей туземцев, и можно ли надеяться вселить в них нужное просвещение для дальнейшего использования в миссионерской деятельности. В лице Русской Православной церкви распространение образования среди местного населения нашло постоянного и влиятельного сторонника. Другое гуманитарное направление деятельности христианской миссии – защита туземцев от произвола промышленников – получило выражение в том, что Синод настоятельно интересовался в своей анкете, насколько человечно обращаются русские с местными жителями, не отягощают ли работами или налогами для ясаку…, что больше имеют ввиду просвещение диких, или свои корысти? и т. д. 52 Глава Русской Православной миссии на острове Кадьяке архимандрит Иоасаф не только постарался дать ис- —46— черпывающие ответы на вопросы анкеты Святейшего Синода, но отнесся к порученному ему описанию творчески и стремился включить в него все полученные им в колониях сведения, которые на основании собственного опыта счел надежными и достойными доверия. Приведя уже хорошо известные к тому времени общие данные о географическом положении острова Кадьяка и примыкающих к нему российских владений, архимандрит Иоасаф дает далее детальное описание отдельных островов и частей американского материка, знакомых русским промышленникам. Географические рамки этого описания ограничены реально освоенными Российской Американской компанией территориями и определены главой православной миссии следующим образом: Не упоминая о всей Алеутской гряде, которая уже издавна повинуется российскому скипетру, мыс Америки Аляска, Шумагинские острова, Кадьяк с принадлежащими ему островами, на самой Америке Кинайская и Чугацкая губы и Берингов Якутатской залив Компанией заняты и введен всюду благоустроенный к обоюдным с жителями выгодам порядок, промысла же компаниею производятся до острова Ситки, на коем и гора Етоли от англичан именуемая, торговля и описание берегов на ПО и О простерты до того самого места, где приставал прежних экспедиций в 742-м году российский мореход Чириков и оставил квартирмейстера Дементьева в 12-ти человеках, а границ никаких еще до самой Нотки или залива Короля Георга положено не было.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Интересные сведения о способах и приемах деятельности римско-католических миссионеров в Болгарии сообщает Д. Маринов в своей статье: «Католичка мисия у нас и нашите блгари католици». Римско-католическая миссия имеет в Болгарии три центра, из которых распространяет свою пропаганду. Это Рущук, Варна и Свищов. В них имеются католические монастыри, церкви, школы, капеллы, и кроме того большие церковные имущества. На содержание римско-католического духовенства болгарские католики дают десятину пшеницы, кукурузы, овса, ячменя, вина, ракии, меду, слив и проч., затем в достаточном количестве яиц, сыру, масла и т. д. На каждые двадцать свиней и овец один экземпляр дается католическому священнику. За крещенье, венчанье, погребенье платится отдельно, и не по таксе, а сколько с кого можно взять. В награду за все это болгары-католики получают священников почти исключительно итальянцев, следовательно, совсем незнающих болгарского языка. Священники эти запрещают болгарам носить национальный костюм и головные покрывала, запрещают петь народные песни, водить знакомство с православными, тем более брать себе в жены болгарок некатоличек. Дети болгар-католиков отнюдь не должны учиться вместе с православными детьми, а посещать только те школы, которые основала пропаганда. От многих болгарских девушек-католичек миссионеры берут клятву в том, что они до тех пор не пойдут замуж, пока не получат на это разрешение, и за все это время они должны носить черную одежду без всяких украшений, черное покрывало на голове —569— и неопустительно присутствовать при каждой службе, утрени, вечерни и т. д. Виновные в неисполнении всех этих требований наказываются епитимией в монастырях, денежным штрафом, отлученьем от церкви и т. д. В последнее время особенно развивает свою деятельность в Болгарии протестантская пропаганда. По сообщению софийской газеты «Новини», американские миссионеры подкупили нескольких болгар, и те ходят по селам и увлекают в протестантизм селян, давая им за то деньги. В селах Маркове, Коматеве и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—57— плача не только