Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛБРАЙТ [англ. Albright] Уильям Фоксуэлл (24.05.1891, Кокимбо, Чили - 19.09.1971, Балтимор, Мэриленд), амер. востоковед, эпиграфист, филолог, один из основоположников археологии библейской и археологического направления географии библейской . Основной его труд - «От каменного века к христианству: монотеизм и исторический процесс» (1940; From the Stone Age to Christianity: Monotheism and the Historical Process). О. род. в семье амер. христ. миссионеров, вернувшихся в США в 1903 г.; старший из 6 детей. Окончил ун-т В. Айовы. В 1916 г. получил стипендию в ун-те Джонса Хопкинса (Балтимор, Мэрилэнд), где изучал историю Древнего мира, древние и современные языки (греческий, латынь, древнееврейский, аккадский, немецкий и французский). В этот период большое влияние на О. оказал проф. семитской филологии П. Хаупт. В 1916 г. О. сдал экзамен и получил степень доктора за дис. «Ассирийский эпос о потопе» (The Assyrian Deluge Epic). В 1918 г. О., инвалид с детства, призван в армию США. Вскоре, по возвращении из армии, он впервые посетил Палестину. В 1927 г. получил звание профессора в ун-те Джонса Хопкинса, оставался именным профессором с 1929 по 1958 г., вплоть до ухода на пенсию. Занимал должность директора Американской школы исследований Востока в Иерусалиме (1920-1929, 1933-1936). Перу О. принадлежат неск. монографий и более тысячи научных статей. Основные монографии: «Яхве и боги Ханаана», «Археология Палестины: от Каменного века до христианства», «Библейский период от Авраама до Ездры». О. был редактором серии «Anchor Bible Series» книг, посвященных прор. Иеремии, Евангелию от Матфея и Откровению Иоанна Богослова. Важнейшим вкладом О. в науку считается формирование нового подхода в изучении библейской археологии, объектом к-рой он рассматривал все библейские страны, от Индии до Испании и от юга России до юга Аравии, их историю начиная с 10-го тыс. до Р. Х. (или ранее) и до наст. времени. Опираясь на новейшую методологию анализа текста, О. настаивал на привлечении археологического, в частности палестинского, материала для исследования истории Др. Израиля в широком контексте истории древнего Ближ. Востока.

http://pravenc.ru/text/Олбрайтом.html

Не следует соединять понятия экстремизма и религии. Экстремисты стремятся использовать религиозную риторику для достижения своих целей, которые к самой религии не имеют отношения. Исследование американского специалиста Мэтью Айзекса (Matthew Isaacs), посвященное анализу социальных конфликтов по всему миру с 1970 по 2012 годы, в которых присутствовал религиозный фактор, показало: имеется мало аргументов в пользу тезиса о том, что религия провоцирует насилие. Вместе с тем есть немало эмпирических подтверждений того факта, что противоборствующие стороны могут использовать религиозную риторику для достижения стоящих перед ними целей. При этом статистика показывает, что противостояния, в ходе которых конфликтующими сторонами используется религиозная риторика, отличаются большей продолжительностью и сопровождаются большим насилием, чем иные формы Говоря о проблеме экстремизма и терроризма, не могу не упомянуть о гонениях на христиан в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Русская Православная Церковь и лично Святейший Патриарх Кирилл уделяют особое внимание этой проблеме, которая в последние десятилетия приняла масштаб геноцида. Истребление христианской общины носит тотальный характер и включает в себя массовые казни, изгнания сотен тысяч людей из родных мест, уничтожение храмов, монастырей, крестов. Мне нередко приходится общаться с ближневосточными религиозными лидерами — христианами, мусульманами, езидами. Они единогласно указывают, что вторжение экстремистов в ряд стран Ближнего Востока поставило под угрозу многовековые традиции мирного и гармоничного сосуществования верующих различных религий, а их деяния ставят под угрозу само христианское присутствие на Ближнем Востоке — в том регионе, где христианство зародилось. Сегодня борьба с терроризмом является неотъемлемой частью государственной политики России в сфере обеспечения национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности нашей страны. За последние годы достигнуты определенные успехи в этом направлении. Надежными партнерами государства в данной области выступают традиционные религиозные общины России, которые на протяжении столетий мирно сосуществуют в духе добрососедства и уважения.

http://patriarchia.ru/db/text/5191997.ht...

