Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМЕРИКАНСКИЕ ШКОЛЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ВОСТОКА [англ. American Schools of Oriental Research - ASOR], орг-ция, объединяющая более 100 ун-тов, колледжей, музеев США и Канады, участвующих в изучении истории Ближ. Востока. Возникла в 1900 г. как Американская школа изучения и исследования Востока (American School for Oriental Study and Research), в 1921 г. переименована в ASOR по инициативе президента Об-ва библейской лит-ры и экзегетики (Society of Biblical Literature and Exegesis) Дж. Г. Тейера, Американского об-ва востоковедения (American Oriental Society) и Американского археологического ин-та (Archaeological Institute of America). Задачи орг-ции - поощрять исследования ближневост. древностей, поддерживать археологические раскопки, стимулировать изучение языков и культурных традиций Ближ. Востока, распространять и популяризировать результаты этих работ. На базе ASOR сформировалась «американская версия» библейской археологии , к-рую разрабатывал возглавлявший Иерусалимскую школу У. Ф. Олбрайт (1920-1929; 1933-1936). Руководя обширными разведками и рядом раскопок (особенно в Телль-Бейт-Мирсиме, Телль-эль-Фуле (см. Гива (Гивеа)), он создал общую периодизацию археологических памятников Палестины, соотнеся ее с библейской хронологией. Его деятельность продолжил Дж. Э. Райт . Хорошо организованные и масштабные экспедиции ASOR, изучавшие сиро-палестинский регион, работали в Телль-эн-Насве (библ. Мицпа ), Джераше (библ. Гераса ), Беф-Цуре , Беф-Шемеше ; в Заиорданье и пустыне Негев , а позже - в Диване (библ. Дивон ), Сихеме , Эль-Джибе (библ. Гаваон ), Гезере и др. В кон. XX в. одновременно осуществлялись уже более 20 археологических проектов (среди важнейших - раскопки Телль-Микне, отождествляемого с упомянутым в Библии филистимским г. Екроном ). На Ближ. Востоке ASOR основано неск. исследовательских центров: Иерусалимская школа, с 1970 г. Институт археологических исследований им. У. Ф. Олбрайта (Albright Institute of Archeological Research) под руководством амер. археолога Ч. Торри; Багдадская школа, основанная в 1923 г., проводила в 1925-1931 гг. раскопки в Иорган-Тепе (древнем Нузи ), где был открыт архив клинописных табличек XV в. до Р. X., в 1926-1927 гг. организовала экспедиции в Телль-Биллу и Тепе-Гавру (юго-восток древней Ассирии ), всю 3-ю четв. XX в. велись раскопки в Ниппуре . В 1968 г. для работы в Иордании, разорвавшей дипломатические отношения с Израилем, создали особую школу в Аммане - Американский центр исследований Востока (American Center of Oriental Research), к-рый осуществил раскопки в Баб-эд-Дре и Телль-Хесбане, участвовал в открытии визант. рукописей в Петре Аравийской (1992). После разрыва дипломатических отношений США с Ираком Багдадская школа фактически прекратила существование. В 1978 г. был создан Американский ин-т археологических исследований на Кипре (Cyprus American Archaeological Research Institute).

