С самого начала возникают вопросы и в связи с недавней реанимацией тезиса о том, что цивилизованные государства должны использовать силу, «если они убеждены в ее справедливости», — здесь очень подходит термин «реанимация» , так как первоисточники этого тезиса характерны и хорошо известны. В 1993 году, на конференции Американской Академии по формирующимся нормам один из самых видных специалистов в области академических исследований международных отношений Эрнест Хаас поднял простой и обоснованный вопрос, на который теперь уже есть ясный и поучительный ответ. Упомянув, что НАТО в тот период осуществляла свою интервенцию в Ирак и Боснию с целью защиты курдов и мусульман, он спросил: «Займет ли НАТО такую же интервенционистскую позицию в случае, если Турция станет жестко реагировать на требования своих курдских мятежников?». Этот вопрос, безусловно, является проверкой для «нового гуманизма»: чем он руководствуется — интересами силы и власти или заботами гуманитарного толка? Действительно ли здесь прибегают к силе «во имя принципов и ценностей», как заявлено? Или мы являемся свидетелями чего-то более грубого и знакомого? Это хорошая проверка, и ее результат не заставил себя ждать. Как Хаас и сформулировал в своем вопросе, Турция стала жестче реагировать на курдское население юго-востока страны, постоянно отклоняя предложения о мирном урегулировании конфликта, которое позволило бы курдам обрести культурные и языковые права. Эта политика очень быстро переросла в крайние проявления этнических чисток и государственного террора. НАТО заняла совершенно определенную «интервенционистскую позицию» , особенно ее лидер, который решительно вмешался во внутренние дела страны с тем, чтобы расширить масштабы жестокостей. Идеологические институты приспособились к этим обстоятельствам в только что продемонстрированной нами манере, следуя все тем же хорошо знакомым путем. Нам станет понятней и суть более общих проблем, если мы, например, сравним данную «интервенционистскую позицию» с той, что НАТО и США заняли по отношению к кризису в Косове, — в моральном плане он меньше, и не столько вследствие своих физических масштабов (основное и драматическое значение здесь имеет то, что за этим последовало решение бомбить ФРЮ), сколько потому, что Косово находится вне границ и юрисдикции НАТО, вне сферы ее полномочий и институтов, в отличие от Турции, непосредственно под них подпадающей.

http://pravmir.ru/kosovo-vo-imya-princip...