Россияне воссоздают христианские святыни в Египте Москва, 11 февраля 2004 г. Христос и аббат Минас Бавит VI-VII века Впервые после более чем 80-летнего перерыва россияне вновь участвуют в открытии, изучении и воссоздании памятников христианского Востока на территории Египта, сообщает РИА " Новости " . Об этом шла речь на " круглом столе " , который организовали Всероссийский художественный научный реставрационный центр им. И.Э.Грабаря и Центр восточнохристианской культуры. Встреча ученых, реставраторов и студентов МГУ состоялась накануне вечером в музее " Дом Бурганова " . Рассказ специалистов, которые по просьбе Института коптских исследований Египта возрождают древние памятники на Ниле, иллюстрировался снимками еще не опубликованных находок восточнохристианской культуры, сделанных в 1997-2001 годах. Российские реставраторы приглашены раскрыть и воссоздать вновь найденные и уже известные памятники раннехристианской (коптской) живописи  благодаря  своему мастерству и опыту в работе с иконописью византийской школы. В международный опыт реставрации они привносят уникальные отечественные методики и новации. С 1999 года специалисты отдела темперной живописи Центра им. Грабаря Александр Громатюк, Елена Толмачева и Виктор Занозин работают с коптскими иконами V-XVII веков. По словам Александра Громатюка, опыт российских специалистов мог бы пригодиться и в возрождении монументальной живописи. Наблюдая процесс и результаты работы представителей других стран, россияне с болью замечают, как " неделикатное " и " безграмотное " обновление фресок, выдаваемое за научную реставрацию, фактически губит открытые недавно шедевры, уничтожая бесценные (как для исследований, так и с точки зрения эстетики) фрагменты и детали. Центр Грабаря сотрудничает с Институтом египтологии РАН, ведущим археологические раскопки на территории Египта, и Американским исследовательским центром. Проект подразумевает реставрацию храмового комплекса VII-XIII веков (икон, стенописи, резьбы по дереву, флорентийской мозаики) в Каире, где в старом городе возрождают храм аль-Маалака, и в монастырях, расположенных в городах Ахмим, Муаррак, Наклун, Хусейя.

http://pravoslavie.ru/8911.html

Е. Грачева: Владыка, еще один вопрос, об ученых, врачах, но совсем другого рода. Исследователи из американского университета Джона Хопкинса заручились согласием двух десятков представителей разных религий поучаствовать в эксперименте, в ходе которого его участникам предлагается принять сильные дозы псилоцибина (если кто-то из наших телезрителей не знает, это действующее вещество в галлюциногенных грибах), чтобы определить влияние психоделических препаратов на религиозный опыт. Причем среди участников эксперимента есть и православные священники. Что вы думаете по поводу такого исследования? Митрополит Иларион: Этот эксперимент не имеет никакого отношения к религиозному опыту, даже если в нем принимают участие священнослужители. Если, например, священнослужитель напился водки и впал в состояние опьянения, это ведь не значит, что он получил какой-то религиозный опыт. Или если он наелся галлюциногенных грибов и у него начались галлюцинации, это тоже никак нельзя назвать религиозным опытом. Религиозный опыт не имеет ничего общего с галлюцинациями, и когда человек, как, например, ветхозаветные пророки, получает откровения от Бога — это совершенно другой опыт, нежели тот, который можно получить при использовании галлюциногенных средств. Я не знаю, в чем заключается цель этого исследования и какие будут его результаты, но могу Вас заверить, что на наше понимание религиозного опыта этот эксперимент не окажет никакого влияния. Е. Грачева: А не постыдный ли факт, что священники, причем разных конфессий, согласились участвовать в таком эксперименте? Что можно о них сказать как о священнослужителях? Митрополит Иларион: Не знаю, что это за священнослужители, действительно ли там есть православные священнослужители, а может быть, это какие-то раскольники или сектанты, которые называют себя православными — не знаю, что об этом думать. Если бы мне предложили участвовать в этом эксперименте, я бы отказался. Е. Грачева: Владыка, коль уж Вы упомянули о сектантах, есть новость о них с Дальнего Востока. Число зарегистрированных сектантских организаций в этом регионе нашей страны превышает количество православных — это заявил викарий Патриарха Кирилла. Причем число неортодоксальных приходов продолжает увеличиваться, а православные приходы закрываются один за другим, то есть Русская Православная Церковь сдает позиции. Что на самом деле происходит на Дальнем Востоке и что об этом известно в Москве?