http://pravenc.ru/text/114452.html

Табличка из амарнского архива. XIV в. до Р. Х. Табличка из амарнского архива. XIV в. до Р. Х. В Ниневии были найдены глиняная призма с анналами Ашшурбанипала и 4 цилиндра с описанием походов Синаххериба, в т. ч. вторжения в Иудею и осады Иерусалима. Последовали и открытия более древних памятников Шумера, систематическое исследование Вавилона Р. Кольдевеем (1899-1917), воссоздавшим структуру укреплений, жилых кварталов, дворцов и храмов города, открытие Ч. Л. Вулли г. Алалаха за р. Оронт. В нач. XX в. появилась хеттология: в 1906 г. нем. ученый Г. Винклер приступил к работам в Сидоне и Богазкёе, но тексты из Богазкёя, написанные на хеттском языке, расшифровал лишь через 10 лет чеш. ученый Ф. Грозный. С 80-х гг. XIX в. начался новый расцвет археологии в Египте. В 1887 г. были случайно открыты в руинах Телль-эль-Амарны первые таблички с амарнскими письмами , содержащими новые сведения о жизни и политике Египта и древнего Ханаана до его заселения древними евреями. Сотрудники Американской школы исследований Востока. Иерусалим. 30-е гг. ХХ в. Сотрудники Американской школы исследований Востока. Иерусалим. 30-е гг. ХХ в. В Сиро-Палестинском регионе период разведок надолго затянулся. Хотя в 70-80-х гг. XX в. здесь возникли Американское Палестинское исследовательское об-во, лютеран. Германский Палестинский союз (1877), рус. Православное Палестинское об-во (1882), доминиканская Французская школа библейских и археологических исследований (1894), францисканская Библейская школа, а позже «школы» в Иерусалиме (Германский евангелический ин-т изучения древностей Св. земли, Американские школы исследований Востока (1900), Британская археологическая школа в Иерусалиме (1919)), они не смогли организовать на научной основе долговременные раскопки на крупных объектах. Тем не менее проведенные ими разведывательные работы позволили продолжить традиц. реконструкцию исторической географии Палестины, что привело к созданию классического труда Дж. Смита (The Historical Geography of the Holy Land. N. Y., 18973).

http://pravenc.ru/text/76476.html

Дальнейшая история оставшихся рукописей оказалась еще более запутанной. Еще в февр. 1948 г. митр. Афанасий показал купленные свитки амер. исследователю Дж. Треверу из Американской школы исследования Востока , располагавшейся в Вост. Иерусалиме. Тот при содействии У. Браунли сфотографировал 3 из 4 свитков (из-за хрупкости ркп. «Апокрифа на Книгу Бытия» отснять ее было невозможно). Тревер убедил митрополита переправить свитки из соображений безопасности за границу. В кон. марта 1948 г. митр. Афанасий вывез в США копию «Большого свитка Книги прор. Исаии» (1QIsa), «Комментарий на Книгу прор. Аввакума», «Устав общины» и «Апокриф на Книгу Бытия». Здесь он в течение неск. лет пытался продать свитки (процесс затянулся из-за неясности юридического статуса рукописей, а также из-за нежелания владельца продавать их евреям, т. к. как минимум один член ассир. общины погиб при бомбежке Старого города во время Войны за независимость). 1 июня 1954 г. митр. Афанасий опубликовал объявление о продаже свитков в «Уолл-стрит джорнел», и сын Сукеника И. Ядин анонимно через амер. посредника выкупил оставшиеся 4 свитка за 250 тыс. долл. Все рукописи, обнаруженные бедуинами в 1947 г. в пещере 1Q, оказались, т. о., собственностью государства Израиль (где вскоре был построен «Храм Книги» в Музее Израиля для хранения и демонстрации этих 7 свитков). Археологическое исследование района Хирбет-Кумран началось лишь после окончания войны, в ходе которой западный берег р. Иордан, где расположены развалины Кумрана и близлежащие пещеры, перешел под контроль Иордании. В 1949 г. солдат иорданской армии (по др. версии, бельгийский солдат из контингента войск ООН) сумел идентифицировать пещеру 1Q, после чего Иорданское управление древностями и иерусалимская Французская школа библеистики и археологии организовали раскопки (при содействии Американской школы исследований Востока). В ходе работ помимо дополнительных фрагментов 7 рукописей, найденных еще бедуинами, в пещере 1Q были обнаружены фрагменты 70 документов. После открытия в Хирбет-Кумране керамики, идентичной той, к-рая была обнаружена в пещере 1Q, археологи во главе с директором Французской школы библеистики и археологии доминиканцем Р. де Во начали раскопки (см. в ст. Кумран ). Работы (так же как и исследование купленных позже у бедуинов рукописей) производились под эгидой Иорданского управления древностями, возглавляемого в то время британцем Дж. Л. Хардингом.