Одним из замечательнейших явлений в истории христианства за минувшее столетие, без сомнения, должно быть признано знаменательное движение в епископальной церкви Англии и Америки к сближению и, если возможно, к соединению с православною церковью Востока. Это движение, развивавшееся в продолжение нескольких десятков лет, уже имеет теперь свою историю, так как выражалось и доселе выражается не только в богословской литературе, но и в целом ряде попыток со стороны обеих ветвей англиканства вступить, так или иначе, в прямые сношения с православными восточными церквами по вопросу о соединении 1 . Осязательных практических последствий это движение пока еще не имело и вопрос о соединении англиканской церкви с православною как был, так и доселе остается вопросом, но десятки лет, тем не менее, сделали свое дело и положение вопроса в настоящее время уже далеко не таково, каким оно было шестьдесят или семьдесят лет тому назад. В раннюю эпоху сношений стороны слишком мало знали друг друга, так что в начале сороковых годов, напр. Уильям Пальмер серьезно увлекался мыслью доказать, что англиканство в своем вероучении нисколько не отличается от православия. Последующие годы и всё дальше и шире развивавшиеся сношения естественно вызвали потребность выяснить с возможно большею полнотною и обстоятельностью все те сходства и различия, какие существуют между этими вероисповеданиями, так как согласие вероучения должно составлять первое и необходимое условие церковного единения. В шестидесятых и семидесятых годах при сношениях англиканской и американской епископальной церкви с православными церквами Греции и России, с обеих сторон постоянно и настойчиво высказывается и нередко по возможности осуществляется мысль, что важнейшею задачей сношений, прежде всего, должно быть серьёзное взаимное изучение, только на основе которого эти сношения и могут привести к каким-либо существенным результатам, a потому в настоящее время, после разных, неоднократно бывавших исследований и конференций, ни один из самых искренних сторонников единения, конечно, уже не скажет, что англиканство в своем вероучении нисколько не отличается от православия. Многолетняя эпоха сношений выдвинула целый ряд таких догматических пунктов, в которых символические книги и практика англиканства или явно уклоняются от православия, или выражаются не с достаточною определённостью. Отсюда и в настоящее время для сторонников церковного единения все еще остается не устранённою потребность трудиться над сравнительным выяснением вероучения православной и англиканской церквей, чтобы сделать, наконец, возможным прямой и решительный ответ по вопросу об их соединении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Героем нового иранского мультфильма стал ребенок-шахид Москва, 17 ноября 2005 г . По сюжету израильские солдаты убили родителей и брата главного героя – палестинского мальчика Абделя аль-Рахмана. Он был свидетелем преступления и запомнил убийцу. Этому солдату создатели мультфильма дали имя премьер-министра Израиля – Ариэль, сообщают Известия.Ru. Абдель решает отомстить за свою семью, вступив в " группировку сопротивления, сражающуюся с израильтянами " . Провожая Абделя на бой, тетя кричит ему вслед: " Удачи, дорогой, покажи сионистам, какие храбрые палестинские дети! " В следующем кадре – Абдель, надевающий " пояс шахида " . Приближается конвой израильских солдат – они нарисованы в образе чертей. Абдель выдергивает чеку и запрыгивает в грузовик. Яркая вспышка, черный дым, изуродованные тела. Палестинский мальчик подходит к телу Абделя и надевает его окровавленную куфию. Есть кому продолжить дело погибшего шахида. " Самое ужасное в этом мультфильме то, что целевая аудитория – дети, – говорит " Известиям " директор Института исследований СМИ Ближнего Востока Стивен Сталински, который перевел мультфильм с фарси на английский. – Иранский режим уже с детства пытается привить гражданам ненависть к израильтянам. К тому же вещание канала, по которому показали мультфильм, распространяется на США и Европу. Так что создатели ролика рассчитывают и на более широкую аудиторию " . Мультфильм о палестинском террористе-самоубийце – самая громкая " антиизраильская премьера " за последний год. В декабре 2004-го на иранские экраны вышел сериал " Голубые глаза Захры " . По сценарию, израильтяне крадут маленьких палестинцев, а затем распродают их органы. В одной из серий они переодеваются сотрудниками ООН и посещают палестинскую школу – чтобы проверить у учеников зрение. Позднее раскрываются коварные планы «врачей»: выбрать самых здоровых детей и вырвать их глаза. В другой серии телезрители узнают, что президент Израиля остается в живых только благодаря органам, которые ему пересаживают от маленьких палестинцев. Автор сериала – бывший сотрудник министерства образования Ирана. Еще один " хит " иранского телевидения – заставки с фотографией президента США Джорджа Буша и американским флагом. На глазах у телезрителей глава Белого дома превращается в Гитлера, а флаг становится свастикой. " Иранские власти уверены, что смогут с помощью пропаганды в СМИ разжечь ненависть к израильтянам и американцам, – говорит " Известиям " эксперт по Ближнему Востоку британского Королевского института международных отношений Али Ансари. – Однако самим иранцам до этого мало дела – как младшему, так и старшему поколению. Их намного больше интересуют проблемы собственной страны, например высокий уровень безработицы " . 17 ноября 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/15185.html