http://pravoslavie.ru/105363.html

В Москве открылась международная патристическая конференция «Преподобный Ефрем Сирин и его духовное наследие» 28 апреля 2017 г. 17:13 27 апреля 2017 года в конференц-зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия состоялось открытие IV Международной патристической конференции «Преподобный Ефрем Сирин и его духовное наследие». Церемонию открытия возглавил ректор ОЦАД, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , тепло приветствовавший участников и гостей форума в стенах Общецерковной аспирантуры. С приветствиями выступили профессор новозаветной экзегетики Баламандского богословского института святого Иоанна Дамаскина архимандрит Иаков (Халиль) (Антиохийский Патриархат), священник Жан Акики (Университет Святого Духа, Каслик, Ливан), архимандрит Рабан Роджер-Юсеф Ахрасс (Сиро-Яковитская Православная Церковь), профессор священник Баби Варгезе (Маланкарская Ортодоксальная Семинария, Коттаям, Индия), декан Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке протоиерей Джон Бэр. На открытии присутствовал представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон . В рамках I сессии «Жизнь, творения, переводы и рукописное наследие преподобного Ефрема Сирина» основной доклад сделал митрополит Иларион. В числе участников конференции — викарий Западно-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви, декан Института богословских исследований имени святителей Афанасия и Кирилла Александрийских епископ Сакраментский Ириней, игумен Дионисий (Шленов) (Московская духовная академия), иерей Михаил Желтов (ОЦАД), священник доктор Доминик Сербело (Доминиканская епархия Тулузы, Франция), священник Никодим Юханаев (Ассирийская Церковь Востока в Армении), профессор евангелической теологии Карл Пинггера (Маргбургский университет, Германия), профессор теологии Джефри Уикс (Университет Сент-Луиса, Миссури, США), профессор Кэтлин Э. Маквей (Принстонская богословская семинария, Нью-Джерси, США), профессор Уте Поссекель (Гарвардская школа богословия, Кэмбридж, Массачусетс, США), доктор Эмилиано Фьори (Университет имени Гумбольдта, Берлин, Германия), профессор Ханна Хант (Открытый университет, Милтон-Кинс, Великобритания), профессор теологии Мартин Тамке (Университет Георга-Августа, Гёттинген, Германия ), Сабино Кьяла (община Бозе, Остуни, Италия), Адальберто Майнарди (община Бозе, Остуни, Италия), заведующий кафедрой богословия ОЦАД А.Р. Фокин, Григорий Кессель (Австрийская Академия наук, Вена, Австрия), Е.В. Барский (Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия»), Е.А. Заболотный (ЦНЦ «Православная Энциклопедия»), М.Г. Калинин (Московская духовная академия, ОЦАД). Конференция «Преподобный Ефрем Сирин и его духовное наследие» продлится до 29 апреля. Пресс-служба ОЦАД /Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4879935.ht...