http://pravenc.ru/text/2462245.html

31 августа 2018 Дискуссия вокруг книги американского ученого Флорина Курты " The Making of the Slavs " . Подборка из 12 статей отечественных и зарубежных историков. 30 августа 2018 XIII конгресс этнологов и антропологов России, конференции про немецких интеллектуалок XVII века и тему революции в европейской мысли. Стипендии от Высшей школы литературы в Мюнстере, три вакансии в европейских исследовательских центрах для историков и архивистов, а также гранты, финансирование гуманитарных исследований и многое другое. 30 августа 2018 " Новая и новейшая история " 2018 29 августа 2018 «Древние тексты в современном мире» — культурно-просветительский проект, ставящий пред собой цель рассказывать о духовной культуре древности в формате edutainment (education+entertainment, просвещение в лёгкой для восприятия, гостеприимной форме подачи). Открытые лекции, занятия по филологии адресованы жителям Санкт-Петербурга, а также широкой аудитории русскоязычных пользователей сети «Интернет». Лекторами просветительского проекта выступят лучшие специалисты по истории библейской традиции, профессора из университетов и духовных учебных заведений, историки, филологи и богословы. Цель проекта – популяризация древних языков (библейский иврит, древнегреческий, славянский), а также просвещение в области истории духовных традиций древности. 16 августа 2018 " Вестник древней истории (общепринятое сокращение — ВДИ, англ. Journal of Ancient History) — важнейший академический советский и российский журнал, посвященный истории древнего мира. В настоящее время издается Институтом всеобщей истории Российской Академии наук. 16 августа 2018 Центр исследования общих проблем современного Востока ФГБУН Институт востоковедения РАН приглашает к участию в ежегодной VI Всероссийской конференции «История востоковедения: традиции и современность». Конференция пройдет 21-23 ноября в Институте востоковедения РАН 15 августа 2018 Отдел памятников письменности народов Востока сообщает, что VIII ежегодная конференция " Письменные памятники Востока: проблемы перевода и интерпретации " состоится 24-26 сентября 2018 г.

http://bogoslov.ru/topic/20283

В посл. трети XX в. исследования ASOR имеют комплексный и многосторонний характер и направлены на изучение древневост. об-ва в контексте природной среды, хозяйства, политики и пр. Отказ от историко-археологического подхода повлек изменение названия популярного журнала, издаваемого ASOR (см. ниже) и заглавия последней выпущенной ими энциклопедии (The Oxford Encyclopedia of Archaeology in the Near East. 1997. 4 vol.). ASOR выпускают ряд периодических изданий: с 1919 г.- ж. «Bulletin of the ASOR» (BASOR), из информационного листка Иерусалимской школы превратившийся в ежеквартальный научный журнал (статьи по археологии, истории, антропологии, филологии, эпиграфике, предварительные отчеты о раскопках, финансируемых ASOR, информация о текущих исследованиях, обзоры книг); с 1948 г.- ж. «ASOR Newsletter» (короткие обзоры работ, проводимых под эгидой ASOR, отчеты о деятельности зарубежных центров и ежегодном собрании ASOR, о семинарах, конференциях и пр.; 4 номера в год); с 1938 г.- научно-популярный ж. по археологии Ближ. Востока «Biblical Archaeologist», основанный Дж. Э. Райтом и переименованный в «New Eastern Archaeology» в 1998 г.(4 номера в год). Подробные отчеты экспедиций ASOR издаются в серии «The Annual of the ASOR» (основана в 1920; в 1997 вышел 54-й том). С 1947 г. издается ежегодник по исследованию клинописных текстов (Journal of Cuneiform Studies), имеющий особое значение для изучения истории культур древней Месопотамии и Анатолии. Лит.: Wright G. Е. The Phenomenon of American Archaeology in the Near East//Near Eastern Archaeology in the Twentieth Century. Garden City (N. Y.), 1970. P. 3-40; King P. J. Sharing the Results of Scholarly Research//The Word of the Lord Shall Go Forth. Winona Lake, 1983. P. 1-12. (ASOR ser.; Spec. vol. 1); idem. American Archaeology in the Mideast. Phil., 1983. В. В. Писляков, Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова: ПАНВАВИЛОНИЗМ Панвавилонизм, теория в нем. востоковедении кон. XIX - нач. XX в., согласно к-рой все древние культуры сформировались из культуры Месопотамии