Арнон (2 Цар 24. 5). В это время Д. находился в сфере влияния Израиля, однако, возможно, Моав смог вернуть под свой контроль территорию к северу от Арнона после смерти царя Соломона. Израильский царь Амврий, согласно сообщению стелы Меши, вел успешные боевые действия против Моава на севере от Арнона, овладел «всеми землями Медевы» и наложил на них суровую дань (4-5-я строки). После смерти царя Ахава Моав вновь обретает самостоятельность. Иорам, внук Амврия, Иосафат из Иудеи и его вассал, царь Эдома, начали совместную военную кампанию против Меши, однако действия их союзников не привели к завоеванию Моава. При Меши Д. становится столицей его царства; на юж. оконечности города, согласно надписи, появляется новый квартал (в тексте:  ; вероятное чтение - Кархо): «Я построил святилище Кемошу в Кархо» (строка 3); «Я построил Кархо, сады и стены акрополя. Я построил ворота, я построил башни, я построил дворец, я построил подпорные стены резервуара внутри города» (строки 21-24). Сама стела, по-видимому, была помещена в святилище Кемоша в Кархо. В кон. IX в. арамейский царь Азаил захватил территории Израиля к востоку от Иордана вплоть до Арнона (4 Цар 10. 32-33), и Моав потерял часть своих земель. Упоминания в книгах пророков Д. (Ис 15. 2; Иер 48. 18) говорят о том, что к этому времени город еще оставался столицей царства. В проклятиях в адрес Моава (Ис 15-16; 25. 10-12; Иер 48; Иез 25. 8-11) есть название не только Д., но и др. городов к северу от Арнона. В период экспансии Ассирии и Вавилона в Сирию, Палестину и Заиорданье Моав присоединился к широкому восстанию против Вавилона и потерял независимость (вероятно, ок. 582). Больше Моав и Д. не занимали ведущих позиций в истории. Снова Д. возникает в письменных источниках как «большой город рядом с Арноном» только в IV в. по Р. Х. ( Euseb. Onomast. 76. 18). Самое позднее упоминание встречается у араб. географа Якута (1-я пол. XIII в.), который писал о дер. Дибан. Раскопки города, необходимость к-рых определяла находка стелы Меши, провели Американские школы исследований Востока в 1950-1951 гг.

http://pravenc.ru/text/171963.html

Триумф Мардохея. Роспись синагоги Дура-Европос (Сирия). Ок. 250 г. В Палестине велись раскопки святых мест на принадлежавших разным конфессиям участках земли, особенно активны были ин-ты, созданные монашескими орденами. Библейская школа доминиканцев (Ф. М. Абель , Л. Венсан , А. Лагранж) с 10-х гг. XX в. вела в Иерусалиме раскопки базилик эпохи имп. Константина, в 20-30-х гг. изучала «вымостку» Антониевой башни и карту-мозаику из Мааина. Итал. ученые-францисканцы (Библейская францисканская школа) начали в 90-х гг. XIX - 10-х гг. XX в. работы в Назарете, Капернауме, Айн-Кареме и древнейших мон-рях, а позже внесли вклад в изучение пустынь Иордании. С ними соперничали основанный в 1865 г. англикан. Палестинский исследовательский фонд, особенно активный в 1934-1948 гг., Американские школы исследования Востока и экспедиции главных ун-тов США (Йельского, Принстонского). В числе их достижений - работы Дж. У. Кроуфута в Герасе (1928-1930, Британская археологическая школа в Иерусалиме); открытия в Дура-Европос и Антиохии на Оронте. К изучению А. х. Палестины и Сирии стремились и российские ученые, до Октябрьской революции 1917 г. опиравшиеся на Русскую духовную миссию в Иерусалиме (1847) и Палестинское православное об-во . Становление метода Дно стекляной чаши с золотой росписью, украшающей локулу в катакомбах Памфилия в Риме. IV в. Дно стекляной чаши с золотой росписью, украшающей локулу в катакомбах Памфилия в Риме. IV в. Развитие метода А. х. в 1-й пол. XX в. отставало от полевых работ. Стратиграфический и типологический подходы осваивали медленно, раскопки ограничивали «очисткой» древней архитектуры, ее обмерами, копированием мозаик и надписей; часто уничтожались средневек. слои (визант., копт. и др.). А. х. оставалась «ведомственной» наукой католич. Церкви, профессионально занимались ею в основном священнослужители, ее изучали в церковных учебных заведениях, большинство светских ученых ею пренебрегали. Рим. школа опиралась на архаичную и противоречивую методику, католич. традиция требовала следовать при анализе определенной иерархии источников: предпочтение отдавалось письменной традиции (библейской, патрологической и др.), А. х. лишь дополняла ее. Это вело зачастую к ошибочным выводам и датировкам. Считалось, что возникновение христианства должно было отчетливо отразиться в древностях I в., в действительности христ. элементы оставались неразличимы в среде античности. А. х. подтверждает их несомненное выделение начиная с 80-х гг. II в.

http://pravenc.ru/text/археологии ...