—607— рукоположение должно быть признано действительным (гл. 27), автор утверждает, что церкви восточная, римская и англиканская этим условиям удовлетворяют, после чего заключает литургическую часть своего исследования обстоятельным резюмэ всего изложенного в предшествующих главах (Гл. 28-я). Две последние главы автор посвящает православному востоку. Поводом к этому служит то обстоятельство, что булла Льва XIII-ro заканчивается призывом к церковному единению. Автор доказывает, что для англиканской церкви единение с Римом невозможно; но она может и стремится соединиться с православною церковью востока. Между этими церквами, как свидетельствует история, с самых первых времен насаждения христианства в Англии существует близкое духовное родство, которое и впоследствии выражалось и выражается некоторыми особенностями, отличающими англиканскую церковь от других христианских церквей запада, и чувством особенного почтительного уважения, с каким она всегда относится к православному востоку. Под влиянием этой мысли о возможном единении, автор обращается к исследованию тех догматических, обрядовых и др. разностей, какие существуют между церквами восточной и англиканской, излагая их главным образом по русскому пространному катехизису, а также по свидетельствам и рассказам некоторых иностранных писателей. Это исследование приводит его к утешительному выводу, что разности между церквами не важны и, при благоприятных условиях, могут быть устранены. Он высказывает уверенность, что в существенном восточная и англиканская церкви сойдутся, а во второстепенном, как напр.: в обрядах, независимым национальным церквам и не требуется полного единообразия. На непогрешимость англиканская церковь не претендует. Автор не отрицает в ней некоторых недостатков и заключает свое исследование указанием тех изменений и улучшений, какие, по его мнению, были бы в ее обрядах и обычаях желательны. На особой осьмушке следует затем молитва «о единении народа Божия», заимствованная из американской «книги общих молитв», а потом, на двести восемьдесят одной

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Магистранты Общецерковной аспирантуры и докторантуры защитили выпускные работы 20 июня 2017 г. 11:55 15 июня 2017 года в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия  (ОЦАД) состоялась защита выпускных квалификационных работ студентов магистерской программы «Внешние церковные связи». Работу экзаменационной комиссии возглавил заместитель председателя итоговой экзаменационной комиссии, заведующий кафедрой внешних церковных связей и общественных наук кандидат богословия архимандрит Филарет (Булеков) . В состав экзаменационной комиссии вошли заведующий кафедрой библеистики доктор богословия ОЦАД архимандрит Сергий (Акимов) ; заведующий кафедрой теологии Московского государственного лингвистического университета кандидат исторических наук, доцент протоиерей Лев Семенов; доцент кафедры богословия и литургики ОЦАД кандидат философских наук И.В. Лупандин; доцент кафедры внешних церковных связей и общественных наук ОЦАД кандидат исторических наук, кандидат богословия иерей Димитрий Сафонов ; преподаватель кафедры внешних церковных связей и общественных наук ОЦАД доктор юридических наук, профессор А.С. Кожемяков. Взаимодействие Русской Православной Церкви с Советом Европы стало темой исследования В.Е. Панича, научным руководителем выступил кандидат исторических наук и кандидат богословия иерей Димитрий Сафонов, рецензентом доктор юридических наук А.С. Кожемяков. Международную тему продолжили работы, посвященные интерпретациям полномочий Константинопольского Патриарха в Православной Церкви (Н.В Козлов; научный руководитель А.В. Шишков, рецензент кандидат богословия протоиерей Игорь Якимчук) и нарушению прав верующих в современной Украине (Б.В.Зима; научный руководитель диакон Феодор Шульга, рецензент кандидат богословия протоиерей Игорь Якимчук). Церковно-историческим вопросам были посвящены труды священника Александра Карзана («Богослужебный и общежительный устав монастырей бенедиктинской традиции Римско-Католической Церкви: история и современность»), священника Евгения Доли («Деятельность Американского экзархата Московского Патриархата в 1933-1953 гг.»), А.М. Соломинцева («Взаимоотношения Ассирийской Церкви Востока с Антиохийским патриархатом в эпоху Вселенских Соборов») и А.Ю. Литвина («Религиозно-общественная деятельность митрополита Иннокентия (Пекинского) в 1918-1931 гг.»).

http://patriarchia.ru/db/text/4940414.ht...