http://pravenc.ru/text/114452.html

АОН – Acta Orientalia Hungarica (Budapest) – Венгерские документы по ориенталистике (Будапешт) AS – Arabian Studies (Cambridge) – Исследования по арабистике (Кембридж) BAIU – Bulletin, Alliance Israélite Universelle (Paris) – Бюллетень Всемирного еврейского союза (Париж) BIJS – Bulletin of the Institute of Jewish Studies (London) – Бюллетень Института изучения еврейства (Лондон) BSOAS – Bulletin of the School of Oriental and African Studies (London) – Бюллетень Школы изучения Востока и Африки (Лондон) EI1 – Encyclopaedia of Islam, first edition – Энциклопедия ислама, первое издание EI2 – Encyclopaedia of Islam, new edition – Энциклопедия ислама, второе издание EJ – Encyclopaedia Judaica, new English edition – Еврейская энциклопедия, новое английское издание HESPERIS – Institute des Hautes-Etudes Marocaines (Paris) – Высшая школа изучения Марокко (Париж) IOS – Israel Oriental Studies (Jerusalem) – Израильские исследования по востоковедению (Иерусалим) JA – Journal Asiatique (Paris) – Журнал исследований по Азии (Париж) JAOS – Journal of the American Oriental Society (New York) – Журнал Американского Востоковедческого общества (Нью-Йорк) JESHO – Journal of the Economic and Social History of the Orient (Leiden) – Журнал по экономической и общественной истории Востока (Лейден) JHSE – Jewish Historical Society of England (London) – Английское общество по изучению еврейской истории (Лондон) JIMMA – Journal Institute of Muslim Minority Affairs (Jeddah) – Журнал Института по изучению мусульманских меньшинств (Джедда) JJS – Journal of Jewish Studies (London) – Журнал по изучению еврейства (Лондон) JNES – Journal of Near Eastern Studies (Chicago) – Журнал исследований по Ближнему Востоку (Чикаго) JPS – Journal of Palestine Studies (Beirut) – Журнал по изучению Палестины (Бейрут) JRAS – Journal of Royal Asiatic Society (London) – Журнал Королевского общества по изучению Азии (Лондон) JQ – Jerusalem Quarterly (Jerusalem) – Иерусалимский ежеквартальник (Иерусалим) JQR – Jewish Quarterly Review (Philadelphia) – Еврейское ежеквартальное обозрение