Мэтр сначала слегка обиделся, что его поправляет какой-то Фридман, а потом публично признал его правоту, Фридмана, конечно, заинтересовала расширяющаяся Вселенная, но как построить из этого астрономическую теорию, он не знал. Вот последние слова одной из его статей: «Пока этот метод (анализ уравнений Эйнштейна. – Авт.) немного может дать нам, ибо математический анализ складывает свое оружие перед трудностями вопроса, и астрономические исследования не дают еще достаточно надежной базы для изучения нашей Вселенной, но в этих обстоятельствах нельзя не видеть лишь затруднений временных. Наши потомки, без сомнения, узнают характер Вселенной, в которой мы обречены жить… И все же думается, что: Измерить океан глубокий, сочесть пески, лучи планет, хотя и мог бы ум высокий – Тебе числа и меры нет!» Несколькими годами позже модель расширяющейся Вселенной стали развивать голландский астроном Деситтер и бельгийский священник-астроном Жорж Леметр. Будучи богословом, Леметр мыслил, что первосгусток, из которого расширяется Вселенная, – как первоатом, или, взяв более точное биологическое сравнение, как первое яйцо, в котором уже заложена судьба его развития и судьба всех, кто из него «вылупится». Экспериментальное подтверждение расширяющейся Вселенной пришло с работами талантливейшего американского астронома Хаббла. Сам он происходил из глубоко верующей семьи, но в отличие от Эддингтона унаследовал не пацифизм, а крайне агрессивное отношение ко злу. Поэтому он, начав с личных юношеских боев с правонарушителями, отвлекался от астрономии на войны с немцами. В качестве морского пехотинца в Первую и в качестве военного инженера во Вторую. В перерывах между войнами он изучал лучевые скорости смещения от нас различных космических тел. Определение это делалось по эффекту Доплера в какой-либо из известных спектральных полос звезды точно так же, как инспектор ГАИ, наведя на нас лазерный луч, по эффекту Доплера измеряет нашу скорость. Чем с большей скоростью удаляется предмет, тем более в красную сторону будет смещаться его излучение, чем с большей скоростью он приближается к нам, тем в более синюю сторону будет смещаться излучение. Чтобы это хорошо запомнилось, приведем расхожий анекдот. Гаишник спрашивает нарушителя: «Почему вы как угорелый пронеслись на красный свет?» Нарушитель отвечает: «Я так быстро приближался, что свет, в согласии с эффектом Доплера, показался мне зеленым!» Далее Хаббл стал измерять расстояния между нами и удаляющимся от нас объектом. В результате на графике «расстояние до нас – скорость смещения» появилась группа точек, которые хорошо укладываются в прямую с коэффициентом пропорциональности Н, который назван постоянной Хаббла. По измерениям Хаббла он равен 500 (мпс – миллипарсек).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gar...

Geikie, Hours with the Bible, I–VI том.; 4) Edersbeim, Bible History, I –VII том. и 5) новейшая монографическая серия под общим заглавием Men of the BibleI – VI том.; 6) Stanley, Lectures on the History of the Jewish church I–III т.; 7) сочинения Мильмана, Греца и др. Особенно много обязаны мы сочинениям Вигуру, Гейки и серии Men of the BibleI, из которых мы пользовались целыми главами и даже отделами, подвергая их лишь такой внешней обработке, которая вызывалась особенностями плана и цели нашей книги. К этим же сочинениям мы отсылаем и за подробной цитологией, из которой мы брали лишь столько, сколько необходимо для того, чтобы показать обыкновенному читателю общий характер тех источников, откуда берется излагаемый в книге материал. 3 Источником для нас в этом отношении служили – роскошное иллюстрированное издание «История Древнего Востока» Ленормана (9-е франц. издание) и известная иллюстрированная Библия Касселя (в Лондоне). Рисунки Доре взяты из американского альбома библейско-исторических картин (Bible Gallery) этого знаменитого художника. 4 См. Vigouroux, La Bible et les Decouvertes modernes ect. Paris 1884, изд. рр. 1–115. Более подробно история библейского рационализма изложена в специальном, двухтомном сочинении того же автора, именно в его: Les Livres saintes et la critique rationaliste, Paris 1880г. Предлагаемый очерк составлен по первой книге, но с дополнениями и из специального сочинения. 8 Замечательно, что в период расцвета у нас так называемого реализма в 60-х годах, наиболее передовые из реалистов высказывали по отношению к нашему духовенству как раз подобное же требование. Они конечно не знали, что повторяли немецкие зады прошлого века, и выставляли подобное требование как «последнее слово» социальной науки. Так повторяется история. 10 Известно было, впрочем, подобное же грубо отрицательное сочинение под заглавием De tribus impostoribus, где рассматриваются как обманщики Магомет, Моисей и Иисус Христос. Сочинение это относили к средним векам, но в действительности оно написано было не раньше половины 18 столетия и принадлежало к зарождавшейся школе немецких рационалистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