Шведский гражданин марокканского происхождения, учредитель " Радио Ислам " Ахмед Рами, который выступил с докладом " Влияние сионизма в Западной Европе " , благодаря блестящим ораторским способностям внес оживление в работу конференции. Его доклад неоднократно прерывался аплодисментами, остроумные ремарки покрывались смехом. Так он остроумно заявил, что в Европе допустим только такой спор о евреях, в котором участвуют два еврея. А. Рами уверенно заявил, что единственная страна, которая может вставить палки в колесо глобализации - это Россия. К сожалению, в своем блестящем докладе мусульманин Рами, критикуя злокозненность евреев, позволил себе глумливые комментарии Священного писания Ветхого Завета, что, увы, было встречено многими русскими слушателями беззаботным хохотом. Хочется надеяться, что только по неграмотности и неразумию. С большим вниманием был выслушан доклад Юргена Графа " Треблинка: критический анализ официальной версии " , прозвучавший во второй день работы конференции. Выступление Ю. Графа произвело особенно сильное впечатление, будучи дополненным докладом австралийского инженера Ричарда Крейги " Использование радиационных методов в исторических исследованиях " . Р. Крейги с помощью специального оборудования произвел электромагнитное сканирование слоев почвы в местах предполагаемых массовых захоронений в двух лагерях Треблинка и Бельшиц. Данные, полученные в результате исследования, оказались неутешительными для авторов версий о захоронениях, - почва в этих местах не подвергалась внешним воздействиям. На конференции выступил еще целый ряд ученых, писателей и общественных деятелей. Американский журналист Майкл Пайпер в своем докладе " Убийство президента Кеннеди " защищал версию причастности к " убийству века " израильской спецслужбы " Моссад " . На близкую для русского слушателя тему " Глобализация: последний этап колонизации Православного Востока " выступил болгарский журналист Волен Сидеров. Доктор филологии из Австралии Фрэнк Тобен в докладе " Дискуссия о ревизионизме в Западной Европе " рассказал, в частности, о преследованиях в странах Европы ученых-ревизионистов только за одно то, что они высказывают сомнение в существовании газовых камер и Холокоста. С интересом были выслушаны доклады американца Дэвида Дюка " Фактор сионизма в США " и Бориса Миронова " Влияние глобализации на политику российского правительства " . " Русская линия " предполагает вскоре опубликовать некоторые из этих докладов, а также доклады наших петербургских участников конференции: церковного историка Николая Симакова " Глобализация и историческое призвание России " , профессора, известного исследователя " Протоколов сионских мудрецов " Юрия Бегунова " Глобализация и сионизм " , искусствоведа историка Марка Любомудрова " Русофобия как орудие всемирного разрушения " .

http://ruskline.ru/analitika/2002/01/27/...