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Одним из важнейших открытий Библейской археологии ХХ века является обнаружение так называемых рукописей Мертвого моря, изучение которых переросло в самостоятельную дисциплину - кумранистику, или кумрановедение. К послевоенному времени относятся замечательные открытия К. Кеньон, которая раскапывала Иерихон в 1957 и 1979 годах, и нашла остатки совершенно неизвестной цивилизации, создавшей древнейший в мире город, что во многом переменило научные теории о путях сложения цивилизаций библейского мира, значительно приблизив эти теории к библейским представлениям. Для библейской археологии важным является открытие итальянской экспедицией Матье в районе Алеппо (северо-западная Сирия) города-государства Эбла, существовавшего во второй половине III тыс. до Р.Х. и сильно повлиявшего на всю историю библейских стран. К 1950-1980 годам относятся наиболее результативные раскопки Иерусалима, Хацора (Асора), Лакиша (Лахиса), Арада, Мегиддо, Гезера, Гая, Сихема. К этому же времени относится начало планомерных раскопок в Иордании, сделавших известными памятники библейских народов Заиорданья - аммонитян, моавитян, идумеев и набатеев. Отдельные школы зарубежной библейской археологии. Время между двумя мировыми войнами можно считать периодом оформления особых школ библейской археологии - европейской, американской и израильской. Для европейской школы библейской археологии чрезвычайно важными и результативными были работы британских археологов, в том числе Кетлин Кеньон, раскапывавшей легендарный Иерихон и Иерусалим. Раскопки Кеньон в Иерусалиме, которые велись с 1961 по 1967 годы на холме Офел, были переворотом в исследовании Святого Города: ею было определено местонахождение Иевуса, а также найдена городская стена времени Давида. Существенное участие приняли британские ученые и в изучении рукописей Мертвого моря, выдвинув немало оригинальных теорий, некоторые из которых, сообразно печально известному " панвавилонизму " , оппоненты называли " панкумранизмом " . Важным было участие британских ученых в дебатах о судьбах библейской археологии, и о ее соотношении со светской археологией Ближнего Востока.

http://bogoslov.ru/article/293744

Школьные учебники в Пакистане содержат призывы к убийствам христиан, утверждают эксперты Пешевар, 10 октября 2013 г. Теракт 22 сентября 2013 унес жизни 80 людей. Этот день назван черным днем в истории Пакистана Развитие событий в Пакистане вскрывает рост антихристианских настроений в стране: так, радикальная идеология, открыто пропагандируемая в самых широких кругах общества этой страны, проникла и в учебники начальной школы, где «джихад» описывается как «убийство врагов ислама», а «мученичество» достигается путем уничтожения христиан, пишет Linga. Согласно отчету Института медийных исследований Ближнего Востока, пособия, используемые в учебно-воспитательном процессе начальной школы Пакистана, содержат в себе призывы к убийству христиан, что описывается как «высшая цель», к которой ученикам «предписано» стремиться. Д-р Туфейль Ахмад, директор отдела южноазиатских исследований Института, подготовивший резонансный отчет, подчеркивает тот факт, что внедрение террористической составляющей курса в школьную программу происходит на фоне непрекращающейся череды актов насилия, направленных против религиозных меньшинств. Напомним, что пакистанская группировка Jundul Hafsa взяла на себя ответственность за подрыв католического храма Всех Святых 22 сентября этого года. В своем обращении к СМИ представитель Jundul Hafsa Ахмад Маруват заявил: «Христиане – враги ислама, и поэтому они – наша цель. Мы же продолжим свои атаки на всех не-мусульман, проживающих на пакистанских землях». Анализируя сложившуюся в стране социально-политическую ситуацию, д-р Ахмад замечает: «В Пакистане, где радикальные исламистские группировки ведут целенаправленную борьбу против христиан, индусов и других исламских течений (таких как шиизм и ахмадизм), официальные и неофициальные СМИ, политические деятели и религиозные авторитеты пытаются " легализовать " в рамках религиозной доктрины притеснение религиозных меньшинств – даже через государственную политику и школьную программу… это, естественным образом, приводит к новым всплескам межрелигиозной розни». В связи со сложившейся обстановкой, американское агентство WorldNetDaily приводит следующие слова одного из предводителей региональных политических группировок Шах Фарамана: «Джихад – часть нашей доктрины. И мы не отступим».            Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/64795.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛЮК [англ. Glueck] Нельсон (1901, Цинциннати, шт. Огайо, США - 1971, там же), один из израильских основоположников археологии библейской , ученик У. Ф. Олбрайта, внесший вклад в полевые исследования Сиро-Палестинского региона (особенно Иордании) и в создание методики территориального обследования (см. ст. География библейская ). Н. Глюк. Фотография. 60-е гг. ХХ в. Н. Глюк. Фотография. 60-е гг. ХХ в. Окончил ун-т в Цинциннати (1920), затем Еврейский объединенный колледж (Hebrew Union College; 1923); получил диплом раввина. В ранний период находился под влиянием директора колледжа Моргенштерна (один из последователей Ю. Велльгаузена , сторонник изучения ВЗ на широком фоне древневост. культуры). Из этой школы Г. вынес представление о сложности и неоднозначности исторической информации, содержащейся в библейских текстах. Отправившись в том же году в Германию, он продолжил образование в Берлине и Йене, где защитил диссертацию на тему о понятии «хесед» (правда) в ВЗ (Йена, 1926). Во время учебы Г. понял большую роль археологического исследования в библеистике. Вскоре Олбрайт предложил Г. возможность реализовать свои интересы при раскопках на Бейт-Мирсиме в качестве работника Американских школ исследования Востока . Г. выработал собственный метод, основанный на тщательном изучении древней палестинской керамики, составлении ее типологии и прослеживании развития одного типа от зарождения до исчезновения, иногда в течение неск. стадий культуры. В 1932-1947 гг. Г. совершил исследовательское путешествие по пустынным районам Трансиордании и пустыни Негев (территория ветхозаветных гос-в Аммона, Эдома и Моава ). Он составил точные планы, описал и сфотографировал ок. 1500 дотоле неизвестных памятников. Его умение датировать объекты по керамическому материалу обеспечило прорыв в исследованиях. Г. удалось заполнить лакуны на археологической карте Сиро-Палестинского региона, отразив на ней результаты сплошного обследования территории, а не только наиболее заметных памятников, т. о., он ввел в археологию библейских территорий абсолютно новую тогда технику сплошного картографирования поселений, к-рые существовали на определенный период.