И наконец, приходится констатировать, что некоторые психически больные ссылаются в своих разговорах на присутствие в них, по крайней мере в отдельные моменты, посторонней силы, которая наталкивает их помимо воли на определенные мысли, слова или действия. Некоторые из них представляют эту силу, которая ясно диктует негативное поведение по отношению к ним самим и/или к другим, доходящее до убийства или самоубийства, как демоническую сущность. Американские психиатры, обеспокоенные постоянством и схожестью этих упоминаний у индивидуумов из разной социокультурной среды, иногда нерелигиозной, были вынуждены порвать с натуралистической традицией, которая отказывается видеть в этих рассуждениях что-либо иное кроме бреда и поэтому не относится серьезно к содержанию. В качестве рабочей гипотезы они решили рассматривать эти рассказы об общении с бесовскими силами как истинные, иными словами, как будто они соответствовали объективной реальности . Один из них, переписав, изучив и сопоставив «голоса», которые по словам пациентов они слышали, констатировал, что эти «послания» не имели хаотического, неустойчивого и беспорядочного характера, который можно было ожидать от психологической дезориентации, но казались соответствующими совершенно определенному, логичному и связному замыслу и представляли из себя идентифицируемую структуру (pattern), которая могла бы существовать независимо от самих пациентов. Несмотря на смелость гипотезы, из этого учения, которое ограничивается только описательным планом, конечно, нельзя сделать заключение о реальном существовании бесовских сил, как их представляет христианская традиция. Но поразительно, насколько похожи между собой по своим свойствам данная выявленная исследованием структура и то, что христианская традиция подразумевает обычно под бесовскими силами. Одно из самых очевидных бесовских действий — это побуждение к бесстыдным поступкам и постоянная склонность к вредительству. Поэтому епископ Хризостом, представив новые направления в психиатрических исследованиях, заключает: «Мне кажется, что было бы плодотворным … переоценить патристическую космологию Восточной Церкви и извлечь из нее психологическую модель, которая бы включала реальность бесовских сил и воздействие их на человеческое поведение как нормальное, так и патологическое».