из попыток Юнга и Еп. Графтона, или из сношений генеральной конвенции с патриархами Востока и митрополитом Афинским. 1989 Есть в той же американской церкви не мало людей, сочувствующих и стремящихся к единению с Римом. 1990 Заводились также сношения по вопросу о единении с церковью старокатоликов, при чем старокатолический епископ Герцог напр. рассказывает, что при своем путешествии в Америку «он вступил с американскою епископальною церковью в полное церковное общение». Епископ Нью-Йоркский дозволил ему там не только проповедовать, но и совершать всякого рода священнодействия, свойственные его сану. Не было, говорит он, ни одного богослужения в его присутствии, когда-бы он, по предложению священнодействовавшего пастора, не принял в этом богослужении какого-либо деятельного участия то проповедью, то —195— приобщением верующих, то чтением Евангелия, то преподанием благословения. 1991 Зачем-же, спрашивается, приписывать только англиканской церкви то, что в действительности столь-же свойственно и церкви американской? Рассматриваемая глава заключается интересным признанием автора, что даже те американские богословы, по сочинениям которых он исключительно излагает вероисповедную систему их церкви, придают все-таки «XXXIX-mu членам» и «Книге молитв» высокое значение. Автор видит в этом их странную непоследовательность; но для нас такое признание еще раз свидетельствует о том, как мало состоятельна постановка дела, усвоенная автором в его исследовании. На стр. 136-й автор, между прочим, заявляет, что «православная церковь признает, что «братья Господа», о которых говорит Новозаветное Откровение, были лишь усыновленными, детьми Пресвятой Девы Марии». – Это заявление показалось нам весьма сомнительным. Недавно пришлось нам видеть специальное исследование покойного проф. А.П. Лебедева под заглавием «Братья Господни» (Москва, 1905 г.). В этом исследовании обстоятельно изложены и критически разобраны все существующие взгляды по вопросу о том, какое именно родство с Господом следует признать за «братьями Господними», начиная со взглядов древних отцов и церковных писателей и оканчивая современными протестантами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В журнале «Biblical Archaeological Review» была опубликована статья проф. Д. Якобсона, в которой он, на основании измерений Храмовой платформы в Иерусалиме, имевшей некогда квадратную форму, устанавливает местонахождение Святого святых Второго Храма: находилось оно на месте мечети «Цепей», расположенной к востоку от мечети Омара. Историчность повествования об уничтожении Содома и Гоморры нашла еще одно подтверждение в работе британского ученого Г. Харриса, проведшего сопоставительный анализ геофизических данных региона Мертвого моря и пришедшего к выводу, что гибель этих городов произошла в начале II тысячелетия до Р.Х. вследствие смещения тектонических пластов земли. Очередным подтверждением древности рода человеческого стала находка в июле 2002 г. в Сахаре так называемого Черепа Тумая – существа куда более древнего, чем предполагаемые «предки человека», и более, чем они, на нас похожего. По словам французского палеонтолога М. Брюне, находка поставила под серьезное сомнение ранее существовавшие «сценарии эволюции». Был также завершен перевод всех кумранских текстов – последний, 37-й, том был представлен в Ныо-Йорке международной группой ученых во главе с проф. Э. Товом. Хотя уже летом 2002 г. экспедиция, возглавляемая М. Броши, при помощи радарной установки обследовала район Кумрана в надежде найти новые манускрипты. В 2002 г. Национальным научным фондом США начато создание, в помощь востоковедам и археологам-библеистам, электронной версии библиотеки всех существующих клинописных текстов. Во время раскопок в римском храме Святого апостола Павла Вне Стен обнаружен предполагаемый саркофаг апостола Павла. Саркофаг располагается в алтарной апсиде на уровне первоначального пола храма, построенного еще в IV веке. В начале 2005 г. была опубликована работа американского химика Р. Рождерса. Ученый утверждает, что, согласно кинетике распада ванилина в волокнах полотна, возраст Плащаницы находится во временном интервале от 1 300 до 3 000 лет. В рамках исследования Туринской плащаницы в 2005 г. был проведен сравнительный анализ следов крови, сохранившихся как на этой святыне, так и на тунике Спасителя, находящейся в монастыре сщмч. Дионисия Ареопагита (пригород Парижа), а также и на сударе из собора Спасителя в испанском городе Овьедо. Анализ показал, что кровь принадлежит группе АВ (ее носители проживают в основном на территории Ближнего Востока, причем группа АВ настолько редкая, что сегодня, например, ее имеют не более 1,5 млн человек).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010