http://pravenc.ru/text/165177.html

Библейская археология как аналитическая дисциплина С середины XIX века, когда начались систематические археологические исследования в Палестине и библейских странах Ближнего Востока, перед библейской археологией стояли две задачи: во-первых, полевые экспедиции и раскопки для открытия новых артефактов ; во-вторых, осмысление найденных артефактов в связи с повествованием Священного Писания . Русские исследователи имели возможность вести полевые исследования только до революции 1917г., причем раскопки проводились в основном на «русском участке» в Иерусалиме – архимандритом Антонином (Капустиным) и сотрудниками Русского археологического института в Константинополе. Нередко русские ученые ограничивались археологическими разведками: места раскопок, проводимых западными экспедициями в Палестине, Заиорданье и Сирии, посещали профессора А.А.Олесницкий 1 , М.Д.Муретов 2 , сотрудники Императорского православного палестинского общества 3 и Русского археологического института в Константинополе. 4 Основная заслуга русской дореволюционной школы библейской археологии заключалась не в раскопках, а в решении второй научной задачи – в аналитическом осмыслении открытых западными исследователями артефактов в свете библейского текста и древних письменных источников. Именно такой методологии придерживались в своих работах профессора духовных академий А.А.Олесницкий 5 , В.П.Рыбинский 6 , И.Г.Троицкий 7 , А.П.Лопухин 8 . После 1917 года в России исследования, связанные с библейской археологией, прекратились. Светская археология в СССР вплоть до окончания Второй мировой войны уделяла мало внимания археологии стран библейского ареала. В западной науке, напротив, первая половина XX века характерна блестящей деятельностью отдельных исследователей, финансировавшихся религиозными организациями и при этом всегда стремившиеся проанализировать свои находки в соотнесении с библейским повествованием. Большое количество раскопок в Палестине и других библейских странах на счету американского ученого Уильяма Фоксвелла Олбрайта (William Foxwell Albright, 1891–1971) и его последователей – Эрнеста Райта (Ernest Wright), Нельсона Глюка (Nelson Glueck) и др. Руководствуясь текстом Священного Писания , как компасом, Н. Глюк открыл более 1000 объектов в Прииорданье и еще 500 – в пустыне Негев, 9 подтвердив тем самым точность библейского описания множества событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010