http://pravoslavie.ru/2878.html

Это указание на переселение племен на заре истории, как ни кратко оно само по себе, проливает глубоко интересный свет на величайший шаг в умственном развитии человечества, именно на введение алфавита. В течение своего долгого поселения в Египте финикияне научились изображать звуки посредством знаков, заимствованных из священного письма Египтян, и эти знаки сначала были перенесены в Палестину и оттуда распространились ко всем народам востока и запада. Выйдя сначала с одного острова на Персидском заливе, этот народ рано освоился с Средиземным морем, омывавшим берега его страны у подножия Ливана, и распространился с одной стороны на острова Леванта и Эгеи и с другой до еще необитаемых, но богатых берегов Египетской Дельты. Там рыбные ловли сразу открыли новую отрасль промышленности для этого народа, обладавшего особенным инстинктом и способностью к торговле. Соль страны каслухимов и Ливии дала им возможность начать рыбосольный промысел, как это было уже на севере в Сидоне, так как и самое имя Сидон, по мнению некоторых, просто означает рыболовное место, хотя по мнению других оно указывает на то обстоятельство, что один из главных финикийских богов имел форму рыбы. Прибрежные поселения скоро распространились на юг, так как финикияне даже почти еще более славились своей колонизацией, чем торговлей. Устья Нила в то время сплошь покрыты были папирусом и другими водяными растениями, которые теперь встречаются только в Нубии. В водах его было множество огромных крокодилов, гиппопотамов и других больших животных, а камыш давал убежище бесчисленным стаям птиц всякого рода. Но Египтяне с юга, а финикияне с севера, прочищая себе путь, подобно новейшим пионерам американских прерий, с течением времени встретились между собой, и затем началось то близкое общение между ними, которое имело столь благодетельное значение для цивилизации, как напр. в распространении алфавита. Под именем Фута или Пута, третьего сына Хамова, можно разуметь страну, известную в иероглифах под названием Пунт, новейшую турецкую провинцию Хеджа, тянущуюся вглубь от берега Красного моря по северной половине его восточного берега. Жители Пунта массами запродавали себя в наемные войска Тиру и другим государствам, и напр. сражались под знаменами Египта в знаменитой Кархемишской битве, хотя по временам сражались и против самого Египта ( Иер. 46:9 ; Иез. 27:10; 30:5 ; Ливия по-еврейски называется Фут). Они славились также в качестве торговцев на рынках Тира, куда они привозили произведения своих ртутных копей, славившихся по всему миру, а также множество благовоний, которыми также славилась их страна. В надписях и изображениях на памятниках они изображаются странствующим племенем темно-бурого цвета и строго отличаются от оседлых кушитов, в соседстве с которыми они жили. Самое слово Пунт, означающее бегство, в точности указывает на их кочевой образ жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Это то же самое требование толкало сюрреалистов и многочисленных западных артистов и писателей в объятия к коммунистам или народным фронтам в тридцатых или сороковых годах XX столетия. И сегодня в западных обществах стремление к синтезу не исчезло, но оно проявляется в трех основных областях: функциональной, оккультной и революционной. В функциональной области прежде всего речь идет о попытке эстетического наведения порядка в обществе, поскольку возрастает уверенность в том, что человек живет не хлебом единым, но также и красотой. Исследования Райта в Соединенных Штатах, Баррагана в Мексике, Вазарели во Франции имеют этот вектор. Здесь возможно все: как поиски технической имманентности (имманентность Вазарели, питающая компьютеры) и скрыто гностические методы (Райт был учеником Гурджиева), так и углубление в бытие, обнаруживающее тайну, не называя ее (Луис Барраган замечает: «Всякая архитектура, не выражающая ясность, не выполняет своей духовной миссии»). Впрочем, и в «секулярном обществе» ничто не является профанным: «гуманизирующее» наведение порядка в пространстве, если оно стремится быть красивым, спонтанно возвращается к весьма древним символам. Так, в основе проекта Дома Радио в Париже лежит схема оси мира, столь хорошо известная в культуре индийцев. Подъем оккультного отмечается в современной культуре буквально повсюду, например у Бежара в «мессе для нашего времени», с ее заимствованными у нехристианского Востока или ницшеанского дионисийства темами; то же самое мы видим и в американском психоделическом искусстве, вдохновленном, как странные литургии «Живого театра», восточными методиками экстатических медитаций, мистическим эротизмом и наркотиками. Все это — как и многое другое — имеет целью растворить личное существование в безличном абсолюте, впрочем, довольно двусмысленно понимаемом. Наконец, в революционной области наиболее интересные тенденции можно было наблюдать в студенческой среде, где искали некое преображение жизни в празднике, стремились создать такое искусство, которое не расходилось бы более с жизнью. Таковы, например, Лефевр в его «критике повседневной жизни» или Рейш и Маркузе, трансформировавшие в социальный проект древнюю ностальгию по раю. Они критикуют «общество–зрелище», «общество–витрину», где все становится предметом потребления, в том числе и культура, но где ничто более не переживается с творческим накалом. К сожалению, заявляя себя атеистическими, подобные движения добровольно отключают себя от источников всякого подлинного созидания и рискуют осуществить, в конечном счете, всего лишь один праздник — торжество разрушения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010