младенца, но даже и семилетнего ребенка; по сему можно заключить, что отцы и матери весьма нежно любят детей. Они никогда ничем телесно не наказывают их, как малолетних, равно и взрослых, а толико советуют. Когда же приметят неисправление, тогда выговаривают и стыдят при собрании стариков. Если и сие последнее средство не подействует, то, презирая его, все почитают дураком или диким 68 . Здоровая обстановка в семье обеспечивалась еще и тем, что мужья с женами обходятся очень ласково, в присутствии других не смеют даже друг другу выговаривать и показать суровый вид, иначе с обеих сторон причтено будет к несносной обиде 69 . Несмотря не относительную краткость пребывания отца Гедеона в Русской Америке, его деятельность оставила там весьма заметные следы, прежде всего, благодаря возобновлению им училища на Кадьяке. В аттестате, который главный правитель русских колоний А.А.Баранов выдал руководителю миссии Русской Православной церкви при отправлении его на родину 26 мая 1807 года, отмечается, что Гедеон был при Кадьякском училище с марта месяца 805 года главным директором, где и паче явил свои способности, прилежность и усердие, как в установлении того, так и в образовании здешнего юношества, отличил так же себя и в нравственности благосклонным со всеми водворящимися людьми обхождением и благонамеренным поведением, удаляясь всяких раздоров и несогласия, а был близок к примирению всякой посторонней случающейся вражды, во все продолжение бытия своего не Кадьяке 70 . Следует отметить, что первый торжественный выпускной экзамен Кадьякского училища состоялся в 1807 году под руководством А.А. Баранова, который с особым удовольствием сообщил своему начальству, что из воспитанников Российско-Американского училища заступили уже учительские места, а по предписанию Резанова начато составление под руководством переводчика Парамона Чумовицкого словаря и грамматики языка туземцев Кодь- —58— яка 71 . Иеромонах Гедеон привез с собой в Россию получившего первоначальное образование в колониях Прокопия Лаврова, который 18 февраля 1810 года был посвящен в духовный сан и направлен обратно в Русскую Америку 72 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Проживая же на месте, миссионер со своими причетниками и еще одним работником из алеутов занимались устройством Миссии; и до наступления больших морозов успели построить кладовые и баню и начали приготовлять место для постройки церкви. Во время пребывания его на реке Кускоквим с 4 по 28 февраля он, между прочим, освятил вновь выстроенную часовню усердием управляющего там Лукина и подчиненных ему креолов и туземцев; и сверх исправления обыкновенных треб и служений, он при удобных случаях собирал детей и поучал их Закону Божию; и вновь присоединил к церкви из тамошних язычников 22 человека. —69— По очищении реки Квихпака ото льда миссионер со всеми своими подчиненными 5 июня отправился, как и прежде, вновь по реке в Михайловский редут; куда и прибыл 15 числа. И, проживая здесь в ожидании судна, он отправлял службы для говевших как жителей редута, так отчасти и туземцов. Проезжая мимо селений, лежащих по реке, он очень мало видел в них жителей; все по причине недостатка в пище отправились в горы за промыслом зверей (это происходило в 1849 году). Успехи миссионера в обращении туземцов с августа 1848 по июль 1849 ограничились только присоединением вышеупомянутых 22 человек и еще 16-ти во время пути его вниз по реке в двух селениях – Такчагмютском и Канигмютском... Креол Иван Жуков, хотя и был хорошим толмачем колошенского языка, но не мог быть использован миссией из-за плохого поведения... Мая 8 дня, 1850, Ново-Архангельск 85 . Приведенные отрывки из донесения епископа Иннокентия, создавая яркую картину деятельности подвижников Русской Православной Церкви на американской земле, показывают также, насколько глубоко эти миссионеры были «погружены» в природную и этническую среду, что, естественно, свидетельствует о достоверности и точности предоставляемой ими информации. Материалы, присланные Св. Иннокентием, снова были приняты в Русском Географическом обществе с большим одобрением, что подтверждает следующее письмо, направленное архиепископу Камчатскому вице-председателем Русского Географического общества Ф.П. Литке:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010